Научная статья на тему 'Трансформации XXI века в исследовательских программах Отделения экономических и политических исследований ИЭ РАН'

Трансформации XXI века в исследовательских программах Отделения экономических и политических исследований ИЭ РАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформации XXI века в исследовательских программах Отделения экономических и политических исследований ИЭ РАН»

С.П. Глинкина

ТРАНСФОРМАЦИИ XXI ВЕКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММАХ ОТДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЭ РАН

Глинкина Светлана Павловна - доктор экономических наук, директор Отделения международных экономических и политических исследований ИЭ РАН.

Трансформационные реформы традиционно были в центре внимания предшественника ОМЭПИ - Института международных экономических и политических исследований РАН (до 1990 г. - Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР), объединившегося в 2005 г. с Институтом экономики Российской академии наук. Практически это было единственное в стране научное учреждение, где проводился комплексный анализ теории и практики реформ, обобщался международный опыт реформирования социалистической системы хозяйствования, существовал большой исследовательский задел по анализу хозяйственных механизмов и политических систем стран, приступивших на рубеже 80-90-х годов к трансформационным преобразованиям. Это позволило Институту в последующие годы заниматься анализом развернувшихся в постсоциалистическом мире процессов трансформации профессионально, используя потенциал коллектива высококвалифицированных специалистов, хорошо представляющих реалии постсоциалистического мира.

Главными задачами ОМЭПИ сегодня являются изучение теории и обобщение практики общественных трансформаций в государствах, совершающих переход к рынку; выяснение места и роли этих государств в мировых процессах глобализации и интеграции; определение главных направлений и перспектив внешнеэкономических связей постсоциалистических стран; исследование новой мировой геополитической ситуации и роли бывших социалистических государств в международной политике. Наличие в рамках Института экономики РАН Отделения международных экономических и по-

литических исследований позволяет крупнейшему в стране экономическому научному центру подходить к анализу российских экономических реформ как к части общего потока трансформационных процессов в мире..1...

Одной из главных тенденций мирохозяйственного развития является регионализация международного экономического сотрудничества. ОМЭПИ ИЭ РАН является ведущим в РАН центром по изучению трансформационных процессов, в которые включены государства, возникшие на территории бывшего СССР. Среди разрабатываемых исследовательских тем:

- взаимные экономические связи этих государств, включая межрегиональные и приграничные;

- внутренняя дифференциация и регионализация постсоветского пространства, функционирование региональных союзов стран Содружества (СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ШОС, Единое экономическое пространство «четверки») и их возможная эволюция;

- место России и стран СНГ в процессах глобализации и регионализации мировой экономики.

Без преувеличения можно сказать, что сотрудники ОМЭПИ ИЭ РАН выступают в качестве ведущих в стране экспертов практически по всем принимаемым решениям, связанным с развитием интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. В течение последних двух лет они подготовили для законодательных и исполнительных органов Российской Федерации серию аналитических материалов по вопросам реформирования СНГ, а также по проблемам оптимизации функционирования ЕврАзЭС, СГБР, ЕЭП.....

В секторе стран СНГ и Балтии впервые в российской научной литературе разработана периодизация трансформационных процессов в СНГ; на основе анализа социально-экономических и политических факторов развития новых

1.. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Теория экономической трансформации как исследовательская программа // Общественные науки и современность. - 2007, № 5. -С. 16.

2.. Среди опубликованных работ: Гринберг Р., Косикова Л. Возможно ли единое экономическое пространство в рамках СНГ? - М., 2004. - 46 с.; Косикова Л.С. Интеграционный проект «Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана» (концепция, содержание, правообеспечение, этапы и перспективы реализации) // Российский экономический журнал. - 2004, № 11-12. - С. 51-73; Коси-ко-

ва Л. Пока есть название, но не государство. (О Союзном государстве России и Белоруссии) // НГ-Дипкурьер. - 2006, 13 марта. - С. 12; Отношения России со странами СНГ: Сложившаяся ситуация и необходимость новой стратегии взаимодействия // Российский экономический журнал. - 2007, № 9-10; Головнин М.Ю., Либман A.M., Ушкалова Д.И. Перспективы развития интеграционной группировки ЕврАзЭС. - М.: Институт экономики РАН, 2007; К каким альянсам ведет «цивилизованный развод» / Отв. ред. Б.А. Хейфец. - М.: Институт экономики РАН. 2007.

независимых государств дана качественная характеристика отдельных стадий системной трансформации в постсоветском пространстве; рассчитаны количественные показатели перехода из одной стадии в другую, в том числе отражающие процессы дезинтеграции и внешнеэкономической переориентации.....

В результате анализа влияния трансформационных процессов на внешнеэкономическую сферу стран СНГ исследователями Центра выдвинут тезис о происходящей сейчас смене модели взаимных торгово-экономических отношений между Россией и другими странами СНГ, а именно - о переходе от центрально-периферийной структуры связей к модели «паутины», что ставит новые задачи перед Россией в плане формирования региональной интеграционной системы Л.

В работах исследователей ОМЭПИ глубокому анализу подвергаются отдельные сферы сотрудничества новых независимых государств - финансовые рынки и рынок труда, рынок углеводородного сырья и транспортных услуг. Так, в коллективном научно-аналитическом докладе «Взаимодействие финансовых систем стран СНГ».5., рассматриваются состояние и перспективы взаимодействия финансовых систем стран СНГ, анализируются общие тенденции валютно-финансовой либерализации на постсоветском пространстве на фоне мировых тенденций, а также состояние валютно-финансовой либерализации в каждой из стран Содружества. Изучается мировой опыт финансовой интеграции на примере двух моделей: европейской и азиатской и возможности его применения на постсоветском пространстве.....

Глубокое изучение социально-экономических и политических процессов в отдельных странах СНГ, а также в сфере их взаимодействия актуально сегодня как никогда. В 2004-2006 гг. вяло текущий кризис СНГ резко обострился. Ухудшение ситуации связано с завершением переходного, постсоветского периода трансформации новых независимых государств как некой региональной общности. По времени этот период совпадает со сменой пост-

3.. Косикова Л. С. и др. Формирование национальной инновационной политики в рамках единого экономического пространства: Ресурсы, приоритеты, координация // Россия в глобализирующемся мире: Инновационный маневр. - М., 2008.

4.. Отношения России со странами СНГ: Сложившаяся ситуация и необходимость новой стратегии взаимодействия // Российский экономический журнал. - 2007, № 9-10.

.5.. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / Отв. ред. М.Ю. Головнин. -М., 2008.

6.. См. также: Головнин М.Ю., Абалкина А.А. Финансовая интеграция в Европе и Азии / Информационно-аналитический бюллетень / Центр проблем глобализации и интеграции ИЭ РАН. - 2005, № 2. В докладе сделан вывод о перспективности применения азиатской модели на постсоветском пространстве, в частности, использования опыта проекта развития регионального рынка облигаций.

советских элит, с волной «цветных» революций, с расширением Евросоюза до границ СНГ и включением шести стран в орбиту европейской политики соседства, а также с расширением НАТО и втягиванием в него Украины и Грузии. Дифференциация и неоднородность пространства СНГ в политическом и экономическом отношении резко возросла, геополитическое соперничество между РФ, США, ЕС и Китаем на этом пространстве усилилось. Особые права России на контроль пространства СНГ не признаются мировым сообществом. Политически и экономически окрепшие страны СНГ проводят многовекторную политику, российский вектор не является для большинства из них единственным. Таким образом, в основе современного кризиса СНГ лежит множество причин объективного и субъективного характера, действие которых в сумме предстает как размывание идентичности постсоветского региона.

В работах сотрудников ОМЭПИ анализируются такие причины стагнации СНГ, как особенности переживаемого периода, для которого характерно формирование национальной государственности и самоопределение новых государств в быстро меняющемся мире; различия в созданных политических системах и складывающихся моделях хозяйствования; влияние различных центров силы на ситуацию в регионе, ставшем ареной борьбы глобальных

7

полюсов за ресурсы, инновационный потенциал и рынок.....

СНГ существует в окружении других интеграционных образований. США и ЕС активно предлагают для пространства Содружества проекты сотрудничества и модернизации.8.. Речь идет на первом этапе о приобщении Грузии, Молдовы, Украины и Азербайджана к западным стандартам демократии в обмен на материальную и интеллектуальную помощь, а в последующем - об интеграции ряда стран в евроатлантические структуры. Необходимо отметить, что для этой интеграции данные страны готовы поступиться своим суверенитетом. Участие в них рассматривается ими как альтернатива членству в СНГ.

.7. Анализу этих вопросов был посвящен круглый стол «Основные факторы, влияющие на становление отношений России с новыми независимыми государствами», прошедший в ОМЭПИ ИЭ РАН 26 января 2006 г.

8.. О проблемах сотрудничества на постсоветском пространстве см.: Косикова Л. Несостоявшаяся интеграция, или почему России не удается объединить страны СНГ // Мир перемен. - 2004, № 1. - С. 108-123; Россия - Евросоюз - страны СНГ: Экономические и политические отношения на пространстве общего соседства / Отв. ред. С.П. Глинкина. М., 2007. Анализу этих процессов посвящена коллективная монография Центра глобализации и интеграции ОМЭПИ ИЭ РАН «Участие зарубежных стран СНГ в интеграционных процессах: Внутри- и внешнеполитические предпосылки» / Отв. ред. Е.Д. Фурман. - М., 2008.

Наиболее активен в этом плане сегодня Европейский союз, членами которого стремятся стать многие западные страны СНГ (Украина, Молдова, страны Южного Кавказа). Анализ целей ЕС на постсоветском пространстве, содержание Европейской политики соседства и методы ее реализации..9.., перспективы участия стран СНГ в европейских интеграционных проектах, пути разрешения противоречий, возникающих между РФ и ЕС в связи с реализацией ЕПС и российских интеграционных планов - важные задачи исследовательского проекта ОМЭПИ «Россия - Евровосток - Европейский союз»-10.. В рамках проекта получены интересные и практически значимые результаты.

Первой научной публикацией в рамках исследовательского проекта явился доклад «Россия - Евросоюз - страны СНГ: экономические и политические отношения на пространстве общего соседства»..11... Доклад, подготовленный при содействии Национального инвестиционного совета, был представлен в рамках первого заседания созданного по инициативе ИЭ РАН и НИС Клуба «Наука и бизнес за единое экономическое пространство» и получил широкий резонанс, позитивно воспринят в МИД РФ, аппарате Президента, Министерстве экономического развития и торговли РФ.

В докладе отмечается, что расширение Евросоюза привело к существенным геополитическим изменениям на востоке Европы. В своем новом составе (ЕС-27) мощный европейский региональный блок приблизился непосредственно к границам постсоветских государств. После «стыковки» Большой Европы с СНГ прежнее «ближнее зарубежье» России стало особой контактной зоной между Россией и ЕС. Заранее планируя свои отношения с новыми «восточными соседями», Брюссель принял концепцию «Широкая Европа -новое соседство», на основании которой в настоящее время проводится европейская политика соседства (ЕПС). Ее суть - целенаправленное формирование «кольца друзей» ЕС, по существу «освоение» Евросоюзом постсоветского пространства по сценарию, реализованному им в отношении государств ЦВЕ, однако без перспективы полноценного членства постсоветских стран в Европейском союзе. Шесть стран СНГ - Украина, Белоруссия, Молдова, Армения, Грузия и Азербайджан - стали объектами ЕПС.

9. Подробнее см.: Косикова Л.С. Отношения Евросоюза со странами СНГ в рамках европейской политики соседства // Доклады РЕЦЭП. 2006, № 13Б; Синициной И. С. EU Eastern Neighborhood: Economic Potential and Future Development (Восточное соседство ЕС: Экономический потенциал и перспективы развития) // САЗЕ Network Reports, N 74. - Warszawa, 2007.

10. «Евровосток» - группа восточноевропейских стран СНГ (Украина, Молдова, Беларусь) - особая контактная зона между Россией и ЕС после его последнего расширения.

11. Россия - Евросоюз - страны СНГ: Экономические и политические отношения на пространстве общего соседа / Отв. ред. С.П. Глинкина. - М.: НИС, 2007.

Европейская политика соседства - это определенный вызов присутствию России на постсоветском пространстве, ее планам региональной интеграции в СНГ и переговорному процессу России с ЕС.

В докладе также проанализированы актуальные тенденции взаимных связей по линии Россия - Евросоюз, Россия - СНГ, а также Евросоюз - СНГ. Рассмотрены противоречия в интересах сторон; даются практические предложения о переходе от «конкуренции интеграции» к сотрудничеству в рамках сложившегося треугольника «Россия - страны Евровостока - СНГ».

В сборнике научных докладов «Страны СНГ между Россией и ЕС. Экономика и внешние связи государств в поясе "новых соседей"- . рассматриваются вопросы экономического развития и региональной интеграции государств СНГ, ставших объектами европейской «политики соседства», специфика нового формата отношений расширившегося ЕС со странами Содружества. Анализируются тенденции развития экономики и внешнеэкономических связей в шести странах, расположенных в «поясе соседства». Оценивается влияние фактора соседства с ЕС на отношения между Россией и ее партнерами по СНГ.

Тематика рассматриваемого исследовательского проекта представляется перспективной, многоаспектной и имеющей непосредственный выход, что позволяет сформулировать несколько дополнительных направлений исследования. Среди них:

1. Европейская политика соседства (ЕПС) как внешнеполитическая стратегия ЕС в отношении стран СНГ, как универсальный инструмент «освоения» постсоветского пространства расширенным Евросоюзом (требуется постоянный мониторинг и анализ конкретных шагов Евросоюза по реализации ЕПС в трех группах стран СНГ - восточноевропейских, южнокавказских и центральноазиатских «соседях»; интерес представляют приоритетные сферы взаимодействия, конкретные механизмы, финансовые инструменты).

2. Приграничное и региональное сотрудничество ЕС - СНГ (включая РФ) в рамках ЕПС (еврорегионы, их функционирование; приграничное сотрудничество; трансграничные связи; плюсы и минусы для России от активизации этих форм сотрудничества в проекции на конкретные российские регионы).

3. Конкуренция России и ЕС на постсоветском пространстве (в каких отраслях экономики нарастает, в каких формах проявляется, где ущемляются интересы России, как можно снизить риски).

4. Отношения новых стран - членов ЕС и государств - «соседей» ЕС (взаимодействие государств ЦВЕ и СНГ в рамках проектов добрососедства).

.12.. Страны СНГ между Россией и ЕС. Экономика и внешние связи государств в поясе «новых соседей» / Под ред. С.П. Глинкиной и Л.С. Косиковой. - М.: Институт экономики РАН, 2007.

Разработка названных тем объединит практически все структурные подразделения ОМЭПИ ИЭ РАН, даст основания для научного сотрудничества с другими научными центрами в России и государствах СНГ.

Растущая конкуренция глобальных центров предполагает активизацию политики России по созданию региональной экономической группировки, способной к восходящему развитию. В последние годы значение стран СНГ для нее существенно возросло с точки зрения восполнения сокращающегося населения и сохранения позиций одного из крупнейших игроков на мировом энергетическом рынке.

Развитию инвестиционного сотрудничества в рамках СНГ посвящен ряд работ сотрудников ОМЭПИ: д.э.н. Хейфеца Б.А. и к.э.н. Либмана A.M. Так, в монографии о российском капитале в странах СНГ-13., на большом фактическом материале анализируются особенности глобализации корпоративного сектора России и его участия в мировых процессах транснационализации. Рассматриваются приоритетные направления экспансии российского капитала в государства Содружества, причины и эффективность инвестиций в ближнем зарубежье. Особое внимание уделено проблемам, с которыми сталкиваются компании, просчетам в их инвестиционной политике. Анализируется роль государственной политики в расширении инвестиционной экспансии российского бизнеса. Предлагаются меры по расширению и повышению эффективности инвестиций российских компаний в странах СНГ.

В последней работе Хейфеца Б.А. и Либмана A.M..14., отмечается, что взаимная экспансия бизнеса превращается в силу, подталкивающую интеграцию «снизу»; впервые в российской научной литературе дается оригинальное толкование этого нового явления - корпоративной интеграции, исследуются отдельные направления и формы ее проявления. Особое внимание уделяется оценке влияния бизнес-интересов на прогресс интеграционных процессов на постсоветском пространстве, выявляются трудности и конфликты в их развитии.

В работах исследователей ОМЭПИ в качестве фактора, подталкивающего к более тесному сотрудничеству в регионе СНГ, отмечается рост глобального значения топливно-сырьевого потенциала стран Содружества и евразийских коммуникаций. Эффективное освоение природных и позиционных ресурсов возможно только при широком сотрудничестве стран СНГ. Речь

13. Либман A.M., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в страны СНГ. -М., 2006; см. также: Лебедев А.Е., Либман A.M. Конкуренция российских и национальных бизнес-структур и международных ТНК в постсоветских странах // Информационно-аналитический бюллетень / Центр проблем интеграции ИЭ РАН. - 2006, № 3.

14. Хейфец Б.А., Либман A.M. Корпоративная интеграция. Альтернатива для постсоветского пространства. - М., 2008.

идет о кооперации в освоении природных ресурсов, создании международных транспортных коридоров и построении системы трубопроводов, позволяющей странам-экспортерам поставлять энергоресурсы максимально широкому кругу поставщиков (как в Европе, так и в Азии).

Среди важных предпосылок активизации сотрудничества - сохранение мультикультурности постсоветского пространства. Несмотря на формирование национальных государств, сохраняется взаимная совместимость культур. Россия как союз славянских, тюркских и кавказских народов находится в центре процессов культурного взаимодополнения. Несмотря на сужение зоны применения русского языка на пространстве, он остается средством общения, образования народов, культурного взаимопроникновения. Мультикультурная устойчивость - важный ресурс экономической консолидации, который нельзя недооценивать. Она во многом поддерживается сохранением возможности безвизового перемещения граждан стран - членов СНГ по территории других стран Содружества (за отдельными исключениями). В результате сохраняются социальные, гуманитарные и иные связи между гражданами стран СНГ, решаются вопросы перемещения рабочей силы, хотя и во многом на стихийной основе, порождая проблему нелегальной трудовой миграции.

Учитывая перечисленные факторы, позволяющие активизировать сотрудничество новых независимых государств, исследователи ОМЭПИ ИЭ РАН утверждают, что следует перестать говорить о Содружестве как механизме развода или как о некоем преходящем историческом этапе в развитии бывших союзных республик. Но для того, чтобы вдохнуть в Содружество новое содержание, важно подвести какую-то базовую идею под стратегию консолидации. Такой базовой идеей может быть содействие экономическому развитию и борьба с бедностью. Деятельность СНГ следует развернуть именно в этом направлении.

По мнению ученых Отделения, реформирование СНГ в сложившихся условиях целесообразно осуществлять по модели «открытого регионализма», которая последовательно применяется в АТР, в частности в АСЕАН. Ее суть состоит в сочетании развития кооперационных связей и снятия ограничений на движение товаров, капиталов и рабочей силы в пределах региона с принятием обязательств по отказу от протекционизма и стимулированием вне региональных экономических связей. При таком подходе страны-участницы не имеют каких-либо обязывающих ограничений в своих внешнеэкономических связях со странами других регионов мира-15-. Необходимо отказаться в обозримом будущем от идеи превращения СНГ в структуру с наднациональными органами, которым делегируется часть суверенитета, поскольку это грозит

15.. Михеев В. Азиатский регионализм и Россия // Про и Контра. 2002, №2. -С. 110-113.

расколом Содружества. Помимо России на пространстве СНГ должны присутствовать и другие региональные (или субрегиональные) центры, например Украина и Казахстан, со своей зоной ответственности. Полицентричная конфигурация позволит снять многие существующие сегодня противоречия. Организация СНГ должна предусматривать возможность заключения отдельных, более детальных секторальных соглашений между заинтересованными странами.

Сотрудники ОМЭПИ ИЭ РАН рассматривают возможность разноскоро-стной интеграции на пространстве СНГ, что потребует отказа от стратегии интеграции в отношении всего постсоветского региона как от универсального подхода к сотрудничеству с новыми независимыми государствами - наследниками СССР. Такой подход предусматривает необходимость использования двух взаимодополняющих стратегий - интеграции и взаимодействия (интеракции) с учетом возросшей внутренней дифференциации условий развития в регионе СНГ, внутренней регионализации и конкуренции России с другими игроками - США, ЕС, Китаем - на постсоветском пространстве. Обе стратегии в таком случае должны проводиться одновременно, не углубляя водораздел между «пророссийскими» и прочими региональными группировками стран СНГ, а стремясь сгладить различия..16...

Важным полем деятельности Центра политических исследований ОМЭПИ ИЭ РАН является изучение современных тенденций развития международных отношений, особенностей современного геополитического положения России и возможностей укрепления ее позиций в мире, исторической перспективы евразийской цивилизации, а также геоэкономических и геополитических факторов, определяющих выбор стратегических направлений участия России в глобальных и региональных процессах развития. В рамках названных исследовательских тем ведущими сотрудниками Центра подготовлены аналитические материалы, а также многочисленные публикации - Б.А. Шмелёв (новая геополитическая ситуация в XXI в., проблемы европейской и евразийской безопасности), В.И. Дашичев (международные уроки распада Советского Союза, угрозы однополярного и перспективы формирования многополярного мироустройства), Л.П. Делюсин (Китай в современном мире), И.И. Орлик (отношения России со странами ЦВЕ), В.Л. Мусатов (внешняя политика России), С.А. Романенко (безопасность на Балканах), А.В. Вахрамеев (внешнеполитическая концепция РФ), Н.Я. Лак-

16.. Гринберг Р., Косикова Л. Интеграция на разных скоростях // Стратегия России. - 2004, № 4. - С. 39-39; Косикова Л. Россия: 2008-2015; Консолидация постсоветского пространства // Мир перемен. - 2007, № 3. - С. 24-34; Отношения России со странами СНГ: Сложившаяся ситуация и необходимость новой стратегии взаимодействия //Российский экономический журнал. - 2007, № 9-10.

тионова (Европа и Евразия в системе глобального мира), Я.Р. Стрельцова (проблемы международной трудовой миграции).

В ОМЭПИ ведется разработка долгосрочных сценариев внешнеэкономической стратегии России на основе авторских прогнозных оценок, которые носят вариантный характер и год от года совершенствуются. Прогнозирование осуществляется в двух вариантах - инерционном и инновационном, по трем основным направлениям геоэкономических связей России (с Европейским союзом, странами СНГ и странами АТЭС), одновременно по семи основным товарным группам российской таможенной статистики, основным видам международных услуг, элементов трансграничного движения капитала и, наконец, по семи крупным экономическим районам страны - ее федеральным округам.

Наиболее важным направлением внешнеэкономических исследований является разработка методологии и методики составления долгосрочных прогнозов внешнеэкономических связей России. Составляются прогнозные оценки развития внешнеэкономических связей России до 2015 и 2025 гг. с выделением факторов, определяющих основные сдвиги в структуре экспорта и импорта товаров и услуг, в международном движении капитала и рабочей силы. При этом в сценариях используется вариативный подход, даются геоэкономические оценки, характеризующие сдвиги в географических направлениях этих связей (Евросоюз, постсоветское пространство, АТЭС), структурные сдвиги в составе экспорта и импорта, отраслевая и географическая ориентация крупных экономических районов России.

Так, в коллективном монографическом исследовании Центра внешнеэкономических исследований (ЦВИ) «Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (сценарии до 2025 г.)»..17.. даны подробные варианты сценариев долгосрочного развития России на фоне сценариев развития мировой экономики. Рассмотрены четыре основные темы внешнеэкономических связей (ВЭС) РФ: стратегические партнеры страны; направления реформы ВЭС; тенденции территориальной структуры, а также возможные сценарии участия России в международном движении капитала.

Особое внимание в деятельности ОМЭПИ ИЭ РАН уделяется стратегическим последствиям присоединения России к ВТО, долговременному влиянию новых условий на различные стороны российской экономики: сферу

.17. Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире / Отв. ред. А.Н. Барковский - М., 2005; Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (сценарии до 2025 г.): Научное пособие. 2-е изд. / Отв. ред. А.Н. Барковский. -М.: Институт экономики РАН, 2006.

производства (занятость и конкурентоспособность отраслей и видов производств), финансовую сферу и, особенно, ситуацию в российских регионах-18...

В рамках научного проекта центра внешнеэкономических исследований изучаются внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития на фоне общемировых процессов. Так, в вышедшем под редакцией академика С.А. Ситаряна коллективном монографическом исследовании..19.. анализируются возможности активизации участия России в мировом научно-технологическом обмене на основе перехода к инновационному развитию национальной экономики. В этой связи высказывается ряд концептуальных соображений по формированию внешнеэкономической деятельности страны, а также разработке современной системы регулирования и стимулирования процесса ее интеграции в мировое глобализирующееся хозяйство.

В коллективной работе «О внешнеэкономических ориентирах инновационной стратегии России в условиях глобализации»..20.. анализируется целесообразность перехода на инновационный путь развития в условиях нарастающего дефицита углеводородного сырья при росте внешних обязательств России по их поставкам в различные регионы мира. Исследуется формирование двух энергетических стратегий России: внешней, направленной на сотрудничество с другими странами в удовлетворении их потребностей в нефти и газе, в том числе сжиженном, и внутренней, основанной на реконструкции энергетического потенциала России с упором на возобновляемые и нетрадиционные источники энергии за счет финансовых поступлений от продажи углеводородов за рубеж. В еще одной монографии в рамках рассматриваемого проекта «Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетики»..21.. анализируются современные позиции России на мировых рынках традицион-

18. Коллективная монография «Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации» (М., 2007) посвящена анализу проблем присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Дана краткая характеристика ВТО и ее деятельности; анализируются процессы глобализации в мировой экономике, экономическое положение России и ее регионов, состояние переговорного процесса о присоединении России к ВТО, угрозы экономической безопасности и эффекты, ожидаемые от присоединения России к ВТО.

19. Проблемы эффективности интеграции научно-технического потенциала России в мировое хозяйство / Под. ред. Ситаряна С.А. М., 2007. Этим же проблемам посвящен доклад «Россия в условиях глобализации и регионализации современного мира (2007-2015 гг.)» (Отв. ред. Марковский А.Н. М., ИЭ РАН, 2007).

20. Краснов Л.В., Алабян С.С., Рогов В.В., Шуйский В.П. О внешнеэкономических ориентирах инновационной стратегии России в условиях глобализации. - М.: ОМЭПИ ИЭ РАН, 2006.

.21.. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетики/ Под ред. Сита-ряна С.А. -М., 2007.

ных видов энергии (жидкое топливо, газ, уголь, электроэнергия), сделана попытка оценить возможность и целесообразность расширения экспортных поставок на перспективный период.

В ряде публикаций Отделения детально анализируются изменения внешнеторговых отношений стран Центральной и Юго-Восточной Европы в условиях их включения в процесс европейской интеграции. Так, в коллективной монографии «Внешнеэкономические связи стран Центральной и Юго-Восточной Европы: последствия трансформации для России»..22, рассмотрены основные черты современной экономической политики, проблемы внешнеторгового обмена и позиции на мировых рынках стран Центральной и Юго-Восточной Европы, изменения географической структуры их внешней торговли. Особое внимание уделено определению возможных форматов сотрудничества России со странами региона в условиях углубления европейской интеграции.23..

Более 15-ти лет в ОМЭПИ (ИМЭПИ РАН) существует исследовательский проект «Россия и Центрально-Восточная Европа» (руководитель И.И. Орлик). За это время опубликована серия монографий, статей, проведены «круглые столы» и международные конференции..24.., подготовлены десят-

22.. Внешнеэкономические связи стран Центральной и Юго-Восточной Европы: Последствия трансформации для России / Отв. ред. Н.В. Куликова, Н.В. Фейт. - М., 2008.

.23.. Состояние, перспективные направления и формы сотрудничества России со странами Центральной и Юго-Восточной Европы освещены в сб.: Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2004-2005 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. - М., 2006; Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 20062007 гг. / Под ред. Н.И. Бухарина, С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой, И.И. Орлика. - М., 2008.

.24.. Россия и Восточная Европа / Редкол.: С.П. Глинкина, И.И. Орлик (отв. ред.), Б.А. Шмелёв. - М., 1992; Орлик И.И. Россия и Центрально-Восточная Европа. - М., 1995; Россия и Центрально-Восточная Европа // Вестник научной информации. -

1993, № 12-13; Орлик И.И. Россия и Восточная Европа //Россия и современный мир. -

1994, № 1; Россия и Центрально-Восточная Европа в первой половине 90-х годов: В 2 ч. / Редкол.: С.П. Глинкина; И.И. Орлик (отв. ред.), Б.А. Шмелёв. - М., 1997; Экономические и социально-политические трансформации в Центральной и Восточной Европе во второй половине XX века / Отв. ред. И.И. Орлик. - М., 1998; Центрально-Восточная Европа и Россия: Проблемы трансформации // Новая и новейшая история. - 1998, № 3; Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в конце XX века / Редкол.: С.П. Глинкина, И.И. Орлик (отв. ред.), Б.А. Шмелёв. - М., 1999; Демократические революции в Центральной и Восточной Европе: Десять лет спустя // Новая и новейшая история. - 2000, № 2; Россия и Центрально-Восточная Европа во второй половине 90-х годов XX века: В 2 ч. / Редкол.: С.П. Глинкина, Н.В. Куликова, И.И. Орлик (отв. ред.), Б.А. Шмелёв. - М., 2002; Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: Взаимоотношения в начале XXI века / Редкол.: С.П. Глинкина, Н.В. Куликова, И.И. Орлик (отв. ред.). - М., 2003; Орлик И.И. Уроки «потерян-

ки информационно-аналитических материалов для министерств и ведомств РФ, занимающихся практическими вопросами взаимоотношений России и стран ЦВЕ.

В ОМЭПИ проводятся исследования по тематике внешнеэкономических стратегий стран СНГ и их влияния на отношения с Россией; сравнительный анализ сходства и различий между Россией и другими странами СНГ в отношении целей и задач долгосрочной внешнеэкономической политики, форм и методов ее реализации, инструментов регулирования внешних связей.

Взаимоотношения России со странами Центральной Азии стали предметом исследования в рамках коллективной монографии сектора стран СНГ и Балтии?5-. Глобализация, распад Советского Союза, возникновение на постсоветском пространстве новых независимых государств, трансформация их хозяйственных систем радикально изменили природу и характер отношений России со странами Центрально-Азиатского региона. Для понимания природы, динамики, рисков и перспектив этого взаимодействия в условиях глобализации важны рассмотренные в работе теоретические аспекты организации экономического пространства региона и, исходя из этого, возможные пути консолидации экономического пространства СНГ. В книге исследуются проблемы двустороннего сотрудничества России с государствами Средней Азии, анализируются отношения субъектов Российской Федерации с административными образованиями стран этого региона, деятельность субрегиональных и международных группировок: ЦАС, ЕврАзЭС, ШОС, ОЭС. Особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере энергетики, научно-технического взаимодействия.

Важным направлением работы Центра внешнеэкономических исследований, а также сектора Восточной и Юго-Восточной Азии является тема «Россия в АТЭС и страны АТЭС в России». Она связана в том числе с необходимостью научного обоснования позиции российской стороны в процессе подготовки к саммиту АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, где принимающей страной и автором концепции форума будет Россия.

Существенное место в исследовательском блоке «Сотрудничество» занимают материалы, анализирующие двусторонние внешнеэкономические и внешнеполитические связи России с отдельными, наиболее важными (либо проблемными) странами. Исследовательские подразделения ОМЭПИ стали разработчиками стратегии сотрудничества с Украиной, инициированной На-

ного десятилетия» // Россия и современный мир. - 2003, № 4; Орлик И.И. От «развода» к сотрудничеству // Мир перемен. - 2004, № 1; Орлик И.И. Россия и Центрально-Восточная Европа: Геополитические факторы взаимоотношений в XXI веке // Мир перемен. - 2008, № 1.

.25.. Россия и страны Центральной Азии: Взаимодействие на рубеже тысячелетий / Под ред. Л.З. Зевина. - М., 2006.

циональным инвестиционным советом. В работе руководителя Центра проблем интеграции и регионализации д.э.н. А.Е. Лебедева «Перспективы экономического сотрудничества России и Украины на взаимовыгодной основе»-26.. рассматриваются российско-украинские экономические отношения в условиях политических осложнений между двумя странами. Принимая во внимание опасения Украины в отношении России и выбор ею евроинтегра-ционного вектора, автор считает необходимым сосредоточить усилия на разработке и реализации взаимовыгодных проектов экономического сотрудничества двух стран. В качестве таковых он предлагает совместные проекты в области авиастроения, приграничного сотрудничества (а в его рамках -строительство доступного жилья) и др. Основные проблемы и перспективы сотрудничества России с Украиной нашли отражение в многочисленных работах Л. С. Ко-

~ 27

сиковой.. ..

Особую роль в российской политике на восточноевропейском направлении играет Польша. Именно поэтому появление в свет монографии Н.И. Бухарина «Российско-польские отношения (90-е годы XX в. - начало XXI в.)».28. - важное событие в научной жизни России. В этой работе освещаются проблемы становления и развития политических, экономических, научных и культурных отношений России с самой крупной страной Центрально-Восточной Европы на этапе происходящих в обеих странах системных преобразований. Автор берет на себя смелость дать прогноз развития

российско-польских отношений на ближайшие 10-15 лет.

* * *

Результаты своих исследований ученые ОМЭПИ представляют на многих международных конференциях и «круглых столах». Среди наиболее ин-

26.. Лебедев А.Е. Перспективы экономического сотрудничества России и Украины на взаимовыгодной основе // Информационно-аналитический бюллетень / Центр проблем глобализации и интеграции ИЭ РАН. 2007, № 2.

27.. Косикова Л.С. Российско-украинские экономические отношения: До и после «оранжевой революции» // Проблемы постсоветских стран / ОМЭПИ ИЭ РАН. 2006. Вып. 7. Косикова Л.С. Проблемы и перспективы экономических отношений России и Украины в контексте расширения ЕС и формирования общеевропейского экономического пространства // Россия - Украина - ЕС: Конструктивные подходы к общему будущему: докл. междунар. «круглого стола». - М.: Фонд Ф. Эберта; Фонд перспективных исследований и инициатив. 2005; Косикова Л.С. Украина // Постсоветское пространство в глобализирующемся мире. Проблемы модернизации / Отв. ред. Л.З. Зевин. - М., 2007.

.28.. Бухарин Н.И. Российско-польские отношения (90-е годы XX в. - начало XXI в.). - М., 2007.

тересных конференций последних лет следует назвать международный научный симпозиум «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реалиях: отношения России с государствами Восточной Европы в условиях расширенного ЕС», международную научную конференцию «Российская политика соседства», российско-чешскую научно-практическую конференцию «Экономическое и гуманитарное сотрудничество России и Чехии: новые перспективы», серию «круглых столов» с учеными Вьетнама, Китая, Венгрии.

ОМЭПИ поддерживает тесное международное сотрудничество с учеными многих стран мира. Среди его зарубежных научных партнеров: Федеральный институт восточных и международных исследований (ФРГ), Институт стран Восточной Европы и России (КНР, Пекин); Институт мировой экономики ВАН (Будапешт); Институт международных отношений (Чехия, Прага); Институт развития Казахстана (Алма-Ата); Университет Монг Джи (Южная Корея, Сеул); Немецкий институт экономических исследований (Берлин); Институт экономики Монгольской академии наук (Улан-Батор); Научный центр социальных исследований Института европейских исследований (Вьетнам, г. Хошимин); Европейская экономическая комиссия; Европейская ассоциация экономистов по проблемам труда и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таковы основные научные направления и некоторые результаты деятельности Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН, раскрывающие сложную взаимозависимость различных уровней трансформаций, происходящих в начале XXI в. и непосредственно влияющих на Россию - объекта и субъекта глобализации и региональной интеграции, активного участника международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.