единомышленников решение научных проблем представляется вполне реальным. Оно должно быть поддержано новациями в области образования: учебных планов нового поколения, мультимедийных учебников, новых форматов образования (диалоговые режимы), деловых игр, конкурсов вакансий, грантов и др. Конечная цель - система научно-практических знаний, позволяющая не только выживать, но и ускоренно развиваться. В связи с этим научный поиск должен быть сориентирован на восполнение единственного невозобновляемого и незамещаемого ресурса - времени во всех приведенных выше аспектах, которые критически важны для отрасли и страны в целом.
В настоящее время новой специальности в общепринятом формате более 15 лет. Специальность «Экспертиза и управление недвижимостью» и три магистерские программы прошли предварительную аккредитацию в RUCS (Великобритания). Дипломы выпускников становятся международными, признаваемые в 149 странах мира.
На счету творческого коллектива 16 учебников и множество научных монографий. Плеяда ученых во всех регионах страны развивает принятые за основу принципы исследования и самое важное - «выросшие» кафедры и научные подразделения укомплектованы молодежью, а интерес к продолжению идей первооткрывателей по-прежнему высок.
Информация об авторах
Грабовый Петр Григорьевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация строительства и управление недвижимостью; Московский государственный строительный университет.
Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Инвестиционно-строительного бизнеса»; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 82.
Information about the authors
Grabovyi P.G., Doctor of Economical Sciences, Professor, Head of Chair «Development organization and real estate management» Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Building University», 26 Iaroslavskoe highway, Moscow, 129337.
Iaskova N.Iu., Doctor of Economical Sciences, Professor, Head of Chair of «Investment and development business» Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration», 82 Ver-nadskogo, Moscow, 119571.
УДК 332. 812. 123
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В РОССИИ
К.В. Демьянов
Описано техническое состояние жилищного фонда РФ в контексте проблем, влияющих на рост доли ветхого и аварийного жилья. Рассмотрена модель капитального ремонта, разработанная экспертами в целях снижения уровня ветхого и аварийного жилья, путем проведения капитального ремонта зданий. Выявлены недостатки в оптимальной
модели финансирования капитального ремонта, рекомендованной экспертами для внедрения на региональном уровне. Разработан и предложен альтернативный механизм реализации процесса финансирования капитального ремонта, основанный на формировании средств с момента ввода здания в эксплуатацию. Дано обоснование предложенному способу создания фонда капитального ремонта в целях финансирования работ по модернизации жилых зданий. Сформулирован и представлен подход к финансированию капитального ремонта на второй и последующие ремонтные циклы для зданий жилого назначения. Предложена процедура формирования и накопления средств, позволяющая максимально снизить инфляционные процессы, негативно влияющие на процесс наращивания средств, создаваемого фонда капитального ремонта.
Ключевые слова: физический износ; резерв; фонд капитального ремонта; наращивание средств; банковский депозит.
MECHANISM TRANSFORMATION OF CAPITAL REPAIR FUNDING OF MULTI-
FLAT BUILDINGS IN RUSSIA
K.V. Demianov
In the article we described the technical condition of the residential fund in Russian Federation in the context of problems which have an impact on the increase of the part of old and emergency accommodation. We considered the model of capital repair, developed by the experts to reduce the level of old and emergency accommodation with the help of the capital repair of buildings. We also pointed out the disadvantages in the optimal model of funding of capital repair, recommended by the experts to be implemented at the regional level. We worked out and offered the alternative mechanism to realize the funding process of the capital repair, based on the means development since the exploitation of the building. We proved the offered way of creating the fund of capital repair to finance the process of modernization of residential buildings. We formulated and presented the approach to the funding of capital repair for the second and the next repair cycles for the residential buildings. We offered the procedure to form and save the means, which allows to reduce the inflation processes to the maximum, which have the negative impact on the process of increasing facilities of the fund o capital repair.
Key words: physical damage; reserve; fund of capital repair; increase of the means; bank deposit.
Если сравнивать 90-е годы XX века с настоящим временем, то видно, что рынок жилья в России значительно трансформировался. Проведена значительная часть реформ в сфере жилищно-коммунальных услуг, создан институт ипотечного кредитования, позволяющий использовать заемные средства для улучшения жилищных условий населения. Вместе с тем, не смотря на усилия государства, направленные на развитие сферы строительства жилых зданий, весьма остро стоит проблема технического состояния многоквартирных жилых домов. Основная причина ухудшения эксплуатационных характеристик зданий - это несистематичность и недостаточность мер, направленных на снижение физического износа конструкций жилых домов, что, в свою очередь, связано с нехваткой государственных средств на финансирование ремонтных работ. В соответствии с поправками, внесенными в Жилищный кодекс РФ, расходы, связанные с содержанием, текущим и капитальным ремонтами общего имущества многоквартирных жилых домов, решено возложить на собственников жилых домов. Однако формируемых средств на проведение мероприятий, которые должны быть направлены на приведение многоквартирных жилых домов в технически исправное состояние, недостаточно. Указывают на это данные Росстата и Иркутскстата, отражающие состояние жилищного фонда в РФ и Иркутской области, информация которых представлена на рис. 1 и 3 [7, с. 204].
Анализ динамики состояния жилищного фонда по России с 1990 по 2005 гг. указывает на увеличение объемов ветхого и аварийного фонда на 62,4 млн кв. м: по причине ветхости - на 54,5 млн кв. м, аварийности - 7,9 млн кв. м. Данная тенденция обусловлена переходом российской экономики от плановой системы к рыночным отношениям. В указанный период техническому состоянию жилищного фонда должного внимания не уделялось, и средства на его ремонт не формировались. С 2005 по 2011 гг. сохраняется, хотя и менее выраженная тенденция к росту уровня ветхого и аварийного фонда на 4,4 млн кв. м. При этом уровень ветхого фонда снизился на 5 млн кв. м, но увеличился показатель выбытия жилищного фонда на 9,4 млн кв. м. Незначительные колебания уровня ветхого и аварийного фонда за период с 2006 по 2011 гг. можно считать статистически незначимыми. Поэтому рост рассматриваемых показателей является очевидным фактом.
Показатели состояния жилищного фонда Иркутской области представлены на основании информации Иркутскстата и представлены диаграммой, изображенной на рис. 2 [4, с. 41].
Как следует из представленных данных - уровень ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области также имеет тенденцию к росту. В период с 2000 по 2005 гг.
значения показателей ветхости и аварийности увеличилось на 1 770, 6 тыс. кв. м, хотя выбытие снизилось на 1 тыс. кв. м, при увеличении ввода новых жилых домов на 116,7 тыс. кв. м. Причина роста объемов ветхого и аварийного фонда схожа с причинами, описанными выше, в ходе проведенного нами анализа данных по РФ. Низкие показатели ввода в действие новых жилых домов в сопоставлении с уровнем ветхого и аварийного фонда указывают на недостаточность масштабов нового строительства, направленных на решение вопроса о замещении жилищного фонда выработавшего свой ресурс и капитальный ремонт которого проводить нецелесообразно. В период с 2005 по 2011 гг. показатель ветхого и аварийный фонд возрос на 1 298,6 тыс. кв. м, объемы выбытия жилищного фонда увеличились на 6,4 тыс. кв. м, а ввод новых жилых зданий возрос на 452, 7 тыс. кв. м. Незначительно выраженная тенденция к снижению выбытия жилищного фонда по причине его аварийности за период 2006 - 2010 гг. указывает на принятие властями Иркутской области мер, направленных на уменьшение данного показателя, однако используемые для этих целей меры не вполне достаточны, что не позволяет снизить остроту существующей проблемы. В период с 2011 по 2012 гг. наблюдается снижение ветхого и аварийного фонда на 60,7 тыс. кв. м, ввод в действие новых жилых зданий возрастает на 115,9 тыс. кв. м, также увеличивается и уровень выбытия жилья на 2,5 тыс. кв. м. Рациональным способом реализации процесса модернизации жилищного фонда является механизм капитального ремонта, позволяющий снизить степень изношенности жилых домов. Информация об объемах капитального ремонта, проведенного на территории Иркутской области за период с 2000 по 2012 гг., а также о его техническом состоянии на 2012 г., представлена на рис. 3 [3, с. 39].
Проведенный нами анализ статистической информации о реализации программ капитального ремонта зданий жилого назначения в Иркутской области указывает на снижение объемов ремонтируемого жилья. Так, например, в период с 2000 по 2005 гг. наблюдается увеличение объемов ремонтных работ в размере 67, 3 тыс. кв. м, однако в дальнейшем, с 2005 по 2009, объемы снижаются на 91,5 тыс. кв. м, в период с 2009 по 2012 - на 45,3 тыс. кв. м.
30000 25000 20000 15000 10000 5000
2? 020, ОТ ■
21 80 г
1
1 5И,Ш
Ншо(41-3<№ Плюс 31-б+1 ион И щичныш.-
7<И6
I общо Я П/ЮЩОДЬ №И<Г1ЫХ помещений, ТЫС. КВ. М
Рис. 3. Состояние жилищного фонда на 2012 г. и объемы проведенного капитального ремонта в
Иркутской области
Рост объемов капитального ремонта в период с 2000 по 2005 гг. был связан с увеличением бюджетного финансирования данных работ, дальнейшее снижение которых в период с 2005 по 2012 гг. снизило объемы на 136,8 тыс. кв. м, что объясняется недостатком средств регионального бюджета и наличием проблем с альтернативными источниками финансирования требуемого объема работ. Техническое состояние жилищного фонда в
Иркутской области оценивается показателем физического износа эксплуатируемых жилых зданий. По состоянию на 2012 год доля зданий с физическим износом 0-30% составила 27 020,8 тыс. кв. м (50,5%), с физическим износом 31-65% - 21 243,8 тыс. кв. м (39,7%) , с износом зданий 66-70% - 3 609, 9 тыс. кв. м (6,8%), с износом выше 70% - 1 556,1 тыс. кв. м (2,9%). Динамика показателей изношенности жилых домов до 30% в сравнении со зданиями изношенными до 65% имеет незначительную разницу, составившую 5 777 тыс. кв. м (10,8%). Из этого следует сделать вывод о необходимости проведения мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда, иначе сформировавшаяся тенденция роста физического износа жилых домов приведет к увеличению доли аварийного жилья, усугубит проблему нехватки жилой площади для населения. В качестве выхода из сложившейся ситуации специалистами Института экономики города Москвы и Центра по эффективному использованию энергии (далее эксперты) была разработана оптимальная модель финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов, схема которой представлена на рис. 4 [6, с. 164].
Разработанная экспертами модель представляет собой механизм финансирования капитального ремонта, предусматривающий создание собственниками жилых помещений фонда ремонта дома. Минимальный размер платежей определяется законодательством РФ. Увеличение размера платы и величины формируемых средств возможно осуществить при наличии согласия общего собрания собственников, проживающих в данном многоквартирном доме. Решения, связанные с ремонтом многоквартирного дома, принимаются на общем собрании собственников, после чего возможно использование накопленных средств на финансирование предстоящего ремонта. Накопление средств осуществляется на отдельном банковском счете, списание средств с которого возможно только на основании общего решения собственников и только на цели оплаты расходов капитального ремонта. Использованный в модели особый режим банковского счета не допускает несанкционированного списания средств со счета, что позволяет обеспечить их сохранность.
В случае вероятной угрозы аварийного состояния здания или ненадлежащего соблюдения собственниками правил содержания общего имущества многоквартирного дома по предписанию государственного надзорного органа собственники обязаны провести капитальный ремонт, в ином случае контролирующий орган обращается в суд с иском о необходимости использования в настоящее время накопленных средств на цели финансирования капитального ремонта.
В разработанной модели предусмотрена возможность сочетания нескольких источников финансирования, например кредитных средств и бюджетных субсидий, а также платежей собственников, уплаченных ими в целях создания фонда капитального ремонта многоквартирного дома. В целях снижения рисков кредитных организаций, помимо оценки платежеспособности заемщиков, в разработанной модели предлагается ввести гарантии специальных организаций - гарантийных агентств, что требует дополнительных поправок в действующее законодательство [9]. Использование бюджетных средств дает дополнительный стимул для развития конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом, а также позволяет вовлекать малообеспеченные домохозяйства в формирование средств на оплату расходов капитального ремонта, и при этом субсидировать процентную ставку по кредиту, что, по мнению экспертов, позитивно скажется на процессе формирования средств.
Представленное описание разработанной модели позволяет нам указать на ряд присущих ей недостатков. Во-первых, не проработан четкий алгоритм, позволяющий обосновать решение о выборе источника финансирования ремонтных работ: сочетание всех указанных способов, банковский кредит или средства сособственников, предназначенные для создания ремонтного фонда дома.
Рис. 4. Оптимальная модель финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в
России
Во-вторых, для домов с различной степенью физического износа нет конкретных рекомендаций по определению доли финансирования из указанных источников, а также не исключен принцип «общего котла», когда собственники новостроек оплачивают капитальный ремонт жилых домов «вторичного рынка». В-третьих, необходимость создания дополнительных структур в целях обеспечения гарантий кредитным учреждениям, требующим соответствующего государственного финансирования, что приводит к увеличению расходов государственного бюджета. В-четвертых, предложенная мера в виде компенсации процентной ставки по кредиту при помощи субсидий сказывается на увеличении расходов государственного бюджета. В-пятых, выделение субсидий на проведение капитальных ремонтов обязывает муниципалитет формировать дополнительный резерв, что увеличивает расходную часть муниципального бюджета.
В результате выявленных недостатков, в предложенной экспертами модели автор предлагает альтернативный вариант финансирования капитального ремонта, отличительной особенностью которого является необходимость формирования ремонтного фонда на момент введения здания в эксплуатацию, и последующее размещение его на депозите банка в целях наращивания средств для компенсации колебаний цен и инфляционных
процессов. Предлагаемый механизм финансирования первого цикла капитального ремонта представлен на рис. 5.
На момент ввода здания в эксплуатацию застройщик определяет величину необходимого платежа на создание фонда капитального ремонта и уплачивает исчисленную сумму на депозитный счет банка. Исчисление размера платежа определяется по формуле [1,с. 7]:
М(г)= (г)*р, тыс. руб., (1)
где г - среднее значение расходов на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов данного типа, ретроспективные данные, тыс. руб.
р - вероятность попадания случайной величины в заданный интервал, которая определяется по следующей формуле:
р(а<х<Ь) = ф.(*=?)-ф.(^), (2)
где р - искомая вероятность попадания случайной величины в заданный интервал; а, Ь - значения крайних границ интервала, тыс. руб.,
- уравнение функции нормального распределения.
Использование в практических условиях формулы (2) имеет определенные сложности, поэтому вычисление указанного параметра наиболее целесообразнее осуществлять с помощью программных продуктов. В частности в табличном процессоре Ехсе1 вычисление искомой вероятности реализуется в следующем виде [5, с. 126]:
НОРМРАСП (Ъ; х ; 8; Истина) - НОРМРАСП (а; х; 5; Истина), (3)
где Ь и а - значения границ интервала; 5 - стандартное отклонение; х - среднее значение показателей. Значение показателей стандартного отклонения и среднего значения показателей определяется по формуле [2, с. 22], имеющей следующий вид:
* = . (4)
где х; - значение площади исследуемого жилищного фонда, тыс. или млн кв. м;
п - период наблюдения, годы. Арифметическое среднее определяется следующим математическим выражением [8, с. 47]:
, тыс. кв. м (5)
Определенный по формуле (1) размер единоразового платежа, равный необходимой величине фонда капитального ремонта, исчисляется путем определения математического ожидания расходов на капитальный ремонт для данного типа домов в течение межремонтных сроков эксплуатации. Вычисленная, предложенным нами способом, вероятность характеризует возможные отклонения расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов данного типа. Используемые в расчете максимальное и минимальное значение границы отклонения показателя позволяет выдвинуть гипотезу о том, что рассчитанное значение вероятности с достаточной точностью покроет диапазон расходов на капитальный ремонт в интервале, сформированном на основании ретроспективных данных. В целях повышения точности расчета величины платежа возможно проведение интервального оценивания, позволяющего построить интервал отклонений оцениваемого показателя, и определить минимальный и максимальный размер данного платежа, уплачиваемого в целях создания фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Дополнительно отметим следующую особенность: полученная статистическая выборка, представляющая собой величину расходов на капитальный ремонт, должна соответствовать критерию репрезентативности, а также условиям нормального закона распределения случайной величины. В тех случаях, когда выборка не соответствует нормальному закону распреде-
ления, необходимо увеличить количество наблюдений в выборке, либо использовать 1 -распределение Стьюдента для «малых выборок» с целью исчисления предельной ошибки малой выборки, позволяющей записать границы интервала для среднего значения расходов на капитальный ремонт (г) многоквартирных домов данного типа.
Расходы, связанные с созданием ремонтного фонда дома, включаются в стоимость 1 кв. м стоимости жилья. Исходя из условия: показатель величины фонда (М^)) в среднем составляет -3,4 условные единицы, следовательно, незначительное увеличение рыночной стоимости нового жилья не окажет негативного влияния на его продажу. При этом законодательно необходимо установить, что расходы по созданию фондов капитального ремонта предлагаемым способом должны включаться в налогооблагаемую базу расходов застройщика при исчислении размера налога на прибыль.
Накопление средств на банковском депозите наиболее целесообразно производить по системе ежемесячного начисления процентов, с использованием следующей формулы:
и и , %банка _ , ч
Рм= Р1 +-, тыс. руб., (6)
100
ДР = ± (Рм* %б= )■ тыс. руб., (7)
!=1 100
где Р1 - величина зачисленных средств на депозит банка, тыс. руб.,
Рм - прирост средств за предшествующий наращиванию период, тыс. руб.,
% банка/100 - банковский процент, тыс. руб.,
ДР - величина наращиваемых средств фонда, тыс. руб.
Информация о накоплении средств фонда по средствам электронного паспорта дома доводится до собственников жилых помещений. На момент проведения капитального ремонта собственники на общем собрании оценивают величину сформированного фонда и выносят решение о списании накопленных средств. Предложенная нами мера позволит гарантировать использование средств собственников по их прямому назначению. Второй и последующие циклы капитального ремонта целесообразно осуществлять за счет платежей собственников жилых помещений. Предлагаемый механизм формирования и накопления средств на оплату второго и последующих циклов капитального ремонта представлен на рисунке 6. Размер достаточной величины фонда капитального ремонта (Р) рассчитывается согласно формуле (1) и описанной выше методике. Определение размера ежемесячного платежа с 1 кв. м, направляемого для создания фонда капитального ремонта многоквартирного дома, а также величину прироста средств за счет использования финансового инструмента в виде ежемесячно пополняемого депозита банка, мы предлагаем осуществлять по следующим формулам.
Величина ежемесячного платежа с 1 кв. м:
Р = , руб.* кв. м, (8)
где М^) - расчетная величина фонда капитального ремонта, тыс. руб.; т - период формирования средств, годы (справочные данные); д - общая площадь исследуемых жилых домов, кв. м (статистические данные); Р(1 ) - размер ежемесячного платежа, руб.* кв. м.
Процедура наращивания средств на ежемесячно пополняемом депозите банка определяется следующими формулами.
Величина ежемесячного взноса на пополняемый депозит банка рассчитывается по формуле:
С(Б1 ) = Р(1 ^деф*^ руб^ (9)
где р(1 ) - размер ежемесячного платежа, вносимый на депозит банка, руб.; 1деф - индекс дефлятор используется в качестве регулятора ценовой политики принимается на основании данных Минэкономразвития (справочные данные).
Использование в расчетах индекса дефлятора позволяет нам увеличить эффективность используемого финансового инструмента. Наращивание средств на пополняемом депозите осуществляется с постоянной процентной ставкой, поэтому мы считаем рациональным добавить в расчеты индекс-дефлятор, позволяющий адаптировать размер платежа к динамике изменения цен в сфере строительства.
Формирование средств на пополняемом депозите банка будет определяться предлагаемым математическим выражением, исходными данными для которого будут являться размер ежемесячных средств ( С^ )) и ежемесячная ставка процента по депозиту банка.
,С|,_Т банка
1СЮ
+ С,1-1)+ С^да'ТЫС РУб.,
(10)
где Р; - размер средств, наращенных ежемесячно в течении г-го года, тыс. руб.; % банка - ежемесячный процент по депозиту банка;
С(в1-1 ) - размер средств, сформированных за предстоящий месяц г-го года накопления, тыс. руб.;
С(в1 ) - размер средств, ежемесячно формируемых из платежей собственников на нужды капитального ремонта, зачисляемые на депозит банка, тыс. руб.
Рис. 5. Механизм финансирования первого цикла капитального ремонта многоквартирного жилого
дома
Предлагаемый вариант финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов позволяет вывести процесс капитального ремонта здания на уровень самоокупаемости, позволяющий собственникам располагать независимым финансовым источником в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания.
Рис. 6. Механизм финансирования последующих циклов капитального ремонта из средств
собственников жилых помещений
Определение требуемой величины фонда капитального ремонта многоквартирного дома на стадии ввода в здания в эксплуатацию и отчисление его разовым платежом на депозит банка дает возможность в первый межремонтный цикл исключить из бюджетов домохозяйств долю платежей на капитальный ремонт, что облегчает кредитную нагрузку для собственников, воспользовавшихся ипотечными кредитами. В дальнейшем использование средств собственников в качестве приоритетного направления в предложенном механизме финансирования капитального ремонта позволяет уменьшить расходную часть бюджетов различных уровней, в связи с отсутствием необходимости создания различных структур по обеспечению гарантий и формированию субсидий на финансирование капитального ремонта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ежова Л.Н. Математическая статистика: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. 103 с.
2. Ежова Л.Н., Леонова О.В., Мамонова Н.В. Задачи и упражнения по математической статистике: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 111 с.
3. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Ир-кутскстат, 2013. С. 25.
4. Инвестиции и строительство в Иркутской области 1995-2012: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2013. 76 с.
5. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
6. Программа повышения энергоэффективности городского жилищного фонда в Российской Федерации. Разработка модели и нормативно-правовой базы. Разработка механизмов финансирования капитального ремонта и повышения энергоэффективности
многоквартирных домов и механизма государственной поддержки [Электронный ресурс]. URL: www.urbaneconomics.ru (дата обращения: 10 янв. 2014 г.)
7. Российский статистический ежегодник - 2012: стат.сб. М.: Росстат., 2012. 786 с.
8. Хомуева И.Ф. Общая теория статистики: тексты лекций. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. 110 с.
9. Дайнеко Д.В. Институциональные проблемы градостроительства и современные методы реконструкции сибирских городов // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8. С. 75-81.
Информация об авторе
Демьянов Константин Васильевич, кандидат экономических наук, менеджер ООО «Росгосстрах», тел.: 89148788980, e-mail: [email protected]; 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск, Пушкина, 10.
Information about the author
Demianov K.V., Candidate of Economical Sciences, LLC «Rosgosstrakh», tel.: 89148788980, e-mail: [email protected]; Sakha Republic (Yakutia), 10 Pushkin St., Yakutsk, 677000.
УДК 332.8
АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕМОНТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
О.В. Литвинова
Проанализирован отечественный и зарубежный опыт организации проведения ремонтных работ, включающий этапы планирования, инвестирования и производства ремонтных мероприятий. Рассмотрены методики осуществления воспроизводства жилого фонда зарубежных стран.
Ключевые слова: реконструкция; модернизация; воспроизводство; текущий ремонт; капитальный ремонт; методики; выборочный; аварийный; официальная статистика; планирование.
ANALYSIS OF THE INVESTMENT PROCESSES AND THE REALISATION OF REPARING ACTIVITIES OF THE RESIDENTIAL FUND
O.V. Litvinova
We analysed the native and foreign experience of repairing works, which includes the stages of planning, investment and the production of repairing activities. We considered the methods of reproduction of residential fund in foreign countries.
Key words: reconstruction; modernization; reproduction; maintenance repair; capital repair; methods; selective; emergency; official statistics; planning.
В условиях формирования экономики в жилищной сфере разработка современных методов планирования финансирования и накопления средств на ремонтные работы жи-