change and the current level of transparency of business on the example of 85 companies on nine key indicators of information on the following clusters: materials for the general meeting of shareholders, financial reporting standards RAS and IFRS, capital structure, the data is on the Board of Directors and management, corporate governance, fairness Information for Russian and foreign investors. Conclusions. Implementation of good practices of corporate governance enhances transparency of internal processes in the organization, which facilitates assessment of the prospects of the company and its investors is the basis for attracting investment funds (with a positive state of affairs.) Key words: corporate governance, transparency.
References
1. Peremeny v myshlenii. Korporativnoe upravlenie i per-spektivy vzaimnyh investicij Rossii i SShA [Changes in thinking. Corporate management and prospects of mutual investments of Russia and USA]. Moscow, 2007. 96 p.
2. Issledovanie praktiki korporativnogo upravlenija v Rossii: sravnitel'nyj analiz po itogam 2004-2008 gg. [Research of practice of corporate governance in Russia: the comparative analysis following the results of 2004-2008. The Russian Institute of Directors (RID)]. Moscow, 2009. 76 p.
УДК 330.3; 332.5; 334.7
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИМ)
О. Ю. Челнокова гШ^шы/
кандидат экономических наук, доцент кафедры UUuicX-
экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. В современных условиях одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования экономической системы является формирование инновационных социально-экономических структур, институциональной формой организации которых выступают национальные исследовательские университеты. Теоретический анализ. В статье рассматривается процесс трансформации классических университетов в национальные исследовательские университеты, явившийся, во-первых, следствием неравновесности и нестабильности современного мира; во-вторых, результатом постоянных изменений и хаоса в природных, общественных, экономических и других системах; в-третьих, ориентацией новой экономики на знания и инновации. Показывается изменение задач университетов: от традиционных (учебной и научной деятельности) к новым (коммерциализации научных результатов, полученных в подразделениях университетов), и их роли в экономическом развитии. Обсуждение результатов. На примере реструктуризации регионального вуза в национальный исследовательский университет выявляется фундаментальная позиция регионального вуза в обществе, делающая его ключевым звеном в будущих инновациях, процессах создания новых рабочих мест, устойчивого развития региона и экономического роста страны в целом. Ключевые слова: национальный исследовательский университет, классический университет, трансформация, инновации, региональное развитие, экономический рост.
Введение
Только новые виды деятельности и новые инновационные структуры в современных условиях позволяют в течение длительного времени удерживать лидерские позиции на рынке и иметь
высокие показатели эффективности экономической системы.
На сегодняшний день в условиях хаотичной динамики развития одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования инновационной системы является формирование новых инновационных социально-экономических структур, институциональной формой организации которых могут выступать национальные исследовательские университеты (НИУ), в рамках которых не только эффективно организован сам процесс обучения, но и осуществляется его интеграция с научными исследованиями.
Появились подобные структуры в результате процесса трансформации классических университетов и изменения их роли в социально-экономическом развитии стран. В России подобные трансформационные процессы только начались, поэтому их исследование носит важный теоретический и практический характер.
Теоретический анализ
Если не касаться количественных критериев, то университет - это высшее учебное заведение, которое: 1) реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); 2) осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников; 3) выполняет фунда-
ментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; 4) является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности [1]. Естественно, что в зависимости от пороговых значений количественных показателей (число направлений и специальностей подготовки, число аспирантов на 100 студентов, объем НИР, объем НИР на одного преподавателя и т. д.) число вузов, которые могут быть отнесены к университетам, может меняться.
Роль подобных классических университетов заключается, прежде всего, в том, чтобы посредством выполнения образовательной функции генерировать знания, необходимые для общественного процветания, и, как следствие, развивать культурное и интеллектуальное наследие нации. Однако активное развитие экономических, политических, социальных и других процессов в мире привело к трансформации классической модели университета (рис. 1).
ХД—ХУШ вв. Доклассический период Парижская модель — распространилась во многих странах мира КОНЦЕПЦИЯ: передача знания
XIX в. - первая половина XX в. Классическая модель университета Немецкая модель - Берлин, 1810 г. КОНЦЕПЦИЯ:
• образование
• исследования
Вторая половина XX в. - настоящее время. Постклассический период
Американская модель КОНЦЕПЦИЯ:
• образование
• исследования
• коммерческая ориентация в академической среде
(коммерциализация РНТД)
• концепция «академического капитализма»
• концепция предпринимательских университетов
• концепция «тройной спирали»
Рис. 1. Трансформация моделей университета
В связи с тем что современные условия развития хозяйствующих субъектов кардинально отличаются от тех, что преобладали во второй половине XX в. (прошла эра крупных независимых исследовательских лабораторий в промышленности, осуществляющих научную и инновационную деятельность в изоляции; усиление глобализации, обострение международной конкуренции, последствия глобального экономического кризиса побуждают крупные компании искать пути повышения производительности научно-технического комплекса и сокращения затрат на инфраструктуру НИОКР посредством внешнего партнерства с исследовательскими организациями, и прежде всего с новыми структурами - исследовательскими университетами как носителями передовых знаний и технологий), происходит корректировка и в
традиционных задачах университетов [2]. Если раньше таковыми являлись учебная деятельность (появление новых учебных дисциплин, развитие инновационных методов обучения) и научная деятельность (генерация новых знаний, переход от индивидуальных к междисциплинарным групповым исследованиям), то теперь вводится новая («третья») задача университетов — коммерциализация научных результатов, полученных в подразделениях университетов (патентование, лицензирование, создание малых инновационных компаний и др.).
В нашей стране, как и во всем мире, университеты, ныне называемые классическими, в течение многих десятилетий играли особую роль. До второй половины 1980-х гг. в Советском Союзе их было около 70, но с конца 1980-х гг. количество вузов, носящих наимено-
вание «университет», стало расти, педагогические вузы трансформировались в университеты, появились технические университеты, а затем и профильные.
С 2007 г. в России началась реструктуризация вузовской сети как реакция на изменение позиций образования в формирующейся мировой экономической среде, ориентированной на знания и инновации. Сегодня институты высшего образования начинают занимать значительно более фундаментальную, чем когда бы то ни было, позицию в обществе, делающую их ключевым звеном в будущих инновациях, процессах создания новых рабочих мест, устойчивого развития и экономического роста.
Как активные драйверы экономического развития страны или своего региона, играющие существенную роль в переходе к обществу знаний, работающие над созданием новых исследовательских методов и внедряющие свои разработки в практику путем различного взаимодействия с внешней средой, лидеры университетской среды получили в современной экономической литературе наименование «предпринимательский университет». Концепция предпринимательского университета стала, на наш взгляд, одной их наиболее важных идей относительно преобразования университетов, результатов их деятельности в соответствии с духом времени. Методологической основой концепции предпринимательского университета, понимания его роли в жизни современного общества являются концепция «предпринимательского университета» Б. Кларка [3], а также концепция «тройной спирали» Г. Ицковица [4], в рамках которой предпринимательский университет является драйвером развития всей модели, объединяющей государство, бизнес-сообщество и университеты. Представляется, что создаваемые в стране модели ФУ и НИУ станут прообразом будущих российских предпринимательских университетов.
В настоящее время уже можно говорить о новой классификации ведущих российских вузов: два университета с особым статусом - МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, 8 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов (рис. 2).
Наиболее значимыми ожидаемыми социально-экономическими эффектами от реализации программ развития новых видов университетов (федеральных и национальных исследовательских университетов) в научно-исследовательской и инновационной сфере должны стать: 1) повышение доли выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием по приоритетным направлениям развития вузов от общего числа обучающихся; 2) развитие исследовательской активности ученых НИУ, повышение
их публикационной, патентно-изобретательской, выставочной и грантовой активности; 3) увеличение числа интегрированных структур, созданных в рамках партнерского взаимодействия на базе технологических платформ с другими вузами, научными организациями, властью и бизнесом; 4) рост средств из внебюджетных источников вузов, направляемых на исследования и разработки за счет создания многоканальной системы привлечения финансовых ресурсов и эффективного использования возможностей государственно-частного партнерства; 5) увеличение числа субъектов инновационного предпринимательства в университетском поясе из малых и средних наукоемких компаний, ориентированных на потребности отечественной и региональной экономики; 6) интеграция в международное научно-инновационное пространство, содействующая достижению международного уровня результатов научно-технической деятельности ученых вузов, созданию международных научно-исследовательских коллективов с целью проведения совместных фундаментальных и прикладных исследований, коллективному использованию научно-технического оборудования НИУ в рамках международных связей.
Обсуждение результатов
На примере Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (СГУ) мы обсудим трансформацию классического университета в НИУ и изменение его роли в развитии экономики региона.
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского - одно из старейших высших учебных заведений России. Был открыт 6 декабря 1909 г. как Императорский Николаевский университет. Переименован в октябре 1923 г. в Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Первым его ректором стал известный ученый, врач и общественный деятель В. И. Разумовский. Первоначально в составе университета был только один факультет - медицинский. В 1917 г. создаются физико-математический, историко-филологический и юридический факультеты. К работе в университете привлекаются корифеи отечественной науки. Например, деканом историко-филологического факультета стал один из выдающихся ученых-гуманитариев ХХ в. - философ С. Л. Франк. Вскоре в университете появились и другие факультеты. В первые послереволюционные годы на одном из них - агрономическом - работал основоположник российской генетики Н. И. Вавилов.
Таким образом, с момента своего создания Императорский Николаевский Саратовский университет стал мощным катализатором экономического, культурного и духовного развития всего юго-востока Европейской России. Усилиями
Задачи:
■ кадровое и научное обеспечение запросов высокотехнологичного сектора российской экономики
■ интенсивное наращивание исследовательского потенциала
■ обеспечение перехода к непрерывному образованию, отвечающему требованиям инновационной экономики
■ проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований
■ эффективный трансфер технологий в экономику
■ интеграция в международное научно-образовательное пространство
Рис. 2. Новая классификация университетов
ученых и педагогов складывались образовательные традиции университета, формировались направления и школы, которые до сих пор являются инкубатором научно-педагогических кадров как СГУ, так и других вузов региона.
В 1920-1930-е гг. от университета отпочковался ряд факультетов, на основе которых в Саратове были созданы медицинский, педагогический, сельскохозяйственный, экономический, юридический институты. СГУ внес свой вклад и в становление университетов в соседних региональных центрах: Саранске, Элисте, Самаре, Волгограде и др. В годы Великой Отечественной войны в СГУ располагался эвакуированный в Саратов Ленинградский государственный университет, что заложило фундамент всестороннего
сотрудничества двух ведущих российских вузов.
За последние годы Саратовский государственный университет превратился в один из крупнейших вузов России. В 1998 г. решением Правительства Российской Федерации в состав СГУ были включены Саратовский и Балашов-ский педагогические институты, колледж радиоэлектроники и политехникум.
20 мая 2010 г. открылась новая веха в развитии Саратовского государственного университета. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин подписал Постановление об установлении категории «национальный исследовательский университет» в отношении ряда ведущих российских университетов, в том числе и саратовского.
Сегодня СГУ - это не только один из старейших университетов страны, но и крупный, динамично развивающийся университетский комплекс, обладающий серьезным образовательным, научно-исследовательским и инновационным потенциалом, вобравшим в себя вековой опыт и традиции собственных научных школ, и широко вовлеченный в международное образовательное и научное пространство.
Университет ведет подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по значительному перечню направлений и специальностей для всех уровней образования, науки, высокотехнологичных секторов экономики, социальной сферы и управления. Здесь многие десятилетия успешно функционируют аспирантура и докторантура.
СГУ обеспечивает проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований по основным направлениям различных отраслей науки, в том числе по всем приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий Российской Федерации. Исследования большинства научных школ вуза финансируются по различным федеральным целевым программам России, по грантам Министерства образования и науки РФ, РФФИ, РГНФ, ШТАБ, СИББ, фонда МакАртуров, корпорации Карнеги, Фонда Чарльза Стюарта Мотта и других фондов поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований.
Саратовский государственный университет выступает ключевым элементом организации взаимодействия вузовской, академической, отраслевой науки и крупных промышленных предприятий, действующих на территории области. Именно СГУ с конца 1970-х гг. стоял у истоков создания сначала институтов АН СССР в Саратове, а затем и Саратовского научного центра Академии наук СССР (ныне - РАН). Университетские научные школы стали основой для создания академических институтов в Саратове: Института аграрных проблем РАН, Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН, Саратовского филиала Института радиотехники и электроники РАН, Саратовского филиала Института проблем экологии и эволюции РАН и др. Все это предопределило «генетическое» единство СГУ и академического комплекса в Саратове со всеми вытекающими положительными последствиями в области интеграции науки и образования. Вместе с тем СГУ активно взаимодействует не только с Саратовским научным центром РАН и входящими в него институтами, но и другими академическими подразделениями страны, в том числе с Институтом прикладной математики РАН, Физическим институтом РАН, Геологическим институтом РАН, Институтом общей генетики РАН и др. Создано 7 базовых кафедр университета в ака-
демических институтах, на факультетах открыты лаборатории, центры и филиалы институтов РАН. Сотрудники университета работают в институтах РАН, ученые академических институтов в свою очередь принимают широкое участие в образовательном процессе в университете.
СГУ обеспечивает реализацию инновационных разработок на предприятиях оборонного комплекса, электронной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, геологии, а также других отраслей региона. С каждым годом увеличивается число заявок на изобретения, продаются лицензии на использование патентов [5]. Разработки ученых СГУ последних лет отмечены разными знаками отличия, в частности, получены 2 премии Гран-при, 35 золотых, 17 серебряных и 13 бронзовых медалей на международных выставках во Франции (г. Париж), Швейцарии (г. Женева), Германии (г. Нюрнберг), КНР (г. Сучжоу), Хорватии (г. Сла-тина), Малайзии (г. Куала-Лумпур) и др. На базе университета ведется формирование сети разнообразных консорциумов: биомедицинского, химико-технологического, по диагностике параметров материалов и элементов электронной техники, включая наноэлектронику, физических технологий в медицине, аграрного, геоэкологического, геоинформационного, социально-гуманитарного и других, которые объединяют в своеобразный университетский инновационный пояс возможности подразделений университета, академических и отраслевых институтов, предприятий реального сектора экономики и бизнес-структуры. Что в свою очередь позволяет, с одной стороны, обеспечить целевую подготовку специалистов, как, например, в случае с компанией «М1 Swaco», а с другой - обеспечить инвестирование в университетские высокотехнологические разработки (например, ЗАО «Новые перевязочные материалы»).
Саратовский госуниверситет масштабно вовлечен в международное образовательное и научное пространство. Установлены разной степени интенсивности отношения с десятками зарубежных университетов, обеспечиваются академическая мобильность и широкие научные связи с университетами Европы, Азии и Америки. Реализуется проект стратегического партнерства с Университетом штата Колорадо (США), предполагающий проведение долговременных совместных научных исследований и образовательной деятельности, для координации которых с разрешения Федерального агентства по образованию открыто представительство Саратовского государственного университета в США. Профессоров СГУ приглашают читать лекции в университетах разных стран, на международные конференции в качестве приглашенных лекторов и ведущих секций. Работы ученых вуза широко известны мировому сообществу. Многие публи-
кации ученых СГУ осуществляются в изданиях с высоким импакт-фактором (Nano Letters, Physics Review Letters, Optics Express и др.), престижных издательствах (Springer, Elsevier Science и др.), выполняются совместно с коллегами из других стран. Свой вклад в продвижение бренда СГУ за границей вносят и студенты. На протяжении многих лет команды университета успешно выступают на чемпионатах мира по программированию, выигрывая звание абсолютного чемпиона мира, завоевывая золотые и серебряные медали.
Согласно специальному проекту ИА «Интерфакс» «Национальный рейтинг университетов» СГУ в 2010-2013 гг. находился на 18-22-ом местах среди ведущих классических, федеральных и национальных исследовательских университетов. При этом СГУ среди классических, федеральных и НИУ в 2012-2013 гг. занимает 11-е место по критерию «Инновации и предпринимательство», 15-18-е - по уровню развития образовательной деятельности, 15-17-е - в блоке оценки «Интернационализация», 20-24-е места по уровню развития научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, став национальным исследовательским университетом и нарастив свои образовательные и научные возможности, СГУ, на наш взгляд, может обеспечить не просто внедрение своих разработок и опережающую подготовку кадров - он способен стать локомотивом инновационного развития Саратовской области и Приволжского федерального округа. Статус национального исследовательского университета позволяет СГУ выйти на решение проблем иной степени сложности, как в вопросах упрочения национальной безопасности, так и в вопросах формирования новой высокотехнологической базы инновационной экономики, здравоохранения, сельского хозяйства и других сфер, основанных на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
В связи с этим роль Саратовского государственного университета как национального исследовательского университета в региональном и национальном развитии видится в следующем:
- упрочение региональной и национальной безопасности;
- развитие человеческого потенциала региона и всей страны;
- сохранение духовных ценностей и культурных традиций российского народа путем формирования социокультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных обеспечивать интеллектуальные и инновационные потребности как области, так и страны в целом.
Для успешной реализации указанной роли необходимо решение актуальных и важнейших системных задач:
- насыщение высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы инновационными
разработками и обеспечение для их реализации кадрами новой формации;
- обеспечение системы здравоохранения страны новейшими разработками изделий медицинского назначения, методами и средствами диагностики и лечения;
- выявление рисков и разработка механизмов их минимизации в социально-экономической, финансовой, политической, экологической и культурной сферах.
О значимой роли СГУ в региональном развитии говорит и тот факт, что благодаря реализации своих программ университет стал региональным центром коллективного пользования уникальным лабораторным и аналитическим оборудованием, которое применяется для решения конкретных прикладных задач на промышленных предприятиях Саратовской области. Так, например, среди предприятий-партнеров СГУ можно выделить следующие:
- ОАО НПП «Контакт», где при участии университета организована «чистая комната» и смонтировано уникальное оборудование, были представлены созданные уникальные приборы на-ноэлектроники, например, миниатюрная радиочастотная идентификационная метка, которая имеет значительно меньшие размеры, чем аналогичная метка производства американской фирмы;
- ОАО «Тантал», где Саратовский университет открывает Научно-технологический центр, работающий в области вакуумной плавки, термообработки и нанесения РУБ-покрытий. Создаваемое новое производство вакуумной металлургии на ОАО «Тантал» позволит в дальнейшем провести качественную модернизацию существующего оборудования на предприятиях промышленности; упрочняющие покрытия позволят значительно увеличить срок службы режущего инструмента и восстановить уже использованный инструмент;
- Саратовский центр термических поражений, где на практике применяются нанострук-турные раневые покрытия, разработанные университетом.
Одной из приоритетных целей СГУ в региональном развитии в современных условиях является обеспечение инновационного развития «умных» отраслей экономики, что позволит улучшить инвестиционную привлекательность Саратовской области и всего Нижнего Поволжья. Большую роль в этом должны сыграть малые предприятия, создаваемые вокруг СГУ и работающие в сфере повышения продуктивности аграрного сектора, разработки аналого-цифровых микросистем нового поколения, выпуска изделий из композиционных материалов для авиационной и строительной промышленности, создания радиочастотных идентификаторов для современных транспортных систем и спецслужб.
Таким образом, именно Саратовский государственный университет, являясь универ-
ситетом международного уровня и ведущим научно-методическим центром, включенным в мировое образовательное и научное пространство, осуществляющий интеграцию образования, науки и производственной сферы и служащий многопрофильной инновационной платформой для развития высокотехнологичных отраслей экономики, играет одну из ключевых ролей в развитии не только Саратовской области, но и всей страны в целом.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект №12-06-33052 молавед.
Список литературы
1. Гурбатов С. Н., Чупрунов Е. В. Классический университет как база национального исследовательского университета // Университетское управление : практика и
анализ. 2009. № 1. URL: http://www.umj.ru/index.php/ pub/inside (дата обращения: 05.09.2013).
2. ФирсоваА. А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения частного капитала в процессы инвестирования инновационной деятельности // Изв. Тульск. гос. ун-та. Сер. Экономические и юридические науки. 2011. № 2. С. 92-96.
3. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов : организационные направления трансформации. М. : Высшая школа экономики, 2011. 240 с.
4. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The triple helix-university-industry-government relations : a laboratory for knowledge-based economic development // EASST Review. 1995. № 14 (1). Р. 14-19.
5. Челнокова О. Ю., Грицак Л. Е. Развитие интеграции образования, науки и производства в форме трансфера технологий на современной фазе инновационного цикла российской экономики // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 8-14.
Transformation of the Classical University in the National Research University: a Regional Perspective O. Yu. Chelnokova
Сandidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Department of Economic Theory and National Economy,
Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. In modern conditions of the economy one of the most promising ways of increasing the efficiency of the economic system is the creation of innovative socio-economic structures. Institutional forms of the organization of such structures are national research universities. Theoretical analysis. The article discusses the process of transforming traditional universities in national research universities. This is, firstly, a consequence of disequilibrium and instability of the modern world, and secondly, the result of constant change and chaos in the natural, social, economic and other systems, and thirdly, the orientation of the new economy on knowledge and innovation. The paper investigates the change of roles of universities: from traditional (educational and scientific activities) to the new (commercialization of research results), as well as the changing role of universities in economic development. Discussion of results. On the example of the restructuring of the regional university to a national research university revealed the fundamental position of the regional university in the community, making it a key element in the future of innovation, creating new jobs, sustainable development and economic growth of the region as a whole.
Key words: national research university, classic university, transformation, innovation, regional development, economic growth.
The reported study was supported by RFBR (research project № 12-06-33052 Mon_a_eed).
References
1. Gurbatov S.N., Chuprunov E.V. Klassicheskij universitet kak baza nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta (The classical university as a base of national research university). Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz (University Management: Practice and Analysis), 2009, no. 1. Available at: http://www.umj.ru/index.php/pub/ inside (accessed 5 September 2013).
2. Firsova A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm privlecheniia chastnogo kapitala v protsessy investirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti [Public-private partnership as a mechanism to attract private capital investment in innovation processes]. Izvestiia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomicheskie i iuridicheskie nauki [Proceedings of the Tula State University. Ser. Economic and Legal Sciences], 2011, no. 2, pp. 92-96.
3. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: orga-
nizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998, 220 p. [Russ. ed.: Klark B. R. Sozdanie predprinimatel'skih universitetov: organizacionnye napravlenija transformacii. Moscow, Vysshaja shkola jekonomiki, 2011. 240 p.].
4. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix-university-industry-government relations: a laboratory for knowledge-based economic development. EASST Review, 1995, no. 14, рр. 14-19.
5. Chelnokova O.Yu., Gritsak L.Ye. Razvitie integracii obra-zovanija, nauki i proizvodstva v forme transfera tehnologij na sovremennoj faze innovacionnogo cikla rossijskoj jekonomiki [The development of the integration of education, science and industry in the form of technology transfer on modern phase of the innovation cycle of the Russian economy]. Izvestija Saratov. Universiteta. New ser. Ser. Economics. Management. Law, 2013, vol. 13, iss. 1, pp. 8-14.