Воловиков С. А., Маринченко Т. Е.
15.4. ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ
Воловиков Сергей Алексеевич, д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»,г. Москва.
Маринченко Татьяна Евгеньевна, аспирант ФГБНУ «Ро-синформагротех» МСХ РФ, п. Правдинский, МО.
Аннотация: Трансфер является необходимым инструментом осуществления инновационной деятельности, целью которого является передача знаний и опыта. Рассмотрены стадии трансфера технологий в сельском хозяйстве. На основе опыта инноваций последних лет показано, что эффективные варианты передачи технологий в сельском хозяйстве России опираются на потенциал научных и образовательных учреждений АПК.
Ключевые слова: сельское хозяйство, инновационная деятельность, трансфер технологий, инновационный менеджмент, рынок технологий и его участники.
TECHNOLOGY TRANSFER IN RUSSIAN AGRICULTURE
Volovikov Sergey A., Dr. Economics, Professor, Moscow State Industrial University.
Marinchenko Tatiana E., Candidate for a degree, Rosinfor-magrotech, Moscow Region.
Annotation: The transfer is the necessary tool for implementation of the innovative activity which aims to transfer knowledge and experience. Stages of a transfer of technologies in agriculture are considered. On the basis of experience of innovations of last years it is shown that effective variants of a technological transfer in agriculture of Russia lean against potential scientific and educational agrarian institutions.
Keywords: agriculture, innovative activity, technology transfer, innovative management, market of technology and its participants.
Во всем мире основной прирост сельскохозяйственного производства обеспечивают наука, наукоемкие технологии и активная инновационная деятельность (ИД), которая позволяет энергично внедрять научные разработки в практику. В России активно идет процесс организации структур, непосредственно участвующих в инновационной деятельности. Одним из неотъемлемых элементов ИД является трансфер, в сельском хозяйстве, как правило, речь идет о трансфере технологий (ТТ).
Трансфер технологий - это процесс передачи (продажи, обмена) научно-технических знаний и опыта с целью оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов или организации производства конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка. «Трансфертная» доля технологии активно отделяется в особенную среду и форму хозяйственных связей. Критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей. Таким образом, трансфер - и необходимый инструмент осуществления ИД, целью которого является передача знаний для решения определенных задач и основная форма продвижения инноваций.
ТТ осуществляется как в некоммерческой, так и в коммерческой формах. На непатентованную информацию приходится основной поток передачи в некоммерческой форме, часто это сопровождается небольшими расходами и нередко поддерживается по государственной линии, или на основе фирменных и личных контактов. Сам по себе ТТ нацелен на внедрение научно-технических разработок в практику и не связан непосредственно с получением коммерческого эффекта, поэтому началом трансфера разработки можно считать формирование технически реализуемой идеи, а завершением - доведение новой разработки до производства.
Коммерческий трансфер или коммерциализация технологий предполагает процесс перехода результатов научных исследований в сферу практического применения, производства и маркетинговых действий с целью получения коммерческой выгоды. Коммерциализация нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки, а заканчивается реализацией разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получением коммерческого эффекта. Таким образом, коммерциализация - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который является или нет разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями.
Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:
- научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.;
- международные конференции, симпозиумы, выставки;
- обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.
Объектами коммерческого трансфера технологий являются:
- объекты интеллектуальной и промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;
- технический опыт и «ноу-хау» в виде техникоэкономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;
- технические и технологические знания.
К коммерческим формам передачи технологий относятся также лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.
Трансфер технологий включает в себя пять последовательных этапов.
На первом этапе на основе полученных знаний формулируется бизнес-идея, на основе которой определяются перспективные направления коммерциализа-
Бизнес в законе
2'2012
ции, конкретные инновационные проекты, дается предварительная оценка потребностей в этих проектах. На этом этапе возможны самые различные построения схем коммерциализации, рождаются первые инициативные инновационные предложения клиентам
- покупателям новых технологий (продукции, услуг). Это комплексное обследование, направленное на осуществление объективной оценки потенциала коммерциализации и потенциала трансфера технологии.
На втором этапе инновационные предложения превращаются в товар. Здесь предусматривается создание технологического пакета, который и выступает в качестве товара на рынке технологий. Как правило, этот этап включает: привлечение партнеров и средств инвесторов и учет их требований на последующих этапах, проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-плана, а также необходимых испытаний и получении сертификатов. На этом этапе происходят уточнение инновационных предложений и формирование на их основе коммерческих предложений.
Продвижение созданного научно-технологического пакета на рынок происходит на третьем этапе, путем поиска конкретных покупателей. Для этого используются прямые обращения и переговоры, участие в выставках и ярмарках, конференциях и семинарах, проведение презентаций. При этом применяются как традиционные подходы, так и возможности новых информационных технологий (Интернет, электронная почта, сетевой трансфер), средства массовой информации (радио, телевидение, пресса). Часто эффективен направленный поиск потенциальных покупателей и подготовка для них конкретных инновационных бизнес-предложений.
Решающим является четвертый этап - адаптация (доработка) исходного научно-технологического пакета к требованиям конкретного потенциального покупателя. Специфика рынка технологий заключается в том, что на нем отсутствует массовый покупатель, поэтому продавцу необходимо вести индивидуальную работу с каждым вероятным покупателем.
Завершающим этапом трансфера готового технологического пакета, является процесс реализации его на рынке. Это могут быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение НИОКР, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью и др. Решающую роль здесь начинает играть степень развития инжиниринговых услуг, обеспечивающих техническое содействие внедрению разработки, эксплуатации оборудования, способствующих в снижении расходов на техническое обслуживание и ремонт нового оборудования.
Трансфер необходим объективно, т.к. как в действительности каждый последующий этап реализуется, как правило, другими людьми, и передача, является неотъемлемой частью инновационного процесса.
Коммерциализация может выполняться как организациями, имеющими в штате соответствующих специалистов (технологических менеджеров, патентоведов, юристов, работников информационных служб и др.), так и малыми научно-техническими предприятиями, не имеющими этих специалистов, а также самими разработчиками в качестве индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Успех этой работы во многом определяется методами и объемами государственной поддержки, эффективностью мониторинга и научно-информационным обеспечением инновационного развития в сфере сельского хозяйства. И если
простую инновацию автор может внедрить сам, то, что касается значительных инноваций, то последовательность действий от фундаментального открытия до получения прибыли, самостоятельно автор применить при сегодняшнем объеме знаний не может.
Анализ деятельности посредников на российском рынке услуг в области трансфера и коммерциализации технологий показывает, что в большинстве это - консалтинговые компании и некоммерческие фонды, предоставляющие механизм для взаимодействия разработчиков и инвесторов через поиск разработчиков для решения технологических задач инвестора и поиск инвесторов, заинтересованных в покупке или доработке технологических решений разработчика. Каждая компания на рынке инноваций имеет свою специфику. Сфера деятельности некоторых — не только оформление прав интеллектуальной собственности и их реализация, но и продвижение инновационного продукта, инвестиционного проекта, повышение объема продаж фирмы-клиента. Но большинство действующих в настоящее время посредников не берут на себя расходы и ответственность по управлению интеллектуальной собственностью, что сильно снижает эффективность процесса коммерциализации технологий.
Анализ работы соответствующих структур в России и в других экономически развитых странах, позволяет сделать следующий вывод - коммерциализацию и ТТ НИОКР должны проводить специалисты в области передачи технологий в специально сформированных для этих целей инновационно-внедренческих структурах. В хорошо развитой инфраструктуре агропромышленного производств они является неотъемлемой составляющей инновационной системы АПК, связанной с органами управления и координации ИД в АПК. Взаимосвязь этих элементов должна определять формирование приоритетных направления развития сельскохозяйственной науки, и определение направления фундаментальных и прикладных перспективных научноисследовательских работ для научных организаций Минсельхоза России и Россельхозакадемии.
На федеральном и региональных уровнях для формирования благоприятной инновационной среды наиболее целесообразным является создание агротехнопарков, которые будут способствовать интеграции научных идей и технологий в производство. По данным СМИ их в стране уже создано более 40, в большинстве своем при госуниверситетах, что стало возможным после принятия Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.09. Он позволяет вузам, которые являются бюджетными образовательными или научными учреждениями создавать предприятия по трансферу инноваций в производство. Одним из ярких примеров формирования таких структур является Мичуринский аграрный университет, в котором уже активно работают 23 малых инновационных предприятия. В университете создана инновационная инфраструктура, обеспечивающая коммерциализацию результатов научных исследований и ТТ в АПК Тамбовской области.
В Саратовской области при поддержке ряда НИИ и аграрного университета в 2010 г. реализовывалось 26, а в 2011 г. - 28 инвестпроектов по животноводству с целью дополнительно получить около 10 тыс. т: молока, 400 т свинины и 3 тыс. т мяса бройлеров. Введено в эксплуатацию 19 объектов. В отрасль инвестировалось порядка 1,5 млрд. руб. По ведомственной целевой программе «Развитие молочного скотоводства» выделено 1,3 млрд руб., что позволило приобрести свыше 26 тыс. голов племенного и улучшенного скота.
Воловиков С. А., Маринченко Т. Е.
В стране созданы практически все используемые в мире организационные формы поддержки инноваций. Но не отработан механизм передачи - научные исследования не переходят в прикладные, а затем в ОКР и промышленную продукцию; недостаточно изучается спрос на агроинновации, не отработаны показатели экономической экспертизы и механизмы продвижения в производство. И нет государственных статистических наблюдений по вопросам инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций.
Создание инновационной инфраструктуры на базе научных учреждений (агротехнопарки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и др.) даст возможность более полно использовать научный потенциал АПК.
Список литературы:
1. Коноваленко Л.Ю. Опыт по внедрению инновационных разработок.- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011.- 44 с.
2. Федоренко В. Ф., Буклагин Д. С, Аронов Э Л Инновационная деятельность в АПК- состояние, проблемы, перспективы: науч. изд. - М.: ФГНУ «Росинформагротех» , 2010.
3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности URL: http://www.sci-innov.rU/law/base_terms/#21 (дата обращения: 12.01.2012).
Reference list:
1. Konovalenko L. Yu. Experience on introduction of innovative workings out.- M.: FGNU "Rosinformagrotech", 2011.44 p.
2. Fedorenko V.F., Buklagin D.S. Aronov E.L. Innovative activity in agrarian and industrial complex - a condition, problems, prospects: sci. edi. - М.: FGNU "Rosinformagrotech", 2010.
3. Federal portal on scientific and innovative activity. URL: http://www.sci-innov.ru/law/base_terms/#21 (reference date: 12.01.2012).