УдК 001.1 Ю 0/7
Ирина Васильевна Черникова,
доктор философских наук, профессор, Томский государственный университет (534050, г. Томск, пр. Ленина, 36), Томский политехнический университет, (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30) e-mail: chernic@mail.tsu.ru
Трансформация представлений о реальности в науке и философии1
В статье рассматривается, как складывались различные модели реальности в науке и в философской рефлексии. Сравниваются представления о реальности в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах науки, выявляется корреляция с пониманием реальности в трёх парадигмах философствования выделенных Ю. Хабермасом: классической метафизике или парадигме объективности, трансцендентализме или философии субъективности, третьей парадигме философии - парадигме интерсубъективности. Анализируются различные концепции научного реализма: внутренний реализм, метафизический реализм, естественный реализм, перспективный реализм. Отмечается, что применение конструктивистских схем познания, актуализировало дилемму «реализм - антиреали». Проблема реализма анализируется в контексте достижений современной науки и философии. Отмечается, что реализм является основой научного мировоззрения, отказ от реалистической установки неизбежно ведёт к релятивизму. Как наиболее перспективный представлен подход, оформляющийся в контексте философии процесса, и в контексте эволюционно-синергетической парадигмы современной науки, актуализировавшей идеи эволюционной эпистемологии, эпистемологического конструктивизма. Сегодня, когда научное познание трансформируется в технонауку, человек конструирует не только видимый мир, который традиционно обозначался как объективный мир, теперь естественный мир наполняется искусственными созданиями информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий. При этом грань искусственного и естественного стирается, соответственно изменяется представление о реальности. Реальность не рассматривается как внешняя по отношению к познающему, подобно тому, как среда не является внешней по отношению к автопоэтической системе. Познавательный аппарат формировался в процессе эволюции естественного мира. Наука, как продукт сопряжения когнитивной эволюции и эволюции культуры, создаёт новый уровень реальности, заполняемый гибридами природы и культуры.
Ключевые слова: реальность, процесс-система, саморазвивающиеся системы, субъект, познание, конструктивизм, научный реализм.
Irina Vasilyevna Chernikova,
Doctor of Philosophy, Professor, Tomsk State University (36 Lenin Ave, Tomsk, Russia, 634050), Tomsk Polytechnic University, (30 Lenin Ave., Tomsk, Russia, 634050) e-mail: chernic@mail.tsu.ru
Transformation of Reality Interpretations in Science and Philosophy2
The paper highlights the development of various reality models in science and in philosophic reflection. The representations of reality in classical, non-classical and postnonclassical scientific paradigms are compared; the correlation between interpretations of reality in three paradigms emphasized by Jurgen Habermas is revealed: classic metaphysics or objectivity paradigm, transcendentalism or subjectivity philosophy, third philosophy paradigm - paradigm of inter-subjectivity. Various concepts of scientific realism are analyzed: inner realism, metaphysical realism, natural realism and perspective
1 Исследование выполнено по гранту РГНФ 14-03-00371- a.
2 The research is performed within the RHSF project N 14-03-00371- a.
© Черникова И. В., 2014
79
realism. It is noted, that application of the constructivist schemes of cognition actualized the realism dilemma - antirealism. The problem of realism is analyzed in the context of contemporary science and philosophy achievements. It is fixed, that realism is the basis of scientific ideology; denial of the realistic orientation inevitably results in relativism. The approach, developed in context of process philosophy and evolutionary-synergetic paradigm of the contemporary science with actualized ideas of evolutionary epistemology and epistemological constructivism, is considered as more promising. Nowadays, while scientific cognition is transformed in techno-science, human being constructs not only visual world traditionally marked as objective world, at present natural world is complemented with artificial artifacts of information technology, biotechnology and nanotechnology. And the border between artificial and natural disappears, and the representation of reality is changed. Reality is not interpreted as external in relation to the cognoscitive, like environment is not external in relation to auto-poetic system. Cognitive apparatus was designed in the evolution process of the natural world. Science as a product of integration between cognitive evolution and cultural evolution creates new level of reality filled with hybrids of nature and culture.
Keywords: reality, process-system, self-developing system, subject, cognition,
constructivism, scientific realism.
Реализм - это мировоззрение, содержащее убеждение в существовании реальности вне субъекта, это вера в существование внешнего мира, это и система философских построений, в которых анализируются различные представления о реальности с учётом и научных наработок. В эпистемологии реализм трактуют иногда как убеждение в том, что все свойства объекта присущи ему до всякого измерения. Эта позиция была переосмыслена и подвергнута критике в квантовой механике в отношении познания микрочастиц.
Далее под реализмом будем понимать мировоззрение, предполагающее существование внешней относительно субъекта реальности. Спектр модусов реальности может быть весьма широк: от бытия идеальных сущностей до бытия предметов, естественных тел. В традиционном толковании реальность понимается как вещность (реальность - от лат. res - «вещь»). Одно из первых философских значений реальности - реальность как явление, явленность чего-либо. Например, у стоиков реальность есть явление «нечто». В зависимости от «нечто» в дальнейшем свой особый смысл обрели субъективная реальность, объективная реальность, реальность в научном смысле, идеальная реальность, виртуальная и актуальная реальность.
Реальность означает объективное существование, но дана она в чувственном восприятии или в мышлении. То, что не воспринимается, не может быть помыслено, то не явлено и как реальность отсутствует. Реальность - то, что дает пищу воображению, а не само воображение. В этом смысле реальность - антипод воображения.
Субъективная реальность открывается в психологическом аспекте как совокупность чувств, желаний, мыслей индивида, его внутренний мир. Идеальная реальность -явление «нечто», когда это «нечто» создаётся в восприятии, мышлении, созерцании. Виртуальная (от лат. virtualis - «возможный») реальность есть по преимуществу реальность созданных, образованных сущностей. Виртуальные явления характеризуются неким частичным недовоплощенным существованием. Актуальная реальность обозначает реальность как процесс. В этом понятии разрешается тот аспект проблемы реальности вообще, когда важно, каким образом «нечто» становится реальным в истинном значении.
Рассмотрим, как складывались вышеперечисленные версии реальности в научной и философской рефлексии. Классическая наука имела особо тесную связь с истиной, где истина понималась как соответствие знаний действительности (корреспондентская или классическая теория истины). Классическая теория истины связана с представлением о мире «как он есть сам по себе», классическая наука нацелена на объяснение объективной реальности. Развитие науки и научного самосознания характеризовалось постепенным отказом от объективистских притязаний, трансформацией субъектно-объектных отношений в отношение «наблюдаемое - наблюдатель», а в контексте эволюционной эпистемологии это отношения коммуникативного действия (Н. Луман, Ю. Хабермас, У. Матурана ).
При этом особенностью научного мировоззрения является своего рода верность чувству реальности, оно не покидает учёного никогда. Так, В. И. Вернадский, с гордостью носивший звание натуралиста, отмечал, что
реализм есть общая почва науки, учёный исходит из реальности внешнего мира, хотя реальность науки не отвечает тому чувственному образу, который видит человек в окружающем мире [2, с. 276]. Однако понимание природы реальности в науке, в частности в физике, меняется в ходе развития самой науки. Так, представление о реальности в ньютоновской физике задано в механистической картине мира. Представления о реальности в квантово-релятивистской физике существенно иные.
Реальность классической физики - пустое пространство, заполненное веществом. Реальность квантовой физики - сеть взаимосвязей, взаимоотношения различных частей единого целого. Д. Бом так свидетельствует об этом: «Общепринятые классические понятия о том, что фундаментальной реальностью являются именно эти независимые «элементарные составные части» мира и что самые разнообразные системы возникают вследствие различных соединений и взаиморасположений этих частей, превращаются в свою противоположность, что неделимое квантовое единство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью, а эти относительно независимые составные части - только лишь частные единичные формы внутри этого единства [15, с. 96].
В квантово-теоретической онтологии осуществляется отказ от представлений, сложившихся в декартовой физике о существовании реальности самой по себе. Картина реальности в неклассических теориях становится как бы двухуровневой. С одной стороны, в неё входят характеристики объекта, познание которых по-прежнему остаётся целью физики. С другой стороны, определённость этих характеристик детерминирована условиями наблюдения, которые как бы «вплавляются» в характеристики самого объекта.
Следует отметить, что есть и такая точка зрения, согласно которой квантовая механика касается лишь проблемы описания микромира. Становление этой сферы знания происходило в ином порядке по сравнению с классической физикой, где математические модели создавались как формализация наглядных представлений сформированных в эмпирической деятельности. В квантовой механике формирование математического аппарата было закончено до онтологических схем и формирования категориального аппарата.
Исследователи, считающие квантовую теорию не только описанием, но и законом реального мира, пытаются постичь онто-
логию этой новой реальности. В чём же основные особенности квантово-механической реальности? Явления микромира имеют и волновую и корпускулярную природу, микрочастицы не локализованы в пространстве. Как писал Н. Бор, интерпретируя принцип не-определённости, здесь дело не в добровольной позиции субъекта - отказе от чётко определённых атрибутов объекта: ни один результат опыта, касающийся явления, в принципе лежащего вне области классической физики не может быть истолкован как дающий информацию о независимых свойствах объектов (свойствах объектов самих по себе). Более того, эти результаты внутренне связаны с определенной ситуацией, в описании которой столь же существенно, как и объект, входят измерительные приборы, взаимодействующие с объектом [1, с. 283].
Выступая против приписывания самостоятельной реальности измеряемым объектам, Бор не отрицал их объективное существование, он утверждал невозможность задать конкретную определённость существования микрообъектов без ссылки на определённость явления, то есть измерительной ситуации.
В. Гейзенберг также рассматривал квантовые состояния как «бытие в возможности», как тенденции, потенции. Причем, понятие «возможность» в квантовой механике имеет иной смысл, чем в классической. Оно онтоло-гизируется, обретает онтологическую размерность. Вводятся понятия «объективная вероятность», «потенциальная возможность», которые заменяют понятие субстанции (существующее само по себе) в классической физике.
А. Ю. Севальников, автор исследования онтологии квантового мира, характеризует мир возможного как менее реальный, чем наш, так как он ещё не осуществлён, и одновременно, более реальный, так как он более богат и «состоит» из сосуществующих друг с другом возможностей. В классической физике бытие «сплющилось» лишь до бытия наличного, теперь же квантовая механика возвращает нас к забытой картине множественного бытия, полионтичной картине мира [12, с. 77].
Принцип суперпозиции, один из принципов квантовой механики, утверждает, что квантовый объект до измерения существует вполне объективно, но находится в «размазанном», «суперпонированном» состоянии, то есть сразу во всех допустимых состояниях. Это называют «бытие в возможности» [12, с. 80-108]. Причём, состояния микрочастиц
не только сосуществуют, но и взаимодействуют. В описании ситуации, когда частица находится в суперпонированном состоянии, мы сталкиваемся с нарушением закона логики «истинно либо А, либо не А, третьего не дано». Из двух высказываний «здесь есть Х», «здесь нет Х», одно обязательно должно быть ложным. Для суперпонированных состояний существуют промежуточные ситуации, для которых остается неопределённым, ложно или истинно подобное высказывание. Во время наблюдения, которое является си-нергийным актом взаимодействия объекта и прибора, формируется квантовый феномен, который оказывается по сути синергийным эффектом. С. В. Вавилов, размышляя над квантовыми феноменами, отмечал, что «сознание не просто "свидетель физики", а физический фактор» [6].
Математизация науки, развитие знания в логико-семантическом аспекте, вкупе с квантовой физикой, обозначили контуры неклассической науки, где реальностью науки стала реальность опыта, реальность, сопричастная условиям познания. Цена, которой оплатили участие наблюдателя, стала реальность за пределами опыта. Наиболее крайнюю позицию заняли представители логицизма: «быть реальным в научном смысле, значит быть элементом системы» [5, с. 301]. Реальность для сторонников аналитического мышления складывалась не из вещей, а из фактов (логический атомизм Л. Витгенштейна). Но и в этом случае чувство реальности учёного «подталкивало» на позиции реализма в его новых формах - критический реализм.
Объекты постнеклассической науки - это саморазвивающиеся системы. Процессы самоорганизации - это реальность, но модус, способ существования её, иной. Обозначая особенность реальности, изучаемой синергетикой, можно использовать термин «неявленная реальность». Акты самоорганизации есть то ядро, которое, будучи невидимым и актуально непрорисовываемым, присутствует и обеспечивает синергетический дискурс -рождение содержания и смысла не присущего элементам системы. Так, рассматривая полотна художников в картинной галерее, мы начинаем выделять картины одного мастера, незримо присутствующего и организовывающего наше восприятие.
Реальность постнеклассической науки спонтанна, важнейшее свойство самоорганизующихся систем, это автопоэзис - самообновление, самопроизводство. Если применить к развитию наших представлений
о реальности гегелевскую схему эволюции «тезис-антитезис-синтез», можно обозначить логику развития следующим образом. Реальность классической науки - «вещность» или «нечто» (тезис). Реальность неклассической науки - «бытие возможного» или «ничто» (антитезис). Реальность постнеклассической науки - процесс (синтез). Сущее предстает как сложная многоуровневая процесс-система.
Трансформации моделей реальности, осуществляемые современной наукой, станут более понятны, будучи соотнесёнными с реальностью, понятой в философском смысле. Философская рефлексия по поводу реальности наиболее богата всевозможными оттенками. Согласно теории Ю. Хабермаса о трёх парадигмах философствования, в истории философии можно выделить: парадигму объективности (античность, средневековье); парадигму субъективности (Новое время, или от Декарта до Канта включительно); парадигму интерсубъективности.
В парадигме объективности господствует натуралистическое мировоззрение, восприятие реальности обусловлено её - реальности светом, гармонией сущего. Декарт сделал первый шаг на пути философии субъективности. В дуалистической картине мира природная реальность - протяжённость. Мышление предстает как реальность, доступная сознанию непосредственно. Кант извлёк из картезианского «cogito» эпистемологические выводы, осуществив философское обоснование онтологии Декарта. Кант показал, что субъект не может претендовать на зеркальное отражение реальности, ибо воспринимаемый объект проструктурирован в восприятии свойственной субъекту внутренней организацией (априорные функции разума). Внешняя реальность (вещь в себе) привносит в опыт только содержание, в то время как его форма зависит от субъекта. В кантовском трансцендентализме человек отождествляется с субъектом, он воспринимает себя не как целостный организм, а как разум, некое «эго», существующее внутри тела. Отсюда и реальность воспринимается как действительность, доступная разуму. Это совсем не одно и то же, что реальность, доступная человеку.
В неклассической философии преодолевается субъективизм, но речь идёт о его снятии в гегелевском смысле, а не об элиминации. Версии снятия субъективизма представлены в парадигме интерсубъективности. Благодаря Марксу, Ницше и Фрейду, была поставлена под сомнение очевидность сознания. «Декарт победил сомнение в вещи при
помощи очевидности сознания, а эти трое победили сомнения в сознании путем истолкования смысла. Начиная с них, «понимание становится герменевтикой» [11, с. 54]. Здесь П. Рикер говорит о реальности, которая открывается субъекту не в созерцании и мышлении, а в акте воли.
Репрезентативный характер сущего являлся коррелятом возникновения человека в качестве субъекта. «Смерть» субъекта повлекла отказ от реальности явленной в субъектно-объектном ракурсе. Разрыв с трансцендентализмом, произведённый в экзистенциальной философии, предвосхитили русские философы. Так, С. Л. Франк, П. А. Флоренский высказывают идею самоактивности бытия. «Абсолютный реализм» С. Л. Франка отправляется не от сознания, а от бытия. Его формула реальности - это действительность плюс идеальное бытие. Действительность -то, что подлинно есть, она складывается не только из материальных, но и душевных явлений. Идеальное бытие понимается в платоновском смысле.
Наиболее радикальным в парадигме интерсубъективности в онтологическом плане стал структурализм. У Лакана реальный объект, отражаясь в зеркале сознания, утрачивает свою реальность, превращаясь в образ -феномен сознания. Реальность, в которой живет человек, есть символическая реальность. Порядок символического конституируется не человеком и не духом, конституирующим человека, но он сам конституирует человека» [14, с. 329]. Язык - та сеть, покрывающая совокупность вещей, действительность в целом. Он вписывает реальность в план символического.
М. Фуко порывает с трансцендентализмом, отказавшись верить в смысл, порывает с традицией считать субъекта дарителем смысла, а реальность - совокупностью незыблемых принципов (порядок). «Точка разрыва - это тот момент, когда Леви-Стросс для общества, а Лакан для бессознательного показали нам, что "смысл", возможно, есть поверхностный эффект, отсвет, пена, а то, что глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас и что нас поддерживает во времени и пространстве - это система» [4, с. 312]. Порядок, в соответствии с которым конституируется знание, по Фуко, определён эпистемой - исторической совокупностью отношений, которые объединяют дискурсивные практики.
Корреляции реальности, открывающейся философскому сознанию и реальности, понятой научным способом, становятся очевид-
ны, когда соотносим парадигмы научности и парадигмы философствования. Имеется в виду типология науки В. С. Степина (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука) и классификация парадигм философии Ю. Хабермаса (классическая метафизика или парадигма объективности, трансцендентализм или философия субъективности, третья парадигма философии - парадигма интерсубъективности).
Натурализм как научное мировоззрение и философская парадигма объективности понимает реальность как вещность. Неклассическая наука и трансцендентализм открывают реальность отношений, взаимосвязей, опыта. Постнеклассическая наука и философская парадигма интерсубъективности обозначили неявленную реальность - порядок (система, форма).
Внутри синергетики, также как у структуралистов Лакана и Фуко, присутствует некое ядро, обеспечивающее синергетический дискурс. Реальность - язык в лингвистической философии и реальность - текст, а время - грамматика текста в научной модели
В. В. Налимова. Вывод, который авторы книги «Реальность нереального» делают, проследив метаморфозы реальности в научном познании,таков: «реальное-нереальное - это всего лишь проблема статуса, а не бытийно-сти» [10, с. 189].
Идея статусности, многослойности, уров-невости реальности представляется нам наиболее продуктивной. Заметим, что можно обозначить параллели в описании реальности не только между наукой и философией, но и способом отображения реальности в искусстве, в частности в живописи. Реальность -вещность отображается в жанре «реализм», реальность как отношения раскрывается в импрессионизме, реальность как система, форма - в сюрреализме, абстракционизме.
Сказанное позволяет допустить, что в культуре как целостности её различные составляющие - формы общественного сознания, «владеют», соответственно, разными реальностями: реальность мифа есть им-магинативная реальность, реальность обыденного сознания есть вещная реальность, реальность науки и философии рассмотрены выше. Показана корреляция, возникающая между ними. И это свидетельствует о том, что все виды реальности есть не что иное, как расщепление в зеркале сознания человека единой реальности. Существует несколько проектов, в русле которых реальность высвечивается разными способами.
С позиций онтологии процесса нельзя взирать на реальность как зритель - со стороны, необходимо участвовать, одновременно, изменяя её, и себя. Процесс представляет собой систему взаимодействующих динамик, процесс-систему, в которой формируются смыслы, в ходе самоорганизации структур формируется равновесие - синергетический проект; мир не существует как вещь в себе. Независимо от интерпретаций, реальность конституируется сознанием - феноменологический проект; любой объект познания включён в некий заранее истолкованный контекст, за рамками которого находятся другие, тоже истолкованные контексты - герменевтический проект. Последнему П. Рикер придал онтологический смысл: понимание - не чистое мышление, но акт воли, не только способ познания, а способ существования бытия, которое существует, понимая.
Проблема реальности существует как проблема там, где проявляется безоснов-ность, она созвучна теме отчуждения. Последняя проявлялась по-разному и описывалась Фихте, Шиллером, Марксом, Фроммом. В основе отчуждения лежит отпадение человека от бытия. Апология расщепённой личности созвучна теме реальности. Как уже отмечалось, человек формирует все проекции реальности. В этих проекциях видна его (человека), природа, его триединство. Человек - это триединство: дух - душа - тело. Не потому ли мы обнаруживаем эту структуру в разных аспектах реальности? В метафизическом - это гегелевская триада: логическое -природное - человеческое. В физическом -это информация - материя - энергия. В религиозном (трансцендентном) - Бог Отец - Бог Сын - Бог Дух Святой. В лингвистическом аспекте - трёхчлен Лакана «реальное - воображаемое - символическое». Преодоление проблемности в теме реальности - это преодоление картезианского дуализма, бинарного существования, но преодоление через снятие1.
Тематизация реальности имеет не только онтологический, но и гносеологический аспект. В гносеологическом аспекте реальность дана в субъектно-объектном ракурсе, как данная сознанию, проявленная сознанием. Х. Патнэм называет это внутренним реализмом. Именно в этом аспекте разворачивалось многообразие реализма, генерировались различные версии реальности.
1 Снятие - категория гегелевской диалектики, обозначающая отрицание, но отрицание не разрушающее, а удерживающее то, что устойчиво в процессе и обеспечивает преемственность развития.
Онтологический аспект, в терминах Патнэма, метафизический реализм раскрывается не как объект рефлексии, но как процесс-становление и как эпистемология соучастия. Под эпистемологией соучастия понимается метод образной интуиции (Р. Тарнас). Воображение вступает в прямую связь с созидательным процессом внутри природы, составляет часть присущей миру внутренней истины. Познание и развитие внутренней жизни оказываются одним целостным процессом.
Современная философия в герменевтическом проекте, приобретающем онтологическую полноту через психоанализ, и наука в виде эволюционно-синергетической парадигмы, формируют смысловой контекст, в котором осуществляется становление онтологии реальности с участием сознания.
Лингвистический поворот в философии означал, что, начиная с ХХ в., язык из средства общения, отображения мира стал расцениваться как нечто самостоятельное. Если нельзя выйти за пределы языка, то как убедиться в том, что мы правильно именуем предметы? Как соотносятся истина, язык и реальность? В логическом позитивизме и отчасти в постпозитивизме реальность отождествлялась с языком, на котором науки описывают действительность. Огромное влияние на научное мировоззрение оказали идеи Л. Витгенштейна.
В ранний период творчества Витгенштейн трактовал язык как логическую конструкцию, вне связи с реальной жизнью. В позднем периоде он понимал язык как живое явление, бытующее в коммуникации, как набор многообразных практик и форм жизни, названных языковыми играми. Язык задает видение реальности, границы языка означают границы мира. Из объектов в той или иной их конфигурации складываются факты и события, из которых и состоит мир, «мир состоит из фактов, а не из вещей». Революционное значение Витгенштейна для западного мышления состояло в том, что он традиционной концепции, где язык - система значений (теория референции) противопоставил концепцию «язык-деятельность», что и обусловило обращение философии науки к социальной жизненной практике.
Научному реализму как убеждению в независимом существовании объектов и процессов, описываемых теориями, потребовалось вновь обратиться к осмыслению вопросов онтологии. Являются ли объекты, изучаемые физиками, реальными или они конструкты разума, способные организовы-
вать наш опыт? После Гуссерля и Витгенштейна натуралистическая позиция в философии рассматривалась как анахронизм. Казалось, что реальность трансформировалась в знаки, символические формы и «вещи сами по себе» утрачены для познания. При этом существование внешнего мира не отрицалось философами, скорее утверждалось, что проблема внешнего мира не представляет философского интереса. «Интерес для философии и теории науки представляет мир знания, в котором являет себя внешний мир. Интересно конструирование реальности, прочитанной в знаках и символах, книга реальности, пишущаяся вновь и вновь различным образом в языках культур» [3, с. 89].
Рассмотрев трансформации понимания реальности с позиции философии, обратимся к проблеме реальности в контексте научного познания. Понимание того, что и философия, и наука имеют дело не с предметами, а с понятиями, не снижает актуальности реализма как мировоззрения и как важнейшей установки эпистемологии. Научный реализм, позиция учёного, который не только не забывает про существование внешнего мира, а рассматривает как главную цель приведение теоретических построений в соприкосновение с реальностью. Вопрос в том, что понимается под реальностью?
В математике реальность трактуется в аспекте номинализма. Математическая реальность специфична, математик сам конструирует «свою Вселенную», остальные вынуждены экспериментировать во Вселенной созданной не ими. Реальность физика, применяющего математические методы и модели, это модель природной реальности выраженная математически.
Проблема научного реализма, как утверждает Я. Хакинг в работе «Представление и вмешательство» это вопрос о существовании1. Я. Хакинг в своей книге обсуждает те же волнующие вопросы о релятивизме, рациональности, объективности знания, но погружает их в иной контекст - в проблематику научного реализма: «Философы долго делали из науки мумию. Когда же труп был, наконец, распеленут и философы увидели останки исторического процесса становления и открытия, они придумали для себя кри-
1 Реализм иногда смешивается с материализмом, всё существующее построено из малых частичек, образующих материю. Такой материализм реалистичен относительно атомов, но нереалистичен относительно полей. Заметим, что в данном случае речь идёт не о материи, а о веществе. Реальность изначально трактовалась как вещность.
зис рациональности» [13, с. 17]. Начиная с XVII в., развитие естественных наук - это поле взаимоотношения представления и вмешательства. Признаками этого кризиса были, как считалось, психологизм, историзм, релятивизм, с которыми философы науки стремились бороться. Однако, эта ситуация была следствием мумифицирования науки.
Представление - это не иллюзия, не имитация (ментальная или лингвистическая) фактов и вещей. Представление - продукт эволюции социальной в направлении когнитивной. Представления как блоки, из которых конструируется социальная реальность, в формировании представления участвуют когнитивные механизмы и социальная коммуникация.
С позиций научного реализма объекты, состояния и процессы, описываемые теориями, существуют на самом деле. Сложность возникает с объектами, которые непосредственно не наблюдаемы. Следует ли относить теоретические объекты в класс вещей, которые существуют? Например, существуют ли фотоны, кварки или они являются продуктом наших представлений? Человек является представляющим существом и его представления культурно обусловлены. Но, отмечает Хакинг, если бы реальность была просто свойством представления, то реализм не был бы проблемой ни для философии, ни для эстетики. Эта проблема возникает потому, что у нас есть альтернативные системы представлений [13, с. 152].
Я. Хакинг выделяет реализм относительно объектов и реализм относительно теорий. Реализм относительно объектов заключается в убеждении, что достаточно большое количество теоретических объектов действительно существует. Анти-реализм - это убеждение в том, что теоретические объекты -фикции, логические построения, привлекательные для построения мира. Реализм относительно теорий утверждает, что научные теории являются истинными, либо ложными независимо от того, что мы знаем. Наука, по крайней мере, стремится к истине, а истина, это то, как устроен мир. Анти-реализм находит поддержку в знании как чистом представлении. Это Я. Хакинг называет философским цинизмом. Естественные науки как поле, где представления стыкуются с вмешательством. Реальным, согласно Я. Хакингу, мы можем считать то, с чем мы можем вмешиваться в мир, для того чтобы действовать на что-либо ещё, или то, что мир может использовать, чтобы влиять на нас.
Концепция научного реализма является предметом исследования американского философа Х. Патнэма. В ходе эволюции взглядов философ выделил несколько форм реализма: метафизический реализм, внутренний реализм, естественный реализм. Тезис метафизического реализма: мир состоит из некоторой фиксированной общности объектов, независимых от разума. Тезис внутреннего реализма: вопрос о том, из каких объектов состоит мир, осмысленно задавать только внутри некоторой теории или описания. Естественный реализм обосновывает реальность объектов обыденного восприятия, объявляя тем самым опыт восприятия реальностью с человеческим лицом.
Понятие перспективного реализма введено Р. Гиром в его книге «Наука без законов», где автор выделяет оппозицию «закон-модель». Х. Ленк выдвигает средний вариант, предлагая сохранить и модели, и законы, и теории. Теории идут дальше приспособления к истине, каждая из них - это сложный интерпретационистский конструкт, некоторый способ обращения, как со срезами внешнего мира, так и с идеальными конструктами. Мир реален, но каждое представление о нём и его частях или сущностях в нём всегда выражено с точки зрения перспектив, является «интер-претационистским», несёт на себе печать интерпретации, является результатом схематизации, зачастую также теоретически «нагружено» Каждое такое представление следует понимать как схематически интерпретацио-нистское и даже деятельностно структурированное. Вводить модели вместо теорий явно недостаточно, нужны и модели и законы, и теории. А потом можно обсуждать, как эти аналитические решения связаны, так сказать, с реальными ситуациями и их объяснениями в каждом отдельном случае [9, с. 299-300].
У. Куайн, чьи работы сосредоточены в проблемном поле семантики, тем не менее, разделяет реалистическое мировоззрение. В статье «О том, что есть?», в работе «Слово и объект» он рассматривает вопрос о реальности как онтологическую проблему в связке с семантической проблемой значения. Наука пользуется абстрактными понятиями и идеальными объектами. Тем самым она даёт бесконечный простор для несогласия, о том, что есть. В философии сложился двойной стандарт в оценке существующего: «один смысл слова "существовать" для конкретных объектов, другой - для абстрактных, который отрицает онтологию, при этом пользуясь её
выгодой, разрастается вследствие капризов обыденного языка» [7, с. 273].
Позитивисты решают проблему «хирургически», опираясь на методологический приём - бритва Оккама, они полагают, что вопросы философии - это вопросы языка. Куайн же считает, что философия более полезна в осуществлении так называемого «семантического восхождения». Онтологический спор должен перерастать в спор о языке, но не следует спешить с выводом о том, что «есть», зависит от слов. Переводимость вопроса в семантические термины ещё не показатель того, что это лингвистический вопрос [7, с. 339]. Пользуясь терминологией Витгенштейна, Куайн говорит о науке в контексте языковой игры, однако он является сторонником соотнесения науки с её чувственными данными, отличая научные игры от других известных языковых игр, таких как проза и поэзия.
Помимо лингвистического аспекта (мир дан нам не сам по себе, а в сквозной прони-занности языком), Куайн рассматривает ещё один аспект проблемы существования, назовём его психологическим. Реальность дана нам в восприятии. Но что следует считать наблюдением? Известно, что сетчатка воспринимает световые лучи в двух измерениях, но видим мы вещи в трёхмерном пространстве. Что в таком случае считать наблюдением -бессознательное двухмерное наблюдение или осознанное трёхмерное постижение?
Проблема реализма стала ещё актуальней в свете идей, развиваемых в социологии науки (Кнор-Цетина, Латур) и истории науки (Кун, Поланьи, Фейерабенд). Роль эмпирических данных принижалась, а культурный релятивизм усиливался. Хэнсон поставил под сомнение наблюдение и эксперимент на том основании, что данные наблюдения всегда определённым образом интерпретируются. Опытный физик смотрит в аппарат и видит излучение х-лучей. Начинающий физик, смотря в ту же самую точку, наблюдает металлический прибор, снабжённый проводами, болтами, лампами и кнопками.
Ответ Куайна на попытку дискредитировать идею наблюдаемости заключался в том, что обсуждать наблюдаемость вне семантического контекста («предложения наблюдения») невозможно, но это не повод для эпистемологического нигилизма. «Я сторонник соотнесения науки с её чувственными данными», - говорит Куайн, отстаивая концепцию натурализованной эпистемологии. Старая эпистемология пыталась включить в
себя естественную науку, она строила её из чувственных данных. Напротив, эпистемология в её новом облике сама включена в естественную науку как раздел психологии. Но при этом и прежнее притязание на включение естественной науки в рамки эпистемологии сохраняет свою силу. «Я сторонник соотнесения науки с её чувственными данными», - заключает У. Куайн [8].
Идеи Куайна легли в основу эволюционной эпистемологии и современных подходов когнитивной психологии, рассматривающих возможности использования синергетического подхода для понимания когнитивных процессов. Для понимания природы восприятия, воображения, мышления применяются такие конструкты как автопоэзис, спонтанность, сложность, динамический хаос, когерентность, нелинейная динамика, операциональная замкнутость, коэволюция.
Перспективным взглядом на проблему научного реализма представляется позиция известного современного философа Д. Ден-нета. Его философские представления о реальности выстраиваются в контексте эволюционного и натуралистического мировоззрения, в рамках которого в современной науке
складывается картина реальности как процесса. Образ реальности-процесса формировался в философии процесса А. Бергсона, Уайтхеда, Тейяра де Шардена, но в научных концепциях модель реальности-процесса складывается именно в эволюционно-синергетической парадигме.
В рамках одной статьи не представляется возможным более подробно рассмотреть различные модели реальности-процесса, формируемые различными науками, дать сравнительный анализ физической, биологической, социальной реальности, формируемых в рамках эволюционно-синергетической парадигмы. Рассмотрев проблему реализма в контексте достижений современной науки и философии, отметим, что реализм является основой научного мировоззрения. Представления о природе реальности формируются на основе достижений современной науки и находят осмысление в философии. Наиболее перспективным нам представляется подход, оформляющийся в контексте философии процесса, понимание, что реальность суть процесс. Отказ от реалистической установки неизбежно ведёт к релятивизму.
Список литературы
1. Бор Н. Избранные труды. Т. 2. М.: Наука, 1971. 391 с.
2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
3. Зандкюлер Х. И. Репрезентация, или как реальность может быть понята философски // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 81-90.
4. История философии: Запад. Россия. Восток. Кн. 4. М.: Греко-латинский кабинет, 1999. 448с.
5. Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике. М.: Издательство иностранной литературы. 1959.
6. Келер В. Научные заметки С. В. Вавилова // Химия и жизнь. М. 1975. № 1.
7. Куайн У. Слово и объект. М.: Праксис; Логос, 2000. 386 с.
8. Куайн У. Эмпирические свидетельства // Вестник Московского университета. Сер. Философия. 2003. № 3. С. 3-20.
9. Ленк Х. Оперативные и теоретико-деятельностные аспекты технологической теории науки // Человек. Наука. Цивилизация. М.: Канон+, 2004. С. 296-301.
10. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. М.: Мир идей, 1995. 432 с.
11. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. 386 с.
12. Севальников А. Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. М.: ИФ РАН, 2003. 144 с.
13. Хакинг Я. Представление и вмешательство. Начальные вопросы философии естественных наук. М.: Логос, 1998. 380 с.
14. Эко У. Отсутствующая структура (введение в семиологию). М.: МГУ, 1999. 625 с.
15. Bohm B., Hiley B. On the Intuitive Understanding of Nonlocality as Implied by Quantum Theory // Foundations of Physics. 1975. Vol. 5. P. 96.
References
1. Bor N. Izbrannye trudy. T. 2. M.: Nauka, 1971. 391 s.
2. Vernadskii V. I. Filosofskie mysli naturalista. M.: Nauka, 1988. 520 s.
3. Zandkyuler Kh. I. Reprezentatsiya, ili kak real’nost’ mozhet byt’ ponyata filosofski // Voprosy filosofii. 2002. № 9. S. 81-90.
4. Istoriya filosofii: Zapad. Rossiya. Vostok. Kn.4. M.: Greko-latinskii kabinet, 1999.
448 s.
5. Karnap R. Empirizm, semantika i ontologiya // Znachenie i neobkhodimost’: Issledovanie po semantike i modal’noi logike. M.: Izdatel’stvo inostrannoi literatury. 1959.
6. Keler V. Nauchnye zametki S. V. Vavilova // Khimiya i zhizn’. M. 1975. № 1.
7. Kuain U. Slovo i ob”ekt. M.: Praksis; Logos, 2000. 386 s.
8. Kuain U. Empiricheskie svidetel’stva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. Filosofiya. 2003. № 3. S. 3-20.
9. Lenk Kh. Operativnye i teoretiko-deyatel’nostnye aspekty tekhnologicheskoi teorii nauki. // Chelovek. Nauka. Tsivilizatsiya. M.: Kanon+, 2004. S. 296-301.
10. Nalimov V. V., Drogalina Zh. A. Real’nost’ nereal’nogo. M.: Mir idei, 1995. 432 s.
11. Riker P. Germenevtika i psikhoanaliz. Religiya i vera. M.: Iskusstvo, 1996. 386 s.
12. Seval’nikov A.Yu. Sovremennoe fizicheskoe poznanie: v poiskakh novoi ontologii.
M.: IF RAN, 2003. 144 s.
13. Khaking Ya. Predstavlenie i vmeshatel’stvo. Nachal’nye voprosy filosofii estestvennykh nauk. M.: Logos, 1998. 380 s.
14. Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura (vvedenie v semiologiyu). M.: MGU, 1999.
625 s.
15. Bohm B., Hiley B. On the Intuitive Understanding of Nonlocality as Implied by Quantum Theory // Foundations of Physics. 1975. Vol. 5. P. 96.
Статья поступила в редакцию 26.04.2014