Научная статья на тему 'Трансдисциплинарный экологический практикум как форма формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования'

Трансдисциплинарный экологический практикум как форма формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРАКТИКУМ / ECOLOGICAL CULTURE / PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна, Савельев Василий Григорьевич

Статья посвящена описанию трансдисциплинарного практикума студентов естественнонаучных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна, Савельев Василий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSDISCIPLINARY ENVIRONMENTAL PRACTICUM AS A FORM OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE BACHELOR OF ECOLOGY AND NATURE

The article describes the practice-oriented educational activities students natural specialties.

Текст научной работы на тему «Трансдисциплинарный экологический практикум как форма формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования»

УДК 504 (7)

Н.П.Несговорова, В.Г.Савельев Курганский государственный университет

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена описанию трансдисциплинарного практикума студентов естественнонаучных направлений.

Ключевые слова: экологическая культура, прак-тико-ориентированная образовательная деятельность, трансдисциплинарный практикум.

N.P. Nesgovorova, V.G. Savelyev Kurgan State University

TRANSDISCIPLINARY ENVIRONMENTAL PRACTICUM AS A FORM OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE BACHELOR OF ECOLOGY AND NATURE

Annotation

The article describes the practice-oriented educational activities students natural specialties.

Key words: ecological culture, practice-oriented educational activities.

В современном мире актуализируются глобальные проблемы, наиболее значимыми среди которых являются экологические. Они касаются состояния среды жизни человека, его взаимоотношений с окружающим миром. Проблемы эти носят комплексный (социально-природный), а в настоящее время в большей степени техногенный характер (К.С.Лосев, Н.Н.Моисеев).

Среди основных причин обострения взаимоотношений человечества и биосферы следует назвать не-сформированность у человека ценностного компонента, умений и навыков экодеятельности и экологически обоснованного поведения, недостаточную сформи-рованность экологической культуры общества и отдельных его представителей (С.Н.Глазачев, В.А.Игнатова, Н.С.Касимов, Л.В.Моисеева, И.Н.Пономарева, Г.П.Сикорская).

С нашей точки зрения, экологическая культура студента, подготовленного к выполнению профессиональных функций в области экологии и природопользования - это сложная открытая система, вклю-

чающая совокупность знаний,потребностей, мотивов, ценностей, отражающих взаимодействие с окружающим миром и проявляющаяся в деятельности по его сохранению, поддержанию, восстановлению. Данная система отражена в ее когнитивном, аксиологическом, опе-рационально-деятельностном компонентах личности.

Переход общества к устойчивому развитию потребует более высокого уровня сформированности ценностного и операционально-деятельностного компонентов экологической культуры студентов. Но в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 022000 «Экология и природопользование» достаточно четко отражены требования по формированию когнитивного компонента и недостаточно четко по формированию операциональ-но-деятельностного и аксиологического компонентов экологической культуры в общекультурных и профессиональных компетенциях. Реализация требований образовательного стандарта способствует формированию когнитивного компонента экологической культуры: системы осваиваемых экологических знаний выпускника. Умения и навыки операционально-деятель-ностного компонента экологической культуры могут быть сформированы при подготовке студента к экологически обоснованной профессиональной деятельности. Формирование аксиологического компонента должно осуществляться в процессе освоения экологических ценностей. Однако сложившаяся система профессиональной подготовки студентов способствует освоению необходимого объема знаний, на основе которого формируется система взглядов на мир [4].

Под практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельностью мы понимаем часть целостной профессиональной подготовки студентов, направленной на освоение нравственно-экологических ценностей, экологических знаний, приобретение умений и навыков применения полученных знаний на практике, в процессе которой студенты учатся сохранять, восстанавливать мир природы и преобразовывать окружающую среду, не нарушая природных биогеоценозов. Предметом деятельности выступает освоение профессионально важных знаний и умений, проведение исследований и осмысление результатов с последующим намерением использовать эти результаты на практике в природных условиях.

Комплексная практико-ориентированная экологизированная образовательная деятельность (ПООД) отличается формированием целостных экологических знаний мировоззренческого характера, комплексных умений экодеятельности, ценностных ориентаций экологически обоснованного поведения и имеет трансдисциплинарный характер. Ее содержательной основой выступает экологическая деятельность - специфическая деятельность в адрес социально-природной среды. Она обусловлена экологическим императивом, в содержании которого заключены законы, нормы, определяющие непрагматическую направленность деятельности человека.

Осуществляется данная деятельность в процессе реализации технологии включения студентов в прак-тико-ориентированную образовательную деятельность

на основе следующих принципов: а) личностно-ори-ентированных- создание демократических условий освоения содержания экологической культуры в процессе ПООД; б) деятельностно-ориентированных- комплексного использования природы как среды, в которой осуществляется процесс обучения, как объекта изучения (воздействия), как субъекта взаимодействия в формировании экологической культуры; практической направленности образования студентов естественнонаучного профиля.

Традиционно проводимые практики характеризуются следующими признаками: а) опираются на содержание одного предмета учебного плана; б) основная форма познавательной деятельности студентов -репродуктивно-конструктивная; в) состав участников

- студенты одного курса и профиля обучения; г) организация деятельности - фронтальная или групповая; д) место проведения практических занятий в природе

- пригородные территории, городские парки; е) временной промежуток - 1-2 недели в учебном году.

Трансдисциплинарный практикум имеет следующие отличия: а) объединяет содержание нескольких предметов, преобразованное в единое целое на основе комплексного подхода к природно-территориальным системам и экологически направленной деятельности в них; б) основная форма познавательной деятельности студентов - поисково-исследовательская; в) состав участников - студенты разных курсов и профилей обучения; г) организация деятельности - групповая: «микрогруппы смешанного состава» и «временные творческие коллективы» с элементами самоуправления; д) место проведения - рекреационные зоны (наименее нарушенные природные сообщества и урбо-агроэкосистемы) региона; е) временной промежуток -три-четыре комплексных практикума в процессе обучения (один - в учебном году). Содержание практикума циклично повторяется с последовательным углублением и ростом самостоятельности и доли исследовательской деятельности студентов.

Результатом практико-ориентированной эколо-

Рис. 1. Модель формирования экологической культуры (ЭК) бакалавров экологии и природопользования

в образовательном процессе

74

ВЕСТНИК КГУ, 2011. №2

гизированной образовательной деятельности студентов является усвоение экологических знаний, ценностей, приобретение комплекса умений, в том числе умения анализировать, проектировать, прогнозировать состояние окружающей природной среды. При этом под умениями анализировать мы понимаем умение всестороннего рассмотрения состояния окружающей среды, под умениями проектировать - умение разработать экологические проекты, под умениями прогнозировать - умение предвидеть экологическую опасность и предусмотреть ее последствия. Освоенные умения являются базовым содержанием операционально-деятельностного компонента экологической культуры.

Самооценка результатов практикума проявляется в выражении чувств, вызываемых общением с природой, осознании общественного отношения к ней, оценке собственного отношения к познанию природы, удовлетворении результатами выполненной работы. Проявление признаков нравственности в отношениях к природе осуществляется через сопереживание окружающему миру, ощущение личной ответственности за сохранение природных сообществ (в бережном отношении к почвенному покрову, растительности, отказе от сбора букетов, коллекций насекомых, лова земноводных и пресмыкающихся). Стремление принимать активное участие в творческих делах по сохранению и восстановлению нарушенной среды, оценка собственного отношения к деятельности в ней, уровень удовлетворенности разработанными экологическими проектами, стремление организовывать экологические акции, эстетическое восприятие природы отражено в желании показать красоту природы в творческих продуктах деятельности - показателях рефлексии практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности.

Уровень сформированности компонентов экологической культуры студентов нами определяется по следующим критериям: в рамках когнитивного компонента это полнота познания, научность, системность знаний, осознанность; в аксиологическом компоненте: потребности в экодеятельности (их преобладающий характер), мотивы (познавательные, эстетические, гуманистические, гражданские, гигиенические, утилитарные, имеющие экологическую направленность), ценности (нравственно-экологические, обусловленные категориальным императивом). Операцио-нально-деятельностный компонент должен быть наполнен умениями переносить знания экологического характера в плоскость практико-ориентированной эко-деятельности, умением анализировать экодеятель-ность и прогнозировать ее последствия, умением проектировать различные виды экодеятельности. Реализация разработанной нами технологии позволяет повысить уровень сформированности экологической культуры студентов, добиться гармоничного сочетания в ней всех компонентов.

Список литературы

1. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Мотивационно-ценност-ный компонент в экологической культуре студентов вуза// Омский научный вестник. - 2008. - №3 (78). -С.143-146.

2. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Формирование когнитив-

ного компонента экологической культуры студентов вуза в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности// Вестник Читинского государственного университета. - 2010. -№1 (51). - С.39-44.

3. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Практико-ориентирован-

ная образовательная деятельность студентов естественнонаучных специальностей // Идеи и идеалы. - 2011. - №3(9). -Т.2. - С.120-126.

4. Тодорина Д.Л. Модел за практическа подготовка на

студентите педагози за работа с надарените деца и подрастващи// Сб.: Моделирование учебно-воспитательного процесса в вузе и школе. Раздел 1. Моделирование учебно-воспитательного процесса в Болгарии. -Елец, 2009. - С.56-68.

УДК 581.55 Д.В. Веселкин

Институт экологии растений и животных УрО РАН

ЗАКОНОМЕРНОСТИ УЧАСТИЯ РАСТЕНИЙ РАЗНОГО МИКОТРОФНОГО СТАТУСА В АНТРОПОГЕННО ИНДУЦИРОВАННЫХ СУКЦЕССИЯХ В СТЕПЯХ

Аннотация

Охарактеризовано участие растений разного микотрофного статуса в нескольких антропогенно индуцированных сукцессиях степной зоны. Анализ выполнен на основании совмещения опубликованных данных (1) об особенностях протекания сукцессий и (2) о микотрофности видов растений. В ходе техногенной дигрессии соотношение видов растений, по-разному взаимодействующих с микоризными грибами, не изменяется. Первые этапы восстановительных сукцессий характеризуются преобладанием немикотрофных (первичные сукцессии) или факультативно микотрофных (вторичные сукцессии) видов растений.

Ключевые слова: сукцессия, дигрессия, восстановление, демутация, травянистые растения, степная зона, микотрофность, арбускулярная микориза.

D.V. Veselkin

Institute of plant and animal ecology UD RAS

PATTERNS OF PARTICIPATION OF PLANT WITH DIFFERENT MYCOTROPHIC STATUS IN ANTHROPOGENIC INDUCED SUCCESSIONS IN THE STEPPES

Annotation

Characterized by the participation of plants of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.