Медиасреда. 2023. № 1. С. 73-77. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 73-77. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 8Г27
DOI 10.47475/2070-0717-2023-10114
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ В РОССИЙСКИХ НОВЫХ МЕДИА Валерия Сергеевна Хисамутдинова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная работа посвящена анализу актуальных тенденций функционирования политической метафоры в российских новых медиа. Целью статьи стало выявление отличий между традиционной политической метафорой, представленной в выступлениях политиков и материалах средств массовой информации, и современной метафорой, существующей в интернет-текстах.
Теоретической базой исследования послужили труды на тему механизма действия метафоры (О. И. Глазунова, В. А. Курдюмов, Л. А. Семенова, А. Ченки), а также классификации основных метафорических моделей и их реализации в текстах (А. П. Чудинов, Р. Д. Керимов, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов). Эмпирическую базу составили публикации, размещенные в Telegram-каналах «Екатерина Шульман» и «Дмитрий Медведев» и освещающие различные политические сюжеты: российские муниципальные выборы, политика иностранных государств и взаимодействие Российской Федерации с этими странами, реакция российского гражданского общества на различные события. Выбор материала обосновывается высокой метафоричностью текстов авторов указанных интернет-ресурсов.
В статье описаны доминирующие в новом политическом дискурсе метафорические модели, а также их прагматическое значение - дискредитация политического оппонента. Выявлены характерные функции современной метафоры, степень ее экспрессивности и лексические особенности. Определены причины трансформации. Автор приходит к выводу, что изменения вызваны влиянием культуры потребления информации в интернете и дефицитом внимания как ресурса, предоставляемого пользователем автору в обмен на контент. Второй причиной являются особенности российской и мировой политических систем: разобщенность ее участников, высокая скорость возникновения ситуаций, оцениваемых политическими субъектами как кризисные.
Ключевые слова: новые медиа, политика, коммуникация, метафора.
Для цитирования: Хисамутдинова В. С. Трансформация политической метафоры в российских новых медиа // Медиасреда. 2023. № 1. С. 73-77. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10114
For citation: Khisamutdinova V. S. Transformation of Political Metaphor in Russian New Media. Mediasreda. 2023; 1: 73-77. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10114
В последние годы в политические процессы вовлекаются большие группы людей. Политический дискурс играет заметную роль в информационном пространстве, в том числе это важная составляющая коммуникации на платформах новых медиа. К данной цифровой среде относятся «высокотехнологичные интерактивные интернет-медиа, обладающие потенциалом гипермедийности и мобильного доступа к контенту» (Носовец 2016: 45). Благодаря описанным свойствам новые медиа позволяют пользователям решать различные задачи: находить и потреблять информацию об актуальных мировых событиях, самостоятельно создавать и распространять тематический контент, вступать во взаимодействие с другими авторами политических высказываний, формировать сетевые сообщества единомышленников, организовывать общение между представителями политических институтов и гражданами.
Важной составляющей политической коммуникации всегда была метафора, которая рассматривается как одна из основных ментальных операций, совершаемых людьми (Чудинов 2013). Этот процесс строится на поиске аналогий между двумя явлениями, в результате чего слова, употребляемые для обозначения одного объекта, используются для обозначения другого объекта на основе их сходства (Глазунова 2000). Область, к которой принадлежит исходное явление и откуда извлекается метафора, принято называть донором (или областью-источником), целевая область, в которой находится явление, уподобляемое первому, и применяется извлеченная метафора, - реципиентом (или областью-мишенью) (Курдюмов, Семенова 2022).
Метафора является инструментом осмысления реальности: человек более глубоко понимает неизвестные, а также абстрактные понятия (идеи, эмоции), если с помощью метафоры они «приближены» к изученным материальным явлениям. Метафора выстраивает связь от более понятного к менее понятному. (Ченки 2002). В то же время метафора отражает уже существующие представления человека об окружающем его мире, помогает выразить ценности как одного субъекта речи, так и целой культурной общности (Кан 2021).
Главная функция метафоры в политической коммуникации - воздействие на аудиторию. Это объясняется природой политического дискурса: политическое высказывание не является объективным, оно направлено на формирование у адресанта определенной эмоциональной оценки и побуждение к действиям, которые соответствуют интересам адресата (Качанов 1994). Каждый прием должен содействовать достижению данных целей.
Метафора как инструмент воздействия особенно эффективна, поскольку обращается к опыту человека (индивидуальному и национальному) и поэтому является понятной. Она выражает в краткой и образной форме сложные взаимоотношения между субъектами социально-политических процессов (Фатьянова 2021), конструирует политическую модель мира, выделяя некий аспект ситуации как наиболее важный или, наоборот, отвлекает от него внимание аудитории (Чудинов 2001). Кроме того, оценочные характеристики, выражаемые с помощью метафоры, помогают аудитории соотнести соотнести собственные ценности и опыт с ценностями и опытом субъекта политической коммуникации (Скрипаль 2011). На основе их совпадения или несовпадения аудиторией принимаются политические решения.
Примечательно, что «политической» может стать любая метафора, включенная в соответствующий контекст, тематическое окружение (Беззубикова, Кайгородова 2021).
При этом выбор явлений из различных сфер жизни, с помощью которых через метафору осмысляется политическая реальность, почти не ограничен. А. П. Чудинов сформулировал подробную систему классификации политической метафоры (Чудинов 2013):
1. Антропоморфная метафора. В основе любого метафорического переноса стоит восприятие реальности такой, какой видит ее человек. Областью-источником метафоры становятся явления из собственного опыта разнообразных физиологических состояний и личных отношений человека. Наиболее распространены метафорические модели, где исходное явление относится к понятийным сферам «Части тела», «Чувства и эмоции», «Физиологические действия», «Болезнь», «Секс», «Родство».
2. Природоморфная метафора. Политические процессы осознаются и характеризуются через понятия, соотносимые с миром природы. Областями-источниками чаще всего являются сферы «Животные», «Растения», «Неживая природа», «Атмосферные явления».
3. Социоморфная метафора. Можно также говорить о том, что человек при создании метафоры может опираться на известную ему социальную картину и опыт общественных взаимоотношений. К понятийным-сферам источникам в данном разряде метафор относятся сферы «Преступное сообщество», «Религия», «Игра», «Театр (цирк, эстрада)», «Спорт», «Война», «Бюрократия и делопроизводство», «Деньги».
4. Артефактная метафора. В качестве области-источника выступают предметы и состояния предметов, созданные человеком, артефакты: «Дом», «Механизм», «Инструмент», «Компьютер», «Домашняя утварь», «Еда», «Одежда», «Система коммуникаций», «Прочность/непрочность», «Порядок/беспорядок».
Внутри описанных метафорических моделей могут быть выделены фреймы - фрагменты языковой картины мира, которые структурируют концептуальные сферы и модели (Керимов 2013). Фрейм также можно охарактеризовать как «описание типизированной ситуации» (Баранов, Караулов 1991: 188).
Метафора, реализованная в высказываниях профессиональных политиков, а также в текстах, опубликованных в традиционных средствах массовой информации, хорошо изучена исследователями политического дискурса. Однако метафора, использующаяся в текстах новых медиа, отличается от нее. Становится возможным выделение тенденций функционирования современной метафоры. В качестве примеров проявления трансформации метафора рассматриваются тексты, опубликованные в Telegram-каналах политолога Екатерины Шульман (признана иностранным агентом) и заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева.
Первая тенденция: метафора становится более агрессивной, шокирующей, токсичной, снижается ее иносказательность. Этот процесс связан с новой культурой потребления данных. В условиях постоянного пребывания среди потоков контента внимание и его способность воспринимать информацию воспринимаются как ресурс. При этом чем в большем количестве человеку предлагается информация, тем в большем дефиците находится ресурс внимания (Simon 1971). Для удержания пользователя в тексте должны быть яркие, запоминающиеся элементы. В контексте метафоры это обозначает использование в качестве областей-источников метафоры сфер, которые с большей долей вероятности вызовут сильные (чаще всего негативные) эмоции у аудитории: болезни, криминальная деятельность, война, секс.
Метафорическая модель «Политические оппоненты - это больной организм» встречается у рассмотренных авторов особенно часто. Возможно выделение основного фрейма «Диагноз» и ряда наиболее популярных слотов, принадлежащих к данному фрейму:
1. Слот «Психические заболевания». Так, в текстах Дмитрия Медведева представлены следующие метафоры: «...молодая умом лондонская тётя...» (сообщение 27.09.2022), «...недалёких обывателей из распавшейся западной империи со стекающей по подбородку от вырождения слюной» (сообщение 04.11.2022), «Призовите своих недоумков к ответу» (сообщение 18.08.2022). Подобным образом политические оппоненты характеризуются автором как люди, от которых нельзя ожидать разумных действий и которых не следует воспринимать всерьез.
2. Слот «Наркотическая зависимость». Также Дмитрий Медведев вводит в свои тексты образ человека, употребляющего наркотические вещества: «... если дед с деменцией всё-таки презентует свой чемоданчик любителю белого порошка» (сообщение 30.03.2023), «У нас Праздник. У них: Тяжёлые наркотики. Деменция. Цинизм» (сообщение 30.09.2022), «Явно накрыло парня» (сообщение 30.09.2022). Использование данного образа легко объясняется: употребление наркотиков - одно из самых стигматизированных явлений в российском публичном пространстве. Отношение к наркозависимым людям в обществе негативное. Метафорический перенос человеческих представлений о сфере-источнике (потребители наркотиков) на сферу-мишень формирует такую же негативную эмоциональную реакцию уже в контексте политической системы - в адрес политических оппонентов автора текста.
3. Слот «Новообразования». Данная метафорическая модель реализована в тексте Екатерины Шульман (сообщение 01.12.2022): «Сенатор Клишас тут, к сожалению, выступает скорее в злокачественной, чем в доброкачественной своей форме, запутывая публику бездоказательными декларациями „скрипач не нужен"». Определения «злокачественный» и «доброкачественный» в массовом сознании ассоциируются со свойствами новообразований в теле человека. Описываемый политик, таким образом, рассматривается автором как злокачественная опухоль в организме российского общества, что на эмоциональном уровне должно создать у публики негативное отношение к данной персоне и его действиям.
Следующей популярной метафорической моделью является модель «Политические оппоненты - это животные». В ней можно выделить фрейм «Состав царства животных» и слоты «Собственно животные (млекопитающие)» и «Низшие животные».
1. Слот «Собственно животные (млекопитающие)». Дмитрий Медведев использует традиционные для российской политической коммуникации образы собаки и свиньи: «.большая стая лающих собак из западной псарни.», «.разномастная свора хрюкающих подсвинков.» (сообщение 04.11.2022). Метафорический перенос в данном случае основан не на отдельных качествах животных, но на одном общем свойстве - способности издавать громкий звук. Политическая коммуникация в основном реализуется через представление какой-либо точки зрения в словесной форме. Оценивая мнение политических оппонентов как звук, издаваемый животными, автор обесценивает его, говорит о его бессмысленности.
2. Слот «Низшие животные». Для описания процесса московских муниципальных выборов, прошедших в сентябре 2022 года, Екатерина Шульман использует интересное метафорическое противопоставление «млекопитающие - беспозвоночные»: «.в двух районах Москвы на муниципальных выборах сумели зарегистрироваться независимые кандидаты под эгидой депутата Мосгордумы Михаила Тимонова. Выглядят теплокровными и прямоходящими.» (сообщение 28.08.2022), «.приведенных там данных маловато для определения, кто теплокровный, а кто вовсе беспозвоночный, но можно увидеть источник выдвижения, дату рождения и регистрационный статус» (сообщение 25.08.2022). Соответственно, кандидаты, совпадающие с автором в политических взглядах, характеризуются как млекопитающие, не совпадающие - как беспозвоночные. Зооморфная метафора редко имеет позитивный оттенок, так что и в данном примере она выражает ироническую оценку двух описываемых групп, различие только в характере этой иронии: в одном случае ирония легкая и сочувственная, в другом - более серьезная, критическая. Но очевидно, что с помощью этой метафоры вновь создается антитеза между различными политическими субъектами, в которой по отношению к «млекопитающим» все же выражается более позитивная оценка.
Также в текстах реализована метафорическая модель «Политические оппоненты - это участники криминального сообщества». Подобные метафоры используются Дмитрием Медведевым главным образом для описания европейских и американских политиков. В качестве основного фрейма можно выделить фрейм «Преступники и их специализация». Создается образная система, где есть политики-«мошенники» и «обманутое» ими общество: «Их снова надули. [об американских избирателях]. В интересах обычных жуликов - как в самой Америке, так и по всему свету зарабатывающих на чужом горе» (сообщение 18.11.2022), «.это враньё чистой воды и демагогия для обработки электората» (сообщение 25.08.2022). Прагматические смыслы, которые формирует данная метафорическая модель, ясны: политические субъекты, охарактеризованные подобным образом, должны восприниматься аудиторией как люди, заинтересованные только в получении выгоды.
Вторая заметная тенденция развития современной метафоры - сознательный отбор более экспрессивной, оценочной лексики. Этот процесс можно рассматривать как влияние среды новых медиа и происходящего внутри нее сближения письменной и разговорной речи. Оба политических деятеля используют сниженную лексику: «Помним священный принцип гражданского действия: „Открылась щель - суй туда кочергу, чтобы она не закрылась"» (Екатерина Шульман, 29.03.2023), «Одной петицией, понятно, обуха не перешибешь, но как дополнительный инструмент огласки и публичного давления они полезны» (Екатерина Шульман, 09.03.2023), «О цирке уродов и новом похищении Европы» (Дмитрий Медведев, 11.02.2023). Она выражает отношение к ситуации, помогает читателю соотнести свои ценности и опыт с ценностями и опытом автора, а также вызывает у аудитории яркие эмоции.
Третья тенденция заключается в использовании метафоры главным образом для дискредитации оппонента. Политическая сфера является пространством конфликта, возникшего из-за несоответствия интересов различных социальных групп (Шабров 2016). Борьба за власть - основное содержание деятельности политических субъектов. Их коммуникация по своей природе состязательна и полемична. Это не означает, что политический текст и развернутые в нем метафорические модели не могут использоваться и для иных, созидательных целей: например, построения положительного имиджа политика, объединения со сторонниками. Однако в рассмотренных текстах внимание сосредоточено на создании негативного образа оппонента.
Метафора - важный инструмент отражения реальности. Она может в краткой и образной форме показывать политические представления как отдельного человека, так и общества. Определенная метафора является знаком существования важных процессов в публичной сфере. Наиболее популярной и разнообразной стала морбиальная метафорическая модель - восприятие сферы политики как больного организма. Это говорит о возросшей тревоге от быстрых и серьезных изменений, которые происходили в политическом мире в течение последних лет, поскольку морбиальная метафора традиционно начинает занимать важное место в публичном пространстве в периоды кризисов.
Стремление использовать метафору для дискредитации оппонента свидетельствует о разобщенности субъектов российской политической системы, их стремлении скорее конкурировать, чем сотрудничать друг с другом.
Список источников
1. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора: материалы к словарю. Москва : Институт русского языка РАН, 1991. 193 с.
2. Беззубикова М. В., Кайгородова И. Н. Метафорические модели в политических текстах // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования : Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 1415 октября 2021 года / под ред. З. Р. Аглеевой, Л. Ю. Касьяновой, М. Л. Лаптевой. Астрахань : Астраханский государственный университет, 2021. С. 58-63.
3. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований: монография. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 190 с.
4. Кан А. Е. К вопросу о метафоре как когнитивном механизме в контексте межкультурной коммуникации // Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. 2021. № 1. С. 92-95.
5. Качанов Ю. Л. Опыты о поле политики. Москва : Институт экспериментальной социологии, 1994. 159 с.
6. Керимов Р. Д. Зоометафоры в языке немецкой политики (лингвокогнитивный аспект) // Вестник Пермского университета. 2013. № 2 (22). С. 58-68.
7. Курдюмов В. А., Семенова Л. А. Общие концепции метафоры и метафора в китайском языке // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 3 (47). С. 90-98.
8. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39-47.
9. Скрипаль А. А. Метафора как характеристика политического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2011. № 9. С. 38-38.
10. Фатьянова И. В. Метафора как способ реализации интенции в американском политическом дискурсе XX века // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. 2021. Т. 17. № 4 (54). С. 24-36.
11. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления / под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой, И. А. Секериной. 2-е издание, испр. и доп. Москва : Эдиториал УРСС, 2002. С. 340-369.
12. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии : монография. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2013. 176 с.
13. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) : монография. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2001. 238 с.
14. Шабров О. Ф. Понятие политического: возможна ли политическая наука? // Власть. 2016. Т. 24. № 9. С. 51-61.
15. Simon H. A. Designing organizations for an information-rich world // Computers, communications, and the public interest / ed. by M. Greenberger. Baltimore : The Johns Hopkins Press, 1971. Pp. 37-72.
Информация об авторе
В. С. Хисамутдинова - студентка кафедры теории медиа факультета журналистики.
Научный руководитель: Елена Юрьевна Панова - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа, исполняющий обязанности заведующего кафедрой теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 23.05.2023; одобрена после рецензирования 11.06.2023;
принята к публикации 11.06.2023.
The article was submitted 23.05.2023; approved after reviewing 11.06.2023; accepted for publication 11.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.