Научная статья на тему 'Трансформация моделей и результаты экономической политики России'

Трансформация моделей и результаты экономической политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC POLICY / ECONOMIC MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинков Родион Игоревич, Булгаков Геннадий Васильевич

В представленной статье авторами рассмотрены модели современной экономической политики. К современным моделям авторы относят модели девяностых годов и начала двухтысячных. При переходе от командно-административной системы экономики к рыночной, были осуществлены различные модели экономической политики. Каждая из этих моделей формировалась под влиянием определенных политических условий, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами. Цель научного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть модели современной экономической политики, провести их анализ и на основе этого предложить идеи для развития экономической политики. Не следует упускать из виду влияние внешней политики. Геополитические трансформации и мировой кризис сильно повлияли на стратегию 2020, что привело ее только к частичному выполнению заложенных в нее задач. Как следствие, данная стратегия устарела, нужна более новая совершенная модель социально-экономического развития, которая будет строиться на учете влияния на нее всех факторов, а именно нестабильности курса рубля, влияние мировой политики и экономик на страну, низкой цены на нефть и происходящими в мире геополитическими трансформациями. При написании статьи авторы опирались на научные труды: Г. П. Журавлевой, В. А. Слепова, А. Ф. Арсланова, А. А. Ткаченко, С. В. Гапоновой, А. Ю. Осипова и других. Выводы, сделанные в данной статье, имеют практическое применение при разработке моделей экономической политики. Идеи, выдвинутые авторами, актуальны в современное время в условиях геополитических трансформаций, происходящих в мире и должны положительным образом отразиться на развитии экономики страны и общества в целом. Статья имеет научную ценность в области экономики и менеджмента, так как она содержит в себе основы данных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MODEL OF THE ECONOMIC POLICY OF RUSSIA AND RESULTS OF THEIR REALIZATION

In the present article, the authors considered a model of modern economic policy. To the modern models authors include a model of the nineties and the beginning of the two thousandth. In the transition from a command economy to a market system, the different models of economic policy were implemented. Each of these models is generated by influenced of certain political conditions, taking place both within the country and abroad. The purpose of scientific research lies in fact of examine the model of modern economic policy, perform the analysis and offer ideas for the development of economic policy on the basis of this. We should not lose sight of the impact of foreign policy. Geopolitical Transformation and the global crisis has affected to the strategy in 2020, which led to only partial fulfillment inherent in its tasks. As a consequence, this strategy is outdated; we need a new advanced model of socio-economic development, which will be based on the account of influence on all factors, namely the instability of the ruble exchange rate, the impact of world politics and economy to the country, the low prices for oil and occurring transformations in the world. In writing this article the authors relied on the works: G. P. Zhuravleva, V. A. Slepova, A. F. Arslanova, A. A. Tkachenko, S. V. Gaponova, A. Yu. Osipov and others. The conclusions drawn in this article have practical application in the development of economic policy models. The ideas which put forward by the authors are relevant in modern times in the conditions of geopolitical transformations which occurring in the world and have a positive impact on the development of the economy and society as a whole. The article has scientific value in the field of economics and management, as it contains the foundations of science data.

Текст научной работы на тему «Трансформация моделей и результаты экономической политики России»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

УДК 338.2 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-7-11

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

БЛИНКОВ РОДИОН ИГОРЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

БУЛГАКОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В представленной статье авторами рассмотрены модели современной экономической политики. К современным моделям авторы относят модели девяностых годов и начала двухтысячных. При переходе от командно-административной системы экономики к рыночной, были осуществлены различные модели экономической политики. Каждая из этих моделей формировалась под влиянием определенных политических условий, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами. Цель научного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть модели современной экономической политики, провести их анализ и на основе этого предложить идеи для развития экономической политики. Не следует упускать из виду влияние внешней политики. Геополитические трансформации и мировой кризис сильно повлияли на стратегию 2020, что привело ее только к частичному выполнению заложенных в нее задач. Как следствие, данная стратегия устарела, нужна более новая совершенная модель социально-экономического развития, которая будет строиться на учете влияния на нее всех факторов, а именно нестабильности курса рубля, влияние мировой политики и экономик на страну, низкой цены на нефть и происходящими в мире геополитическими трансформациями. При написании статьи авторы опирались на научные труды: Г. П. Журавлевой, В. А. Слепова, А. Ф. Арсланова, А. А. Ткаченко, С. В. Гапоновой, А. Ю. Осипова и других. Выводы, сделанные в данной статье, имеют практическое применение при разработке моделей экономической политики. Идеи, выдвинутые авторами, актуальны в современное время в условиях геополитических трансформаций, происходящих в мире и должны положительным образом отразиться на развитии экономики страны и общества в целом. Статья имеет научную ценность в области экономики и менеджмента, так как она содержит в себе основы данных наук.

Ключевые слова: экономическое развитие, экономическая политика, экономические модели

Развитие экономики государства невозможно без экономической модели. Экономические модели в разных странах формировались по-разному. Это зависит прежде всего от объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе они формируются под влиянием теоретических концепций, внешней и внутренней политики. Эти обстоятельства отразились при формировании моделей экономической политики. Проводимая государством экономическая политика должна отражать интересы общества, в плане развития и укрепления национальной экономики. Она является инструментом государственного регулирования экономики в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. При осуществлении поставленных целей и задач может произойти изменение

хозяйственной системы в целом, что может привести ее к совершенствованию или разрушению [1].

Экономическая модель - это форма описания экономического процесса или явления, состав которого определяется его объективными свойствами. В каждой экономической модели рассматриваются экономические явления на основе сравнительного анализа, с учетом особенностей развития мировой экономики и политики.

При выборе модели государственной экономической политики необходимо использовать общеметодологические подходы, которые будут реализоваться в рамках указанной политики, и в условиях конкретной страны [2]. Экономическая политика государства - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, которые оказывают свое влия-

ние на развитиемакроэкономических показателейдля достижения общественно значимых целей.

В основе современной государственной политики любой страны лежит ее национальная модель, которая основана на национальной экономике. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

- экономический потенциал страны;

- национальный рынок, место страны в мировой экономике;

- повышение доли сбережений по мере роста доходов;

- воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

- степень государственного вмешательства в экономику;

- создание национального экономического порядка.

Все вышеперечисленные элементы необходимы для построения экономической модели страны. Многие ученые считают, что одним из главных факторов создания экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с обществом, которое в свою очередь имеет национальный характер, менталитет, исторические традиции, а так же политические ориентиры. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов экономические системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

Процесс регулирования экономики со стороны государства можно охарактеризовать как элемент экономической системы. Реализация принципов государственного управления имеет свойство трансформироваться в зависимости от изменения условий господствующей экономической системы, ведь она определяет основополагающие принципы экономической политики.

С помощью моделей удавалось изучать внутреннюю логику развития экономических процессов, которая скрывалась за парадоксальной картиной экономических явлений. Данная картина часто была не логичной в сравнении с существующими теоретическими схемами. Опыт изучения моделей показал, что они служат надежным инструментом анализа макроэкономических явлений. Модели позволяют делать прогнозы последствий макроэкономических решений при условии сохранения сложившихся отношений.

Реформированиесовременной экономики России началось с 90-ых годов. В двадцатом веке в российской экономике произошла уникальная практика «раздачи суверенитетов» и подписания двусторонних договоренностей между субъектами и центром федерации. Региональные субъекты экономики стали самостоятельными при переходе от командно-

административной экономической системы к рынку. На то время научная мировая мысль и международная хозяйственная практика составили несколько возможных моделей эффективного сочетания хозяйственной и политической самостоятельности субъектов государства [3].

Российский опыт исследования моделей экономической политики начался с моделей рыночной экономики. В 1988 г. была построена модель, которая могла воспроизводить основные качественные особенности эволюции плановой экономики. Так, в период начала экономических преобразований в СССР, а потом уже и в России, был проведенанализпроисходивших изменений в экономике. В том числе за два года до реформы 1992 г. были предсказаны ее последствия.

Существовали следующие экономические модели:

- модель экономики 1992-1995 гг. в период высокой инфляции;

- модель экономики 1995-1998 гг. в период «финансовой стабилизации», приведшая к кризису 1998 г.

В 1991 г. был одобрен переход к рыночной экономике. В 1992 г. прошел процесс либерализации цен при сохранившейся монополизации производства и рынка. Последствия стали ужасны, резко выросли цены, по оценкам экспертов в 150 раз. В ответ на это правительство проводит монетористскую политику, задерживая зарплаты, пособия и пр. Только в 1996 г. удалось снизить инфляцию до 1 % в месяц [4]. Произошло снижение жизненного уровня, как следствие всего этого появилась социальная незащищенность населения. Постепенно рынок наполнился потребительскими товарами из-за границы, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования. За счет внешнего займа была достигнута относительная финансовая стабильность. Отказ от системы централизованного планирования привел к сокращению дотаций промышленности и сельскому хозяйству, в результате чего эти действия привели к банкротствам и падению уровня ВВП. По-прежнему оставалась жесткая налоговая система. Происходящая на тот момент либерализация торговли привела к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной продукцией. Все это привело к еще большему усугублению кризиса отечественной промышленности. Прежде всего это сказалось на следующих отраслях: машиностроение; электронная и электротехническая промышленность; военная сфера. Из-за сокращения государственных субсидий сократилось производство сельскохозяйственной продукции, в результате чего произошла утечка рабочей силы и разрушение технической базы. Программа по приватизации и разгосударствлению фактически так и не была реализована [5].

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Р. И. БЛИНКОВ, Г. В. БУЛГАКОВ

9

Модель 1998 г. была основана на системе гипотез относительно характера тех экономических отношений, которые складывались в соответствующий период в России. После дефолта, который был в 1998 г., населениеперестало доверять отечественным финансовым институтам. Денежные средства, которые были у населения, обменивались на резервную валюту -доллары и евро, что лишало российскую экономику притока свободного капитала - производство финансовой основы развития [6].

В 2004 г. по заказу Федерального агентства по налогам и сборам была создана модель российской экономики, учитывающая наличие теневого оборота. Основной целью данного проекта было создание инструмента, который имел бы характер системного использования информации, состоявший из внешних по отношению к налоговой службе источников. Он должен был дать оценку размеров теневого оборота и налогового потенциала России.

В связи с исчерпанием механизма роста с 19992008 гг., глобального кризиса встает вопрос о формировании новой экономической политики для страны. Стало ясно, что сырьевой ресурс, на котором основывалась экономика «тучных лет» (высокие цены на российский экспорт), неустойчив и ненадежен [7]. Была разработана модель «экономика предложения». Данная модель должна содержать в себе механизмы, которые позволят успешно выступать России в конкурентной борьбе за человеческие и финансовые ресурсы (за человеческий капитал и инвестиционный капитал), которая ведется в настоящее время в глобальном масштабе. Рассмотрим основные элементы новой модели роста.

В бюджетной политике основным направлением выступает снижение бюджетных расходов относительно ВВП, а так же ослабление зависимости бюджета от колебаний внешнеэкономических процессов.

Для решения этих задач требовалось восстановить жесткие бюджетные правила. То есть при расчете бюджета нужно было опираться на твердо установленную цену на нефть, которая не зависела от политического торга, например, на среднюю десятилетнюю цену, то есть рентные доходы бюджета, которые были гарантированы с высокой вероятностью. Например, если расходы превышали рассчитанные доходы, то правительство, в свою очередь, должно было повысить налоги или осуществлять заимствования, причем в рублях. Если цена на нефть превышало среднюю десятилетнюю при продаже, то сверхдоходы нужно направлять в резервный фонд и не расходовать даже при параллельном наращивании государственного долга.

Бюджетная политика должна была стать гибкой в направлении увеличения инвестиционных и иннова-

ционных расходов бюджета, и сокращения социальных расходов (за счет расширения полномочий регионов) и финансирования силовых структур.

Вместе с этим необходимо было провести оптимизацию бюджетных расходов, то есть принимать необходимые законы об автономных и бюджетных учреждениях, которые существенно изменяли их статус и отделяли их обязательства от обязательств бюджета. Важно было внести ясность в роль Стабилизационного (резервного) фонда с целью не допусткать использования его средств на поддержку неэффективных предприятий.

На наш взгляд, в настоящее время в условиях экономических санкций против России, кризис оказал достаточно сильное влияние на ситуацию в России. Соответственно, темпы роста страны стали замедляться, и правительство не смогло решить задачу удвоения ВВП за последующее десятилетие. Гораздо важнее было делать прогрессивные сдвиги, которые бы способствовали модернизации российской экономики и политики. Данная политика должна включать в себя ослабление зависимости страны от колебаний внешнеэкономической и геополитической конъюнктуры. Именно поэтому в условиях глобального кризиса активизировался вопрос о путях российской модернизации. Для России наиболее важен стратегический план экономического развития длиной в 20-30 лет. Именно долгосрочное планирование, то есть программа развития не на год, два, три - это задачи текущего плана, а долгосрочное планирование, которое подразумевает модернизационный рывок экономики [8]. На рубеже 2010-2011 гг. В. Путин поставил перед экспертным сообществом задачу проработки вариантов обновленной стратегии развития страны до 2020 г.

Причины создания «Стратегии 2020»:

- во-первых, это последствия самого глобального кризиса, который требует перерасмотрение социально-экономической политики;

- во-вторых, существуют и российские причины для обновления экономического курса.

Сегодня экономика вступила во второй этап развития. В 2013-2020 гг. планируется повысить рынок глобальной конкурентоспособности экономики на основе перехода на новую технологическую базу, для улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды [9]. «Стратегия 2020» касается таких проблем общества, как сокращения социального неравенства, бедности, реформ образования и здравоохранения, развития финансовых секторов и банковских секторов. России, нужна новая модель экономики. Страна не может жить исключительно за счета экспорта сырья. Она может стать сырьевым придатком и отсталой в плане технологий. В документе предлагаются несколько направлений разработки новой моде-

ли экономического роста. Прежде всего, это создание определенных условий в экономике. Доступность рыночного кредита, «длинных» денег. Так же в России нужно поддерживать макроэкономическую стабильность, развитие частного сектора. Еще важным направлением является образование условий для коммерческой активности и поддержания внутренней конкуренции. Концепция предлагает повысить эффективность использования рабочих ресурсов в условиях сокращения экономически активного населения. В перспективе увеличить рабочие ресурсы и повысить внутреннюю мобильность населения. Обязательно нужно использовать преимущества в сфере человеческого капитала, которые недостаточно использовались в прошлом периоде. Увеличивать мощность рынка путем поиска новых ниш в мировом разделении труда за счет стимуляции несырьевого производства российских компаний. Ведь бюджет страны составляется исходя цен на нефть. Было также предложено, чтобы с 2013 г. минимальный капитал банков составлял 1 млрд руб., а к 2020 г. составит 3 млрд руб. Глобальная идея, выдвинутая в «Стратегии 2020» - это уменьшение налоговой нагрузки на частный бизнес, так как увеличение налогов в этой сфере увеличит бегство капиталов за границу, нужно расширить зону неформальной экономики. Увеличение налоговой нагрузки на труд, так же противоречит всемирной тенденции. В «Стратегии 2020» есть рекомендации в отношении налогов в секторе нефти и природного газа. Сверхдоход, полученный от экспорта нефти и газа, рекомендовалось сохранять в специальном фонде как было в 2008-2009 гг. Было предложено отменить экспортные пошлины на нефть, но повысить ставку НДПИ. Пошлины должны были поддерживать разницу между внутренними и международными ценами на нефть и нефтепродукты. Если внутренние цены подтянуть к мировым, то субъекты рынка будут правильно ориентированными и будут иметь стимул к росту энергоэффективности.

По нашему мнению, главные факторы, которые тормозят экономическое развитие это неразвитость институтов, коррупция, растущие присутствие государственного сектора, монополизация рынков, которые преследуют страну не первый год. На данный момент не все предложения «Стратегии 2020» реализованы правительством. Независимым экспертам не удалось решить вопросо пенсионной реформе. Эксперты предлагают выровнить пенсионную систему, увеличить пенсионный возраст до 65 лет. Эти новшества должны реализоваться, когда средняя продолжительность жизни будет выше, чем сейчас. Для достижения этой цели нужно увеличить размер дохода на душу населения и поднять уровень жизни населения. Данные меры должны не только качественно улуч-

шить жизнь населения, но и оживить экономику. Чтобы достичь этих целей нужно довести политическую реформу до конца. В настоящее время мы можем наблюдать увеличение налоговых выплат. Налоги увеличились в сфере бизнеса, а так же выросли налоги для физических лиц. Доходы, полученные от продажи нефти нужно не полностью хранить в резервном фонде, а инвестироватьих в социально-экономическую сферу. Считаем, что на фоне геополитических преобразований, нестабильности цены на нефть, низкого курса рубля к иностранной валютеи как следствие бюджетного дефицита и экономической нестабильности «Стратегия 2020» становится устаревшей. Требуется новая модель, которая позволит стране не только восполнить, но и улучшить социально-экономическое развитие, в условиях кризиса и геополитических трансформаций.

Литература

1. Журавлева Г. П. Экономическая политика современной России: модернизация и реиндустриализация // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 26-32

2. Слепов В. А., Арсланов А. Ф. Интегральная национальная финансовая политика и ее особенности в современных условиях // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2014. № 7 (73). С. 19-30.

3. Ткаченко А. А. Современные модели региональной социально-экономической политики государства// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. URL: https://e-koncept.ru/2016/76114.htm

4. Ясин Е. Г. Российская экономика//Истоки и панорама реформ. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

5. Яник А, Попова С. Правительство Ельцина-Гайдара // История конституционализма и государства в России. URL: http://www.constitution20.ru/ru/surveys/11

6. Гапонова С. В. Достоинства и недостатки докризисной модели Российской государственной экономической политики // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 321-323.

7. Миркин Я. Российская модель // Прямые инвестиции. 2012. № 11. С. 28-31.

8. Осипов А. Ю. Стратегия развития и модернизации Российской экономики на период до 2020 года // Рос-сийскоепредпринимательство. 2012. № 17. С. 4-10.

9. Брежнева О. В. Стратегия развития экономики России до 2020 года // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. № 4. С. 22-24.

References

1. Zhuravleva G. P. Ekonomicheskaya politika sov-remennoj Rossii: modernizaciya i reindustrializaciya [The economic policy of modern Russia: the modernization and reindustrialisation] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. 2014. № 3. S. 26-32.

2. Slepov V. A., Arslanov A. F. Integral'naya nacion-al'naya finansovaya politika i ee osobennosti v sovremennyh

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

P. H. EHHHKOB, r. B. EYnrAKOB

11

usloviyah [The integrated national financial policy and its features in modern conditions] // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. 2014. № 7 (73). S. 19-30.

3. Tkachenko A. A. Sovremennye modeli regional'noj social'no-ekonomicheskoj politiki gosudarstva [Modern models of regional social and economic policy of the state] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. URL https://e-koncept.ru/2016/76114.htm

4. Yasin E. G. Rossijskaya ekonomika: istoki i panorama reform [The Russian economy: the origins and view reform]. M.: GU VSHE, 2002.

5. Yanik A., Popova S. Pravitel'stvo El'cina-Gajdara [The Government of the Yeltsin and Gaidar] // Istoriya kon-stitucionalizma i gosudarstva v Rossii. URL: http://www.constitution20.ru/ru/surveys/11

6. Gaponova S. V. Dostoinstva i nedostatki dok-rizisnoj modeli Rossijskoj gosudarstvennoj ekono-micheskoj politiki [Advantages and disadvantages of precrisis model of economic policy of the Russian state] // Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya. 2013. № 8. S. 321-323.

7. Mirkin Ya. Rossijskaya model' [Russian model] // Pryamye investicii. 2012. № 11. S. 28-31.

8. Osipov A. Yu. Strategiya razvitiya i modernizacii Rossijskoj ekonomiki na period do 2020 goda [The strategy of development and modernization of the Russian economy in the period up to 2020] // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 17. S. 4-10.

9. Brezhneva O. V. Strategiya razvitiya ekonomiki Rossii do 2020 goda [The strategy of economic development in Russia up to 2020] // Fundamental'nye i prikladnye issledo-vaniya v sovremennom mire. 2013. № 4. S. 22-24.

* * *

TRANSFORMATION OF MODEL OF THE ECONOMIC POLICY OF RUSSIA AND RESULTS OF THEIR REALIZATION

BLINKOV RODION IGOREVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

BULGAKOV GENNADY VASILYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In the present article, the authors considered a model of modern economic policy. To the modern models authors include a model of the nineties and the beginning of the two thousandth. In the transition from a command economy to a market system, the different models of economic policy were implemented. Each of these models is generated by influenced of certain political conditions, taking place both within the country and abroad. The purpose of scientific research lies in fact of examine the model of modern economic policy, perform the analysis and offer ideas for the development of economic policy on the basis of this . We should not lose sight of the impact of foreign policy. Geopolitical Transformation and the global crisis has affected to the strategy in 2020, which led to only partial fulfillment inherent in its tasks. As a consequence, this strategy is outdated; we need a new advanced model of socioeconomic development, which will be based on the account of influence on all factors, namely the instability of the ruble exchange rate, the impact of world politics and economy to the country, the low prices for oil and occurring transformations in the world. In writing this article the authors relied on the works: G. P. Zhuravleva, V. A. Slepova, A. F. Arslanova, A. A. Tkachenko, S. V. Gaponova, A. Yu. Osipov and others. The conclusions drawn in this article have practical application in the development of economic policy models. The ideas which put forward by the authors are relevant in modern times in the conditions of geopolitical transformations which occurring in the world and have a positive impact on the development of the economy and society as a whole. The article has scientific value in the field of economics and management, as it contains the foundations of science data.

Key words: economic development, economic policy, economic models

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.