Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИя ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИя ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
635
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство / трансформация городского пространства / экономика впечатлений. / space / urban space transformation / experience economy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Адашова Татьяна Алексеевна, Роготень Наталья Николаевна

В числе основных факторов эффективного развития экономики впечатлений – окружающее человека пространство, формирующее восприятие окружающей действительности. Умение донести необходимую информацию посредством разнообразных тематических элементов и, в целом, грамотный подход к его организации существенно повышает привлекательность посещаемых туристами дестинаций. В статье авторы акцентируют внимание на трактовке понятий «пространство» и «городское пространство», отмечая присущие последнему особенности, представленные совокупностью пространственных сфер: социальной, культурной, политической, коммуникативной и т.д. На примере крупных российских городов – центров туристского притяжения – проводится анализ трансформации городского пространства при проведении социально-экономических, культурных, спортивных и других событий. Происходящие изменения позволяют туристам оценить уникальность городов и открывающиеся возможности знакомства с ними. Возникающие при этом позитивные впечатления усиливают интерес к городам и городскому туризму, повышают их конкурентоспособность среди прочих туристских направлений, что в целом благоприятно сказывается на развитии экономики впечатлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Адашова Татьяна Алексеевна, Роготень Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF URBAN SPACE AS A DEVELOPMENT FACTOR OF THE EXPERIENCE ECONOMY

Among the main factors of the experience economy effective development is the space surrounding the person, which forms the perception of the surrounding reality. Ability to convey the necessary information through a variety of thematic elements and, in general, a competent approach to its organization significantly increases the attractiveness of destinations. The article is focused on the interpretation of the concepts of “space” and “urban space”, noting the inherent features of the latter, represented by a combination of spatial spheres: social, cultural, political, communicative, etc. The authors analyzes the transformation of urban space while conducting socio-economic, cultural, sporting and other events through the example of large Russian cities – centers of tourist interest. The changes that are taking place in present time allow tourists appreciating the uniqueness of cities and the opportunities to get acquainted with them. The resulting positive impressions enhance interest in cities and urban tourism and increase their competitiveness among other tourist destinations, positive impacting on the experience economy development.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИя ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»

АДАШОВА Татьяна Алексеевна а УДК 379.85

РОГОТЕНЬ Наталья Николаевна 6 DOI: i0244ii/i995-04ii-20i9-i0203

а Российский университет дружбы народов (Москва, РФ); кандидат географических наук, доцент; e-mail: adashovat@mail.ru б Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва, РФ); кандидат географических наук, доцент; e-mail: nnrogoten@yandex.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

В числе основных факторов эффективного развития экономики впечатлений - окружающее человека пространство, формирующее восприятие окружающей действительности. Умение донести необходимую информацию посредством разнообразных тематических элементов и, в целом, грамотный подход к его организации существенно повышает привлекательность посещаемых туристами дестинаций. В статье авторы акцентируют внимание на трактовке понятий «пространство» и «городское пространство», отмечая присущие последнему особенности, представленные совокупностью пространственных сфер: социальной, культурной, политической, коммуникативной и т.д.

На примере крупных российских городов - центров туристского притяжения - проводится анализ трансформации городского пространства при проведении социально-экономических, культурных, спортивных и других событий. Происходящие изменения позволяют туристам оценить уникальность городов и открывающиеся возможности знакомства с ними. Возникающие при этом позитивные впечатления усиливают интерес к городам и городскому туризму, повышают их конкурентоспособность среди прочих туристских направлений, что в целом благоприятно сказывается на развитии экономики впечатлений.

Ключевые слова: пространство, трансформация городского пространства, экономика впечатлений.

Введение. Стремительное развитие туризма в течении последних десятилетий кардинальным образом повлияло на потребителей туруслуг. Современные туристы прошли период довольствования отдыхом с минимальным набором традиционных услуг, стали более требовательны к комфорту и качеству, нацелены на получение ярких впечатлений и сильных эмоций. Удовлетворение запросов искушённых путешественников привело к возникновению относительно нового явления - экономики впечатлений. Основоположники этой научной концепции Д. Пайн и Д. Гилмор рассматривали успешность продвижения товара или услуги, основываясь на создании положительного впечатления как от производства, продвижения и получения товара или услуги, так и от последующих за этим ощущений [13]. По образному выражению А. Кузнеца, «экономика ежовых рукавиц» сменяется «экономикой прихоти» [11]. В числе базовых составляю-

щих формирующих впечатления, помимо объектов туристкой аттракции и навигации, экскурсионно-развлекательных программ и оказания дополнительных услуг, важное место занимает формируемое ими пространство [7].

Создание позитивного впечатления -залог успеха развития туриндустрии. Этому способствует совокупность факторов нацеленных на завоевание эмоций целевой аудитории: широкий спектр услуг - от размещения и транспорта до развлечений и информационных технологий; ивент-маркетинг, использующий возможности инсценирования и театрализации; привлекательное для посещений окружающее пространство, наполненное статическими и вариативными тематическими элементами. При этом трансформация последнего, наряду с прочим, становится важным фактором развития экономики впечатлений. Анализ происходящих изменений - цель данной работы. В числе главных задач,

которые ставят перед собой авторы - уточнение понятия «городское пространство», оценка влияния меняющегося окружающего пространства на развитие экономики впечатлений в турбизнесе. Объект рассмотрения - подвергающееся изменениям городское пространство; предмет - процессы восприятия туристами городского пространства. Использовались следующие методологические подходы: системный, исторический, диалектический; а также методы исследования: моделирования, сравнительно-географический, статистический, пространственного анализа. Авторы опирались на научные труды специалистов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва), Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского и др.

Понятие городского пространства

Анализируя роль трансформации городского пространства в развитии экономики впечатлений важным представляется рассмотрение самой трактовки «городского пространства». Понятие «пространство» является базовым и носит междисциплинарный характер. Как философская категория оно отражает свойства материальных явлений и выражает способ существования материи. В словаре С.И. Ожегова определение пространства даётся в трёх интерпретациях: «1. Объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом. 2. Промежуток между чем-нибудь. Место, где что-нибудь вмещается. 3. Поверхность, земельная площадь». Как отмечают в своих исследованиях специалисты: урбанисты, социологи, философы, политологи, экономисты и другие, содержательное наполнение этого понятия будет зависеть от того с позиции какой науки его рассматривать. В широком смысле под пространством мы будем понимать совокупность пространственных сфер. Так сфера социального пространства представляет собой взаимодействие социальных субъектов; экономическая затрагивает трудовую и финансовую деятельности; политическая ориентирована на взаимодействие вла-

стей города и жителей; культурная отражает социальные взаимодействия в сфере образования, культуры и досуга; коммуникативная - отношение жителей города друг к другу и гостям города и т.д. При этом все они находят своё проявление в физическом пространстве, наполненном элементами материальной культуры - объектами и комплексами архитектуры: зданиями, сооружениями, объектами благоустройства ландшафтного или садово-паркового искусства, созданными на основе архитектурного проекта. Таким образом, город в рамках своих границ, объединяет все эти сферы, образуя городское пространство. При этом оно не сводится к простой сумме этих компонентов, оно заключает в себе формирующиеся там отношения.

Трансформация городского пространства - важный фактор развития экономики впечатлений

Современные города - сложный многофункциональный организм. В своём большинстве, пройдя сложный период становления, они ориентированы на постиндустриальное развитие, сосредоточив внимание на третичном (сфера услуг, транспорт, связь, торговля, туризм, здравоохранение) и четвертичном (научные исследования и разработки) секторах экономики. Являясь центрами промышленности и туристского притяжения во многих из них туристская деятельность рассматривается как наиболее перспективное направление развития. Это позволило, с одной стороны, поддерживать достойный уровень там, где туриндустрия выполняет градообразующую функцию, с другой - раскрыть потенциал в тех городах, где туризм не является неотъемлемой частью их экономики. Создавая конкурентные туристские преимущества город становится важным источником инвестиционных вложений, создания новых видов деятельности и рабочих мест. Туристское пространство, состоящее «из элементов, или конструкций разной природы, объединённых единой целью - удовлетворение потребностей людей в проведении досуга, отдыха, и рекреации» [1] и объекты туристской инфраструктуры (гостиницы, рестораны, парки развлечений и т.д.) проникая в городскую среду приводят

к ощутимой трансформации городского пространства - многомерным системным изменениям, которые приводят к разнообразным специфическим общественным результатам [4]. Это способствуют более эффективному развитию экономики впечатлений, и как следствие, приводит к росту его капитализации.

Образ города воспринимается туристами как синтез впечатлений от знакомства с уникальными объектами городских дестинаций и маршрутов, старающихся исключить эффект дежавю, вызванный сходством программ приёма [6]. Однако, только наличие туристских ресурсов не является однозначным гарантом для получения целостного представления о городе. Так, анализ туристского потенциала городов Подмосковья свидетельствует о необходимости проявления большей активности в работе по формированию их привлекательного образа и дальнейшему продвижению. И это несмотря на имеющиеся преимущества, в сравнении с прочими российскими городами: древняя история, связанная с зарождением российского государства, территориальная близость к Москве, наличие почти 20% туристских ресурсов РФ [2]. В выигрышном положении города, предоставляющие право выбора экскурсий, анимационных программ, организующие фестивали, форумы и другие значимые масштабные мероприятия. Благодарный отклик вызывает наличие современной туристской инфраструктуры и возможность оперативного получения необходимой информации, в частности наличие туристских информационных центров (ТИЦ) и системы навигации. Это основные элементы, создающие общую картину восприятия - принятие или непринятие туристами конкретного города.

Немаловажную роль играет визуализация так называемых «публичных пространств», того, что отличает города друг от друга и придаёт им уникальность. Например, объекты природного характера - парки, скверы, водоёмы, формирующие своеобразие городского ландшафта. Это могут быть величественные монументы главных городских площадей или небольшие трогательные скульптуры. Они информационно

и эмоционально насыщают окружающие их пространство, становятся интереснейшими туристскими аттракциями, а иногда и главными символами своей эпохи. К примеру, скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» в Москве, ставшая в своё время политическим манифестом и идеологическим вызовом молодой советской страны или миниатюрный Чижик-пыжик в Санкт-Петербурге, который согласно городской легенде напоминает о студентах престижного учебного заведения дореволюционной России.

Своеобразие и некую аутентичность придают улицы с привлекательной архитектурой, дома и усадьбы, культовые сооружения. При этом, безусловно, обращают на себя внимание комфортность жилищных условий (состояние жилищного фонда, дворовых территорий и детских площадок), состояние дорог и дорожной инфраструктуры, транспортная доступность, уровень безопасности и состояние окружающей среды (удалённость от промышленных зон, загрязнение территории, уровень шума, вывоз мусора, озеленение и т.д.). Однако приходится признать, что современные направления в строительстве вносят свои коррективы. Так, на месте исторической городской застройки могут возводиться высотные жилые комплексы, здания офисных и торговых центров, которые становятся своеобразными «визитными карточками» городов. Подобную тенденцию не всегда представляется возможным изменить даже при выработке единой стратегии, основанной на сотрудничестве правительственных органов, муниципальных властей с привлечением частных структур и общественного движения.

Принимая во внимание фактор привлекательности городского пространства, как для местного населения, так и для туристского сегмента, проводится масштабная работа по его благоустройству. Показательный пример эффективной трансформации облика крупнейшего туристического центра страны - Москвы -реализация масштабного проекта «Благоустройство улиц и городских общественных пространств «Моя улица» на 2015-2018 годы» (программа продлена до 2020 г.), в рамках которого осуществляется реконструкция улиц города. Благодаря раз-

работке единых стандартов благоустройства при проектировании городского пространства столицы отмечаются существенные изменения: обновлены пешеходные зоны и фасады домов, созданы новые места отдыха, наблюдается улучшение транспортной ситуации, повышается доступность общественных городских пространств. Позитивные результаты в отечественной практике имеет набирающая популярность инициатива жителей участвовать в сохранении городского архитектурного и исторического пространства. В частности, «Том Сойер Фест» - фестиваль восстановления исторической среды (например, исторических, но не отнесенных к объектам культурного наследия фасадов домов) силами волонтёров на средства спонсоров. Идея фестиваля была поддержана президентским грантом от фонда «Перспектива» и получила одобрение на тиражирование подобной практики.

В городах с уже сформированной застройкой наблюдается переосмысление существующих пространств. Все чаще внимание туристов привлекает так называемое креативное городское пространство - место для самовыражения и обмена новаторскими идеями творческих людей. Оно может быть представлено арт-пространством, к примеру, бывшие промышленные зоны переоборудованные под жилье, офисы, кафе, выставочные площадки и прочее (торгово-выставочный и офисный комплекс «Дизайн-завод "Flacon"», центр современного искусства «Винзавод», центр дизайна «ArtPlay» в Москве, бизнес центр «Ткачи» в Санкт-Петербурге), лофтами -жилой площадью, полученной путём переделки фабричных цехов и складов (здания Даниловской мануфактуры и «Красного Октября» в Москве, «Лофт» в Екатеринбурге и т.д. Каждый из этих и других проектов представляет собой пространство, сочетающее относительную компактность размещения, пешеходную доступность к объектам, обеспечивающее разнообразное и насыщенное событиями времяпрепровождение [14, 17]. В Москве подобные территории занимают почти 10% площади Центрального округа. Появляющиеся районы художников и дизайнеров с мастерскими и

галереями, необычно разрисованные стены зданий, нетрадиционно оформленный интерьер ресторанов и магазинов вызывают живой интерес гостей города.

В последние годы, заметные изменения в плане трансформации городского пространства отмечаются в признанных туристических центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани. Они проводят колоссальную работу по развитию современной городской инфраструктуры, эффективно реализуют проекты по созданию комфортной среды и аттрактивных туристических дестинаций. К примеру, ежегодно в канун новогодних праздников городские улицы, мосты, парки и площади украшаются световой иллюминацией, тематическими композициями, праздничными декорациями и инсталляциями. С 2012 года большим успехом пользуется культурно-просветительский проект - «Новогодняя столица России», проводимый под эгидой министерства культуры РФ. В разные годы столицами Нового года были Казань (2013), Вологда (2014), Владимир (2015), Сортавала (2016), Тамбов (2017), Ханты-Мансийск (2018). В последнем случае городское пространство было преобразовано с акцентом на этнические особенности - построена ЧУМовая улица, с чумами вместо домов и трассами для катания на собачьих и оленьих упряжках вместо дорог и тротуаров.

Самые грандиозные преобразования городского пространства происходят в столице, которая, как отмечают эксперты, входит в пятёрку лидеров в мире по организации праздничных городских мероприятий. Например, в рамках ставшего уже традиционным фестиваля «Путешествие в Рождество» десятки московских площадок получают индивидуальное оформление: узорные арки, световые тоннели, ледовые скульптуры, ярмарочные павильоны и многое другое. В 2018 г. столичный новогодний фестиваль посетили 14,5 млн. чел., что, безусловно, благоприятно отразилось на состоянии городского бюджета. В частности, финансовые поступления составили около 13,7 млрд. руб. По данным департамента экономической политики и развития города Москвы каждый рубль, инвестированный городом, принёс почти 15

руб. прибыли. В целом с 2010 по 2017 гг. поступления в бюджет города от туризма и проведения фестивалей в номинальных ценах выросли в 3 раза, а туристический поток - на 65%1.

Яркие и запоминающиеся события, такие как спортивные мероприятия международного уровня - Олимпийские игры или Чемпионаты мира насыщают городское пространство не только современной спортивной, но и социальной инфраструктурой. Это, в свою очередь, усиливает узнаваемость городов и позволяет занять им более высокую ступень в рейтинге туристских дестинаций. Результативен опыт проведения в 2013 г. XXVII Всемирной летней Универсиады - международных летних студенческо-молодёжных соревнований в Казани. Для города это мероприятие стало вторым по масштабности после празднования его Тысячелетия в 2005 г. Были реконструированы и введены в строй многочисленные транспортные объекты: терминал международного аэропорта «Казань», транзитно-пересадочный железно-дорожно-автобусный вокзал «Казань-2», главный железнодорожный вокзал «Ка-зань-1», транспортные развязки, автомобильные дороги и пешеходные переходы и др. Жилой микрорайон для участников и официальных лиц - Деревня Универсиады до проведения мероприятия и после него используется как кампус Казанского федерального университета.

Успешен пример города Сочи, получившего «новую жизнь» после проведения XXII зимних Олимпийских игр. Помимо строительства двух спортивных кластеров - Олимпийского парка и Красной Поляны были построены сотни объектов, большая часть из которых ныне обеспечивает развитие Сочи как современного круглогодичного курорта. Так, были возведены десятки объектов, отвечающие международным стандартам, в том числе места размещения разного уровня «звёздности». В целом это позволило принять более 140 тыс. гостей и более 20 тыс. волонтёров [3, 5]. Усовершенствование транспортной инфраструктуры:

1 Информационный Центр Правительства Москвы: Официальный сайт. URL: https://icmos. ru/ (Дата обращения: 12.07.2018).

строительство 200 км железнодорожных путей, мостов и тоннелей, ввод в строй совмещённой автомобильной и железной дороги(Адлер - Сочи - Красная Поляна), реконструкция железной дороги Туапсе -Адлер, модернизация аэропорта и строительство терминала для приёма круизных судов превратили Сочи в крупнейший востребованный туристский центр страны.

Проведение игр Чемпионата мира по футболу 2018 г. стало сильной мотивацией для преобразования городского пространства в 11 российских городах. В них осуществлялось строительство и реконструкция объектов спортивной и транспортной инфраструктуры. К примеру, с введением в эксплуатацию нового международного аэропорта «Платов», ставшей главной воздушной гаванью Юга России, свою привлекательность для туристских поездок повысил Ростов-на-Дону. Эти и многие другие события стали определяющим фактором трансформации городского пространства. Усиливая его привлекательность наблюдается появление заметного интереса к городам в целом, росту потребности в их посещении туристами и, как результат, развитию экономики впечатлений.

Выводы. Городское пространство, под которым мы понимаем пространство в рамках города, представленное совокупностью наполняющих его пространственных сфер (социальной, экономической, политической, коммуникативной и т.д.) и возникающих там отношений - базовый фактор, определяющий формирование экономики впечатлений в целом, и впечатления от получения туристских услуг, в частности. Образующие его разнообразные элементы, как постоянные (объекты архитектуры, социальная, транспортная инфраструктура и прочее), так и меняющиеся (например, ивент-мероприятия) создают образ городов и способствуют их дальнейшей популяризации.

Пространство городов очень динамично и активно меняется под влиянием происходящих там событий: фестивалей, форумов, конгрессов, спортивных мероприятий и многого другого. Создание новых объектов (как временных, так и неизменных) существенно расширяет возможности го-

родов: социально-экономические, культурные, политические и т.д. Подобная трансформация благоприятно сказывается на формировании целостной картины восприятия города, с присущей только ему ин-

дивидуальностью, создаёт у туристов позитивное впечатление и желание вернуться, что собственно выступает несомненным конкурентным преимуществом.

Список источников

1. Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А., Валькова Т.М. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий. М.: Издательство, 2012. 92 с.

2. Адашова Т.А., Крейденко Т.Ф. Города Подмосковья как центры туристского притяжения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №3. С. 31-39.

3. Акимова А.К., Воливок О.А. Финансовые вложения в олимпийские объекты на примере олимпийских игр Сочи 2014 // Молодёжный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. №5(12). С. 231-242.

4. Аксенов К., Брадэ И., Бондарчук Е. Трансформационное и пострансформационное городское пространство. Л. - СПб., 1989-2002; СПб.: Геликон-плюс, 2006. 284 с.

5. Буторина С.А., Котов Е.А. Влияние транспортной инфраструктуры, возводимой для проведения спортивных ме-гамероприятий, на транспортные системы городов // Городские исследования и практики. 2016. Т.1. №3. С. 69-85.

6. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дести-нации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №1. С. 21-28.

7. Колодий Н.А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 326 с.

8. Кадочников Д.В. Мегапроекты и экономическая культура города // Экономическая культура мегаполиса. Альманах Центра исследований экономической культуры. М.-СПб.: Изд-во Института Гайдара, 2017. С. 9-25.

9. Кропинова Е.Г., Кропинова К.А. Архитектурные ландшафты Калининграда как объекты притяжения городского туризма // Балтийский регион. 2014. №4(22). С. 94-109.

10. Лукичева Т.А. Проведение спортивных мегамероприятий как стратегия развития и продвижения территории // Экономическая культура мегаполиса. Альманах Центра исследований экономической культуры. М.-СПб.: Изд-во Института Гайдара, 2017. С. 26-37.

11. Осокин В.М. Концепция экономики впечатлений в развитии туризма и гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2014. №8(3). С. 54-61.

12. Парада Е.В. Тенденции и особенности подготовки инфраструктуры в регионах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу - 2018 // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. №3(55). С. 123-129.

13. Пайн Дж.Б., Гилмор Дж.Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Изд-во «Вильямс», 2005.

14. Роготень Н.Н. Оценка комфортности проживания, структуры городской территории и динамических процессов городской жизни // Казанский педагогический журнал. 2017. №4(123). С. 165-171.

15. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 2015. 170 с.

16. Семенова Л.В., Мутавчи Е.П. Социокультурное пространство города как ресурс развития туристской дести-нации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т.3. №3. С. 65-73.

17. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лоф-ты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой учёный. 2013. №10. С. 650-652.

18. Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. М.: StrelkaPress, 2015. 432 с.

19. Agamirova A.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosarena N.V., Lapochkina V.V. Event-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness // Life Science Journal. 2014. Vol.11. №11. Pp. 687-689.

20. Enright M., Newton J. Tourism destination competitiveness: a quantitative approach // Tourism Management. 2004. №25. Pp. 777-788.

21. Robbins D., Dickinson J., Calver S. Planning Transport for Special Events: A Conceptual Framework and Future Agenda for Research // International Journal of Tourism Research. 2007. №9. P. 303-314. doi: 10.1002/jtr.639.

22. Hu Y., Ritchie J.B. Measuring destination attractiveness: a contextual approach // Journal of Travel Research. 1993. Vol.32. №2. Pp. 25-34.

Tatyana A. ADASHOVA a Natalia N. ROGOTEN b

a Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia); PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: adashovat@mail.ru b Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow, Russia); PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: nnrogoten@yandex.ru

TRANSFORMATION OF URBAN SPACE AS A DEVELOPMENT FACTOR OF THE EXPERIENCE ECONOMY

Among the main factors of the experience economy effective development is the space surrounding the person, which forms the perception of the surrounding reality. Ability to convey the necessary information through a variety of thematic elements and, in general, a competent approach to its organization significantly increases the attractiveness of destinations. The article is focused on the interpretation of the concepts of "space" and "urban space", noting the inherent features of the latter, represented by a combination of spatial spheres: social, cultural, political, communicative, etc. The authors analyzes the transformation of urban space while conducting socio-economic, cultural, sporting and other events through the example of large Russian cities - centers of tourist interest. The changes that are taking place in present time allow tourists appreciating the uniqueness of cities and the opportunities to get acquainted with them. The resulting positive impressions enhance interest in cities and urban tourism and increase their competitiveness among other tourist destinations, positive impacting on the experience economy development.

Keywords: space, urban space transformation, experience economy.

References

1. Dzhandzhugazova, E. A., Adashova, T. A., & Val'kova, T. M. (2012). Aktual'nye problemy izucheniya turistskih resursov RF na osnove primeneniya sovremennyh informacionnyh tekhnologij [Actual problems of studying tourist resources of the Russian Federation based on the use of modern information technologies]. Moscow: Publishing House. (In Russ.).

2. Adashova, T. A., & Kreidenko, T. F. (2015). Goroda Podmoskov'ya kak centry turistskogo prityazheniya [Cities of Moscow Region as centers of tourist attraction]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 3(9), 31-39. (In Russ.).

3. Akimova, A. K., & Volivok, O. A. (2014). Finansovye vlozheniya v olimpijskie ob'ekty na primere olimpijskih igr Sochi 2014 [Investments in the Olympic Games through the example of the Olympic Games Sochi 2014]. Molodezhnyj nauchnyj forum: Obshchestvennye i ekonomicheskie nauki [Youth Science Forum: Social and Economic Sciences]: electronic collection of article based on materials XII international students scientific-practical conference, 5(12). (In Russ.).

4. Aksenov, K., Brade, I., & Bondarchuk, E. (1989-2002, 2006). Transformacionnoe i postransformacionnoe gorodskoe prostranstvo [Transformational and post-transformational urban space]. Leningrad - St.-Petersburg, Helicon Plus. (In Russ.).

5. Butorina, S. A., & Kotov, E. A. (2016). Vliyanie transportnoj infrastruktury, vozvodimoj dlya provedeniya sportivnyh megameropriyatij, na transportnye sistemy gorodov [The impact of the transport infrastructure being built for sports mega-events on the transport systems of cities]. Gorodskie issledovaniya i praktiki [Urban Studies and Practices], 1(3), 69-85. (In Russ.).

6. Vapnyarskaya, O. I., Kharitonova, T. V., & Krivosheeva, T. M. (2015). Tendencii v praktike menedzhmenta turistskoj destinacii [Trends in the practice of tourist destination management]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 1(9), 21-28. (In Russ.).

7. Kolodiy, N. A. (2018). Ekonomika oshchushchenij i vpechatlenij v turizme i menedzhmente [Economy sensations and experiences in tourism and management]. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).

8. Kadochnikov, D. V. (2017). Megaproekty i ekonomicheskaya kul'tura goroda [Megaprojects and economic culture of the city]. Ekonomicheskaya kul'tura megapolisa. Al'manah Centra issledovanij ekonomicheskoj kul'tury [The economic culture of the metropolis. Almanac of the Center for the Studying Economic Culture]. Moscow - St. Petersburg: Gaidar Institute Publishing House, 9-25. (In Russ.).

9. Kropinova, E. G., & Kropinova, K. A. (2014). Arhitekturnye landshafty Kaliningrada kak ob'ekty prityazheniya gorodskogo turizma [Architectural landscapes of Kaliningrad as objects of attraction of urban tourism]. Baltijskij region [Baltic region], 4(22), 94-109. (in Russ.)

10. Lukicheva, T. A. (2017). Provedenie sportivnyh megameropriyatij kak strategiya razvitiya i prodvizheniya territorii [Conducting sports mega-events as a strategy for the development and promotion of the territory]. Ekonomicheskaya kul'tura megapolisa. Al'manah Centra issledovanij ekonomicheskoj kul'tury [The economic culture of the metropolis. Almanac of the Center for the Studying Economic Culture]. Moscow - St. Petersburg: Gaidar Institute Publishing House, 26-37. (In Russ.).

11. Osokin, V. M. (2014). Koncepciya ekonomiki vpechatlenij v razvitii turizma i gostepriimstva [The concept of

experience economy in the tourism and hospitality development]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 8(3), 54-61. (in Russ.)

12. Parada, Е. V. (2016). Tendencii i osobennosti podgotovki infrastruktury v regionah, prinimayushchih matchi chempionata mira po futbolu - 2018 [Trends and features of preparing infrastructure in the regions hosting the World Cup - 2018]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Rostov State University of Economics], 3(55), 123-129. (In Russ.).

13. Pine II, J. B., & Gilmore J. H. (2005). Ekonomika vpechatlenij. Rabota — eto teatr, a kazhdyj biznes — scena [The experience economy: Work is theatre and every business a stage]. Moscow: Publishing House "Williams". (In Russ.).

14. Rogoten, N. N. (2017). Ocenka komfortnosti prozhivaniya, struktury gorodskoj territorii i dinamicheskih processov gorodskoj zhizni [Assessing the living comfort, the structure of the urban area and the dynamic processes of urban life]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 4(123), 165-171. (In Russ.).

15. Sanoff, G. (2015). Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol'shih i malyh gorodov [Participative design. Practices of public participation in creating the environment of cities and towns]. Vologda: Project Team 8. (In Russ.).

16. Semenova, L. V., & Mutavchi, Е. P. (2017). Sociokul'turnoe prostranstvo goroda kak resurs razvitiya turistskoj destinacii [Socio-cultural space of the city as a resource for the tourist destination development]. Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa [Scientific Result Technology of Business and Service], 3(3), 65-73. (In Russ.).

17. Sukhovskaya, D. N. (2013). Realizaciya tvorcheskogo potenciala naseleniya cherez kreativnye prostranstva goroda: lofty, zony kovorkinga, art-territorii [Realization of the creative potential of the population through the creative spaces of the city: Lofts, coworking zones, art territories]. Molodoj uchenyj[Young Scientist], 10, 650-652. (In Russ.).

18. Hollis, L. (2015). Cities are Good for You: The Genius of the Metropolis. Moscow: StrelkaPress. (In Russ.).

19. Agamirova, A. V., Adashova, T. A., Valkova, T. M., Kosareva, N. V., & Lapochkina, V. V. (2014). Event-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness. Life Science Journal, 11(11), 687-689.

20. Enright, M., & Newton, J. (2004). Tourism destination competitiveness: a quantitative approach. Tourism Management, 25, 777-788.

21. Robbins, D., Dickinson, J., & Calver, S. (2007). Planning Transport for Special Events: A Conceptual Framework and Future Agenda for Research. International Journal of Tourism Research, 9, 303-314. doi: 10.1002/jtr.639.

22. Hu, Y., & Ritchie, J. B. (1993). Measuring destination attractiveness: a contextual approach. Journal of Travel Research, 32(2), 25-34.

Адашова Т.А., Роготень Н.Н. Трансформации городского пространства как фактор развития экономики впечатлений // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 34-41. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10203.

Дата поступления статьи: 17 сентября 2018 г.

Adashova, T. A., & Rogoten, N. N. (2019). Transformation of urban space as a development factor of the experience economy. Sovre-mennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(2), 34-41. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10203. (In Russ.).

Received September 17, 2018

ТУРДАЙДЖЕСТ

TOURDIGEST

urymrfiuM^wmsftamAtfvHA^ii в УСАДЬБЕ «ВЯЗЕМЫ» ОЖИВИЛИ КАРТИНЫ

И ПУШКИНСКИХ ГЕРОЕВ

В усадьбе Вяземы музея-заповедника А.С. Пушкина с 7 июня 2019 г. каждый желающий может посетить интерактивную экспозицию «Ожившие картины», гармонично размещенную в залах усадьбы и «рассказывающую» о различных исторических эпизодах, связанных с Вяземами и оказавших влияние на ход Российской истории. В создании проекта приняли участие известные актеры театра и кино Анатолий Белый и Евгений Стычкин. Проект является уникальным и не имеет аналогов.

Экспозиция «Ожившие картины» стала первым этапом цифровизации музея. Так, в дальнейшем, в усадьбе Вяземы планируется разместить множество других интерактивных элементов.

Источник: Официальный сайт Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина http://www.museum-gol.ru/news/index.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.