ИССЛЕДОВАНИЕ
Полуботко А.А.1
1 Ростовский государственный экономический университет
Трансформация основных направлений развития энергетической отрасли страны на основе «зеленой логистики»
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены проблемы развития энергетики в России и за рубежом, подчеркивается трансформация основных направлений развития энергетической отрасли страны в условиях изменения энергопотребления, представлены видимые стратегические направления развития энергетики с точки зрения логистики. Представляет интерес для научных и практических работников, занимающихся проблемами трансформации энергетической отрасли страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логистика, электроэнергетический комплекс, энергетическая и экологическая безопасность
JEL: O13, Q40, Q57
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Полуботко А.А. Трансформация основных направлений развития энергетической отрасли страны на основе «зеленой логистики» // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 13. — С. 1583-1594. — doi: 10.18334/rp.17.13.35400
Полуботко Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 22.06.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.07.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.13.35400
(с) Полуботко А.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1584
Введение
Комплекс организационно-управленческих преобразований, электроэнергетики России, инициированный в 90-х гг. XX века и повлекший ряд глобальных реформ в начале XXI века, результировал переход от прежней монопольной вертикально интегрированной структуры к формированию эффективной стратегически надежной отрасли. Следует отметить, что многие структурно-интегрированные компании покинули энергетический рынок, и в результате образовались новые игроки, разделяющие естественно монопольные и рыночно-конкурентные функциональные области деятельности.
Регулирование услуг монопольной рыночной инфраструктуры с данной стороны обеспечивается технологическими особенностями стратегически значимой отрасли народного хозяйства, и на данном этапе технического развития энергетический рынок нашей страны не в полной мере (а всего на 40—45%, согласно экспертным данным) обеспечен современными средствами измерений и управления. С точки зрения развития возможности конкуренции и свободы на розничном рынке электроэнергии этого недостаточно.
Процесс преобразования материального потока в финансовый сопровождается обменом информационными данными в режиме реального времени, что является одним из необходимых технико-технологических условий конкурентного рынка. Не организовав конкуренцию в розничном звене, государство определяет, что потребитель ограничен в выборе и вынужден практически не реагировать на колебания отпускной стоимости на электроэнергию. Таким образом, в современной модели энергетики нашей страны цена никоим образом не зависит от потребителя, она формируется на оптовом рынке, образуя контуры логистических потоков в отрасли. При этом, располагая фактами экспертной аналитики отрасли, следует отметить значительную изношенность основных фондов электроэнергетического комплекса, недостаточную пропускную способность линий электропередачи и т.д.
Опыт российского и зарубежных рынков электроэнергии
Вместе с тем, как показал наиболее успешный опыт зарубежных стран (рынки электроэнергии (мощности) PJM и Новой Англии (США), рынки электроэнергии Австралии и Великобритании, рынок Nord Pool в
1585
Скандинавских странах и др.), существующие рынки электроэнергии вполне могут быть успешными, если проектируются так, чтобы обеспечить максимальную конкуренцию и прозрачные цены. В значительной мере проблемы несовершенства рынка удается решить с помощью правильно спроектированных и применяемых механизмов регулирования — как в форме саморегулирования со стороны участников рынка, так и государственного, в основе которых лежит приоритет конкурентных форм торговли, повышение эффективности естественных монополий и обеспечение свободного доступа участников рынка к их услугам.
Важно подчеркнуть, что ни одна страна, осуществившая переход к конкурентной электроэнергетике, не планирует возврата к прежней вертикально интегрированной структуре электроэнергетики и прежним механизмам ее государственного регулирования. Сложности, с которыми сталкиваются современные рынки электроэнергии, связаны с нерешенными в ходе реформирования проблемами (например, с неспособностью современного рынка обеспечить корректные ценовые сигналы для формирования оптимальной структуры мощностей и обеспечения оптимального уровня балансовой надежности). В силу этого возникают задачи для корректировки и дальнейшего развития отрасли в конкурентных условиях, правил работы рынков электроэнергии и мощности [8].
Основываясь на экспертной аналитике, характеризующей факторграфию развития российского рынка электроэнергии и мощности, можно констатировать, что системно интегрирующее технологическое развитие в сфере производства и эффективная логистика позволят реализовать условия рыночной свободы выбора, приблизив электроэнергетический комплекс по организационно-управленческому функционалу к характеристикам товарных рынков.
Достижения научно-технического прогресса, уровень развития технологий в сфере электроники, компьютерных технологий и сетевой телекоммуникаций обеспечили рост предпосылок для образования интеллектуальных сетей, способных обеспечить адекватное управление процессами потребления электроэнергии и возможность выбора потребителями поставщиков, в соответствии с условиями централизованной системы электроснабжения и соответствующим услугово-сервисным комплексом. Таким образом, оптимизируя систему государственного регулирования электроэнергетического комплекса для
1586
достижения системного показателя эффективности и надежности, можно образовать условия саморазвития отрасли в соответствии с интересами потребителей, сочетающими в себе потребность получать стабильное обеспечение электроэнергией по оптимальной стоимости.
С точки зрения теоретико-прикладной исследовательской позиции можно отметить, что логистически эффективная модель организации и функционирования энергорынка предполагает переосмысление роли и значимости развития распределенных и генерирующих мощностей, формируя инновационный способ связи
«_» и и и ТТ
потребителей с централизованной управляемой энергосистемой. Но в данном случае в отношении инфраструктурного обеспечения и соответствующей информационно-управленческой поддержки также появятся новые требования и правила деятельности субъектов рынка электрической энергии. Необходимо формирование нового управленческого подхода не только к логистике развития отрасли, но и к теоретико-прикладным методикам ее регулирования и дальнейшей трансформации.
Проблематика развития энергетики как в России, так и за рубежом имеет во многом схожие корни, что связано с технологическими особенностями отрасли и их существенным влиянием на экономические и организационные основы ее функционирования и развития. Одним из важнейших факторов, определивших современное состояние отрасли, стало увеличение размеров энергосистемы для получения эффекта масштаба, уменьшение потребности в резерве мощности за счет реализации эффекта аварийной взаимопомощи между отдельными территориями, оптимизация режимов работы электростанций, повышение гибкости использования энергоисточников на разных территориях, в том числе с учетом прохождения территориальных максимумов нагрузки в различные моменты времени и др.
Именно эти факторы и определили необходимость создания ЕЭС СССР (ЕЭС России), укрупнение как отдельных генерирующих источников, так и в целом системы. В течение длительного времени альтернатива централизованной системы рассматривалась как заведомо неэффективное решение. Но на текущем этапе развития можно констатировать, что позитивный эффект от масштаба достигнут и во многом уже исчерпан. Кроме того, сверхцентрализация накладывает существенные ограничения на развитие рынка [8].
1587
Подчеркивая образование фактов энергозависимости, на современном уровне развития интеграционных технологий следует отметить, что энергетика является основополагающей, фундаментальной отраслью, обеспечивающей производственные процессы всех иных отраслей народного хозяйства любого государства. На наш взгляд, электроэнергетический комплекс имеет универсальное межотраслевое стратегическое значение, формируя бесперебойное функционирование базовых секторов развития национальной экономики, а в данный момент стремясь национализировать отечественный производственный комплекс и сформировать программу импортозамещения, при чем уровень и качество энергоснабжения определяют эффективность деятельности по обслуживанию коммерческого и бытового потребления.
В конце ХХ в. в большинстве развитых стран была осознана принципиальная необходимость кардинальных изменений принципов организации электроэнергетики на основе рыночных преобразований [3], т.е. перехода от вертикально-интегрированных структур и централизованного управления к либерализации отрасли, от монопольного рынка к открытым конкурентным рынкам электроэнергии и мощности. Реформирование энергетики было составной частью либерализации (дерегулирования) экономик всех стран мира, поскольку считалось, что управление компаниями с частной формой собственности является более эффективным, чем управление компаниями с общественной или государственной формами собственности [4].
Трансформация основных направлений развития энергетической отрасли страны в условиях изменения энергопотребления в мировой экономике, реструктуризация и реформирование электроэнергетики разных государств определяют необходимость всестороннего и многогранного исследования фундаментальных задач, требующих соответствующей экспертной аналитики и научно обоснованных разработок.
Обратим внимание на исконно монопольные особенности организационно-управленческого функционала электроэнергетического комплекса, такие как совпадение по временным параметрам, то есть непрерывность и единовременность производства и потребления энергии. Номинальное отсутствие складских мощностей и возможности накопления, хотя в данный момент создаются технико-технологические разработки, способные аккумулировать энергию; четкая зависимость
1588
объема генерации и показателей производства энергии от режима потребления, проблематика экономного энергопотребления как структурные условия функционирования отрасли образуют критерии эффективной деятельности в целом и энергетических компаний в условиях рынка свободной конкуренции.
Как сочетание конкурентных и естественно-монопольных секторов, конкуренция на оптовом звене российского энергорынка все же актуализирует роль и характер государственного регулирования и единого оперативного управления субъектами рынка. В данном контексте необходимо представить обоснованность логистической политики относительно оптимизации режимов генерации и потребления, вопросов, посвященных энергоэффективности российского производства.
В российской электроэнергетике в конце 1980-х - начале 1990-х годов на фоне торможения экономики и последующей трансформации социально-экономической системы из плановой социалистической в рыночную нарастали признаки стагнации: обновление производственных мощностей происходило медленнее, чем рост спроса на электроэнергию. В начале 1990-х годов резкое ухудшение общей экономической ситуации в стране привело к существенным проблемам в развитии отрасли [7]:
- по технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергетические компании отставали от своих аналогов в развитых странах;
- отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению;
- приток капитала резко упал и был недостаточен, неуклонно рос физический и моральный износ основных средств отрасли;
- в отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий;
- отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи;
- предприятия отрасли были информационно и финансово «непрозрачными»;
1589
— доступ на рынок электроэнергии фактически был закрыт для новых независимых игроков.
Следует отметить, что объективная ситуация, сформировавшаяся в национальном электроэнергетическом комплексе, вызвала необходимость структурных организационно-функциональных трансформаций, обеспечивающих рост стимулов для повышения эффективности деятельности естественно-монопольных и независимых компаний в отрасли и привлечения необходимых инвестиций для возобновления производственных фондов и строительства новых объектов генерации возобновляемых источников.
С началом XX века реформы были не только инициированы, была проведена структурная трансформация электроэнергетического комплекса, реформации, в процессе чего они охватили в первую очередь организационно-управленческой функционал отрасли. С развитием этапов реструктуризации, которая была адаптирована с применением элементов бенчмаркинга на основе стремления к либерализации рыночного пространства, были констатированы возможности и угрозы относительно независимых представителей рыночной среды.
Таким образом, на энергорынке сформировалась система стимулов для роста эффективности и инвестиционной привлекательности энергетических объектов и организаций, условно вовлеченных в процессы генерации, передачи и потребления электроэнергии. В данный момент ситуацию с инвестиционной поддержкой отрасли существенно усложняет дестабилизация экономического поля и рыночного пространства, так как соразмерность эквивалента инвестиций, необходимых для развития электроэнергетического комплекса, достаточно значительна, но их масштаб и социально-экономическая значимость заставляет оптимизировать финансовую ситуацию по строительству, реконструкции и введению в действие объектов генерации и распределения электроэнергии.
Значительная часть объектов энергорынка, которые поддерживают не только сферу генерации, но и сбытовые, распределительные функции и частично область потребления, нуждаются в привлечении необходимого и единовременно достаточного объема инвестиций. В данной ситуации бюджетные средства должны быть совмещены в составе инвестиционных фондов с коммерческими инвестициями, позволяющими инициировать рост ввода новых
1590
объектов, основанных на использовании возобновляемых источников энергии в процессе выработки энергии в отрасли.
Трансформация основных направлений развития энергетической отрасли страны в условиях изменения энергопотребления как комплекс внутриотраслевых реформ в электроэнергетике России продлилась значительный период времени, но в результате преобразований были сформированы рыночные механизмы электроэнергетического комплекса. Однако даже значимые для развития рынка реформы не смогли реализовать полностью конкурентный, в первую очередь для потребителей, рынок.
Как части реформы энергорынка, определенные события можно представить во взаимосвязи следующим образом [8]:
1. Создан конкурентный оптовый рынок электроэнергии (мощности), состоящий из рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР), близкие к целевой модели и аналогичным рынкам электроэнергии в других странах с реформированной электроэнергетикой.
2. Созданы необходимые инфраструктурные организации, обеспечивающие функционирование электроэнергетики в конкурентных условиях — ОАО «Российские сети», обеспечивающая централизованное управление и развитие электросетевого комплекса страны; Системный оператор (СО) — единая иерархически построенная организация, осуществляющая функции оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России; коммерческий оператор рынка электроэнергии (мощности) — администратор торговой системы (АТС).
3. Создана (хотя и не до конца отлажена и сильно зависима от государства) система самоуправления российского рынка электроэнергии (мощности) — НП «Совет рынка».
4. С помощью инструмента регулируемых договоров (РД) обеспечен постепенный переход к рыночному ценообразованию для всех категорий потребителей (кроме населения) в европейской части страны, на Урале и в Сибири (кроме изолированных зон).
5. Разработана и внедрена система регулируемых договоров на поставку мощности (ДПМ), обеспечивающих инвестиции в новые генерирующие мощности до запуска и отладки работоспособных долгосрочных механизмов оплаты мощности [7].
Следует отметить, что реформа электроэнергетики Российской Федерации в данный момент не реализована полностью и,
1591
соответственно, не дала еще ожидаемых результатов, так как мы упоминали и ранее, что конкуренция в рамках розничного рынка отсутствует. В данном отношении, используя результаты масштабных отраслевых исследований и следуя цели создания эффективно работающего конкурентного рынка электроэнергии, необходимо реализовать и расширить рамки свободы в отношении монопольной, государственной части электроэнергетического комплекса. Воздействие теоретико-методологического инструментария интеграционной логистики способно номинально преобразить цепь создания стоимости энергии, в которой в основе интересы потребителей.
В процессе трансформации все экономические агенты, не говоря уже об обоснованной нормативно-правовой базе, ориентированной номинально на переход к конкурентной электроэнергетике, получили развитие, но до сих пор существуют сторонники строго регулируемых систем, выступающие за прямое вмешательство в процесс итоговой, отпускной цены на электрическую энергию.
Заключение
Используя технологическую платформу уже реализованных новшеств, можно охарактеризовать видимые стратегические направления развития энергетики с точки зрения логистики следующим образом:
1. Выступая двигателем всех смежных отраслей хозяйства, электроэнергетический комплекс обеспечивает инфраструктурную основу развития социально-экономической безопасности стран и регионов, но только благодаря интеграции с одной стороны государства (регулирование допустимого роста тарифов), с другой — бизнеса (как проявления независимых эффективно функционирующих компаний), науки (в первую очередь логистики как искусства управления потоковыми процессами), в симбиозе они способны существенно усовершенствовать рынок электроэнергетического комплекса, имеющего высокий уровень общественной значимости как для экономического, так и для социального развития территорий.
2. Логистическая интеграция показателей как направлений роста и развития, качества и эффективности использования ресурсов в отрасли.
3. В будущим энергия останется продуктом первой необходимости, при этом энергопотребление существенно увеличится,
1592
показывая рост приблизительно на 0,4% благодаря развитию НТП и стремлению к энергонезависимости.
4. В плане реализации крупных проектов по возведению энергетических генерирующих мощностей необходимо отметить, что в первую очередь необходимо коснуться вопросов запасаемости энергии, оценив аккумуляторные возможности генераторов.
5. Общей целью может считаться стремление к обеспечению энергетической безопасности и долговременной стратегии энергодостаточности и экологизации развития отрасли.
Образующееся в процессе дальнейшего развития разнообразные инверсии нуждаются в формировании и применении логистической интеллектуальной цепи в электроэнергетическом комплексе. Совпадение во времени, но не в пространственном аспекте основных параметров своевременности потребления определяет необходимость образования соответствующего теоретико-методологического базиса развития отрасли.
ИСТОЧНИКИ:
1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции: Учебное пособие. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.
2. Альбеков А.У. Качество поставок электрической энергии в логистической системе
электроэнергетического комплекса // Современные логистические технологии и стратегии (электроэнергетический комплекс): Монография. - Ростов-на-Дону: Издательство РГЭУ (РИНХ), 2010. - 364 с.
3. ГительманЛ.Д., Ратников Б.Е. Экономика и бизнес в электроэнергетике. - М.:
Экономика, 2013. - 432 с.
4. Окороков Р.В., Соколов Ю.А., Окороков В.Р. Финансовая безопасность
электроэнергетических компаний: теории и методология управления. - СПб: Издательство Политехнического университета, 2007. - 360 с.
5. Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в
логистической системе электроэнергетического комплекса: на примере Ростовской области: Дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2007. - 134 с.
6. Полуботко А.А. Формирование логистически эффективной модели организации и
функционирования энергорынка // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015. - № 2. - С. 42-48.
7. Электроэнергетика России 2030: Целевое видение. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -
360 с.
8. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития: Аналитический доклад
/ О.Г. Баркин, И.О. Волкова, И.С. Кожуховский [и др.]. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2014. - 45 с.
1593
Anna A. Polubotko, Candidate of Science, Economics; Associate Professor, Doctorate Student, Chair of Commerce and Logistics, Rostov State University of Economics
Transformation of the main development directions of the national energy industry based on the "green logistics"
ABSTRACT
The article discusses issues of energy development in Russia and abroad and focuses on transformation of the main development directions of the national energy industry under the conditions of changes in energy consumption, represents visible strategic directions of energy engineering development from the logistic viewpoint. It will be of interest to scholars and practitioners that deal with issues of transformation of the national energy industry.
KEYWORDS: logistics, energy and electric complex, energy and ecological safety