Научная статья на тему 'Трансформация форм взаимоотношений финансовых институтов и регионального бизнеса'

Трансформация форм взаимоотношений финансовых институтов и регионального бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FINANCIAL AND CREDIT RELATIONS / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / FINANCIAL INSTITUTIONS / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / REGIONAL BUSINESS / СТИМУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / STIMULATION OF RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Келехсаева М. В., Койбаев Б. Г.

Статья посвящена приоритетным направлениям трансформации форм стимулирования взаимоотношений финансовых институтов и регионального бизнеса на примере республики Северная Осетия Алания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the priority directions of transformation of forms of stimulation of relationship of financial institutions and regional business on the example of the Republic of North Osetia Alania.

Текст научной работы на тему «Трансформация форм взаимоотношений финансовых институтов и регионального бизнеса»

Келехсаева М.В., к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ, Россия

E-mail: marina. kelehsaeva@mail. ru Койбаев Б.Г.,

д.полит.н., профессор, зав. кафедрой всеобщей истории и исторической политологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ, Россия E-mail: [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ И РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА

Статья посвящена приоритетным направлениям трансформации форм стимулирования взаимоотношений финансовых институтов и регионального бизнеса на примере республики Северная Осетия -Алания.

Ключевые слова: финансово-кредитные отношения, финансовые институты, региональный бизнес, стимулирование взаимоотношений.

Kelekhsayeva M.V., Koibaev B.G.

PRIORITY DIRECTIONS TRANSFORMATION OF FORMS STIMULATIONS OF RELATIONSHIP OF FINANCIAL INSTITUTIONS AND REGIONAL BUSINESS

Article is devoted to the priority directions of transformation of forms of stimulation of relationship of financial institutions and regional business on the example of the Republic of North Osetia Alania.

Keywords: financial and credit relations, financial institutions, regional business, stimulation of relationship.

Процесс накопления как источник расширенного воспроизводства региональной экономической системы и условие

глубоких структурных сдвигов ее народнохозяйственного комплекса, особенно в условиях кризисных тенденций последних лет, приобрели важнейшее значение в секторе предпринимательства, наиболее динамично развивающегося, но в то же время испытывающего воздействие факторов внешней среды.

Полное раскрытие и реализация экономического потенциала субъектами регионального бизнеса обусловлены в большей степени возможностями и условиями их финансирования и кредитования. Это означает, что современные тенденции перемещения капитала транслируют возросшую зависимость предпринимательского сектора как на макро-, так и на мезоуровне внешних источников финансирования, институциональных инвесторов, финансовых инструментов и финансовых услуг. Осуществление предпринимательской деятельности экономическими субъектами обусловлено формированием у них потребностей в финансовых ресурсах, которые можно получить как у кредитных организаций, так и используя другие источники. Таким образом, предпринимательство является ключевым императивом, определяющим объем и структуру спроса со стороны представителей регионального бизнеса на услуги различных финансовых институтов.

Система, создающая условия для мобилизации, аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов в экономике региона, базируется на финансовой инфраструктуре, основу которой составляют финансовые институты, основной сферой деятельности которых является торговля финансовыми инструментами.

Ключевую роль в финансовом обеспечении бизнеса в региональной экономической системе играют коммерческие банки как традиционная инструментальная форма финансово-кредитных отношений в расширенном воспроизводстве. Вместе с тем в последние годы, в силу целого ряда причин и факторов внутреннего и внешнего характера, региональный банковский сектор не обеспечивает растущие финансовые потребности предпринимательского сектора

республики в полной мере, что актуализирует вопрос более интенсивного развития и расширения альтернативных институциональных форм финансово-кредитных отношений, а именно: небанковских финансовых институтов в инфраструктурной среде регионального бизнеса. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость системного исследования финансовых институтов, форм стимулирования инфраструктуры субъектов и предпринимательского сектора, как на макро-, так и на мезоуров-нях, актуализирует значимость проблем, связанных с влиянием финансовых институтов на экономический рост и инвестиционную привлекательность региона.

Основополагающий принцип построения системы финансово-кредитных взаимоотношений между финансовыми институтами, экономическими субъектами реальной экономики состоит в их органической связи, так как предпринимательская деятельность становится основным источником воспроизводства финансовых ресурсов. В этой связи актуализируется вопрос определения основополагающей роли процесса стимулирования финансово-кредитных отношений между институтами финансовой инфраструктуры и субъектами предпринимательской деятельности в регионе, в основе которого - необходимость согласования экономических интересов всех участников данного процесса.

Потребности, трансформирующиеся в ходе общественного развития, выступают материальной основой экономических интересов, что находит свое выражение в различных формах общественного производства, в развитии инфраструктуры, обеспечивающей условия организации производственного процесса, прежде всего, за счет развития финансовых институтов. В то же время экономические интересы представляют собой различные стимулы предпринимательской деятельности. Стимулирование взаимоотношений между финансовыми институтами и субъектами предпринимательской деятельности представляет собой процесс воздействия на экономических субъектов извне, ориентированный на реализацию и согласование

экономических интересов в рамках партнерства рыночных и государственных институтов.

Стимулирование различных форм взаимоотношений финансовых институтов и бизнеса может осуществляться как на макро-, так и на мезо- и даже микроуровне.

В контексте проводимого исследования представляется важным сфокусировать внимание на региональный уровень стимулирования этих форм взаимодействия.

На региональном уровне в основном превалируют государственные формы и методы стимулирующего воздействия.

Следует отметить, что стимулирование финансово-кредитных отношений субъектов предпринимательской деятельности и финансовых институтов в отличие от других форм стимулирования (например, налоговой формы стимулирования) имеет возможность в условиях меняющейся экономической ситуации более гибко и полно согласовывать экономические интересы финансовых институтов (в частности, коммерческих банков) и предпринимательских структур.

Проведенный анализ состояния и развития финансовых институтов на территории РСО - Алании показал, что важнейшая роль в формировании и развитии региональной финансовой инфраструктуры и финансового рынка принадлежит банковскому сектору республики, приоритетная задача которого - стимулирование развития предпринимательства в регионе на основе различных форм кредитования, финансирования и расчетов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотного капитала предприятий, росту их рентабельности, укреплению платежно-расчетной дисциплины и другое.

В то же время результаты анализа привели к выводу, что банковское кредитование экономических субъектов, работающих на территории РСО - Алании, выступает, по сути, основным источником финансовых ресурсов для их развития, что может являться свидетельством безальтер-нативности этой формы кредитования для подавляющего числа субъектов регионального бизнеса.

Рисунок 1 - Формы стимулирования взаимоотношений между финансовыми институтами и региональным бизнесом

Следует отметить недостаточную развитость других финансовых институтов инфраструктурной среды бизнеса на территории РСО - Алании, как альтернативы банковскому сектору: институты инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов предпринимательской деятельности осуществляют свои функции не в полной мере, так как ограничены объемами бюджетного финансирования; не созданы в РСО - Алании эффективные финансовые модели кредитования (только в последнее время начало такой деятельности было положено Агентством инвестиционного развития РСО - Алании); отсутствует четко определенная правовая регламентация установления объема и уровня расходов финансовых средств Фондом микрофинансирования и Гарантийным фондом РСО - Алании и др.

Все это обусловило необходимость использования финансовых институтов, предлагающих различные формы оптимизации процесса стимулирования финансово-кредитных отношений с бизнесом в регионе.

Чтобы преодолеть неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в РСО - Алании в области кредитования и стимулирования форм финансово-кредитных взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности и субъектами финансовой инфраструктуры, необходимо не

только и не столько увеличивать объемы государственного финансирования, сколько изменять методику и подходы участия региональных властей в построении развитой финансовой инфраструктуры предпринимательской среды.

Экономический эффект станет возможным, в случае если этот процесс будет носить системный характер, означающий соединение форм стимулирования финансово-кредитных отношений в следующие группы: правовое регулирование стимулирования; финансово-кредитное стимулирование; бюджетно-налоговое стимулирование; институциональное инфраструктурное стимулирование.

Например, снижение ставки налога на прибыль для финансовых институтов, работающих в сфере финансирования и кредитования субъектов малого бизнеса нынешних 20% до 15%, но только, при условии соблюдения этими кредитными организациями некоторых обязательных условий. Такими условиями, законодательно установленными на уровне центра и (или) региона, могут быть:

-доля кредитования, финансирования малого бизнеса в общем кредитном портфеле финансового института (кредитной организации) не меньше 50% от общего объема кредитных ресурсов;

- срок кредитования субъектов малого и среднего бизнеса должен быть более 1 года;

- расходы кредитных институтов на этот сектор экономики должны быть безубыточными.

Еще одним приоритетным направлением трансформации форм стимулирования взаимоотношений финансовых институтов и предпринимательского сектора РСО - Алании могло бы стать создание и развитие системы взаимного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, а в целом развитие кредитной кооперации (абсолютно неразвитой формы финансово-кредитных отношений в РСО - Алании), которая в состоянии способствовать эффективной структурно-отраслевой перестройке экономики региона, модернизации воспроизводственного потенциала республики и другое.

Такие кредитные кооперативы или общества взаимного кредитования в нашей республике призваны были бы решать задачи по повышению кредитоспособности и финансовой устойчивости ряда средних и малых предприятий за счет мобилизации и аккумулирования их временно свободных финансовых средств и предоставления кредитов предприятиями, которые также являются участниками такой организации.

Анализ состояния и развития финансовых институтов на территории РСО -Алании вывел слабый уровень развитости страхового рынка и полное отсутствие фондового рынка. В этой связи важнейшими приоритетными направлениями развития финансово-кредитных отношений и других финансовых услуг, оказываемых региональному бизнесу со стороны финансовых институтов, должны стать и получить должное развитие страховой и фондовый рынок республики.

В целях эффективного развития страхового рынка в республике необходимо разработать Концепцию развития страховой деятельности, механизм ее реализации, направленный на обеспечение страховой защиты кредиторов и инвесторов и объектов финансово-инвестиционной деятельности, с одной стороны, а с другой -на обеспечение притока финансовых ре-

сурсов от страховых компаний в реальный сектор в РСО - Алании.

Развитие фондового рынка как инструмента мобилизации и эффективного распределения финансовых и инвестиционных ресурсов должно осуществляться в векторе интеграции РСО - Алании в общероссийскую инфраструктуру фондового рынка.

Для достижения этой цели предстоит решать такие задачи, как:

- развивать высокотехнологичную инфраструктуру фондового рынка на базе новейших технологий и международных стандартов, обеспечить защиту прав инвесторов путем создания «прозрачного» фондового рынка системы раскрытия информация об эмитентах и профессиональных участниках рынка ценных бумаг:

- содействовать в создании и развитии институтов инфраструктуры фондового рынка - регионального депозитария, расчетно-клиринговой палаты.

Необходимостью развития и роста потенциала системы небанковских институтов микрофинансирования обусловлен устойчивый динамичный рост спроса на финансовые услуги и невозможностью банковского сектора его в полной мере удовлетворить в силу имеющихся ограничений как экономического, так и нормативного характера.

Система небанковских институтов микрофинансирования, не находясь в конкурентном противостоянии с коммерческими и государственными банками, дополняя их, решает задачи удовлетворения растущего спроса на финансовые услуги в условиях динамичной и модернизирующейся экономической реальности.

Разнообразие существующих форм микрофинансовых организаций (как небанковских институтов микрофинансирования) определяет перспективы их дальнейшего развития, в том числе на территории РСО - Алании:

- Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд микрофинансирования предприятий малого и среднего предпринимательства в республике, получивших статус СМП, могут участвовать в реализации разных государственных про-

грамм (самозанятости населения и рабочих мест, финансирование новых инновационных предприятий);

- коммерческие микрофинансовые организации будут продолжать оставаться дополнительным элементом финансовой инфраструктуры региона (особенно банковского сектора).

Исследования трансформации форм стимулирования финансово-кредитных отношений между финансовыми институтами и субъектами предпринимательской деятельности в РСО - Алании свидетельствуют о недостаточном уровне развития финансовой инфраструктуры региона.

Вместе с тем есть объективные предпосылки и возможности для расширения, активизации и ускорения их развития в рамках разработанной Стратегии инвестиционного развития РСО - Алании до 2025 года.

Эти детерминанты развития форм стимулирования взаимоотношений институтов финансовой инфраструктуры республики и экономических субъектов определяются условиями создания на ее территории конкурентной среды на рынке капитала, некоторой стабилизации макроэкономической ситуации, обусловленной возникновением финансового кризиса 20142015 годов и в последующем проводимой в отношении РФ санкционной политики, трансформации подходов к государственному регулированию финансово-кредитных отношений в сфере малого и среднего бизнеса, а также развитием и использованием эффективных финансовых инструментов стимулирования банковских и небанковских финансовых институтов в их взаимодействии с субъектами предпринимательства, что в результате является перспективной трансформацией институтов стимулирования финансово-кредитных отношений элементов финансовой инфраструктуры и регионального бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года: заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации № 983п-П13 (ЦБ РФ № 01 - 01/1617) от 05.04.2015 //

Вестник банка России. - 2015. - № 19. - 13 апр. - С. 10.

2. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм общественных формаций. М., 2006. 270 с., Абалкин Л.И. Избранные труды: В 4 т. / Сост. О.М. Грибанова. М.: Экономика, 2011. Т. 2. 910 с.

3. Бочкина М.В. Финансово-кредитные методы и инструменты управления рынком инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 354 с.

4. Ефименко С.А. Инвестиционная привлекательность региона для финансовых институтов // Региональная экономика. - 2012. - № 4. - С. 22.

5. Галазова С.С. Региональные факторы экономического роста: современные тенденции // Terra Economicus. - 2012. -Т. 10. - № 4-2. - С. 141-143.

6. Келехсаева М.В. Оценка финансово-инвестиционного потенциала предпринимательского сектора в РСО - Алании // Экономика и предпринимательство. - 2016.

- № 11-4 (76-4). - С. 354-358.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. About the strategy of development for the banking sector of the Russian Federation until 2020: the statement of the Government of the Russian Federation and Central bank of the Russian Federation No. 983p-P13 (the Central Bank of the Russian Federation No. 01 -01/1617) of 05.04.2015//the Bulletin of bank of Russia. - 2015. - № 19. - 13 Apr. - Page 10.

2. Abalkin L.I. Economic mechanism of public formations. M, 2006. 270 pages, Abalkin L.I. Chosen works: In 4 t. / Сост. O.M. Grib-anova. M.: Economy, 2011. T. 2. 910 pages.

3. Bochkina M.V. Financial and credit methods and instruments of management of the market of investments. - M.: Finance and statistics, 2013. - 354 pages.

4. Efimenko S.A. Investment attractiveness of the region for financial institutions // Regional economy. - 2012. - No. 4. - P. 22.

5. Galazova S.S. Regional factors of economic growth: current trends // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. № 4-2. - P. 141-143.

6. Kelekhsayeva M.V. Assessment of financial investment potential of a business sector in RSO-Alania//Economy and business.

- 2016. - No. 11-4 (76-4). - Page 354-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.