Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ТРАКТОВКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / YOUTH / SUBJECTIVITY / SOCIOLOGY OF CULTURE / THESAURUS APPROACH / SUBJECTIVELY ORIENTED METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гегель Людмила Арнольдовна

В статье рассматривается трактовка социокультурных оснований субъектности молодежи, представленная в рамках социологии культуры Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Освоение социокультурной субъектности в этой трактовке выступает как основное приобретаемое свойство молодежи. Обоснование ведется на базе применения тезаурусного подхода, выступающего субъектно-ориентированной методологией такого исследования в ракурсе социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTERPRETATION OF SOCIOCULTURAL FOUNDATIONS OF YOUTH’S SUBJECTIVITY

The article examines an interpretation of the sociocultural foundations of youth’s subjectivity, which has been proposed by the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities in the framework of the sociology of culture. The assimilation of sociocultural subjectivity in this interpretation serves as the main feature that young people acquire. The substantiation is made on the application of the thesaurus approach that is a subjectively oriented methodology of such an investigation in the perspective of sociology.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

DOI: 10.17805/ggz.2020.1.2

Трактовка социокультурных оснований субъектности молодежи

Л. А. Гегель Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

В статье рассматривается трактовка социокультурных оснований субъектности молодежи, представленная в рамках социологии культуры Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Освоение социокультурной субъектности в этой трактовке выступает как основное приобретаемое свойство молодежи. Обоснование ведется на базе применения тезаурусного подхода, выступающего субъектно-ориентированной методологией такого исследования в ракурсе социологии.

Ключевые слова: молодежь; субъектность; социология культуры; те-заурусный подход; субъектно-ориентированная методология

An Interpretation of Sociocultural Foundations of Youth's Subjectivity

L. A. Gegel

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article examines an interpretation of the sociocultural foundations of youth s subjectivity, which has been proposed by the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities in the framework of the sociology of culture. The assimilation of sociocultural subjectivity in this interpretation serves as the main feature that young people acquire. The substantiation is made on the application of the thesaurus approach that is a subjectively oriented methodology of such an investigation in the perspective of sociology.

Keywords: youth; subjectivity; sociology of culture; thesaurus approach; subjectively oriented methodology

ВВЕДЕНИЕ

Социологические трактовки молодежи отражают динамичные изменения в общественном устройстве, которые происходили в XX в. и продолжаются в XXI в., затрагивая не только различные стороны социальных структур и институтов, но создавая и демонтируя социально-экономические, политические, культурные основы общественной жизни, проявляясь как в крупных

исторических событиях, охватывающих большое число ведущих стран мира, так и в повседневности городских и сельских поселений, столиц и провинции, в ценностных ориентациях различных поколений. Этими обстоятельствами, с одной стороны, порождены многочисленные теории молодежи, а с другой — проблема понимания подрастающих поколений сохраняет свою актуальность, поскольку существенные изменения в них требуют новых подходов и новой государственной политики, общественная актуальность в этом аспекте не может уйти в тень, соответственно, и научные концепции молодежи не теряют своей актуальности. Они не могут быть созданы раз и навсегда и для всех времен и стран.

ТРАКТОВКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ МОЛОДЕЖИ С ПОЗИЦИЙ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА

В этом ракурсе и следует рассматривать трактовку социокультурных оснований субъектности российской молодежи, представленную в рамках социологии культуры Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Этот институт, созданный в 2004 г., продолжил традицию исследований молодежной проблематики, выдвинувшую в свое время Научно-исследовательский центр ВКШ в число наиболее заметных организаций, которые изучали молодежь — и отечественную, и всего мира — в ключе междисциплинарных исследований, включая и социологический ракурс молодежных проблем (Ильинский, 2009). Позже НИЦ выдвинул концепцию государственной молодежной политики (Ильинский, 2017) и законопроект, закреплявший ее основы, развернув широкую дискуссию в обществе (Закон о молодежи ... , 2008аЬ).

На этой базе выдвинута и обоснована тезаурусная концепция молодежи. Она основывается на социальной динамике культуры, показывает социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре. Но более всего ее суть вытекает из раскрытия роли молодежи как субъекта культурных изменений. Валерий Андреевич Луков, известный своими работами о молодежи, молодежном движении, молодежной политике, поставил цель выявить социокультурные основания субъектности молодежи как формирующие начала тезаурусной концепции молодежи (Луков, 2019: 10). Эта линия последовательно проводится в концепции, при этом не оставлены в стороне темы, развитые в свое время в научной школе МосГУ, — социализация (Ковалева, Ре-ут, 2001; Ковалева, 2012; Ковалева, Луков, 2012; Ковалева, Богданова, 2012; Жулковска, Ковалева, Луков, 2003), социальная норма и отклонение (Ковалева, 1996, 2003, 2011), социальные практики (Ситников, 2004; Шугальский, 2013), национальная идентификация (Намлинская, 2007), социальное проек-

тирование (Доскальчук, 2010; Болтенкова, 2011; Марик, 2011), инновацион-ность молодежи (Погорский, 2012) и др.

Значительное число иностранных источников и литературы привлекается автором концепции на языках оригинала. В ряде случаев (книги Ш. Бю-лер, Э. Шпрангера, Л. Розенмайера на немецком языке, Г. С. Холла, Т. Розза-ка, Ш. Н. Эйзенштадта на английском языке, Ф. Знанецкого, М. Карвата и В. Миляновского на польском языке и др.) совершенно иначе представляется вклад авторов в трактовку молодежи, чем было принято характеризовать его раньше на основе вторичного пересказа. Надо учесть, что с начала XX в. появилось немало теорий молодежи, Вал. А. Луков их представил в своих многочисленных публикациях (Луков, 2012а, 2013а, 2015а, 2018). Эти теории обозначали разные пути к социальному феномену молодежи.

Одни авторы, как показано Вал. А. Луковым, выдвигали «биологически и психологически ориентированные теории молодежи, в которых молодежь представлена как носитель психофизических свойств молодости»; другие — «культурологически и антропологически ориентированные теории молодежи, в которых молодежь характеризуется как феномен культуры», своего рода социокультурная конструкция; третьи — «социологически ориентированные теории молодежи, где она рассматривается в контекстах социальной структуры, социальных институтов и процессов...» (Луков, 2019: 20). Но важно, что во всех этих трех группах теорий молодежи имеются те, которые основываются на ее социокультурной субъектности. В этом аспекте наиболее последовательными стали «гуманистическая концепция молодежи И. М. Ильинского, концепция культурной нормализации молодежи Е. Л. Омельченко, рискологи-ческая концепция молодежи Ю. А. Зубок. Разные трактовки молодежи в этих теориях представляют по принципу дополнительности ее социокультурную субъектность» (там же).

Вал. А. Луков учитывает теории молодежи, сформировавшиеся в русле марксизма, структурного функционализма, феноменологии, его общая ориентация на мультипарадигмальность здесь вполне уместна, поскольку исследуется сложный по природе социальный объект, который может быть адекватно понят именно при дополнении одних методологических позиций другими, даже противоположными, но, во-первых, адекватно освоенными, и, во-вторых, не равноположенными (что неизбежно ведет к хаосу), а встроенными в систему, где в вершине методологической иерархии находятся выделяемые исследователем наиболее существенные подходы. Они обнаруживаются в субъектно-ориентированных теориях П. Бергера и Т. Лукмана, Э. Гидденса, П. Бурдьё, И. Гофмана, чем обеспечивается целостность всей концепции. В определенных частях она базируется также на теориях функциональных

систем, социального конструирования реальности, габитуса, фреймов, струк-турации, социальных практик и др. Все это позволяет выделить этапы становления и развития теорий молодежи с периода их зарождения в собственном смысле слова, дать их классификацию и выявить социологические черты этих теорий там, где они шли от других систем научного знания (биология, психология, антропология и др.).

В итоге Вал. А. Луков выдвигает концептуальное утверждение, что ключевой характеристикой молодежи является освоение и присвоение ею социокультурной субъектности. Этот тезис имеет особую значимость. Он делает тезаурусный подход логически необходимым при такой трактовке молодежи.

Логика обоснования концепции ясна и последовательно раскрывает цель и задачи исследования. Теоретико-методологические основы тезаурус-ного подхода к субъектности молодежи основываются на социологической трактовке тезауруса (не равной лингвистической и другим трактовкам) как источника и результата социокультурной субъектности. Этот подход сопоставляется со множеством других теорий молодежи, и даже прототеорий, происхождение которых восходит к древности. Это позволяет Вал. А. Лукову выявить место тезаурусной концепции молодежи и среди новейших российских теорий молодежи, а также показать, в какой мере методология тезаурус-ного подхода применима к исследованию социокультурной субъектности молодежи.

В ракурсе социологии молодежи осмысливается социокультурная субъ-ектность российской молодежи через выявление ее особенностей в разных возрастных группах, а вслед за этим через показ социокультурной субъектно-сти российской молодежи в главных формах ее выражения, к которым автор тезаурусной концепции молодежи относит молодежные организации, субкультуры, солидарности (там же: 169-242) Если эти формы чаще всего в имеющейся литературе отделяются исследователями одна от другой, то Вал. А. Луков показывает, что все они специфичны для молодежи и соответствуют условиям социализации на том или ином этапе общественного развития. Закрепляя этот тезис, он показывает, как новые условия социализации, складывающиеся в современном российском обществе, влияют на проявления социокультурной субъектности молодежи.

Особый интерес представляет концептуализация биосоциологии молодежи в аспекте ее социокультурной субъектности. К пониманию специфики биосоциологии молодежи Вал. А. Луков пришел еще в работах начала 2010-х гг. (Луков, 2012Ье, 2013Ь, 2014), по всей видимости, под влиянием позиций Б. Г. Юдина в области биоэтики (Юдин, 2018). В ряде новых работ Вал. А.

Луков обращается к оценкам путей «улучшения» человека будущего, идущим прежде всего от трансгуманизма. Этот аспект биосоциологии в основном опирается на эмпирические исследования в молодежной среде (Луков, 2015Ь, 2016, 2020), в которых представлены данные по актуальным вопросам социокультурной субъектности молодежи, вставшие перед ней в самое последнее время (киборгизация, физическое бессмертие, проблематика постчеловека и т. д.).

Эти новые реалии положены в основу проектирования ожидаемой социокультурной субъектности молодежи в аспекте применения таких социальных механизмов, как воспитание и государственная молодежная политика (Луков, 2019: 311-363). Здесь обоснованность рекомендаций Вал. А. Лукова определяется его многолетней включенностью в разработку и практическое применение обозначенных социальных механизмов, основных для государственных структур. Соединение положений теоретического плана с практикой их применения в деятельности государственных органов дало существенные результаты при разработке выводов и рекомендаций, представленных в обосновании тезаурусной концепции молодежи. Показательна начавшаяся еще в 2000-е гг. постановка вопроса о государственной молодежной политике в контексте проблем национальной безопасности (Луков, Рожнов, 2006). В этом направлении идет разработка подходов к молодежной политике и на основе других концепций молодежи: новые реалии предопределяют меры, которые трактуются в контексте соотношения целого и частного (Гегель, Казакова, 2015).

В итоге Вал. А. Луковым предложена и обоснована тезаурусная концепция молодежи, новизна которой обеспечивается оригинальностью идеи, применением общеметодологического тезаурусного подхода к проблематике социологии культуры, а достоверность — на данных и фактах, подтверждаемых эмпирическими исследованиями, а также на анализе практики государственной молодежной политики трех последних десятилетий.

С помощью тезаурусного подхода установлено, что освоение социокультурной субъектности является «основным приобретаемым свойством молодежи, преодоление неполноты которого составляет суть ее самореализации в обществе.» (Луков 2019: 364). Этот вывод придает новый ракурс в формировании обобщающих теорий молодежи и противостоит утвердившимся на Западе концепциям «конфликта поколений», ведущей роли молодежи в утверждении принципиально нового общества и др. Однако это не значит, что меняется только окружающая среда, а в самой молодежи все остается, как было раньше. В это плане существенно, что тезаурусная концепция молодежи своей непреложной частью имеет теоретическую идею биосоциологии моло-

дежи, а это в аспекте социокультурной субъектности новых поколений вовлекает в анализ не предусматривавшийся еще материал, который эмпирически подтвержден в разных регионах России и положен в основу практических рекомендаций, применимых при формировании государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Некоторые вопросы в изложении концепции остаются. Не вполне ясно, например, почему в исследованиях молодежи надо дифференцировать нова-ционные свойства, инновационный потенциал и инновационные возможности молодежи (Луков, 2008; Государственная ... , 2013: 219-229; и др.). Почему бы и первый элемент этой триады не назвать «инновационные свойства»?

В обосновании концепции указывается, что специфику отечественных субкультурных образований среди молодежи определили три фактора, а именно:

1) «социальная и экономическая неустойчивость российского общества...»;

2) «особенности социальной мобильности в российском обществе» (отмечаются коренные изменения в каналах восходящей социальной мобильности в 1990-е гг.);

3) «аномия в российском обществе» (Луков, 2019: 212-213).

Однако это не объясняет бурное развитие молодежных субкультур западного типа (рейверы, рокеры и т. д.) в мегаполисах и крупных городах. В социокультурном аспекте, видимо, характер поселения также следовало бы принять во внимание.

Дискуссионно положение, что парадигма воспитания в коллективе сверстников, «станет, видимо, по мере укрепления в российском обществе прогрессивной линии развития социодинамики культуры, одним и наиболее эффективных социальных механизмов проектирования ожидаемой социокультурной субъектности молодежи» (там же: 334). Но это предположение не учитывает стремительно внедряемый в России процесс цифровизации, который укрепляет в новом поколении ценности индивидуализма.

Есть вопросы и в отношении государственной молодежной политики. В обосновании концепции указывается, что «анализ проектов концептуальных документов и принятых на федеральном уровне в России концепций такой политики выявляет и тупиковые направления ее развития» (там же: 362). Однако из тупиковых направлений выделяется только одно: разные группы принципов и различные ожидания от проведения соответствующей политики государства в отношении молодежного и детского общественных движений.

Есть ли какие-то иные тупиковые направления развития государственной молодежной политики?

Возникающие вопросы естественны, когда выдвигается новая концепция молодежи. Не ими определяется суть того, что в ходе разработки тезау-русной концепции молодежи выдвинуты и осмыслены важные научные позиции относительно социокультурных оснований субъектности молодежи. Этот аспект расширяет исследование существенных сдвигов, которые происходят в сознании и поведении молодежи в конце XX — начале XXI в. Вал. А. Луковым на конкретном материале реализован новый аспект теоретического анализа, а именно применено понятие тезауруса для обогащения социогума-нитарного знания, в том числе и социологии культуры. В итоге установлено, что тезаурусный подход к молодежи и, соответственно, выдвигаемая Вал. А. Луковым «тезаурусная концепция молодежи» основываются на признании социокультурной субъектности основным приобретаемым свойством молодежи. Такая трактовка отличается как актуальностью в условиях быстрых и кардинальных перемен в российском обществе, так и научной новизной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болтенкова, Ю. В. (2011) Управленческие ресурсы устойчивого развития региональной службы занятости населения : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. М. 19 с.

Гегель, Л. А., Казакова, Е. О. (2015) Молодежная политика в России: тенденции и перспективы // Alma mater (Вестник высшей школы). № 6. С. 110-113.

Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) : науч. монография / В. А. Луков, B. А. Гневашева, С. В. Луков, О. О. Намлин-ская, Э. К. Погорский, Д. А. Тихомиров, К. И. Фальковская, В. В. Цогоев, С. С. Шугальский, Е. А. Шустова ; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. Режим доступа: http://hdirussia.ru/assets/files/Bo-oks/State-Youth-Policy.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 17.01.2020).

Доскальчук, А. В. (2010) Проектирование социально-экономического развития российского города областного подчинения: проблема оптимизации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 21 с.

Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. М. ; Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.

Закон о молодежи: документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России (2008а) : в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский, В. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 543 с.

Закон о молодежи: документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России (2008Ь) : в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский, В. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 2. 556 с.

Ильинский, И. М. (2009) Беседы об истории Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 328 с.

Ильинский, И. М. (2017) Государственная молодежная политика в СССР. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.

Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.

Ковалева, А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. № 1. С. 109-115.

Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: лекции по социологии : учеб. пос. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.

Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19-24.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектории социализации : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.

Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. № 3 (51). С. 27-35.

Ковалева, А. И., Реут, М. Н. (2001) Социализация неслышащей молодежи. М. : Социум. 222 с.

Луков, В. А. (2008) К комплексному изучению человеческих сообществ: новационные свойства, инновационный потенциал, инновационные возможности молодежи // Комплексное изучение человека: проблемы методологии. Вып. 2 / под общ. ред. Б. Г. Юдина. М. : Изд-во Моск. гуманит. унта. 80 с. С. 61-77.

Луков, В. А. (2012а) Теории молодежи: междисциплинарный анализ : науч. монография. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, В. А. (2012Ь) Идея биосоциологии // Инновации в корпусе гуманитарных идей : материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ 16-17 февраля 2012 г. Ч. 1 : сб. науч. тру-

дов / под ред. В. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 83 с. С. 38-56.

Луков, В. А. (2012c) Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 13-19.

Луков, В. А. (2013 a) Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Новые идеи в социологии : монография / отв. ред. Ж. Т. То -щенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 479 с. С. 397-417.

Луков, В. А. (2013b) Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 430 с. Режим доступа: http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/mo-nographs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 17.01.2020).

Луков, В. А. (2014) Биосоциология как теоретическая концепция // Гуманитарные ориентиры научного познания / отв. ред. П. Д. Тищенко ; Ин-т философии РАН. М. : Изд. дом «Навигатор». 352 с. С. 275-286.

Луков, В. А. (2015a) Трансдисциплинарность в исследовании тезаурусов новых поколений // Трансдисциплинарность в философской науке: Подходы. Проблемы. Перспективы : [кол. монография] / под ред. В. А. Бажанова, Р. В. Шольца ; Ин-т философии РАН. М. : Изд. дом «Навигатор». 564 с. С. 484-501.

Луков, В. А. (2015b) «Улучшение» человека: взгляд молодежи // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 20: Гуманитарный" анализ биотехнологических проектов «улучшения» человека : сб. науч. ст. / под ред. Б. Г. Юдина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 168 с. С. 42-65.

Луков, В. А. (2016) «Улучшение» человека как молодежная проблема // Epistemology & Philosophy of Science. Vol. XLVIII. No. 2. P. 45-50.

Луков, В. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 3. 608 с.

Луков, В. А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : дис. ... д-ра социол. наук. М. 438 с. Режим доступа: https://mosgu.ru/aspirantura/dissovet/razmesenie_diss er/july-2019/Диссертация%20Вал.А.%20Лукова.pdf [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 17.01.2020).

Луков, В. А. (2020) «Новый человек» по-трансгуманистически и отношение российской молодежи к его основным признакам // Вестник Международной академии наук. Русская секция. № 1. С. 58-63.

Луков, В. А., Рожнов, О. А. (2006) Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. № 3 (25). С. 6069.

Марик, И. В. (2011) Социальный пакет как способ реализации социальной ответственности предприятия : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 18 с.

Намлинская, О. О. (2007) Особенности национальной идентификации молодых русских в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 18 с.

Погорский, Э. К. (2012) Инновационность молодежи как фактор модернизации России на этапе перехода к информационному обществу // Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 382 с. С. 357-362.

Ситников, А. А. (2004) Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 16 с.

Шугальский, С. С. (2013) Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М. 22 с.

Юдин, Б. Г. (2018) Человек: выход за пределы. М. : Прогресс-Традиция.

472 с.

Дата поступления: 15.01.2020 г.

REFERENCES

Boltenkova, Yu. V. (2011) Upravlencheskie resursy ustoichivogo razvitiia regional'noi sluzhby zaniatosti naseleniia [Management resources for sustainable development of regional public employment service] : Abstract of the diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 19 p.

Gegel, L. A. and Kazakova, E. O. (2015) Molodezhnaia politika v Rossii: tendentsii i perspektivy [Youth policy in Russia: Tendencies and prospects]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), no. 6, pp. 110-113. (In Russ.).

Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika re-alizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii [State youth policy: Russian and world practice of realization of innovative potential of new generations in society] (2013) : A monograph / V. A. Lukov, V. A. Gnevasheva, S. V. Lukov, O. O. Namlinskaia, E. K. Pogorskiy, D. A. Tikhomirov, K. I. Falkov-skaia, V. V. Tsogoev, S. S. Shugalskiy and E. A. Shustova ; ed. by V. A. Lukov. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 718 p. [online] Available at: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf [archived in Way-backMachine] (accessed 17.01.2020). (In Russ.).

Doskalchuk, A. V. (2010) Proektirovanie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia rossiiskogo goroda oblastnogo podchineniia: problema optimizatsii [Socio-economic development design for a Russian city of oblast subordination: The issue of optimization] : Abstract of the diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 21 p. (In Russ.).

Zolkowska, T., Kovaleva, A. I. and Lukov, V. A. (2003) «Nenormal'nye» v obshchestve: Sotsializatsiia liudei s ogranichennymi intellektual'nymi vozmozhno-stiami [The "abnormal" in society: Socialization of people with intellectual disabilities]. Moscow ; Szczecin : Moscow University for the Humanities Publ. 432 p. (In Russ.).

Zakon o molodezhi: dokumenty i materialy po istorii stanovleniia gosudar-stvennoi molodezhnoi politiki v Rossii [The law on youth: Documents and materials on the history of the development of state youth policy] (2008a) : in 2 vols. / comp. and opening chapter by I. M. Ilinskiy and V. A. Lukov. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 1. 543 p. (In Russ.).

Zakon o molodezhi: dokumenty i materialy po istorii stanovleniia gosudar-stvennoi molodezhnoi politiki v Rossii [The law on youth: Documents and materials on the history of the development of state youth policy] (2008b) : in 2 vols. / comp. and opening chapter by I. M. Ilinskiy and V. A. Lukov. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 2. 556 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2009) Besedy ob istorii Moskovskogo gumanitarnogo univer-siteta [Talks about the history of Moscow University for the Humanities]. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 328 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2017) Gosudarstvennaia molodezhnaiapolitika v SSSR [State youth policy in the USSR]. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 432 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (1996) Sotsializatsiia lichnosti: norma i otklonenie [Socialization of the person: The norm and deviation] / The Institute of Youth. Moscow. 224 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2003) Kontseptsiia sotsializatsii molodezhi: normy, ot-kloneniia, sotsializatsionnaia traektoriia [The concept of socialization of youth: Norms, deviations, socialization trajectory]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 1, pp. 109-115. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2011) Obshchestvo i lichnost': Lektsii po sotsiologii [Society and person: Lectures on sociology] : A study guide. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 204 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii [The methodological problems of the research of socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 19-24. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Bogdanova, V. V. (2012) Traektoriia sotsializatsii [The trajectory of socialization]. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 184 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Lukov, V. A. (2012) Sotsializatsiia: sotsial'no-filosofskii, sotsiologicheskii i sotsial'no-psikhologicheskii aspekty ponimaniia [Socialization: The socio-philosophical, sociological and socio-psychological aspects of understanding]. Filosofiia i kul'tura, no. 3, pp. 27-35. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Reut, M. N. (2001) Sotsializatsiia neslyshashchei mo-lodezhi [Socialization of deaf youth]. Moscow : Sotsium Publ. 222 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2008) K kompleksnomu izucheniiu chelovecheskikh soob-shchestv: novatsionnye svoistva, innovatsionnyi potentsial, innovatsionnye vozmo-zhnosti molodezhi [On a complex study of human communities: Youth's novative features, innovative potential, innovative opportunities]. In: Kompleksnoe izuche-nie cheloveka: problemy metodologii [Complex studies of human being: The problems of methodology] : A collection of research papers. Issue 2 / ed. by B. G. Yudin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 80 p. Pp. 61-77. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012a) Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of the youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow : Kanon+ Publ., RPOD "Rea-bilitatsiia". 528 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012b) Ideia biosotsiologii [The idea of biosociology]. In: In-novatsii v korpuse gumanitarnykh idei [Innovations in the framework of ideas in the humanities] : Proceedings of the conference of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, February 16-17, 2012. Part 1 : A collection of research articles / ed. by V. A. Lukov and Vl. A. Lukov. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 83 p. Pp. 38-56. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lukov, V. A. (2012c) Biosotsiologiia molodezhi i budushchee gra-zhdanskogo obshchestva [The biosociology of youth and the future of civil society]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 13-19. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2013 a) Kontseptualizatsiia molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody [Conceptualization of the youth in the 21st century: New ideas and approaches]. In: Novye idei v sotsiologii [New ideas in sociology] : A monograph / ed. by Zh. T. Toshchenko. Moscow : UNITY-DANA Publ. 479 p. Pp. 397-417. (In Russ.). (In Russ.).

Lukov, V. A. (2013b) Biosotsiologiia molodezhi: teoretiko-metodologi-cheskie osnovaniia [Biosociology of youth: Theoretical and methodological foundations] : A monograph. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 430 p. [online] Available at: http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/mono-

graphs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf [archived in WaybackMachine] (accessed 17.01.2020).

Lukov, V. A. (2014) Biosotsiologiia kak teoreticheskaia kontseptsiia [Bioso-ciology as a theoretical conception]. In: Gumanitarnye orientiry nauchnogo poz-naniia [Humanitarian guidelines of scientific knowledge] / ed. by P. D. Tishchenko ; Institute of Philosophy, RAS. Moscow : Navigator Publ. House. 352 p. Pp. 275286. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2015a) Transdistsiplinarnost' v issledovanii tezaurusov novykh pokolenii [Transdisciplinarity in the study of new generations' thesauri]. In: Transdistsiplinarnost' v filosofskoi nauke: Podkhody. Problemy. Perspektivy [Transdisciplinarity in philosophical science: Approaches. Issues. Prospects] : A multi-authored monograph / ed. by V. A. Bazhanov and R. V. Sholts ; Institute of Philosophy, RAS. Moscow : Navigator Publ. House. 564 p. Pp. 484-501. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2015b) «Uluchshenie» cheloveka: vzgliad molodezhi ["Enhancement" of human being: Youth's view]. In: Rabochie tetradi po bioetike [Workbooks in bioethics]. Issue 20: Gumanitarnyi analiz biotekhnologicheskikh proektov «uluchsheniia» cheloveka [Humanitarian analysis of biotechnological projects of human enhancement] : A collection of research articles / ed. by B. G. Yudin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 168 p. Pp. 42-65. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2016) «Uluchshenie» cheloveka kak molodezhnaia problema [Human enhancement as a youth problem]. Epistemology & Philosophy of Science, vol. XLVIII, no. 2, pp. 45-50. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2018) Tezaurusnaia sotsiologiia [Thesaurus sociology] : in 4 vols. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 3. 608 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2019) Sotsiokul'turnye osnovaniia sub"ektnosti rossiiskoi molodezhi (tezaurusnaia kontseptsiia molodezhi) [Sociocultural foundations of the Russian youth's subjectivity (Thesaurus conception of the youth)] : Diss. ... Doctor of Sociology. Moscow. 438 p. [online] Available at: https ://mosgu.ru/aspirantura/d-issovet/razmesenie_disser/iuly-2019/jHccepTauH^%20Ba^.A.%20^vKOBa.pdf [archived in WaybackMachine] (accessed 17.01.2020). (In Russ.).

Lukov, V. A. (2020) «Novyi chelovek» po-transgumanisticheski i otnoshenie rossiiskoi molodezhi k ego osnovnym priznakam ["New man" in transhumanistic terms and the attitude of Russian youth to its main features]. Vestnik Mezhdu-narodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia, no. 1, pp. 58-63. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Rozhnov, O. A. (2006) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika i natsional'naia bezopasnost' [State youth policy and national security]. Be-zopasnost' Evrazii, no. 3, pp. 60-69. (In Russ.).

Marik, I. V. (2011) Sotsial'nyi paket kak sposob realizatsii sotsial'noi ot-vetstvennosti predpriiatiia [Social package as a way for realization of enterprise social responsibility] : Abstract of the diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.).

Namlinskaia, O. O. (2007) Osobennosti natsional'noi identifikatsii molodykh russkikh v sovremennom rossiiskom obshchestve [Features of the national identification of young Russians in contemporary Russian society] : Abstract of the diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.).

Pogorskiy, E. K. (2012) Innovatsionnost' molodezhi kak faktor modernizatsii Rossii na etape perekhoda k informatsionnomu obshchestvu [Youth's innovative-ness as a factor of Russia's modernization in the transition to the information society]. In: Modernizatsiia Rossii: informatsionnyi, ekonomicheskii, politicheskii, sotsiokul'turnyi aspekty [Modernization of Russia: Information, economic, political and sociocultural aspects] : A collection of research articles / ed. by A. V. Kostina. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 382 p. Pp. 357-362. (In Russ.).

Sitnikov, A. A. (2004) Osobennosti sotsial'nykh praktik bodibildinga v so-vremennoi Rossii [Features of social practices of bodybuilding in contemporary Russia] : Abstract of the diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 16 p. (In Russ.).

Shugalskii, S. S. (2013) Sotsial'nye praktiki molodezhi v sfere razvlechenii megapolisa kak sotsiokul'turnaia real'nost' [Youth's social practices in the sphere of entertainment in metropolis as a sociocultural reality] : Abstract of the diss. . Candidate of Philosophy. Moscow. 22 p. (In Russ.).

Yudin, B. G. (2018) Chelovek: vykhod za predely [Human: Going beyond]. Moscow : Progress-Traditsiia Publ. 472 p. (In Russ.).

Submission date: 15.01.2020.

Гегель Людмила Арнольдовна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». Адрес: 125993, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4. Тел.: +7 (499) 158-19-53. Эл. адрес: gegella@mail.ru

Gegel Lyudmila Arnoldovna, Doctor of Sociology, Professor, Department "State Administration and Social Technologies", Moscow Aviation Institute (National Research University). Postal address: 4 Volokolamskoe shosse, 125993 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 158-19-53. E-mail: gegella@mail.ru

Для цитирования:

Гегель Л. А. Трактовка социокультурных оснований субъектности молодежи [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 1. С. 21-35. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1160 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2020.1.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.