УДК 342
ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
© Касаева Татьяна Викторовна
кандидат юридических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права, Саратовский государственный социально-экономический университет.
©Афанасьева Алина Владимировна
преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье показана роль государства и институтов гражданского общества в реализации принципа транспарентности власти, намечены пути их взаимодействия в процессе формирования информационного общества в России с упором на правовую составляющую.
Ключевые слова: публичная власть, глобализация, информационное общество, открытость власти, гражданское общество, принципы деятельности государственных органов.
Ф
нормирующееся в России информационное общество создаёт особую среду, в которой осуществляется деятельность государства. Реформы, проводимые под влиянием глобализации, трансформируют общество, в его обычном понимании, - в информационное. Глобализация, реальные возможности информационных и телекоммуникационных технологий создают модели сетевых связей и процессов развития во всех областях жизни общества. Вся система организации, управления и жизнеобеспечения должна изменяться с учётом этих причин и условий. Информационное общество должно быть гражданским, социальным, демократическим и сильным. Обеспечить прогресс возможно, лишь обладая широким спектром теоретических знаний и практических навыков, информацией, умением применять их на практике [1].
Особое значение в создании информационного общества принадлежит государству, публичной власти. Многие рычаги сосредоточены в институте «электронное государство». Важную роль в обеспечении права граждан на доступ к ин-
формации о деятельности органов государственной власти сыграли: Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утверждённая Постановлением Правительства РФ; Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Последним нормативным правовым актом был утверждён Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Программа, в частности, включает задачи обеспечения информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создания предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования и информационно-коммуникационных технологий. Она определила основные приоритеты, принципы
и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления и административной реформы. Программой предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государственных информационных ресурсов не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях (посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий). Таким образом, можно констатировать: формируется тенденция ухода от исторически сложившейся практики деятельности государственных органов. Однако этот процесс протекает неравномерно [2, с. 317].
Гражданское общество, составляющие его основу граждане, семья, партии, СМИ, бизнес-структуры не должны противостоять государству, а призваны взаимодействовать в форме сотрудничества и дискуссий позитивного, конструктивного характера и постепенно включаться в сетевую систему инфокоммуникаций.
Препятствием на пути взаимопонимания государства и гражданского общества является информационный барьер. В сложившейся ситуации государство не может в полной мере выполнять управленческие функции, а гражданское общество - в полной мере реализовать самоуправленческий потенциал. Повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти напрямую связано с обеспечением открытости, доступности для граждан, а также полезного результативного взаимодействия с институтами гражданского общества.
В современном российском политическом лексиконе понятие прозрачности (транспарентности) власти имеет несколько значений. Его используют, когда хотят подчеркнуть превалирование корпоративных интересов над общенациональными. В данном контексте установление прозрачности власти означает повышение уровня её публичности, открытости, особенно в сфере принятия важных политических решений.
Требование прозрачности может исходить от самой власти. В этом случае оно обращено к бизнес-структурам с предложением перейти от системы индивидуальных договорённостей к открытым универсальным правилам взаимодействия, имеющим юридическое оформление. В эту парадигму входит характер организации коммуникации власти и общества. При этом базовой установкой является способность власти реагировать на общественные запросы
и в определённой мере оказывать влияние на их формирование.
Сегодня исполнительная власть располагает огромными ресурсами: правовыми, информационными, экономическими, техническими, организационными, человеческими и др. Её специфика проявляется в распространении на обширные территории и контингенты людей, требует постоянного внешнего контроля со стороны иных государственных структур, а также институтов гражданского общества. Принципиальным шагом в установлении чёткого гражданского контроля над властью является информационная прозрачность, открытость и доступность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В контексте изложенного значение средств массовой информации трудно переоценить. Порядок получения сведений о деятельности государственных органов средствами массовой информации регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации» [3, 2009. № 7. Ст. 878]. В соответствии со ст. 38 этого Закона «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Повышая уровень информированности граждан по какой-либо проблеме, одновременно разъясняя её важность для широких слоёв населения, СМИ не только привлекают к ней внимание масс, но и активизируют её обсуждение гражданами, способствуют выработке общественного мнения.
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что сегодня оно располагает целым рядом нормативных актов федерального уровня, которые обеспечивают доступ граждан к информации либо регулируют смежные этой области отношения. Однако они не всегда согласуются между собой. В соответствии с внесёнными в Закон РФ «О средствах массовой информации» изменениями (ч. 3 ст. 38) [3, 2009. № 7. Ст. 778], государственным органам, а также органам местного самоуправления необходимо предоставлять информацию о своей деятельности по запросам редакций. Данная формулировка, по мнению учёных, является неконкретной. Неизвестно, каким сроком при предоставлении информации о своей деятельности будут руководствоваться чиновники - семидневным, установленным Законом «О средствах массовой информации», или тридцатидневным согласно Федеральныму законому «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3, 2009. № 1. Ст. 776].
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Наряду с правами Конституция РФ устанавливает обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24). Права и обязанности в обозначенной сфере конституционно закреплены, но вместе с тем механизмы их реализации выражены не достаточно чётко. В связи с этим в 2006 г. был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3, 2006. № 31. Ст. 3448], конкретизирующий право на доступ к информации и обязывающий Правительство РФ разработать процедурные вопросы. Данный нормативно-правовой акт регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию общедоступных информационных систем, а также право граждан и организаций обжаловать действия и решения указанных структур, направленные на ограничение их права на доступ к информации.
В 2006 г. был принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3, 2006. № 19. Ст. 2060], в том числе регламентирующий процедуры работы с заявлениями, представляющими собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод. В этом же году Федеральный закон «О персональных данных» [3, 2006. № 31. Ст. 3451] упорядочил доступ физических лиц к информации о себе.
В 2007 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект уже упомянутого Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Проект был одобрен и принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении ещё 18 апреля 2007 г. 9 февраля 2009 г. Президентом России Д. А. Медведевым данный Федеральный закон был подписан. Его основные цели - это обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан РФ и структур гражданского общества о деятельности власти на государственном и местном уровнях.
Как показала практика, и это также отмечается в литературе, закон, наряду с достоинствами, имеет и некоторые недостатки [3, 2008. № 52. Ст. 6217 с. 127]. Так, приведённая в п. 1 ст. 13 формулировка «Информация о деятельно-
сти государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит...» представляется «размытой». Нечёткий, расплывчатый характер этой нормы лишает закон ожидаемой от него эффективности. В нём не указывается, какие сведения должны быть размещены на официальных сайтах государственных органов, но закрепляется перечень сведений, которые могут быть там размещены.
Отдельного рассмотрения требует механизм контроля и надзора за исполнением закона государственными органами и органами местного самоуправления. Так, контроль над обеспечением доступа к информации осуществляют руководители тех же самых органов. Это представляется не совсем верным. Общие полномочия по надзору за соблюдением Закона возлагается и на прокуратуру, но, учитывая загруженность прокуроров, можно предположить, что надзор будет не достаточно эффективным.
Вопросы возникают и по отношению к п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В данной статье указано, что если федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учётом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что приоритетом в вопросах доступа к информации данный Закон не обладает. Тем не менее подробный анализ позволяет сделать вывод, что действительно впервые законодательно предоставляется возможность доступа различным институтам гражданского общества к ранее закрытым источникам информации.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [4] призван внести свою лепту в реализацию принципа открытости власти. Одно дело, как справедливо подмечено, опубликовать интервью с журналистом, на которое его собеседник согласился добровольно и сказал перед камерой лишь то, что он считает нужным, умолчав об обстоятельствах, огласки которых он не желает. И совершенно иное, когда журналист использует показания, данные в зале суда свидетелем или потерпевшим, предупреждённым об ответственности за уклонение, отказ от дачи
показаний и за дачу ложных показаний. Отсюда, при решении вопроса о допуске журналиста на судебное заседание, судье приходится делать непростой выбор между общественным интересом к информации и интересами гражданина, которому не все равно, как он будет выставлен не публичное обозрение в средствах массовой информации.
Наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры и стимулирует их социальную ориентацию. Зная официальную точку зрения государства, её можно будет анализировать, сравнивать с другой информацией, подвергать сомнению и критике. Органы власти, которые обязаны рассказывать о своей деятельности в режиме онлайн, вынуждены становиться более ответственными по отношению к исполнению своих функций и обязанностей. Вследствие этого обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам позволяет повысить уровень социальной защищённости граждан, а также придать бизнесу большую степень стабильности и эффективности и снизить коррупцию во властных структурах.
В системе арбитражных судов, как отмечает В. В. Путин, сегодня создана единая открытая, доступная база всех судебных решений. Мы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Необходимо возрождение «судебной» журналистики. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных решений и публикации стенографических отчётов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Где мотивировка судьи продиктована не совсем понятной и прозрачной логикой [5]. По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне «открытости» или «закрытости» государства, доступности для граждан информации из государственных информационных ресурсов, прозрачности управленческих решений и процедур, а также предрасположенности того или иного ведомства к коррупции.
Необходимо усилить взаимодействие судов со средствами массовой информации: осуществлять подготовку и предоставление журналистам справочно-информационных
Библиографический
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 [Текст] // Российская газета. - 2008. - № 34.
2. Административная реформа в России: федерация и регионы. Уровни [Текст] : монография / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Ин-т государства и права, Сарат. фил., Науч.-избират.
'¿¿Ж
материалов, пресс релизов; ввести в практику выступления в СМИ представителей судов, судебного департамента; ввести обязанность отвечать на запросы СМИ; публиковать для широкого обозрения отчёты о деятельности каждого суда. Публикация в интернете судебных актов - важнейший элемент общественного контроля за деятельностью суда.
Эффективность «работы» принципа открытости власти затрагивает проблемы самого широкого охвата состояния законодательства в целом, процедур и порядка законотворческой деятельности. Анализ информационного законодательства обязывает не только добиваться качества нормативных правовых актов, но и понимать, как законы и иные акты работают, почему так часто происходят сбои. Динамичность и непрерывность процесса технологического обновления и, конечно же, не совсем точное улавливание сути проблем приводят к тому, что уже принятые законы и другие правовые акты часто изменяются и дополняются.
И тем не менее можно с уверенностью сказать, что в России необходимый «фундамент» информационного общества заложен. Процессы формирования информационного законодательства в части гарантий свободы слова и информации, транспарентности власти, доступности форм предоставления данной информации для рядового гражданина вне зависимости от его финансовых и физических возможностей должны получить дальнейшее развитие.
Правовое информационное общество требует системного видения такой цепочки, как право-закон-законность-справедливость-правосознание.
Весьма важной представляется научная разработка проблемы взаимозависимости параметров информационного общества и общества демократического. Формы и смысл демократии находятся в диалектическом движении так же, как и само общество. Институты демократии органически связаны с гражданским обществом, его состоянием, зрелостью и способностью взять на себя ответственность за решение проблем социума.
Материалы поступили в редакцию 27.03.2012 г. список (References)
1. Strategija razvitija informationnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii : utv. Prezidentom RF 07.02.2008 № Pr-212. Rossijskaja gazeta. 2008. № 34.
2. Administrativnaja reforma v Rossii: federacija i regiony. Urovni [Tekst] : monografija. Tamb. gos. un-t im. G. R. Derzhavina, In-t gosudarstva i prava, Sarat. fil., Nauch.-izbirat. centr pravovoj politiki
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
центр правовой политики субъектов РФ; под ред. А. В. Малько. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. - 395 с. - ISBN 978-5-89016-459-9.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. - ISSN 1560-0580.
4. Сусликов С. А. На пути к открытой власти [Текст] // Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. ст. - Вып. 10. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. акад. права, 2009. - ISBN
978-5-7924-0771-8.
5. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России [Текст] // Газета «Коммерсантъ». -2012. - № 20/П (4805).
sub#ektov RF; pod red. A. V. Mal'ko. Tambov. Izd-vo TGU, 2009. 395 s. ISBN 978-5-89016-459-9.
3. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. ISSN 1560-0580.
4. Suslikov S. A. Na puti k otkrytoj vlasti. Konstitucionnoe razvitie Rossii : mezhvuz. sb. nauch. st. Vyp. 10. Saratov. Izd-vo Saratovskoj gos. akad. prava, 2009. ISBN 978-5-7924-0771-8.
5. Demokratija i kachestvo gosudarstva. Vladimir Putin o razvitii demokraticheskih institutov v Rossii. Gazeta «Kommersant». 2012. № 20/P (4805).
УДК 32.1:004
ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
© Овчинников Илья Сергеевич
профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и документационного обеспечения управления, Саратовский государственный социально-экономический университет.
© Русакова Наталия Александровна
кандидат политических наук, доцент кафедры до-
кументоведения и документационного обеспечения управления, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье анализируется воздействие информационно-коммуникационных
технологий на различные государственные, общественные, коммерческие структуры и институты.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, управление, акторы, трансформации, властные полномочия.
Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой Восьмерки, подчеркивает революционную роль ИКТ в обеспечении взаимодействия правительства и гражданского общества, направленного на достижение взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста
и повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления. Одно из положений Хартии включает «.активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени