Научная статья на тему 'Трансформация миграционного капитала в финансово-инвестиционный механизм'

Трансформация миграционного капитала в финансово-инвестиционный механизм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исакулов Ш. Н.

Трансферты денежных переводов, по сути, являются миграционным капиталом и формируются из доходов мигрантов, которые, за минусом затрат на их пребывание в стране трудоустройства, направляются на родину и используются для повышения экономического и социального уровня жизни родных и близких, и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация миграционного капитала в финансово-инвестиционный механизм»

V_/

Исакулов Ш.Н.

АГУ при Президенте Республики Узбекистан,к.э.н.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННОГО КАПИТАЛА В ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Трансферты денежных переводов, по сути, являются миграционным капиталом и формируются из доходов мигрантов, которые, за минусом затрат на их пребывание в стране трудоустройства, направляются на родину и используются для повышения экономического и социального уровня жизни родных и близких, и страны в целом.

По данным Всемирного банка, численность международных мигрантов по всему миру по итогам 2010 года составило 215 миллион человек, что равно 3% жителей планеты, а прирост их численности составил 6%1.

Не секрет, что повышение миграционной активности граждан страны и их трудоустройство на внешних рынках труда в экономическом отношении приводит к увеличению поступления в страну-донора миграционного капитала.

Трудовая миграция является одним из факторов повышения финансово-инвестиционных трансакций. Согласно данным Международной организации по миграции (МОМ), по итогам 2010 года объем денежных переводов мигрантов по всему миру составил свыше 440 миллиард долларов США2.

Исследования Всемирного Банка3 показали, что по итогам 20l1 года основными странами отправителей денежных переводов являются США (48 миллиард долларов США), Саудовская Аравия (26 миллиард

1 Статистический сборник «Миграция и денежные переводы: цифры и факты -2011», изд. Всемирного Банка. Отдел оценки перспектив развития. Дилип Рата, Санкет Мохапатра, Ани Силвал.

2 Etat De La Migration Dans Le Monde 2011 -Bien Communiquer Sur La Migration ISSN 1561-5502 публикация Международной Организации по Миграции http://publications.iom.int/bookstore.

3 Статистический сборник «Миграция и денеж-

ные переводы: цифры и факты -2011», изд. Всемирного Банка. Отдел оценки перспектив развития. Дилип Рата, Санкет Мохапатра, Ани Силвал.

долларов США), Швейцария (20 миллиард долларов США), Россия (19 миллиард долларов США), Германия (16 миллиард долларов США). В пятерку получателей денежных переводов входят Индия (55 миллиард долларов США), Китай (51 миллиард долларов США), Мексика (22,6 миллиард долларов США), Филиппины (21,3 миллиард долларов США), Франция (15,9 миллиард долларов США).

Узбекистан, как часть мировой социально-экономической системы, является одним из активных участников международных миграционных процессов. По данным Всемирного банка4, среди ведущих стран по показателям эмиграции в 2010 году Узбекистан занимает 26-место, а количество мигрантов оценивается в 2 миллион человек

Безусловно, миграционные процессы сопровождаются мощными финансовыми потоками в Узбекистан в виде денежных переводов трудовых мигрантов. Так, например, по официальным данным Центрального банка России общий объем денежных переводов только через системы денежных переводов из России в Узбекистан за 2010 год составил 2.845 миллион долларов

4 Статистический сборник «Миграция и денежные переводы: цифры и факты -2011», изд. Всемирного Банка. Отдел оценки перспектив развития. Дилип Рата, Санкет Мохапатра, Ани Силвал.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2012

США1. Денежные потоки мигрантов, поступающие вне системы денежных переводов, оцениваются по разным данным в 50-80% от официальных переводов. Для сравнения общий объем прямых иностранных инвестиций в Узбекистан в 2010 году составил 2,4 миллиард долларов США, а ВВП составил 37,4 миллиард долларов США, расходы Госбюджета - около 8 миллиард долларов США, из которых 60% или 5 миллиард долларов США составляют расходы на социальную сферу2. Учитывая, что миграционная география Узбекистана не ограничивается только Россией, объемы денежных переводов трудовых мигрантов могут быть значительно выше.

Частные финансовые вливания в страну в условиях рыночной экономики, где присутствует высокий уровень гибкости рыночных процессов, стимулируют отечественное производство либо повышают импорт. В условиях свободной конкуренции на внутреннем рынке и рациональной защиты отечественного производства государством, как например, в Узбекистане, денежные переводы мигрантов повышают платежеспособность населения и развивают реальный сектор отечественной экономики, стимулируя производство импортозамещающих товаров, снижая в определенной мере объемы товарного импорта в Узбекистан.

Результаты проведенного нами социологического опроса населения в том числе трудовых мигрантов, показывают что, как правило, частные денежные переводы в Узбекистан расходуются на потребительские нужды, а также на приобретение жилого помещения и автотранспортных средств. В свою очередь растущий потребительский спрос, обеспечиваемый за счет миграционного финансового капитала, порождает спрос на частное жилье, строительные материалы и транспортные сред-

1 Центральный Банк России "Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов и Почту России, по основным странам-партнерам" по итогам 2010 года http:// www.cbr.ru

2 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год

ства. Так, согласно аналитическим исследованиям ряда столичных агентств недвижимости в докризисный период в результате повышения рыночного спроса цены на жилье, строительные материалы и автотранспортные средства повысились в среднем в 2,5 раза за два года, что отчасти, по мнению автора, стало результатом роста миграционного инвестиционного капитала.

По нашему мнению, внутренняя рыночная конъюнктура в экономическом отношении уже находится в тесном взаимодействии с миграционным капиталом. Объемы отечественного производства в определенной мере не могли бы достигнуть сегодняшних результатов, в случае отсутствия миграционного капитала, учитывая, что немалая часть нынешнего потребительского спроса обеспечивается за счет миграционного капитала. Становится понятно, что ограничение развития внешней трудовой миграции в Узбекистане может привести к росту уровня безработицы, снижению потребительского спроса населения и как следствие уменьшению совокупных объемов производства.

Необходимо также обратить внимание, что сегодня международная финансовая система, связанная с переводом миграционного капитала, функционирует в большинстве случаев посредством систем международных денежных переводов, среди которых действуют специализированные финансовые компании и системы неофициальных денежных переводов. Если к первым относятся такие системы международных денежных переводов, как «Western Union», «Migom», «Contact» и др., то ко вторым относятся системы неофициальных денежных переводов, как «Перекидка», «Хавала» и др. Последние отличаются низкими транзакционными издержками, конфиденциальностью денежной операции и оперативностью, поэтому пользуются большей популярностью среди мигрантов. В случае успешной и эффективной организации государством зарубежного трудоустройства граждан Узбекистана, появляется возможность привлечения к процессу денежных переводов мигрантов отечественных коммерческих банков, что станет причиной сопутствующего развития банковского секто-

V_/

ра и повышения уровня валютного обеспечения национальной финансовой системы.

Необходимо отметить, что большинство мигрантов не пользуются банковскими переводами, хотя транзакционные издержки при банковских переводах ниже по сравнению с системами денежных переводов. Следует сказать, что уровень грамотности по использованию банковских услуг среди мигрантов достаточно низкий. Большинство мигрантов и членов их семьей не осведомлены о процедурах банковского перевода, как открытие банковских счетов до востребования, составление банковских поручений по переводу, управление банковскими счетами и т.д. Кроме того, отечественным банкам также рекомендуется расширить географию международного банковского сотрудничества по денежной корреспонденции и бенефициарам, особенно в тех странах и регионах, где сосредоточено большое количество мигрантов страны. Коммерческим банкам пора осознать, что при активном привлечении миграционного капитала через банковские переводы, значительно упрощается процесс привлечения финансовых ресурсов мигрантов по банковским депозитам. Так как, семьи мигрантов, получая денежные ресурсы через иные системы денежных переводов, не всегда обращаются в банки с целью хранения свободных денежных ресурсов. Таким образом, свободные денежные ресурсы, полученные от мигрантов, продолжают оставаться вне банковского сектора.

Вместе с тем, пора задуматься о частных инвестиционных аспектах миграционного финансового капитала. Так, экономически целесообразным считается инвестирование миграционного капитала в развитие отраслей реального сектора и промышленного воспроизводства, которые сопровождаются увеличением количества рабочих мест внутри страны и развитием малого бизнеса. В настоящее время растущие цены на объекты частной недвижимости отчасти объясняются инвестированием миграционного капитала в сферу недвижимости. Мигранты примитивно полагают, что, инвестировав в объекты недвижимости даже без необходимости их использования, они смогут их впоследствии реализовать с выгодой для себя. Таким образом, миграци-

онный капитал в определенной мере оседает в сфере недвижимости, все больше повышая цены на объекты недвижимости, не принося при этом экономической выгоды для реального сектора национального воспроизводства, и повышает спекулятивный характер выгоды от инвестиционных вложений в сферу недвижимости.

Представляется, что такая тенденция может продолжаться до тех пор, пока рентабельность инвестиций в сферу недвижимости не станет ниже, чем в других секторах экономики. В частности, частные инвестиции в реальный сектор экономики можно стимулировать посредством создания благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В настоящее время Узбекистан принимает в этом направлении определенные эффективные экономические меры. Так, ежегодно снижается налоговое бремя на частный бизнес и сокращается количество проверок государственными органами, предоставляются налоговые льготы и финансово-кредитные привилегии для частного предпринимательства. Такие меры определенно повышают инвестиционную привлекательность реального сектора экономики. Несмотря на это, миграционный капитал не спешит изменить свое направление от инвестиций в сектор недвижимости в сектор частного предпринимательства.

Учитывая нынешнюю ситуацию, следующие три прогноза представляются вероятными.

1. Миграционный капитал будет продолжать инвестироваться в сектор недвижимости и наращивать спекулятивную выгоду.

2. Возможно появление инвестиционных и управляющих компаний, которые привлекут миграционный капитал и направят в реальный сектор экономики, а также могут создавать готовую предпринимательскую деятельность под заказ клиентов и управлять бизнес процессом.

3. Миграционный капитал будет инвестироваться в странах пребывания мигрантов, где рентабельность вложенных инвестиций более высокая и существует возможность управления самими мигрантами собственного бизнеса.

При первом сценарии инвестиции в недвижимость являются для них испытанным беспроигрышным вложением. Возвращение мигрантов приводит к сокращению стабильных финансовых поступлений для до-мохозяйств. Более того, для национальной экономики возвращение трудовых мигрантов также не целесообразен, так как уменьшение объемов миграционного капитала может снизить уровень потребительского спроса населения и впоследствии повлияет на развитие производства в стране.

Развитие второго сценария, вероятно, приведет к более выгодным экономическим последствиям для страны, так как при таком сценарии возвращение мигрантов на родину не требуется, а их капитал будет работать во благо реального сектора экономики. Однако вопрос инвестиционной боязни домохозяйств и риска вложения денег в непривычное дело возможно придется перебороть в течении долгого времени.

Третий сценарий приведет к ситуации, когда мигранты будут направлять средства только для повседневных нужд своих близких, а превышающая сумма их заработка будет оседать в стране их пребывания в качестве инвестиций в частный бизнес. Такой путь экономически не выгоден для Узбекистана, так как объемы миграционного капитала относительно стабилизируются, ассоциируясь только на потребительских расходах домохозяйств, и темпов к значительному росту не предвидится. Превышающая потребительских расходов часть ми-

грационного капитала будет вовлечена в развитие экономики страны пребывания, а не Узбекистана. Таким образом, в качестве инвестиционного механизма миграционный капитал не найдет своей практической реализации.

Необходимо отметить что сильная зависимость экономики страны от миграционного капитала как имеет место в Таджикистане, в условиях низких темпов осуществления социально-экономических реформ может привести к негативным последствиям. Экономика в этой стране по существу находится в полной зависимости от денежных переводов трудовых мигрантов, а ее незначительное сокращение уже приводит к снижению общей экономической активности хозяйствующих субъектов страны.

Заключая вышеуказанное, считаем, что в условиях роста объемов миграционного капитала, которые уже сейчас составляют значительные объемы финансовых ресурсов, необходимо задуматься о возможностях их трансформации в инвестиционный механизм. В этих целях целесообразно создавать все более благоприятные условия для стимулирования предпринимательской активности в Узбекистане и повышения рентабельности инвестиционных вложений в бизнес проекты, что позволит увеличить приток миграционного капитала в реальный сектор экономики и снизить спекулятивный характер поведения миграционного капитала в качестве инвестиционных ресурсов.

Список литературы:

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год.

2. Статистический сборник «Миграция и денежные переводы: цифры и факты -2011», изд. Всемирного Банка. Отдел оценки перспектив развития. Ди-лип Рата, Санкет Мохапатра, Ани Силвал.

3. Etat De La Migration Dans Le Monde 2011 - Bien Communiquer Sur La Migration ISSN 1561-5502 публикация Международной Организации по Миграции http://publications.iom.int/bookstore.

4. «Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан за январь-декабрь 2010 года» http://www.stat.uz/rows/78/

5. Центральный Банк России "Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов и Почту России, по основным странам-партнерам" по итогам 2010 года http://www.cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.