Научная статья на тему 'Трансформации исторического контекста в языковом сознании: идеи, идолы, идеалы'

Трансформации исторического контекста в языковом сознании: идеи, идолы, идеалы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИДЕИ / ИДОЛЫ / ИДЕАЛЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / 1917 ГОД / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / IDEAS / IDOLS / IDEALS / HISTORICAL EVENTS / 1917

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пильгун Мария Александровна

Статья посвящена исследованию рефлексов идеологической парадигмы Октябрьской революции 1917 г. в языковом сознании российской молодёжи. Для изучения эмпирического материала использовался контент-анализ с помощью программного обеспечения AutoMap. В результате выяснено, что современные молодые люди выделяют как важное событие ХХ в. только Октябрьскую революцию 1917 г., а предшествовавшая ей Февральская революция 1917 г. практически не присутствует в их языковом сознании. Наиболее популярной остаётся идея социальной справедливости. Среди исторических персонажей событий 1917 г. выделяются образы В.И. Ленина и И.В. Сталина. Исследование также показало высокую эффективность использования сакральных идеалов христианства в качестве основы для формирования идолов нового миропорядка на российской почве в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present paper is of high relevance, because this year marks the 100th anniversary of the events of 1917, which forces us to reconsider the situation of that time. The subjects of the study are reflections of the ideological paradigm of the October Revolution in the consciousness of today’s young Russian people. The purpose of the study is to analyze changes in the attitude to the events of 1917 and the opinion of the modern Russian Society on them. The empirical material was investigated using content analysis with the AutoMap software. The results of the study show that young people today think that the October Revolution of 1917 is an important event of the 20th century, only, while the February Revolution is almost missing in their linguistic consciousness. The most popular is the idea of social justice. Among the historical characters of the events of 1917, the images of Lenin and Stalin stand out. The study has also revealed the high efficiency of the sacred ideals of Christianity as the basis for the formation of a new world order idols in Russia.

Текст научной работы на тему «Трансформации исторического контекста в языковом сознании: идеи, идолы, идеалы»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

__СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2017, Т. 159, кн. 5 С.1244-1257

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

УДК 81'42

ТРАНСФОРМАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ: ИДЕИ, ИДОЛЫ, ИДЕАЛЫ

М.А. Пильгун

Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, 101000, Россия

Аннотация

Статья посвящена исследованию рефлексов идеологической парадигмы Октябрьской революции 1917 г. в языковом сознании российской молодёжи. Для изучения эмпирического материала использовался контент-анализ с помощью программного обеспечения АШсМяр. В результате выяснено, что современные молодые люди выделяют как важное событие ХХ в. только Октябрьскую революцию 1917 г., а предшествовавшая ей Февральская революция 1917 г. практически не присутствует в их языковом сознании. Наиболее популярной остаётся идея социальной справедливости. Среди исторических персонажей событий 1917 г. выделяются образы В.И. Ленина и И.В. Сталина. Исследование также показало высокую эффективность использования сакральных идеалов христианства в качестве основы для формирования идолов нового миропорядка на российской почве в XXI в.

Ключевые слова: языковое сознание, идеи, идолы, идеалы, исторические события, 1917 год

Эмилия Агафоновна Балалыкина и Татьяна Михайловна Николаева - почтенные юбиляры текущего года - в своих научных трудах развивали традиции Казанской лингвистической школы, являясь одними из наиболее ярких и талантливых учеников Виталия Михайловича Маркова (1927-2010).

Сложно переоценить вклад в современную научную парадигму, который внесла Э.А. Балалыкина: её работы по словообразованию, морфологии и лексикологии русского языка заняли прочные позиции в учебных программах (см., например, [1]). Особо следует отметить широту научного взгляда Эмилии Агафоновны. Это и сопоставительные исследования славянских и балтийских языков, и анализ особенностей поэтической речи А.С. Пушкина и И.А. Бродского, и описание основных принципов этимологического анализа, и многое другое (см. «Мир языка и языки мира» [2]), а также «Приключения слов» [3], «Метаморфозы русского слова» [4]). Они открывают новый горизонт для современных лингвистических и междисциплинарных исследований.

Т.М. Николаева внесла огромный вклад в развитие диахронического изучения семантико-стилистических преобразований, истории русского литературного языка. Её работы по словообразованию, лексикологии и стилистике

русского языка раскрывают различные аспекты развития языковой системы (см., например, [5-7]).

Труды Э.А. Балалыкиной и Т.М. Николаевой позволяют нам по-новому осмыслить и развивать лингвистическое наследие Казанской научной школы.

Введение

Изучение различных форм речевой деятельности является актуальной проблемой лингвистики, поскольку современные исследования направлены в антропоцентрическую сферу. Важной составляющей лингвистической парадигмы сегодня стала концепция языкового сознания - суждения человека об окружающем мире и оценочная парадигма в отношении различных событий, в частности исторических. «Языковое сознание как объект анализа, - отмечает Н.В. Уфим-цева, - позволяет уточнить представления об образах сознания, ассоциированных с телами языковых знаков и обычно называемых в лингвистике лексическими значениями, расширить наши знания о динамике развития значений слов в онтогенезе, сформировать более адекватное понимание процесса языкового общения» [8, с. 4].

Развитие лингвистических теорий, расширение рамок эмпирического материала, привлечение технологических средств - всё это обогащает исследовательскую парадигму, позволяет изучать лингвистические феномены на междисциплинарном уровне, раздвигая границы отдельных дисциплин и создавая принципиально новые алгоритмы изучения языкового сознания.

Важный сегмент данной категории составляет историческая память как один из значимых элементов самосознания человека, которые определяют особенности менталитета, языковой картины мира, траектории развития общества. Анализ трансформации исторического контекста в языковом сознании, изучение особенностей интерпретации тех или иных вех молодёжью, выявление аксиологических и коннотативных оттенков при осмыслении фактов прошлого в языковом сознании различных групп общества позволяют обнажить многие социальные и идеологические проблемы, а значит, с определённой долей вероятности прогнозировать поведенческие особенности пользователей в онлайн- и офлайн-среде, обозначая предполагаемые пути развития событий в современном обществе.

Так, 100-летний юбилей событий 1917 г. побуждает вернуться к осмыслению ситуации, проанализировать, как менялись оценки данных исторических коллизий, каково отношение к ним, выраженное в языковом сознании современного молодого поколения. Представляется актуальным выяснить, какие идеи участников революции оказались наиболее жизнеспособными и являются актуальными в настоящее время, каких идолов породила данная эпоха, остались ли следы идеалов, которые вдохновляли революционеров, в языковом сознании.

При обсуждении исторического контекста 1917 г. наиболее популярными оказываются следующие темы:

• Как стало возможным то, что произошло в 1917г.?

• Почему монархия была уничтожена за 8 дней?

• Были ли у Императора Всероссийского, Царя Польского и Великого князя Финляндского Николая II шансы предотвратить катастрофу?

• Что привело большевиков к победе?

• Какие тактики оказались наиболее эффективными?

• Как оценивать последствия 1917г.?

По всем перечисленным и другим вопросам существует большое количество разнообразных ответов в научной литературе (см., например, [9-11]), а также художественных произведениях («Двенадцать» А.А. Блока [12], «Истоки» М.А. Алданова [13], «Хромосома Христа» В.П. Колотенко [14] и др.), отражающих, как правило, идеологические, политические или религиозные взгляды автора. Однако в обществе нет единого мнения в оценке событий 100-летней давности. Ср. позиции С.Ю. Волкова [15] и И.Я. Фроянова [16].

Кроме того, нужно отметить, что отношение к революции постоянно подвергалось ревизии на протяжении XX столетия, колебания в интерпретации находили отражение в научных работах, учебниках, произведениях искусства, музейных экспозициях и т. д.

Как известно, в 1917 г. в России произошли две революции - Февральская и Октябрьская. Обе имели решающее значение для развития мировых политических и социальных процессов и до сегодняшнего дня являются предметом обсуждений и споров в научных кругах, на общественных площадках, в медийном пространстве. Между тем несложно заметить, что всё внимание сосредоточено на революции Октябрьской, а Февральская упоминается намного реже. Подобное положение соответствует установкам советского времени и продолжает традиции «идеологически правильной» трактовки исторических событий.

Активно дискутируют о событиях 1917 г. на мероприятиях, посвящённых столетнему юбилею. Они проходят в последнее время в разных форматах - научные конференции, «круглые столы» и проч.:

- Международная научно-практическая конференция «Россия в 1917 году в восприятии современной российской молодёжи: медиадискурс» (г. Москва, 3 ноября 2015 г.)1;

- 2-я Международная научно-практическая конференция «Россия в 1917 году в восприятии современной российской молодёжи: медиадискурс» (г. Москва, 2 ноября 2016 г.)2;

- Секция «1917-2017 гг.: уроки столетия глазами журналистов» в рамках Митрофановских чтений (г. Воронеж, 7 декабря 2016 г.)3;

- «1917-2017: 100 лет русской революции» (г. Беркли, 3 марта 2017 г.)4 и др.

В 2015 г. Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) объявил целевой

конкурс «Россия в 1917 году»5, призванный поддержать проекты междисциплинарных исследований в данной сфере.

В 2017 г. компания «Яндекс» запустила медийный проект «1917. Свободная история». Авторами идеи отмечается:

1 http://www.j ourn .msu .ru/about/calendar/17658/.

? http://www.j ourn .msu .ru/about/calendar/19127/.

3 http://jour.vsu.ru/arhiv-arhiv-anonsov/21-10-2016-sekciya-mitrofanevskih-chteniy- 1917-2017-gg-uroki-stoletiya-

glazami/.

4 https://creees.stanford.edu/events/41st-annual-stanford-berkeley-conference-1917-2017-100-years-russian-

revolution/.

5

http://www.rih.ru/index.php/ru/konkursy/arkhiv-konkursov/353-celevoj-konkurs-proek:tov-mezhdisciplinarnyh-issledovanij-2015-goda-rossija-v- 1917-godu/.

• Это возможность узнать историю 1917 года от современников и главных героев событий самого важного года в истории России XX века.

• ... Вы не найдёте здесь ни капли вымысла. Все тексты, написанные от лица героев, взяты из их писем, воспоминаний, дневников и других документов эпохи.

• Это сериал, воплощённый в форме соцсети: заходя на сайт, вы каждый день узнаёте о том, что произошло ровно сто лет назад с героями и всей страной. Что занимало мысли людей, что случилось с каждым из них в этот насыщенный событиями год. Вы не можете заглянуть в будущее, можете лишь следить за событиями в реальном времени6.

Интересным также представляется опыт «создания постоянно действующей площадки межмузейного диалога» - проект «Музей в революции / Революция в музее»7. На примере репрезентации одного из самых сложных сюжетов отечественной и мировой истории ХХ столетия Ю. Кантор при поддержке Фонда Потанина пытается создать новую форму работы для «научно-прикладного» диалога о революционных событиях. Профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена хочет разобраться вместе с музейными работниками, историками, преподавателями из разных регионов страны, как на протяжении ста лет колебания в отношении к революции отражались в музейных экспозициях, посвящённых 1917 г., как музеи сохраняли те экспонаты, которые считались «идеологически вредными». Обсуждение этих и ряда других вопросов запланировано в трёх городах: Красноярске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге (подробнее см. [10]).

1. Идеи 1917 г. в языковом сознании современной молодёжи

Идеи, будучи определённой формой отражения внешнего мира, которая содержит как цели, так и перспективы познания и практических трансформаций, всегда играли важную роль в периоды преобразований общественного строя. Если для Платона идея была константой, постигаемой только духовным способом, отражающей прообразы вещей, представленные в реальном мире, то Декарт и Локк уже трактуют понятие «идея» как «образ вещи, создаваемый духом», которому некий предмет/явление реального мира соответствует несовершенным образом (цит. по [17]).

Очевидно, что революционные идеи декларируются лидерами, которые формулируют и транслируют в массы основные послания конкретного исторического момента.

Важнейшие идеи 1917 г. принято связывать с именем В.И. Ленина - главного идеолога революции. Любопытным представляется контент-анализ его полного собрания сочинений (см. ПСС) с точки зрения основных смыслов и идей, которые сформированы в программных работах.

Наиболее частотными в произведениях В.И. Ленина оказались следующие слова и словосочетания (далее в широком общегуманитарном понимании -концепт):

6 https://project1917.ru/.

7 http://museum.fondpotanin.ru/spetsproekty/revolution100/.

№ Концепт Количество употреблений

1 Маркс 587

2 Производство 497

3 Капитализм 418

4 Крестьянин 387

5 Хозяйство 353

6 Против России 347

7 Струве 266

8 Труд 260

9 Рабочие 369

10 Развитие 310

Однако анализ относительной доли употребления указанных концептов в корпусе текстов В.И. Ленина8 показывает результаты другие:

№ Концепт Относительная доля, %

1 Производство 0.05

2 Хозяйство 0.05

3 Против России 0.05

4 Маркс 0.04

5 Крестьянин 0.04

6 Капитализм 0.04

7 Струве 0.04

8 Труд 0.04

9 Рабочих 0.03

10 Развитие 0.03

Конфликт между революционными идеями и их воплощением в реальную жизнь не раз, что было отмечено выше, становился предметом научных штудий и художественных работ в различных видах искусства. На наш взгляд, в рамках настоящего исследования важно не только разграничить идеи Февральской и Октябрьской революций 1917 г., но и рассмотреть последствия, которые они оставили в языковом сознании, памяти потомков, восприятии современных молодых людей.

Если говорить о Февральской революции 1917 г., то её идеи формировались под влиянием социально-экономического и политического кризиса, вызванного войной, проблемами с транспортом, продовольствием, медикаментами и проч., были выражены в таких лозунгах, как:

- Долой монархию!

- Долой самодержавие!

- Хлеба!

- Долой войну!

Наиболее известные идеи Октябрьской революции 1917 г. были воплощены в лозунгах:

- Мир - народам;

- Земля - крестьянам;

- Фабрики - рабочим.

8 Relative_percentage-across_texts - отношение частоты концепта (Type) к общей сумме слов (Token) в корпусе текстов.

Табл. 1

Наиболее значимые события ХХ в. (по данным социологического опроса, проведённого среди студентов вузов разных специальностей в период с июня 2015 г. по ноябрь 2016 г.)

Событие Процент от суммарного количества

Великая Отечественная война 9.1

Октябрьская революция 8.8

Распад СССР 8.7

Полёт в космос Ю. Гагарина 8.1

Первая мировая война 7.0

Вторая мировая война 4.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Холодная война 4.0

Перестройка 3.7

Создание атомного/ядерного оружия 3.2

Взрыв на Чернобыльской АЭС 3.1

Гражданская война 3.0

Сталинские репрессии 2.9

Образование СССР 2.7

Февральская революция 2.6

Дефолт 1998 г. 2.5

Научные открытия 2.4

Ввод войск в Афганистан 2.4

Олимпийские игры 1980 г. 2.3

Смерть Сталина 2.1

Русско-японская война 2.1

Расстрел царской семьи 2.1

Заявление Б.Н. Ельцина о досрочной 2.0

Буржуазная революция 1905-1907 гг. 1.8

Первая Чеченская война 1.7

Осуждение культа личности 1.5

Смерть Ленина 1.4

Культурные события 1.4

Карибский кризис 1.2

Другое 2.3

Именно с этими призывами большевики смогли прийти к власти, свергнуть вооружённым путём Временное правительство, провозгласить советскую власть, положить начало разрушению капиталистического строя и строительству социализма.

В советской исторической традиции существовала версия «двух революций». Февральская революция 1917 г. обозначалась как буржуазно-демократическая, Октябрьская - вторая, социалистическая (см., например, [18, с. 984]). Именно последняя была в центре внимания, использовалась в идеологических и политических целях, приобрела романтический поэтический ореол в культурном контексте. В этой связи закономерен итог, который получен в ходе социологического опроса: в сознании современных российских граждан Февральская революция 1917 г. существенно меньше представлена как важное событие ХХ в. (подробнее об этом в табл. 1).

Общее число респондентов опроса - 2500 человек. Из них 42.1% - мужчины, 57.9% - женщины. Возраст 16-25 лет. Область охвата - 15 городов, репрезентирующих разные федеральные округа России:

• Центральный - Москва;

• Северо-Западный - Санкт-Петербург;

• Южный - Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону;

• Северо-Кавказский - Пятигорск;

• Приволжский - Казань, Киров, Нижний Новгород, Ульяновск;

• Уральский - Екатеринбург, Тюмень, Челябинск;

• Сибирский - Новосибирск;

• Дальневосточный - Хабаровск (см. также [11]).

Следует отметить, что живой отклик у современной российской молодёжи находит активно используемая большевиками в период прихода к власти идея социальной справедливости (наряду с идеей развития страны, которая имела большое значение для В.И. Ленина как революционного лидера). Об этом свидетельствуют, в частности, результаты эксперимента с участием студентов трёх московских вузов: Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Молодым людям было предложено написать эссе на тему «Как вы оцениваете октябрьские события 1917 года?» (задание выполнялось без предварительной подготовки в учебной аудитории в течение 20 минут). Респонденты - 300 человек (по сто из каждого вышеперечисленного вуза) - были свободны в своих описаниях от лидеров мнений и проч., не зная исследовательского замысла. Так, среди положительных последствий Октябрьской революции 1917 г. студенты (59.8% - женщины, 40.2% - мужчины) назвали явления, которые можно объединить в одно семантическое (понятийное) поле. Социальное равенство и гарантии (35.4%), грамотность и общая культура (12.3%), гражданские права и свободы (10.8%) - всё это смысловые компоненты концепта «социальная справедливость». Подробнее итоги эксперимента представлены в табл. 2.

Табл. 2

Положительная оценка исторических последствий Октябрьской революции 1917 г.

Последствия Относительная доля, %

Толчок к развитию страны 35.4

Социальное равенство и гарантии 35.4

Выбор нового пути развития страны 30.8

Покончили с монархией и феодализмом 23.1

Развитие промышленности 15.4

Грамотность и общая культура 12.3

Создание сильной, великой державы 10.8

Гражданские права и свободы 10.8

Влияние на другие страны (народ стал бороться) 9.2

Влияние на другие страны (показали, как не надо) 6.2

Другое 41.5

2. Идолы 1917 г. в языковом сознании современной молодёжи

Трактовки понятия «идол» известны ещё со времён Демокрита [19, с. 101104], однако наиболее полно его раскрыл Ф. Бэкон в трактате «Новый Органон» [20]. В своём главном философском сочинении основоположник эмпиризма и английского материализма формулирует новый подход к науке и называет четыре главных источника ошибок, присущих научному познанию:

• идолы рода, вытекающие из самой природы человека (афоризм XLI);

• идолы пещеры - заблуждения отдельного человека, обусловленные его особыми прирождёнными свойствами или людским окружением (афоризм XLИ);

• идолы площади, которые определяются взаимодействием людей (афоризм XLШ);

• идолы театра, «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств» (афоризм XLГV) [20, с. 19].

Неоднократно отмечено, что людям свойственно персонифицировать историю, приводить результаты исторических событий к психологическому конфликту конкретных исторических лидеров (см., например, [21]). Такая тема, как роль личности в истории, разумеется, никогда не утратит свою актуальность. Однако чрезмерное внимание, необъективные трактовки деятельности того или иного исторического лица приводят к появлению идолов, искажению реальной картины происходящего.

В настоящее время известен целый ряд деятелей, сыгравших важную роль в рассматриваемый период: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, а также Л.Г. Корнилов, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий, А.Ф. Керенский, Я.М. Свердлов и др.

Вместе с тем контент-анализ произведений В.И. Ленина демонстрирует следующую картину значимых исторических лиц:

№ Концепт Количество употреблений Относительная доля, %

1 Маркс 587 0.05

2 Струве 266 0.04

3 Михайловский 244 0.02

4 Энгельс 135 0.02

5 Марксисты 90 0.02

В сознании же современной молодёжи, по нашим данным, из представителей революционной эпохи существуют только В.И. Ленин и И.В. Сталин. Подобное положение дел подтверждает исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который в 2004 г. показал:

«Кумиры современной российской молодёжи, по мнению опрошенных, - это, прежде всего, поп- и рок-звёзды, представители "золотой" молодёжи (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%) и спортсмены (22%). И редкие респонденты относят к кумирам молодёжи революционеров (1%) и современных отечественных политиков (4%), за исключением В. Путина, которого кумиром молодёжи назвали 10% опрошенных.

При этом респонденты 18-24 лет чаще, чем в среднем по массиву опрошенных, к кумирам молодёжи относят поп- и рок-звёзд, "золотую" молодёжь (52%), успешных бизнесменов, олигархов (42%), спортсменов (37%), В. Путина (14%)» [22].

Стереотипы, идолы в историческом контексте, особенно применительно к 1917 г., оказываются непосредственно связанными с образами власти, анализу которых в разных национальных традициях и в различные периоды посвящено огромное количество научных трудов (см. [23]).

С.В. Санников выделяет три типа установок в интерпретации «образа власти» как междисциплинарного феномена:

1) парадигма литературной имагологии (Д.-А. Пажо), для которой характерен подход к пониманию образа через формы описания «Другого»;

2) психологическая парадигма (Э.Б. Титченер, З. Фрейд, К.Г. Юнг), в рамках которой образы могут трактоваться в категориях представления, восприятия, впечатления;

3) семиотическая парадигма (Ч.С. Пирс), согласно которой образ рассматривается как определённый тип знака - иконический [24].

В последние десятилетия, в том числе так называемые нулевые годы, при формировании в языковом сознании образов власти решающее значение имели медиафакторы. Прежде создание смысловой оболочки фактов, явлений и процессов и продвижение общественных идеалов СМИ контролировались либо специальными общественными институтами, выполнявшими функцию цензора, либо этическими стандартами профессиональных сообществ журналистов. Разумеется, далеко не всегда и те, и другие справлялись с возложенными на них задачами. О проблемах негативного влияния стремительно развивающихся массовых коммуникаций на общественное сознание в середине XX в. одним из первых заговорил Ч.Р. Миллс. Сконцентрировав своё внимание на политических последствиях воздействия массмедиа, американский учёный констатировал, что с увеличением размеров и централизацией социальных институтов увеличились также размах и интенсивность усилий демиургов общественного мнения. Он утверждал: масштабы и действенность орудий формирования последнего, которыми располагают социальные институты, способствовали возникновению современного общества, состоящего из пассивных масс. А политически инертное общество - это прямой путь к тоталитарному государству [25].

В той или иной степени эти взгляды разделяли и другие. Как отмечает Г. Дебор, процессы театрализации всей общественной жизни зашли так далеко, что следует говорить не просто о стирании границ между жизнью и спектаклем, но о коренной подмене, о фальсификации и подлоге этих понятий. Французский революционер-авангардист наш мир называет «реально обращённым», где истинное есть момент ложного, где под влиянием царящего вокруг спектакля сама действительность, заполняемая созерцанием спектакля, изменяется и в самой себе репродуцирует зрительный порядок. Таким образом, в обществе, по мысли Г. Дебора, происходит фактическая инверсия реальности и спектакля: «действительность возникает в спектакле, а спектакль является действительностью» [26, с. 25].

Р. Барт рассматривает спектакль как новую стратегию власти - позволяет деполитизировать, сосредоточить человека в круге мелкобуржуазной реальности.

Современные массовые зрелища, по его мнению, отвлекают от реальных событий, «маскируют убожество» этого мира [27, с. 85].

Ж. Бодрийяр также говорит о том, что «изменилась стратегия власти, которая уже не может быть сегодня понята ни в терминах насилия и запрета, ни в терминах закона. Она уже не опирается на право на смерть, а функционирует как полиморфная техника управления жизнью в форме советов и рекомендаций специалистов» [28, с. 21].

Между тем медиатизация образов 1917 г. с советских времён в российском медийном пространстве была сосредоточена на образах Ленина и Сталина, что и объясняет их доминирование над остальными историческими фигурами в сознании современных молодых людей.

3. Идеалы 1917 г. в языковом сознании современной молодёжи

Идеал как эталонный образец, регламентирующий нормы, формы поведения, взаимодействия людей, является важным элементом реконструкции мира, которая лежит в основе любой революции.

Сакральные идеалы христианства были творчески переосмыслены большевиками и положены в основу новой парадигмы, которая быстро распространилась на подготовленной почве (длительные православные традиции расшатал скептицизм интеллектуальной и культурной элиты).

Достаточно вспомнить хрестоматийный литературный образ эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать»:

...Так идут державным шагом, Позади - голодный пёс. Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью над вьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз -Впереди - Исус Христос [12, с. 13].

Показательно то, что в современном интернет-контенте, посвящённом событиям 1917 г., ассоциация вождя революции В.И. Ленина и религиозного идеала Христа прослеживается достаточно чётко. Приведём в качестве примера фрагмент из романа В.П. Колотенко «Хромосома Христа, или Эликсир бессмертия»:

«Я вглядывался в навеки запечатанные смертью глаза вождя в какой-то мистической надежде, что он вот-вот откроет их, привычно прищурит и подмигнёт мне, мол, зря ты всё это с моим воскрешением затеял. Я же не Иисус, а простой смертный, пытавшийся внедрить в современность свои идеи всеобщего счастья. Что вы ещё хотите у меня выведать? Ходите толпами, как овцы, пялитесь на меня, как на девятое чудо света, сделали из меня мумию, как из фараона. » [14].

Более того, можно провести аналогию между Октябрьской революцией 1917 г. и Реформацией, которая преобразовала социально-политическую действительность, став катализатором бурного развития экономики, науки и искусства в Европе XVI - начала XVII в. Всё то же самое можно сказать о рассматриваемом нами событии отечественной истории, в ходе которого «низы»

стремились сформировать новую идеологию (новую «религию»), используя стародавние механизмы. В то же время большевиков, в частности В.И. Ленина, как и М. Лютера, отличала эксцентричность, граничащая с экстравагантной креативностью, в работе с массами и распространении своих идей.

Наконец, стоит отметить: в апреле 2015 г. в немецком Майнце открылась выставка, посвящённая роли книгопечатания в XVI в. Её кураторы провели прямую аналогию с современными медийными технологиями. Так, в заметке Э. Володиной, размещённой в Сети, говорится: «Музей Иоганна Гутенберга в Майнце, посвящённый знаменитому немецкому изобретателю и создателю подвижных литер для печатания книг, представляет книгопечатание как медийную технологию, с помощью которой тезисы немецкого теолога Мартина Лютера (Martin Luther) смогли получить широкое распространение в средневековой Германии и способствовали широкому распространению. Экспозиция под названием "И на восьмой день Бог создал Cloud" показывает, как печатавшиеся большими тиражами листовки распространяли идеи о реформировании церкви, а их автор становился медийной звездой своего времени. Кураторы выставки считают изобретение книгопечатания столь же революционным событием той эпохи, каким стала виртуальная реальность в наши дни» [29].

Заключение

1. В языковом сознании современных молодых людей Октябрьская революция 1917 г. является вторым по значимости событием ХХ в. после Великой Отечественной войны, в то время как Февральская революция 1917 г. практически не фигурирует в их умах.

2. Идея социальной справедливости, которую активно использовали большевики в период прихода к власти, находит живой отклик у современной российской молодёжи, так же как идея прогрессивного развития страны по новому пути.

3. Медиатизация образов 1917 г. с советских времён в российском медийном пространстве сосредоточена вокруг образов В.И. Ленина и И.В. Сталина, что и объясняет доминирование последних над остальными историческими фигурами в языковом сознании современных молодых людей.

4. Проведённое исследование подтверждает высокую эффективность использования сакральных идеалов христианства в качестве основы для формирования идолов нового миропорядка на российской почве.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-36-12000).

Источники

ПСС - Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 35 т. - М.: Госполитиздат, 1953.

Литература

1. Харченко С.Ю. Программа учебной дисциплины «Морфемика и словообразование»

для обучающихся по образовательной программе высшего профессионального образования подготовки бакалавров 032700.62 - Филология. Профиль подготовки:

Отечественная филология. - Волгоград: ВГУ, 2013. - 10 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Балалыкина Э.А. Мир языка и языки мира: Избранные труды по русскому языку и балто-славянским отношениям. - Казань: Яз, 2012. - 319 с.

3. Балалыкина Э.А. Приключения слов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 165 с.

4. Балалыкина Э.А. Метаморфозы русского слова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 260 с.

5. Николаева Т.М. Очерки по исторической стилистике и словообразованию. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 147 с.

6. Пауль Х., Николаева Т.М. Прилагательное в коммуникативном аспекте. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 99 с.

7. Николаева Т.М. История русского литературного языка. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 245 с.

8. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. - М.: Ин-т языкознания РАН, 2011. - 252 c.

9. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Россия в 1917 году в восприятии современной молодёжи: медиадискурс. Т. 2. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2017. - 445 с.

10. Волянская К. Революцию - в музей [Интервью с Ю. Кантор]. - URL: https://s-t-o-l.com/gosudarstvo-i-chelovek/revolyutsiyu-v-muzej/, свободный.

11. Пильгун М.А., Дзялошинский И.М. Интерпретация событий Октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента // Вопр. психолингвистики. - 2016. - № 4. - C. 181-193.

12. Блок А.А. Двенадцать: Поэма. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1970. - 13 с.

13. Алданов М.А. Истоки: Роман. - М.: Захаров, 2002. - 509 с.

14. Колотенко В.П. Хромосома Христа, или Эликсир бессмертия: Роман. - URL: http://samolit.com/read_html/87524/?from_epub, свободный.

15. Волков С.Ю. Трагедия русского офицерства. - М.: Центрполиграф, 2002. - 104 с.

16. Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого (Глядя из настоящего). - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 160 с.

17. Анкин Д.В. Идея // Философская энциклопедия. - URL: http://www.вокабула.рф/ энциклопедии/философская-энциклопедия/идея, свободный.

18. Советская историческая энциклопедия: в 16 т. - М.: Сов. энцикл., 1973. - Т. 14: Таанах-Фелео. - 524 с.

19. Виц Б.Б. Демокрит. - М.: Мысль, 1979. - 212 с.

20. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1972. - Т. 2. - 582 с.

21. Государыня: «Восприятие истории всегда персонифицировано» [Интервью с Главой Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной] // Легитимист. - 2014. - 14 марта. - URL: http://legitimist.ru/news/ 2014/03/gosudaryinya-vospriyatie-istorii-vsegda-personificzirovano.html, свободный.

22. Пресс-выпуск ВЦИОМ. - 2004. - № 102. - URL: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=854, свободный.

23. The Image and Perception of Monarchy in Medieval and Early Modern Europe / Ed. S. McGlynn, E. Woodacre. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ., 2014. -330 р.

24. Санников С.В. Потестарная имагология и семиотика: «образ власти» как междисциплинарный феномен // Universum: Филология и искусствоведение. - 2017. -№ 2. - URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4396, свободный.

25. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. - М.: Иностр. лит., 1959. - 158 с.

26. Дебор Г. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000. - 224 с.

27. Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.

28. БодрийярЖ. Забыть Фуко. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 96 с.

29. Володина Э. Медийная звезда позднего Средневековья // Deutsche Welle. - 2015. -28 апр. - URL: http://p.dw.com/p/1FG4B, свободный.

Поступила в редакцию 07.02.17

Пильгун Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор департамента интегрированных коммуникаций

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ул. Мясницкая, д. 20, г. Москва, 101000, Россия E-mail: pilgunm@yandex.ru

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2017, vol. 159, no. 5, pp. 1244-1257

Transformations of the Historical Context in the Linguistic Consciousness: Ideas, Idols, and Ideals

M.A. Pilgun

National Research University "Higher School of Economics", Moscow, 101000 Russia E-mail: pilgunm@yandex.ru

Received February 7, 2017

Abstract

The present paper is of high relevance, because this year marks the 100th anniversary of the events of 1917, which forces us to reconsider the situation of that time. The subjects of the study are reflections of the ideological paradigm of the October Revolution in the consciousness of today's young Russian people. The purpose of the study is to analyze changes in the attitude to the events of 1917 and the opinion of the modern Russian Society on them. The empirical material was investigated using content analysis with the AutoMap software. The results of the study show that young people today think that the October Revolution of 1917 is an important event of the 20th century, only, while the February Revolution is almost missing in their linguistic consciousness. The most popular is the idea of social justice. Among the historical characters of the events of 1917, the images of Lenin and Stalin stand out. The study has also revealed the high efficiency of the sacred ideals of Christianity as the basis for the formation of a new world order idols in Russia.

Keywords: linguistic consciousness, ideas, idols, ideals, historical events, 1917

Acknowledgements. The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project no. 15-36-12000).

References

1. Kharchenko S.Yu. The Program of the Academic Discipline "Morphemics and Word Formation" for Students Educated According to the Higher Educational Program for Bachelor Degree 032700.62 - Philology. Specialization: Russian Philology. Volgograd, VGU, 2013. 10 p. (In Russian)

2. Balalykina E.A. The World of Language and Languages of the World: Selected Works on the Russian Language and Balto-Slavic Relations. Kazan, Yaz, 2012. 319 p. (In Russian)

3. Balalykina E.A. Adventures of Words. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 1993. 165 p. (In Russian)

4. Balalykina E.A. Metamorphoses of the Russian Word. Moscow, Flinta, Nauka, 2012. 260 p. (In Russian)

5. Nikolaeva T.M. Essays on Historical Stylistics and Word Formation. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 2000. 147 p. (In Russian)

6. Paul Kh., Nikolaeva T.M. Adjective in the Communicative Aspect. Kazan, Kazan. Gos. Univ., 2010. 99 p. (In Russian)

7. Nikolaeva T.M. The History of Russian Literary Language. Kazan, Kazan Univ., 2012. 245 p. (In Russian)

8. Ufimtseva N.V. Consciousness: Dynamics and Variability. Moscow, Inst. Yazykozn. Ross. Akad. Nauk, 2011. 252 p. (In Russian)

9. Dzyaloshinskii I.M., Pilgun M.A. Russia in 1917 as Perceived by Today's Youth: Media Discourse. Vol. 2. Moscow, Izd. APKiPPRO, 2017. 445 p. (In Russian)

10. Volyanskaya K. Revolution to Museum (An Interview with Yu. Kantor). Available at: https://s-t-o-l.com/gosudarstvo-i-chelovek/revolyutsiyu-v-muzej/. (In Russian)

11. Pilgun M.A., Dzyaloshinsky J.M. The interpretation of the events of the October Revolution in the linguistic consciousness of modern users: Content analysis. Voprosy Psikholingvistiki, 2016, no. 4, pp. 181-193. (In Russian)

12. Blok A.A. The Twelve: Poem. Barnaul, Alt. Kn. Izd., 1970. 13 p. (In Russian)

13. Aldanov M.A. Origins: Novel. Moscow, Zakharov, 2002. 509 p. (In Russian)

14. Kolotenko V.P. The Christ's Chromosome or the Elixir of Life: Novel. Available at: http://samolit.com/read_html/87524/7from_epub. (In Russian)

15. Volkov S.Yu. The Tragedy of Russian Officers. Moscow, Tsentrpoligraf, 2002. 104 p. (In Russian)

16. Froyanov I.Ya. The October of 1917 (Looking from the Present). St. Petersburg, Izd. S.-Peterb. Univ., 1997. 160 p. (In Russian)

17. Ankin D.V. Philosophical Encyclopedia. Ideya [Idea]. Available at: http://www.BOKa6yna.p$/ энцнкпопеднн/$нroсо$скаfl-энцнкпопеднfl/ндеfl. (In Russian)

18. Soviet Encyclopedia. Vol. 14: Taanah-Feleo. Moscow, Sov. Entsykl. 1973. 524 p. (In Russian)

19. Vits B.B. Democritus. Moscow, Mysl', 1979. 212 p. (In Russian)

20. Bacon F. Essays. Vol. 2. Moscow, Mysl', 1972. 582 p. (In Russian)

21. The Monarchess: "Perception of History is Always Personified" [An Interview with the Head of the Russian Imperial House H.I.H. the Grand Duchess Maria of Russia]. Legitimist, 2014, March 14. Available at: http://legitimist.ru/news/2014/03/gosudaryinya-vospriyatie-istorii-vsegda-personificzirovano.html. (In Russian)

22. The Press Release of the Russian Public Opinion Research Center. 2004, no. 102. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=854. (In Russian)

23. The Image and Perception of Monarchy in Medieval and Early Modern Europe. McGlynn S., Woodacre E. (Eds.). Newcastle upon Tyne, Cambridge Scholars Publ., 2014. 330 p.

24. Sannikov S.V. Political imagology and semiotics: "Image of power" as an interdisciplinary phenomenon. Universum: Filologiya i Iskusstvovedenie, 2017, no. 2. Available at: http:// 7universum.com/ru/philology/archive/item/4396. (In Russian)

25. Mills C.W. The Power Elite. Moscow, Inostr. Lit., 1959. 158 p. (In Russian)

26. Debord G. The Society of the Spectacle. Moscow, Logos, 2000. 224 p. (In Russian)

27. Bart R. Mythologies. Moscow, Izd. im. Sabashnikovykh, 2000. 320 p. (In Russian)

28. Baudrillard J. Forget Foucault. St. Petersburg, Vladimir Dal', 2000. 96 p. (In Russian)

29. Volodina E. The Media Star of the Late Medieval Ages. Deutsche Welle, 2015, Apr. 28. Available at: http://p. dw. com/p/1 FG4B. (In Russian)

Для цитирования: Пильгун М.А. Трансформации исторического контекста в языковом сознании: идеи, идолы, идеалы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2017. -Т. 159, кн. 5. - С. 1244-1257.

For citation: Pilgun M.A. Transformations of the historical context in the linguistic consciousness: Ideas, idols, and ideals. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 5, pp. 1244-1257. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.