Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2019. Volume 9. Issue 10
Ю: 2019-10-81-Т-18948 Тезис
Ушакова Д.Д., Шевлякова А.Д.
Трансактный анализ в профессиональной деятельности врача
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: Сергеев А. С.
Процесс и качество лечения в значительной степени зависит от умения вести с пациентом диалог. Специалист должен уметь не только слушать, но и слышать пациента, чтобы точно выявить те проблемы, с которыми пациент к нему обратился. В статье мы поговорим о психологической модели трансактного анализа американского психотерапевта Эрика Берна. У каждого человека есть три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Специалист использует их все - в зависимости от конкретной ситуации.
В разговоре с пациентом врачу стоит определить, какую позицию выбирает оппонент. Зачастую это позиция «Ребенок». В такой ситуации, как правило, врач принимает роль «Родителя». Опасность такого перераспределение позиций заключается в том, что вся ответственность ложится на врача, в то время как для эффективного взаимодействия необходимо разделение ответственности за лечение между врачом и пациентом. В ситуации, когда оба оппонента принимают роль «Ребенка», может случиться конфликт, а верное решение не будет найдено. В ситуации, где пациент и врач занимают позицию «Родитель», диалог может перейти в конфликт, где каждый пытается доказать свою точку зрения и правоту, что тоже не ведет к положительному процессу взаимодействия и лечению соответственно. Наиболее эффективным вариантом будет общение «Взрослый-Взрослый». Каждый оппонент, имея свою точку зрения, готов выслушать и принять другое мнение.
В настоящее время пациенты отказываются занимать пассивную позицию в диалоге с врачом, они стремятся к активной коммуникации, пытаясь быть услышанными и понятыми врачом. В связи с этим особую значимость приобретают психологическая и коммуникативная компетентность врача. Для успешного диалога врача и пациента важно выбрать оптимальный способ подачи информации, а характер общения должен будет соответствовать намерениям и ожиданиям обеих сторон. Именно поэтому обращение к трансактному анализу особенно важно для такой лингвоактивной профессии, как врач.
Ключевые слова: трансанктный анализ, врач, Эрик Берн, пациент
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019