Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ОБРАЗНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗ ЛИДЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабаева А. Н., Хамзаева С. С.

В данной статье нашли отражение вопросы интерпретации истории в художественной литературе и отношение автора к этой проблеме, в чем и заключается актуальность выбранной темы. Цель статьи заключается в анализе проблемы развития исторических личностей, использованных в творчестве М. Чеменли в образе лидера. Здесь рассматриваются периоды трансформации реальных исторических персонажей, их влияние на события в обществе. А также говорится о процессах происходящие в обществе и мире согласно требованиям времени и окружающего мира, которые не обходят стороной литературу и ведут к трансформациям, а также о силе влияния действительности на литературу. В ходе исследования были использованы описательно-сравнительный и исторически-сравнительный методы литературоведения. Новизна данного исследования заключается в том, что здесь впервые рассматриваются художественно-трансформативные формы реальных исторических персонажей в литературных произведениях азербайджанских писателей на примере творчества М. Чеменли, анализируются несколько художественно-исторические литературные произведения автора. В конце статьи подводя итоги, отмечается, что исторические фигуры не идеальны, как и обычные люди, и что они могут трансформироваться под влиянием внутренних или внешних процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRASFORMATION OF HISTORICAL HEROES IN AZERBAIJAN LITERARY

This article reflects the issues of interpretation of history in fiction and the author's attitude to this problem, which is the relevance of the chosen topic. The purpose of the article is to analyze the problem of the development of historical figures used in the work of M. Chemenli in the form of a leader. Here we consider the periods of transformation of real historical characters, their influence on events in society. It also talks about the processes taking place in society and the world according to the requirements of the time and the surrounding world, which do not bypass literature and lead to transformations, as well as the strength of the influence of reality on literature. During the study, descriptive-comparative and historical-comparative methods of literary criticism were used. The novelty of this study lies in the fact that for the first time the artistic and transformative forms of real historical characters in the literary works of Azerbaijani writers are considered on the example of the work of M. Chemenli, several artistic and historical literary works of the author are analyzed. At the end of the article, summing up, it is noted that historical figures are not ideal, like ordinary people, and that they can be transformed under the influence of internal or external processes.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2022 УДК: 82.091

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_73 Бабаева А.Н., Хамзаева С. С.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Babayeva A.N., Hamzayeva S.S.

TRASFORMATION OF HISTORICAL HEROES IN AZERBAIJAN LITERARY

Ключевые слова: литература, образная трансформация, исторические личности, образ лидера, художественная литература, исторические романы.

Keywords: literature, figurative transformation, historical figures, the image of a leader, fiction, historical novels.

Аннотация: В данной статье нашли отражение вопросы интерпретации истории в художественной литературе и отношение автора к этой проблеме, в чем и заключается актуальность выбранной темы.

Цель статьи заключается в анализе проблемы развития исторических личностей, использованных в творчестве М. Чеменли в образе лидера. Здесь рассматриваются периоды трансформации реальных исторических персонажей, их влияние на события в обществе. А также говорится о процессах происходящие в обществе и мире согласно требованиям времени и окружающего мира, которые не обходят стороной литературу и ведут к трансформациям, а также о силе влияния действительности на литературу.

В ходе исследования были использованы описательно-сравнительный и исторически-сравнительный методы литературоведения. Новизна данного исследования заключается в том, что здесь впервые рассматриваются художественно-трансформативные формы реальных исторических персонажей в литературных произведениях азербайджанских писателей на примере творчества М. Чеменли, анализируются несколько художественно-исторические литературные произведения автора.

В конце статьи подводя итоги, отмечается, что исторические фигуры не идеальны, как и обычные люди, и что они могут трансформироваться под влиянием внутренних или внешних процессов.

Abstract: This article reflects the issues of interpretation of history in fiction and the author's attitude to this problem, which is the relevance of the chosen topic. The purpose of the article is to analyze the problem of the development of historical figures used in the work of M. Chemenli in the form of a leader. Here we consider the periods of transformation of real historical characters, their influence on events in society. It also talks about the processes taking place in society and the world according to the requirements of the time and the surrounding world, which do not bypass literature and lead to transformations, as well as the strength of the influence of reality on literature.

During the study, descriptive-comparative and historical-comparative methods of literary criticism were used. The novelty of this study lies in the fact that for the first time the artistic and transformative forms of real historical characters in the literary works of Azerbaijani writers are considered on the example of the work of M. Chemenli, several artistic and historical literary works of the author are analyzed.

At the end of the article, summing up, it is noted that historical figures are not ideal, like ordinary people, and that they can be transformed under the influence of internal or external processes.

Введение. В художественной литера- ний, интересов, идеологической нагрузки туре образы, как одно из эффективных общества и развиваются в двух направлени-средств воздействия создают основу для ях: положительном или отрицательном. Если изучения массового мышления, предпочте- раньше эти образы, созданные в большин-

стве на архетипах героев и врагов, имели четкие рамки как носители конкретной мысли, то сегодня этот процесс изменился. В современный период мы наблюдаем переход этих категорий друг в друга, то есть трансформацию образов. Углубляясь в образы героев, авторы сталкивают их с различными ситуациями, которые требуют от них бес-компро-миссности или компромисса, что в конечном итоге смягчает или ужесточает действия персонажей. Таким образом, авторы достигают наибольшего психологизма и глубины.

Как известно, история всегда может предоставить литературе много героических образов. События концентрируются вокруг него как вокруг главного положительного образа. Однако в современном мире в связи с изменениями системы ценностей, истори-ко-экономического и общественно-социального мышления общества процесс описания и интерпретации образов в литературе трансформировался.

Падение прежних морально-нравственных ценностей и деградация общества, ставшие реальностью нашей жизни, заставляет творческих людей мыслить иначе. С этой точки зрения представляется целесообразным поиск авторами новых тем и героев, чтобы отобразить окружающую их деваль-вационную ситуацию.

В результате нового видения «абсолютные» герои стали изображаться как обычные люди, которые также могли совершать ошибки и анализировать их причины, а необходимость применения силы в некоторых ситуациях привела к созданию образов типа «супергероев» (влияние Запада).

Анализируя происходящие в литературе трансформации можно увидеть, что многообразие взаимоотношений действительно требует от писателя не конкретики, а иной, многогранной точки зрения. Сложности, возникшие в общественно-социальной среде, принудительные или добровольные трансформации, являющиеся отражением изменений, вызванных неустойчивым мышлением, могут вызывать у человека разные чувства:

1. Вера в силу и в будущее (супергерой);

2. Отчаяние (чувство беспомощности человека перед судьбой и проблемами общества);

3. Воспринимая жизнь и людей как есть, нацелиться на внутреннее развитие.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе и в мире согласно требованиям времени и окружающего мира, неминуемо ведут к трансформациям в литературе, то есть сила влияния истории и времени на литературу неоспорима. Правда, иногда характер сильнее времени и среды. Но это случается крайне редко. Потому что как нет жизни вне времени (время может быть воображаемым, но оно обязательно), так нет ее и без литературы.

Методы и материалы исследования. Известно, что история сохранила имена многих героев и личностей. Писатели и поэты использовали эти имена в попытках создать соответствующие требованиям художественного текста прототипы — образы идеальной личности. Благодаря советской идеологической пропаганде образ идеального человека получил широкое распространение в азербайджанской литературе ХХ века.

Р. Юсифоглу в своем научном труде «Основы литературоведения» пишет: «Характер - это широко, в совершенстве и разносторонне проработанные образы людей, имеющие в художественном произведении определенные личностные качества и при-знаки»1. Однако в последнее время существенно изменилось направление описания и анализа в процессе. Это потому, что процессы, происходящие в мире, еще раз доказали, что существование образа идеального человека невозможно. В этой безнадежности поиск идеализма и совершенства уже никого не привлекает. «Структура образа мира человека (модель мира) во многом обусловливается выбором исходной точки зрения -«центра видения» личности, особенностями её отношения к действительности»2.

В настоящее время человечество, понимая невозможность существования идеа-

1 Yusifoglu R. ЭйэЫууа^ипазИ§т эsaslaп. Вак1: §итаппэ§г, 2005, - 276 8. 53.

2 Баранова А.Ю., Четвертикова О.В. Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности // Вестник АГУ, Выпуск 3 (82). 2016. С. 35-42, С. 37.

ла, встало на путь компромисса и занимается поиском мудрости. Это значит, что литература вынуждена вслед за нынешним обществом менять образ человека как объект своего анализа. По этой причине в литературе, психологии и философии возникают новые актуальные идеи. Подобно тому, как во Вселенной, которую мы считаем совершенной, могут происходить хаотические процессы, так и человек представляет собой единство положительных и отрицательных качеств. Поэтому теперь в художественном тексте герой уже не возвышается над обществом как индивидуум и ирреальность его характера стирается.

Это значит, что сегодняшний герой «не снисходит с небес на землю». Он формируется, развивается и совершает ошибки в самом обществе. Именно по этой причине писатели используют два способа, чтобы раскрыть сущность своих героев: 1. Описать, факты и причины, влияющие на образы героев и на их жизнь; 2. Проанализировать трансформацию главного героя и изменения его внутреннего мира на всех этапах его жизни.

В связи с этим обращение М. Чеменли к историческим личностям считается целесообразным. Его произведения «Пятнистая гадюка» ("ХаШ gurzэ")1, описывающее становление и развитие Карабахского ханства и «Ангел смерти» ("01ит тэЬуГ') , события которого охватывают исторический период первого года после окончания правления шаха Тахмасиба I, являются характерными с точки зрения общечеловеческих законов и историчности.

Анализ исторических личностей, описанных автором в этих двух произведениях, требует двоякого подхода: художественного и исторического. Прежде чем приступить к анализу, следует отметить, что личность вообще не может формироваться вне истории. Потому что для развития личности важно время, т. е. история, пространство, социальные, экономические и психологические условия. М. Чеменли также представляет развитие образов исторических личностей в виде трехэтапной трансформации.

1 ^шапН М. Ха111 gurzэ. Вак1: Yazlgl, 1991, - 317 s.

2 ^шапН М. 01ит тэЬу1. Вак1: МШ^^М, 2012, - 296 s.

На первом этапе исторический образ совершает действия, отвечающие его чувствам и мыслям, поступает в согласии со своей природой. На этом этапе нет какой-либо целенаправленности. Например, в молодости Панах-хан служил Надир-шаху, т.е. тому, на которого он полагался и в чью справедливость свято верил.

На втором этапе он уже целенаправленно и осознанно строит планы и действует в соответствии с этими планами. Например, Панах-хан, предчувствуя, что его ждет незаслуженная кара, сбежал от Надир-шаха. Сначала он строит планы по спасению только себя и своих близких. Однако затем, понимая, что для обеспечения безопасности племен необходимо иметь большую силу, начинает действовать в этом направлении, собирая вокруг себя всех, кто готов с ним объединиться.

На третьем этапе он становится творцом собственной жизни. Став исторической личностью, он обретает силу влияния на историческую и социальную среду своего периода. Например, как основатель и защитник Карабахского ханства, он борется за его развитие и укрепление. В ходе исследования становится ясно, что в обоих произведениях писателю удалось последовательно и системно осветить развитие исторической личности как лидера, показать периоды его трансформации, проанализировать его влияние на события в обществе.

Анализ произведений также показал, что оба произведения насыщены такими историческими образами. Так, например, в «Пятнистой гадюке» мы знакомимся с историческим и художественным образом Пана-хали хана, Ибрагимгулу хана, Фатали хана, Ага Мухаммед шаха Гаджара, грузинского царя и т.д. В «Ангеле смерти» же мы встречаемся с шахом Тахмасибом I, Исмаилом II, Мухаммедом Мирзой (Мухаммед Худабен-де), Перихан ханым, Махди-Улья и др. Правда, в подаче этих образов есть небольшая доля субъективности. Потому что, каким бы историческим не был персонаж, каждый автор выражает свое мировоззрение и свой подход в создаваемом им художественном тексте.

Историк В. Пьецух говорит о художественной интерпретации истории следу-

ющее: «В этом случае писатель выдвигает вперед свою концепцию, свое индивидуальное восприятие истины и действительности, отодвигая немного назад исторический факт»1. Г. Баттерфилд также считает человека решающей силой в истории, однако выбор в качестве образа масштабной исторической личности с большим жизненным опытом называет авторской ошибкой. Он отмечает, что «художественное изображение образов, оставивших особый след в истории, приводит к историческим ошибкам»2.

По мнению историка Гарвардского университета Дж. Шамана, «великие писатели могут показать прошлое так, как не может себе представить ни один уважаемый историк. Если события прошлого предстают в стиле современных новостей, трудно прочувствовать и понять историю. Истина всегда ближе к истории, описанной в великих романах, чем к общенаучным закономерностям, которые ищут социологи.

Художественное воображение — лучший способ найти и восстановить утерянные, невидимые исторические связи, и тогда-то и всплывает настоящая правда. В этом смысле писатель более востребован, чем историк»3.

В каждом из этих подходов есть своя доля истины. Действительно, если история отражает видимую сторону событий и личностей, то художественная литература особенно в последнее время отражает этот процесс, проникая во внутренний мир человека и вскрывая причины событий. То есть, как отмечали Джейн Остин, Хелен Ким и др., не будет ошибкой сказать, что исторический роман — это жанр, посвященный человеческой природе. Потому что каждое происходящее событие, новшество, факт в конечном итоге опирается на человека, на его восприя-

1 Ланин Б. Трансформация истории в современной литературе. [Электронный ресурс] - URL: https://src-h.slav.hokudai.ac.jp/sympo/2000summer/pdf/Lanin.pdf (дата обращения 23.01.2022). С. 2.

2 Герой исторического романа - исторический герой? [Электронный ресурс]: URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/.pdf (дата обращения 12.12.2021).

3 Lilig M. Elginin "Ölüm hökmü" romaninin falsafi

aspektlari // 525-ci qazet. 20.04.15. 15:19. [Elektron manba] - URL: https://525.az/?name=xeber&news_ id=34876 (дата обращения 30.01.2022).

тие. Человек управляет всеми событиями, происходя-щими в обществе и в жизни.

Если М. Чеменли в произведении «Пятнистая гадюка» представляет исторические факты посредством человека, то в «Ангеле смерти» исторические события и факты являются художественным средством и инструментом, направленным на раскрытие внутреннего мира человека. В этом произведении мы видим то значение, которое придается личности человека. Не вникая в быт, в образ жизни народных масс, в состояние экономики, он превратил в предмет анализа суждение о власти человека над временем.

Мысль человека может рассматриваться в данном произведении как самостоятельный образ. Писатель ставит в один ряд сознание личности, индивида, с такими абсолютными категориями как время и пространство. Ему удалось в очень красивой форме изобразить историческую личность, подвергнувшуюся изменениям под влиянием трансформировавшего времени, истории, или наоборот изменив-шего окружающий мир своим собственным влиянием. Образ Панах-хана - это образ, созданный на основе этих принципов.

Хотя в «Пятнистой гадюке» писатель делает попытки выйти за рамки традиций, тем не менее, образы были созданы с основой на принципах традиционности. Произведение написано в стиле реализма, в ее структуре соблюдается хронологическая и историческая достоверность. Иными словами, мы не ошибемся, если скажем, что этот роман является поэтическим, социальным отражением истории Карабаха. А созданный по этому типу образ Панах-хана более реалистичный, живой и полный. Ссылаясь на исторические факты, писатель представляет его как смелого, мужествен-ного, бесстрашного и умного персонажа.

Обращаясь к теме истории Карабаха, или к имени создателя Карабахского ханства первое, что вспоминается в качестве источника, это «Карабахнаме»4. Первое Карабах-наме, написанное в 1745 году, принадлежит Мирзе Адыгёзел беку. Здесь и в последующих Карабахнаме мы можем проследить за

4 Qarabagnamatar. Baki: Yazigi, 1989, - 192 s.

историческими событиями в хронологическом порядке. Панах-хан представлен в этих произведениях как сильный и умный лидер.

В произведении А. Бакиханова «Гю-листани-Ирем» также содержится примечание о карабахском хане Панах-хане: «Говорят, что Панах-хан был храбрым, простым, доброжелательным и пред-приимчивым эмиром»1. М. Чеменли описывал этот образ, таким, каким он был представлен в научных и в исторических источниках, неоднократно своеобразно подчеркивая его дальновидность. Но в то же время мы видим, как был обманут Панах-хан, поверивший словам Керим-хана Занда. Причину этого писатель видит в одиночестве карабахского хана. В результате Панах-хан был разгневан и разозлен и потерял былую уверенность в себе и дальновидность. По этой причине в его жизни происходят изменения. Из хана-победителя и хана-борца он превращается в хана-заложника. Но эти изменения скорее внешние, а не внутренние. Панах-хан пытается изменить этот период в своей судьбе и поэтому строит опасный план. Однако из-за армян, которых Панах-хан некогда облагодетельствовал, ему не удалось осуществить задуманное.

В азербайджанской литературе к истории Карабаха также обращались такие писатели как Юсиф Везир Чеменземинли, Фар-ман Керимзаде, Эльчин Гусейнбейли и др. В таких произведениях как «Опять между двумя огнями»2, «Пятнистая гадюка»3 и «Смерть старого орла»4 много сходства по сюжету и стилю. Образная система всех трех произведений уникальна и красочна. Однако можно сказать, что в произведении «Пятнистая гадюка» М. Чеменли мастерски удалось создать баланс между художественностью и историей. В двух других произведениях художественность доминирует над историчностью. Поэтому, читая исторический роман «Пятнистая гадюка», человек как будто со-

1 Bakixanov A. Gulustani-iram. Baki: Xatun plyus, 2010, - 302 s., S. 36.

2 Huseynbayli E. Yens iki od arasinda // Azarbaycan jurnali, 2016, № 9. S. 190-196, S. 191.

3 Qamanli M. Xalli gurza. Baki: Yazigi, 1991, 317 s.

4 Karimzada F. Segilmi§ asarlari. 5 cildda. Cild 5.

Baki:Agridag, 2007, - 248 s.

вершает путешествие в историческое прошлое.

Постмодернистское произведение Э. Гусейнбейли «Опять между двумя огнями» отличается по своей структуре. Здесь история Карабаха развивается в виде параллельного сюжета вместе с описанием судьбы и мыслей Ю. Чеменземинли. В произведении есть и третья сюжетная линия. Главным героем здесь является сам автор. Он, отправляясь на поиски Ю. Чеменземинли, исследовал жизнь карабахского писателя по биографическим мемуарам и историческим источникам5. В этом же контексте обсуждаются и проблемы человека и государства, личности и истории. Произведение претендует на название восьмого Карабахнаме. Но если смотреть реально, то больше этого звания заслуживает «Пятнистая гадюка» М. Чеменли.

Произведение «Ангел смерти» отличается новаторством и новой атмосферой. Роман «Ангел смерти» скорее можно отнести к жанру психологического романа. В этом произведении мы сталкиваемся с двумя типами трансформации. Во-первых, история в произведении описана не в простой и традиционной форме. Писатель по-своему трактует причины исторических событий. В авторском описании есть особая убедительность, воздействующая на читателя. Это влияние заставляет людей рассматривать историю под другим углом зрения. Хотя в «Пятнистой гадюке» и указываются на некоторые недостатки, в целом происходит идеализация главного героя. В «Ангеле смерти» этого нет. Писатель превращает в объект анализа глубинные пласты исторических событий, то есть создает трансформативные ситуации. В то же время, подчеркивая, что известные нам из истории исторические личности - это те же обычные люди, он указывает на то, что и они не застрахованы от ошибок.

Приравнивая роль лидера, личности в истории к нулю, можно сказать, что лидер может стать великой преобразующей силой, если личность служит той же цели, что и народ. Мы можем видеть истинность этой идеи в обоих произведениях. Эту идею также подтверждают образы Панах-хана и Тах-

5 Qamanzaminli Y. V. Osarlari. 3 cildda. Cild 1. Baki: Avrasiya Press, 2005, - 663 s.

масиба, которые поддерживали народ и пытались ему помочь. Однако Исмаил II, который отошел от народа и пытался только заглушить свой гнев и честолюбие, вскоре потерял доверие и остался один в результате своих ошибок.

Результаты исследования. М. Че-менли в своем романе «Ангел смерти» показывает происходящие в людях перемены и указывает на причины этих изменений. Например, тот факт, что Исмаил, выросший на идеях героизма и отваги и снискавший в народе репутацию храброго человека, провел в заключении более 19 лет стал переломным моментом в его жизни. Писатель умело описал этот период его жизни.

Я. Гараев в отзыве о произведении «Белая гавань» задается вопросом: «В чем смысл жизни?»1. При анализе произведения «Ангел смерти» у нас возник другой вопрос: «Откуда берется доверие?» И звучит вечный ответ: «От духовного общения». Апатия, косность, тишина и застой в жизни человека способны изменить все внутренние энергетические поля человека. Это мы видим в образе Исмаила Мирзы. В его случае генетическая память теряется во времени, «социальное одиночество»2 создает нравственный вакуум, и как только обоснованные или беспочвенные отрицательные эмоции попадают в этот вакуум, мы видим, как чувство оскорбленной чести и несправедливого к себе отношения порождают в нем гнев, злость и ненависть.

В результате, будучи не в силах принять реальность он закрывает глаза на правду. Именно по этой причине национальный лидер Исмаил II, потерявший объективность, не в силах совладать со своими чувствами и жаждет мести. Через образ Исмаи-ла II М. Чеменли представляет две судьбы, два поведения и два подхода к жизни одного человека. Эти взаимоисклю-чающие друг друга два образа, характера и формы поведения навлекают беду и на народ, и на себя. Исмаил II, пришедший к власти с разрушительной силой, сам подпи-сывает свой конец.

1 Qarayev Y. Меуаг §эxsiyyэtdir. Вак1: YazlQl, 1989, - 494 s. S. 147.

2 Там же. С. 152.

В близком по сюжету историческом романе «Шахская жена и колдунья» трансформация Исмаила II несколько мистична. Автор произведения Ю. Огуз связывает это изменение с персидской девушкой Хейрани-се и ее колдуньей. Писатель представляет такую внезапную сильную перемену человека как сатанинское деяние. По этому поводу видный литературовед Н. Джафаров в статье «Произведение, которое может прославить нашу литературу» пишет: «Отношения колдуньи и Хейранисе своим влиянием на исторические события своего периода, фактически способствовали развалу тюркского Се-февидского государства и ее иранизации. Это также можно рассматривать как сатанинское действие. Потому что фактически не было никакой такой силы, которая действительно могла бы помешать Сефевидам, развиваться и просуществовать до современного периода. В этом и проявляется художественное воображение Ю. Огуза» .

Таким образом, следуя Ю. Огузу4, этот кровавый период, когда время и все окружающее было под волей дьявола, то есть колдуна, можно считать Божьим наказанием, ниспосланным на людей, забывших Бога.

Образ Перихан, который развивается параллельно на протяжении всего сюжета, также требует многогранного анализа. Перихан привлекает наше внимание как доверенное лицо отца, как женщина с особым пристрастием к чтению и обучению. Однако, когда ее отец, Тахмасиб Шах, заболел, то ее мысли и поведение изменились. Эта девушка, мечтающая о престоле, но не имеющая на него права, ищет такую силу, которая помогла бы ей сохранить власть и управление в своих руках. Таким образом, ссоры внутри дворца переходят в более жестокое противостояние. Перихан становится причиной смерти своего сводного брата Гейдара Мирзы. Она возводит на престол своего родного брата Исмаила II. Постепенно с увеличением количества невинных смертей во дворце и усилением политического и экономического кризиса в стране ее глаза раскрываются. В этот момент она начинает понимать, почему

3 Cэfэrov N. Эdэbiyyatlmlza gэtirэ bilэcэk эsэr // Bakl ХЭЬЭГ. 2013, 18 iyul, s. 15.

4 0§ш Y. Tэhmasib §эк Bakl: Apsotrof, 2017, - 504

s.

ее отец Шах Тахмасиб не мог простить своего любимого сына Исмаила в течение 19 лет. Но уже слишком поздно, «ангел смерти» во дворце и открывает многие двери без приглашения.

В данном произведении мы наблюдаем два трансформативных момента в образе Перихан:

1. Из любимой дочки, доверенного лица отца, она становится властолюбивой охотницей за властью;

2. Увидев тяжкие последствия грехов, совершенных ради сохранения государственности и власти и осознав свои ошибки, она встает на путь покаяния.

Хотя она понимает свои ошибки, совершенные грехи и переходит на новый уровень осознания, она сама становится жертвой и погибает от рук Махди-Ульи, потому что окружающие видят в ней только эгоистичного человека, который в любой момент может начать борьбу за власть.

Обсуждение. В целом человек существо социальное. Как социальное существо оно формируется во времени, среде и пространстве, а иногда меняется и трансформируется во времени. Однако мнение, сформированное извне, не меняется, а если и меняется, то этот процесс происходит слишком поздно. Именно по этой причине человек теряет волю (во многих случаях это зависит от темперамента человека). В ответ человек поднимает бунт против себя и окружающих и падает в пустоту. Человек, упавший в пустоту, уже не видит поставленных перед собой целей и безвольный вслепую двигается к бездне.

В образах Исмаила II и Перихан мы можем наблюдать все эти психологические процессы. Таким образом, можно сказать, что трансформации взаимны. Это означает, что если герой способен изменить окружающий мир, то и окружающий мир также может изменить героя.

М. Чеменли в своем произведении «Ангел смерти» немного изменил исторические факты о Перихан. В истории известно, что Перихан была замужем за своим двоюродным братом Бедиуззамане Мирзе. В произведении же писатель указывает на помолвку Перихан с этим героем. Через некоторое время она отказывается от заключения данного брака, так как не желает вступать в конкуренцию с другой женщиной (грузинской девушкой, первой женой Бедиуззамана Мирзы) и быть мачехой ее детям. Описанием таких деталей писатель критикует многоженство, так как видит в нем источник многих столкновений в борьбе за власть.

Помимо описания исторических событий, «Ангел смерти» — прекрасное произведение для понимания человеческой природы. В этом произведении есть проблеск надежды. Писатель как бы подчеркивает возможность создания гармоничного мира, указывая людям пути для самопознания. Людям, по мнению автора, нужно научиться быть внутренне открытыми и искренними.

Выводы. Через исторические образы М. Чеменли смог создать безграничные возможности для анализа человеческого сердца, души и разума.

Своими художественно-историческими описаниями писатель доносит до читателя, что нельзя анализировать человека по его внешности. Потому что ни один герой не может быть полностью положительным или отрицательным.

В своих исторических произведениях писатель сумел показать, какую роль могут сыграть те или иные события или мысли, и какой след они могут оставить в судьбах человека.

Описывая противоречивые психологические аспекты, он анализировал человека как существо очень сложное и часто трудное для понимания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Баранова, А.Ю., Четвертикова, О.В. Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности // Вестник АГУ, Выпуск 3 (82). 2016.

2. Герой исторического романа - исторический герой? [Электронный ресурс] - URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/.pdf (дата обращения 12.12.2021).

3. Ланин, Б. Трансформация истории в современной литературе. [Электронный ресурс] - URL: https://src-h.slav.hokudai.ac.jp/sympo/2000summer/pdf/Lanin.pdf (дата обращения 23.01.2022).

4. Bakixanov, A. Gülüstani-iram. Baki: Xatun plyus, 2010, - 302 s. (на азербайджанском языке).

5. Cafarov, N. ödabiyyatimiza §öhrat gatira bilacak asar // Baki ХэЬэг. 2013, 18 iyul, s. 15. (на азербайджанском языке).

6. £amanli, M. Xalli gürza. Baki: Yazi9i, 1991, - 317 s. (на азербайджанском языке).

7. £amanli, M. Ölüm malayi. Baki: MHS-poliqraf, 2012, - 296 s. (на азербайджанском языке).

8. £amanzaminli, Y.V. ösarlari. 3 cildda. Cild 1. Baki: Avrasiya Press, 2005, - 663 s. (на азербайджанском языке).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Hüseynbayli, E. Yena iki od arasinda // Azarbaycan jurnali, 2016, № 9, (на азербайджанском языке).

10. Karimzada, F. Se9ilmi§ asarlari. 5 cildda. Cild 5. Baki:Agridag, 2007, - 248 s. (на азербайджанском языке).

11. Lili9, M. El9inin "Ölüm hökmü" romaninin falsafi aspektlari // 525-ci qazet. 20.04.15. 15:19. [Elektron manba]: URL: https://525.az/?name=xeber&news_id=34876 (дата обращения 30.01.2022) (на азербайджанском языке).

12. Oguz ,Y. Tahmasib §ah. Baki: Apsotrof, 2017, - 504 s. (на азербайджанском языке).

13. Qarabagnamalar. Baki: Yazi9i, 1989, - 192 s. (на азербайджанском языке).

14. Qarayev, Y. Meyar §axsiyyatdir. Baki: Yazi9i, 1989, - 494 s. (на азербайджанском языке).

15. Yusifoglu, R. 0dabiyyat§ünasligin asaslari. Baki: §irvanna§r, 2005, - 276 s. (на азербайджанском языке).

Дата поступления: 30.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.