УДК 338.486:528(571.56)
Вячеслав Шадрин'
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯКУТИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЮКАГИРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
TRANSFORMATIONS OF ETHNIC IDENTITY OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH OF YAKUTIA IN THE CONTEXT OF GLO-BALIZATION(ON EXAMPLE OF YUKAGHIRS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))
В статье рассматриваются трансформации этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера Якутии, которые усиливаются в результате глобализационных процессов. Эти процессы, коснувшиеся всех сторон жизни народов Севера, рассмотрены на примере юкагиров: родной язык вытеснен из повседневной жизни, многие представители этих народов уже не говорят и не знают его, национальная культура утеряла свою функциональность и в настоящее время востребована только в презентационных практиках, традиционное хозяйство, в котором занято только малая часть представителей юкагиров, находится в кризисной ситуации, серьезно изменились образ жизни, мировоззрение и традиционное сознание. С другой стороны, численность юкагиров стабильно увеличивается, растет этническое самосознание, появились новые основания для
* Шадрин Вячеслав Иванович, научный сотрудник сектора арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия). E-mail: [email protected]
Vyacheslav I. Shadrin, Research Fellow at the Group of Arctic Research of the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS, Deputy Head of Yakutian Association of North Indigenous Peoples of the Republic of Sakha (Yakutia)
самоидентификации.
Ключевые слова: этническая идентичность, коренные малочисленные народы Севера, юкагиры, глобализация, трансформации, родной язык, национальная культура, традиционное хозяйство, мировоззрение, традиционное сознание, самоидентификация.
The article deals with the transformation of ethnic identity of indigenous peoples of the North of Yakutia, which intensified as a result of globalization processes. These processes that touches all aspects of life of the peoples of the North, considered the example on Yukaghirs: native language ousted from everyday life, many of these people don't speak and don't know it, the national culture has lost its functionality and is currently in demand only in the presentation practices, traditional economy, which employs only a small part of the Yukaghirs, is in a crisis situation, changed lifestyle, worldview and traditional consciousness. On the other hand, the number of Yukaghirs permanently grow, rising ethnic consciousness, there are new reasons for self-identification.
Key words: ethnic identity, indigenous peoples of North, Yukaghirs, globalization, transformations, mother tongue, national culture, traditional economy, world-view, ethnic consciousness, self-identification.
Идентичность - это ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия и т.п.) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п). У каждого человека есть целый набор идентичностей, определяемых возрастом, полом, профессией, семейно-родственным и дружеским кругом. Одна из самых значимых идентичностей - это этническая идентичность, означающая связь со своей этнической общностью, культурой и языком.
В современной науке наибольшее отражение нашли две трактовки этнической идентичности: «примордиалистская» и
«конструктивистская».
Примордиалистский подход связан с тем, что этнос можно идентифицировать на основе определенных объективных признаков, независимых от субъективных воззрений ее представителей. С данных позиций этничность рассматривали П. Вандеберг, К. Гирц, Э. Смит, Э. Стюарт, С.М. Широкогоров, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и другие исследователи.
По мнению ученых-конструктивистов, для этнической идентичности определяющим является не наличие этнических маркеров, а субъективное чувство принадлежности членов группы. Конструктивистский подход разработан в исследованиях Э. Геллнера, Э. Хобсбаума, Б. Андерсена, Дж. Комарофф, А. Коэна, В.А. Тишкова, А.В. Головнева и других.
Попыткой объединения двух теорий стала синтетическая концепция инструментализма, соединившая примордиальные истоки этничности с возможностями социального конструирования, развитая в трудах П. Сорокина, Д. Белла, Г. Вулпа, Н. Глейзера, Д. Мойнихена, Ф. Барта, М.Н. Губогло, З.В. Сикевич, Г.С. Денисовой, др.
Процессы, происходящие в современном мире, серьезно повлияли на этническую идентичность коренных малочисленных народов Севера. Произошла ее трансформация, которая заставляет по-новому взглянуть на проблему этнической идентичности.
Юкагиры являются одним из малочисленных народов Севера России (см. табл. 1), проживающие в основном на северо-востоке Якутии в Аллаиховском, Верхнеколымском и Нижнеколымском районах, небольшая их часть встречаются в Магаданской области и на Чукотке.
Юкагиры - один из немногих народов Севера, численность которых со второй половины ХХ в. растёт быстрыми темпами (см. диаграмму). При этом процессы, происходящие в современном мире, в числе которых и процессы глобализации, сокращают предметное пространство идентичности.
Табл. 1. Численность юкагиров в местах их традиционного проживания
(по данным переписей 2002 и 2010 гг.)
Регион 2002 г. в % от общей численности 2010 г. в % от общей численности
Общая численность, чел., в т.ч. 1509 1603
Республика Саха (Якутия) 1097 72,7 1281 79,9
Чукотский АО 185 12,3 198 12,4
Магаданская область 79 5,2 71 4,4
Диаграмма. Динамика численности юкагиров в ХХ-нач. XXI вв. (по данным переписей)
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
ОсновввЙ0нвовивв@вво©нвй©явйбивавной
Рассмотрим это на примере анализа функционирования классических маркеров этнической идентичности у юкагиров.
Язык играет огромную, если не основную роль в этнической идентификации. Язык - это не только внутренний, но и внешний критерий идентичности людей, признанный многими государствами [1, с. 96]. Однако сегодня язык перестает быть основным критерием этнической идентификации.
По переписи 2010 г. юкагирский язык считают родным 370 чел. (23%), при этом наблюдается устойчивая тенденция снижения носителей родного языка от переписи к переписи (см. табл. 2).
Табл. 2. Владение юкагирами родным языком (по данным переписей)
Год переписи 1970 1979 1989 2002 2010
в % от общей численности 51,8 39,7 35,2 26,1 23,1
Однако эти данные не говорят об уровне владения. Большинство из них знают только отдельные фразы и слова. По полевым данным, на 20.09.2013 владеющих в той или иной степени юкагирским языком было менее 100 чел. (7 %), в т.ч. колымским (лесным) - 17 чел., тундренным - 76 чел. Большинство тундренных юкагиров перешло на русский язык, в т.ч. среди людей старше 35 лет активно функционирует двуязычие - на русском и якутском языках, выявлены 12 чел. старше 60 лет, владеющих не менее 4 языками, в т.ч. помимо вышеуказанных юкагирским, эвенским или чукотским языками. Лесные юкагиры говорят только на русском языке, среди населения старше 50 лет наблюдается пассивное владение якутским языком. Носителей юкагирского языка осталось на 01.09.2015 г. осталось менее 25 человек, в т.ч. только 4 на лесном диалекте (ПМА).
Однако, несмотря на это, для большинства язык остается главным этническим маркером:
«Хочешь быть юкагиром - выучи хотя бы несколько слов» (ДЕИ, Нелемное, 2003), «Мой сын считает себя юкагиром, может говорить на юкагирском» (СЛА, Нелемное, 2003), «Они все кричат, бьют себя в грудь: «Мы юкагиры!», хотя какие они юкагиры - языка-то не знают» (ДЛБ, Нелемное, 2003), «Детям говорю - языка не знаете,значит не юкагиры вы!» (ТМН, Андрюшкино, 2005), «Какой я юкагир?! Языка-то не знаю» (ФМИ, Нелемное, 2007), «Пишусь юкагиром, хотя языка не знаю» (РВВ, Нелемное, 2007), «Я больше юкагир, чем они - хотя бы понимаю что-то» (ВВИ, Колымское, 2007), «Раз пишутся юкагирами, то должны учить язык» (ВМИ, Андрюшкино, 2013), «Эти дети больше юкагиры, чем родители, которые не знают язык» (САЕ, Нелемное, 2013). (ПМА)
Показательно, что даже в п. Сеймчан Магаданской области, где не ведется системная работа по сохранению юкагирского языка и культуры, из 24 опрошенных людей только 2 юкагира посчитали родной язык неважным при определении национальности.
Есть и другая точка зрения:
«Язык не главное, главное - самосознание» (ШЛЕ, Нелемное, 2003), «Мало ли что говорят (о невладении языком), у меня мама юкагирка» (ДМИ, Нелемное, 2003), «Язык сейчас не главное» (ГМС, Нелемное, 2003), «Ну и что (не знаю языка)? Все равно я юкагирка» (ОЛН, Зырянка, 2006), «Зачем его (язык) учить, от этого юкагиром не перестану быть» (КОН, Нелемное, 2013), «Никто теперь не говорит на нем (языке), да это теперь и неважно» (ССА, Нелемное, 2013). (ПМА)
Другим этномаркером является традиционное хозяйство. Юкагиры занимаются оленеводством (тундренные), охотой и рыболовством. Считается, что сохранность материальной культуры проявляется главным образом в сфере традиционных промыслов: для оленеводов, охотников и рыбаков шьется национальная одежда, используется инвентарь, сохраняются традиционная кухня, традиционные представления и обычаи. Т.е. традиционные виды занятий народов Севера являются основой сохранения этнической культуры.
Но есть два аспекта, ставящие это положение под сомнение. Так, в настоящее время в традиционных отраслях занята лишь небольшая часть коренного населения. На 01.09.2015 г. в Якутии в оленеводстве было занято только 2009 чел., в охотпромысле - 753 чел., в рыболовстве
- 553 чел., т.е. чуть более 3,3 тыс. чел., при этом многие из них (до 1/3) не являются представителями коренных народов. Общая численность коренных малочисленных народов Севера РС (Я) составляла в 2010 г. чуть менее 40 тысяч чел., т.о. только 5 % из них занята в традиционных отраслях.
Ситуация у юкагиров еще более удручающая: в оленеводстве занято только 19 юкагиров (9 - в Андрюшкино, 7 - в Колымском, 2 - в Черском (КРО «Нутендли»), 1 - в Утае), в охотпромысле - 15 (12 - в Нелемном, 3 - в Верхнеколымске), в рыболовстве - 13 (5 - в Чокурдахе, 4 - в Андрюшкино, по 2 - в Нелемном и Колымском) (ПМА).Таким образом,выявлено только 47 юкагиров (3 %), основным занятием которых являются традиционные отрасли хозяйствования. Если принять во внимание, что в свободное (от основной работы) время мужское население рыбачит/охотится, то
это даст прибавку до 100 чел. Но даже при этом допуске численность юкагиров, занимающихся традиционными промыслами, составит менее 10%.
Во-вторых, традиционные отрасли в настоящее время утрачивают функции базы сохранения традиционности. Это связано не только с изменением уклада жизни и модернизацией организации промыслов, но с коммерциализацией, переходом на рыночные отношения, которые приводят к утрате традиционного мировоззрения и экологической этики, общинной организации и тесной связи с природой.
Тем не менее, для многих занятия традиционными отраслями и связанные с ними умения остаются неотъемлемой частью этничности:
«Разве он юкагир, даже сеть нормально поставить не может» (ДИИ, Нелемное, 2003), «Юкагир только в тайге человек» (ПЕЕ, Нелемное, 2003), «Они (юкагиры) настоящие охотники» (АВС, Зырянка, 2003), «Какие они юкагиры, большинство (юкагиров) сидят в поселке» (ССИ, Андрюшкино, 2005), «Юкагиры точно исчезнут, раз перестают идти в оленеводство» (ТМИ, Андрюшкино, 2013), «Он сможет держать оленей, он же юкагир» (КГН, Черский, 2013). (ПМА)
Ситуация с сохранностью этнической культуры юкагиров удручающая. Традиционные элементы культуры вытеснены из жизни, представлены в основном в музеях, архивах. К сожалению, эта часть культуры уже не функционирует и полностью вытеснена из жизни. Этническая культура носит в основном презентационный характер, основанный на фольклоризме, явлении вторичного бытования на основе возрождения уже исчезнувшей традиции, которую можно встретить в школе, на выставках, концертах, фестивалях, возрожденных национальных праздниках.
«А кто теперь различит где эвенское, а где юкагирское? Все смешалось» (РЗМ, Черский, 2013), «Она точно юкагирка, посмотри, как танцует (Лондол), как двигается» (ДИА, Нелемное, 2013), «Разве это Лондол?! Изуродовали все» (ШСВ, Зырянка, 2013), «Пусть поет, кто знает какая (эвенская или юкагирская) мелодия?» (КГА, Черский, 2013). (ПМА)
Основой функционирования этой культуры являются внешние факторы - интерес исследователей, мероприятийный подход,
административные меры - внимание органов власти различных уровней и т.д. Характерно, что большинство людей, в качестве этноотличительных признаков культуры называли «возрожденные» для самопрезентации практики.
Главным фактором своей этнической самоидентификации почти все юкагиры называют семейно-родовую принадлежность:
«Они, наверно, юкагиры, вспомни Кобру-эмэхсин, она-то была юкагиркой» (ММН, Зырянка, 1998), «Конечно я юкагир, у меня все в роду юкагиры» (ССК, Нелемное, 1999), «Э-э-э, как он не юкагир, его бабушка чистая юкагирка» (КАА, Черский, 2006), «Счего он стал юкагиром? У него же никого из них (юкагиров)в роду нет!» (ССИ, Андрюшкино, 2013), «Юкагиром может записаться только тот, у кого один из родителей - юкагир» (ВМИ, Андрюшкино, 2013). (ПМА)
При этом признают, что они - потомки смешанных браков. Нами выявлено только 3 человека преклонного возраста, которые, по крайней мере, предками до третьего колена называли только юкагиров (ПМА).
Т.о. большинство классических этнических маркеров оказываются у юкагиров размытыми.
Очевидно,что в условиях утраты объективных этнических признаков основой для этноидентификации является этническое самосознание, т.е. на первый план выходят субъективные факторы. При отсутствии четких критериев самоидентификация обусловливается целым рядом факторов, в т.ч. и внешним окружением. В различных областях жизни и разных жизненных ситуациях люди поступают, руководствуясь разнообразными соображениями. Нами выделены следующие факторы, которые становятся решающими при самоидентификации в этих ситуациях:
1. Социально-экономические условия.
Практика показывает,что этническая идентификация не ослабевает, а, напротив, актуализируется. Особенно это стало заметно в последние годы в связи с обеспечением доступности добычи биоресурсов -рыболовства и охотпромыслов. Многие это связывают и с получением других льгот - лекарственное обеспечение, поступление в учебные
заведения, получение материальной помощи и т.д. Т.о. этническую идентичность можно характеризовать как постоянно возобновляемый ресурс, позволяющий повысить успешность социально-экономической адаптации [4, с. 210].
«Лицензии дают только кмнс, будто только они хотят кушать» (ТАА, Верхнеколымск, 2003), «Хочешь рыбачить спокойно, становись юкагиром» (СМА, Зырянка, 2005), «Детей обязательно запишу юкагирами, выживать-то надо» (ХРБ, Якутск, 2006), «Участки получили только нелемнцы, конечно, они же малочисленные. Я тоже запишусь эвеном» (БРМ, Якутск, 2010), «Несправедливо это все. Живем вместе, а ловить могут только они (юкагиры)» (ПАИ, Верхнеколымск, 2013). (ПМА)
2. Аффективные аспекты.
Аффективные, т.е. иррациональные, компоненты этнической идентичности, отражающие отношение к собственной этнической общности, играют большую роль при этнической идентификации. «Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа... Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных» [3, с. 207]. Так, еще в 1980-х годах большинство детей стеснялись признавать себя юкагирами.На это влияли негативные стереотипы окружающих о юкагирах, считавшихся «алкоголиками», «тунедцами», «безалаберными иждивенцами», «простачками».
С 1990-х гг. рост самосознания, расширение знаний об истории и культуре своего народа, внимание общественности и другие меры помогли преодолеть такой негативизм.
«Только юкагирам внимание (обиностранных делегациях), остальные будто не существуют» (ВВЕ, Якутск, 2002), «Мы (юкагиры) самый древний народ Якутии» (ДВА, Нелемное, 2003), «Нас всегда называли тунеядцами, пьяницами, а чуть что надо, сразу нами прикрываются (о властях)» (ШНИ, Нелемное, 2005), «В каком-то году к нам приезжал какой-то ученый, кровь брал. Оказалось, мы юкагиры. Вот дочку и записала» (СНИ, Чокурдах, 2009), «Нас мало, у нас древняя культура,
поэтому мы интересны» (ФНИ, Зырянка, 2013), «Юкагиры - бренд района» (СВР, Зырянка, 2013). (ПМА)
3. Административные меры.
Деятельность государственных органов власти, проводимая ими политика продолжают играть серьезную роль в сохранении этнической идентичности. Мы не будем останавливаться на негативных результатах реализации государственной политики на Севере, таких как советизация, коллективизация, поселкование, перевод на оседлость, введение интернатов, промышленное освоение и т.д. Приведем только такой пример влияния: в Якутии одно время официальные органы (в Нижнеколымском районе) отрицали существование юкагиров как этноса и при переписи их записывали представителями другой национальности. Результатом этого стало то, что при переписи 1959 г. была зафиксирована самая низкая численность юкагиров.
«В 1950-х г. нам сказали, что мы не юкагиры. Будто ученые сказали об этом. При переписи нас стали записывать эвенами» (ННН, Андрюшкино, 2005), «Он выяснил, что мы не юкагиры. Вот так мы и стали эвенами» (СВН, Чокурдах, 2009), «У меня старшие брат и сестра юкагиры, а я был записан эвеном» (ТВН, Черский, 2013), «Ему (председателю сельсовета) кто-то сказал, что юкагиров нет, вот он тогда и приказал записывать всех эвенами» (АСА, Андрюшкино, 2013). (ПМА)
В настоящее время целенаправленная политика местных властей по поддержке народов Севера привела к тому, что Республика Саха (Якутия) является одной из немногих регионов Российской Федерации, в которой сохраняется высокая динамика роста численности коренных малочисленных народов Севера. Это касается и юкагиров (см. диаграмму).
Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет положения о соответствии своего законодательства международному в области защиты прав коренных народов. Процесс определения правового статуса коренных народов в России происходит на наших глазах. Наличие особого правового статуса у коренных малочисленных народов также привлекает людей при самоидентификации.
«Конечно, их (юкагиров) совсем мало осталось. Вот и носятся с ними как с «писаной торбой»» (ГДВ, Зырянка, 2013), «Все равно их (юкагиров) без внимания не оставят - они же исчезающие» (ТМИ, Андрюшкино, 2013). (ПМА)
4. Факторы этнической самоорганизации.
К этим факторам отнесем национально-организационные меры, связанные с деятельностью национально-административных органов самоуправления и общественных организаций.
Так, в местах компактного проживания юкагиров организованы Суктулы - особая форма местного самоуправления юкагиров, расширяющие полномочия местных органов самоуправления, в т.ч. в части мероприятий по сохранению языка и культуры юкагирского народа. Общественные организации юкагиров (Совет старейшин юкагирского народа, Ассоциация юкагиров) проводят большую работу по пропаганде языка и культуры, способствуя росту самосознания и консолидации этноса.
«Все проголосовали за Суктул, потому что юкагирам помогут, значит и нам тоже» (ССИ, Андрюшкино, 2013), «Стали Суктулом, чтобы хоть как-то выжить» (ШЛЕ, Нелемное, 2013), «У вас активные люди, многого добиваются, поэтому и записываются (юкагирами)» (АЗС, Черский, 2013), «Теперь и все Андрюшкино - Суктул, значит юкагиры - главные» (ТМИ, Андрюшкино, 2013), «У вас (юкагиров) много известных людей - возьми хотя бы Улуро Адо, ученые, Ассоциация работает, поэтому юкагиры и известны» (ПГГ, Зырянка, 2013). (ПМА)
Такимобразом,этническаяидентичность не статична,она динамично реагирует на изменения в жизни общества - идет процесс сокращения предметной области этнической культуры, сопровождающийся при этом особо активным ростом этнического самосознания [1, с. 85]. Что подтверждается на примере юкагиров - на фоне снижения числа владеющих родным языком, полного вытеснения языка из обращения, уменьшения роли традиционных отраслей, усиления метисации, утери традиционной культуры сохраняется высокий прирост людей, считающих себя юкагирами, основой этноидентификации которых становятся новые факторы субъективного плана.
Литература
1. Дмитриев В.А. Этническая идентичность и конфликтогенность эндофактора национального сознания// Изучение национального самосознания в этнографическом музее. СПб.: Европейский Дом, 1998. - С. 69-115.
2. Сирина А.А. Кто такие камчадалы и почему ты - один из них? Государственная политика и проблемы формирования этнической идентичности камчадалов Магаданской области // В поисках себя: Народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях. - М.: Наука, 2005. - С. 85-107.
3. Стефаненко Т.Г. Социальная и этническая идентичность// Идентичность: хрестоматия. Сост. Л.Б.Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - С. 196-221.
4. Хаховская Л.Н. Коренные народы Магаданской области в XX -начале XXI в. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2008. - 229 с.
ПМА - полевые материалы автора были собраны в ходе экспедиционных исследований в 1998-2015 г. в Аллаиховском, Верхнеколымском и Нижнеколымском районах Республики Саха (Якутия), Среднеканском районе Магаданской области.