2018, том 20 [5]
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-5-39-44
УДК 159.99
ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Игнатова Е.С., Бергфельд А.Ю., Катаева Д.А.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,
г. Пермь, Российская Федерация
Аннотация. В статье предпринимается попытка проследить трансформацию моделей качества жизни в психологической науке, связанные с анализом содержательного наполнения феномена и стадии развития проблемы качества жизни («эмбриональная», «квантификационная», «концептуальная»). Охарактеризованы стадии развития понятия «качество жизни»: на «эмбриональной» стадии понятие качества жизни только формируется, на «квантификационной» разрабатываются социальные показатели и индикаторы качества жизни, на «концептуальной» происходит концептуализация качества жизни, связанная с формированием двух основных направлений исследования этого понятия - «глобального моделирования» (исследование «качества жизни общества») и «субъективного качества жизни», или «ощущаемого качества жизни» (изучение «качества жизни личности»). Предлагается вариант трансформации моделей качества: интегративная модель, субъективная модель, социологическая модель. Для каждой модели сформулированы и выделены: общие положения, цель, задачи, основные представители. В субъективной модели качество жизни рассматривается как субъективное отношение человека к своему здоровью и благополучию, в целом. В социологической модели качество жизни рассматривается как материальная и духовная составляющей жизни людей. В интегративной модели учитывается система физического, психического и социального компонентов функционирования человека.
Ключевые слова: качество жизни, модели качества жизни, психология, психология здоровья, психологическое благополучие.
Понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении устойчивое положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития. Этот интерес обусловлен и процессом глобализации, который диктует для модернизирующихся государств необходимость в создании достойных условий жизни не только для будущих, но и ныне живущих поколений. Значимость проблемы качества жизни в России возрастает и в
связи с тем, что человеческий ресурс в условиях активного снижения возраста лиц с социально-значимыми заболеваниями, депопуляции населения становится дефицитным ресурсом [1].
Потребность в интеграции различных ресурсов человека для повышения качества жизни требует детального анализа исследования дискурс-ных процессов феномена «качество жизни».
Целью публикации является рассмотрение трансформации моделей качества жизни в рамках психологии здоровья.
~ 39 ~
—--—
Для достижения цели целесообразно решить следующие задачи: 1) выявить сущность качества жизни и охарактеризовать стадии развития этого феномена; 2) представить модели качества жизни и их трансформацию в контексте изменений проблематики исследований.
В разработке проблемы качества жизни в рамках психологической науки можно выделить три стадии: «эмбриональную», «квантификацион-ную», «концептуальную» [2].
Первая стадия - «эмбриональная» (конец 1950-х - середина 1960-х гг.). Понятие «качество жизни» только формируется. Появилась первая публикация «Экономическая теория благосостояния» (1924), созданная английским экономистом, представителем кембриджской школы, А. Пигу. Суть работы состояла в исследовании качества жизни в связи с анализом понятия благосостояния. Основным показателем качества жизни является внутренний валовой продукт, приходящийся на одного жителя страны. На этой стадии качество жизни понимается как удовлетворение духовных потребностей общества [2].
Для второй стадии, которая началась в 1966 г. и получила название «квантификационная», характерна разработка социальных показателей и индикаторов качества жизни. На этой стадии понятие «качество жизни» рассматривается преимущественно в трех аспектах.
Во-первых, со стороны социальных индикаторов, таких как, прожиточный минимум и объем потребляемых товаров человеком [3].
Во-вторых, понятие «качество жизни» употребляется как нормативный эталон благосостояния, включающий не только материальные, но и
Модели ка'
социальные, экологические, политические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека. Наступает этап перехода от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения уточненных видоизмененных личных потребностей индивида в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношения.
В-третьих, понятие качества жизни рассматривается как характеристика последствий экономической и технологической политики, влияния научно-технического прогресса на социальные отношения. В этот период впервые обращается внимание на психологические характеристики качества жизни, которые выражаются в уровне удовлетворенности (неудовлетворенности) человека условиями своего существования, факторами нематериального порядка - здоровьем, условиями труда, уровнем образования, состоянием окружающей среды и др.
На третьей стадии происходит концептуализация качества жизни, связанная с формированием двух основных направлений исследования этого понятия - «глобального моделирования» и «субъективного качества жизни», или «ощущаемого качества жизни» [4].
В рамках этих направлений формируются различные подходы к изучению этого понятия:
• «глобальное моделирование» - исследование «качества жизни общества»;
• «субъективное качество жизни» - изучение «качества жизни личности».
На основе подходов к изучению качества жизни можно выделить несколько моделей феномена качества жизни.
Таблица 1
ства жизни
Название модели Общее положение Цель Задачи Основные представители
Интегративная модель Интегративное свойство жизнедеятельности людей уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потреб- Учет физического, психического и социального 1) Изучение физического состояния человека (саморегуляции А.А. Новик (1999), Г.М. Зара-ковский (2009),
—--—
~ 40 ~
Since 1999
—--—
ностям индивидов или их социу- функциони- функций орга- Alonso
мов; интегральная характери- рования че- низма). N.B.
стика физического, психиче- ловека. 2) Изучение (2007) [5]
ского и социального функциони- психического
рования человека. состояния (психика человека) 3) Изучение социального состояния (социальный статус, роль и т. д.)
Субъективная Субъективное восприятие сво- Изучение Анализ об- ЮН. Бе-
модель его состояния человеком (как субъектив- щего благопо- ликов
одна из групп факторов, форми- ного отно- лучия и состо- (1993),
рующих качество жизни; по- шения чело- яния человека, Н.Н. Пет-
мимо нее выделяется физиче- века своего по его субъек- рова
ский статус), обусловлено вос- здоровья и тивному вос- (2000) ,
приятием человека общего со- благополу- приятию сво- Л. Леви и
стояния своего здоровья; оценка чия, в це- его организма. Л. Андер-
совокупности условий физиче- лом. сон
ского, умственного и социаль- (1979),
ного благополучия, т.е., как они Г.М. Го-
понимаются отдельным индиви- ловина и
дуумом и отдельной группой, Т.Н. Са-
включая понимание таких состо- вченко
яний, как счастье, удовлетворе- (1996)
ние и удовольствие.
Социологиче- Качество жизни как социологи- Изучение Анализ каче- ИВ. Бес-
ская модель ческая категория, выражающая материаль- ства удовле- тужев-
«качество удовлетворения мате- ной и ду- творения ма- Лада
риальных и духовных потребно- ховной со- териальных и (1984),
стей людей»; системно-целост- ставляющей духовных по- Б.В. Бой-
ное образование, формируемое людей. требностей цов
как взаимосвязь разнокачествен- людей. (2000),
ных составляющих: качество А.И.
природной среды, качество здо- Субетто
ровья популяции, духовное ка- (2004).
чество, качество образования,
при этом на целостность и смыс-
ловую завершенность качества
жизни влияет духовность
Как видно из Таблицы 1, разработанные модели качества жизни именуются так: интегратив-ная, субъективная и социологическая модель.
Каждая модель описывается по четырем характеристикам:
1) общее положение;
2) цель;
3) задачи;
4) основные представители.
Первая модель - интегративная. Сущность этой модели заключается в наличии интегратив-ного свойства жизнедеятельности людей, то есть уровня соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным
~ 41 ~
—--—
потребностям индивидов или их социумов, также интегративная модель отображает интегральную характеристику физического, психического и социального функционирования человека. Цель ин-тегративной модели: учет физического, психического и социального функционирования человека.
Задачи:
1) Изучение физического состояния человека (саморегуляции функций организма).
2) Изучение психического состояния (психика человека).
3) Изучение социального состояния (социальный статус, роль и т.д.). Основные представители: А.А. Новик (1999), Г.М. Зараковский (2009), Alonso N.B. (2007).
Вторая модель - субъективная. Модель представляет собой субъективное восприятие своего состояния человеком (как одна из групп факторов, формирующих качество жизни; помимо нее выделяется физический статус), обусловлено восприятием человека общего состояния своего здоровья; оценка совокупности условий физического, умственного и социального благополучия, т.е., как они понимаются отдельным индивидуумом и отдельной группой, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение и удовольствие. Цель: изучение субъективного отношения человека своего здоровья и благополучия, в целом. Задачи: анализ общего благополучия и состояния человека, по его субъективному восприятию своего организма. Основные представители: Ю.Н. Беликов (1993), Н.Н. Петрова (2000), Л. Леви и Л. Андерсон (1979), Г.М. Головина и Т.Н. Савченко (1996).
Третьей моделью качества жизни является социологическая. Суть этой модели состоит в понимании качества жизни как социологической категории, выражающей "качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей" (Бестужев-Лада, 1984); системно-целостное образование, формируемое как взаимосвязь разнокачественных составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, духовное
качество, качество образования, при этом на целостность и смысловую завершенность качества жизни влияет духовность.
Цель: изучение духовной составляющей людей. Задачи: анализ качества удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Основные представители: И.В. Бестужев-Лада (1984), Б.В. Бойцов (2000), А.И. Субетто (2004).
Рассмотрим соотношение каждого этапа развития феномена качества жизни и модели качества жизни.
Первая стадия - «эмбриональная». Этой стадии соответствует социологическая модель качества жизни. Именно на первой стадии качество жизни понималось, как удовлетворение духовных потребностей, а социологическая модель является категорией, которая выражает качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, поэтому зарождение социологической модели осуществилось на эмбриональной стадии.
Вторая стадия - «квантификационная». Этот этап характеризуется удовлетворением уточненных видоизмененных личных потребностей индивида в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношения, тем самым субъективная модель возникает на этой стадии, ведь для содержания модели значимым выступает субъективное восприятие и отношение к общему состоянию человека, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение и удовольствие.
Третья стадия - «концептуальная», которая включает два основных направления исследования понятия качество жизни - «глобальное моделирование» и «субъективное качество жизни», или «ощущаемое качество жизни», поэтому возникновение интегративной модели стоит отнести к этой последней стадии, так как модель является интегральной характеристикой физического, психического и социального функционирования человека.
Таким образом, история развития понятия «качество жизни» происходила от экономического и формального к психологическому, что отражает общую тенденцию гуманизации общества. Чело-
~ 42 ~
—--—
век может заниматься разной трудовой деятельностью, обладать любым темпераментом и характером, быть больным или здоровым, но главный вопрос, который задает себе каждый - счастлив ли он. Счастье является основным субъективным выражением качества жизни. Существуют три стадии разработки проблемы качества жизни: «эмбриональная», «квантификационная», «концептуальная». Таким образом, на основе трех стадий выявлено три модели: интегративная, субъективная и социологическая модель. На сегодня научно-обоснованной и наиболее используемой является интегративная модель качества (А.А. Новик (1999), Г.М. Зараковский (2009), Alonso N.B. (2007).
На основе интегративной модели определяет «качество жизни» человека Всемирная организация здравоохранения, выделяя следующие критерии:
- физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, отдых);
- психологические (положительные эмоции, мышление, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания);
- уровень самостоятельности (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения);
- общественная жизнь (личностные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность);
- окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология) [5].
Тем самым мы подтверждаем, что понимание качества жизни находится на «концептуальной» стадии. Феномен «качество жизни» рассматривается как интегральная характеристика физического, психического, социального функционирования личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Спиридонова Е.М. Информационно-статистическое обеспечение исследований качества жизни населения на региональном уровне: монография / Е.М. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2009 - 416 с.
[2] Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М., Современные психологические подходы к анализу качества жизни / Е.Е. Ротова // Системная психология и социология. - 2012. - № 5. - С. 6570.
[3] Лига М.Б. Качество жизни как основа безопасности: [монография] / М.Б. Лига; под ред. М.В. Константинова. - Москва: Гардарики, 2006.
[4] Евдокимов В.И. Качество жизни: оценка и системный анализ / В.И. Евдокимов, И.Э. Есау-ленко, О.И. Губина. - Воронеж: Истоки, 2007. -242 с.
[5] Quality of life and burden in caregivers of patients with epilepsy / A.C. Westphal-Guitti, N.B. Alonso, R.C. Migliorini [et al.] // Neurosci Nurs. 2007. Vol. 39, N 6. P. 354-360.
QUALITY LIFE MODELS' TRANSFORMATION IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Ignatova E.S., Bergfeld A.Yu., Kataeva D.A.
Perm state university, Perm, Russian Federation
Annotation. The article attempts to trace the transformation of models of quality of life in psychological science associated with the analysis of the content of the phenomenon and the stage of development of the quality of life problem ("embryonic", "quantification", "conceptual"). The stages of development of the concept "quality of life" are characterized: at the "embryonic " stage, the concept of quality of life is only formed, at the "quantification " social indicators and indicators of quality of life are developed, at the "conceptual" there is a conceptualization of quality of life associated with the formation of two main directions of research of this concept "global modeling " (the study of "quality of life ") and
—-дъэ+ыв-—
~ 43 ~
—--—
"subjective quality of life ", or "perceived quality of life " (the study of the "quality of life of the individual"). The variant of historical transformation of quality models is offered: integrative model, subjective model, sociological model. For each model formulated and highlighted: General provisions, purpose, objectives, and key representatives. In the subjective model, the quality of life is considered as a subjective attitude of a person to his / her health and well-being in General. The sociological model considers the quality of life as a material and spiritual component ofpeople's life. The integrative model takes into account the system of physical, mental and social components of human functioning. Key words: quality of life, life quality models, psychology, health psychology, psychological well-being.
REFERENCES
[1] Spiridonova E.M. Informacionno-statisticheskoe obespechenie issledovanij kachestva zhizni nasele-nija na regional'nom urovne: monografija / E. M. Spiridonova; Jarosl. gos. un-t im. P.G. Demidova. -Jaroslavl', 2009 - 416 p.
[2] Rotova E.E., Mashilov K.V., Zhigareva E.B., Kogan B.M, Sovremennye psihologicheskie podhody k ana-lizu kachestva zhizni / E.E. Rotova // Sistemnaja psi-hologija i sociologija. - 2012. - № 5. - p. 65-70.
[3] Liga M.B. Kachestvo zhizni kak osnova bezopas-nosti: [monografija] / M.B. Liga; pod red. M.V. Kon-stantinova. - Moskva: Gardariki , 2006.
[4] Evdokimov V.I. Kachestvo zhizni: ocenka i sistemnyj analiz / V.I. Evdokimov, I.Je. Esaulenko, O.I. Gu-bina. - Voronezh: Istoki, 2007. - 242 p.
[5] Quality of life and burden in caregivers of patients with epilepsy / A.C. Westphal-Guitti, N.B. Alonso, R.C. Migliorini [et al.] // Neurosci Nurs. 2007. Vol. 39, N 6. P. 354-360.
~ 44 ~