ТРАНС-АФГАНСКИИ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР С НАДЕЖДОЙ НА БУДУЩЕЕ
Strategy of Uzbekistan №01 (2021) / ISSN 2181-2535
Искандар УРОКБОЕВ,
Эксперт Центра «Стратегия развития»
В 262-ом пункте Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» предусмотрена активная поддержка Узбекистаном глобальных усилий по установлению мира в Афганистане и обеспечению
устойчивого развития этой страны,реализация конкретных адресных мероприятий по строительству Транс-афганского транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию с Индийским океаном .
Действительно,
одним из важнейших вопросов является реализация проекта по строительству транс-афганской железной дороги являющегося одним из факторов, способствующих росту экономики Узбекистана, повышению привлекательности
'2
»
инвестиций.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем очередном Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020 года, говоря о многих актуальных вопросах внутренней и внешней политики, выдвинул важные инициативы. В частности, Президент отметил необходимость продолжения системных усилий, направленных на решение афганской проблемы и обеспечение стабильности в стране, а также практических действий по созданию трансафганского транспортного коридора.
Инициативы главы Узбекистана по Афганистану в политико-дипломатическом и экономико-транспортном направлениях играют важную роль не только в установлении мира в Афганистане,
но и в развитии межрегионального сотрудничества между Центральной и Южной Азией.
В настоящее время объемы торговли между регионами Центральной и Южной Азии значительно уступают имеющимся возможностям. Следует отметить, что из-за отсутствия прямых транспортных коридоров товарооборот Узбекистана с Индией и Пакистаном составляет всего 500 млн. долларов США. При этом рынок стран Южной Азии является одним из наиболее перспективных для Узбекистана и других стран Центральной Азии. С общей численностью населения в 1,9 млрд. человек и ВВП в 3,5 трлн. долларов Южная Азия является одним из самых быстрорастущих регионов в мире (7,5% в год) . Поэтому этот транс-афганский транспортный коридор играет очень важную роль во
взаимном торговом обороте регионов Центральной Азии и Южной Азии.
Железная дорога «Хайратон -Мазари-Шариф» в Афганистане была построена в 2011 году, и именно через нее Узбекистан вносит большой вклад в развитие экономики этой страны .
Связь Узбекистана с Афганистаном всеми видами транспорта в перспективе создаст иранским и пакистанским портам удобные возможности по перевозке своих транзитных грузов по всем направлениям не только по железной дороге, но и по автомобильным, трубопроводным и воздушным транспортным сетям.
В ходе официального визита Президента Афганистана Ашрафа Гани в Узбекистан в декабре 2017 года было подписано более 40 экспортных контрактов на общую сумму более 500 млн.
долларов. Среди них стратегическое значение имеет подписанное соглашение о строительстве железной дороги «Мазари-Шариф
- Герат», которая продлит железную дорогу «Хайратон -Мазари-Шариф».
По словам Президента Шавката Мирзиёева, «этот проект позволит внести реальный, практический вклад в восстановление экономики Афганистана, создать новые рабочие места и повысить транзитный потенциал страны. Запуск трансафганских транспортно-коммуникационных проектов в тесной увязке с другими, не менее значимыми региональными проектами, такими, как «Узбекистан
- Туркменистан
- Иран - Оман» и «Узбекистан-Кыргызстан - Китай», также создаст
все необходимые условия для развития
межконтинентальных транспортных коридоров практически во всех направлениях
- с Севера на Юг и с Востока на Запад кратчайшим путём» .
Общая протяженность проекта железной дороги «Мазари-Шариф - Герат» составляет 657 км. он является составной частью железнодорожного коридора, соединяющего страны Центральной Азии с Южной Азией через афганские провинции Мазари-Шариф - Яузжан
- Фареб - Бодгис -Герат . Строительство железной дороги «Мазари-Шариф
- Герат» позволит увеличить товарооборот
и транзитные возможности не только Узбекистана, но и всех стран Центральной Азии.
Завершены соединительные части
железнодорожного проекта «Мазари-Шариф - Герат»
(«Хайратон - Мазари-Шариф» - полностью и «Герат - Хаф» -частично), который напрямую выведет Узбекистан не только в иранские порты Бандар Аббас и Чобахор, но и в пакистанские порты Гвадар и Карачи, индийский порт Мумбаи.
В ходе встречи Шавката Мирзиёева с членами правительств Афганистана и Исламской Республики Пакистан, прибывшими в Узбекистан 2 февраля 2021 года для участия в первом заседании трехсторонней рабочей группы по проекту строительства Трансафганской железной дороги обсуждался проект строительства железной дороги, которая свяжет Центральную и Южную Азию кратчайшим путем через территорию Афганистана, обеспечит доступ к морским портам Пакистана и
74
»
эффективную эксплуатацию их инфраструктуры .
Ожидается, что для этого проекта железной дороги Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар будет привлечен кредит на общую сумму 4,8 млрд. долларов.Это один из первых шагов по строительству железной дороги.
Говоря о современных трансафганских проектах,
стоит отметить еще один проект, инициированный Узбекистаном. 3-4 декабря 2018 года в Ташкенте состоялась встреча руководителей железнодорожных ведомств России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана, в ходе которой сторонами был подписан Протокол о создании финансового
консорциума и совместной рабочей группы по железной дороге «Мазари-Шариф - Кабул -Пешавар» .
Железная дорога «Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар» -это железнодорожная линия, соединяющая Центральную Азию с Южной Азией через Афганистан. Эта железная дорога в перспективе составляет 4305 км. может послужить
созданию удаленного транспортного коридора Россия
- Казахстан -Узбекистан
- Афганистан -Пакистан - Индия. Железная дорога соединяет между собой регионы Мазари-Шариф
- Баглан - Кабул в Афганистане и Торхам в Пакистане. Общая протяженность железной дороги по территории Афганистана составляет 573 км.,
планируется, что столица Кабул станет узлом, соединяющим направления, и в перспективе эти железнодорожные линии будут называться «Кабульским коридором». Планируется электрификация железнодорожной линии Сурхан
- Пули - Хумри -Доси - Сурабай
- Джалалабад -Торхам, в свою очередь, создание логистических
центров в Мазари-Шарифе и Торхаме будет иметь стратегическое значение для системы интермодальных перевозок (железных и автомобильных дорог) . Этот «Кабульский коридор» в будущем предполагает строительство не только железной дороги, но и автомагистрали. Вместе с тем, данный проект будет способствовать
развитию экономики Узбекистана и дальнейшему сближению братских народов.
Узбекистан наращивает дипломатические усилия по выходу к портам Индийского океана. Он активно ведет переговоры со всеми странами с различными геополитическими интересами, особенно по вопросам, связанным с трансграничными проектами. Независимый эксперт Фазиль Машраб проанализировал ход переговоров Узбекистана с США, Россией,
Китаем, Индией и Пакистаном в рамках трансафганских железнодорожных проектов и назвал его «железнодорожной дипломатией». В частности, в своей статье автор обращает особое внимание на то, что во время официального визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Индию, ровно через месяц после переговоров об привязке железнодорожного проекта «Мазари-Шариф - Герат» к Чобахарскому соглашению, делегация во главе с Министром
•
иностранных дел Абдулазизом Камиловым провела переговоры с Премьер-министром Пакистана Имраном Ханом по проекту железной дороги, соединяющей две страны через Афганистан .
Подводя итог, можно сказать, что эти проекты будут способствовать развитию активной дипломатии между Центральной Азией и Южной Азией. Вместе с тем, Центральная Азия начинает новую эру в направлении Южной Азии.
Список использованной литературы:
[1] О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». https://lex.uz/docs/5260800
[2] Холбеков М. Реализация транспортных проектов в Афганистане может сделать Афганистан площадкой регионального сотрудничества, точкой роста и неотъемлемой частью межрегиональных торговых отношений (29 декабря 2020 г.).
[3] Жураев Ф. Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: взгляд Узбекистана. (6 сентября 2018 г.).
[4] Мирзиёев Ш.М. Хал^имизнинг розилиги бизнинг фаолиятимизга берилган энг олий бадодир. Т.: Узбекистан, 2018, 369-370-б.
[5] Implementation of Mazar-e-Sharif_Herat Railway Project. (2019 йил 3 апрель) https://ara.gov.af/en/implementation-mazar-e-sharifherat-railway-project
[6] Буронов С.М. «Мозори Шариф - Х,ирот» ва «Мозори Шариф - Кобул - Пешовар» темир йул лойидалари SWOT тадлили. // УзМУ хабарлари, 2020, № 6.1. 75-б.
[7] Умурзо^ов У. «Глобал щтисодий, транспорт ва транзит йулаклари интеграцияси Узбекистонга нима беради?» (2021 йил 12 февраль) https://xs.uz/uzkr/post/global-iqtisodij-transport-va-tranzit-jolaklari-integratsiyasi-ozbekistonga-nima-beradi
[8] «Мозори-Шариф - Кобул - Пешавар» темир йулининг узунлиги 573 км булади. (2021 йил 3 февраль) https://www.gazeta.uz / oz/2021/02/03/mazari-sharif-peshavar/
[9] Зодидов А.А. Марказий Осиё транспорт тизимини самарали бошщриш механизмини такомиллаштириш. И^т. фан. док. (Doctor of Science) дисс. Т.; Узбекистон, 2018. 150-б.
[10] New transport corridor, new opportunities and large-scale prospects. (2018 йил, 12 июль) http://railway.uz/en/informatsio nnaya_ sluzhba/novosti/12643/
[11] Буронов С.М. «Мозори Шариф - Х,ирот» ва «Мозори Шариф - Кобул - Пешовар» темир йул лойидалари SWOT тадлили. // УзМУ хабарлари, 2020, № 6.1. 75-б.