структурных проблем АПК и повышение его эффективности. Развитие подобных производственно-экономических отношений необходимо использо-
вать как механизм создания хозяйственной целостности и полной экономической самостоятельности сельскохозяйственных предприятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жунусов Б., Рудая Т. Углубляя специализацию II АПК: экономика, управление. 1996. № 12. С. 54 — 56. ;
2. Новиков В. Интеграция сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими предприятиями // АПК: экономика, управление. 1996. № 11. С. 14 — 20.
и ос ту пила 12.04.98.
3. Щербак В. Н. О развитии интеграции в агропромышленном комплексе Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. 1997. № 10. С. 6 — 8.
+4Ч--Н--Н-+-К-ЬЧ-+++-Н--Н-+-Н-++ \ М I М 14-Ж-++-Н-++++ I Н-НН I +4-Н
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Р А. ФИЛИППОВА, кандидат экономических наук, Т. ФИЛИППОВА, студентка
Трансакционные издержки (ТИ) — достаточно новое и в то же время наиболее широко употребляемое в современной экономической науке понятие. Впервые концепция ТИ разработана в 1937 г. в статье Р. Коуза „Природа фирмы" [2], в нашей же экономической литературе она появилась лишь в 1994 г. в учебнике „Курс экономической теории4' [4 ]. Из-за недостаточной разработанности не существует единого мнения по поводу содержания и состава этой категории. Понимание ТИ изменяется от узких определений, связывающих данные издержки с отдельными видами экономической деятельности, до широких, подчеркивающих институциональную природу данного явления. Например, Дж. Джоунс и С. Хилл определяют ТИ как затраты на переговоры, мониторинг и проведение сделки, которые позволяют сторонам прийти к соглашению. У Никол-сон рассматривает ТИ в форме платы за услуги посредников, а также издер-
жек поиска и сбора информации. Существует и понимание ТИ как психологических издержек принятия решения и заключения самой сделки [5].
В перечисленных подходах ТИ увязываются с определенными действиями и затратами, возникающими в ходе заключения сделки. Совсем иную логику демонстрируют представители институциональных школ. Они ТИ в экономическом мире часто сравнивают с ролью трения в мире физическом. Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и ТИ препятствуют перемещению ресурсов к пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, „распыляя" полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. И как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта, так и любой
©РА. Филиппова, Т. Филиппова, 1999
известным нам институт возникает как реакция на присутствие трансакцион-ных издержек и для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив тем самым выгоды от обмена. Так, по К. Эрроу, ТИ трактуются как издержки эксплуатации экономической системы [5]. Следовательно, величина ТИ служит своеобразной мерой несовершенства рынков: чем менее совершенен рынок, тем выше ТИ его участников.
Р Коуз, один из основоположников теории ТИ, пытается отделить их от и нститу циональных издержек: „ Если бы меня попросили представить экономическую систему, в которой трансак-ционные издержки не существуют, то я бы назвал абсолютно коммунистическое общество. Покупатели и продавцы должны находить друг друга; покупатели должны узнать, что продавцы могут им предложить, а продавцы — что покупатели хотят приобрести; обе стороны должны узнать цены, по которым другая сторона будет совершать операции, стороны должны вести переговоры, вырабатывать контракты, обеспечивать уверенность в их соблюдении и т. д. Будут создаваться рынки, и появятся специалисты — дилеры и брокеры для обеспечения процесса обмена. Именно затраты такой деятельности я называю трансакционными издержками" [3, с. 9].
Наиболее радикальное определение принадлежит, на наш взгляд, А. Шас-титко. Он к ТИ относит все затраты сверх издержек производства. „Если же экономическую систему определить через совокупность взаимосвязей, взаимодействий между экономическими агентами, то в общей форме трансак-ционные издержки могут рассматриваться как издержки взаимодействия" |8, с. 66].
Существуют различные виды ТИ. Следует отметить, что общепринятой их классификации не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж. Стиглер выделил среди них „информационные издержки", У. Менлинг — „издержки
мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения" И. Барцель — „издержки измерения" П. Мил гром и Дж. Роберт — „издержки влияния" Г. Хансманн — „издержки коллективного принятия решений" [8].
Наиболее распространенной является классификация американского экономиста лауреата Нобелевской премии 1993 г. Д. Норта. Он подразделил ТИ на следующие виды:
а) издержки, связанные с поиском информации;
б) издержки, связанные с ведением переговоров по условиям контракта и заключением сделки;
в) издержки, связанные с разработкой системы стандартов, контролем за уровнем качества, а также с потерями от ошибок;
г) издержки по правовому регулированию собственности, созданию и поддержанию в обществе адекватного восприятия справедливости правового режима;
д) издержки оппортунистического поведения.
Современная экономическая наука наряду с выяснением качественного содержания данной категории предпринимает попытки количественно измерить ТИ. В частности, X. Демсецем разработана методика их оценки на микроуровне. Использовав макроэкономические показатели, Д. Норт и Дж. Уол-лис рассчитали динамику относительных величин ТИ в экономике США путем сравнения динамики трансформационного и трансакционного секторов экономики. Согласно подходу Уол-лиса — Норта, к первому сектору относятся отрасли, основная функция которых — переработка материальных ресурсов: промышленность, строительство, сельское хозяйство. Второй сектор составляют все отрасли, обслуживающие процесс перераспределения ресурсов и продукции, то есть имеющие трансакционное назначение: оптовая и розничная торговля, связь, финансовые и банковские услуги, страхование и т. п. Динамика трансакционных издержек в экономике может быть оценена путем
сопоставления темпов роста (спада) производства в соответствующих секторах, а также долей этих секторов в ВВП. На основе этой методики В. Кокоревым была предложена количественная оценка ТИ в российской экономике [1], основывающаяся на показателях накладных расходов для фирм и товарооборота для экономики в целом.
На основе данной методики нами была прослежена динамика ТИ в российской промышленности, ее отдельных отраслях, а также в Мордовии и на отдельном предприятии — ОАО „Лис-маи с 1990 по 1997 г.. Проведенный анализ показал, что в России основные тенденции развития трансформационного и трансакционного секторов проявлялись достаточно отчетливо: абсолютное (спад производства) и относительное (в процентах к ВВП) сокращение трансформационного сектора и относительный, а в ряде случаев и абсолютный рост трансакционного сектора [6, с. 425]. К аналогичному выводу приводит и анализ динамики количества занятых в этих секторах. Если в промышленности, строительстве и на транспорте происходило сокращение занятости, то численность работающих в кредитовании и страховании, в налоговых инспекциях, нотариальных конторах и юридических службах росла [6].
О росте ТИ говорят результаты ана-
лиза отдельных отраслей промышленности. ТИ выше в тех из них, которые связаны с добычей сырья. Например, в нефтеперерабатывающей промышленности затраты, не связанные с производством, варьируют в пределах от 23 до 70 %, в то время как в перерабатывающей промышленности они гораздо ниже (в нефтеперерабатывающей промышленности — от 1 до 10 %) [6]. На значительное увеличение этих расходов в общей структуре затрат на производство продукции легкой промышленности повлияли резкое сокращение выпуска товаров в данной отрасли, разрыв связей между поставщиками сырья и производителями.
Динамика ТИ в Мордовии подтверждает общие тенденции изменения их
в России. За период с 1991 по 1997 г. объем промышленной продукции уменьшался достаточно быстрыми темпами, а товарооборот — в значительно меньших размерах, что привело к росту ТИ [7].
Следует отметить, что как по России, так и по Мордовии увеличение ТИ происходило неравномерно. Проведенный анализ показал, что за период с 1990 по 1994 г. отмечался очень быстрый их рост, а затем повышение стало постепенным. Об этом говорят и
данные по ОАО „Лисма" (рис.).
200 100 . 160
140 ;
-I
120 100 80 60 40 20_
»
4-
Годы
1994
1995
1996
1997
1998
Р и с. Динамика ТИ на примере
ОАО „Лисма"
Пик роста ТИ приходится на 1995 г. Это объясняется тем, что на начальном этапе переходного периода неявные ТИ превратились в явные. Дальнейший процесс спецификации прав собственности приводит к экономии явных ТИ, что видно из графика. Начиная с 1996 г. отмечается более плавный их рост.
Рост ТИ происходит как в развитой рыночной экономике, так и в переходной. Однако их изменение в России вряд ли можно объяснить теми же причинами, что и в американской экономике. Ни один из факторов, приводимых Дж. Уоллисом и Д. Нортом для объяснения причин аналогичного явления на Западе, не действовал в России. За период реформ не отмечалось ни значительного углубления специализации и разделения труда, ни технического прогресса в промышленности и на транспорте, сопровождающегося увеличением размеров фирм. Более того, наблюдалось прямо противополож-
ное: рост мелких и средних компаний и попытки дробления промышленных гигантов, увеличение износа и примитивизация оборудования. Роль правительства в отношениях с частным сектором не только не возросла, но, напротив, заметно ослабла.
Как показал анализ данных по Мордовии и по российской экономике, значительный рост ТИ можно объяснить действием следующих факторов:
— необходимостью адаптации предприятий к рыночной среде, что требует организации на них подразделений по управлению маркетингом, финансами и т. д., увеличения затрат на поиск деловых партнеров, ведение переговоров и заключение договоров;
— снижением объема выпускаемой продукции, а следовательно, переменных затрат, что увеличило долю по-стоянных затрат в совокупных издержках, так как они не могли сразу существенно сократиться;
— ростом издержек, вызванных не- <
развитостью инфраструктуры при увеличении нагрузок на нее;
— возникновением издержек, связанных с процессом приватизации, как прямых (затраты на подготовку и регистрацию документов, эмиссию и размещение ценных бумаг, переобучение персонала и т. п.), так и косвенных (затраты на содержание аппарата управления).
Кроме того, рыночные трансакции невозможны без существования минимального доверия между партнерами, базирующегося на их ответственности за свои действия. Однако степень взаимного доверия в российской экономике в 3 раза ниже, чем аналогичный показатель на Западе [8 ]. Все факторы оказывают влияние друг на друга, и это приводит к еще большему росту ТИ, что обусловлено переходным состоянием российской экономики. Поэтому совершенствование хозяйственного механизма, появление в переходной экономике соответствующих институтов должно привести к уменьшению повышающего тренда в динамике явных ТИ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек // Вопр. экономики.
1996. № 12. С. 61 — 72.
2. Коуз Р. Природа фирмы // ЭКО. 1993. № 2. С. 66 — 82.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 167 с.
4. Курс экономической теории / Под ред. М. П. Чепурина, Е. А. Киселевой / МГИМО. Киров, 1994. 624 с.
5. Малахов С. Некоторые аспекты теории
Поступила 06.09.99.
несовершенного конкурентного равновесия: двух-факторная модель трансакционных издержек // Вопр. экономики. 1996. № 10. С. 89 — 103.
6. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат Рф. М.: Логос, 1998. 1202 с.
7. Статистический ежегодник Республики Мордовия: Стат. сб. / Госкомстат РМ. Саранск, 1998. 212 с.
8. Шаститко А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) // Вопр. экономики. 1997. № 7. С. 65 — 76.
**********************************************************
ОПЕРАТИВНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ
В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
♦
Е. Г. САРАНЦЕВА, аспирант
Современные условия развития эко- шение интереса руководства предприя-номики вызывают значительное повы- тий к конкурентоспособности работ и
© Е. Г. Саранцева, 1999