СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
УДК 330.341 DOI: 10.12737/11960
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Гуляева В.Б.1
Быстрота и своевременность реагирования государственных институтов на ситуации, складывающиеся в социальной и экономической сфере, определяют способность государства адаптироваться в изменяющихся условиях. В данной статье анализируется роль информационнокоммуникационных технологий в процессе трансформации институтов государства. На основе данных вторичного анализа развития системы электронного правительства рассматриваются проблемы, связанные с внедрением данных технологий в сферу государственного управления. Показано, что развитие систем наподобие электронного правительства создает благоприятные условия для экономической деятельности и в то же время сопровождается рядом экстерналий. Отмечается, что экономическая эффективность электронного правительства может быть достигнута в короткие сроки при стабильном финансировании и грамотном управлении.
Ключевые слова: электронное правительство, информационная безопасность,
информационно-коммуникационные технологии, государственные институты,
импортозамещение.
TRANSFORMATION OF STATE INSTITUTIONS: DIFFICULTIES AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT IN RUSSIA
GULYAEVA V.B. - Postgraduate student of the Department of Economic Theory and Economic Education, Institute of Economics and Management, Herzen State Pedagogical University of Russia (Russian Federation, Saint-Petersburg), e-mail: [email protected]
The role of information and communication technologies in the process of transformation of state institutions is studied. On the example of e-government the problems of implementation of these technologies in the sphere of public administration are examined. Their analysis showed that under current conditions special attention should be paid to the following problems: information security, protection of confidentiality, import substitution of software, quality improvement of state services. It is concluded that e-government is the state answer for the worldwide trends based on the development of information and communication technologies. Existing problems are not the reason for refusal from development of e-government system. The solution of these problems will allow to show out the Russian system of state administration on the new level and provide its stability. It is necessary to continue the development of e-government system because it creates favorable conditions for economic activity.
Keywords: e-government, information security, information and communication technologies, state institutions, import substitution.
Гуляева Валерия Борисовна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт экономики и управления, аспирант кафедры экономической теории и экономического образования (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург), e-mail: [email protected]____________________________________________
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 205
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
В современных условиях, когда глобальные тенденции интеграции и всеобщей информатизации общества способствуют значительным изменениям в повседневной жизни людей, фактически меняя их мировоззрение и традиции профессиональной деятельности, стало возможным говорить о формировании виртуальной среды взаимодействия. Безусловно, распространение информационных технологий порождает изменения в различных сферах жизни общества, что ускоряет жизненный ритм людей. С одной стороны, можно констатировать возникновение значительных выгод: экономия времени,
финансовых средств, расширение интеллектуальных, профессиональных и творческих возможностей и т.п., с другой стороны, проявляются существенные угрозы традиционным основам существования государства.
Конечно, положительным аспектом является формирование новых институтов взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления в рамках формирования сетевого партнерства, способствующих повышению уровня предоставления государственных (муниципальных) услуг1.
Однако пространственно-временные изменения, вызванные развитием коммуникаций, приводят к размыванию национальных границ и ослаблению государственного контроля над внешними и внутренними процессами. Имеют место ускорение и увеличение потоков капиталов, людей, товаров, услуг и информации. В свою очередь это может привести к формированию негосударственных стандартов легитимности и трансформации национальных ценностей. На фоне этого обостряются социальные проблемы: происходит резкая смена мировоззрения и поведения граждан, притупление чувства патриотизма, единства и сплоченности.
Действительно, можно наблюдать лавинообразные процессы распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создания мировой информационной среды, внедрения инноваций в различные сферы деятельности. Все это порождает беспрецедентные возможности для развития человека как в интеллектуальном, так и в профессиональном плане, но остаются недооценёнными глобальные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, являющиеся существенным препятствием для развития информационного общества и экономики знаний.
Следует отметить, что, по словам Карповича О.Г., глобальные проблемы не следует воспринимать исключительно негативно, они служат сигнализатором несовершенства действующих институтов на глобальном уровне и необходимости координации усилий общества по решению конкретных проблем. Глобальные проблемы следует воспринимать как типичные проблемы роста, являющиеся следствием прогресса и несвоевременности реагирования действующих систем и институтов2.
Одной из таких проблем является информационный терроризм, реализуемый в целях решения как экономических, так политических и военных интересов3. В настоящее время на основе виртуального пространства уже начала формироваться
См. подробнее: Мироненко Н.В. Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг// Государственное управление. Электронный вестник.- 2012.- № 33.- С. 4.
2 См.: Карпович О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения. - М. : ЮНИТИ-ДАНА :
Закон и право, 2014; «Лаборатория Касперского»: Сложные кибератаки пришли на смену массовым эпидемиям // CNews аналитика. - URL:
http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml72014/12/24/591211.- (Дата обращения: 29.04.2015)
3 См.:Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в
контексте истории и современной геополитики . - М. : Куликово поле, 2011. - С. 176_______
206 Central Russian Journal of Social Sciences ^о!ите 10 issue 4 - 2015
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
новая сфера противостояния с использованием средств и методов направленного информационно-технического и информационно-психологического воздействия. Подобное воздействие может осуществляться на глобальном уровне, на межгосударственном уровне, на внутригосударственном уровне, а также локально, например, в отрасли между предприятиями.
Предпосылками для возрастания вероятности возникновение подобных угроз являются:
1. научно-технический прогресс и развитие информационных технологий,
2. прогресс в области кибернетики, информатики и психологии,
3. насыщение органов государственного управления и силовых структур информационными технологиями,
4. высокая эффективность подобных атак и пр.
Основным оружием в информационных войнах становятся информация, информационная инфраструктура и технологии. В научном мире не сформировано универсального определения термину «информация», более того имеет место размывание критериев информации. Несомненно, как экономический ресурс, информация на любой стадии развития общества, науки и экономики играет первостепенную роль. Однако в условиях становления информационного общества, информационной экономики, информационного рынка и бизнеса информация и знания начинают играть не только направляющую, но и фундаментальную роль.
В целях обеспечения национальной безопасности и экономического развития страны система государственного управления претерпевает некоторые изменения. В связи с этим автор хотел бы обратить внимание на более узкое понимание термина «информация». Особенно важным становится формирование в России сети сайтов государственных структур и трансляция с их помощью них населению актуальной информации в области проведения и реализации соответствующей государственной политики.
Для развития информационного общества в России необходимо формирование экономики знаний, что, в свою очередь, невозможно без создания стабильной и способной мобильно реагировать на изменения системы государственного управления, устойчивых государственных институтов. Информационные технологии в данном случае могут сыграть весьма значимую роль в области:
- повышения ответственности исполнительной власти,
- своевременности и системности предоставления информации населению,
- постоянного мониторинга деятельности различных служб,
- снижения уровня коррупции 1,
- формирования гражданского общества и др.
Интеллектуальная составляющая (специальные знания, технологии и пр.) продуктов и услуг в экономики знаний становится фактором конкурентоспособности и экономического развития. Информационные технологии в этих условиях становятся инструментом сближения интересов государства, общества и бизнеса, позволяя развиваться в едином ритме.
Обеспечение органов государственной власти ИКТ по состоянию на 2013 год представлено на рис.1. Так, использование органами государственной власти персональных компьютеров весьма высокое -96,3%. При этом Интернет используют 94,6%. Имеют Веб-сайт только 47%, а выделенные каналы связи 37,7%.
1 См.:Ларченко Л.В., Гуляева В.Б. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственного заказа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. -№ 42 (231). - С.6__________________________________________________________________
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 207
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
Отметим, что вектор развития информационного общества имеет практическую социально-экономическую направленность и в первую очередь ориентирован на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в различные сферы жизни общества. Так исключается некая идеализация такого феномена, как информационное общество в России.
Персональные
компьютеры
ЭВМ других типов
Интранет
Экстранет
Другие глобальные сети
Выделенные каналы связи
Веб-сайт
■ Органы государственного и местного самоуправления -всего
□ Органы государственного управления Российской Федерации
И Органы государственного управления в субъектах Российской Федерации
ЕЗ Органы местного самоуправления
О 20 40 60 80 100 120
Рис. 1 . - Использование ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления в 2013 г. (в процентах от общего числа организаций)
Fig.1. - The use of ICT in state government and local government: in 2013 (as a percentage ofthe total number of organizations)
Источник: Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.; - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 116 с.
208 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
Важнейшие направления работы в области информационного общества отражены в Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом Российской Федерации от 7.02.2008 № Пр-212, и в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
Одним из перспективных и достаточно успешно развивающихся направлений является формирование электронного правительства в России. Концепция «Электронного правительства» предусматривает организацию деятельности органов государственной власти с применения ИКТ, что ориентировано на оперативное и удобное получение государственных услуг гражданами и организациями.
Исследователи в различных областях наук описывают современную мировую действительность как многообразие достаточно противоречивых процессов. Эти процессы характеризуются неравномерностью изменений как на глобальном уровне, так и на национальном, что приводит, в конечном итоге, к столкновению старых и новых общественных моделей, форм поведения и ведения хозяйственной деятельности, моделей управления различных уровней и т. п. В этих условиях наиболее целесообразными видятся трансформация существующих государственных институтов, их модернизация, внедрение инноваций и построение работы на новой технологической платформе.
Современные институты государства и общества формируют относительно устойчивую систему социально-политических и экономических отношений, однако работа в области формирования электронного правительства является кардинальным изменением традиционных институтов государства, фактически трансформацией самого государства. Нелишне отметить, что единого понятие «современное государство» на данный момент не сформировано, проблема, в частности, заключается в определении критериев современности. Одним из основных критериев, чаще всего упоминаемым в литературе, является применение ИКТ в управлении. Отсюда и само понятие «электронное правительство» в процессе реализации концепции эволюционирует и углубляется, так как возможности применения информационных технологий расширяются.
В России за достаточно короткий срок проделана значительная работа в области создания инфраструктуры электронного правительства: Единый портал государственных услуг (УПГУ), Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), Система межведомственного взаимодействия (СМЭВ), Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) и пр. Развитие проекта электронного правительства способствует снижению уровня коррупции, упрощению административных процедур, экономии средств и пр.
В наибольшей степени в области реформирования системы государственного управления с помощью информационно-коммуникационных технологий преуспели экономически развитые страны (США, страны ЕС, некоторые страны Азии). Их опыт показывает, что стабильное финансирование и эффективное управление с учетом региональных особенностей позволяет в короткие сроки окупить значительные средства, необходимые для информатизации системы государственного управления. На данный момент не разработано четкой системы оценки экономической эффективности реализации подобных проектов, что во многом объясняется спецификой объекта исследования.
Несмотря на очевидные преимущества использования электронного правительства, существуют и проблемы. В первую очередь необходимо отметить трудности, связанные с учетом пространственного фактора при управлении обширными российскими территориями.
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 209
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
Отдельную группу проблем представляют трудности, связанные с использованием порталов государственных услуг: регистрация, заполнение форм, спектр представленных услуг.
Особое внимание должно уделяться совершенствованию механизмов обеспечения безопасности и методов сбора информации, в частности, это касается информационных систем, используемых в госсекторе. В области информационной безопасности следует отметить одну из форм ведения информационной войны, представляющей опасность, - киберпреступность (электронные взломы, атаки, мошенничество и пр.), активно использующиеся против систем электронного правительства. Оценить материальный ущерб, наносимый киберпрестпностью отдельному государству, достаточно сложно, он колеблется в районе нескольких миллиардов долларов. Кибератаки против государства реализуются не только с целью получения экономической выгоды, но и в других целях, в том числе получения государственных сведений. К примеру, в Японии в 2011 году на правительственные компьютерные сети и государственную онлайновую систему была осуществлена масштабная кибератака, с начала 2015 года наблюдается активизация киберпреступлений против государственных электронных ресурсов стран ЕС.
В последние годы атаки на российские государственные сайты участились. Так, на сайт Кремля круглосуточно осуществляются хакерские атаки, в день их количество может достигать нескольких сотен1. По словам министра транспорта и связи Н. Никифорова, перед Россией эта проблема стоит не так остро, у нас есть специалисты в области технической защиты информации большое внимание уделяется сотрудничеству в области информационной безопасности государственных данных со странами БРИКС и ШОС2. Кроме того, отметим, что российский рынок продуктов и услуг в сфере информационной безопасности достаточно устойчив: со стороны российских компаний наблюдается рост интереса к отечественным предложениям, на рынке доминирует отечественный продукт высокого качества, основным потребителем которого на данный момент является государственный сектор. Поэтому эффект от импортозамещения здесь будет ниже, чем в других сегментах программного обеспечения, что вынудит производителей больше заботится о разработке комплексных решений в области информационной безопасности и качестве предлагаемого продукта и услуг3.
Отметим, что кибератаки не являются основанием, чтобы отказаться от электронных услуг, но вопросы, связанные с качеством и безопасностью применительно к информационно-коммуникационным технологиям, требуют постоянного совершенствования. Информационная безопасность является одной из основ экономической и социальной безопасности. Совершенствование системы государственного управления - закономерная реакция государства на общемировые тенденции, вызванная стремлением обеспечить конкурентоспособность национальной экономики и успешное социально-
1 Латухина К. Песков: Кибератаки на сайт Кремля измеряются тысячами в день // Российская
газета. - URL: http://www.rg.ru/2015/04/08/peskov-ataki-site-anons.html. (Дата обращения:
29.04.2015)
2 Байбарза И. Министр связи РФ: государственная тайна в условиях кибератак охраняется очень надежно // Министерство связи и массовых коммуникаций. - URL: http://old.minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php?id_4=44892 . - (дата обращения: 3.05.2015)
3 «Лаборатория Касперского»: Сложные кибератаки пришли на смену массовым эпидемиям // CNews аналитика. - URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtmLP2014/12/24/591211.- (Дата обращения:
29.04.2015)
210 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
экономическое развитие, сохранить экономический и политический суверенитет, противостоять формированию наднациональных стандартов легитимности.
Существенной проблемой в России является использование программного обеспечения (ПО) иностранного производства в работе государственных учреждений и структур. Определенные шаги в области импортозамещения ПО уже предприняты. Соответствующие документы разработаны Министерством транспорта и связи и Министерством промышленности и торговли. Основные направления работы затрагивают вопросы протекционизма при госзакупках ПО (имеются в виду наиболее конкурентоспособные продукты), развития критических видов ПО и государственной поддержки разработки специализированных отраслевых программ. Хотелось бы отметить, что программа импортозамещения ПО должна быть подкреплена наличием спроса на продукцию, необходимо тесное сотрудничество представителей власти и ИТ- отрасли в процессе разработки технических решений для госсектора. Несомненно, это довольно длительный процесс, переход к отечественным решениям должен происходить постепенно.
Быстрота и своевременность реагирования государственных институтов на ситуации, складывающиеся в социальной и экономической сферах, определяют способность государства адаптироваться в изменяющихся условиях. Развитие систем наподобие электронного правительства создает благоприятные условия для экономической деятельности. Создание виртуальных площадок взаимодействия может позволить более активно вовлекать представителей бизнеса в социально и экономически значимые проекты, что позволит осуществлять взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом, повышая тем самым результативность принимаемых решений. При этом государство выступает посредником между бизнесом и обществом.
Следует отметить, что трансформация государственных институтов - это достаточно длительный процесс, он требует не только повышения информационной грамотности населения, создания информационной инфраструктуры и привлечения технологий, но и формирования положительного образа власти, наличия определенных профессиональных компетенций госслужащих, учета общественного мнения. Эксперты отмечают, что имеет место серьезная нехватка кадров в сфере реализации проектов развития информационного общества, в том числе электронного правительства. При этом подготовка кадров для государственного и муниципального управления с уклоном в сферу ИКТ ведется лишь в нескольких вузах страны1. На рис. 2 представлена общая информация о потребности организаций сферы государственного управления в специалистах в области ИКТ, которая иллюстрирует вышесказанное.
Эксперты отмечают замедление реализации проекта электронного правительства. Однако, по мнению ряда исследователей, в целях улучшения результатов проекта необходимо в первую очередь обеспечить взаимодействие между властью и представителями ИТ-отрасли в вопросах регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет, постоянного совершенствования системы информационной безопасности, импортозамещения программного обеспечения. Большое внимание должно уделяться тому, чтобы предлагаемый продукт был действительно востребован органами государственной власти, а, в свою очередь, принимаемые законы не препятствовали развитию ИТ-отрасли. Граждане, в том числе представители бизнеса, заинтересованы в простоте, качестве и своевременности оказания государственных услуг. Поэтому необходимо обеспечить качественную и бесперебойную работу всей этой системы.
1 Иванов И. В России отмечена нехватка кадров для Электронного правительства // Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/2015/04/16/reg-pfo/chugunov.html.- (Дата обращения: 29.04.2015)
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 211
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
Потребность в специалистах по ИКТ И работниках, имеющих навык использования ИКТ - всего
58,6
57,8
58,2
Организации испытывающие потребность в специалистах по ИКТ
Организации испытывающие потребность в работниках, обладающих навыками использования ИКТ
I
43.1
43.2
4 5,3
38.1
38.1 41,5
■ 2013
■ 2012 ■ 2010
0
10 20 30 40 50 60 70
Рис.2 . - Организации сферы государственного управления*, испытывающие потребность в специалистах по ИКТ и работниках, имеющих навыки использования ИКТ (в процентах от общего числа организаций)1
Fig.2. . - Organization of public administration, having demand for ICT specialists and employees with the skills to use ICT (as a percentage ofthe total number of organizations)
*Приведены данные в соответствии с ОКВЭД
Кроме того, некоторая положительная динамика имеет место, что отражено на рисунке 3. Так в 2014 году около 10% взрослого населения взаимодействовало в электронной форме с органами государственной власти и местного самоуправления. Из числа всех обратившихся за получением каких-либо государственных услуг в любой форме, электронным способом взаимодействия воспользовалось 33 %2, то есть треть всех обратившихся. Это достаточно хороший показатель по сравнению с 2013 годом.
Так, в 2014 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос, посвященный осведомленности россиян существованием МФЦ и оценке качества предоставления услуг. Было опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах России. Результаты, по мнению автора, свидетельствуют, что внедрение МФЦ прошло весьма успешно. Осведомлены о
1 Составлено по Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.; - М.: нИу ВШЭ, 2015. - 216 с.
2 Информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connecl/rosstat_main/rosstat/statistics/science_and_inno\/at,ons/[t_technolog//___________
212 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
существовании МФЦ 47%, при этом в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге, уровень осведомленности выше и достигает 69%Т
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности обследуемого населения
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения получившего государственные и муниципальные услуги
О 5 10 15 20 25 30 35 40
■ 2014 ■ 2013
Рис. 3 - Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в 2013-2014 гг. (в процентах от общей численности взрослого населения)2
Fig. 3. - The share of the population use the Internet for the State and municipal services of 2013-2014 (as a percentage of the total adult population)
Респонденты, из числа тех, кто когда-либо прибегал к услугам МФЦ, дали высокую оценку предоставляемым услугам по ряду критериев, в том числе 82% респондентов из когда-либо обращавшихся за предоставлением государственных услуг, согласны с утверждением, что МФЦ позволяют существенно экономить время3.
На рисунке 4 представлены наиболее востребованные населением услуги: получение информации с официальных сайтов, скачивание различных бланков и форм, отправка заполненных форм.
1 Многофункциональные центры: оценка работы // ВЦ/ЮМ. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115121. -(Дата обращения: 15.03.2015)
2- Составлено по информационно- аналитическим материалам Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat'sb'cs/science_and_innovations/t_technology/
3 Там же.
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 213
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
Получение информации через официальные веб-сайты и порталы государственных и муниципальных...
Скачивание типовых форм для заполнения
Отправка заполненных форм и других необходимых документов в электронном виде
Осуществление обязательных платежей в режиме онлайн
Получение результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Другое
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90
■ октябрь-ноябрь 2014 ■ 2013
Рис.4 - Онлайн-взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по видам: 2013 г. и октябрь-ноябрь 2014 г. (в процентах от общей численности взрослого населения, обращавшегося за получением госуслуг) 1
Fig. 4. - On-line interaction with public authorities and local government according to the type: in 2013 - october- November 2014 (as a percentage ofthe total adult population, applying for state services)
Наблюдается положительная динамика возрастания обращения организаций за предоставлением государственных услуг с использованием Интернета. Однако только 34,4 % организаций обращаются за получением госуслуг полностью в электронном виде.
Перечисленные в данной статье проблемы в области внедрения системы электронного правительства представляют собой не полный перечень, однако мы считаем их наиболее актуальными и требующими оперативных мер в современных геополитических условиях.
Несомненно, реализация дальнейших этапов внедрения электронного правительства должна быть продолжена. С учетом значительных финансовых затрат экономическая эффективность электронного правительства может быть достигнута в короткие сроки при стабильном финансировании и грамотном управлении, что можно видеть на примере некоторых зарубежных стран.
1 Источник: Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.;Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономки». -М. : НИУ ВШЭ, 2015. - 246С.______________________________________________________
214 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
Таким образом, развитие системы электронного правительства имеет ряд преимуществ: снижение уровня коррупции, упрощение процедуры оказания государственных услуг, повышение бюджетных поступлений, простота и открытость органов государственной власти, активизация гражданского общества и, как следствие, повышение доверия граждан к власти. Безусловно, электронное правительство - это закономерный ответ государства на общемировые тенденции, обоснованный бурным развитием информационно-коммуникационных технологий. Однако развитие системы электронного правительства сопряжено с рядом проблем в области информационной безопасности, импортозамещения программного обеспечения, информационной грамотности граждан и госслужащих, активизации взаимодействия государства, бизнеса и общества, что требует разработки адаптационых механизмов с учетом трансформации факторов внешней среды, что позволит вывести российскую систему государственного управления на новый уровень и обеспечить её устойчивость.
Библиография/References:
1. Байбарза И. Министр связи РФ: государственная тайна в условиях кибератак охраняется очень надежно // Министерство связи и массовых коммуникаций. - URL: http://old.minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php_4=44892. (Дата обращения: 3.03.2015)
2. Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник
[Электронный документ] / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.; - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 312С. - URL: http://issek.hse.ru/news/149354750.html. (дата
обращения 29.04.15)
3. Карпович О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 503 с.
4. Ларченко Л.В., Гуляева В.Б. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственного заказа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность [National interests: priorities and security]. -2013. - № 42 (231). - С.2-10
5. Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррорестическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. - М.: Куликово поле, 2011. - 640 с.
6. Мироненко Н.В. Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг// Государственное управление. Электронный вестник.- 2012.- № 33.
1. Baibarza, I. Ministr sviazi RF: gosudarstvennaia taina v usloviiakh kiberatak okhraniaetsia ochen' nadezhno [Minister of connection of Russian Federation : a state secret in the conditions of cyber -attacks is guarded very reliably] // Ministerstvo sviazi i massovykh kommunikatsii - URL: http://old.minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php=44892. -(data obrashcheniia: 3.05.2015). (In Russ.)
2. Abdrakhmanova, G.I., Gokhberg, L.M., Kevesh, M.A. (2015) Indikatory
informatsionnogo obshchestva: 2015: statisticheskii sbornik [Indicators of the
information society: 2015: the statistic collection], Nats. issled. un-t «Vysshaia shkola ekonomki». - M.: NIU VshE. - 312 p. - URL: http://issek.hse.ru/news/149354750.html. (data obrashcheniia 29.04.15) (In Russ.)
3. Karpovich, O.G. (2014) Global'nye problemy i mezhdunarodnye otnosheniia [The global problems and the international relations]. - M.: IuNITI-DANA: Zakon i pravo. -503 p.. (In Russ.)
Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 215
СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА
4. Larchenko, L.V., Guliaeva, V.B. (2013) Ekonomiko-pravovye mekhanizmy protivodeistviia korruptsii v sfere gosudarstvennogo zakaza [Economic and legal mechanisms to conter corruption in the fild of government ordrers] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - № 42 (231). - P.P.2-10. (In Russ.)
5. Sidorenko, A.G., Tikhomirov, Iu.V. (2011) Terrorizm i antiterroresticheskaia bezopasnost' v kontekste istorii i sovremennoi geopolitiki [The terrorism and the antiterrorism security in the context of the history and the modern geopolitic]. - M.: Kulikovo pole. - 640 p. (In Russ.)
6. Mironenko, N.V. (2012) Mnogofunktsional'nye tsentry kak model' setevogo part-nerstva predostavleniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [Multifunctional centers as a model of the network partnership, Granting of state and municipal services]. // Gosudar-stvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Public Administration.E-Journal].. -№ 33. - Р. 4. (In Russ.)
216 Central Russian Journal of Social Sciences -volume 10 issue 4 - 2015