И.М. Герасимова
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), Санкт-Петербург, Россия
ТРАГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АКТРИСЫ «НОВОЙ ДРАМЫ»: ПОРТРЕТ ЯНЫ ТРОЯНОВОЙ
Аннотация:
Статья посвящена актрисе театра и кино Яне Трояновой. Особое внимание автор уделяет ролям актрисы в фильмах режиссера и драматурга Василия Сигарева. В статье описываются особенности драматургии Сигарева, высказывается мысль, что на этом материале проявился трагедийный потенциал актрисы Трояновой.
Ключевые слова: Яна Троянова, «новая драма», Василий Сигарев.
I. Gerasimova
St. Petersburg State Cinema and TV Institute, Saint-Petersburg, Russia
A PORTRAITOF YANA TROYANOVA AS A TRAGIC ACTRESS OF "NOVAYA DRAMA"
Abstract:
The article focuses on a theatre and film actress Yana Troyanova.Parti-cular attention is paid to the roles of Yana Troyanova in the film productions directed by playwright VasilySigarev. This article describes the peculiarities of Sigarev'splays, the paper addresses the thought that suggests that these pieces of drama have helped the artistic potential of Troyanova as a tragic actress reveal herself.
Key words: Yana Troyanova, "Novaya drama", VasilySigarev.
Василий Сигарев известен как ярчайший драматург «новой драмы», сценарист и режиссер, автор фильмов «Волчок», «Жить», «Страна Оз», главные роли в которых исполнила актриса Яна Троянова. Творческие пути Сигарева и Трояновой пересеклись в 2005 году, когда он ставил свою пьесу «Черное
молоко» на сцене екатеринбургского «Театрона», где она играла роль Мелкого (она же Шура). Их творческий союз существует уже десять лет, и сегодня Яна Троянова и Василий Сигарев — сложившийся тандем, где каждый играет свою содержательную роль и никто не проигрывает. Все это отнюдь не предполагает коллективизма в творчестве, наоборот, видны индивидуальности и раздельные «зоны ответственности».
Яна Троянова вошла в мир современного авторского российского кинематографа, сыграв в картине Василия Сигарева «Волчок» (2009). Этот фильм стал дебютом в полнометражном игровом кино и для режиссера, и для актрисы. До этого, в 2007 году, Василий Сигарев снял короткометражку «Сахар», где единственную роль исполнила Яна Троянова, но эта работа скорее была, что называется, пробной. Позже, в 2012 году в прокат вышел фильм Сигарева «Жить», в 2015 — «Страна Оз», и оба — с Трояновой в главной роли. Помимо съемок в картинах Сигарева Троянова играла в «Кококо» Авдотьи Смирновой (2012) и в фильме «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко (2012). В 2014 году Яна Троянова сняла свой короткометражный фильм «Рядом» с Ксенией Раппопорт и Анастасией Шевелевой. В 2016 году предполагается выход сериала «Ольга» с Яной Троя-новой в роли «сильной русской женщины» — матери-одиночки, заботящейся об отце-алкоголике и бесшабашной сестре.
Искренняя, маргинальная, крутая, Яна Троянова — не только актриса авторского кинематографа, она сама по себе — персонаж, что всегда транслируется с экрана. Со взъерошенными волосами, в будничной одежде, с сигаретой в руках, уверенно чувствующая себя и на красных дорожках Кинотавра, и, стоит предположить, покупая хлеб в магазине. Актриса утверждает, что живет в кино. Ее авангардистский способ мышления наделяет повседневность кинематографичностью, а ее экранные образы обладают чертами самой Трояновой. В этом нет опасности актерского самоповтора, Яне Трояновой удается соблюдать тонкий баланс между «Яной Трояновой» и ролью, поэтому ее героини, с одной стороны, продолжают друг друга, но, с другой — всякий раз проявляют себя иначе, раскрываются по-новому. При этом для зрителя все роли Трояновой подобны сеансам шоковой терапии. Троянова обладает магнетизмом гранжа — ее непричесанность, помятость и лег-
кое отчуждение воспринимаются как элемент харизмы. В разных фильмах и у разных режиссеров ее внешний образ всегда пропитан стилистикой панка, а ее яркий блонд скорее отсылает к подружке солиста группы Sex Pistols Нэнси.
Но это пренебрежение нормой обманчиво. Биография актрисы — вовсе не биография ее героинь. Яна Троянова, окончив философский факультет Уральского государственного университета (любимым философом называет Канта), поступила на актерское отделение Екатеринбургского государственного театрального института, но в итоге выбрала кино. В театральном институте актриса училась в мастерской одного из старейших представителей Екатеринбургского государственного театра драмы Вячеслава Анисимова, ушла с третьего курса и поступила на сцену маленького «Театрона». В начале 2000-х годов там работал известный уральский драматург и режиссер Николай Коляда, он-то и позвал в «Театрон» выпускника своей драматургической мастерской Василия Сигарева ставить спектакль по пьесе «Черное молоко», предложив на главную роль Яну Троянову. На тот момент драматург и актриса еще не были знакомы, случайно встретив в театре Троянову, Сигарев увидел в ней нечто большее, чем героиню будущего спектакля. На сцене «Театрона» постановка «Черного молока» так и не состоялась. Спектакль был выпущен в екатеринбургском «Театре кукол» в 2005 году и стал переломным — тогда Сигарев и Троянова, как будто разочаровавшись в театральном искусстве, увлеклись кинематографом. Репетируя спектакль, они приняли решение в театре больше не работать, но вместе создавать фильмы. Только спустя десять лет Василий Сигарев вновь пробует себя в качестве театрального режиссера. В 2015 году на сцене московского Театра-студии Олега Табакова состоялась премьера спектакля Сигарева «Вий», где роль Панночки исполнила, конечно же, Яна Троянова.
Кинематограф как будто расширил границы свободного творчества этой пары, экран стал для Сигарева и Трояновой тем пространством, где очень скоро оформился их авторский язык. Расширилось поле поиска, была сформулирована художественная задача: режиссер и актриса обращаются к материи социального кино, в их работах всегда есть живое дыхание новой российской действительности, однако на этом материале они ис-
следуют проблемы не остросоциальные, но вечные, общечеловеческие. Развертываемая ими на экране социальная драма набирает объем трагического, в том числе и за счет узнаваемых деталей, показанных отстраненно.
Так героиня «Волчка» напевает колыбельную «баю-баюшки-баю», не наделяя текст материнским придыханием, произнося скорее с остервенением, и привычный напев звучит жутко. В фильме «Жить» народные суеверия приближены по смыслу к проявлению воли судьбы, погасшая при венчании свеча — случайность, которая, кажется, как в античной трагедии, повлечет череду необратимых событий. Новогодняя комедия «Страна Оз» отличается от предыдущих фильмов Сигарева способом подачи, но продолжает режиссерские темы. События фильма происходят в канун Нового года, праздничное безумие трактуется режиссером в абсурдистском ключе, действие походит на кафкианский кошмар, снятый в жанре комедии. Лена Шабадинова в исполнении Трояновой изначально предстает как наблюдатель-функция, роль постепенно перестраивается и масштабируется — она становится для зрителя безмолвным проводником в мир Страны Оз.
В фильмах «Волчок» и «Жить» роли Трояновой строятся, опираясь на психологический метод, работа над ролью для актрисы — творческий акт проживания судьбы героини. Экзистенциальные идеи, заложенные в фильмах, ставят задачу обнажить суть героя, акцентируя его индивидуальное восприятие происходящего. В этом отношении особенно важно, что сценарий «Волчка» описывает воспоминания из детства Яны Трояновой: личная история актрисы была перенесена на экран — она исполнила роль от лица своей матери и озвучила закадровую речь дочери. Драматургия роли показывала, что мать и дочь неразрывно связаны: реальностью и кровными узами. В фильме девочка в буквальном и переносном смысле становилась призраком матери. Когда закадровый голос говорил о безусловной любви: «так я увидела мать впервые и сразу же полюбила ее», персонаж матери вызывал антипатию.
Героини не имеют имен, они — универсалии; изначально в сценарии равны по отношению к общему действию, на их противопоставлении завязывается драматургический конфликт. В фильме же режиссер сместил акцент на роль Трояновой, тем
самым изменился не только конфликт, но и расширилось поле смыслов. Для матери в фильме жизнь противопоставлена дому, но возникает такое обстоятельство, как рождение ребенка. Дочь ждет ее, любит и тянет к себе, для матери это — тягота. Потому сцена рождения символически совмещается с побегом. Первая встреча матери и дочери в фильме показана глазами девочки (в кадре ее играет Полина Плучек). Для этого был найден мизан-сценический ход: узнав о приезде матери, она забивается под стол, и камера занимает позицию девочки. Издалека приближается силуэт, разглядеть его невозможно, но и не нужно, важно почувствовать. Когда же камера выхватывает лицо, мы видим в замедленной съемке: актриса целиком проглатывает помидор. Предельно физиологичная, вызывающая неприязнь сцена, определяет отношение зрителя к героине. Рыжий шиньон и красная помада Трояновой в этом эпизоде производит эффект кислотного кошмара. И следующая реплика девочки задает главную тему: «Так я увидела мать и сразу же полюбила ее. Она была красивая, веселая и пахла вагоном-рестораном» [1].
Троянова в этом фильме показывает, что ее героиня хочет жить, но само понятие «жизнь» — это «свобода», нечто противоположное семье и дому, потому она стремится отбросить все, что связано с ребенком. С приближением действия к кульминации героиня в исполнении актрисы становится резче в жесте, во взгляде, мягкие гласные как бы стираются из ее речи, слышатся рычащие и шипящие интонации. Не останавливаясь на пути к тотальному освобождению, она разрушает мир вокруг, только достигнув предела, понимает, что абсолютное отсутствие семьи — это не свобода, а пустота. Детская же мечта Дочери о том, чтобы мама была рядом, возводилась и рассыпалась как карточный домик, в конце концов мир рухнул, и девочки не стало.
Роль актрисы в «Волчке» вписана в жесткий костяк сценарных механизмов. Одним из таких инструментов являются диалоги, которым Сигарев всегда уделяет особое внимание, диалоги в конечном счете и являются одним из маркеров, симулирующих в фильмах Сигарева социальный дискурс. Речь героев выполняет несколько функций — характеризует социальную среду, декларирует стремления персонажа, является партитурой интонаций актера. «Туда-сюда, глядим — любовь. Все в вагоне-ресторане
время, потом со мной вышел. Домой не поеду, говорит. У тебя буду — всё. Разведусь, туда-сюда» [1], — одна из первых реплик героини Яны Трояновой в фильме. Но сколь сложная задача стоит перед актером, которому необходимо расколоть скорлупу фразы и выразить экзистенциональную драму самим существованием в кадре. Трояновой удается не только отразить данную среду, но подняться над ней и реализовать историю как надбы-товую. Ключ к пониманию внутреннего действия фильма режиссер дает в подзаголовке «страшная сказка». Исходя из этого строится и роль Трояновой. Актриса находит и показывает обобщенное представление о нерадивой матери и одновременно наделяет героиню такими нюансами, что расстояние между персонажем и самой актрисой минимизируется, кажется, что на экране и есть Яна Троянова.
О работе над этой ролью Троянова говорит: «Я поставила себе задачу: если б, грубо говоря, спилась — как бы выглядела? Истоки каждого образа должны быть у актера внутри. У моей героини злобы столько, сколько, видимо, есть у меня. Я рыла в себе, доходила до самого дна и оттуда эту злобу доставала» [2]. Это интервью Яны Трояновой и Василия Сигарева было опубликовано после премьеры фильма «Волчок». Картина неоднозначно была воспринята критикой, отрицательные отзывы в общем сводились к тому, что фильм был приписан к эпатаж-ной чернухе. Ответ со стороны авторов был вынесен в заглавие интервью и снова возмутил спокойствие: «Быдло — это мы» [2].
В следующей картине «Жить» герои Яны Трояновой и Алексея Филимонова изначально предстают как пара молодых бесшабашных маргиналов. Статуэтка японского «кота счастья» на прикроватном столике в их квартире машет зрителю лапкой. Мы мало знаем об этих героях, но вроде у них все хорошо. В их внешности нет ничего, чтобы нам понравиться, но и чтобы не нравиться — тоже, разве что излишняя бледность лица Антона (Алексей Филимонов) и длинные белые дреды Гришки (Яны Трояновой), но это дело вкуса. Антон и Гришка куда-то собираются, кажется, что это для них обычный день, только чувство тревоги и плохие «знаки» преследуют Гришку, хотя выглядит это просто как придурь. Когда герои оказываются на церемонии венчания, возникает предположение, что это чуть ли не прикол для
молодых людей, потому как до этого героиня не венчальную одежду готовила, а подбирала джинсы и пирсинги. Стереотипы здесь ни при чем, просто появление этих героев в церкви удивляет. Они возвращаются обратно на электричке, отмечают свой праздник вином, к ним подсаживается парень из вагонной шпаны и как-то, слово за слово, уловкой выводит Антона в другой вагон, где того жестоко избивают. Не понятно — умирает ли он на месте или уже в больнице. Отсюда берет начало трагедия.
Для Гришки в исполнении Яны Трояновой все меняется перед лицом смерти, потеря сначала вызывает подростковое, истеричное неприятие факта, но сверхзадача фильма указывает на то, что героиня должна в библейском смысле принять смирение. Единственный монолог в фильме об осознании смерти произносит героиня Яны Трояновой, обращаясь к призраку своего парня:
«Прикинь, такое ощущение, что ты мне... изменил... Все такое другое... странное. По-другому все. Когда раньше похороны чьи-то видела. Даже во дворе у нас. Вообще по-бара-бану. Только интересно. Кто умер, че умер. А там у кого-то. мир рухнул. все изменилось. навсегда. Когда все нормально. а потом все ценишь сразу. это даже не так, когда тебе диагноз говорят. Там шок, депрессия. На себя насрать. А здесь. горе. Нельзя умирать. Понял, козлина? Нельзя.» [3].
Картина рассказывает три разные истории, каждая из которых по-своему развивает тему перехода от жизни к смерти и того, чем становится смерть близкого для живущих. Для героини Троя-новой события фильма разворачиваются в один день и становятся чем-то вроде очищения через страдание. Драматургически сюжет новеллы построен по Аристотелю: перипетия, узнавание, страдание; в последней сцене перед зрителем предстает смиренная, молчаливая, идущая по длинному пути героиня. Возникает ощущение, что это лишь высвеченный камерой эпизод, для которого есть продолжение. Так исполнила эту роль Яна Троянова.
Вслед за фильмом «Жить» вышла комедийная картина Авдотьи Смирновой «Кококо». Очевидная самоирония актрисы, внутреннее состояние рок-н-ролльного отрыва, выраженный темперамент — эти качества Трояновой проявились в героине «Кококо». В дуэте с Анной Михалковой в роли типичной представительницы питерской интеллигенции Яна Троянова отвечала за образ про-
винциалки. Где героиня Михалковой говорит «рококо», героиня Трояновой слышит «кококо». Яна Троянова показала свою героиню Вику как открытую, беспредельную, до абсурда искреннюю в порывах: «Однажды я давала интервью, которое называлось "Быдло — это мы". Так вот, она — ни в коем случае не быдло, а просто очень поверхностная, очень простая, но при этом хорошая девка. Все, что может отталкивать зрителей в ней, как раз, может быть, мне и нравилось: в это интересно поиграться, побаловаться» [4]. Сценарий фильма был написан специально для актрисы, и эта роль — особенная в ее творческом багаже, поскольку вполне отражает индивидуальность Яны Трояновой, но совершенно иначе, нежели в фильмах Василия Сигарева.
Следующий фильм Сигарева, в котором сыграла Троя-нова, — тоже комедия. Но если картина Смирновой для Трояно-вой предоставила возможность проявиться в игровой системе координат, обозначила диапазон жанровых возможностей, то в своем новом фильме Сигарев поставил актрису в абсолютно противоположные условия. Образ Яны Трояновой в этом фильме не только неожиданный для зрителя, но и непривычный для самой актрисы. В «Стране Оз» Яна Троянова играет отмороженную Снегурочку, блуждающую по каменным джунглям Екатеринбурга. Официальный трейлер «Страны Оз» гласит: «Новый год никогда не будет прежним». Название кем-то читается как «страна ноль три», подразумевая, что нам всем, жителям одной страны, нужна скорая помощь, другие связывают с вымышленной страной из сказки американского писателя Лаймена Фрэнка Баума. И те, и другие правы. По сюжету героиня Яны Трояновой — Лена Шабадинова 31 декабря приезжает из Малой Ляли в Екатеринбург в надежде на лучшую жизнь. Место действия — Екатеринбург — показан здесь как образ всей страны. Образ главной героини Лены Шабадиновой вариативен в прочтениях, она и Элли из «Страны Оз», и Алиса Кэрролла, и даже гоголевский Чичиков. Собственно, фильм и есть путешествие по «волшебной стране», которое компонуется из череды случайных встреч с разными персонажами. Предполагаемая конечная станция — ларек на улице Торфорезов. Но героиня Сигарева никогда не найдет этот адрес, как герой «Процесса» Кафки никогда не узнает причину ареста. В ларьке же ее ожидают «философ» в ис-
полнении Александра Баширова и «писатель» Андрей Ильенков, образы которых созданы с иронией — они выглядят как зэки, но дискутируют об экзистенциальном.
Прежде в фильмах Сигарева Троянова была протагонистом действия, здесь же все события происходят на первый взгляд без участия главной героини, она только задается одним вопросом: «Где находится улица Торфорезов?» Эта фраза как спусковой механизм всякий раз приводит в действие невероятную череду событий, и всякий раз кажется, что безумнее уже некуда, но нет — есть.
Встречающиеся на пути главной героини персонажи — узнаваемые современные характеры, их реплики — сплошь словесная эквилибристика, и так смешно, что грустно. При этом Лена — Яна эмоционально никак не вовлекается в происходящее, и от этого градус абсурда только повышается. В финале героиня Трояновой получает пулевое ранение в голову, но все, неожиданно для тех, кто знаком с фильмами режиссера, закончится хеппи-эндом — героиня Трояновой все-таки очнется. В интервью журналу «Театрал» Яна Троянова рассказывает: «Мне нравится, что кино дает мне возможность обнажиться. Я себя в жизни даже иногда пугаюсь. А вот роли мои меня не пугают. Ни роль "анти-матери" в первой картине — "Волчок", ни такая погранично эмоциональная роль, как в картине "Жить", — о том, как переживается смерть близкого человека. А Ленка из "Страны Оз" удивила: "Неужели я и так могу?" Как он это чувствует, Сигарев? Он знает меня лучше, чем я. Когда он дал мне сценарий "Страны Оз", ясказала: "Вот это ты ошибся. Бери актрису-флегму. И она будет ходить и молчать". А он ответил: "Это неинтересно. Интересно, когда такая, как ты, вдруг откроет в себе разные стороны". Я обнаружила в себе какой-то лучик света, за него зацепилась и потянула, как за ниточку — получилась Ленка» [5]. Последняя сцена «Страны Оз» разрушает привычное представление о режиссерском почерке Сигарева — в больничной палате у кровати героини Яны Трояновой герой Гоши Куценко исполняет песню «Сладкий дым» про любовь, что и становится финальным аккордом.
Василий Сигарев и Яна Троянова воспринимаются многими как единое целое. Роли Трояновой настолько органичны для фильмов Сигарева, что на ее месте сложно представить кого-то другого, и не в первую очередь это связано с мастерством, ско-
рее — с мироощущением. При том не составит труда увидеть мысленно исполнение Трояновой роли в любой из пьес Сигарева, а они, как известно, были написаны еще до знакомства с актрисой. Режиссера Сигарева и любят, и ненавидят за гиперреализм, с которым он выстраивает образы героев и драматургию сюжета. Все это оказалось понятно и близко Яне Трояновой, которая когда-то приняла решение уйти из театра в никуда. Роли Трояновой держат в совершенно особенном напряжении зрителей и раскачивают восприятие как маятник — то кажется, что на экране она показывает историю, реальным участником которой являлась, то — возникает едва ли не катарсическое чувство — предощущение трагедии. Героини актрисы едва держатся на грани драмы, всегда открыты трагедии, она сама как будто «заряжена» на трагическое. И создается впечатление, что актриса только-только набирает разгон. Продолжение — будет.
Список литературы References
1. Сигарев В. Волчок [Электронный ресурс]. URL: http://vsigarev.ru /ёос/то1сЬок.Мт1(дата обращения 20.03.2016)
Sigarev V. The spinner [E1ectronicresource].URL: http://vsigarev.ru /doc/volchok.html (access date: 20.03.2016)
Sigarev V. Volchok [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vsigarev.ru /doc/vo1chok.htm1(data obrashhenija 20.03.2016)
2. Василий Сигарев, Яна Троянова: «Быдло — это мы» / Беседовала Ольга Шакина [Электронный ресурс]. URL: http://os.co1ta.ru/cin-ema/names/details/12581/ (дата обращения 20.03.2016)
Vasily Sigarev Yana Troyanova: The lowbrows — it's us / Interviewed by Olga Shakina [Electronic resource]. URL:http://os.co1ta.ru/cinema/names /detai1s/12581/(access date: 20.03.2016)
Vasilij Sigarev, Jana Trojanova: «Bydlo — jeto my» / Besedovala Ol'ga Shakina [Jelektronnyj resurs]. URL: http://os.co1ta.ru/cinema/names/de-tails/12581/ (data obrashhenija 20.03.2016)
3. Сигарев В. Жить [Электронный ресурс]. URL: http://vsigarev.ru /doc/zhit.html (дата обращения 20.03.2016)
Sigarev V. To live [Electronic resource]. URL: http://vsigarev.ru /doc/zhit.html (access date: 20.03.2016)
Sigarev V. Zhit' [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vsigarev.ru /doc/zhit.html (data obrashhenija 20.03.2016)
4. Яна Троянова: «Я на премьере чуть не умерла» / Беседовала — Ольга Гринкруг // [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/inter-view/20120613/672232763.html#ixzz3sDash2Vw (дата обращения 20.03.2016)
Yana Troyanova: "I nearly died at premiere performance" / Interviewed by Olga Grinkrug // Shakina [Electronic resource]. URL: http://ria.ru/in-terview/20120613/672232763.html#ixzz3sDash2Vw(access date: 20.03.2016)
Jana Trojanova: «Ja na prem'ere chut' ne umerla» / Besedovala — Ol'ga Grinkrug // [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/interview/20120613 /672232763.html#ixzz3sDash2Vw (data obrashhenija 20.03.2016)
5. Актриса Яна Троянова: «В жизни играю, в кино — живу» / Беседовала Светлана Полякова // [Электронный ресурс]. URL: http://www.teatral-online.ru/news/14114/ (дата обращения 20.03.2016)
Actress Yana Troyanova: "Iact in life but live in films" / Interviewed Svet-lana Polyakova // [Electronic resource]. URL:http://www.teatral-online.ru/news/14114/ (access date: 20.03.2016)
Aktrisa Jana Trojanova: «V zhizniigraju, v kino — zhivu» / Besedovala Svetlana Poljakova // [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.teatral-on-line.ru/news/14114/ (data obrashhenija 20.03.2016)
Данные об авторе:
Герасимова Ирина Михайловна — аспирант кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. E-mail: iragerasimova@list.ru
Data about the author:
Gerasimova Irina — PhD student, St. Petersburg State Cinema andTV Institute. E-mail:iragerasimova@list.ru