Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С КОРОНАВИРУСОМ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С КОРОНАВИРУСОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РИСКИ НАЛОГОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА / НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцова Татьяна Павловна

Деятельность налоговых органов изменилась в связи с необходимостью помощи государствам по поддержке и регулированию экономик в условиях пандемии коронавируса в 2020 году. Рассматриваются основные направления изменений функций налоговых служб, обозначены перспективы принятия дальнейших решений в сфере налогового администрирования. Изменения налогового законодательства РФ проанализированы с выявлением последствий для налогоплательщиков и для государства в разрезе деятельности налоговой службы и формирования бюджета. На основе проведенного анализа сформулированы выводы и предложения по оптимизации налогового администрирования, а также направления поддержки экономики со стороны налоговых механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TAX AUTHORITIES ACTIVITIES AND CHANGES TAX LEGISLATION IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS CRISIS

The activities of tax authorities have changed due to the need to help States support and regulate economies in the context of the coronavirus pandemic in 2020. The main directions of changes in the functions of tax services are considered, and prospects for making further decisions in the field of tax administration are outlined. Changes in tax legislation of the Russian Federation are analyzed to identify implications for taxpayers and for the state in the context of tax administration and budgeting. Based on the analysis, conclusions and proposals are formulated to optimize tax administration, as well as directions for supporting the economy by tax mechanisms.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С КОРОНАВИРУСОМ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy

Т.П. Шевцова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С КОРОНАВИРУСОМ

Т.Р. ЗИе^оуа

Transformation of Tax Authorities Activities and Changes Tax Legislation in

the Context of the Coronavirus Crisis

Чрезвычайная ситуация, связанная с коронавирусом, влияет на жизнь людей во всем мире, и правительства всего мира предпринимают разносторонние действия для поддержки своих граждан, бизнеса и предоставления жизненно важных государственных услуг. Особая роль отводится мерам, принимаемым налоговыми органами для облегчения бремени налогоплательщиков и для поддержки предприятий и частных лиц, у которых возникли проблемы движения денежных средств, трудности в выполнении налоговых обязательств. При этом основная функция налогов -собирать жизненно важные доходы для финансирования государственного бюджета - должна выполняться несмотря на новые вызовы экономики.

В ответ на кризис COVID-19 многие налоговые органы разных стран взяли на себя новую роль, чтобы помочь в предоставлении более широкой государственной поддержки бизнесу и гражданам. Во многих случаях это влечет за собой обязанности, обычно не выполняемые налоговыми службами, такие как выплата трансферов гражданам или предоставление новых форм продуманной и обоснованной помощи другим органам власти.

Скорость, с которой должны быть реализованы такие меры, создает ряд проблем, но также позволяет получить опыт, способствующий улучшению процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков в будущем. Новые направления деятельности налоговых органов сводятся к следующим видам:

o Финансовая помощь, оказывающая поддержку гражданам и

предприятиям;

о Предоставление услуг с использованием сотрудников налоговых

органов или услуг для поддержки более широких государственных мер реагирования на коронавирус;

о Информационная помощь, поддержка правительства путем

обмена информацией или использования возможностей контрольной функции налогов по анализу данных.

Это далеко не полный перечень новых задач, стоящих перед налоговыми службами. Общими проблемами, требующими дальнейшего коллективного анализа и проработки, являются следующие: о Быстрое развитие ИТ-технологий. Необходимость быстрого

оказания крупномасштабной поддержки во время кризиса часто требует столь же быстрой разработки новых ИТ-инструментов. По сравнению с предыдущими разработками ИТ, это также может потребовать более гибких форм принятия решений на этапе разработки. Такие гибкие методологии обычно основаны на совместной разработке бизнес-подразделений и ИТ-отделов с совместным принятием решений, адаптацией и тестированием в сжатые сроки.

В России ИТ-инструменты широко применяются как налоговыми органами в целях налогового контроля; так и налогоплательщиками для исполнения своих обязанностей. Интернет-сайт ФНС РФ является ключевым ресурсом онлайн-взаимодействия участников налоговых отношений. Эффективность функционирования данного сайта с 2015 по 2019 г. характеризует динамика следующих показателей: количество online-сервисов выросло с 40 до 60'1.

Основным недостатком является то, что необходимость разработки ИТ-инструментов в сжатые сроки может привести к тому, что готовые инструменты будут недостаточно протестированы на различных этапах реализации, что может привести к нестабильному функционированию этих продуктов, возникновению ошибок в процессе их применения. В связи с этим важно определить потенциально возможные риски, чтобы вовремя среагировать на поступление сигналов их происхождения, а также уделить внимание неотъемлемым рискам.

Сегодня налогоплательщики ожидают персонализированных, надежных, простых в использовании и доступных онлайн- и офлайн-услуг в режиме реального времени. Для этого в эксплуатацию вводятся автоматизированные системы, которые минимизируют риск ошибок путем проверки несоответствий в режиме реального времени и их немедленного исправления2.

о Риски мошенничества. Налоговые органы вынуждены оказывать

поддержку большому количеству заявителей, и в этих условиях обеспечение быстрого обслуживания может спровоцировать понижение качества проверок информации, таким образом увеличивая риски мошенничества.

Помимо уязвимостей системы (например, от взлома или внутреннего мошенничества), это в основном зависит от двух факторов: от того, какой уровень проверки прав требуется до платежа и какая информация доступна для проведения рентабельных проверок соответствия после оплаты. Эти вопросы необходимо рассматривать вместе как при разработке механизмов взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, так и при реализации налогового администрирования.

Что касается налоговых проверок, то, с одной стороны, проверка может быть выполнена на основе надежной информации, имеющейся в налоговой инспекции для процессов, механизмы проведения которых уже отработаны, например, выплаты определенных пособий и зачет и возврат налогов, а также предоставление налоговых льгот.

С другой стороны, необходимо обращать особое внимание на информацию, предоставляемую налогоплательщиком, когда налоговые органы не имеют возможности выполнять перекрестные проверки перед осуществлением платежей. Например, необходимость налогоплательщику самостоятельно проверять контрагентов до заключения сделки и подписания договоров влечет за собой ответственность по оценке рисков. Стратегия соблюдения требований после оплаты может, например, потребовать предоставления достаточных доказательств выполнения налогоплательщиком всех мер предосторожности по выявлению недобросовестных контрагентов в случае необходимости защиты своих интересов в суде.

o Защита данных. Для быстрого оказания поддержки может

потребоваться использование данных, хранящихся в налоговых органах, предоставленных другими участниками взаимодействия государств с налогоплательщиками или полученных от третьих лиц, по причинам, отличным от тех, для которых данные были изначально предоставлены. Это может создать риски для защиты данных и конфиденциальности, и налоговой службе придется провести оценку возможностей обеспечения сохранности налоговой тайны, обеспечения конфиденциальности информации. В некоторых случаях это может потребовать внесения некоторых изменений в правовую базу или принятия на себя определенной степени правового риска. Приемлемым вариантом является также получение предварительного согласия на использование данных от получателей поддержки. Например, может быть требование согласия со стороны заявителя на использование указанных данных в целях проверки в качестве условия возможности получения поддержки.

Причины распространения цифровых технологий в деятельности финансовых органов различны, но наиболее важными из них можно назвать следующие:

- использование и обработка больших массивов данных (big date) и необходимость их защиты от несанкционированного использования;

- активное использование в текущей деятельности налоговых органов

новых цифровых технологий и платформ (облачные вычисления, блокчейн, искусственный интеллект, биометрическая безопасность, интернет вещей и другие);

- необходимость легко масштабировать бизнес-процессы в мировом пространстве, стирая межстрановые границы3.

о Сотрудничество в разработке и реализации политики. Решения

правительств разных стран о некоторых формах фискальной поддержки через налоговые службы также могут не привести к желаемым результатам, если не будут полностью приняты во внимание вопросы управляемости, эффективного выбора цели и рисков мошенничества. Поэтому для налоговых органов может быть разумным участвовать в разработке политики на как можно более ранней стадии, включая консультирование по возможным альтернативным подходам. В идеале, в обсуждениях разработки и реализации политики должны участвовать другие государственные структуры, которые несут ответственность за осуществление крупномасштабных выплат гражданам, например, социального обеспечения и пенсионных пособий, поскольку они будут иметь обширный опыт в процессах подачи заявок, требованиях к доказательствам и рисках мошенничества. Совместное проектирование также позволит лицам, определяющим политику, участвовать в принятии решений о связанных рисках, в том числе связанные с выполнением проектов в срок и в рамках бюджета, а также с операционными рисками и рисками мошенничества.

Направления налоговой политики в связи с кризисом отличаются в разных странах. Наибольшее количество стран предпочитает применять инструменты, направленные на увеличение денежных потоков бизнеса, 33 страны стимулируют увеличение денежных потоков домохозяйств, 22 страны применяют инструменты, предусматривающие поддержку системы здравоохранения, 17 стран увеличили размер денежных трансфертов. Кроме того, применяются в разных странах меры по поддержке занятости, по поддержке потребления, по поддержке инвестиций. Очевидно, что налоговое администрирование все больше будет переходить в цифровой формат, обеспечивая дистанционное общение с налогоплательщиками4. о Учет решений и извлеченных уроков. Учитывая масштаб и объем

программ поддержки, важно, чтобы существовали эффективные контрольные процедуры для принятых решений, идентификации рисков, стратегий снижения и принятия рисков. Это может быть полезно для будущей устойчивости и гибкости налоговых органов как в целом, так и для будущего управления кризисами (включая возможность будущих волн вируса). Налоговые службы могут пожелать разработать общий шаблон, учитывающий полученные знания на этапе разработки политики, на этапе реализации, на этапе запуска и на этапе завершения, возможно, наняв

небольшую группу экспертов для выполнения этой работы. Это могло бы включать описание процесса и первоначальную оценку эффективности, среди прочего: различных механизмов управления; работу проектных команд; проблемы устойчивости и адаптируемости систем; правовые вопросы; бюджеты; тестирование; мониторинг и оценка и тому подобные.

Как отмечает Погорлецкий А.И., «... под влиянием пандемии СОУГО-19 на национальном уровне следует ожидать повышения налогов и усиления налогового администрирования; цифровизация экономики, форм расчетов и методов контроля за людьми повысит налоговую «прозрачность», затруднит уклонение от налогообложения; межгосударственное налоговое регулирование продолжится в направлении, заданном до начала пандемии, но растущий экономический «эгоизм» отдельных стран может вызвать деструктивные тенденции в международном налоговом сотрудничестве»5.

Изменения в налоговом кодексе России произошли не только в связи с коронавирусом, но и были приняты назревшие поправки в законодательство, призванные упростить взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами.

От уплаты налогов, кроме НДС и НДФЛ за наемных лиц, авансовых платежей и страховых взносов за II квартал 2020 года освободили коммерческие, некоммерческие, религиозные организации, ИП.

Существенные льготы были предоставлены организациям, которые включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, предпринимателям, которые заняты в сферах деятельности, наиболее пострадавших из-за коронавируса, а также организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. получают гранты и субсидии, и некоммерческим и религиозным организациям.

При этом освобождение от уплаты налогов и взносов не отменяет обязанность заполнить и подать в ИФНС отчетность. Сумму налогов и авансовых платежей к уплате, от которых освободили налогоплательщиков, нужно начислять в обычном порядке, но не перечислять в бюджет. Списанная сумма авансового платежа не увеличивает налог к уплате в последующие периоды. Следует отметить, что отдельных правил по отражению в отчетности начисленных, а потом списанных авансовых платежей не установлено.

Изменения по НДФЛ коснулись в основном форм налоговой отчетности. Утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ. Отличия от предыдущей заключаются в том, что в нее включили заявление о зачете (возврате) налога, добавили новое приложение для расчета авансовых платежей ИП, уточнили строки для указания кадастровой стоимости недвижимости. Эта форма будет применяться уже для декларации за 2010 год.

Изменения для организаций касаются объединения форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ с отчетности за 2021 г., то есть сведения о доходах физического лица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ в виде приложения 1 к Расчету «Справка о доходах и суммах налога физического лица». Если необходимо сообщить в инспекцию о невозможности удержания сумм налога у налогоплательщика, то сообщать об этом в налоговую службу следует также через эту форму.

Справка о доходах и суммах налога физического лица будет оформляться на новом бланке с 1 января 2021 г.- приложение 4 к приказу ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753.

Новую форму декларации по налогу на прибыль придется применять с отчетности за 2020 г. ФНС внесла поправки в бланк декларации, ее электронный формат и порядок заполнения.

Обновили форму, электронный формат и порядок заполнения налоговой декларации по НДС. Начиная с отчетности за IV квартал 2020 г. декларацию по НДС нужно сдавать по новой форме. В частности, в декларации учли новые правила налогообложения для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, удалили отдельные строки, в порядке заполнения прописали новые коды налоговых льгот. Подавать пояснения по НДС надо будет только в электронном виде по форматам, которые утвердила ФНС. Иначе инспекторы посчитают пояснения непредставленными и выпишут штраф.

Изменился порядок взимания налога на имущество организаций, а также форма декларации по этому налогу. Уже с 2020 г. не требуется составлять и сдавать расчеты авансовых платежей по нему. Часть налогоплательщиков освободили от уплаты налога на имущество организаций за апрель-июнь 2020 г. в связи с коронавирусом.

Обновлен состав и формат сведений о «кадастровых» объектах недвижимости, которые включают в региональные перечни.

В региональных перечнях недвижимости, которую облагают налогом по кадастровой стоимости, указывают имеющиеся в ЕГРН кадастровые номера каждого здания, строения, сооружения или отдельного помещения. При наличии адреса в перечнях указывают и этот реквизит.

По транспортному налогу часть налогоплательщиков освободили от уплаты налога за II квартал 2020 г., это касается организаций и ИП, которые пострадали от коронавируса и соответствуют ряду условий.

Принят заявительный характер предоставления льгот по транспортному налогу, для чего была принята форма заявления (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377). Налогоплательщик должен приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу. ИФНС рассмотрит заявление в течение 30 рабочих дней, срок могут продлить не более чем на 30 дней, но об этом инспекция должна уведомить организацию и ИП. Налоговая

инспекция уведомляет налогоплательщика о предоставлении льготы или отказе.

Налогоплательщики транспортного и земельного налога должны сообщать в ИФНС до 31 декабря года, следующего за отчетным о том, что у них есть объекты налогообложения, которые инспекция не учла при расчете этих налогов. За несообщение штраф - 20 % от неуплаченной суммы налога. Регламент, форма и формат сообщения утверждены приказом ФНС от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124

Сообщение не нужно отправлять, если:

- ИФНС прислала организации сообщение о расчете налогов с учетом новых объектов;

- организация заявила в ИФНС права на льготы по новым объектам.

Отрицательным моментом по транспортному налогу стала отмена возможности регионов устанавливать сроки уплаты налога. Регионы вправе определять только налоговые ставки и порядок перечисления налога (с авансовыми платежами или без).

Однако отмена налоговой декларации (п. 17 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-Ф3, Приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440) с 2020 г. облегчит работу по сдаче налоговой отчетности. Упростит расчеты также и установление единых сроков уплаты налога и авансовых платежей с 2021 г.

Аналогичные изменения произошли и по земельному налогу: льготы в заявительном порядке, сроки уплаты местные органы власти больше не устанавливают, декларация отменена.

С 01 июля 2020 г. ИФНС собирает сведения о сельскохозяйственных землях, которые используют не по целевому назначению. Если Росреестр, Росприродназдор или Россельхознадзор обнаружат, что землю используют для других целей, они потребуют устранить нарушение. И в течение следующих 10 рабочих дней после выдачи предписания информируют о нарушении региональное УФНС.

Рассчитывать земельный налог и авансовые платежи организации должны по-прежнему самостоятельно, но ИФНС теперь будут обязаны сообщать организациям о сумме начисленного налога. То есть ИФНС так же рассчитает налог и результаты направит организации. Организация может подать возражения с подтверждающими документами. ИФНС направит ответ (письмо ФНС от 06.11.2019 № БС-4-21/22635). В зависимости от результата рассмотрения налоговая либо уточнит свой расчет и уменьшит сумму налога, либо выставит организации требование о погашении недоимки, если не примет возражения организации.

Таким образом, совершенствование механизмов налогообложения в настоящее время идет в направлении упрощения процедур отчетности, обеспечения большего удобства налоговой системы для налогоплательщика. Дальнейшее развитие российской налоговой политики в долгосрочной

перспективе должно учитывать опыт других стран, а также тенденции международного взаимодействия в области налогообложения.

Примечания Endnotes

1 Вылкова Е.С., Викторова Н.Г., Покровская Н.В. Цифровизация учетно-регистрационных процедур как условие инновационного развития Российской Федерации // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования. Екатеринбург, 2020. С. 30-34.

2 Муравлева Т.В., Орловская Д.Д. Цифровая трансформация деятельности налоговых органов // Наука и общество. 2019. № 3 (35). С. 3134.

3 Кириллова О.С. Цифровая архитектура налоговых процессов: актуальные вопросы развития в современных условиях // Экономическая безопасность и качество. 2020. № 2 (39). С. 77-82.

4 Вылкова Е.С. Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 3. С. 136-143.

5 Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С., Малкова Ю.В. Круглый стол «Актуальные вопросы трансформации налогообложения в условиях глобальных изменений» // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 4. С. 167-174.

Автор, аннотация, ключевые слова

Шевцова Татьяна Павловна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Смоленского государственного университета (Смоленск)

[email protected]

Деятельность налоговых органов изменилась в связи с необходимостью помощи государствам по поддержке и регулированию экономик в условиях пандемии коронавируса в 2020 году. Рассматриваются основные направления изменений функций налоговых служб, обозначены перспективы принятия дальнейших решений в сфере налогового администрирования. Изменения налогового законодательства РФ проанализированы с выявлением последствий для налогоплательщиков и для государства в разрезе деятельности налоговой службы и формирования бюджета. На основе проведенного анализа сформулированы выводы и предложения по оптимизации налогового администрирования, а также направления поддержки экономики со стороны налоговых механизмов.

Налоговое администрирование, цифровизация налогообложения, налоговые льготы, риски налогового мошенничества, налоговая отчетность

82

References

(Articles from Scientific Journals)

1. Goncharenko L.I., Advokatova A.S., Malkova Yu.V. Kruglyy stol "Aktualnyye voprosy transformatsii nalogooblozheniya v usloviyakh globalnykh izmeneniy". Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 167-174.

2. Kirillova O.S. Tsifrovaya arkhitektura nalogovykh protsessov: aktualnyye voprosy razvitiya v sovremennykh usloviyakh. Ekonomicheskaya bezopasnost i kachestvo, 2020, no. 2 (39), pp. 77-82.

3. Muravleva T.V., Orlovskaya D.D. Tsifrovaya transformatsiya deyatelnosti nalogovykh organov. Nauka i obshchestvo, 2019, no. 3 (35), pp. 31-34.

4. Vylkova E.S. Instrumenty nalogovoy politiki po borbe s posledstviyami chrezvychaynykh situatsiy. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2020, vol. 13, no. 3,

pp. 136-143.

(Article from Proceedings and Collections of Research Papers)

5. Vylkova E.S., Viktorova N.G., Pokrovskaya N.V. Tsifrovizatsiya uchetno-registratsionnykh protsedur kak usloviye innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Finansovyye i pravovyye aspekty sotsialno oriyentirovannogo investirovaniya. Yekaterinburg, 2020, pp. 30-34.

Author, Abstract, Key words

Tatyana P. Shevtsova - Candidate of Economics, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia)

[email protected]

The activities of tax authorities have changed due to the need to help States support and regulate economies in the context of the coronavirus pandemic in 2020. The main directions of changes in the functions of tax services are considered, and prospects for making further decisions in the field of tax administration are outlined. Changes in tax legislation of the Russian Federation are analyzed to identify implications for taxpayers and for the state in the context of tax administration and budgeting. Based on the analysis, conclusions and proposals are formulated to optimize tax administration, as well as directions for supporting the economy by tax mechanisms.

Tax administration, digitalization of taxation, tax benefits, risks of tax fraud, tax reporting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.