Научная статья на тему 'Трансформация базовых ценностей корейцев в контексте процессов глобализации'

Трансформация базовых ценностей корейцев в контексте процессов глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
762
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / БАЗИСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТИП МОТИВАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕННОСТЯМИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ / КОНФОРМНОСТЬ / VALUES / BASIC HUMAN VALUES / TYPE OF MOTIVATIONAL GOALS / THEORY OF DYNAMIC RELATIONS AMONG THE VALUES / SECURITY / ACHIEVEMENT / CONFORMITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намсараева Елена Цыден-ешиевна

Представлены результаты полевых исследований базисных человеческих ценностей, проведенных в Республике Корея. Раскрыты основные жизненные ценности корейского этноса, дан их анализ по методике Ш. Шварца, проведено ранжирование ценностей по степени важности, раскрыты динамические отношения между ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Намсараева Елена Цыден-ешиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Basic Values of Koreans in the Context of Globalization

The article is based on the data obtained in the field research made in the Republic of Korea. The author analyzes basic Korean values in terms of S.Schwartz's method, ranks them according to their importance and analyzes dynamic relations among the values

Текст научной работы на тему «Трансформация базовых ценностей корейцев в контексте процессов глобализации»

УДК 101.1

Намсараева Елена Цыден-Ешиевна Elena Namsaraeva

ТРАНСФОРМАЦИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ КОРЕЙЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

TRANSFORMATION OF BASIC VALUES OF KOREANS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Представлены результаты полевых исследований базисных человеческих ценностей, проведенных в Республике Корея. Раскрыты основные жизненные ценности корейского этноса, дан их анализ по методике Ш. Шварца, проведено ранжирование ценностей по степени важности, раскрыты динамические отношения между ними

Ключевые слова: ценности, базисные человеческие ценности, тип мотивационных целей, теория динамических отношений между ценностями, безопасность, достижение, конформность

The article is based on the data obtained in the field research made in the Republic of Korea. The author analyzes basic Korean values in terms of S.Schwartz’s method, ranks them according to their importance and analyzes dynamic relations among the values

Keywords: values, Basic HumanValues, Type of Motivational Goals, Theory of Dynamic Relations among the 'Values, Security, Achievement, Conformity

Сравнительные исследования (кросс-культурные) жизненных ценностей, распространенных в различных культурах, становятся все более актуальными в контексте современных процессов глобализации и широко используются в социальных исследованиях [1]. Прежде всего, это связано с потребностью сохранения собственной этнокультурной идентичности в становящемся все более единым человеческом сообществе, а также с естественным ростом интереса к культурам других этнических групп и государств в связи с резко возросшей во второй половине ХХ-начале XXI вв. ин-тенсификациейкультурныхконтактов [2].

Культурные контакты как позитивной, так и негативной направленности в глобализирующемся мире, противоречие между национальными государствами и населяющими их различными этническими группами приводят к необходимости поиска средств выявления и предотвращения возможных

межэтнических конфликтов и содействия развитию толерантности по отношению к носителям иной культуры, иной этничнос-ти. Именно поэтому изучение жизненных ценностей различных, порой весьма несхожих между собой этнических групп является актуальным [3].

Кроме того, изучение ценностных ориентаций различных этнических групп является важным в связи с широко используемой в современном мире манипуляцией сознанием тех или иных этнических групп политическими элитами. Поскольку политические лидеры, как правило, хорошо осведомлены о ценностных предпочтениях масс, они используют свои знания для политической мобилизации и управления процессами внедрения в сознание этноса определенных политических и идеологических ценностей и представлений[4].

Современные глобализационные процессы диктуют новые условия «поведения»

этносов. Трансформация внутри различных уровней культуры этносов, актуализированная глобализацией, обнаруживает изменение культурных форм, появление новых, смену ценностей этносов. Генезис социокультурных систем в настоящее время определяется формированием глобального сообщества, чрезвычайно подвижного и неустойчивого, с размытой идентичностью и системой ценностей, с одной стороны. С другой — возникновением многочисленных субкультур, имеющих наряду с положительными чертами множество негативных последствий, выражающихся, к примеру, в потере целостности, дроблении культурного пространства на множество фрагментов, его составляющих.

И, наконец, генезис этнокультурных форм, локальных культур в условиях глобализации — это момент их коренного преобразования или нивелирования, порождающий антиглобалистские волнения. Именно поэтому обращение к духовному потенциалу культуры, как способу сохранения адекватности общества, является «ответом» локальных культур на глобальный вызов и свидетельствует об усилении роли культуры в надтерриториальной коммуникации [5]. Поэтому для определения сохранности уникальности и неповторимости этносов мы обращаемся к изучению их базисных ценностей.

Одним из наиболее известных зарубежных исследователей базисных человеческих ценностей, чью методику мы используем в нашей работе, является американский ученый, исследователь социальной психологии и социологии Шалом Н. Шварц, который в 1970-х гг. XX в. разработал методику кросс-культурного изучения жизненных ценностей, получившую международное признание и использовавшуюся в 64 странах мира [6; 7].

Методика Ш. Шварца достаточно хорошо известна в Российской Федерации [8;

9]. Так, например, в работе российского исследователя В.Н. Карандашева детально анализируется понимание жизненных ценностей Ш. Шварцем [10]. Он обращает внимание на то, что при всем различии

ценностей в культурах стран мира присутствуют общие черты, характерные для всех человеческих обществ:

1) ценности — это убеждения, связанные с эмоциями, а не объективные холодные идеи;

2) ценности — это желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей;

3) ценности являются абстрактными целями, они не ограничены определенными действиями и ситуациями;

4) ценности руководят выбором образа действия или оценкой людей и событий, т.е. служат стандартом, или критерием;

5) ценности по важности упорядочены относительно друг друга, что формирует систему ценностных приоритетов.

Таким образом, жизненные ценности определяются Ш. Шварцем как желаемые, надситуационные цели, различаемые по важности и служащие ведущими принципами жизни людей.

Важным аспектом в различии между ценностями является тип мотивационных целей (type of motivational goals), которые данные ценности выражают. Десять мотивационно ясных, обширных и базисных ценностей были извлечены из трех универсальных требований положения человека: необходимость биологического организма быть индивидуумом, необходимость в согласованном социальном взаимодействии, необходимость группы в выживании и благосостоянии. Для каждой из десяти базисных ценностей характерна своя основная цель:

1) самостоятельность (Self-Direction) — независимость мысли и действия;

2) стимуляция (Stimulation) — волнение, новизна и проблемы в жизни;

3) гедонизм (Hedonism) — удовольствие и чувственное удовлетворение;

4) достижение (Achievement) — личный успех через доказательство своей компетентности согласно социальным стандартам;

5) власть (Power) — социальный статус и престиж, контроль или преобладание над людьми и ресурсами;

6) безопасность (Security) — безопасность, гармония и стабильность общества, отношений и самого себя;

7) конформность (Conformity) — сдержанность в действиях, влечениях и побуждениях, которые возможно расстроят или нанесут вред другим и нарушат социальные ожидания или нормы;

8) традиция (Tradition) — уважение, принятие и исполнение обычаев и идей, характерных для данной традиционной культуры или религии;

9) доброта (Benevolence) — сохранение и преумножение благополучия близких людей;

10) универсализм (Universalism) — понимание, высокая оценка, толерантность и защита благополучия всех людей и природы [11].

При этом Шварц говорит, что всеобъ-емлемостьлюбойиз ценностных ориентаций и ее включенность в десять мотивационных целей не могут быть определены однозначно. Некоторые исследователи включали в опрос узнаваемые в их культуре элементы [12].

Итак, основываясь на изложенную теорию ценностей, Шварц разработал специальный опросник — Schwartz 'Value Survey (SVS), позволяющий выявить мотивационные цели — ценности какой-либо социальной группы, этноса и отношение между ними [13].

Опросник включает два списка ценностей, в сумме составляющих 57 ценностей. В первом списке содержится перечень терминальных ценностей, выраженных в виде существительных. Во втором списке содержится перечень инструментальных ценностей, выраженных в виде прилагательных. Респондентам предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа их жизни. При оценке используется шкала баллов — 1.. .7.

Данная методика исследования ценностей в различных культурах применялась во множестве стран мира, в том числе и в Республике Корея. Данная методика применена нами в период проведения полевых исследований в Республике Корея впервые.

При разработке опросника нами был выполнен перевод инструментария на корейский язык. Для этого мы использовали метод обратного перевода, что позволило обеспечить предельно полную передачу смысла применяемых в исследовании терминов.

В опросе приняли участие 100 респондентов, представляющих все возрастные группы, от 16 лет и старше. Данные, полученные в результате опроса, характеризуют общие ценности корейцев. Они представлены нами в ранговом соотношении в соответствии со средним баллом по каждому типу мотивационных ценностей. Мы приводим описание трех первых типов ценностей, поскольку они являются основными при определении мотивационных ценностей изучаемой группы, представителей корейского этноса, проживающих в Республике Корея.

Средние баллы и ранги ценностей в общем по выборке

Ценности Средний балл Ранг

Безопасность 4,8328 1

Достижение цели 4.7471 2

Конформность 4,6754 3

Самостоятельность 4.4871 4

Доброта 4.4628 5

Гедонизм 4,4626 6

Традиции 3.9533 7

Универсализм 3.9287 8

Власть 3.7850 9

Стимуляция 3.7733 10

Приведенные в таблице данные показывают, что высшими ценностями корейцев являются «безопасность», «достижение цели» и «конформность». То, что «безопасность» является высшей ценностью корейцев, обосновано следующим: современное общество Республики Корея основано на взаимозависимых социальных отношениях, где приоритетами являются социальный порядок, стабильность общества, взаимное расположение. Кроме того, корейцы ценят безопасность своей семьи, национальную безопасность, свое здоровье и здоровье своих близких, взаимопомощь, гармонию во всем: с природой, обществом, самим собой, свою принадлежность к группе, что также говорит о стремлении к безопасности.

Другим определяющим типом жизненных ценностей корейцев является «достижение цели». «Достижение цели» — это личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Самоутверждение, в том числе самоутверждение в профессиональной сфере, социальное признание, одобрение и уважение других к себе, — все это высоко ценится современными корейцами, для которых большое значение имеет карьерный рост, личностное развитие и самореализация в сфере деятельности.

Высокий уровень «конформности» говорит о том, что корейцы в своей повседневной жизни пытаются сдержать и предотвратить действия, а также склонности и побуждения к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия.

Корейцы превозносят послушание, самодисциплину, вежливость, уважение родителей и старших. Все это, как известно, является важной составляющей этики конфуцианства [14], широко развитой в странах Восточной Азии и, как мы видим, входит в число жизненных ценностей корейцев Республики Корея.

Таковы определяющие ценности, ле-

жащие в основе современного южно-корейского общества. Таким образом, для корейцев, как этноса, приоритетом на современном этапе является сохранение своих традиций, безопасности семьи и этноса в целом, порядка и стабильности в обществе, что при условии компетентной деятельности в данном обществе является гарантом подъема по карьерной лестнице, успеха в делах, экономического благополучия и социального одобрения. Кроме того, что Ш. Шварц объединил ценности в десять типов согласно их мотивационным целям, он также дал описание взаимоотношений и взаимозависимости между данными ценностными типами и назвал свою работу теорией динамических отношений между десятью мотивационными типами ценностей (Theory of Dynamic Relations among Ten Motivational Types of\hlues).

Он утверждал, что действия, мотивированные какой-либо ценностью, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или быть совместимыми с другими типами ценностей [12]. Конфронтации и совмещения ценностей могут быть объединены в интегрированную структуру ценностей. Теоретическая модель отношений между различными типами мотивационных целей жизненных ценностей, предложенная Ш. Шварцем, показана на рис. 1.

Рис. 1. Теоретическаямодельотношениймеждутипами мотивационных целей ценностей

Структура предложенной модели группируется по двум биполярным осям измерений, где конкурирующие ценностные типы расходятся в противоположные направления из центра, а дополнительные типы ценностей располагаются по степени своей близости, образуя круг.

Так, «самовозвышение» (Self-Enhancement) противопоставлено «самотрансцен-дентностн» (Self-Transcendence). В этой дихотомии «власть» и «достижение» противостоят «универсализму» и «доброте», причем первые ориентированы на достижение личных интересов, а вторые, скорее, — на благосостояние и интересы других. Кроме того, вторая группа демонстрирует соотношение между «открытостью изменениям» (Openness to change) и «консерватизмом» (Conservation).

В данном случае «самостоятельность» и «стимуляция» противопоставляются «безопасности», «конформности и традиции». Иными словами, свобода поступков, мыслей и чувств, готовность к новизне и изменениям противостоит самоограничению, порядку и сопротивлению изменениям. «Гедонизм» занимает промежуточное положение между «открытостью изменениям» и «самовозвышением».

Применение теоретической модели, предложенной Ш. Шварцем, для анализа полевых материалов, которые были получены в ходе исследования, позволило выявить характер и специфику динамических отношений между мотивационными типами жизненных ценностей корейцев, проживающих в Республике Корея, что показано на рис. 2.

самостоятельн. 4,48

стимуляция з,77 гедонизм 4,46

достижение 4,74

власть

Рис. 2. Теоретическая модель динамических отношений между мотивационными типами ценностей корейцев

Как показывает исследование, высшими ценностями корейского этноса являются «безопасность», «конформность» и «достижение». Причем, согласно модели динамических отношений ценностей Ш. Шварца, «конформность» и «безопасность» относятся к оси «консерватизма», а «достижение» — к оси «самовозвышения».

Для более детального анализа рассмотрим каждый тип ценностей отдельно. «Безопасность», относящаяся к оси «консерватизма», представляет оппозицию «самостоятельности», которая относится к оси

«открытости изменениям». На наш взгляд, это означает, что для корейца безопасность семьи, своей этнической группы, здоровье, самодисциплина, послушание, вежливость, уважение к родителям и старшим оказывается важнее, чем свобода мыслей и действий, в творческой и исследовательской активности, чем личная независимость.

Ценность «достижение», относящаяся к оси «самовозвышения», противопоставляется ценности «доброта» из оси трансцендентности. Это говорит о том, что современный кореец высоко ценит возможности

личного успеха в профессиональной сфере, карьерный рост и социальное одобрение, жертвуя даже своим вниманием к близким, заботой о родных и друзьях. И, наконец, третья ценность — «конформность и традиция», относящаяся к оси «конформизма», т.е. стремление корейцев к порядку, сохранению традиций, сдерживанию негативных действий противопоставляется стремлению к новизне, изменениям, глубоким переживаниям, т.е. «стимуляции», относящейся к оси «открытости изменениям».

Таким образом, два типа высших ценностей корейцев из трех относятся к оси «консерватизма», что, на наш взгляд, позволяет говорить о высокой степени сохранности консерватизма в корейском обществе. Однако в то же время социальная мобильность современного корейского общества ориентирована на самореализацию личности и достижение успеха в своей профессиональной деятельности.

В результате проведенного в 2009 г. на территории Республики Корея исследования удалось выявить и определить ба-

зисные жизненные ценности корейцев, а также определить их иерархию по степени важности.

Как показало исследование, южно-корейское общество в своей повседневной деятельности скорее ориентировано на безопасность, достижение и конформность, на сохранение социальной стабильности, послушание, уважение родителей и старших.

Для современных корейцев характерно самоограничение действий, которые потенциально могут навредить другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Кроме этого, для корейцев оказывается важным самореализация в профессиональной сфере, компетентность, личный успех и социальное одобрение. Таким образом, среди основных жизненных ценностей корейцев, проживающих в Республике Корея, характерны жизненные ценности, связанные с консерватизмом, сохранением традиционных устоев и, в то же время, ориентация на достижение успеха через самореализацию и утверждение себя в профессиональной деятельности.

Литература

1. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// demoscore.ru/weekly/2008/0345/analit02/php.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 205 с.

3. Калиева А.Т. Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познания. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vestnik.osu/ru/2009_7/27.pdf.

4. Головнева Е.В. Ценностные ориентации этноса: формирование и способ существования. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.promgupss.ru/publisher/txtl/more. php?more=9],

5. Мамонова В.А. Глобализация в пространстве культуры: векторы развития. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://credonew.ru/content/viem/534/31/.

6. Dario Spini. Measurement Equivalence of 10 Value Types From the Schwartz Value Survey Across 21 Countries. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://recherche.univ-lyon2.fr/ greps/IMG/pdf/JCCP.pdf.

7. ЕмельяненкоТ.В. Методымежкультурныхисследований ценностей // Социология: методология, методы, математические модели. — №9,— 1997. — С. 32-53.

8. Крылов А.А. Психология. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. fictionbook.ru/autor/kriylov_albert_aleksandrovich/psihologiya/read_online.html?page=16.

9. Maria D. De Juan Vigaray, Monali Hota. Schwartz Values, Consumer Values and Segmentation: The Spanish Fashion Apparel Case. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://lem.cnrs.fr/ Portals/2actus/DR/200808.pdf.

10. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 70 с.

11. Schwartz’s Value Inventory. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://changing-minds.org/explanations/values/schwartz_inventory.

12. Shalom Н. Schwartz. Basic Human Values: An Overview. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://segr-did2.fmag.unict.it/Allegati/convegno%207-8-10-05/Schwartzpaper.pdf.

13. Schwartz Value Survey. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.imo-international.de/index_englisch.htm?englisch/html/svs_info_en.htm.

14. Modern Korean Society: its development and prospect / edited by Hvuk-Rae Kim, Bok Song. -Berkley, 2007. — 248 p.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Намсараева Е.Ц., аспирантка, Читинский госу-дарственныйуниверситет (ЧитГУ)

Е. Namsaraeva, post-graduate fellow, Chita State University

Научные интересы: этничность, этническая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идентичность, этнические ценности, корейский язык и культура, кросс-культурные исследования

Research area: ethnicity, ethnic identity, ethnic values, Koreanstudies, cross-cutturalresearch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.