Ссылка для цитирования этой статьи:
Сидоров Ю.В., Бочков П.В., Блинова Е.А. Трансформации институциональных условий развития внешнеторговой деятельности стран-участниц ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19 // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 2. С. 12. URL: http://progress-human.com/images/ 2022/Tom8_2/Sidorov.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.182.12. EDN BTUXVZ.
УДК 339.9
ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУГО-19
Сидоров Юрий Вадимович
кандидат юридических наук, доцент
кафедра правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности
Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ
[email protected] 66, ул. 8 Марта,
г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (343) 251-76-75
Бочков Павел Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры правового обеспечения государственного
управления и национальной безопасности
Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ
[email protected] 66, ул. 8 Марта,
г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (343) 251-70-30
Блинова Екатерина Алексеевна
студентка 4 курса, группа 18-Ю041о факультета права и безопасности
Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ
[email protected] 66, ул. 8 Марта,
г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (963) 053-11-26
Аннотация. В данной статье акцентируется ряд вопросов, связанных с исследованием механизмов регулирования Евразийской интеграции в условиях ограничений, появившихся
из-за пандемии вируса COVID-2019. Целью исследования является проведение оценки неравных условий реализации торговой политики евразийской интеграции для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и подготовка путей решения сложившейся проблемы, которыми могут воспользоваться страны евразийской интеграции для выхода из сложившейся проблемы. Выявлено, что среди принципов объединения отсутствует предварительный отбор стран по уровню развития экономики, политики, торговли, что ведет к экономическим диспропорциям в Союзе, ведущая страна, которой является Россия, вынуждена осуществлять финансовые затраты по содержанию организации, и велик риск втягивания остальных государств в случае системного кризиса в данной ведущей стране. Произведен серьезный анализ влияния новых глобальных тенденций на экономическую безопасность интеграционного объединения ЕАЭС. Исследованы интеграционные процессы исходя из развития интеграции в ЕАЭС до, во время пандемии, а также разработки возможных альтернатив его развития в условиях панденомики. Учитывается состояние современных международных отношений, вызовы и проблемы, стоящие перед ЕАЭС.
Ключевые слова: экономическая интеграция; сотрудничество государств; интеграционное объединение; Евразийский экономический союз; Всемирная торговая организация; экономическая безопасность; панденомика.
JEL коды: E02; F01; F17.
Введение
Актуальность темы исследования обосновывается, с одной стороны, усилением роли интеграционных объединений в мировом хозяйстве, с другой стороны, введением и усилением ограничений, связанных с распространением пандемии вируса COVID-2019, привели к трансформации интеграционных процессов, изменению мотивов, причин, эффектов, механизмов интеграционных процессов. Развитие международных экономических отношений тесно связано с глобальными интеграционными процессами. Чем больше процессы интеграции влияют на мировые общественные, экономические, правовые отношения, тем больше понятие «интеграции» становится интересней экономической науке. Стоит отметить, что, в свою очередь, тему институциональных и методологических основ Евразийской интеграции нельзя назвать достаточно разработанной, так как учеными уделялось большое внимание изучению теоретических аспектов лишь международной интеграции.
Цель работы - проанализировать и прояснить состояние интеграционных объединений, обусловленных одновременным усилением и смягчением экономико-санкционных и пандемийных ограничений.
Задачи исследования:
- определить, в чем состоит противоречие ЕАЭС;
- установить, существуют ли риски для стран-участниц данного союза;
- выявить, каким образом внешняя политика влияет на национальные интересы стран-участниц.
1. Обсуждение
Теоретическая значимость исследования обоснована предложением системы показателей для оценки экономической эффективности развития международной экономической интеграции и могут служить теоретико-методологической основой для разработки рекомендаций по повышению эффективности интеграционного проекта [1, с. 33], [2, с. 130].
Для понимания процесса международной интеграции, целесообразно начать с трактовки понятия «интеграция», а впоследствии перейти к определению понятия «экономическая интеграция» [3, с. 33], так как данный термин имеет более узкое значение, а показатель «международная интеграция» на нем базируется.
Основой формирования и развития интеграционных связей в Евразийском экономическом союзе является применение сравнительных торговых преимуществ, возникающих между странами-участницами.
Следствием вступления России во Всемирную Торговую Организацию стало снижение размера таможенных пошлин по большинству позиций до норм ВТО, что снизило эффективность инструментов тарифного регулирования в защите национальной экономики [4, с. 130].
К сожалению, от данных последствий в большинстве случаев никуда не деться и Евразийский экономический союз не стал исключением.
2. Принципы исследования
Для избежания всех существующих процессов нужно было на стадии основания Союза продумать механизм его формирования. В основе механизма создания заложен принцип механического выбора стран-участниц евразийской интеграции, а никак не избирательный, что проявилось на практике двояко:
- во-первых, это отсутствие определенных правил соблюдения макроэкономических, социальных и политических принципов, которые требуются для вхождения страны в ЕАЭС. Именно на этом этапе и произошло формирование «союза неравных». Стоит отметить, что ЕАЭС не единственное интеграционное объединение в данном плане, Европейский Союз не стал исключением. Хотя разница между ними все-таки присутствует. В европейской интеграции четко определены требования для входа в ЕС для новых членов, выработаны
общие демократические принципы, процедуры и инициативы, что во многом уменьшило данную проблему. Ситуация с ЕАЭС выглядит же противоположным образом -проглядывается желание увеличить число участников, не смотря на их экономико-социальное неравенство, стремясь получить больший масштаб как в экономическом, так и в политическом плане на мировой арене, оставляя решение проблемы диспропорции на «завтра»;
- во-вторых, в ЕАЭС появилось государство, которое не граничит с членами Союза, речь идет о Республике Армения. Данный нюанс дает повод усомниться в возможности создания крупного и мощного логистического объединения в лице Евразийского экономического союза, который объединил бы Восток и Запад, зная о достаточно накаленных отношениях Армении и Азербайджана [5, с. 2].
Международная экономическая интеграция является комплексом экономических отношений посредством взаимовыгодного сотрудничества государств в разных областях деятельности, характеризующимся глубоким взаимопроникновением экономик друг друга, и постепенно ведет к долгосрочной технологической, экономической и политической зависимости.
3. Проблематика и неравность Евразийского экономического союза
В статье Б.А. Хейфец и В.Ю. Черновой были рассмотрены противоречия в функционировании Союза [6, с. 631]. Первое, на что стоит обратить внимание, - это на диспропорцию размера экономик стран ЕАЭС. В данном аспекте лидирует РФ. Ее доля в совокупном ВВП государств-членов Союза составляет 83,9%.
К основным негативным последствиям и закономерностям неравного союза отнесем следующие:
- самая крупная экономика интеграционного объединения будет вынуждена покрывать издержки его создания и функционирования. Так, в нашем случае, это бремя ложится на Российскую Федерацию, ставя ее перед сложным выбором распределения бюджета: на нужды Евразийского экономического союза или на решение своих внутренних социальных обязательств;
- неравенство в экономическом плане, как правило, порождает неравенство в политическом его аспекте. Появляется искушение диктовать свою точку зрения не только в экономическом, но и в политических взглядах, несмотря на то что в Договоре о создании ЕАЭС прописаны принципы учета национальных интересов и равноправия [3, с.11];
- есть риск возникновения отрицательной обратной связи между странами-участницами, когда кризис или спад в ведущей экономике интеграционного объединения передастся остальным членам, увлекая их за собой [7, с. 7], [8].
Другие противоречия связаны с основными принципами Союза: согласованность ведения торговой политики в отношении третьих стран; формирование и функционирование единой таможенной территории объединения [9, с. 5], [10, с. 205].
Заключение
Проведение только согласованной политики и позиционирование себя как единого игрока на мировом рынке особенно в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-2019, поможет ЕАЭС добиться поставленных целей для достижения общих интересов, и стать «сильной» интеграционной группировкой в мировом масштабе. В будущей работе по данной теме планируется отразить проблематику и пути решения выхода из кризиса-2022 в актуальных экономико-санкционных условиях.
Литература
1. Багдасарян, К.; Пахомов, А. Проблемы участия государств ЕАЭС в деятельности ВТО // Экономическое развитие России Издательство: Фонд "Институт экономической политики им. Е.Т., Гайдара". Москва. Том 23. № 11. 2019. С.: 31-37.
2. Данельян, А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. 2017. № 1 (109). С.: 127-132.
3. Khan, S.; Rabbani, R.M.; Thalassinos, I.E.; Atif, M. Corona Virus Pandemic Paving Ways to Next Generation of Learning and Teaching: Futuristic Cloud Based Educational Model. SSRN. 2020. URL: https://ssrn.com/abstract=3669832. 15 c.
4. Григорьев, Л.М.; Бриллиантова, В.В.; Павлюшина, В.А. Евразийский экономический союз. Успехи и вызовы интеграции // Мир новой экономики. 2019. № 12 (3). С.: 6-19. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-12-4-6-19.
5. Frey, C. B.; Osborne, M., The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Том 114. Вып. C. С.: 254-280.
6. Хейфец, Б.А.; Чернова, В.Ю. Роль России в развитии интеграционных процессов на развивающихся рынках // Экономика региона. 2020. Том 16. Вып. 2. С.: 625-636.
7. Berger, D.; Herkenhoff, K.; Mongey, S. An SEIR Infectious Disease Model with Testing and Conditional Quarantine. NBER Working Paper. 2020. 30 с.
8. Cork, M.A.; Henry, N.; Watson, S.; Croneberger, A.J. Mapping subnational HIV mortality in six Latin American countries with incomplete vital registration systems // BMC Med. 2021. Том 19. Вып. 1. С.: 4.
9. Pritchett, P. After the merger: managing the shockwaves. [Homewood, Ill.]: Dow Jones-Irwin. 1985. С.: 32-35.
10. 2020 Edelman Trust Barometer. Special Report: Brand Trust and the Coronavirus Pandemic. URL: https://docs.yandex.m/docs/view?tm=1656484564&tld=ru&lang=en&name=2020_edelman_trust_b arometer_brands_and_the_coronavirus.pdf&text=Edelman.%202020.%2G14%2Gр.&url=https%3A %2F%2Fppc.world%2Fuploads%2Farticle_images%2F2020%2F04%2Fresearch%2F2020_edelma n_trust_barometer_brands_and_the_coronavirus.pdf&lr=54&mime=pdf&l10n=ru&sign=d07a92baf b10bde59iee060df6218e29&keyno=0&nosw= 1&serpParams=tm%3D1656484564%26tld%3Dru% 26lang%3Den%26name%3D2020_edelman_trust_barometer_brands_and_the_coronavirus.pdf%26 text%3DEdelman.%2B2020.%2B14%2B%25Di%2580.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fppc.worl d%2Fuploads%2Farticle_images%2F2020%2F04%2Fresearch%2F2020_edelman_trust_barometer _brands_and_the_coronavirus.pdf%26lr%3D54%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Dd0 7a92bafb10bde591ee060df6218e29%26keyno%3D0%26nosw%3D1. 20 с.
INSTITUTIONAL CONDITIONS' TRANSFORMATION FOR THE FOREIGN TRADE ACTIVITIES DEVELOPMENT OF THE EAEU-STATES IN THE COVID-19 PANDEMIC
Yuri Sidorov
Candidate of Science (Law), Head of the Public Administration Legal Support and National Security Department in Ural Institute of Management - branch of the RANEPA Federal State Educational Institution under the President of the Russian Federation
Yekaterinburg, Russia
Pavel Bochkov
Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Public Administration Legal Support and National Security Department in Ural Institute of Management - branch of the RANEPA Federal State Educational Institution under the President of the Russian Federation
Yekaterinburg, Russia
Yekaterina Blinova
Student of the Faculty of Law and Security in Ural Institute of Management - branch of the RANEPA Federal State Educational Institution under the President of the Russian Federation
Yekaterinburg, Russia
Abstract. This article focuses on a number of issues related to the regulating mechanisms for Eurasian integration in the face of restrictions that have emerged due to the COVID-2019 virus pandemic. The purpose of the study is to assess the unequal conditions for the trade policy implementation for the Eurasian Economic Union (EAEU) countries and to prepare ways to solve the current Eurasian integration's problem. It was revealed that there is no preliminary countries selection according to the economy development level among the principles of association, which leads to economic disproportions in the Union; the leading country (Russia) is forced to bear the financial costs of maintaining the organization, and there is a high risk of drawing in other states in case systemic crisis in this leading country. An analysis of the new global trends impact on the economic security of the EAEU integration association has been made. Integration processes have been studied based on the integration development in the EAEU before, during the pandemic, as well as the possible alternatives development for its development in the pandenomics context. The state of modern international relations, the challenges and problems facing the EAEU are taken into account.
Keywords: economic integration; cooperation of states; integration association; Eurasian Economic Union; World Trade Organization; economic security; pandenomics. JEL codes: E02; F01; F17.
References
1. Bagdasaryan, K.; Pakhomov, A. (2019) Problems of participation of the EAEU states in the WTO // Economic Development of Russia Publisher: E.T., Gaidar Institute of Economic Policy Foundation (Moscow). Vol. 23. No. № 11. P.: 31-37.
2. Danilyan, A.A. (2017) International economic law in the context of globalization: problems of development // Law and the State: theory and practice. No. 1 (109). P.: 127-132.
3. Khan, S.; Rabbani, R.M.; Thalassinos, I.E.; Atif, M. (2020) Corona Virus Pandemic Paving Ways to Next Generation of Learning and Teaching: Futuristic Cloud Based Educational Model. SSRN. URL: https://ssrn.com/abstract=3669832. 15 p.
4. Grigoriev, L.M.; Brilliantova, V.V.; Pavlyushina, V.A. (2019) Eurasian Economic Union. Successes and challenges of integration // The world of the new economy. No. 12 (3). P.: 6-19. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-12-4-6-19.
5. Frey, C. B.; Osborne, M., (2017) The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 114. Issue C. P.: 254-280.
6. Heifets, B.A.; Chernova, V.Yu. (2020) The role of Russia in the development of integration processes in emerging markets // The economy of the region. Vol. 16. Issue 2. P.: 625-636.
7. Berger, D.; Herkenhoff, K.; Mongey, S. (2020) An SEIR Infectious Disease Model with Testing and Conditional Quarantine. NBER Working Paper. 30 p.
8. Cork, M.A.; Henry, N.; Watson, S.; Croneberger, A.J. (2021) Mapping subnational HIV mortality in six Latin American countries with incomplete vital registration systems // BMC Med. Vol. 19. Issue 1. P.: 4.
9. Pritchett, P. After the merger: managing the shockwaves. [Homewood, Ill.]: Dow Jones-Irwin. 1985. P.: 32-35.
10. 2020 Edelman Trust Barometer. Special Report: Brand Trust and the Coronavirus Pandemic. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1656484564&tld=ru&lang=en&name=2020_edelman_trust_b arometer_brands_and_the_coronavirus.pdf&text=Edelman.%202020.%2014%20p.&url=https%3A %2F%2Fppc.world%2Fuploads%2Farticle_images%2F2020%2F04%2Fresearch%2F2020_edelma n_trust_barometer_brands_and_the_coronavirus.pdf&lr=54&mime=pdf&l10n=ru&sign=d07a92baf b10bde591ee060df6218e29&keyno=0&nosw= 1&serpParams=tm%3D1656484564%26tld%3Dru% 26lang%3Den%26name%3D2020_edelman_trust_barometer_brands_and_the_coronavirus.pdf%26 text%3DEdelman.%2B2020.%2B14%2B%25D1%2580.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fppc.worl d%2Fuploads%2Farticle_images%2F2020%2F04%2Fresearch%2F2020_edelman_trust_barometer _brands_and_the_coronavirus.pdf%26lr%3D54%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Dd0 7a92bafb10bde591ee060df6218e29%26keyno%3D0%26nosw%3D1. 20 p.
Contact
Yuri Sidorov
Ural Institute of Management - branch of the RANEPA under the President of the RF
66, 8 Marta str., 620144, Yekaterinburg, Russia
Pavel Bochkov
Ural Institute of Management - branch of the RANEPA under the President of the RF
66, 8 Marta str., 620144, Yekaterinburg, Russia
Ekaterina Blinova
Ural Institute of Management - branch of the RANEPA under the President of the RF
66, 8 Marta str., 620144, Yekaterinburg, Russia