Кузибаева Бароат Муротбоевна,
преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита ТГУПБП Дадоматов Далержон Нишонбоевич, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ТГУПБП
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСАКЦИОННОГО СЕКТОРА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Радикальные преобразования аграрных отношений в ходе двадцатилетнего периода современной экономической реформы не обеспечили необходимых институциональных изменений и модернизацию производительных сил, адекватных новой модели национального сельского хозяйства. Трансформационные изменения в аграрном секторе в ходе современной реформы имеют крайне противоречивые свойства. С одной стороны, создаются предпосылки для многообразия форм хозяйствования и повышения мотивации к эффективному труду, а с другой, - усиливаются разрушительные процессы воспроизводственной и технологических структур. В результате этого сельское хозяйство по своим количественным и качественным параметрам оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад. Все это убедительно свидетельствует о том, что как научные основы (теория, методология, методы), так и практика реформирования (стратегия и тактика реформ) в сельском хозяйстве были неадекватны свойствам объектов трансформации. Поэтому аграрные преобразования носят мозаичный характер: этапы радикализма сменяются периодами градуализма, и наоборот.
В аграрном секторе республики советского периода (СССР) основными производителями были крупные сельскохозяйственные предприятия -колхозы и совхозы, на долю которых приходилось три четверти валовой продукции отрасли. Колхоз (совхоз) представлял собой центр социально-экономической жизни села, являясь по своей природе элементом доминирующей в тот период административнорегулируемой экономики. В рамках колхозно-совхозной системы гарантировалась постоянная занятость, и это оказывало большую помощь в ведении личного подворья, например, путем предоставления техники, кормов и т.д. Как известно, после 90-х годов в сельскохозяйственном производственном секторе появились разные формы хозяйствования. Как видно из данных диаграммы 1., в результате реструктуризации и осуществления радикальных реформ в сельскохозяйственной отрасли в период с 1991г. до 2011г. существующие в республике 362 совхоза и 206 колхозов превращены в дехканские и другие хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством сельхозпродукции.
Одновременно из данных диаграммы 2. видно, что количество деканских хозяйств увеличилось с 1750 ед. в 1995г. до 58313 ед. в 2011г., т.е. возросло более, чем в 33 раза.
Диаграмма 1. Число колхозов и совхозов в сельском хозяйстве
Источник: Таджикистан/ Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе 2012. - С.270.
Диаграмма 2. Число дехканских хозяйств в сельском хозяйстве
70000
60000
1991 1995 2000 2005 2010 2011
Источник: Таджикистан/ Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2012. -С. 270.
Появление многочисленных форм хозяйствования, естественно, увеличило объем трансакционных расходов. В экономической литературе отмечается, что на сегодняшний день аграрный сектор экономики республики характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. И это вызвано, в частности, высоким уровнем трансакционных издержек. Управление трансакционными издержками и их минимизация могут стать одним из путей повышения рентабельности агропредприятий и увеличения инвестиционной активности в секторе, однако для этого необходим комплексный анализ институциональной структуры сектора, который является исходной предпосылкой для анализа трансакционных издержек.
Трансформационные процессы, происходящие в экономике республики, требуют решения вопросов, связанных с определением значения институциональной
структуры аграрного сектора и предполагающих формирование условий для аграрного бизнеса или предпринимательства в этом секторе. Анализ показывает, что результативность институциональной поддержки аграрного бизнеса, предпринимательства и снижение трансакционных издержек в первую очередь зависит от развитости формальных и неформальных институтов. При этом правила, устанавливаемые в форме официальных текстов или закрепляемые третьей стороной в договоренностях, в роли гарантов которых выступает та или иная государственная организация, являются формальными институтами. По сравнению с ними правила, существующие в памяти участников и организаторов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, обязательному выполнению которых следуют хозяйства, перерабатывающие и торговые предприятия, образуют неформальные институты. На основе данных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение, появляются виды предпринимательства в аграрной сфере, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Институциональная структура предпринимательства в аграрной сфере
№ Содержание Виды
1. Производственные Индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации
2. Трансформационные Перерабатывающие предприятия, функционирующие в зонах сырьевого производства
3. Посреднические (трансакционные) Дистрибьюторы, заготовительные организации, предприятия оптовой и розничной торговли
4. Интегрированные Сельскохозяйственные производственносбытовые кооперативы, агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги, агроконсорциумы, агроконцерны
В среде их существования и развития реализуются межсубъектные отношения индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, перерабатывающих и торговых предприятий, а также интегрированных формирований производственно - трейдерского типа.
Материалы, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что предпринимательство в аграрной сфере базируется на системе организационно-экономических отношений сельхозтоваропроизводителей и дистрибьюторов сельскохозяйственной продукции. Формирование рациональных отношений, эффективность взаимодействия хозяйств и предприятий в рыночной среде определяется величиной трансакционных издержек, которые выражают затраты эксплуатации экономической системы, основанной на рыночном обмене (2, 61). В количественном отношении трансакционные издержки зависят от способов интегрирования производственного и трансформационного процессов. С точки зрения частного подхода к ним относятся затраты оформления институциональных соглашений между субъектами предпринимательства для организации купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, потребления юридических услуг и обеспечения рекламной деятельности.
Кроме того, трансакционные расходы связаны с процессом обмена на организованных рынках, в рамках которых акты обмена требуют определенных затрат со стороны общества и государства. Указанные издержки формируются на основе общественных и государственных затрат, связанных с предоставлением крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям экономикоправовых услуг. Их дополняют издержки спецификации и защиты прав собственности на средства производства других субъектов предпринимательства, функционирующих в аграрной сфере. Такой подход позволяет рассматривать социальноэкономическое значение институциональной структуры предпринимательства в сельском хозяйстве в направлениях замещения или частичного восполнения хозяйственных расходов, складывающихся по поводу производства аграрного сырья, его промышленной переработки и доставки продовольственных товаров потребителям.
Следует отметить, что часто в экономической литературе функционирование институциональной структуры предпринимательства в реальном секторе экономики рассматривается с позиции достижения нулевого уровня трансакционных расходов общества и государства, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется в конкурентно-состязательных условиях на основе материальных затрат хозяйствующих субъектов (3, 142).
Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не учитывает провалов рынка, особенностей несовершенной конкуренции и не объясняет экономико-институциональной природы предпринимательства в сельском хозяйстве. В этом смысле общество и государство могут снижать уровень своих трансакционных издержек через развитие межсубъектных контрактных отношений и могут, наоборот, повышать их посредством использования соответствующих институциональных установок. Поскольку принуждение к исполнению формальных правил предполагает затратную деятельность общества и государства, осуществляемую на условиях компенсации за их усилия, оно реализуется не в направлении минимизации общественных или государственных расходов, а в векторе уменьшения трансакционных расходов сельхозтоваропроизводителей. Большинство актов обмена сопровождается физическим перемещением его объектов от одного экономического агента к другому. Оно связано с удаленностью производителя и потребителя в пространстве и во времени.
Это предполагает существование материальной инфраструктуры обмена, в составе которой транспорт, телекоммуникации и система банковских расчетов решают проблему пространственной рассредоточенности, а торговля и складское хозяйство - временной. Комплекс отраслей транспорта и телекоммуникации выполняют техническую функцию перемещения объекта обмена.
Производители товаров и услуг реализуют их в основном через торговые сети и посредников, которые вступают в договорные отношения. Рост объема розничного товарооборота свидетельствует о размахе этих отношений и возрастании трансакционных расходов. В связи с институциональной трансформаций реального сектора экономики трансформировались формы и виды торговых организаций, форм собственности. Например, за период с 2001 по 2011 гг. общий объем розничного товарооборота по всем каналам реализации увеличился в более чем в 3,4 раза. Доля государственного сектора в товарообороте уменьшилась соответственно с 2,4% до
1,4%. Доля кооперативной торговли «Таджикматлубот» и коммерческой торговли, хотя незначительно, но имеет тенденцию к росту. Доля неорганизованного рынка в общем объёме товарооборота составляет более 90 % (см табл. 2).
Таблица 2
Розничный товарооборот по всем каналам реализации в РТ (в ценах 2011; млн. сомони)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Общий объем розничного товарооборота по всем каналам реализации 2154,9 2532,0 3154,9 3886,8 4291,1 4754,4 5006,4 5627,3 6330,6 6805,4 7426,0
Государственный сектор 51,2 52,1 49,5 45,1 44,3 44,4 55,5 64,6 77,8 93,2 103,2
В % к общему объему 2,4 2,1 1,6 1,2 1,0 0,9 1,1 1,1 1,2 1,4 1,4
Негосударствен ный 2103,6 2479,9 3105,1 3841,7 4246,8 4710,0 4950,9 5562,7 6252,7 6712,2 7322,3
В % к общему объему 97,6 97,9 98,4 98,8 99,0 99,1 98,9 98,9 98,8 98,6 98,6
из него:
коммерческая торговля 66,8 55,6 80,2 96,4 137,9 143,5 204,2 238,3 261,6 358,8 400,8
В % к общему объему 3,1 2,1 2,5 2,4 3 2,9 4 4,1 4,1 5,3 5,4
кооперативная торговля Тад-жик-матлубот» 34,7 43,8 47,1 58,5 64,4 81,2 99,9 106,1 120,6 118,8 100,2
В % к общему объему 1,6 1,7 1,5 1,5 1,5 1,7 2,0 1,9 1,9 1,7 1,3
Неорганизованный рынок 2002,1 2380,5 2978,1 3686,8 4044,4 4485,3 4646,7 5218,2 5870,6 6234,6 6821,3
В % к общему объему 92,9 94,0 94,4 94,9 94,3 94,3 92,8 92,7 92,7 91,6 91,9
Рассчитано по: Таджикистан/ Статистический сборник Агентства по статистике при
Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2012. -С. 378.
Необходимо подчеркнуть, что в общем объеме розничного товарооборота доля продовольственных продуктов занимает не менее 50%.
Когда неорганизованный рынок доминирует, значит, возрастание трансакционных расходов, особенно оппортунистической его части, неизбежно.
Таким образом, авторы считают, что трансакционные издержки в республике являются неуправляемыми. В указанном случае координационный эффект институтов проявляет себя как фактор, отрицательно влияющий на инициативу и предприимчивость хозяйств и предприятий различной специализации. Такое методологическое обобщение базируется на том, что уровень трансакционных расходов оптимизируется тогда, когда общественные и государственные организации выступают в роли игроков на организованных рынках, например продовольственных товаров. В этом случае стихийный товарооборот замещается формальной институционализацией воспроизводства аграрного сырья и продовольствия на базе
интегрирования производственной и трансакционной составляющих институциональной поддержки предпринимательства в аграрной сфере.
Список использованной литературы:
1. Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. —Душанбе, 2012.
2. Аузан А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / А.А. Аузан. - М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Савинцева С. А. Трансакционные издержки в российской экономике: дис. на соискание ученой степени к.э.н. / Савинцева С. А.. - Кемерово: КГУ, 2005.
Б.М. Кузибаева, Д.Н. Дадоматов
Трансформация институциональной структуры и формирование трансакционных издержек в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан
Ключевые слова: институциональная структура, трансакционные издержки, модернизация, реформа, минимизация, мотивация
В статье утверждается, что трансакционные издержки в республике являются неуправляемыми. Трансформационные процессы, происходящие в экономике республики, требуют решения вопросов, связанных с определением значения институциональной структуры аграрного сектора и предполагающих формирование условий для аграрного бизнеса или предпринимательства в этом секторе.
В указанном случае направление координационного эффекта институтов проявляет себя как фактор, отрицательно влияющий на инициативу и предприимчивость хозяйств и предприятий различной специализации. Такое методологическое обобщение базируются на том, что трансакционные расходы оптимизируются тогда, когда общественные и государственные организации выступают в роли игроков на организованных рынках, например продовольственных товаров.
B.M. Kuzibayeva, D.N. Dadomatov
Transformation of Institutional Structure and Formation of Transaction Expenses in the Agrarian Section of Tajikistan Republic Economy
Key words: institutional structure, transaction expenses, modernization, reform,
minimization, maximization
The author of the article asserts that transaction expenses in the republic are not governable.
Transformational processes taking place in the economy of the republic require a solution of issues connected with a determination of the importance of an institutional structure of the agrarian sector presupposing a formation of conditions for agrarian business or entrepreneurship in this sector.
In the case pointed coordinative effect of institutes evinces itself as a factor influencing in the negative over initiative and enterprising stimuli of the holdings of different specialization.
Such methodological generalization is based on the fact that transactional expenses are optimized when social and state organizations act as gamesters at organized market, of food stuffs, e.g.