Научная статья на тему 'Трансферт технологий стран БРИКС: проблемы и перспективы'

Трансферт технологий стран БРИКС: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Трансферт технологий / инновации / инновационный процесс / инновацион- ная система / БРИКС. / Technology transfer / innovations / innovation process / innovation system of BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёва Юлиана Владимировна

В статье рассматриваются формы и условия взаимодействия участни-ков инновационного процесса, особенности создания и развития органи-зационной системы трансферта технологий в странах-членах БРИКС.Автором подчеркивается значительная роль региональной составляющейв формировании эффективной национальной инновационной системы. Наоснове анализа систем трансферта, функционирующих в различных стра-нах, автором выделяются ключевые и наиболее перспективные направ-ления развития интеграции научно-образовательной, производственнойсфер и государства с целью формирования специальных механизмов орга-низации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаи-модействие между всеми его участниками, способствующих формиро-ванию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшениюструктуры экспорта за счет увеличения в нем доли высокотехнологичнойпродукции и снижения сырьевой направленности, повышению статусастран-членов БРИКС на мировом рынке технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transfer of technologies of BRICS countries: problems and prospects

The article examines the forms and conditions of interaction of participants of innovative process, especially in the creation and development of the institutional system of technology transfer in member countries of the BRICS. The author emphasizes the signifi cant role of regional component in the formation of effective national innovative system. Based on the analysis of the transfer systems that operate in different countries, the author highlighted the key and most perspective directions of development of integration of scientifi cally-educational, industrial areas and the state for the purpose of formation of the special mechanisms of the organization of innovative processes for effective communication between all the parties contributing to the formation of competitive high technology products, improving the export structure by increasing the share of high-tech products and reduce raw materials oriented, to improve the status of the member countries of the BRICS in the global technology market

Текст научной работы на тему «Трансферт технологий стран БРИКС: проблемы и перспективы»

ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ СТРАН БРИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю.В. Соловьёва

Развитие и экономический рост практически любой страны зависят от целого ряда факторов, способствующих не только увеличению реальных объемов производства, но и повышению качества роста, а также уровня эффективности. В процессе развития экономик меняется перечень этих факторов, оценка их важности. Однако для большинства ведущих стран мира на первое место выходит развитие инновационной сферы, высоких технологий, экономики знаний.

Трансферт технологий является одним из ключевых факторов развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом. При этом степень участия каждой страны в процессе получения и реализации результатов интеллектуальной деятельности во многом определяет как перспективы научно-технологического развития страны, так и ее конкурентоспособность. Формирование экономики нового типа, основанной на постоянном инновационно-технологическом совершенствовании, на производстве и трансферте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью, выходит на базовые позиции промышленно развитых стран. Такой тип экономики принято называть инновационным. В современных условиях именно уровень развития инновационной экономики обеспечивает мировое экономическое превосходство страны. Инновационная экономика становится экономической формацией, сменяющей индустриальную экономику.

Особое место на мировом рынке высоких технологий занимают экономические организации и союзы. Так, в группу БРИКС входят наиболее быстро развивающиеся крупные страны, обладающие как мощной и развивающейся экономикой, так и значительным количеством важных для мировой экономики ресурсов:

• Бразилия - 7-я экономика мира по паритету ВВП, богата сельскохозяйственной продукцией, близка к положению великих держав;

• Россия - 5-6-я экономика мира по паритету ВВП, богата минеральными ресурсами, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав, великая держава;

• Индия - 3-я экономика мира по паритету ВВП, дешёвые интеллектуальные ресурсы, одна из двух стран с более чем миллиардным населением, ядерная держава, близка к положению великих держав;

• Китай - 1-я экономика мира по паритету ВВП и 1-ый в мире экспортёр («мировая фабрика»), обладатель крупнейших в мире валютных резервов, имеет крупнейшее в мире население, ядерная держава, великая держава;

85

• Южно-Африканская республика - 25-29-я экономика мира по паритету ВВП, разнообразные природные ресурсы, главная африканская региональная держава1.

Для оценки научного и инновационного потенциала с 2007 г. аналитическим подразделением журнала «Economist Intelligence Unit» ежегодно рассчитывается глобальный инновационный индекс (см. Таблицу 1). Так, в 2014 г. исследование охватило 143 страны, являющиеся в совокупности производителями 99,4% мирового ВВП. Рейтинг возглавляет Швейцария с индексом 64,78. Россия, бывшая в 2013 г. на 62 месте, поднялась до 49.

Таблица 1. Глобальный инновационный индекс стран-членов БРИКС, 2014 г.

Рейтинг общий Страна Индекс Рейтинг в регионе Регион

29 Китай 45,57 1 Юго-Восточная Азия и Океания

49 Россия 39,14 42 Европа

53 Южная Африка 38,25 9 Африка, район Сахары

61 Бразилия 35,29 16 Латинская Америка и район Карибского моря

76 Индия 33,70 7 Центральная и Южная Азия

Источник: The Global Innovation Index 2014: The Local Dynamics of Innovation.

Каждая из этих стран прошла свой путь инновационного развития, формирования системы трансферта технологий. Рассмотрим основные особенности сформировавшихся систем стран-членов БРИКС.

Бразилия. Построение национальной инновационной системы Бразилии началось в начале ХХ в. в условиях относительно закрытых микро-и макроэкономических процессов, сопровождающих провозглашенную государством политику индустриализации. В 1940-50-е гг. была создана сеть институтов, вовлеченных в исследовательские, технологические и индустриальные проекты. Так, в 1947 г. открыт Центр аэрокосмических исследований, сыгравший значительную роль в развитии бразильского самолетостроения. В 1951 г. образуется Национальный Совет Научных и Технологических Исследований, первоначально продвигавший атомные программы и являющийся по сегодняшний день важным институтом финансирования государственных исследований, особенно в университетских научных центрах. В 1953 г. создается Банк Развития Бразилии,

86

имеющий сегодня более значительную капитальную базу, чем Всемирный банк, и остающийся главным институтом долгосрочного финансирования в Бразилии. В 1964 г. посредством Банка создаются два фонда, осуществляющих финансирование технологических инноваций: фонд FUNTEC для финансирования обучения персонала, связанного с деятельностью университетских исследовательских центров и фонд FINAME для финансирования развития машиностроения и совершенствования промышленного оборудования. В 1965 г. было образовано Национальное агентство по финансированию образования и исследований (FINEP), до сих пор являющееся важным государственным предприятием по финансированию инновационных процессов.

В 1970-х гг. было реализовано поэтапно три Плана Развития Науки и Технологий, увеличивших финансовую базу поддержки развития технологий, выделивших финансовые средства на развитие технологий в области новых источников энергии, микроэлектроники и аэрокосмической отрасли, осуществивших переориентацию горизонтальных связей между частными и государственными структурами.

В 1972 г. в целях регулирования вопросов защиты интеллектуальной собственности, координации программ научных и технологических исследований, технологического развития частных и государственных компаний, трансферта технологий был создан Секретариат Промышленных Технологий при Министерстве промышленности и торговли Бразилии.

Новым этапом в развитии инновационной системы Бразилии явились экономические реформы 1990 г., способствовавшие либерализации торговли, а также проведенная в 1991 г. масштабная программа приватизации.

В 2006 г. в целях развития системы трансферта технологий от исследовательского центра до массового производства был принят Закон об Инновациях. При этом в Банке Развития Бразилии была открыта специальная программа финансирования предпринимателей и предприятий, которые хотят увеличить расходы на НИОКР, вводят новые продуктивные бизнеспроцессы или новую высокотехнологичную продукцию.

В настоящий момент ключевым звеном национальной инновационной системы Бразилии является созданное в 1985 г. Министерство науки и техники, в структуру которого входят Национальный Совет Научных и Технологических Исследований и FINEP. Это министерство осуществляет также прямой контроль над Национальным институтом космических исследований, Национальным институтом амазонских исследований, Национальным институтом технологии и Отделом по управлению в сфере компьютеров и автоматических устройств.

Фундаментальные исследования проводятся преимущественно в университетах и исследовательских центрах и институтах, иногда в частных учебных заведениях, особенно в некоммерческих неправительственных организациях. В 1990-х гг. возросло число частных университетов и

87

компаний. Однако более чем на 90% финансирование фундаментальных исследований идет из правительственных источников2.

Прикладные исследования также в основном осуществляются в университетах и государственных центрах системных исследований, а не в частных компаниях. Причины практически монопольной позиции государства в сфере прикладных исследований кроются в недостаточной финансовой базе и недостаточной конкурентоспособности частных компаний; кроме того, в частном секторе высоких технологий в стране доминируют крупные международные компании, которые в большинстве случаев не имеют собственных исследовательских центров в Бразилии (в большой степени, по причине недостатка местных квалифицированных кадров).

Индия. Интеграционная модель Индии представляет собой научноисследовательские центры с разветвленной инфраструктурой, не только располагающие современными средствами для проведения исследований и разработок в различных областях (биотехнологии, медицина, электроника, коммуникационные технологии и другие), но и взаимодействующие с предприятиями по вопросам их внедрения.

В начале 50-х гг. ХХ в. Индия начинает создавать технологические институты со статусом технопарков по образцу Массачусетского технологического института в США. Технопарки, открытые в Нью-Дели, Мумбаи (Бомбее), Кампуре и Мадрасе, должны были формировать центры передовых знаний и технологий и способствовать быстрому внедрению последних в производство.

Первый технологический парк - Индийский технопарк программных технологий (Softmare Technology Park of India, STPI) - был учрежден правительством Индии в 1990 г. в целях развития индустрии программных продуктов и выхода на мировой рынок. Приоритетными задачами его функционирования явились: содействие экспорту программных продуктов и развитие потенциала; инновационная деятельность; оказание всесторонней поддержки компаниям, выпускающим программные продукты и оборудование для информационных технологий; оказание телекоммуникационных и инфраструктурных услуг компаниям, занятым разработкой и экспортом программных продуктов и входящим в состав технопарка.

В настоящее время STPI имеет 36 филиалов по всей стране. Его штаб-квартира находится в Дели, хотя столицей IT-сектора считается самый крупный технопарк в стране, расположенный в Бангалоре. Филиалы технопарка расположены в Бангалоре, Пуне, Бхубанешваре, Хайдарабаде, Гандинагаре, Тируванантапураме, Ченнай, Мохали, Джайпуре, Нави Мумбай, Хубли и других городах. Членами STPI являются более 7500 компаний, специализирующихся на разработках программных продуктов, предназначенных исключительно для экспорта3.

Технопарки в Индии имеют целый ряд льгот: освобождаются от налога на импорт, на пять лет - от уплаты внутренних налогов и сборов.

88

Китай. Интеграции государства, науки, образования и бизнес-структур в Китае предшествовали реформы 1970-80 гг. и принятые на их основе национальные программы развития. В марте 1986 г. утверждена была государственная программа развития науки и высоких технологий «Программа 863», определившая приоритетные отрасли (микроэлектроника, информатика, космос, оптико-волоконные технологии, генная инженерия и биотехнологии, энергосберегающие технологии и медицина). Программой предусматривалось проведение фундаментальных и прикладных исследований, разработка новых технологий на базе развития традиционных отраслей. Реализация данной программы оказалась довольно эффективной. Так, буквально за 10 первых лет ее функционирования было зарегистрировано свыше тысячи важнейших научно-технических достижений, из них 560 разработок получили мировое признание, 73 - удостоены государственных премий, 266 - запатентовано за рубежом4.

По прошествии двух лет Китай приступил к реализации научнопроизводственной программы «Факел», ориентированной на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий. В 1988 г. постановлением Госсовета Китая был учрежден и первый технопарк -Экспериментальная пекинская зона развития высоких технологий (позднее был переименован в Научно-технологическую зону Чжунгуаньцунь, или сокращенно Z-park).

Z-park не случайно расположили на северо-западе Пекина. Именно здесь находятся более ста научно-технических институтов и лабораторий, а также сильнейшие вузы Китая - Пекинский университет и университет Циньхуа. Именно они и стали опорными элементами технопарка: университеты обеспечивали и научные разработки, и продвигающие их компании, и квалифицированные кадры для высокотехнологичного бизнеса.

Интеграционная составляющая в Китае имеет территориальную организацию, в основе которой лежит разделение на сформированные в середине 80-х гг. ХХ в. зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ), представляющие собой научно-технологические парки.

В настоящее время в Китае насчитывается 120 зон развития новых и высоких технологий различного уровня, в числе которых 53 - стратегического назначения. Среди китайских ЗРНВТ можно выделить зоны, расположенные в центральных районах (Пекин, Шеньян), а также в приморских районах (Шанхай, Хайнань). В одном из центральных районов расположен второй по величине и значимости технопарк Китая - Наньху. Получивший государственный статус в 1991 г. город Шеньян, на территории которого он находится, располагает 12 вузами, 30 научно-исследовательскими институтами, 210 научно-исследовательскими лабораториями, функционирует 220 предприятий новых и высоких технологий (30 из них с участием иностранного капитала). За время существования зоны разработано и внедрено в производство около 600 новых видов высокотехнологичной продукции5.

89

Государственная политика Китая направлена на всестороннюю поддержку предприятий новых и высоких технологий, технопарковых структур, эффективное развитие экономики страны, ориентирующейся на собственный научно-технический потенциал. Согласно национальной программе, принятой в 2006 г., госорганы обязаны выделять определенную долю своих расходов на продукцию только инновационных китайских компаний (независимо от выгодности таких покупок). В соответствии с новыми правилами, госорганы могут закупать иностранную продукцию, только если в Китае не производится альтернативная продукция6.

Южно-Африканская республика. В феврале 2013 г. ведущее рейтинговое агентство Bloomberg Rankings, представляя рейтинг ведущих инновационных стран мира, впервые включило в него Южно-Африканскую Республику. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, опубликованной по итогам 2012 г., в рейтинге стран мира по количеству патентов ЮАР поднялась на 18 место, обогнав Израиль и Малайзию7. Необходимо отметить, что в Южно-Африканской республике наблюдается устойчивый рост расходов на НИОКР (так, государственные расходы выросли с 300 млн долл. в 1997 г. до 1,9 млн долл. в 2009 г.)8. Однако по объему общих затрат на инновации положительная динамика наблюдалась только до 2008 г., дойдя до отметки в 4744,4 млн долл. Затем можно наблюдать снижение объема затрат к 2010 г. на 15,2%. Рассматривая структурную составляющую затрат на инновации, отметим, что преимущественно средства затрачиваются на инновации в промышленном производстве и технологиях, на деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования Земли и космического пространства и разработки (см. Таблицу 2).

Таблица 2

2005 2006 2007 2008 2009 2010

1 2 3 4 5 6 7

Всего 3654,27 4134,47 4437,51 4744,40 4401,29 4021,32

Энергетика 183,06 229,67 254,84 375,14 191,66 168,62

Промышленные производства и технологии 1028,13 1228,54 1328,01 1360,76 1317,53 1134,23

Здравоохранение 393,25 421,45 426,55 454,12 472,09 414,88

Военная безопасность 234,03 273,17 270,50 269,72 268,07 266,34

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 368,77 417,10 486,79 560,19 372,81 278,72

90

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6 7

Научные исследования Земли и космического пространства и разработки 399,41 309,63 381,77 395,33 408,44 379,65

Образование 175,38 213,85 206,35 225,89 216,04 229,89

Источник: Статистические данные ОЭСР по валовым расходам на НИКР по источникам финансирования / База статистических данных ОЭСР [Электронный ресурс]. URL: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=GERD_FUDNS

В настоящее время Южно-Африканская республика стремится к созданию устойчивых взаимосвязей между формирующейся системой трансферта технологий и системой научных и прикладных исследований, формированию собственной эффективной инновационной системы. Для достижения этой цели в 2002 г. была основана Южно-Африканская ассоциация по управлению научными исследованиями и инновационными разработками (САРИМА), которая взяла на себя лидирующую роль в этом процессе. САРИМА финансируется из средств Правительства, участвующих академических организаций, а также филантропов-доноров из США и Европы.

Россия. Сложившаяся на данный момент в России система трансферта технологий обладает рядом особенностей, свойственных переходному периоду. Так, для эффективно развивающейся экономики характерно преобладание в структуре импорта новых наукоемких технологий, а в структуре экспорта, наоборот, сбыта зрелых технологий. По данным российской государственной статистики за 2013 г., в структуре экспорта при торговле технологиями превалирующими из всех объектов сделок явились только научные исследования, по остальным же объектам доля импорта значительно превысила долю экспорта. В настоящее время в системе трансферта технологий с зарубежными партнерами (см. Таблица 3) заметно значительное превышение импорта над экспортом в целом (в 1,5 раза), что сопутствует преимущественному ввозу технологий, не обладающих достаточной степенью новизны с точки зрения мирового рынка технологий. Так, принципиально новыми для России является 89% разработанных передовых технологий, из которых только 10% является принципиально новыми на мировом технологическом рынке (см. Таблицу 4).

91

Таблица 3. Торговля технологиями с зарубежными странами по объектам сделок в 2013 г.

Экспорт Импорт

Число согла- шений Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Поступление средств за год, млн. долл. США Число согла- шений Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Выпла- ты средств за год, млн. долл. США

Всего 1719 2024,3 610,6 2581 6566,1 2419,8

в том числе по объектам сделок:

патент на изобретение 4 0,1 0,1 10 99,7 22,6

патентная лицензия на изобретение 99 61,1 19,5 103 341,5 59,9

полезная модель 1 0,1 0,1 15 5,6 2,0

ноу-хау 26 134,2 11,8 72 190,1 133,7

товарный знак 19 1,4 0,4 138 636,0 571,8

промышленный образец 3 53,5 2,5 6 1,2 0,7

инжиниринговые услуги 633 1020,1 245,4 1338 3804,8 958,1

научные исследования 580 556,0 206,9 316 420,8 171,3

прочие 354 197,7 124,1 583 1066,5 499,7

Источник: Россия в цифрах - 2014: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru.

Основы формирующейся сейчас системы передачи технологий были заложены в СССР в 1950-е гг., когда стали происходить заметные интеграционные процессы в академической и вузовской среде. В большинстве академических институтов, как результат взаимодействия научных организаций с производством, с отраслевыми министерствами и ведомствами, создаются научно-технические объединения, научно-учебные и научно-технические центры и лаборатории. В вузовском секторе происходит формирование организаций, выполняющих научные исследования

92

и разработки. Создаются научно-исследовательские институты, проектные организации, кафедры, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, научные группы и секторы, обсерватории, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Формируются проблемные и отраслевые лаборатории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, опытные и экспериментальные хозяйства.

Таблица 4. Разработанные передовые производственные технологии по группам в 2013 г. (единиц)

Число технологий -всего из них

новые для России принци- пиально новые с использованием запатентованных изобретений при разработке технологии

Передовые производственные технологии - всего 1429 1276 153 694

в том числе:

проектирование и инжиниринг 426 367 59 213

производство, обработка и сборка 517 469 48 267

автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции;транспортировка материалов и деталей 22 21 1 12

аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 137 108 29 63

связь и управление 206 195 11 83

производственные информационные системы 68 66 2 32

интегрированное управление и контроль 53 50 3 24

Источник: Россия в цифрах - 2014: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru.

В 70-е годы ХХ в. в СССР появляются межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-исследовательских и научно-технических задач. Можно сказать, что в этот период происходит организационное формирование вузовской науки на институциональном уровне. Создается разветвленная

93

инфраструктурная сеть на базе межвузовского кооперирования в связи с совместным использованием опытно-конструкторской, экспериментальнопроизводственной базы, вычислительных и научно-технических центров и т.д. В вузовском секторе формируются учебно-научно-производственные комплексы.

В 1990-е гг. в России, с одной стороны, сформировался целый ряд новых интегрированных научно-образовательных структур (были созданы университетские комплексы, научно-образовательные и иные центры), с другой, на фоне резкого сокращения сети конструкторских и проектных организаций, опытных заводов, научно-технических служб предприятий (то есть структур, призванных обеспечить трансферт научных результатов в инновационную сферу), вплоть до начала 2000-х годов отмечалось наращивание числа НИИ за счет создания новых либо разукрупнения действующих организаций. Зачастую это происходило путем образования новых юридических лиц, а не укрепления исследовательской базы университетов и предприятий, которые, собственно, и составляют костяк инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой. Все это привело к диспропорции в институциональной структуре науки: если в 1992 г. наблюдалось 3437 самостоятельных НИИ, конструкторских бюро (КБ) и проектных организаций, то в 2010 г. число их сократилось до 2098 организаций, причем из них количество проектных и проектно-изыскательских организаций сократилось в 15 раз (см. Табл. 5).

Таблица 5. Организации, выполнявшие научные исследования и разработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1992 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Число организаций -всего 4555 4059 4099 3566 3666 3536 3492 3682 3566

в том числе:

научно-исследовательские организации 2077 2284 2686 2115 1926 1878 1840 1782 1725

конструкторские бюро 865 548 318 489 418 377 362 364 340

проектные и проектноизыскательские организации 495 207 85 61 42 36 36 38 33

опытные заводы 29 23 33 30 58 57 47 49 60

образовательные учреждения высшего профессионального образования 446 395 390 406 503 506 517 581 560

94

Продолжение табл. 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

научноисследовательские, проектноконструкторские подразделения в организациях 340 325 284 231 239 228 238 280 274

прочие организации 303 277 303 234 480 454 452 588 574

Источник: Россия в цифрах - 2014: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru.

В сложившейся в результате трансформации экономики страны системе передачи технологий возникает необходимость формирования специальных механизмов организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между всеми его участниками - государством, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, финансовыми институтами. И в данном случае может пригодиться зарубежный опыт в организации передачи технологий, рассмотренный нами ранее. Необходимым условием для его эффективного использования является формирование и развитие в условиях российской экономики соответствующей инновационной инфраструктуры. А именно:

1) законодательной базы, ориентированной на стимулирование инновационного предпринимательства и гарантирующей защиту прав интеллектуальной собственности;

2) специализированных научных и научно-образовательных центров, научных (инновационных, технологических) парков, центров трансферта и коммерциализации технологий, бизнес-инкубаторов, инновационных фирм, способствующих преобразованию перспективных научных идей и знаний в продуктовые, информационные и технологические нововведения;

3) финансирования исследований и разработок за счет предпринимательского сектора, путем создания правовых и финансовых гарантий льготных кредитов, различных внебюджетных и совместных фондов, различных мер государственного поощрения;

4) телекоммуникационной инфраструктуры с целью (лучше переформулировать) содействия информационному обеспечению российской науки, выхода локальных информационных сетей на глобальные, увеличения сети электронных библиотек и системы Интернет, расширения возможности доступа российских ученых к международным банкам данных;

5) развития сети венчурных фирм и фондов, малых внедренческих фирм и других элементов инновационной инфраструктуры.

95

В формировании эффективной инновационной системы в условиях России большую роль играет и региональная составляющая. Разрабатывая региональную инновационную политику, направленную на развитие научнотехнологической составляющей и сферы производства, каждый регион формирует свой подход к трансферту технологий, учитывающий его ресурсные резервы, климатические, отраслевые и иные региональные особенности.

Несмотря на достаточный прогресс в теоретической базе исследования инновационных процессов, остается еще много малоизученных и спорных вопросов. Например, динамика инновационно-технологического развития стран и регионов, применение эффективных инструментов и механизмов трансферта знаний и технологий, регулирование инновационных процессов с использованием различных институциональных структур и др.

Что касается стран-участниц БРИКС, необходимо отметить, что повышению эффективности трансферта технологий способствует формирование необходимой организационной системы, ориентированной на обеспечение процесса получения, реализации и распространения результатов научных исследований и разработок с привлечением всех участников инновационного процесса - государства, науки, сферы образования, бизнеса. Создание системы, основанной на интеграции научно-образовательной и производственной сфер в странах БРИКС, будет способствовать формированию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшению структуры экспорта за счет увеличения в нем доли высокотехнологичной продукции и снижения сырьевой направленности, повышению статуса стран на мировом рынке технологий.

Примечания

1 БРИКС: Википедия [Электронный ресурс]. URL: wikipedia.org

2 Наука Бразилии: портал Бразильско-российского сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: www.brasileiro.ru/science_brazil/sciencebrazil.html

3 Шадрин А.И. Научно-технологические парки и инновационные кластеры [Электронный ресурс]. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2013.

4 Опыт функционирования технологических парков Китая: Аналитическая информация. URL: tpark.ict.nsc.ru

5 Там же.

6 Инновационная политика: международный опыт. URL: www.chelt.ru

7 Всемирная организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: www.wipo.int

8 Статистические данные ОЭСР по валовым расходам на НИКР по источникам финансирования / База статистических данных ОЭСР [Электронный ресурс]. URL: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=GERD_FUDNS

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.