Научная статья УДК 338.24.01
https://doi.Org/10.24158/tipor.2024.6.11
Трансформация подходов к управлению в условиях цифровизации
Елена Геннадьевна Калязина1, Елена Юрьевна Плешакова2
■^Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены изменения общепризнанных подходов к управлению с точки зрения увеличения влияния цифровых технологий на функционирование современных организаций. В условиях жесткой конкуренции бизнес не может игнорировать новое мироустройство: внедрение методов управления на основе больших данных, использование системы поддержки принятия решений (СППР), прогнозирование и анализ сценариев на примере цифровых двойников и т. д. Фундаментальная управленческая наука не успевает адаптироваться под быстрое развитие практического менеджмента и его нового инструментария. Целью статьи является обоснование необходимости переосмысления базы накопленных знаний и опыта в области управления для формирования новой научной поддержки бизнеса в вопросах цифровой трансформации. Центральным предметом исследования является важность управленческого аспекта цифровизации. Данная работа будет интересна руководителям и менеджерам компаний, а также всем, кто занимается проблемами управления и цифровой трансформации.
Ключевые слова: системный подход к управлению, процессный подход к управлению, проектный подход к управлению, цифровые технологии, цифровая трансформация, цифровизация
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Калязина Е.Г., Плешакова Е.Ю. Трансформация подходов к управлению в условиях цифровизации // Теория и практика общественного развития. 2024. № 6. С. 85-93. https://doi.org/10.24158/ti-por.2024.6.11.
Original article
Transformation of Management Approaches in the Context of Digitalization
Elena G. Kalyazina1, Elena Yu. Pleshakova2
12St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia
Abstract. This article delves into the evolution of conventional management approaches in response to the escalating influence of digital technologies on the operations of modern organizations. Amidst fierce competition, businesses cannot afford to disregard the new paradigm: the implementation of data-driven management methods, the utilization of Decision Support Systems (DSS), forecasting, and scenario analysis exemplified by digital twins, among others. Fundamental management science does not have time to adapt to the rapid development of practical management and its new tools. The aim of this article is to substantiate the necessity of reevaluating the amassed knowledge base and experience in management to foster a new scientific underpinning for businesses in the realm of digital transformation. The importance of the managerial aspect of digitalization is the central subject of the study. This endeavor will appeal to company executives, managers, and individuals engaged in management and digital transformation issues.
Keywords: a systematic approach to management, a process approach to management, a project approach to management, digital technologies, digital transformation, digitalization
Funding: Independent work
For citation: Kalyazina, E.G. & Pleshakova, E.Yu. (2024) Transformation of Management Approaches in the Context of Digitalization. Theory and Practice of Social Development. (6), 85-93. Available from: doi:10.24158/ti-por.2024.6.11 (In Russian)
Введение. В настоящее время цифровизация выступает общим полем для деятельности всех без исключения организаций независимо от отрасли, размера и территориальной принадлеж-
© Калязина Е.Г., Плешакова Е.Ю., 2024
ности. В целях эффективного функционирования современные компании внедряют в свою деятельность новые цифровые технологии, стремясь к полной цифровой трансформации. Вследствие этого факта в компании, как в управляемой, так и в управляющей подсистеме, должны происходить серьезные изменения для возможности осуществления инновационных преобразований. С нашей точки зрения, управленческий аспект цифровизации компании отражает важную составляющую подготовительного этапа к электронной трансформации и поддерживающую функцию данного процесса. Изменения в управленческой науке в рамках цифровизации отмечают отечественные исследователи: Т.В. Александрова (Александрова, 2019), В.Г. Антонов (Антонов, Самосудов, 2018), Е.Г. Калязина (Калязина, 2023; Калязина и др., 2020), П.А. Михненко (Михненко, 2020), И.М. Пожа-рицкая (Пожарицкая, 2021), Г. Шеве (Менеджмент организаций цифровой экономики ..., 2022), В.В. Щербаков (Щербаков и др., 2021), а также зарубежные авторы и консалтинговые агентства1. Тема исследования трансформации подходов к управлению является актуальной также по причине определения и формирования новых методов и инструментов с учетом новых цифровых реалий. Возможности технологий, механизм использования, результаты анализа - все это должно укладываться в новые управленческие концепции.
Научная гипотеза работы состоит в необходимости формулирования (пересмотра) новых форм и концептов управленческой науки в результате трансформации методов, инструментов и средств труда руководителей в новой цифровой реальности. Обоснование изменений фундаментальной базы основных подходов к управлению представлено в результате анализа теоретических воззрений исследователей на цифровизацию и ее влияние на бизнес-процессы современных компаний; материалов освещения темы на авторитетных конференциях, в профессиональных ассоциациях, а также в результате оценки практических кейсов. Научной новизной обладает объединенная модель развития управленческих подходов в условиях цифровизации, отражающая эволюционный путь бизнеса к цифровому предприятию (Digital Enterprise). Последнее можно определить как организацию, создающую устойчивые конкурентные преимущества путем использования информационных технологии (ИТ).
Говоря о трансформации подходов к управлению в условиях цифровизации, представляется возможным выделить некоторые особенности и изменения характера управленческой деятельности с учетом новых цифровых технологий.
Обзор подходов к управлению в теории менеджмента. Рассматривая понятие управления с точки зрения исторической ретроспективы, обратимся к теории классической школы менеджмента, включающей в себя три основных школы (концепции): научного менеджмента (Тейлор, 1991), административного управления (Файоль, 1923) и рациональной бюрократии (Weber, 1978).
Величайшей заслугой А. Файоля стало то, что им в рамках доведения до логического завершения идеи универсализации управления были сформулированы функции управления: предвидение (планирование), организация, распорядительство, координирование и контроль. Классификация функций управления, предложенная А. Файолем, до настоящего времени претерпевает изменения, но последовательность их реализации остается неизменной.
Функциональный подход к управлению подразумевает повторение определенных действий по выполнению функций, что представляет собой некий цикличный процесс (рис. 1).
Согласно рис. 1, реализация функций управления тесно взаимосвязана с функциональными группами деятельности: производством, сбытом, закупками и т.д.
По небезосновательному мнению некоторых ученых, функциональный подход в управлении является процессным (Калязина и др., 2020), но по мере эволюции представлений о менеджменте эта характеристика постепенно перейдет к другому подходу.
Иная трактовка управления основана на том, что любая организация представляет собой систему, и впервые эта идея была сформулирована русским ученым А.А. Богдановым в работе «Всеобщая организационная наука (тектология)», опубликованной в 1922 г. (Богданов, 2020). Позже, в середине 1930-х гг. эта идея была возрождена Л. фон Берталанфи в работе «Общая теория систем» (Bertalanfy, 1968).
Системный подход в управлении означает, что менеджмент рассматривает управляемую организацию как целостное образование, состоящее из элементов, взаимодействующее с внешней средой, являющееся ее частью и функционирующее по определенным законам: композиции, онтогенеза, анализа и синтеза и др.
При системном подходе управление организацией понимается не как процесс или технология, а как способ мышления, мировоззрение, философия, которые должны стать прерогативой топ-менеджмента (рис. 2).
1 Digital Transformation: How to Scope and Execute Strategy [Электронный ресурс] // Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/topics/digital-transformation (дата обращения: 02.04.2024) ; What is Digital Transformation? [Электронный ресурс] // MCkinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-is-digital-transformation (дата обращения: 02.04.2024).
Планирование
Контроль
Организация
Мотивация
Рисунок 1 - Функциональный подход к управлению1 Figure 1 - Functional Approach to Management
Внешняя среда организации
Ресурсы
(люди, капитал, информация, технологии, материалы)
Внутренняя
среда организации
(преобразование ресурсов)
Результат
(продукция, услуги, доля рынка и т.д.)
Рисунок 2 - Системный подход к управлению2 Figure 2 - Systemic Approach to Management
Ситуационный подход расширил возможности применения системного, определив основные внутренние и внешние переменные факторы, влияющие на организации. Ключевым его понятием является ситуация, понимаемая как совокупность факторов внешней и внутренней среды, решающим образом влияющих на организацию в конкретный промежуток времени.
Ситуационный подход в управлении - ориентация менеджмента на совокупность воздействий различных факторов, характеризующих определенную ситуацию. При трансформации последней меняются также методы и инструменты управления.
Концепция менеджмента, ориентированная на данный подход, универсальна, потому как в ней «увязываются» конкретные методы и ситуации для наиболее эффективного целедостиже-ния. На рис. 3 представлена схема принятия управленческих решений с ориентацией на конкретную ситуацию, где С1 и С2 означают «Ситуация 1» и «Ситуация 2» соответственно.
1 Составлено авторами.
2 Михненко П.А. Теория менеджмента : учебник. М., 2012. 304 с.
Рисунок 3 - Ситуационный подход в управлении1 Figure 3 - Situational Approach in Management
Данный подход основывается на том, что существует определенное количество ситуаций, определяемых изменяющимися параметрами внешней и внутренней сред организации, к которому сводится весь менеджмент. Специалисту необходимо правильно идентифицировать ситуации и владеть технологией действий в каждой из них2.
Динамизм внешней среды обуславливает понимание управления бизнесом на уровне не отдельных функций или групп деятельности, а процессов, представляющих собой взаимосвязанный набор регулярно и последовательно повторяющихся действий или операций, потребляющий определенным образом ресурсы и преобразующий их в конечный продукт в соответствии с выявленными потребительскими ценностями. Состав бизнес-процессов организации определяется характером ее деятельности. Чаще всего их разделяют на основные, вспомогательные и управленческие.
Основными процессами являются те, которые непосредственно ориентированы на создание основного продукта: продажи, производство, снабжение и др.
Вспомогательные процессы способствуют реализации основных: юридическое и кадровое обеспечение, информационная поддержка и др.
Управленческие процессы выделяются в отдельный вид, к ним относятся: разработка и продвижение новых продуктов, оценка рисков, разработка стратегии и др.
В современных реалиях актуален и популярен проектный подход к управлению. Новое видение практического менеджмента активно внедряется в современные организации различного уровня и определяет направления их деятельности. Можно констатировать, что в современной экономике функционируют традиционные, проектоориентированные и проектные организации.
Назовем основные признаки проектного управления в организациях:
• собственно наличие проектов, обусловленных стратегией менеджмента бизнес-структуры;
• уникальность и неповторимость решаемых задач;
• совокупность ресурсных ограничений (временных, финансовых, материальных и человеческих), в условиях которых реализуется каждый проект;
• выделение в структуре управления организацией специальных подразделений (проектный офис).
Все вышеперечисленные подходы к управлению применимы на макро-, мезо- и на микроуровнях. На рис. 4 представлена их эволюция.
1 Составлено авторами.
2 Психология : биографический библиографический словарь / К.У.С. Амсел [и др.] ; под ред. Н. Шихи [и др.]. СПб., 1999. 851 с.
Рисунок 4 - Изменение подходов к управлению1 Figure 4 - Changing Approaches to Management
Процессный и проектный подходы к управлению с развитием цифровизации все более тесно переплетаются, что позволяет повысить эффективность достижения поставленных стратегических целей и работы организации в целом.
Влияние цифровизации на подходы к управлению. Рассмотрим процесс преобразования вышеуказанных подходов к управлению в условиях цифровизации. Последняя в широком смысле - это внедрение современных электронных технологий в различные сферы для повышения качества жизни. Цифровизация компании - включение цифровых технологий и инструментов в бизнес-процессы компании с целью повышения ее эффективности и конкурентоспособности. Главным признаком цифровизации компании является принятие решений на основе данных и сокращение рутинных элементов в деятельности персонала. Менеджмент организации при принятии решений использует данные и результаты отчетов, аналитические показатели из разных источников. Предпосылкой внедрения процессов цифровизации является усложнение информационного пространства. Данные, которые использует руководитель при принятии решений, становятся сложнее и увеличиваются в объеме. Цифровизация не только сокращает время на принятие различных управленческих решений с помощью такого рода информации, но и позволяет предотвращать кризисные ситуации.
Цифровые технологии дают возможность полностью перестроить современное производство, решая целый спектр важных задач, среди которых: ускоренная обработка информации, совершенствование опыта работы с клиентами, повышение гибкости бизнес-процессов.
Наибольшее влиянее на процесс цифровой трансформации оказывают «подрывные» технологии: большие данные (Big Data), облачные вычисления (Cloud Computing), блокчейн-техно-логии (Blockchain), Интернет вещей (Internet of Things, IoT), дополненная (Augmented Reality, AR) и виртуальная реальность (Virtual Reality, VR), искусственный интеллект (Artifical Intellegence, AI), машинное обучение (Machine Learning, ML), робототехника (Robotics), ßD-печать (3D-printing / additive manufacturing).
1 Султанов И.А. Содержание проектного метода управления [Электронный ресурс] // Projectimo. URL: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/proektnyj-metod.html (дата обращения: 12.03.2024).
Список с каждым годом меняется, консалтинговые агентства называют более значимые тренды и направления. Стоит отметить, что влияние той или иной технологии зависит от отрасли, рыночной ситуации и конкретного предприятия. Например, производство заинтересовано в применении IoT, роботизированных систем, 3D-печати, а проектные организации - в освоении искусственного интеллекта.
Существенное влияние на цифровую трансформацию компаний оказывают и отраслевые цифровые технологии. Основные направления их развития:
1. FinTech: финансы + технологии.
2. Ed(edu)Tech: образование + технологии.
3. Ag(agro)Tech: сельское хозяйство + технологии.
4. GovTech: государство + технологии.
5. RetailTech: розничная торговля + технологии.
6. AdTech + MarTech: реклама и маркетинг + технологии.
7. RegTech: регулирование + технологии.
8. PropTech: недвижимость + технологии.
9. HealthTech: здоровье + технологии.
10.FoodTech: еда + технологии.
Здесь важно отметить, что в данных отраслях речь идет не о внедрении цифровых технологий в оперативную деятельность компаний, популяризации отдельных программных продуктов или цифровых решений на рынке, а именно о полной трансформации отрасли. Цифровизация в отдельных сферах деятельности подразумевает полный цикл взаимодействия продукта и конечного потребителя с помощью единой цифровой платформы.
Таким образом, можно утверждать, что цифровые «помощники» руководителя в виде программных продуктов (фреймворков) и специализированного программного обеспечения существуют на рынке давно и пользуются популярностью у зарубежных и отечественных компаний независимо от отрасли и формы хозяйствования. Процесс их внедрения в операционную деятельность компании как вспомогательных цифровых элементов управления можно считать первым шагом на пути цифровизации. Например, для реализации функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) пользуются популярностью следующие программные продукты: OnStrategy, LeaderTask, SCORED, HRBOX, Toggl, ИНСАЙДЕР. Также в контексте планирования, контроля и принятия управленческих решений стоит отметить набирающие популярность нейросети и цифровые помощники, чат-боты. В будущем видится почти стопроцентное выполнение функций планирования и контроля с помощью новых цифровых технологий. Обязательного участия руководителя потребует реализация функции целеполагания (как подфункции планирования), так как формирование и достижение цели и есть управление, и только субъект управления точно знает, что хочет получить в качестве результата деятельности; а также функции мотивирования персонала, что обусловлено сложной человеческой природой. Можно сколько угодно часто проводить опросы, тестирования с помощью различных методик и приложений в целях выявления внешних и внутренних стимулов персонала, но это не заменит доверительных взаимоотношений между руководителем и его командой, в рамках которых и формируются методы мотивации, как персональные, так и коллективные.
Системный подход к управлению более явно и понятно трансформируется при рассмотрении технологии цифрового двойника, которая охватывает всю организацию в целом и ее взаимодействия как общей системы с внешней средой. Digital twin, или цифровой двойник, имеет неограниченные возможности для моделирования деятельности всей организации, включая не только производственную, но и управленческую структуру. Руководитель получает виртуальную версию объекта управления, а главное, возможность моделировать всевозможные ситуации посредством воздействия на элементы цифрового двойника, что позволяет пробовать разные варианты управленческих решений, искать оптимальные пути роста и развития. Виртуальные симуляции помогают избегать реальных ошибок, просчетов и иллюзий.
Безусловно, говоря о процессе цифровой трансформации, мы предполагаем именно системный подход, то есть инновационные преобразования должны касаться всей компании во избежание «лоскутной» цифровизации. Точечная оптимизация бизнес-процессов (использование специализированных программных продуктов) получает развитие в виде построения единой эффективной цифровой экосистемы, соответствующей целям организации.
Цифровизация бизнес-процессов (процессный подход) происходит давно и на постоянной основе и касается как внедрения специализированных программных продуктов по управлению функциональными областями (финансами, персоналом, маркетингом, производством, закупками, продажами и т.д.), так и популяризации систем поведенческой и автоматизированной аналитики.
Примеры фреймворков (программных продуктов): WikiWorks, Kickdler, PeopleForce, HubSpot, MAXMA, Salesforce, Docvision и проч. Примеры систем автоматизированной аналитики: CRM (Customer Relationship Management) и ERP (Enterprise Resource Planning). Данные платформы давно зарекомендовали себя как эффективные и удобные для пользователей.
На сегодняшний день цифровые инструменты управления компанией объединены в категорию СППР, или DSS Decision Support Systems. Это компьютерная автоматизированная система для полного и объективного анализа предметных областей в целях помощи руководителям в принятии решений. Примером являются BI-системы1, которые представляют собой программы и инструменты, помогающие руководителю собирать и анализировать информацию. BI находит закономерности в данных, оптимизирует бизнес-процессы, причем может обрабатывать большие данные из разных источников, что ценно в плане создания дашбордов для разных команд и департаментов. Вопросы безопасности и конфиденциальности в BI также соблюдены, например, настройки позволяют контролировать доступ к дашбордам: одни сотрудники могут только просматривать данные, а другие - вносить в них изменения. Таким образом, применение СППР и новых инновационных систем сбора и анализа больших данных характеризует новую ступень развития цифровых преобразований в современных компаниях.
Говоря о цифровой трансформации проектных организаций и внедрении новых технологий в их проектную деятельность, кроме специализированных IT-решений (например, EventsWallet, Moo.Team, Fieldwire, Gectaro, Restroy, Pragmacore, Scrum, LeSS и др.), отметим главный ме-гатренд цифровизации, признанный и научным сообществом, и практикующими менеджерами, -применение искусственного интеллекта (ИИ) в проектной деятельности.
Профессиональная ассоциация IPMA сформировала специальную группу по интересам в области ИИ - IPMA AI SIG. В 2020 г. было проведено совместное исследование IPMA и PwC «Влияние искусственного интеллекта на управление проектами». В апреле 2024 г. прошла конференция «Project Management in the Age of Artificial Intelligence», посвященная искусственному интеллекту в проектном менеджменте.
По мнению А.В. Полковникова, председателя правления НП «Ассоциация управления проектами СОВНЕТ», роль ИИ можно рассматривать как функционал различных субъектов2, среди которых:
1. Ассистент руководителя проекта: обработка и структурирование информации, тайм-менеджмент, протоколирование и конспектирование, функции личного помощника.
2. Советник руководителя проекта: распознавание закономерностей на основе текущих данных, генерация решений на основе моделей, больших данных.
3. Полноценный помощник: поддержка процессов, использование чат-ботов в качестве ассистентов; управление аналитикой - риски, планирование, контроль, выгоды.
Здесь важно отметить, что ИИ мы понимаем только как помощника, а не полноценного члена команды. До этого ему далеко, так как руководитель не может делегировать все свои полномочия и ответственность. Для этого необходимы специальные алгоритмы, законодательная и нормативная базы, успешные кейсы.
Институт управления проектами (Project Management Institute (PMI)) также рассматривает ИИ как серьезный инструмент поддержки проектной деятельности. На сегодняшний день в разработке находится новый стандарт «Artificial Intelligence in Portfolio, Program and Project Management». Он определит основу для управления разработкой, внедрением и контролем инициатив в области искусственного интеллекта внутри организации3. Цель стандарта: обеспечение ответственного и эффективного использования ИИ, прозрачности, справедливости и подотчетности его деятельности на протяжении всего жизненного цикла портфеля проектов, программ и проектов. Также анонс восьмого PMBoK обещает включение целого блока о влиянии искусственного интеллекта на управление проектами.
Таким образом, мы говорим о безусловных изменениях всех подходов к управлению в новой цифровой реальности. Согласно рис. 5 представляется возможным выделить объединенные для всех подходов этапы цифровых преобразований, влияющих на управленческие процессы, где ПО - это программное обеспечение, а BI (Business intelligence) - набор инструментов для сбора, анализа и наглядного представления данных.
1 Business Intelligence.
2 Полковников А.В. ИИ в управлении проектами. Области применения, тренды на рынке [Электронный ресурс] // Youtube. Круглый стол «Искусственный интеллект для управления проектами. Тренды, возможности, первый опыт». URL: https://www.youtube.com/watch?v=O0ptgjB8KV8 (дата обращения 30.04.2024).
3 What's New with PMI Standards & Publications [Электронный ресурс] // PMI. URL: https://www.pmi.org/pmbok-guide-standards/about/current-projects (дата обращения: 12.03.2024).
Рисунок 5 - Объединенная модель развития управленческих подходов в условиях цифровизации1 Figure 5 - A Unified Model for the Development of Management Approaches in the Conditions of Digitalization
Заключение. Исследование позволило сделать ряд выводов:
1. Правильная диагностика и использование подходов к управлению в дополняют и усиливают эффективность друг друга.
2. Направления цифровизации зависят от сферы деятельности компании, но при этом они универсальны в рамках управления организацией.
3. Бизнес-процессы являются проектной составляющей, следовательно, процессный и проектный подходы к управлению тесно переплетены и в большей степени подвержены трансформации в условиях цифровизации.
4. С развитием инновационных электронных технологий управление компанией становится все более открытым и прогрессивным.
5. Применение СППР и инновационных систем сбора и анализа больших данных являются признаком перехода на новую ступень преобразований в современных компаниях.
6. Главный мегатренд цифровизации, признанный и научным сообществом, и практикующими менеджерами, - применение искусственного интеллекта (ИИ) в проектной деятельности.
7. Цифровые технологии дают импульс развитию новых подходов к управлению.
Список источников:
Александрова Т. В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. Т. 13, № 3. С. 137-144. https://doi.org/10.14529/em 190313.
Антонов В.Г., Самосудов М.В. Проблемы и перспективы развития цифрового менеджмента // E-Management. 2018. Т. 1, № 2. С. 38-48. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2018-2-38-48.
Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 2020. 712 с.
Калязина Е.Г. Методологические основы цифрового менеджмента // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10, № 4. С. 1125-1142. https://doi.Org/10.18334/lim.10.4.119562.
Калязина Е.Г., Плешакова Е.Ю., Цветков А.Н. Проектный менеджмент: трактовки, особенности и векторы развития // Теория и практика общественного развития. 2020. № 8 (150). С. 49-57. https://doi.Org/10.24158/tipor.2020.8.6.
Менеджмент организаций цифровой экономики / Г. Шеве [и др.]. М., 2022. 302 с. Г. Шеве, C. Хюзиг, Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева
Михненко П.А. Цифровой менеджмент: модели развития концепции // Инновации в менеджменте. 2020. № 3 (25). С. 30-39.
Пожарицкая И.М. Цифровой менеджмент: концепция или инструментарий? // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 2. С. 1-8. https://doi.org/10.17150/2411 -6262.2021. 12(2) 12.
Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991. 104 с.
1 Составлено авторами.
Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1923. 122 с.
Щербаков В.В., Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. От бизнес-модели к бизнес-процессам: методология постановки менеджмента в цифровой среде // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2021. № 2. С. 29-34. Bertalanfy von L. General System Theory. Foundations, Development, Applications. N. Y., 1968. 289 р. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley, 1978. 1469 p.
References:
Aleksandrova, T. V. (2019) Digitalization as a Modern Trend of Development of Management of Industrial Organizations. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 13 (3), 137-144. Available from: doi:10.14529/em190313. (In Russian)
Antonov, V. & Samosudov, M. (2018) Problems and Prospects of Digital Management Development. E-Management. 1 (2), 38-48. Available from: doi:10.26425/2658-3445-2018-2-38-48. (In Russian)
Bertalanfy, von L. 91968) General System Theory. Foundations, Development, Applications. New York. 289 р. Bogdanov, A. A. (2020) Tektologiya: vseobshchaya organizatsionnaya nauka [Tectology: universal organizational science]. Moscow. 712 р. (In Russian)
Faiol', A. (1923) Obshchee i promyshlennoe upravlenie [General and industrial management]. Moscow. 122 p. (In Russian) Kalyazina, E. G. (2023) Methodological Foundations of Digital Management. Leadership and Management. 10 (4), 11251142. Available from: doi:10.18334/lim.10.4.119562. (In Russian)
Mikhnenko, P. A. (2020) Digital Management: Models of Concept Development. Innovatsii vmenedzhmente. (3 (25)), 30-39. (In Russian)
Pozharitskaya, I. M. (2021) Digital Management: Concept or Tools? Baikal Research Journal. 12 (2), 1-8. Available from: doi:10.17150/2411 -6262.2021. 12(2).12. (In Russian)
Shcherbakov, V. V., Silkina, G. Yu. & Shevchenko, S. Yu. (2021) From Business Model to Business Processes: Methodology for Setting Management in Digital Environment. RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya. (2), 29-34. (In Russian) Sheve, G., Khyuzig, C., Gumerova, G. I. & Shaimieva, E. Sh. (2022) Menedzhment organizatsii tsifrovoi ekonomiki [Management of digital economy organizations]. Moscow. 302 p. (In Russian)
Teilor, F. U. (1991) Printsipy nauchnogo menedzhmenta [Principles of scientific management]. Moscow. 104 p. (In Russian) Weber, M. (1978) Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley. 1469 p.
Информация об авторах Е.Г. Калязина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры проектного менеджмента и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=939418
Е.Ю. Плешакова - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры проектного менеджмента и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=796146
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors E.G. Kalyazina - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Project Management and Quality Management, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=939418
E.Yu. Pleshakova - D.Phil. in Economics, Associate Professor, Professor at the Department of Project Management and Quality Management, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=796146
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.05.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.06.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 25.06.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.