емся с обобщенными утверждениями типа: «Только Калгон рекомендуют ведущие производители стиральных машин»; «Colgate Total. Выбор стоматологов».
Свидетельства обычных людей вызывают доверие в силу своей похожести на типичных представителей целевой аудитории. Главное, чтобы герой был привлекательным и типичным. Кроме того, здесь можно использовать кумулятивный прием (прием накапливания свидетельств) — в одной рекламе используются свидетельства нескольких людей. Это позволяет усилить доверие к рекламе и представить различные аргументы в пользу товара (4).
3. Акцентирование профессионального или технического опыта фирмы в производстве конкретного товара.
4. Использование статистических данных, в том числе доказывающих предпочтительность и более высокую эффективность товара по сравнению с одной или несколькими другими марками. Статистические данные ясно и четко, не отнимая много времени и места, могут точно и сжато выразить очень сложные и разнообразные факты. Например: «Ингосстрах» - крупнейшая отечественная страховая компания, созданная в 1947 году, работающая в 19 странах мира. На начало 2001 года: активы компании составляют 9,2 млрд руб., собственный капитал — 1,1 млрд руб..страховые резервы — 7,7 млрд руб. Опыт, профессионализм, безупречная деловая репутация позволили компании принять на страхование риски на общую сумму 2 триллиона рублей».
5. Использование примеров. Примеры очень эффективно и доходчиво подтверждают приведенные
аргументы. Примеры делают аргументацию более конкретной, точной и наглядной.
Итак, реклама располагает богатейшими средствами языка и во многом использует предоставленные ей богатства. Разница в восприятии позволяет рекламщикам создавать собственные «версии мира» (его эмоционально-оценочные образы) и выдавать их за реальные. В рекламе, имеющей цель повлиять на потребительский выбор, мы имеем дело не с объективным описанием действительности, а с вариантами ее субъективной интерпретации. Ма-нипуляционные возможности рекламных текстов практически безграничны, текст, правильно построенный с точки зрения психолингвистических технологий, как правило, значительно повышает эффективность рекламного воздействия.
Библиографический список
1. БахтинМ.М. Эстетикасловесноготворчества. — М„ 1986. -С.309.
2. ПироговаЮ. К. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика/ Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранов, П. Б. Паршин. - М.: Издат. дом Гребенникова, 2000. - С.95-104.
3. Бендлер Р. Из лягушек в принцы/ Р. Бендлер.Д. Гриндер. - Новосибирск, ИД «Риф-плюс», 1990. — 135с.
4. Кафтащджиев Христо. Тексты печатной рекламы / X. Каф-танджиев. -М.: Смысл, 1995. -127 с.
ВЕРНАДСКАЯ Юлия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».
УДК 655.11:655.335 С. Н. ЛИТУНОВ
С. А. ЩЕГЛОВ
Омский государственный технический университет
ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ:
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ_
В статье представлены основные этапы развития способа трафаретной печати от появления до наших дней. Показано место трафаретной печати в современной полиграфии.
Трафаретная печать — способ, при котором краска переносится на запечатываемый материал путем продавливания сквозь печатающие элементы печатной формы.
Название этот способ получил от применения трафарета (шаблона). Слово "трафарет" произошло от итальянского "продырявливаю". Способ имеет и другое название — шелкография, т.к. некоторое время назад для изготовления печатных форм использовался натуральный шёлк. Отечественный ОСТ 29.112-90, указанный способ печати в нормативно-технической документации, учебниках и справочниках обязывает, а в других случаях рекомендует указанный способ называть как трафаретная печать.
В европейских языках термин, обозначающий трафаретную печать, звучит по-разному: по-итальянски - serigrafia, по-французски - sérigraphié, по-английски — silk screen printing, по-немецки — Siebdruck или Durchdruck. В русском языке используется темин "Сериграфия", который имеет греческое происхождение. По-китайски тоафаретная печать обозначается иероглифом ё[ЗЩ Немецкое слово Siebdruck состоит из двух: Sieb — сито, решето и Druck — печать.
История трафаретной печати насчитывает тысячелетия. Древний способ печати основывался на технике шаблонов (вырезных трафаретов и тампонов). Самое раннее доказательство использования шаблонов находится в пещерах каменного века во
французских Пиренеях (примерно 12 тыс. лет до Р.Х.). Там нашли изображения, выполненные вручную, посредством вырезных трафаретов. Через них изображение наносили на поверхность каменных стен, выдувая краску через трубочки.
Существуют гипотезы о китайском и корейском происхождении трафаретной печати, основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этих странах за много тысячелетий до н. э. Но нет, однако, свидетельств, которые могли бы с достоверностью это подтвердить.
Согласно дошедшим до нас историческим фактам, трафаретная печать, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией, на территории современного Ливана. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями знаний о технологии трафаретной печати, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки на ткани с помощью технологий, похожих на современную трафаретную печать.
Этим способом, по-видимому, печатали еще в древнем Китае задолго до нашей эры, в эпоху расцвета производства натурального шелка, причем именно по ткани. Печатная форма изготовлялась из шелковых волокон, отсюда и происхождение дошедшего до нас названия "шелкография". В V веке н.э. в Китае способом трафаретной печати тиражировались императорские указы, раскрашивались веера, непременный атрибут тех времен. С помо-гцью трафарета украшали стены домов, наносили рисунок на текстиль, изготавливались миниатюры на ткани.
Значительное улучшение способа произошло много столетий спустя, примерно в XII-XIV вв. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе в те времена процветали все виды искусства, включая печать. Печатным способом декорировались доспехи самураев и украшения для коней как через вырезные трафареты, так и с помощью гениального новшества — трафаретной печатной формы. Изображение вырезалось и наклеивалось на сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на раму. Присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный краской, прижимался к запечатываемой поверхности через трафарет.
Из Китая, по-видимому, способ позаимствовали индийцы, которые, в свою очередь, передали его англичанам, когда те завоевали Индию.
В Европе около тысячи лет назад, по свидетельству известного российского исследователя М.И. Щелкунова, пользовались шаблонами, которые можно назвать прообразами современных трафаретных форм. Так, для остготского короля Теодо-риха Великого был изготовлен шаблон, на котором прорезаны буквы THEOD, при помощи которого он печатал свое имя.
Распространение этого способа печати в Европе наблюдается в средние века и наибольшое развитие — в конце XVI —XVIII веков. Его распространение происходило главным образом в Западной Европе, где в 1750 г. Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir. С помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.
Из средневековья форма трафаретной печати дошла до наших дней в виде кусков ткани, на которые рисунок наносили смолой. Так получали печатную форму, а затем с помощью кисти или тампона наносили краску через свободные места на запечатываемую поверхность.
В первой половине XIX века во Франции для основы трафаретной печатной формы была соткана специальная ткань из шелка в виде сита.
Импорт деревянной рамки с Дальнего Востока с натянутой шелковой тканью позволил изготавливать печатные формы, содержащие очень сложные изображения. Сохранившиеся образцы оттисков, вызывают восхищение и в наше время.
В 1907 г. был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, названный Silk Screen Printing, что в переводе с английского означет — печать шелковым экраном. Самуель Симон из Манчестера первый получил патент на способ изготовления трафаретных печатных форм. Он применил для этого наполнитель, который наносил на сетчатую основу будущей печатной формы, формируя пробельные и печатающие элементы, а печать осуществлял с помощью резинового валика. Вскоре резиновый валик был вытеснен ракелем, с помощью которого печатная краска наносилась равномернее, чем при помощи валика, тампона или кисти.
Быстрое внедрение этого способа печати в промышленность началось во время первой мировой войны, когда в США стали появляться chain store (сети магазинов). Каждая сеть должна была иметь свой фирменный стиль — вывески, витрины, фартуки, шапочки с фирменной символикой. Так на рынке полиграфических услуг возникла ниша, позволившая применять трафаретную печать в промышленных масштабах. Постепенно ниша стала расширяться, захватывая все новые и новые области применения, способ совершенствовался, и в результате превратился в самостоятельную отрасль, прекрасно позиционированную на рынке.
В 20-е годы XX века в США технология трафаретной печати обрела второе дыхание и получила массовое распространение. Это было связано с ростом промышленности и необходимостью наносить рисунок или текст на "трудные" поверхности, что недостижимо для других способов печати.
Промышленное развитие началось в 30-х годах прошлого века, когда были разработаны копировальные материалы и начали использоваться машины для печати на стеклянных изделиях многократного использования. Широкую известность трафаретной печати принесло ее использование для декорирования бутылок "Coca-Cola".
В середине XX века трафаретная печать чрезвычайно бурно стала развиваться во всем мире, в основном использовалась для изготовления сувенирной и рекламной (особенно крупноформатной) продукции, печати на текстиле. Менялся и материал сетки-основы: на смену шелку пришли синтетические ткани из моноволокон, а затем сплетенные из полиэфирных волокон, металлизированные и металлические.
В 1955 г. в Японии Naburo Науаша организовал фирму Risograph. Это событие ознаменовало новый этап развития оперативной полиграфии, основой которой стала трафаретная ротационная печать. В последние годы трафаретная ротационная печать все теснее интегрируется с информационными технологиями, становясь их неотъемлемой частью. Если первые ризографы были просто печатными аппа-
Таблица
Этапы развития трафаретной печати
Событие Технология, материалы, оборудование Географическое место Дата
1 2 3 4
Рисунки в пещерах Вырезные трафареты, цветные красители наносили с помощью трубки Франция, Пиренеи каменный век
Нанесение рисунка на ткань Начало производства шелка Китай XII тысячелетие до н.э.
Печать по ткани с помощью шаблонов и тампонов (декорированной ткани) Рождение "множительной" системы, системы "повторения изображения" Средиземное море, Месопотамия и Финикия IV— III тысячелетие до н.э.
Тиражировались императорские указы, раскрашивались веера Китай Vb.
Украшение доспехов самураев и лошадей Сетка изготовлялась из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку Япония, столица г. Камакура (остров Нипон) в XII-XIV вв. н.э. 1185-1333 гг.
Марко Поло открыл торговый путь на Восток Искусство трафаретной печати пришло в западную Европу Италия XIII в.
Разрисовывались заглавные буквы в роскошных рукописях на пергаменте, изготавливались витражи в монастырях Печать шаблонами (вырезной трафарет) Константинополь (остготский король Теодорих (Феодорих) Великий) около 454-526 г. н.э.
Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir Техника Pochoir Франция середина XVI-XVIII в.в.
Томас Эдисон усовершенствовал способ трафаретной печати Механически выполненный трафарет, через который ручным валиком краска выжималась на бумагу Англия 1875 г.
Декорирование мебели, стен, ткани и металлических изделий Европа XVIII в.
Для основы трафаретной печатной формы была соткана специальная ткань из шелка в виде сита Пробельные элементы печатной формы выкрывались лаком Франция Первая поло-вина XIX в.
Самуель Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, названный Silk Screen Printing Печать резиновыми валиками Англия 1907 г.
Первый ручной станок для трафаретной печати Начало производства трафаретного печатного оборудования США 1918 г.
Джеймс Флокхарт разработал первый ротационный печатный станок США 1925 г.
Печать на стеклянных изделиях многократного использования, декорирование бутылок "CocaCola" Разработаны копировальные материалы и начали использоваться печатные машины для печати на цилиндрических поверхностях США 30-е годы прошлого века
Изготовление сувенирной и рекламной продукции Европа, США середина XX в.
Фирма SVECIA представила прототип машины для трафаретной печати с вертикальным подъемом печатной формы Начало производства крупноформатных печатных машин Швеция 1949 г.
Naburo Hayama основал предприятие Risograph Разработано печатное устройство для оперативной полиграфии - ризограф Япония 1955 г.
Поп-арт сделал трафаретную печать популярной в среде художников. Трафаретная печать стала господствующим способом печатания в художественном графическом изображении Элемент растра стал содержанием оформления, как у Roy Lichlenstein. Репродукция больше не была средством размножения изображения, она стала оригинальным принтом, как произведение искусства. Европа, США 60 годы XX в.
Внедрение технологии трафаретной печати на промышленных предприятиях СССР Первый выпуск технологов трафаретной печати СССР, Омский политехнический институт (ОмПИ) 1975 г.
Изготовление панелей приборов, игральных автоматов, толстопленочная технология изготовления микросхем, линзовых растров Научные разработки Киев (КФ ВНИИКПП), Львов (УПИ), Омск (ОмПИ), Ленинград (ЛИТМО), Москва (МПИ) Конец XX в.
Разработка специализированных программ для цветоделения Fast Films, Fast Manager, Fast RIP & Fast POSITIVEE U.S. Screen Printing Institute (Scott Fresener) США, Институт трафаретной печати (Фризенера) 19В4 г.
Печать прецизионных шкал Изготовление трафаретного печатного полуавтомата для нанесения изображения на цилиндрические поверхности СССР, Омский политехни-ческий институт (с 1992 г. — ОмГТУ) 1985 г.
ЭМТ-технология изготовления печатных плат Разработка и внедрение способа изготовления трафаретных цельнометаллических печатных форм методом гальванопластики Россия, ОмГТУ и электроме-ханический завод 1992 г.
Выпуск издания по специальным видам печати Журнал "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТИ" Россия, Омск, ООО "Фаворит" 1995 г.
Началось повсеместное использование трафаретной печати во многих отраслях деятельности человека, например, издательская полиграфия, промышленность, искусство, реклама и дизайн Появились синтетические полимерные материалы XX в.
Выпуск корпоративного периодического издания по трафаретной печати на русском языке СКРИНПРИ11ТИНПГШ Россия, Москва 2002 г.
Первая Всероссийская выставка трафаретной печати "ЗОЛОТОЙ ТРАФАРЕТ" Россия, Москва 2003 г.
Внедрение технологии трафаретной печати в рекламном и полиграфическом бизнесе Первый выпуск дизайнеров и специалистов по рекламе Западная Сибирь, г.Омск, г.Сургут, ОмГТУ 2004 г.
ратами, то Гй-ризографы стали в полном смысле высокоскоростными сетевыми принтерами для компьютеров. Последние модели имеют встроенный интерфейс, позволяют мультиплицировать изображение, тубы с краской снабжены чипами для проверки ее качества.
Трафаретная печать внесла свой вклад и в развитие электронной промышленности. Способом трафаретной печати стали оформлять панели приборов, наносить защитные маски на платы печатного монтажа, печатать токопроводящими печатными композициями.
Конец прошлого века был ознаменован появлением технологии поверхностного монтажа (БМТ-технология). Ключевым фактором 5МТ-технологии является трафаретный способ нанесения паяльной пасты на платы печатного монтажа. Без этой технологии трудно представить производство современных электронных устройств.
Естественно, за прошедшие века трафаретная печать существенно «осовременилась». Она сохраняет за собой определенные сегменты рынка и оста-
ется полноправным способом печати, применяющимся в производстве целого ряда изделий в полиграфии, рекламе,текстильной, электронной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.
В таблице представлены этапы развития трафаретной печати. Безусловно, авторы не претендуют на бесспорность представленного материала. Каждый новый исторический факт может «перекроить» представленную таблицу. Несомненно одно: трафаретная печать — это способ воспроизведения изображений, занимающий достойное место на рынке полиграфических услуг.
ЛИТУНОВ Сергей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства». ЩЕГЛОВ Сергей Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».