ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ТРАКТАТЫ О МУЗЫКЕ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Бегматов С.М. Email: Begmatov17119@scientifictext.ru
Бегматов Саибжон Махмудович - кандидат искусствоведения, и.о. профессора, кафедра музыкального востоковедения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: общеизвестно, музыка и восприятие музыки всегда было в центре внимания учёных всех исторических эпох. Свидетельством тому - богатое своими музыкально-художественными традициями музыкальное наследие народа. За многие века слушание и восприятие музыки, их художественное и историческое значения находились в орбите внимания многих учёных мусульманского Востока, причем разных научных направлений, и искусства. Существуют разнообразные мифы и легенды, рассказывающие о бытии музыки, но её обоснование тесно связано с художественным творчеством и, в особенности, с их научно -теоретическими подходами. Ещё в средние века музыка, как самоценное художественное явление, стала объектом научного познания. И формирование, в дальнейшем интенсивное развитие музыкально-теоретической мысли, на Востоке связано с именами великих учёных-просветителей, чьи труды - «Трактаты о музыке» - это своеобразная научно-практическая и философско-эстетическая разработка проблем восприятия музыки и связанная с ней разработка вопросов восприятия музыки, которая волновала учёных и философов, поэтов и музыкантов с древнейших времён. На Востоке учение о восприятии музыки, как части общей теории познания и проблем музыкального воспитания начало формироваться ещё в глубокой древности, и оно было связано со становлением первичных форм музыкальных традиций. Они и сегодня созвучны с нашим временем; они явились основами современного музыкознания не только в Узбекистане, но и в целом, в регионе Среднего и Ближнего Востока.
Ключевые слова: трактат, традиция, музыкальная наука, культура, музыкознание, фольклористика, музыкальная археология, наследие, исследование.
DISQUISITIONS ABOUT MUSIC: TRADITION AND CONTEMPORANEITY Begmatov S-М.
Begmatov Saibjon Mahmudovich - Candidate of Arts, Acting Professor, DEPARTMENT EAST MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Well-known, music and perception of the music always was in the highlight scientist of all history epoches. The Certificate that, rich their own music-artistic tradition music heritage folk. For many ages listening and perception of the music, their artistic and history importance were found in орбите of attention many scientist moslem Orient moreover different scientific directions and art. Exists the varied myths and legends, telling about бытие of the music, but her(its) motivation is closely connected with artistic creative activity and especially with their scientifically-theoretical approach. As far back as average ages music, as самоценное artistic phenomena, became the object of the scientific cognition. And shaping, hereinafter intensive development music-theoretical thought is in the east connected with names great scientist-просветителей, whose works -"Disquisitions about music" - its figurative scientifically-practical and philosophical-aesthetic development of the problems of the perception of the music and connected with her
development of the questions of the perception of the music, which worried the scientist and philosopher, poet and musician with древнейших timeses. In the East teaching about perception of the music, as a part to general theory of the cognition and problems of the music education begin be formed as far back as deep antiquity, and it was connected with formation of the primary forms music tradition. They and today assonant with time; they were a base modern музыкознания not only in Uzbekistan, but also as a whole, in region Average and Near East.
Keywords: disquisition, tradition, music science, culture, musicology, folklors, music archeology, heritage, study.
УДК 078 (075)
Традиции, заложенные в трактатах, современны. Они созвучны с проблемами современной художественной культуры. И их изучение и практическое освоение стали источниками современной музыкальной науки, это привело в формированию новых направлений музыкознания Узбекистана, и даже Центральной Азии, как историческое и теоретическое музыкознание, музыкальное востоковедение (её ведущее звено-макомоведение), фольклористика, органология, музыкальная тюркология, иконография, музыкальная археология и терапия.
Музыкальная культура народов Центральной Азии в период средневековья характеризуется не только высоким уровнем самой музыкальной практики (аутентичная, городская и придворная музыка), но и богатыми содержанием музыкальных жанров и собственными научными достижениями, в частности, это связано формированием в период восточного ренессанса новых жанров и форм традиционной музыки (примером тому, макомы), что привело к развитию более высокого уровня музыкального мышления, к более значительным результатам музыкальной науки.
В «Трактатах о музыке» средневековья, представляющий собой единый преемственный процесс, выдвигались основные тенденции и методы исследования связанные с восприятием волшебного мира музыкального искусства. Ведь именно музыкальный мир Востока со своими богатыми чудесами и закономерностями характеризуется научно-теоретическими основами. И каждая инструментальная мелодия или образец песнетворчества музыкального наследия до более развитых вокальных и макомных произведений, отличающихся своими локально -художественными и эстетическими особенностями, представляют величие и богатство мира музыки Востока. Музыкально-теоретические воззрения учёных в музыкальных трактатах выработала методы исследования, соответствующие природе восприятия музыки; отсюда различают два уровня понимания-аналитический (текстовой, научный) и синтетический (смысловой, логический, философско-эстетический), где рассматривались вопросы и проблемы космологии, естественнонауки, практики, теории и творчества. Но по суждениям Фараби в трактате «Большая Книга о музыке» пишет музыковед О. Матякубов в своем монографии «В отличие от философии и логики основы музыкальной науки, по мнению Фараби, разработаны слабо» [1, 21].
Основоположником музыкальной науки всего Среднего и Ближнего Востока явился Абу Наср Фараби, величайший мыслитель, философ и логик, именуемый в арабских источниках «Вторым Учителем» - Арасту, чьй труд «Большая книга о музыке» определила главные факторы в восприятии музыки. Истоки музыкального учения Фараби непосредственно связаны с античным наследием, но они разрабатываются на новых условиях творческого освоения образцов музыки и на ином уровне развития общественного сознания, призванные отражать закономерности музыкального творчества и практики. Фараби обозначил своеобразный рубеж двух эпох в развитии музыкознания, в целом музыкальной историографии. Его творчество завершило этап освоения античного наследия и
открыло путь к дальнейшему самобытному истолкованию вопросов музыки в сочинениях мусульманских учёных. В нем связаны воедино и глубоко исследованы вопросы музыкальной науки, в основном, представляющие ранее темы отдельных сочинений - лада и ритма, техники музыкальной композиции; впервые широко и детально описаны музыкальный инструментарий. Опираясь на традиции античной теории и изустные представления о музыке в период средневековья, ученый вместе с тем намечает новые подходы в осмыслении музыки и его основ; создает оригинальную музыкально-теоретическую концепцию (об этом подробно в трудах де Эрланже, М. Баркешли, И. Раджабова, О. Матякубова, А. Назарова, С. Даукеевой).
Следует отметить, что музыкальные трактаты на Востоке, начиная с периода средневековья до настоящего времени, явились самыми серьёзными, совершенными и вместе с тем, рассмотренные в них вопросы имеют огромное значение. При этом эти традиции были заложены не только представителями музыкального искусства, но и в большинстве случаев учеными различных или смешанных наук, а также поэтами. Соответственно в музыкознании того периода значительное место занимали вопросы теории и эстетики; причем музыкально-теоретические закономерности рассматривались в соответствии с ведущими идейными направлениями. Традиции научной мысли были сформулированы в музыкальных трактатах Ал Кинди, Фараби и Ибн Сина, продолжались в последующем в исследованиях Ал Хорезми, Сафиуддина Урмави, Ширози, Абдулкадыра Мараги, Зайнуллобиддина Хусайни, Абдурахмана Джами, Нажмиддина Кавкаби, Дарвеш Али Чанги.
В трактатах средневековья рассматривались теоретические основы музыки и его закономерностей; при этом они охватывали вопросы не только теории музыки, но и музыкального исполнительства, эстетики, инструментария, образования, права и обязанности музыкантов. Отсюда в музыкальных трактатах основное внимание уделялись пяти главным направлениям:
1. Основам музыки, т.е. музыкальным звукам и его особенностям;
2. Илму таълиф (Илму адвор) - науке о композиции, в частности, вопросам макомата;
3. Илму ийко - наука о ритмах и ритмических кругах, вопросам ритмообразования;
4. Музыкальному инструментарию, их классификации, особенностям исполнительства;
5. Информации о музыке того времени (жанры, формы, виды) и сведения о музыкантах.
Эти направления стали ведущими в музыкальной науке средневековья, заложившие прочные основы естественнонаучного значения, ставшего в ту эпоху прогрессивным завоеванием философско-эстетической мысли.
Тенденции развития и социально-экономическое положения каждой исторической эпохи оказывали влияние на становление музыкально-теоретической мысли, которые были заложены Фараби и его влияние на развитие музыкальной науки последующих веков было очень значительным. И оно надолго определило направления поисков последующих ученых, которые дополняли, совершенствовали, развивали, вносили инновации в понимании науки о музыке. Урмави, в дальнейшем Ширази и Амули, вносят новое в «Илму таълиф», в частности, о системе двенадцати макомов(парда) и их развитию. Мараги подробно рассматривает формы и жанры, употребляемые в музыкальной практике того времени, описывает богатый музыкальный инструментарий, приводит их иллюстрации.
Научные и музыкальные традиции последовательно продолжает Кавкаби, в частности, совершенствование системы двенадцати макомов, рассматривает формы и жанры музыкального искусства, связанных в основном с макоматом. Дарвеш Али Чанги вносит богатейшие сведения о музыкантах-исполнителях, новое в музыкальную историографию. Самое существенное, наряду с вопросами парда
(маком) и формы, уделяется внимание проблемам жанровой системы изустно-профессиональной музыки, в частности, связанное с системой макомата. Традиции, заложенные в музыкальных трактатах, безусловно продолжались и в ХХ веке, что наблюдается в труде Абдурауфа Фитрата [2].
Ведь именно ХХ век существенно расширил, углубил сферу проблем восприятия музыки. Последовательное и всестороннее изучение научных традиции средневековых трактатов, привело к новому осознанию основных тенденций и направлений Фитратом в новых исторических условиях развития музыкальной культуры. И они явились фундаментами тематики новых научных исследований. Тоже самое наблюдается и в издании в середине 20 годов ХХ века «Краткой истории Хорезмской музыки» Муллы Бекжон Рахмона и Мухаммад Юсуф Девонзода, где освещаются история музыкальной культуры Хорезма, жанры и формы традиционной музыки и практика обучения на основе «Танбурной нотации».
Именно в ХХ веке в музыкознании стали целенаправленно уделять внимания теории и истории музыки и её практическим навыкам. Изучения музыкального наследия и их научное обоснование привело к формированию основных четырёх направлений музыкальной науки:
1. Источниковедение, т.е. изучение богатых по содержанию музыкально-художественных источников (трактатов), их перевод на современный язык, научное исследование и практическое освоение;
2. Изучение традиционной музыки, их классификация и систематизация, научно -практическое изучение, нотография, публикация нотных сборников;
3. Научное и практическое освоение музыкального наследие, связанное с каждым музыкальным жанром, стилями, направлениями; их историко-теоретическое изучение с изданиями в виде монографий, сборников статей, проведения различных научных форумов по разнообразным направлениям, их популяризация (проведения фестивалей, конкурсов, издание дисков, фильмов и др.);
4. Крупные исследования в соответствии с научными и музыкальными традициями «Трактатов о музыке» средневековья.
Таким образом, музыкознание ХХ века обогатилось новыми научными направлениями, которые нашли отражение в следующем:
- во-первых, значительное внимание стало уделяться источниковедческому направлению. В музыковедении Узбекистана это связано с именами В. Беляева, А. Семёнова, И. Раджабова, О. Матякубова, А. Назарова, А. Джумаева, Д. Рашидовой, З. Арипова, И. Дадажановой, чья деятельность непосредственно связана с изучением музыкальных трактатов и их популяризацией.
В развитии современного музыкознания, в воспитании гармоничного развитого молодого поколения, а также подготовки молодых ученых оно стало основой создания крупных исследований (В Узбекистане И. Раджабов, О. Матякубов, А. Джумаев, А.Назаров, в Таджикистане А. Раджабов, А. Низамов, Н. Хакимов, в Казахстане С. Даукеева);
- во-вторых, изучение вопросов и проблем традиционной музыки становится одним из интересных и популярных процессов в музыкознании. Начало было положено ещё во второй половине XIX века, затем В. Успенским и В. Беляевым. В этом направлении вели деятельности Н. Миронов, Е. Романовская, Ил. Акбаров, которые занимались записями образцов музыкального наследия. Значительна деятельность Ю. Раджаби, чье наследие велико и совершенно. Со второй половины ХХ века записями образцов музыкального наследия и их научными обобщениями занимаются Ф. Кароматли, М. Ахмедов, К. Алимбаева-Ахмедова, Р. Абдуллаев, С. Бегматов и др.;
- в-третьих, в музыкознании ХХ века стало уделять внимание научным и научно -популярным изданиям различных жанров и форм. В своеобразном веянии времени особое внимание изучению традиционной музыки, его историческим и
общетеоретическим направлениям. В области их популяризации достигнуты значительные успехи. Это стало демонстраций научных достижений, созвучное с нашей эпохой, развитием прогрессивных тенденций науки;
- в-четвертых, музыкально-научные традиции трактатов, как части современной науки привели к созданию целого ряда значительных исследований - кандидатских и докторских диссертаций, где нашли отражение различные проблемы изучения музыкального наследия. Но к сожалению, многие научные исследования до сих пор сохраняются в рукописном фонде, только некоторые дошли в форме крупные монографических изданий Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. И одной из главных тем современности все ещё остается изучение проблем макомата, в частности, «Шашмакома», признанного ЮНЕСКО «Шедевром нематериального культурного наследия человечества» (2003) и Всемирный Репрезентативный список. Данное изучение непосредственно связано с процессом активизации становления национального сознания, с переоценкой отношения к традиционному культурному наследию. При этом макомное искусство не только обрело былой масштаб и значение, но и оказывает влияние на мировой музыкальный процесс, примером тому появление ряда изданий за рубежом, деятельность международной группы. Макам международного Совета по традиционной музыке: конференции, фестивали и конкурсы макомного искусства в Узбекистане, Таджикистане и др.
Как в прошлом, изучение макомата, начиная от философской сущности этого бесценного явления, принципов мелодических образований, ладовых и ритмических организаций, закономерностей её масштабных форм до особенностей современного бытия. Именно здесь наблюдается освещение многовековой истории музыкальной культуры, которое сопряжено с изучением значительного количества первоисточников, как «Трактаты по музыке». Привлечение этих источников, создание в разные эпохи и на разных языках, мы видим преемственность музыкально-научных традиций, т.е. историческую ретроспективу, созвучию с нашей современностью.
Список литературы /References
1. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Т. «Фан», 1986.
2. Фитрат. «Узбекская классическая музыка и её история». Ташкент - Самарканд, 1927.