Азизов И.Р., PhD, доцент кафедра «Управление бизнесом и предпринимательство» Высшая школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете
Министров Республики Узбекистан
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СТРАНАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Аннотация:Последние несколько лет ознаменованы усилением парламентской дипломатии Республики Узбекистан, в рамках которой Олий Мажлис активно развивает межпарламентские связи.
В статье основное внимание уделено двустороннему межпарламентскому сотрудничеству с ведущими странами-партнёрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Китайскую Народную Республику, Республику Корея и Японию. В статье анализируются основные направления межпарламентской работы, такие как обмен опытом, взаимодействие в экономических проектах, продвижение совместных инициатив и участие в международных форумах.
Сделан вывод, что использование парламентской дипломатии как инструмента международной политики способствует укреплению экономических и культурных связей Узбекистана с партнёрами в регионе, что, в свою очередь, способствует интеграции страны в международное сообщество.
Ключевые слова: парламентская дипломатия, Олий Мажлис, межпарламентское сотрудничество, международные организации, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, Корея, Япония, внешняя политика, Узбекистан.
Azizov I.R., PhD Associate Professor
of the Department of Business Management and Entrepreneurship Higher School of Business and Entrepreneurship under the Cabinet of
Ministers of the Republic of Uzbekistan
TRANSFORMATION OF PARLIAMENTARY DIPLOMACY IN UZBEKISTAN ON THE EXAMPLE OF RELATIONS WITH THE COUNTRIES OF THE ASIA-PACIFIC REGION
Abstract: The last few years have been marked by the strengthening of parliamentary diplomacy of the Republic of Uzbekistan, within the framework of which the Oliy Majlis is actively developing inter-parliamentary relations.
The article focuses on bilateral inter-parliamentary cooperation with leading partner countries in the Asia-Pacific region, including the People's Republic of
China, the Republic of Korea and Japan. The article analyzes the main areas of inter-parliamentary work, such as the exchange of experience, interaction in economic projects, promotion of joint initiatives and participation in international forums.
It is concluded that the use of parliamentary diplomacy as an instrument of international policy helps to strengthen the economic and cultural ties of Uzbekistan with partners in the region, which, in turn, contributes to the country's integration into the international community.
Key words: parliamentary diplomacy, Oliy Majlis, interparliamentary cooperation, international organizations, OSCE Parliamentary Assembly, Asia-Pacific region, China, Korea, Japan, foreign policy, Uzbekistan.
Введение (Introduction)
За последние пять лет Олий Мажлис Республики Узбекистан продемонстрировал значительный рост активности в сфере внешней политики, уделяя особое внимание развитию парламентской дипломатии. Эта деятельность направлена на продвижение интересов страны на мировой арене, укрепление международного авторитета, развитие двусторонних и многосторонних отношений, а также обмен опытом с парламентами других стран и международными организациями. Принятие Концепции парламентской дипломатии в 2020 году стало значительным шагом к институционализации и стратегическому развитию межпарламентского сотрудничества [1]. В статье рассматриваются достижения парламентской дипломатии Узбекистана на примере взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Методы (Methods)
Анализ основывается на официальных данных Олий Мажлиса, в том числе ежегодных отчетов палат парламента, протоколах двусторонних и многосторонних встреч, а также информационных сообщений агентства УЗА, связанных с межпарламентским сотрудничеством. Были использованы:
• Постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса;
• Результаты межпарламентских встреч, меморандумы и соглашения;
• Статистические данные о визитах и совместных мероприятиях за период 2017-2021 гг.;
• Примеры успешных двусторонних и многосторонних проектов.
Особое внимание уделено взаимодействию Узбекистана с парламентами
Китая, Республики Корея и Японии.
Результаты (Results)
1. Парламентская дипломатия с Китаем
Межпарламентские отношения между Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Всекитайским собранием народных представителей
(ВСНП) Китайской Народной Республики (КНР) получили свое начало в 2007 году [2].
За последние годы в динамике двусторонних межпарламентских отношений произошла заметная активизация, возобновились контакты двух стран по парламентской линии. Этому, в большей степени, способствовало открытая, конструктивная и прагматичная внешняя политика Руководства республики.
За годы сотрудничества стороны на регулярной основе осуществляли обмен визитами делегаций для изучения опыта парламентской деятельности, в том числе, в рамках участия в работе различных международных конференций и парламентских организаций.
5 мая 2017г. совместным решением Сената и Законодательной палаты ОМ РУ создана Межпарламентская группа Олий Мажлиса по сотрудничеству со Всекитайским собранием народных представителей Китайской Народной Республики. (состав обновлен 10 июня 2020г). Сопредседателем узбекской части межпарламентской группы является первый заместитель Сената ОМ С.Сафаев, сопредседатель китайской части - председатель Комитета по международным делам и межпарламентским связям Чжан Есуй [3].
Задачи межпарламентской группы состоят в создании благоприятных законодательных и правовых условий для наращивания узбекско-китайского сотрудничества, обмене конкретным опытом законодательного обеспечения реформ для реализации целей и задач в области экономического и социального развития.
В последние годы повестку дня узбекско-китайских межпарламентских встреч определяют вопросы реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в рамках глобальной китайской инициативы «Один пояс, один путь».
В частности, 24-27 апреля 2019г. Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина принял участие с докладом в работе второго Международного форума «Один пояс, один путь». Состоялись встречи с Председателем КНР Си Цзиньпинем, а также с Председателем Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) Ли Чжаньшу что стало значимым событием в межпарламентском сотрудничестве. По итогам визита принят План практических мероприятий («Дорожная карта») [4].
Для реализации пункта Плана практических мероприятий («Дорожной карты») достигнутых в ходе двусторонних встреч в рамках второго Международного форума «Один пояс, один путь» в части, касающейся Сената Олий Мажлиса 9-12 сентября 2019г. организован визит делегации Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) во главе с зампредседателя Комитета по сельскому хозяйству и работе в деревнях Ли Чуньшеном для участия на узбекско-китайской конференции на тему: «Опыт КНР в реформировании сельского хозяйства и возможность его применения в Республике Узбекистан» [5]. В рамках визита на встрече с первым
заместителем Председателя Сената Олий Мажлиса РУ С.Сафоева с Ли Чуньшеном были обсуждены вопросы выполнения договоренностей Глав государств об обмене опытом реформирования и развития экономики и дальнейшего продвижения сотрудничества Олий Мажлиса с ВСНП.
Также 18-23 ноября 2019г. был организован визит узбекской делегации во главе с Председателем Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма с целью обсуждения вопросов дальнейшего расширения межпарламентского сотрудничества и изучения опыта КНР по управлению свободными экономическими зонами [6]. В ходе поездки состоялись встречи с заместителем комитета по международным делам Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Чжан Чжицзюном и членами ВСНП, вице-председателем Постоянного комитета Собрания народных представителей г.Циндао Ванг Кюи.
Таким образом узбекско-китайские межпарламентские связи призваны укрепить двухсторонние отношения, расширить каналы взаимодействия и усилить взаимопонимание по вопросам национального и международного развития.
2. Сотрудничество с Республикой Корея
Межпарламентские связи Кореи и Узбекистана имеют длительную историю, контакты представителей палат парламентов двух стран носят регулярный характер.
Так, в 1995 г. в Национальной Ассамблее Республики Корея создана парламентская Ассоциация дружбы «Корея - Узбекистан» [7].
С 2005 г. действует Межпарламентская группа Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Национальной Ассамблеей Республики Корея (руководитель - первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса С.С.Сафоев) [8].
Крупными мероприятиями в рамках межпарламентского обмена в последние годы стали визиты в Узбекистан: Спикера Национальной Ассамблеи Чон Сэ Гюна (сентябрь 2017 г.), делегации во главе с депутатом Национальной Ассамблеи, председателем женского совета Демократической партии «Тобуро» Бэк Хе Рён (август 2019 г.) [8].
А также руководителя Межпарламентского дипломатического форума по сотрудничеству с парламентами стран СНГ, депутата Национальной Ассамблеи Чу Ми Э (сентябрь 2019г.).
В августе 2019 г Республику Корея посетила председатель Сената Т.Нарбаева [9].
Узбекские парламентарии осознают, что диалог с Национальной Ассамблей Республики Корея является одним из ключевых составляющих сотрудничества между нашими странами. Он оказывает непосредственное влияние не только на углубление взаимного доверия, но и на расширение
партнерства в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях.
Исходя из этого, узбекская сторона акцентировала свое внимание на следующих аспектах двухстороннего сотрудничества:
1) обеспечение содействия и контроля парламентов двух стран в практической реализации договоренностей, достигнутых в рамках состоявшихся встреч Президентов Узбекистана и Кореи.
2) развитие контактов между регионами наших стран. Регионы Узбекистана заинтересованы в привлечении передовых корейских технологий и ресурсов для развития отраслей экономики и промышленности. В этом контексте важно отметить необходимость активизации обменов делегациями между регионами двух стран для налаживания и укрепления контактов между ними. В этой связи актуальным является проработка вопроса организации Форума регионов под эгидой Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Национальной Ассамблеи Республики Корея.
3) изучение опыта Кореи по осуществлению парламентского контроля, формам и методам эффективного парламентского контроля за деятельностью органов государственной власти в целях обеспечения ими законов, государственных программ социально-экономического и общественно-политического развития. Реализация программ обмена опытом в сфере правового обеспечения реформ и политической модернизации. Узбекская сторона также заинтересована в изучении корейской системы выборов в органы местной власти;
5) оказание взаимной поддержки в рамках работы международных парламентских организаций, к примеру Межпарламентского союза;
6) дальнейшее развитие правовой базы двусторонних отношений, прежде всего, в сфере торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
3. Взаимодействие с Японией
Узбекистан придает большое значение дальнейшему развитию сотрудничества с Японией. Важным направлением двусторонних связей является углубление межпарламентского диалога.
За годы сотрудничества стороны на регулярной основе осуществляли обмен визитами делегаций для изучения опыта парламентской деятельности, в том числе, в рамках участия в работе различных международных конференций и парламентских организаций.
В рамках межпарламентского сотрудничества в 1994г. в парламенте Японии была образована «Японская парламентская лига дружбы с Узбекистаном». С 2002г. руководителем группы является заместитель Премьер-министра Японии, министр финансов - депутат Палаты представителей Т.Асо [10].
В 2010г. была образована Группа по сотрудничеству «Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Парламент Японии». Действующий состав Группы обновлен 5 марта 2018 года Постановлением Кенгаша Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан за № ПК-304-III. Руководителем группы является первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан С.Сафоев.
в Токио проведены два заседания межпарламентского форума «Узбекистан - Япония».
Важно отметить, что существенной диверсификации подверглись сферы взаимного сотрудничества. Так, в настоящее время в круг взаимных интересов вошли вопросы гендера, межрегионального сотрудничества, продвижения идей просвещённого ислама и укрепления партнёрства в сфере паломнического и молодежного туризма.
С учетом актуальности дальнейшего развития двустороннего сотрудничества с Парламентом Японии, а также в целях реализации задач, вытекающих из основных положений Стратегии Узбекистан -2030 наиболее представляющим важность для РУ, могут быть следующие направления сотрудничества:
- Проработка вопроса подписания Меморандума о сотрудничестве между Олий Мажлисом РУ и Парламентом Японии;
- Осуществление межпарламентского диалога по вопросам ускорения ратификации двусторонних документов (по мере подписания), предусматривающих взаимодействие в различных сферах, а также совместного их мониторинга;
- Обмен опытом в сфере парламентской деятельности, в т.ч. по налаживанию сотрудничества между Институтом парламентский исследований при Законодательной палате Олий Мажлиса и аналитическими подразделениями парламента Японии.
Обсуждение (Discussion)
Развитие парламентской дипломатии Узбекистана в АТР показывает, что парламент является не только законодателем, но и важным инструментом внешнеполитической стратегии. Взаимодействие с Китаем, Кореей и Японией демонстрирует широкий спектр возможностей, включая:
1. Углубление политических и экономических связей.
2. Совместные инфраструктурные и инвестиционные проекты.
3. Обмен опытом в законодательной деятельности и парламентском контроле.
4. Укрепление гуманитарных связей.
Заключение (Conclusion)
Парламентская дипломатия Узбекистана активно развивается, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Использование таких инструментов, как межпарламентские группы, визиты делегаций и совместные мероприятия, способствует укреплению международных позиций страны. В будущем следует продолжать углубление диалога с парламентами стран АТР, уделяя внимание созданию систематизированных и долгосрочных механизмов сотрудничества.
Использованные источники:
1. Постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 481-1У/ ПК-132-1У от 25 сентября 2020 г. "Об утверждении Концепции парламентской дипломатии Республики Узбекистан"
2. Постановление Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году» 144-II от 30.12.2010 г.
3. Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О создании межпарламентской группы Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Всекитайским Собранием Народных Представителей Китайской Народной Республики» № 339-1У/ПК-73-1У от 10.06.2020 г.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита на высшем уровне в Китайскую Народную Республику» ПК-4308 от 04.05.2019 г.
5.https://www.uzdaily.uz/ru/obsuzhdeny-vozmozhnosti-primeneniia-v-strane-opvta-kitaiskoi-narodnoi-respubliki-po-refon^^irovaniiu-agrarnoi-sferv/
6. Веб-сайт Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан// https://old. senat.uz/ru/lists/view/711
7. Веб-сайт посольства Республики Узбекистан в Республике Корея// https://www.uzbekembassy.in/moon-iae-in-development-of-uzbekistan-the-development-of-korea/
8. Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О создании межпарламентской группы Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Национальной Ассамблеей Республики Корея» № 327-ГУ/ПК-61-ГУ от 10.06.2020 г.
9. Веб-сайт Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан// https: //old.senat.uz/ru/lists/view/3 94
10. Веб-сайт Президента Республики Узбекистан// https://president.uz/ru/3156