УДК 338.5
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ХОЛДИНГА: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ
В настоящее время экономика России и ряда зарубежных стран нахо- ^ дится в стадии активного развития производства и рынков сбыта. Множество конкурирующих между собой фирм и крупных корпораций борются за финансовую независимость, стремятся увеличить свою долю присутствия на рынке. Конкурирующие компании ставят цели укрепления бизнеса за счет открытия собственных производств, покупки или разорения конкурентов, диверсификации бизнеса. Идет процесс усложнения форм взаимосвязей между компаниями, входящими в единую Группу
Господствующее положение на рынке принадлежит холдинговым компаниям. «Большая советская энциклопедия» дает определение холдингу (холдинговой или держательской компании) как компании, владеющей контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
Холдинговые компании в качестве прибыли получают дивиденды, а увеличение стоимости активов холдинга обеспечивается приростом стоимости акций входящих в него компаний. Сама холдинговая компания может выполнять исключительно контрольные функции (чистый холдинг), либо дополнительно реализовывать функции маркетинга, контроля, доставки готовой продукции и другие. В этом случае она называется смешанным холдингом.
Согласно законодательству РФ, компании, акциями которых владеет холдинг, являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими отдельный баланс. Это означает, что эти компании самостоятельно ведут учет, сдают отчетность и уплачивают налоги. Финансовое состояние всей Группы компаний, входящих в холдинг, отражается в консолидированном бюджете и используется лишь в управленческой отчетности.
Правда, компании, входящие в холдинг, нельзя называть полностью самостоятельными. Для них Налоговым кодексом РФ введено понятие взаимозависимости (ст. 20).
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Налоговый кодекс предусматривает следующие основания признания взаимозависимости:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Кроме того, лица могут быть признаны взаимозависимыми судом и по другим основаниям (если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок).
Таким образом, для юридических лиц основной критерий взаимозависимости - участие в другой организации. При этом принимается во внимание не только прямое, но и косвенное участие, т. е. через последовательность других организаций. Доля косвенного участия определяется как произведение соответствующих долей прямого участия организаций из этой цепочки одна в другой (например, 20% х 20% = 4%).
К налоговым последствиям взаимозависимости, прежде всего, относится трансфертное ценообразование, в результате которого цены сделок могут существенно отличаться от рыночных (ст. 40 НК РФ). Если в результате проверки выяснилось, что цена сделки отклоняется от рыночной цены более чем на 20%, налоговый орган вправе доначислить налог (и пеню), исходя из рыночной цены.
Д.Т. Кузьмин,
аспирант кафедры финансов, СГСЭУ
Следует отметить, что именно трансфертное ценообразование является наиболее мощным и универсальным методом перераспределения средств между элементами холдинга. Зачастую все сделки с внешними организациями происходят через одну или несколько специализированных торговых компаний, являющихся «центрами прибыли» холдинга, которые затем перечисляют полученные средства головной холдинговой организации. При этом все остальные (производственные и т.п.) организации холдинга продают такой торговой компании продукцию по себестоимости или чуть выше, работая на грани безубыточности. При этом средства, необходимые им для инвестирования и т.д., они получают в централизованном порядке от головной хол -динговой организации.
Методом трансфертного ценообразования, однако, следует пользоваться с большой осторожностью. Как уже упоминалось, Налоговый кодекс (ст. 40) накладывает некоторые ограничения на такие сделки. А именно, при выполнении некоторых условий налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам. К таким сделкам относятся:
1) сделки между взаимозависимыми лицами;
2) товарообменные (бартерные) операции;
3) внешнеторговые сделки;
4) сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Последний случай может иметь место, например, если организации холдинга реализуют свою продукцию одновременно и своему «центру прибыли», и внешним покупателям. Однако, как видим, при должном структурировании отношений владения и исключении прямых сделок производителей с внешними контрагентами юридическую возможность контроля цен нетрудно исключить .
Рассматриваемая статья Кодекса направлена, прежде всего, на борьбу с уменьшением выплачиваемого налога. В данном контексте мы рассматриваем трансфертное ценообразование как механизм финансирования в рамках холдинга. При этом если все элементы холдинга облагаются налогом по одной ставке, то налоговой экономии, в сущности, не возникает. Но если «центры прибыли» облагаются налогом по иной, более низкой ставке, трансфертное ценообразование становится мощным методом налоговой оптимизации. При этом относительно несложно выполнить все требования ст. 40 НК РФ (в частности, если отклонение цены от рыночной не превышает 20%, то статья вообще неприменима ни при каких условиях).
Другой аспект сделок трансфертного ценообразо -вания касается миноритариев. Если у дочерних (производственных) организаций холдинга имеются незави -симые миноритарные акционеры (участники), их интересы очевидным образом ущемляются при реализации продукции организации по ценам ниже рыночных. Ввиду этого они могут чинить те или иные препятствия таким сделкам, в частности, при одобрении сделок с заинтересованностью. Это еще один довод в пользу того, что миноритариям есть место лишь на «верхних этажах» холдинга.
Помимо регулирования цен сделок, важнейшим практическим вопросом для холдингов является воз-
можность беспрепятственного осуществления безвозмездного финансирования в рамках холдинга, т. е. передачи денежных средств или имущества от одного элемента холдинговой структуры к другому для выполнения тех или иных экономических задач. Причем необходимо иметь в виду, что Гражданский кодекс в п. 4 ст. 575 запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями. Поэтому возможна передача имущества или денежных средств для выполнения определенных задач, т. е. финансирование.
Примерами финансирования выступают ситуации, часто возникающие в деятельности компаний:
1) получение дешевых долгосрочных кредитных ресурсов головной компанией с последующим их распределением между подконтрольными организациями;
2) передача финансовых результатов деятельности нижестоящими организациями вышестоящим.
Рассмотрим, каковы налоговые последствия такой передачи.
НДС при финансовой помощи (а также пополнении фондов и т.п.) не возникает, если только она не является скрытой «добавкой к цене» при реализации товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Однако безвозмездно полученное имущество, включая денежные средства, а также работы и услуги, облагаются налогом на прибыль (пп. 8 ст. 250 НК РФ). К счастью для холдингов, законодательством предусмотрено одно важное исключение: если одна организация владеет более чем 50% капитала другой организации, безвозмездная передача имущества или денег между ними (в обе стороны ) осуществляется без возникновения налога на прибыль (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ); также в безналоговом режиме принимается имущество и от физического лица, владеющего более чем 50% капитала получающей организации. Для применения данной налоговой льготы полученное имущество (кроме денежных средств) не должно передаваться третьим лицам в течение года.
Данное положение дает холдингам ценный механизм финансирования. Однако, как видим, средства в рамках холдинга могут беспрепятственно передаваться лишь по цепочкам из организаций, владеющих более 50% капитала одна в другой.
С 01.01.2008 г. претерпевают некоторые изменения ставки по налогу на прибыль организаций (п. 3 ст. 284 НК РФ), повышающие привлекательность инвестиций в российские компании. Согласно новым правилам, освобождаются от налогообложения дивиденды дочерних компаний, получаемые российскими организациями путем ввода ставки 0% при соблюдении ряда ограничений:
1. На день принятия решения о выплате дивидендов организация, получающая дивиденды, в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-ным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;
2. Стоимость приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб.;
3. Если дивиденды выплачивает иностранная организация, необходимо, чтобы государство ее постоянного местонахождения не было включено в перечень оффшорных зон, утвержденных Минфином РФ.
Целью изменений в законодательстве является стимулирование создания производственных холдингов на территории Российской Федерации путем освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций, а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования.
Такое решение вопроса порождает другую проблему: территориально структурные единицы холдинговых компаний находятся в разных субъектах РФ. Значит, перераспределение финансов между компаниями ущемляет интересы бюджета одних регионов в пользу других. Речь идет о региональной части налога на прибыль, составляющей 17,5%. Чаще всего смещение интересов происходит в пользу столицы, так как именно в ней сосредоточено большинство головных офисов крупнейших холдинговых компаний. Нужно также говорить о том, что трансфертное ценообразование можно использовать для минимизации налогообложения путем перераспределения дохода в пользу наименее налогооблагаемых элементов группы.
Вышеописанные негативные моменты, как для российского государства, так и для хозяйствующих субъектов, давно известны. Правительство РФ ведет работу над поиском выхода из сложившейся ситуации. Наиболее рациональным выходом представляется организация в отечественном законодательстве
института консолидированного налогоплательщика. На основании опыта использования системы консолидированного налогоплательщика в зарубежных странах можно выделить следующие характеристики системы:
1) компании, объединенные под общим владением материнской организации, признаются единым налогоплательщиком;
2) обязанности по уплате налогов от имени всей группы исполняет материнская организация;
3) по налоговым обязательствам группы ведется консолидированная налоговая отчетность и заполняется единая налоговая декларация;
4) доходы и расходы членов группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью их взаимозачета;
5) прибыль по внутригрупповым операциям признается после ее реализации в транзакции с третьими лицами, не входящими в группу.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации создать холдинг можно, однако он как единая структура не предусмотрен действующим законо -дательством (исключение составляют банковские хол -динги). Консолидированное налогообложение холдинга в Российской Федерации отсутствует, и в соответствии с законодательством компании, входящие в холдинг, являются отдельными предприятиями. Особенность налогообложения заключается в вероятности признания дочерних и материнских обществ взаимозависимыми, что может повлечь за собой проверку правильности определения цен на товары, работы или услуги, а также доначисления налога.
УДК 336.221
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
В современных условиях возрастает роль управления налоговыми рисками организации, поскольку последствиями таких рисков являются дополнительные издержки в виде штрафных санкций, которые уменьшают чистую прибыль предприятия.
Налоговый риск - финансовый риск, характеризующий вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или налоговых освобождений, изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей, с различной трактовкой налогоплательщиком и налоговыми органами действующих норм законодательства. Каждому налогу соответствует определенная система рисков. В зависимости от причин возникновения налоговые риски по НДС можно разделить на три вида:
1) риски, возникающие в результате сделок организации с сомнительными контрагентами;
2) риски, связанные с различным пониманием норм налогового кодекса налогоплательщиком и налоговыми органами;
3) риски налоговой оптимизации.
Данные риски влекут за собой возникновение таких рисков, как:
• риск взыскания недоимки по налогу;
• риск взыскания пени за несвоевременную уплату налога;
Д.А. Репетун,
аспирантка кафедры финансов, СГСЭУ