Научная статья на тему 'Трамп и «Кубинское наследие» Обамы'

Трамп и «Кубинское наследие» Обамы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1310
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / КУБА / БАРАК ОБАМА / ДОНАЛЬД ТРАМП / АМЕРИКАНО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТМЕНА САНКЦИЙ / ВЫБОРЫ / КУБИНСКОЕ ЛОББИ / US-CUBA RELATIONS / LIFTING SANCTIONS / ELECTIONS / CUBAN-AMERICAN LOBBY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Улугова Хилола Шавкатовна

После победы революции на Кубе в 1959 г. американо-кубинские отношения долгое время характеризовались жёстким антагонизмом двух противоборствующих систем, который не удалось преодолеть даже с завершением холодной войны и распадом биполярной системы международных отношений. Надежда на нормализацию отношений между США и Кубой появилась с приходом к власти Барака Обамы, признавшего несостоятельность политики санкций в отношении Кубы и провозгласившего «новое начало» в американо-кубинских отношениях. С избранием Дональда Трампа 45-м президентом США все ранее предпринятые усилия могут сойти на нет, если новый президент не изменит своим предвыборным обещаниям и отменит прежние договоренности о нормализации отношений между США и Кубой в случае отказа последней пойти на уступки Вашингтону. Будут ли сохранены успехи, достигнутые предыдущей администрацией на данном направлении, или команде Трампа всё же удастся обратить вспять процесс сближения США и Кубы, в возможность которого чуть более двух лет назад верилось с трудом? Что в итоге возьмёт верх: прагматизм Трампа-бизнесмена, понимающего выгодность продолжения прокубинской политики Обамы, или принципиальность Трампа-политика, в ходе предвыборной кампании пообещавшего кардинально пересмотреть политику предыдущей администрации в отношении Гаваны? В статье проведён анализ запущенного в декабре 2014 г. процесса нормализации американо-кубинских отношений и предпосылок сближения двух стран после полувекового противостояния, а также представлены сценарии возможного развития событий и шагов администрации Трампа на данном направлении внешней политики США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trump and Obama''s "Cuban Legacy"

After the triumph of revolution in Cuba in 1959 Washington and Havana have been hostile to each other for more than half a century. Even the end of the Cold War and disintegration of the bipolar international system left intact the antagonism between the two. Only after Barack Obama came to power did normalization become possible. He admitted the failure of the policy of sanctions and declared a "new beginning" in US-Cuba relations. There is a risk now that under the new administration of Donald Trump the efforts made before can be neutralized if the US president keeps his recent pre-election promise and cancels all the previous agreements on normalization. The question remains open whether Obama's achievements in this regard will be preserved or Trump will manage to reverse the normalization policy of his predecessor. There will be either pragmatic Trump the businessman who understands the benefits of continuing Obama's policy, or Trump the politician who will stand firm on his pre-election pledge to roll back on once promising initiative. The article analyzes the process of normalization initiated by Obama and Castro in 2014, explains its background motivations and builds various scenarios of further development of Cuban-American relations, as well as Trump's policy towards Cuba. It is unlikely that the Trump administration will abandon what has already been achieved. It may entail significant political and economic costs, which is unacceptable for Trump the businessman. However, any new progressive steps towards the normalization should not be expected in the short term.

Текст научной работы на тему «Трамп и «Кубинское наследие» Обамы»

Вестник МГИМО-Университета. 2017. 2(53). С.195-207. РО! 10.24833/2071-8160-2017-2-53-195-207

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

ТРАМП И «КУБИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ» ОБАМЫ

Х.Ш. Улугова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

После победы революции на Кубе в 1959 г. американо-кубинские отношения долгое время характеризовались жёстким антагонизмом двух противоборствующих систем, который не удалось преодолеть даже с завершением холодной войны и распадом биполярной системы международных отношений. Надежда на нормализацию отношений между США и Кубой появилась с приходом к власти Барака Обамы, признавшего несостоятельность политики санкций в отношении Кубы и провозгласившего «новое начало» в американо-кубинских отношениях. С избранием Дональда Трампа 45-м президентом США все ранее предпринятые усилия могут сойти на нет, если новый президент не изменит своим предвыборным обещаниям и отменит прежние договоренности о нормализации отношений между США и Кубой в случае отказа последней пойти на уступки Вашингтону. Будут ли сохранены успехи, достигнутые предыдущей администрацией на данном направлении, или команде Трампа всё же удастся обратить вспять процесс сближения США и Кубы, в возможность которого чуть более двух лет назад верилось с трудом? Что в итоге возьмёт верх: прагматизм Трампа-бизнесмена, понимающего выгодность продолжения прокубинской политики Обамы, или принципиальность Трампа-политика, в ходе предвыборной кампании пообещавшего кардинально пересмотреть политику предыдущей администрации в отношении Гаваны? В статье проведён анализ запущенного в декабре 2014 г. процесса нормализации американо-кубинских отношений и предпосылок сближения двух стран после полувекового противостояния, а также представлены сценарии возможного развития событий и шагов администрации Трампа на данном направлении внешней политики США.

Ключевые слова: США, Куба, Барак Обама, Дональд Трамп, американо-кубинские отношения, отмена санкций, выборы, кубинское лобби.

УДК 327 Ж Р5

Поступила в редакцию 28.03.2017 г. Принята к публикации 06.04.2017 г.

января 2017 г. официально вступил в должность 45-й президент США - Дональд Джон Трамп. Его победа на выборах в ноябре 2016 г. стала большой неожиданностью как для самих американцев, так и для всей мировой общественности. Пока сложно дать однозначный ответ, насколько кардинальными окажутся перемены во внутренней и внешней политике США при новом хозяине Белого дома, насколько последовательным будет Трамп в реализации нового курса и будет ли проводимая им политика в полной мере соответствовать его предвыборным заявлениям и обещаниям.

Однако первые шаги, которые Трамп уже сделал, будучи президентом, говорят о его решительном настрое. Только за первую неделю в Белом доме Трамп подписал целый ряд президентских указов и меморандумов, большей частью направленных на отмену инициатив его предшественника, демократа Барака Обамы. Строительство стены вдоль границы с Мексикой, отмена реформы здравоохранения (т.н. ОЬашасаге), выход США из Транстихоокеанского экономического партнёрства (ТТП), ограничение въезда в страну для иностранцев из семи стран с мусульманским большинством - все эти меры отражают предвыборные обещания нового президента.

Поэтому некоторые риски и неопределённость сохраняются и в отношении дальнейшего развития американо-кубинского диалога, возобновление которого стало одним из весомых достижений Барака Обамы на фоне многочисленных внешнеполитических провалов его администрации.

Главный вопрос, который сейчас стоит перед исследователями американо-кубинских отношений, равно как перед автором данной статьи, - как эти отношения будут развиваться при Трампе.

Дальнейшее рассмотрение политики, проводившейся Обамой в рамках процесса нормализации, показывает, что ни одно его решение на кубинском направлении не проходило через Конгресс. Все шаги реализовывались исключительно с помощью президентских указов, которые могут быть так же легко отменены, как и были введены. В этой связи в исследовательских кругах допускают, что Трамп вполне может воспользоваться такой возможностью и аннулировать решения предыдущей администрации, если кубинские власти не пойдут на уступки1.

Вероятность уступок с обеих сторон представляется сомнительной. Так, в одной из недавних статей британского исследователя С. Уилкинсона отношения между Кубой и США на данном этапе характеризуются как тупиковые [6]. С одной стороны, Вашингтон не отменит санкции, пока на Кубе сохраняется однопартийная система с плановой экономикой. С другой стороны, Гавана не откажется от своей нынешней политико-экономической системы, пока не будут сняты санкции. Уступка в данном случае для обеих сторон будет равнозначна

1 Kaufman P. The Future of US-Cuba Relations. Council on Foreign Relations. 17.11.2016. URL: http://www.cfr.org/cuba/ future-us-cuba-relations/p38509 (дата обращения 05.04.2017).

признанию поражения. Поэтому Уилкинсон ставит под сомнение вероятность отмены санкций Трампом и даже допускает возможность их ужесточения.

Фейнберг и Пикконе также довольно скептически относятся к вероятности отказа сторонами от своих принципиальных претензий. Однако они всё же видят возможности сотрудничества между двумя странами по другим направлениям, где компромисс возможен, например, в сфере безопасности и борьбы с терроризмом [5].

Если же администрация Трампа вернётся к агрессивной политике, это, как полагает политолог из Международного университета Флориды Майкл Буста-манте, будет выгодно только сторонникам «жёсткого курса» в отношении Кубы, но в целом не будет отвечать интересам США. Кроме того, не следует забывать, что после смерти Фиделя Кастро в островном государстве созданы предпосылки для углубления и некоторого ускорения процесса реформ [5].

Важно также отметить и то, что и в США всё меньше сторонников антикубинской политики. По данным опроса The New York Times, по состоянию на март 2016 г. шесть из десяти американцев поддерживают нормализацию отношений с Кубой2. Схожие результаты были получены Международным университетом Флориды, которые показали, что 69% американцев кубинского происхождения также выступают за нормализацию3.

Особо заинтересованы в продолжении курса Обамы представители бизнеса и агропромышленного сектора США4. С открытыми обращениями к Трампу в поддержку процесса нормализации также выступили американские конгресс-мены5 и «кубинское» лобби, которые видят в политике «вовлечения» возможность создания в США новых рабочих мест, а также развитие частного сектора и гражданского общества на Кубе6.

Таким образом, дальнейшее ужесточение политики в отношении Кубы в целом невыгодно для администрации Трампа. В то же время надо понимать, что политика санкций не будет отменена, поскольку это будет означать полную капитуляцию США. Возможны некоторые послабления, но и они маловероятны, учитывая довольно жёсткие заявления Трампа по данному вопросу.

В этой связи имеются основания полагать, что нынешняя администрация на данном этапе будет стараться сохранить статус-кво. Тем более, что ни Куба,

2 Sussman D. Most Americans Support Ending Cuba Embargo, Times Poll Finds // The New York Times. 21.03.2016. URL: https://www.nytimes.com/interactive/projects/cp/international/obama-in-cuba/most-americans-support-ending-cuba-embargo-nyt-poll-finds (дата обращения 05.04.2017).

3 Grenier G., Gladwin H. 2016 FIU Cuba Poll. How Cuban Americans in Miami View US Policies Towards Cuba. Florida International University. 2016. 36 p. URL: http://cri.fiu.edu/research/cuba-poll/2016-cuba-poll.pdf (дата обращения 05.04.2017).

4 Frank M. U.S. farmers ask Trump to stay the course on Cuba // Reuters. 12.01.2017. URL: http://www.reuters.com/article/ us-usa-trump-cuba-farming-idUSKBN14W359 (дата обращения 05.04.2017).

5 Zengerle P., Spetalnick M. U.S. lawmakers, Cuban business owners urge Trump to preserve detente // Reuters. 07.12.2016. URL: http://www.reuters.com/article/us-usa-trump-cuba-idUSKBN13W1ZW (дата обращения 05.04.2017).

6 A Memo to President Trump and His Incoming Administration. US Policy Toward Cuba: The Case for Engagement / Cuba Study Group. 4 p. URL: https://static1.squarespace.com/static/55806c54e4b0651373f7968a/t/587d1312f5e231c4f37e1d af/1484603879179/Memo+to+President+Trump.pdf (дата обращения 05.04.2017)

ни Латинская Америка на данный момент не входят в число внешнеполитических приоритетов Трампа.

Ещё один момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что необходимость в пересмотре кубинской политики и объективные причины для этого назревали задолго до президентства Обамы. Он же решился сделать первый шаг и тем самым запустил процесс, который был неизбежен.

С каждым годом Вашингтону становилось сложнее игнорировать усиливавшееся давление со стороны стран Латинской Америки. Проводимая США антикубинская политика объединила вокруг Гаваны всех членов латиноамериканского сообщества, включая даже наиболее преданных Вашингтону союзников. В декабре 2008 г. Куба была принята в Группу Рио (Grupo de Río), куда входят свыше 20 стран Латинской Америки и Карибского бассейна; в марте 2009 г. о возобновлении дипломатических отношений с Кубой объявили Коста-Рика и Сальвадор (последние две страны в регионе, которые восстановили отношения с островом, разорванные в 1961 г. под давлением США); а в начале июня 2009 г. на Генеральной ассамблее Организации американских государств (Organización de los Estados Americanos, OEA) в г. Сан-Педро-Сула (Гондурас) была отменена резолюция 1962 г., на основании которой Куба была исключена из ОАГ. Своего апогея латиноамериканская консолидация вокруг Кубы достигла на Саммите Америк в 2012 г. (Картахена, Колумбия), когда Обаме был, по сути, выдвинут ультиматум: либо в 2015 г. саммит в Панаме состоится с участием Кубы, либо он не состоится вообще.

Другим не менее значимым фактором стал уже упомянутый дрейф общественного мнения самих граждан США в сторону нормализации двусторонних отношений с Кубой.

При этом важно отметить, что и американцы кубинского происхождения также пришли к пониманию того, что политика США, проводимая на протяжении 50 лет в отношении Кубы, провалилась, так и не приведя к каким-либо значимым результатам. Однако сдвиг произошёл большей частью среди американской молодёжи кубинского происхождения, тогда как старшее поколение в большинстве своём продолжает придерживаться антикастровской бескомпромиссной позиции.

По сути, именно об этой поддержке шла речь в докладе, подготовленном Брукингским институтом накануне переломного саммита Америк в Тринидаде и Тобаго. В нём авторы указывали на то, что в распоряжении нового президента есть все необходимые возможности и ресурсы, включая поддержку как самих американцев, так и международного сообщества, чтобы переключиться с политики, направленной на смену режима в Республике Куба, на политику «вовлечения» южного соседа, и тем самым восстановить свой авторитет в Западном полушарии в целом7.

7 Cuba: A New Policy of Critical and Constructive Engagement. Report of the Brooking Project on US Policy Toward a Cuba in Transition. April, 2009. 25 p. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/0413_cuba.pdf (дата обращения 05.02.2017).

В Конгрессе США также наметилась благоприятная тенденция для пересмотра политики в отношении Кубы. 23 февраля 2009 г. республиканцами из сенатского комитета по иностранным делам был обнародован доклад, в котором подчёркивалось, что доказавшая свою неэффективность кубинская политика США требует пересмотра в интересах национальной безопасности. Во вступительном слове к докладу старший республиканец в комитете, его бывший руководитель Ричард Лугар отметил, что «47-летнее одностороннее торговое эмбарго в отношении Кубы не достигло заявленной цели «возвращения демократии» и что необходимо «признать неэффективность этой политики и взаимодействовать с кубинским режимом таким образом, который продвигает наши (т.е. американские - прим. автора) интересы»8.

В частности были выявлены четыре слабых места проводимой на момент прихода к власти Обамы политики.

Во-первых, ввиду символической важности Кубы в Латинской Америке, введённое США торгово-экономическое эмбарго против острова и другие сопутствующие ограничения постоянно становились предметом межамериканских разногласий и в итоге в определенном смысле изолированным оказался скорее Вашингтон, чем Гавана.

Во-вторых, препятствия на пути к американо-кубинскому сотрудничеству по миграционным вопросам и проблемам борьбы с наркоторговлей наносят ущерб в первую очередь интересам национальной безопасности США.

В-третьих, попытки американцев добиться демократического транзита на Кубе на самом деле сыграли на руку кубинскому руководству в его пропагандистских целях. США были представлены в качестве главной причины всех экономических трудностей Острова свободы.

В-четвёртых, санкционная политика лишает США возможности непосредственно влиять на политический курс Кубы и иметь полную картину происходящих там событий.

В докладе также отмечается, что на Кубе высока вероятность преемственности власти, поэтому руководству США следует уже сейчас налаживать отношения с будущими кубинскими лидерами, чтобы в дальнейшем иметь возможность продвигать на острове американские интересы.

С приходом Обамы к власти заметно изменился и тон кубинского руководства к США. Если до его избрания братья Кастро высказывали своё мнение о перспективах отношений с США с заметной осторожностью и даже в первые месяцы президентства Обамы не связывали с ним особых надежд в том, что касается коренного изменения отношений с Кубой, постепенно и Рауль и Фидель Кастро стали благосклоннее отзываться о хозяине Белого дома и его возможностях.

8 Changing Cuba Policy - In the United States National Interest. Staff Trip Report to the Committee on Foreign Relations, United States Senate. S.Prt.111-5. 29.02.2009. 15 p. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CPRT-111SPRT47260/html/ CPRT-111SPRT47260.htm (дата обращения 05.02.2017).

При анализе предпосылок нормализации американо-кубинских отношений необходимо учитывать фактор Венесуэлы, главного союзника Кубы в регионе, страны, которая на протяжении последних десятилетий фактически являлась единственным донором нестабильной кубинской экономики, в основном за счёт поставки нефтепродуктов по льготным тарифам. Однако после смерти Уго Чавеса Боливарианская Республика всё сильнее стала увязать в политико-экономическом кризисе: резкое падение цен на нефть, высокий уровень инфляции, продовольственные проблемы, перебои с медикаментами, водой, энергоснабжением, рост преступности - всё это усилило недоверие к правительству Николаса Мадуро и привело к дестабилизации обстановки в Венесуэле. Очевидно, что в этих условиях кубинское руководство вынуждено искать новые источники поддержания экономической и социальной стабильности на Кубе. Перспектива нормализации отношений с США, да ещё и без риска выйти из затянувшегося кризиса проигравшей стороной, определённо сыграла роль при принятии братьями Кастро уже ставшего историческим решения.

Заметным фактором, повлиявшим на кубинскую политику США, стало и сближение Кубы с Россией на фоне общей активизации российской дипломатии в Латинской Америке. В июле 2014 г. в ходе своего латиноамериканского турне президент В.В. Путин посетил в том числе и Кубу. В ходе визита он отметил заинтересованность России в образовании технологических альянсов с государствами континента в области нефтегазовой промышленности, гидроэнергетики, атомной энергии и биофармакологии. По итогам визита стороны подписали внушительный пакет документов о двустороннем сотрудничестве в самых разных сферах9. Кроме того, буквально накануне визита российским президентом было подписано распоряжение о списании 90% кубинского долга в объёме 35 млрд долларов и инвестировании оставшихся 10% в различные инвестиционные проекты на острове. Свидетельством успеха состоявшегося визита стали слова кубинского лидера Р.Кастро, который отметил, что «мы [кубинцы] полностью поддерживаем ту политику, которую проводит российская сторона в настоящий момент на международной арене... мы уверены, что мы и дальше будем едины с российским народом и с той политикой, которую проводит российское правительство»10.

Конечно, нельзя сказать, что причиной принятого Обамой в декабре 2014 г. решения о восстановлении дипломатических отношений с Гаваной стало российско-кубинское сближение, особенно учитывая тот факт, что секретные переговоры между США и Кубой начались ещё в июне 2013 г. Однако улучшение российско-кубинских отношений и, в целом, укрепление позиций России в Латинской Америке, где всё чаще стала звучать критика кубинской политики

9 Документы, подписанные по итогам российско-кубинских переговоров 11 июля 2014 г. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4735 (дата обращения 05.02.2017).

10 Заявления для прессы по итогам российско-кубинских переговоров 11 июля 2014 г. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/46201 (дата обращения 05.02.2017).

США, ускорили нормализацию отношений Вашингтона с Гаваной. Не исключено, что отчасти этот шаг Вашингтона был направлен на то, чтобы сохранить Латинскую Америку в зоне своего угасающего влияния на фоне усиления стратегической значимости региона и растущего влияния «внешних» игроков [2].

Примечательно, что о «новом начале» в отношениях с Кубой Обама говорил ещё до избрания на пост президента в ходе своей предвыборной кампании. И данный ход оказался стратегически верным. Ведь победу в штате Флорида, одном из т.н. «неопределившихся штатов», он одержал во многом благодаря голосам молодых американцев кубинского происхождения. Однако первые шаги Обамы на этом направлении носили ограниченный характер, что было обусловлено как необходимостью на тот момент больше сосредоточиться на проблемах в других регионах, так и особенностями американской внутриполитической «кухни», которая зачастую осложняет принятие определённых внешнеполитических решений.

Тем не менее, уже на начальном этапе, до публичных заявлений о начале процесса нормализации в декабре 2014 г., Обама инициировал некоторые послабления в отношении Кубы. В частности, американцы, имеющие родственников на острове, получили возможность ездить к ним раз в год на неограниченное количество дней и тратить до 170 долларов в сутки. Кроме того, были созданы необходимые финансовые условия, упрощающие реализацию на Кубе медицинских и продовольственных товаров. Но ещё тогда отмечалось, что введённые послабления вовсе не означают полного пересмотра политики по отношению к Кубе.

Между тем, кубинский вопрос продолжал оставаться важным пунктом повестки дня как внешней политики США в целом, так и в рамках межамериканского диалога. Проблема многолетней изоляции Кубы и необходимость отмены торгово-экономического эмбарго против острова стала ключевой в ходе состоявшегося в Картахене очередного Саммита Америк. Однако тогда процесс тормозился приближением президентских выборов, что вынуждало Обаму действовать с особой осторожностью.

Переизбрание на второй срок позволило ему решительнее двигаться в направлении нормализации американских отношений с Кубой.

Формальное начало этому процессу было положено 17 декабря 2014 г., когда Б. Обама и Р. Кастро выступили с историческим заявлением о восстановлении разорванных в 1961 г. дипломатических отношений. Взаимные обвинения и открытая враждебность, которые на протяжении более полувека характеризовали отношения двух стран, сменились позитивной риторикой.

С момента провозглашения курса на восстановление дипломатических отношений между двумя странами в Вашингтоне и Гаване состоялись несколько раундов переговоров о налаживании двустороннего взаимодействия. С той же целью была создана специальная правительственная комиссия. Результатом её работы стали соглашения в области защиты окружающей среды, здравоохране-

ния, медицинских исследований, сельского хозяйства, борьбы с наркоторговлей, в сфере туризма, гражданской авиации, прямых авиа-, сухопутных, почтовых сообщений и т.д.

Кроме того, в конце марта 2015 г. США прекратили действие санкций в отношении 60 предприятий и частных лиц, занесённых в «чёрный список» за деловое сотрудничество с Кубой.

В мае 2015 г. Куба была исключена из списка стран-спонсоров терроризма. Таким образом, был решён один из принципиальных для кубинской стороны вопросов. Данный шаг руководства США устранил препятствия на пути к полноценному восстановлению дипломатических отношений между США и Кубой. Уже в июле были открыты посольство США в Гаване и посольство Кубы в Вашингтоне. Однако США своего посла так до сих пор и не назначили.

В марте 2016 г. состоялось не менее знаменательное событие: официальный визит Обамы на Кубу, первый за 88 лет визит действующего президента США на Остров свободы. Эта поездка, однако, носила скорее символический характер и к серьёзному прорыву в двусторонних отношениях не привела.

До сих пор остаются нерешёнными принципиальные для каждой из сторон вопросы. Речь идёт о торгово-экономическом эмбарго против Кубы, о компенсациях за ущерб от этой блокады, статусе территории американской военно-морской базы в кубинском Гуантанамо, а также об идеологических разногласиях, которые сводятся к проблеме отсутствия демократических свобод и ущемления прав человека на Кубе. На уступки по этим вопросам ни Вашингтон, ни Гавана пока не готовы.

Для Кубы вопрос снятия американцами блокады с острова относится к числу первостепенных. Однако в данном случае президентские полномочия ограничены, и единственный орган, который может отменить эмбарго - это Конгресс США. В ближайшей перспективе (принимая во внимание, что Конгресс полностью находится под контролем республиканцев, а хозяином Белого дома стал Трамп, грозившийся отменить все «уступки» предыдущей администрации) на снятие эмбарго можно не надеяться.

Кроме того, в президентской директиве, изданной Обамой 14 октября 2016 г. и направленной на укрепление процесса нормализации отношений с Кубой, совершенно однозначно заявлено, что США не намерены пересматривать статус-кво в отношении базы американских военно-морских сил в Гуантанамо. Кубинские власти продолжают настаивать на возвращении этой территории.

Не стоит также полагать, что, уходя от политики конфронтации с Кубой, США отказываются от своей главной цели - смены политического режима в островном государстве. По словам Артуро Лопеса-Леви, исследователя Университета Денвера и специалиста в области американо-кубинских отношений, США могут себе позволить строить отношения с Кубой, которая уже не представляет для них угрозу. Однако они «не откажутся ни от своих ценностей, ни

от продвижения иной политической системы на Кубе»11. Новый курс означает не столько отказ от этой цели, сколько использование иных методов и инструментов для её достижения. Это позволит США влиять на грядущую «смену поколений» и политический режим в Гаване.

В пользу этого предположения свидетельствует и реакция в США на смерть Фиделя Кастро 25 ноября 2016 г.

«Фидель Кастро мёртв!» - написал в своём твиттере избранный президент США Д.Трамп. Позднее он отметил в своём заявлении, что Куба остаётся тоталитарным островом, однако выразил надежду, что смерть «жестокого диктатора» Кастро знаменует собой конец многолетних ужасов, которые терпели кубинцы, и пообещал что его администрация «сделает всё возможное, чтобы кубинский народ наконец начал путь к процветанию и свободе»12.

«Тот день, который люди внутри острова и за его пределами так ждали, наступил: тиран мёртв, и новый рассвет может встать над последним бастионом коммунизма в западном полушарии», - такой была реакция члена палаты представителей Конгресса Илеаны Рос-Лехтинен, которая, будучи американкой кубинского происхождения, никогда не скрывала свою «антикастровскую» позицию и сейчас выступает категорически против любых послаблений в отношении режима13.

Тем не менее, важно отметить, что смерть Фиделя никакого существенного влияния на американо-кубинские отношения оказать не может. Кубу уже на протяжении нескольких лет успешно возглавляет Рауль Кастро, не меньше своего брата приверженный идеалам революции. В ходе своего выступления на V Саммите Сообщества Латиноамериканских и Карибских государств (СЕЛАК) (25 января 2017 г., Доминиканская Республика) Р.Кастро подчеркнул, что, хотя Гавана готова к дальнейшей нормализации отношений с Вашингтоном, администрации Трампа не следует ожидать от Кубы каких-либо уступок, затрагивающих её независимость и суверенитет14.

Сместить чашу весов в процессе нормализации американо-кубинских отношений в ту или иную сторону может либо смена власти на Кубе, либо попятные действия Трампа.

Если говорить о первом факторе, то это произойдет не раньше, чем в феврале 2018 г., когда истекает срок полномочий Р. Кастро. То есть в ближайшей перспективе США вряд ли добьются каких-либо существенных уступок со стороны кубинского руководства.

11 Богдановский А. США объявили о нормализации отношений с Кубой // РИА Новости, 18.12.2014. URL: http://ria. ru/world/20141218/1038857136.html#ixzz3WZKbDpaE (дата обращения 05.02.2017).

12 Wootson Jr. R. C. How Donald Trump responded to the death of Fidel Castro, 'a brutal dictator' // The Washington Post. 26.11.2016. URL: https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/11/26/here-is-donald-trumps-reaction-to-fidel-castros-death/?utm_term=.2aa54d9fc2fb (дата обращения 05.02.2017).

13 Робинсон Ф. Реакция в мире на смерть Фиделя Кастро // Голос Америки. 26.11.2016. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/castro-obit/3612612.html (дата обращения 05.02.2017).

14 Acosta N. Cuba's Castro warns Trump to respect country's sovereignty // Reuters. 25.01.2017. URL: http://www.reuters. com/article/us-cuba-usa-castro-idUSKBN15920Y?il=0 (дата обращения 05.02.2017).

Что касается Трампа, его действия на данном этапе предугадать довольно сложно. До сих пор (после официального вступления в должность) вопрос политики в отношении Кубы им не поднимался. Но то, как стремительно и последовательно новый президент одно за другим претворяет в жизнь свои предвыборные обещания, позволяет допускать, что любое следующее решение может коснуться Кубы. Вопрос заключается в том, каким оно будет.

Позиция Трампа по данному вопросу не раз претерпевала изменения. Изначально он положительно оценивал перспективу нормализации отношений США с Кубой и в целом поддерживал инициированную Обамой политику, с той лишь оговоркой, что полагал возможным достижение более выгодного соглаше-ния15. В ходе праймериз он был единственным кандидатом от Республиканской партии (помимо Рэнда Пола), открыто выступавшим за американо-кубинское сближение, за что подвергался критике от своих соперников Теда Круза и Марко Рубио.

Позднее Трамп заявил, что скорее всего он бы продолжил курс на нормализацию дипломатических и экономических отношений с Кубой, и даже не исключил возможность открытия на острове своего отеля с тем условием, что кубинское руководство подпишет выгодное для США соглашение и откажется от своих требований16.

Осенью 2016 г., уже на завершающем этапе предвыборной гонки, Трамп однако выступил с диаметрально противоположной позицией. Он пригрозил отменить все указы Обамы, если кубинские власти не предоставят своему народу религиозную и политическую свободу17. Принимая во внимание тот факт, что впервые подобное заявление Трамп сделал в ходе своей предвыборной поездки во Флориду (штат с наиболее крупным и влиятельным кубинским населением), можно было бы предположить, что тогда ещё кандидат в президенты хотел заручиться голосами американцев кубинского происхождения, выступающих против нормализации американо-кубинских отношений.

Однако и после победы на выборах Трамп не раз подтвердил своё намерение положить конец процессу сближения, если с Кубой не удастся договориться18. Но спешить на данном направлении Трамп не собирается19. Ведь он бизнесмен и готов выжидать сколько потребуется подходящий момент, чтобы заключить «выгодную сделку». Вполне возможно, Трампу ещё понадобится какое-то время, чтобы взвесить все за и против, оценить риски.

15 Weinstein J. Donald Trump on His Nuclear Doctrine, Democracy Promotion And Why He Refuses To Use Term 'Supreme Leader' // The Daily Caller. G9.G7.2G15. URL: http://dailycaller.com/2G15/G9/G7/donald-trump-on-his-nuclear-doctrine-democracy-promotion-and-why-he-refuses-to-use-term-supreme-leader/#ixzz4XSjg2xIZ (дата обращения G5.G2.2G17).

16 Donald Trump 2G16 Online. 22.G3.2G16. URL: http://www.donaldtrump2G16online.com/2G16/G3/cnn-election-center-march-21-2G16.html (дата обращения G5.G2.2G17).

17 Diamond J. Trump shifts on Cuba, says he would reverse Obama's deal // CNN. 17.G9.2G16. URL: http://edition.cnn. com/2G16/G9/16/politics/donald-trump-cuba/ (дата обращения G5.G2.2G17).

18 Официальный твиттер аккаунт Д. Трампа. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/8G3237535178772481 (дата обращения G5.G2.2G17).

19 The CBS4 Interview: Trump On Cuba. 23.1G.2G16. URL: http://miami.cbslocal.com/2G16/1G/23/the-cbs4-interview-trump-on-cuba/ (дата обращения G5.G2.2G17).

Таким образом, в настоящий момент представляется возможным предусмотреть два сценария развития американо-кубинских отношений на краткосрочную перспективу: негативно-реверсивный и стагнационный.

Первый предполагает обращение вспять процесса нормализации. В результате полного пересмотра политики Обамы в отношении Кубы Трамп аннулирует ранее принятые решения, рассчитывая оказать давление на кубинское руководство. Уступок со стороны Р. Кастро также не последует. Напротив, как полагают некоторые эксперты, сворачивание курса на сближение повлечёт за собой ещё большее ослабление гражданского общества на острове, нанесёт серьёзный удар по растущему частному сектору и тем самым укрепит позиции консервативных сил20. В итоге США потеряют Кубу и спровоцируют новую волну антиамериканских настроений в регионе, приобретающем всё большую стратегическую значимость.

Более вероятным видится стагнационный сценарий. Это означает, что каких-либо существенных сдвигов ни в негативную, ни в положительную сторону не последует. Будут сохранены достижения предыдущей администрации на данном направлении, однако курс Обамы продолжен не будет. Сохранится эмбарго против Кубы, останутся нерешёнными вопрос о статусе Гуантанамо и проблема прав человека на острове. Трамп постарается сохранить статус-кво в двусторонних отношениях до тех пор, пока Р.Кастро не уйдёт в отставку, чтобы максимально оградить себя от возможных рисков.

На сегодняшний день о реальной нормализации американо-кубинских отношений говорить преждевременно. И речь в данном случае должна идти не столько о процессе нормализации (как часто можно услышать), сколько о так называемом «процессе к/навстречу нормализации» этих отношений, поскольку как таковой нормализации на данный момент нет, а есть лишь намерения и ряд по сути символических шагов с обеих сторон. Обаме удалось задать необходимый «тон», но принципиальные вопросы, которые лежат в основе двусторонних противоречий, до сих пор не решены.

После избрания на пост президента США Трампа появилась угроза, что едва начавшийся процесс и вовсе может обернуться вспять, или же будет (что более вероятно) временно «заморожен».

Маловероятно, что администрация Трампа откажется от уже достигнутого - это может повлечь за собой существенные политические и экономические издержки, что неприемлемо для Трампа-бизнесмена. Однако новых позитивно-прогрессивных шагов на данном направлении ждать в ближайшей перспективе не стоит. О каких-либо изменениях, возможно, можно будет говорить лишь с приходом новой власти на Кубе в 2018 г.

20 Sabatini Ch., Sopo G. Cuba Should Prepare for the Trump Hard Line. Financial Times. 21.03.2017. URL: https://www. ft.com/content/e7f9b7e4-0b38-11e7-97d1-5e720a26771b (дата обращения 27.03.2017).

Список литературы

1. Кодзоев М.А. США-Куба: как Барак и Рауль пишут историю // Латинская Америка. 2016.

№ 3. C. 51-63. 5.

2. Сербин А., Сербин Понт А. Обама использует Кубу для сдерживания растущего влияния России, Ирана и Китая в Латинской Америке // Латинская Америка. 2015. № 6. C. 32-34.

3. Barshefsky Ch. Hill J. T. U.S.-Latin America 6. Relations: A New Direction for a New Reality. Council on Foreign Relations Press, 2008. 85 p.

4. Bustamante M. Farewell, Fidel // Foreign Affairs, 27.11.2016. URL: https://www.foreignaffairs.

com/articles/cuba/2016-11-27/farewell-fidel (дата обращения: 05.04.2017). Feinberg R., Piccone T. Here's a Blueprint for a Trump-Castro Deal on Cuba // Americas Quarterly, 08.12.2016. URL: http:// americasquarterly.org/content/heres-blueprint-trump-castro-deal-cuba (Accessed 05.04.2017). Wilkinson S. A Perfect Impasse? Cuba's Move Towards the Market and the United States' Move Towards Cuba // Economic Affairs. 2017. Vol. 37. No. 1. Pp. 19-35.

Об авторе:

Хилола Шавкатовна Улугова - аспирантка кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России. 119454, Москва, Проспект Вернадского, 76, Россия. E-mail: ulugova.khilola@yandex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TRUMP AND OBAMA'S "CUBAN LEGACY"

Kh.Sh.Ulugova

DOI 10.24833/2071-8160-2017-2-53-195-207 Moscow State Institute of International Relations (University)

After the triumph of revolution in Cuba in 1959 Washington and Havana have been hostile to each other for more than half a century. Even the end of the Cold War and disintegration of the bipolar international system left intact the antagonism between the two. Only after Barack Obama came to power did normalization become possible. He admitted the failure of the policy of sanctions and declared a "new beginning" in US-Cuba relations. There is a risk now that under the new administration of Donald Trump the efforts made before can be neutralized if the US president keeps his recent pre-election promise and cancels all the previous agreements on normalization.

The question remains open - whether Obama's achievements in this regard will be preserved or Trump will manage to reverse the normalization policy of his predecessor. There will be either pragmatic Trump the businessman who understands the benefits of continuing Obama's policy, or Trump the politician who will stand firm on his pre-election pledge to roll back on once promising initiative.

The article analyzes the process of normalization initiated by Obama and Castro in 2014, explains its background motivations and builds various scenarios of further development of Cuban-American relations, as well as Trump's policy towards Cuba.

It is unlikely that the Trump administration will abandon what has already been achieved. It may entail significant political and economic costs, which is unacceptable for Trump the

businessman. However, any new progressive steps towards the normalization should not be

expected in the short term.

Key words: US-Cuba relations, lifting sanctions, elections, Cuban-American lobby.

References

1. Kodzoev M.A.-M. SShA - Kuba: kak 4. Bustamante M. Farewell, Fidel. Foreign

Barak i Raul' pishut istoriiu [USA-Cuba: Affairs, 27.11.2016. URL: https://www.

How Barack and Raul are Writing His- foreignaffairs.com/articles/cuba/2016-

tory]. Latinskaia Amerika, 2016, no. 3, 11-27/farewell-fidel (Accessed

pp. 51-63. (In Russian) 05.04.2017).

2. Serbin A., Serbin Pont A. Obama 5. Feinberg R., Piccone T. Here's a Blue-

ispol'zuet Kubu dlia sderzhivaniia ras- print for a Trump-Castro Deal on Cuba.

tushchego vliianiia Rossii, Irana i Kitaia Americas Quarterly, 08.12.2016. URL:

v Latinskoi Amerike [Obama Uses Cuba http://americasquarterly. org/content/

to Stem the Increasing Role of Russia, heres-blueprint-trump-castro-deal-cu-

Iran and China in Latin America]. Lat- ba (Accessed 05.04.2017).

inskaia Amerika, 2015, no. 6, pp. 32-34. 6. Wilkinson S. A Perfect Impasse? Cuba's

(In Russian) Move Towards the Market and the Unit-

3. Barshefsky Ch., Hill J.T. U.S. - Latin ed States' Move Towards Cuba. Economic

America Relations: A New Direction for Affairs, vol.37, no. 1, pp. 19-35.

a New Reality. Council on Foreign Rela-

tions Press, 2008. 85 p.

About the author:

Khilola Sh. Ulugova - PhD student at the Department of International Relations and Rus-

sia's Foreign Policy, MGIMO-University. 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

E-mail: ulugova.khilola@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.