Научная статья на тему 'Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации'

Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика коммуникаций / трансформация этики / цифровая среда / ментальные вирусы / когнитивные войны / communication ethics / ethics transformation / digital environment / mental viruses / cognitive wars

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елена Ивановна Замараева

Статья посвящена вопросам, связанным с трансформацией этики коммуникаций в эпоху тотальной цифровизации. Ее актуальность заключается в том, что в условиях современных информационных войн необходимо поддерживать базовые этические нормы, которые служат основой для единства общества. Анализ источников позволил выделить характерные черты так называемого «цифрового» поколения: изменение привычного способа мышления и снижение интеллектуальных способностей, отказ от книжной культуры, неспособность воспринимать традиционные тексты, несформированность понятийного мышления. Автор отмечает, что цифровая среда упрощает мышление, формирует клиповое сознание и не способствует развитию критического мышления. Это создает благоприятные условия для распространения так называемых «ментальных вирусов». Кроме того, социальные платформы усиливают сегментацию общества, создавая новые формы доверия. Цифровое пространство становится агрессивным социальным полем и идеальным инструментом для манипуляций сознанием. Анализ цифровой среды позволил выявить ряд ее особенностей: вирусный потенциал онлайн-коммуникаций, активное участие комментаторов, а также широкие возможности мультимедийного потенциала интернет-ресурсов, которые делают их привлекательными (графика, видео, анимация, упрощенная подача информации). Трансформация коммуникаций в контексте информационных войн создает угрозу для полной «перепрошивки» сознания, что может привести к разрушению социетальной безопасности страны. Автор предлагает следующие меры противодействия данной угрозе: разработка полноценной государственной политики по сохранению базовых этических норм, объединяющей усилия всех участников социального взаимодействия; государственная цензура; всесторонний контроль со стороны государства за деятельностью цифровых гигантов; создание специальных цифровых этических программ. Статья предназначена для специалистов в области образования, исследователей и всех заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Communication Ethics in the Context of Total Digitalization

The article is devoted to issues related to the transformation of communication ethics in the era of total digitalization. Its relevance is due to the fact that in the conditions of modern information wars it is necessary to maintain basic ethical norms that serve as the basis for the unity of society. The analysis of the sources made it possible to identify the characteristic features of the so-called “digital” generation: a change in the usual way of thinking and a decrease in intellectual abilities, rejection of book culture, inability to perceive traditional texts, lack of conceptual thinking. The author notes that the digital environment simplifies thinking, forms clip consciousness and does not contribute to the development of critical thinking. This creates favorable conditions for the spread of so-called “mental viruses”. In addition, social platforms enhance the segmentation of society by creating new forms of trust. The digital space is becoming an aggressive social field and an ideal tool for manipulating consciousness. The analysis of the digital environment has revealed a number of its features: the viral potential of online communications, the active participation of commentators, as well as the extensive multimedia potential of Internet resources that make them attractive (graphics, video, animation, simplified presentation of information). The transformation of communications in the context of information wars poses a threat to a complete “rewiring” of consciousness, which can lead to the destruction of the country’s social security. The author suggests the following measures to counter this threat: the development of a full-fledged state policy to preserve basic ethical standards, uniting the efforts of all participants in social interaction; state censorship; comprehensive state control over the activities of digital giants; the creation of special digital ethical programs. The article is intended for educational professionals, researchers and all interested parties.

Текст научной работы на тему «Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-4-83-88 УДК 316.776+316.355(045)

Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации

Е.И. Замараева

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам, связанным с трансформацией этики коммуникаций в эпоху тотальной цифровизации. Ее актуальность заключается в том, что в условиях современных информационных войн необходимо поддерживать базовые этические нормы, которые служат основой для единства общества. Анализ источников позволил выделить характерные черты так называемого «цифрового» поколения: изменение привычного способа мышления и снижение интеллектуальных способностей, отказ от книжной культуры, неспособность воспринимать традиционные тексты, несформированность понятийного мышления. Автор отмечает, что цифровая среда упрощает мышление, формирует клиповое сознание и не способствует развитию критического мышления. Это создает благоприятные условия для распространения так называемых «ментальных вирусов». Кроме того, социальные платформы усиливают сегментацию общества, создавая новые формы доверия. Цифровое пространство становится агрессивным социальным полем и идеальным инструментом для манипуляций сознанием. Анализ цифровой среды позволил выявить ряд ее особенностей: вирусный потенциал онлайн-коммуникаций, активное участие комментаторов, а также широкие возможности мультимедийного потенциала интернет-ресурсов, которые делают их привлекательными (графика, видео, анимация, упрощенная подача информации). Трансформация коммуникаций в контексте информационных войн создает угрозу для полной «перепрошивки» сознания, что может привести к разрушению социетальной безопасности страны. Автор предлагает следующие меры противодействия данной угрозе: разработка полноценной государственной политики по сохранению базовых этических норм, объединяющей усилия всех участников социального взаимодействия; государственная цензура; всесторонний контроль со стороны государства за деятельностью цифровых гигантов; создание специальных цифровых этических программ. Статья предназначена для специалистов в области образования, исследователей и всех заинтересованных лиц.

Ключевые слова: этика коммуникаций; трансформация этики; цифровая среда; ментальные вирусы; когнитивные войны

Для цитирования: Замараева Е.И. Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(4):83-88. DOi: 10.26794/2226-7867-2024-14-4-83-88

oRiGiNAL PAPER

Transformation of Communication Ethics in the Context of total Digitization

E.I. Zamaraeva

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The article is devoted to issues related to the transformation of communication ethics in the era of total digitalization. Its relevance is due to the fact that in the conditions of modern information wars it is necessary to maintain basic ethical norms that serve as the basis for the unity of society. The analysis of the sources made it possible to identify the characteristic features of the so-called "digital" generation: a change in the usual way of thinking and a decrease in intellectual abilities, rejection of book culture, inability to perceive traditional texts, lack of conceptual thinking. The author notes that the digital environment simplifies thinking, forms clip consciousness and does not contribute to the development of critical thinking. This creates favorable conditions for the spread of so-called "mental viruses". In addition, social platforms enhance the segmentation of society by creating new forms of trust. The digital space is becoming an aggressive social field and an ideal tool for manipulating consciousness. The analysis of the digital environment has revealed a number of its features: the viral potential of online communications, the active participation of commentators, as well as the extensive multimedia potential of Internet resources that make them attractive (graphics, video, animation,

© Замараева Е.И., 2024

simplified presentation of information). The transformation of communications in the context of information wars poses a threat to a complete "rewiring" of consciousness, which can lead to the destruction of the country's social security. The author suggests the following measures to counter this threat: the development of a full-fledged state policy to preserve basic ethical standards, uniting the efforts of all participants in social interaction; state censorship; comprehensive state control over the activities of digital giants; the creation of special digital ethical programs. The article is intended for educational professionals, researchers and all interested parties.

Keywords: communication ethics; ethics transformation; digital environment; mental viruses; cognitive wars

For citation: Zamaraeva E.i. Transformation of communication ethics in the context of total digitization. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(4):83-88. DOi: 10.26794/2226-7867-2024-14-4-83-88

ВВЕДЕНИЕ

Современное постиндустриальное общество, о котором мы так много читали и главной особенностью которого являются информация и знание, стремительно становится обществом цифровым. Развитие цифровой среды влияет на формат коммуникаций, которые сейчас определяются интернетом, социальными сетями, мобильными приложениями. Одновременно происходит трансформация аксиологических установок, трансформация традиционных моральных ценностей, остро встают проблемы истинности информации и знания.

ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ КОММУНИКАЦИЙ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Цифровое пространство стремительно меняется, что побуждает искать некие универсальные, базовые подходы к вопросам и этике коммуникаций. Основными характеристиками виртуального пространства можно считать открытость, глобальность, анонимность, скорость, доступность, что является, безусловно, триггером для появления множества проблем морального и нравственного порядка. Проанализировав исследования по цифровой этике, представленные на международной научной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы — 2019» в Санкт-Петербургском государственном университете, Ю. В. Назарова и О. С. Анищенко выделяют следующие проблемы этики коммуникаций в цифровом мире:

• неоднородность моральных ценностей;

• проблемы информационных войн и кибератак;

• проблемы достоверности информации;

• проблемы приватности;

• проблемы первичности источника информации;

• проблемы цифрового образования и многие другие [1].

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Перечисленные выше проблемы порождает не только цифровое пространство, но и «цифровые поколения» или «цифровые аборигены», которые им сформированы. У «цифровых аборигенов» есть особые когнитивные характеристики, присущие только им.

Во-первых, книга как основной источник информации и знаний для этих поколений практически полностью перестает существовать. Углубленное чтение становится непосильным интеллектуальным трудом для большинства цифровых поколений, оно становится прерогативой узкого круга интеллектуальной элиты [2]. «Цифровые аборигены» вырастают не только необразованной частью общества, так как именно чтение формирует память, являющуюся основой культуры и цивилизации, но и той частью общества, которая не в состоянии критически мыслить, которой легко манипулировать, которая пластична и внушаема, т.е. легко управляема.

Во-вторых, виртуальная реальность для представителей этих поколений ближе и понятней, чем реальная действительность. Цифровое пространство сегментировано, разбито на отдельные информационные пузыри, «семантические капсулы», в которых пользователи не имеют общей картины мира, у каждого эта картина своя [3]. А это значит, что язык как средство коммуникации перестает выполнять свою функцию, исчезает как язык согласия, так и язык несогласия, «цифровые аборигены» не умеют вести цивилизованную дискуссию: могут только проявлять агрессию, троллить, банить. Диалог между подписчиками разных платформ невозможно представить. Коммуникация как процесс взаимного общения попросту исчезает. Такая сегрегация очень удобна для ментального манипулирования в виртуальном пространстве, так как в подобной «семантической капсуле» нет реального видения действительности, нет целост-

ной картины мира, человек живет в собственном придуманном мире, даже не представляя, что существует другой взгляд на действительность, другая точка зрения, иная картина мира.

В-третьих, у «цифровых аборигенов» практически не работают механизмы памяти, наступает «цифровое слабоумие», ведь поисковые системы выполняют за них всю интеллектуальную работу. Когнитивные способности трансформируются, уходит критическое и логическое мышление. Как известно, память — основа культуры, основа этики, основа коммуникации. Ослабляя память, эти поколения теряют соответственно и культуру, и этику, и основы цивилизации.

В-четвертых, в пространстве сети формируется так называемое клиповое сознание и клиповое мышление: отрывочность, беспорядочность знаний, неумение выстраивать причинно-следственные связи [4]. Цифровой продукт легок, неутомителен, комфортен для потребления, не нужно напрягать мозги для того, чтобы понять трудные и скучные тексты учебников и монографий. И в итоге происходит «перепрошивка» мозгов, создается клиповое мышление, которым так удобно манипулировать.

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ПРОСТРАНСТВА

Интернет-пространство в корне меняет традиционные способы общения и порождает новые виды отношений. Пользователи воспринимают сеть как личное и анонимное пространство, больше доверяя «друзьям» в интернете, чем официальным источникам информации. Кроме того, контент часто преподносится как «личный опыт», «критический анализ» или «мнение эксперта», что дополнительно стимулирует доверие к его источнику. Информация, которую предоставляют официальные источники, ученые, специалисты в области, профессиональные эксперты, не заслуживает внимания цифровых поколений [3].

Сама цифровая среда также имеет ряд особенностей, которые определяют трансформацию этики коммуникаций в современном мире.

Прежде всего, это вирусное распространение любой искаженной информации в цифровом пространстве, обеспечивающееся огромным множеством участников коммуникации, что, в свою очередь, создает дополнительные сложности для противодействия ему.

В ходе обсуждения активно используются специальные комментарии, которые создаются

так называемыми «ботами». Эти комментарии могут быть очень агрессивными и не допускать других точек зрения. Это позволяет направить обсуждение в нужное русло и придать определенный смысл обсуждаемому факту [3].

Кроме того, мультимедийные функции интернет-ресурсов многократно усиливают их воздействие. В доступной и легкоусвояемой форме в пластичное сознание цифровых поколений внедряется искажающий реальность, сознательно отредактированный контент в виде анимации, графики, музыкального сопровождения, компьютерных игр.

При этом в силу уже указанных ментальных особенностей цифровых поколений красивые броские картинки и примитивные слоганы легко принимаются на веру, не подвергаясь критическому осмыслению, без собственного анализа и собственной позиции. Причем чем проще и примитивнее модель или схема, тем легче ее внедрить в ментальное пространство, не отягощенное системным мышлением и логическим анализом [5].

МЕНТАЛЬНЫЕ ВИРУСЫ КАК ОРУЖИЕ КОГНИТИВНЫХ ВОЙН

Изменение способов и средств коммуникаций в современном сетевом пространстве неизбежно влечет за собой и трансформацию этики коммуникаций, особенно отчетливо эта тенденция проявляется в информационных войнах, которые в последнее время перешли в формат когнитивных войн, активной и агрессивной «перепрошивки» мозгов.

Основная цель таких действий — смещение ценностей и самой реальности в голове пользователя, полная ликвидация логического и критического мышления в сознании «цифровых аборигенов» и выстраивание собственной, фраг-ментированной картины мира, фейковой реальности, не имеющей ничего общего с реальностью действительной. Мы входим в эпоху тотальных фейков и постправды.

Почему же фейки так быстро распространяются и так легко приживаются? Потому что они соответствуют ожиданиям людей, обыденным привычным архетипам: «народ живет все хуже», «чиновники воруют», «депутаты принимают нелепые законы», «власть бездействует». Люди добровольно становятся «вирусными агентами», распространителями «правды». Мир недавно пережил эпидемию коронавируса, однако «мен-

тальные вирусы» не менее страшны и имеют те же механизмы распространения. «Ментальные вирусы» — это внедряемая в умы самостоятельная сущность искусственного происхождения. Это биологическое оружие, созданное профессионалами, и оно работает безупречно.

Кроме того, широко используются отработанные уже методы сетевой манипуляции: дрессировка на бессмысленные массовые движения, постоянные флэшмобы, массовые тесты, квесты, политические и общественные задания. Однако с помощью подобных механизмов формируется отработка мгновенных и не анализируемых сознанием участников механизмов включения в операции по манипуляции массовыми движениями [3]. Эти механизмы отрабатывались в так называемых твиттерных революциях в 2009 г. в Молдове и во время Арабской весны 2010-2011 гг. Сначала как бы «игровой» протест, затем внушение нужной шкалы ценностей через семантическую капсулу и вывод на улицу массы людей в протестных движениях.

Мы понимаем, что человек живет в нескольких информационных средах: семья, работа, традиционные СМИ и нетрадиционные СМИ. В каждой среде у человека есть свои предпочтения, свои источники информации, которым он доверяет и не считает нужным проверять. И если информация повторяется сразу в нескольких источниках, в нескольких средах, человек начинает ей доверять. На этом и основаны когнитивные войны.

В качестве примера можно привести когнитивные удары, которым подвергалось население нашей страны начиная с февраля 2022 г. Эти данные приводит кризисный психолог Маргарита Соколова в своем докладе «Когнитивные войны отечественных блогеров по обществу в период с 24 февраля по 24 августа 2022 г.» [6]. Она выявляет десять когнитивных ударов, которые имеют разную целевую аудиторию, разные посылы и разные формулировки, но все вместе они создают ужасающую картину современной российской действительности, сеют панику, формируют депрессивные и агрессивные настроения, создают глубоко отрицательный эмоциональный фон, с которым далеко не все могут справиться, срываясь в невротические пропасти и настоящие психозы. Как выглядят эти когнитивные удары? Какой идеологический и эмоциональный заряд они несут?

Первый когнитивный удар формулируется примерно так: СВО — это агрессивная акция,

у которой нет причин, значит, Россия — это фашистская страна, страна-агрессор. Дискредитируется все руководство страны, прежде всего сам президент Путин, формируется образ агрессора, тирана.

Из этого выводится второй когнитивный удар: все россияне должны испытывать чувство стыда и чувство вины, следовательно, нельзя молча принимать происходящее, нужно активно протестовать, ведь только сами россияне могут остановить войну. Третий когнитивный удар формулируется примерно так: российская экономика рухнет, жить будет плохо, бедность и нищета коснутся всех, в России жить опасно, нужно уезжать и увозить детей и мужчин, которых может коснуться мобилизация. Отдельным образом формулировался другой когнитивный удар, направленный на определенную целевую аудиторию: весь мир объединился в поддержку Украины. Россия — в изоляции, опускается «железный занавес», а значит, Россия ведет себя неправильно, раз против нее выступает весь цивилизованный мир.

Еще один когнитивный удар звучит так: Россия терпит поражение на поле боя, она слаба и материально, и идеологически, ни за что гибнут молодые ребята, у которых остаются семьи и дети. Из этого посыла логично вытекает следующий: Вооруженные Силы РФ — это сборище негодяев, мародеров, насильников, т.е. происходит максимальная дискредитация и расчеловечивание российской армии. Вывод из этих когнитивных ударов вполне очевидный: поражение России в СВО — это победа России и личное поражение Путина, нужно приложить к этому максимум усилий.

Как видим, воздействие идет на разные аудитории, для каждой свой «месседж», свои болевые точки, свои формулировки. Но представим человека, который все это переживает: страх, боль, отчаяние, депрессия, тревога, неуверенность в завтрашнем дне. Мир рухнул, надежды нет, все пропало, из России нужно бежать. Человек с таким сознанием легко управляем, внушаем, его мышление можно направить в любую сторону, это идеальный «ментальный пластилин».

Таким образом, можно сделать вывод, что когнитивные удары — «ментальные вирусы», это мощное оружие, которое используется в условиях информационных войн, в условиях кардинальной трансформации традиционной этики коммуникаций цифрового мира.

ВЫВОДЫ

Следовательно, чтобы предотвратить или хотя бы минимизировать последствия когнитивных ударов как оружия информационных войн, необходимо не только понимать всю остроту ситуации сегодняшнего дня, но и действовать на предупреждение. Этика не ставит перед собой задачу наказывать, но предупреждать и предотвращать [7]. Необходимо объединять усилия всех заинтересованных сторон, всех здравомыслящих людей и профессионалов для минимизации негативного воздействия современных информационно-коммуникативных технологий на этику коммуникаций, нужно не только широкое использование экономических и финансовых рычагов давления на работу цифровых гигантов в нашей стране, но и необходима разработка

и скорейшее внедрение цифровых этических программ, которые смогли бы автоматически блокировать контент и работу отдельных платформ, необходимо создавать альтернативные ресурсы и вести идеологическую разъяснительную работу, направленную прежде всего на подрастающее поколение.

Таким образом, формирование этики коммуникаций в глобальном цифровом пространстве ставит перед собой задачу не наказать (этим занимаются правоохранительные органы), а предупредить и предотвратить проблемы, порождаемые цифровизацией, создать цифровые этические программы, которые смогут дать оценку и контроль, что станет надежным средством этического регулирования коммуникационных процессов в цифровом пространстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Назарова Ю. В., Анищенко О. С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019;1(4):23-31. DOI: 10.22405/2304-4772-2019-1-4-23-31

2. Курпатов А. В. Всегда важно держать фокус решения задачи. Университетская книга. 2020;(7):8-13.

3. Ашманов И. С., Касперская Н. И. Цифровая гигиена. СПб.: Издательство «Питер»; 2022. 931 с.

4. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб: ИМАТОН; 2005.

5. Замараева Е. И. Социокультурные трансформации в эпоху цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;1(11):43-48. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-43-48

6. Соколова М. Е. Когнитивные войны отечественных блогеров по обществу в период с 24 февраля по 24 августа 2022 г. URL: https://www.sonar2050.org/storage/files/ПостУкраина/KGW.pdf

7. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Информационные технологии как социальный вызов XXI века. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(2):6-11. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-92-6-10

REFERENCES

1. Nazarova Yu.V., Anishchenko O. S. New digital ethics in the virtual space: Dilemmas of control and ethical expertise. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2019;1(4):23-31. (In Russ.). DOI: 10.22405/23044772-2019-1-4-23-31

2. Kurpatov A. V. It is always important to keep the focus of solving the problem. Universitetskaya kniga=. 2020;(7):8-13. (In Russ.).

3. Ashmanov I. S., Kasperskaya N. I. Digital hygiene. Saint Petersburg: Izdatel'stvo "Piter"; 2022. 931 p.

4. Yasyukova L. A. Patterns of development of conceptual thinking and its role in learning. Saint Petersburg: IMATON; 2005. (In Russ.).

5. Zamaraeva E. I. Socio-cultural transformations in the era of digitalisation. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(1):43-48. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-43-48

6. Sokolova M. E. Cognitive wars of Russian bloggers on society in the period from February 24 to August 24, 2022. URL: https://www.sonar2050.org/storage/files/PostUkraina/KGW.pdf

7. Tyurikov A. G., Bolshunov A. V. Information technology as a social challenge of the XXI century. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;2(9):6-11. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-2-6-10

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Елена Ивановна Замараева — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия Elena I. Zamaraeva — Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof. at the Department of Humanities, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia [email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 15.12.2023; принята к публикации 15.07.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 15.12.2023; accepted for publication on 15.07.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.