Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
УДК 338.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/53
JEL classification: L26; Q57 AGRIS E16
ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
©Ловкова Е. С., ORCID: 0000-0002-9801-8860, канд. экон. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, nikishinaes@yandex.ru
TRAJECTORIES OF ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT
©Lovkova E., ORCID: 0000-0002-9801-8860, Ph.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia, nikishinaes@yandex.ru
Аннотация. Данное исследование направлено на изучение потенциальных направлений экологического предпринимательства. В статье рассмотрены теоретические и прикладные вопросы развития экологического предпринимательства в России. Выявлены основные преимущества и недостатки развития данного вида предпринимательства.
Abstract. This study is aimed at studying potential areas of environmental entrepreneurship. The article deals with theoretical and applied issues of the development of environmental entrepreneurship in Russia. The main advantages and disadvantages of the development of this type of entrepreneurship are revealed.
Ключевые слова: экологическое предпринимательство, устойчивое развитие экономики.
Keywords: environmental entrepreneurship, sustainable economic development.
В нынешнем состоянии развития общества экологические проблемы являются наиболее серьезными, поскольку трудно реализовать решения самых критических ситуаций. Городская инфраструктура становится основной причиной ухудшения окружающей среды. В каждом промышленном городе 80% выбросов и до 6000 миллионов тонн углекислого газа попадают в атмосферу, и производится до 30 миллиардов тонн твердых отходов, также очень важную роль играет работа промышленных предприятий и автомобильного транспорта (https://riss.ru/analitycs/4736/).
Наличие экологических проблем и потребностей общества в благоприятной среде приводят к реализации экологического предпринимательства, которое должно способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду и на здоровье населения, к решению проблем окружающей среды, восстановлению земель, и устранению ущерба окружающей среде [6].
Прежде всего, экологическое предпринимательство является неотъемлемой частью всего предпринимательского духа, Н. П. Казаков отметил, что сельскохозяйственные и промышленные предприятия должны действовать в рамках природоохранного права, то есть быть экологически ориентированными. Важнейшим вопросом нашего времени является охрана окружающей среды и передача чистой окружающей среды будущим поколениям. Для развития экологического предпринимательства важно, чтобы отношение общества к природе
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
и экологическому производству менялось изо дня в день и способствовало этому. Это, естественно, несет в себе важность таких жизненных вопросов, как энергосбережение и экологическое ориентирование, важность переработки отходов, содействие повторному использованию и развитие экономики. Предпринимательская деятельность - это постоянно развивающаяся сфера бизнеса. Недавние экологические проблемы привели к тому, что на коммерческую деятельность стал влиять экологический подход. Повышение осведомленности об окружающей среде каждый день увеличивает потребности общества в экологически чистых предпринимателях. Нехватка природных ресурсов, рост населения мира и снижение биоразнообразия играют важную роль в формировании экологических проблем. Тенденция потреблять больше продуктов оказывает негативное влияние на окружающую среду, но многие компании пытаются повысить осведомленность о потреблении природных ресурсов. Основная цель всего этого-обеспечить устойчивый рост. «Экологический» предприниматель-это предприниматель, у которого есть такая перспектива. Основное различие между «экологическими» предпринимателями и традиционными предпринимателями заключается в том, что «экологические» предприниматели создают экономически выгодную, экологически чистую бизнес-модель и создают социальную ценность. «Экологические» предприниматели важны для экономического развития. Они могут внести значительный вклад в ликвидацию безработицы, бедности и экологических проблем, предоставляя населению экологически чистые продукты и услуги и поддерживая в таких областях, как экологически чистые технологии.
К. П. Арент, основываясь на данных Роскомстата, анализирует структуру экологического рынка в России и убежден, что такой рынок в стране не полностью развит. Государство не добилось результатов в области экологии, и в то же время стремится к сокращению число природоориентированных организаций, это связано с уменьшением государственного финансирования в области окружающей среды [1].
Статистические исследования показывают, что только 15% от общего числа малых и средних предприятий (112,5 тыс.) начали исполнять экологические функции. Однако в Российской Федерации существует множество организаций по осуществлению мероприятий и предоставляющих оборудование по охране окружающей среды: очистка воды, сокращение вредных химических выбросов, утилизация отходов, мониторинг экологических изменений на предмет загрязнения. По официальным данным, основными причинами загрязнения городов являются автомобильный транспорт и промышленные предприятия. В городах Российской Федерации и рядом с ними осуществляют свою деятельность многие промышленные предприятия и сырьевые предприятия.
С введением ограничительных мер в связи с пандемией, согласно данным, опубликованным в журнале Nature Climate Change (https://clck.ru/qcKeH), выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ за 4 месяца снизились во всем мире на 30%, а выбросы опасных веществ снизились из-за снижения объемов промышленного производства, уменьшилось потребление энергии и за счет сокращения авиаперевозок и использования автомобилей. Поэтому воздух стал относительно чистый. Роприроднадзор также отметил, что качество воздуха в некоторых городах значительно улучшилось (https://ria.ru/20200518/1571588786.html), но это не объясняет, почему мы не должны заботиться об окружающей среде и продолжать развиваться в этой области.
Другая группа проблем связана не только с производством, но и с утилизацией промышленных товаров. К сожалению, в период пандемии количество отходов начинает
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
увеличиваться с использованием одноразовых товаров и пакетов, например, с увеличением использования масок и перчаток.
В России ежегодно производится 63 млн т бытовых отходов, и только 10% этого количества перерабатывается (https://riss.ru/analitycs/4736/). Таким образом, весь оставшийся мусор транспортируется на полигоны, которые со временем принимают форму свалки.. Проблема этого метода в том, что он наносит вред не только окружающей среде, но и населению. Как правило, свалки расположены недалеко от города, и из-за урбанизации город вынужден расширяться. Таким образом, старая свалка окружена домами.
На данный момент, если говорить о государственной поддержке малого и среднего бизнеса в области экологии, особенно на основе переработанного сырья и отходов (рециркуляции), то инвесторы не хотят участвовать в этом сегменте предпринимательства. Говоря о рентабельности экологического бизнеса, необходимо учитывать его специфику. Экологически чистое сырье и расходные материалы всегда дороги, но цена сильно варьируется в зависимости от типа производства. Например, одежда из эко-тканей будет стоить как предпринимателям, так и потребителям намного дороже эко-пакетов, и это нужно понимать. Мы видим, что наблюдается тенденция роста, что существует спрос на эко-товары как со стороны потребителей, так и со стороны предпринимателей. Однако сложно предсказать, какая ниша станет самой популярной и прибыльной в будущем. Здесь нет простого решения. Предприниматель должен иметь опыт в тех областях, где хочет развиваться, и рассмотреть, какие преимущества он может принести на рынок. Это наиболее сложно в тех областях, где необходимо создать спрос на более дорогие экологические решения. Например, предлагается заменить пластиковые крышки прочными и качественными бумажными-есть рынок кофе, и нужно формировать новые потребности [2].
Кроме того, для оценки спроса важно искать не только прямые рынки, но и потенциальные возможности. Например, если говорить о потреблении кофе, то его популярность в России растет, при этом среднее потребление кофе на душу населения составляет около 2 кг в год, а в Финляндии — 12 кг в год. Можно предположить, что другие потенциальные вещи будут востребованными. Это означает, что этот рынок будет сильно расти в ближайшие 3-5 лет. Бизнес трансформируется, и тенденция к заботе об окружающей среде становится одним из трендов этой новой реальности. Качество продукции и лицо бренда выходят на первый план. Например — Тесла. Они не строили свой бизнес по традиционной модели, но вышли на рынок с одним продуктом и добились успеха в нише. Интересно, что на рынке очень мало специалистов в области устойчивого развития в России-может быть, сто человек для всей страны (по подсчетам главы Danone по устойчивому развитию в России и СНГ Василия Фокина), а крупных компаний тысячи. Во многих из них система устойчивого развития еще не сформирована, что дает большие возможности стартапам и малым предприятиям, которые помогают крупным брендам сделать свое производство более экологичным. Это можно считать одной из важных тем в тенденции экологичности, на которую могут положиться крупные компании [3].
Готовы ли люди платить больше за экологически чистые продукты? Опросы показывают, что «да» более вероятно, чем «нет». Например, согласно исследованию PWC, 86% российских потребителей готовы заплатить дополнительную сумму, покупая экологически чистые продукты — товары, прошедшие независимую сертификацию и имеющие экологическую маркировку, 46% готовы заплатить дополнительную плату за экологически чистую упаковку, а 79% готовы доплачивать за экологически чистые непродовольственные товары. В том же исследовании приводятся и другие интересные
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
цифры для анализа. Считается, что экологически чистые продукты в большей степени рассчитаны на молодежь. Но на практике разброс цифр не так уж велик. На вопрос о том, готовы ли вы платить больше за экологически чистые непродовольственные товары, ответ, согласно исследованию, следующий: поколение z (17-22 года) — 19%; зрелые миллениалы (32-36 лет) — 19%; молодые миллениалы (23-26 лет) — 18%; основные миллениалы (27-31 год) — 16%; поколение x (37-51 год) — 16%; старшее поколение (старше 52 лет) — 11%.
Если говорить о старшем поколении, то нужно помнить, что в Советском Союзе большое внимание уделялось разделению сбора и обработки. Люди собирали стеклянные бутылки, макулатуру, сдавали их и использовали повторно, и получали за это небольшое вознаграждение. Например, они могли получить хорошую книгу за сданную макулатуру. Учитывая изменения, происходящие в России, людям и компаниям было не до того. Но теперь эта хорошая практика вернулось. Люди, как правило, готовы перейти на более устойчивые решения, но многое также зависит от того, как компании их предоставляют, внедряют и размещают. Рассмотрим наиболее популярные виды эко-бизнеса [5].
1. Магазины органических продуктов питания
Торговля экологически чистыми товарами — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в стране. Спрос на такую продукцию, несмотря на высокую цену, постоянно растет. Как правило, органические продукты стоят на 50-100% дороже обычных продуктов. Поэтому прибыль здесь немного выше, чем в обычных продуктовых магазинах. Поэтому есть возможность открыть прибыльный бизнес с продажей эко-продуктов.
2. Экосумка
Можно построить прибыльный бизнес по производству и продаже экологической продукции. Один из вариантов-открыть производство по пошиву эко сумок. Это требует минимальных вложений-почти вся сумма тратится на покупку оборудования и расходных материалов. И производство легко установить дома.
3. Производство и продажа экологически чистых сумок-мешочков
Продолжая тему эко-сумки, можно пойти оригинальным путем и начать производство экологически чистой системы хранения из ткани. Веревочные мешки, мешки для хранения фруктов, овощей и злаков, мешковины, холщевые сумки, джутовые пакеты, многоразовые бахилы, восковые салфетки и т. д. Такие товары пользуются спросом, но многие из них до сих пор не рекламируются.
3. Производство экодров
Одной 4з насущных экологических проблем является использование безопасного топлива. Несмотря на широкое использование газа и электрического отопления, спрос на дрова неизменно высок. Они используются для отопления каминов, теплиц, бань, дровяных котлов или печей. Не так давно на рынке появилась идея изготовления топливных брикетов (пеллет) из прессованных листьев. Добавляя воск для склеивания, производитель приобретает экологическую форму: 1 кг такого топлива выделяет около 30 мегаджоулей энергии. Этого достаточно, чтобы поддерживать огонь в камине или приготовить еду на гриле.
5. Экодизайн, экостроительство
Строительство и дизайн с приставкой «эко» - это современный тренд, который набирает все большую популярность. Идея предполагает экологический образ жизни в сфере жилищного строительства. Это включает в себя:
- Различные «природные» конструкции, например, фитостены или ландшафтные конструкции;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
- Экологический ремонт и строительство с использованием экологически чистых материалов;
- Строительство эко-дома, в котором все необходимые ресурсы обеспечиваются за счет только экологически чистых (альтернативных, возобновляемых) источников энергии.
6. Организация эко-туров
Экотуризм в последнее время приобрел популярность. Жители города могут проводить развлекательные мероприятия на природе. Предприниматель быстро подхватил идею и поддержал интерес. Сегодня можно найти множество предложений туров и экскурсий в этом направлении. Экотуризм включает в себя ночевку в палатке, здоровое питание, плавание в реке, рыбалку и походы... Для тех, кто любит комфорт, рынок предлагает размещение в эко-домах-глэмпах, экскурсии, сауны и другие развлечениях. Одним из востребованных направлений среди горожан является возможность жить деревенской жизнью в сельской местности: рубить дрова, собирать урожай, видеть домашних животных, париться в бане, пить чай из самовара или гулять в деревне.
7. Магазин товаров без упаковки
Самыми продаваемыми продуктами в отечественных супермаркетах являются полиэтиленовые пакеты. Ежегодно продается 800 миллиардов пакетов, и все они в дальнейшем окажутся на свалках. Бумажные пакеты, используемые для упаковки, также не являются экологически чистыми. Многие продукты продаются в полипропиленовых или картонных упаковках. Решение этой проблемы — вовсе не использовать упаковку.
Это основа идеи магазина без упаковки. Компания работает следующим образом: предприниматели покупают товары в больших количествах у поставщиков и продают их на вес. Покупатель приходит в магазин со своим контейнером. Здесь же можно продавать экологически чистую упаковку в магазинах, сумках для хранения и т. д.
8. Производство съедобной посуды
Съедобная посуда-это новая тенденция, которая активно используется во многих странах. Одноразовую пластмассовую посуду заменяют, например, пищевой посудой на основе крахмала. Многие кафе и рестораны стремятся приобрести такую новинку. Мода уже захватила США и Европу, а значит, скоро дойдет до России. В нашей стране очень немногие компании используют съедобную посуду. Таким образом, можно занять свободную и очень перспективную нишу. Это модный, оригинальный, удобный и экологически чистый продукт.
9. Экоконсалтинг
Суть консультации — провести экологическую оценку дома или офиса и предложить методы оптимизации. Например, существуют способы перехода на энергосберегающие технологии и реализации программ переработки отходов.
10. Организации экосвадьбы
Вопрос экологии близок многим, поэтому организация свадьбы в экологическом стиле становится популярной услугой. Реализация такой идеи-это возможность занять свободную нишу в свадебном бизнесе, где существует жесткая конкуренция. Некоторые статистические данные: традиционные свадьбы оставляют 400-600 тонн мусора каждый год. Поэтому идея эко-свадьбы-это не только про украшения, но и философия жизни.
11. Пункт сбора утилизации
Организация точек утилизации — одна из самых популярных идей, когда дело доходит до экологически чистого бизнеса. Согласно статистическим исследованиям, в России только 12% отходов отправляется на переработку. Остальное остается на свалке. Когда вы начнете собирать и сортировать мусор, вы можете изменить это.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Основная задача-продумать систему приема и дальнейшей обработки переработанных товаров. Конечно, вы получите больше прибыли, если объедините сбор, сортировку и переработку вторсырья в своем бизнесе. Однако для реализации такой широкой идеи вам понадобится внушительный стартовый капитал. Попасть в бизнес очень сложно: он начинается с получения разрешений и регистрации и заканчивается высоким уровнем конкуренции. Но немного легче открыть точку утилизации. Он может принимать все виды перерабатываемых материалов или специализироваться на отдельных материалах: макулатуре,пластике, металле, стекле и т. д.
12. Мини-завод по переработке отходов
Переработка — прибыльный и полезный бизнес. Рентабельность таких предприятий может составлять более 50%. Но попасть в бизнес не так-то просто. Чтобы организовать комплекс по приему и переработке твердых отходов, необходимо получить разрешение и пройти сложную процедуру регистрации, сделав большие вложения. Базовый комплект оборудования, необходимого для переработки отходов, обойдется не менее 2 млн рублей.
13. Экокарандаши и другие экомелочи
Эта идея понравится тем, кто любит оригинальные решения или продуманные мелочи. В Европе появились эко-карандаши, в которые помещались капсулы с семенами растений. Когда карандаш изнашивается, его «высаживают» в землю. В коробке несколько карандашей, в которых представлены вариации с семенами овощей, трав и других растений. Сам карандаш сделан из кедрового дерева, а вместо свинцовой палочки-смесь графита и глины.
14. Производство экологически чистых игрушек
Деревянные игрушки на пике популярности. Экологически чистые и эстетичные изделия ручной работы - во всех смыслах и целях это соответствует современным тенденциям. В настоящее время деревянные игрушки стоят недешево, но при этом отлично покупаются. Родители готовы платить больше за игрушки, если они соответствуют их требованиям.
16. Органическая косметика
Тема экологии проникла во все сферы жизни и, конечно же, коснулась индустрии красоты. На рынке стали появляться магазины, специализирующиеся только на органической косметике. Эко-косметика содержит не менее 95% натуральных ингредиентов. Кроме того, все растения, используемые в косметике, следует выращивать в экологических условиях. Упаковка также должна соответствовать принципу экологичности. Бизнес-идея -открыть магазин экологически чистой косметики. Этот ассортимент может включать несколько видов органических продуктов, от мыла до помады [5].
Для развития рынка экологических предпринимателей государство должно создать благоприятную среду для предпринимателей. Модельный закон определяет компетенции государства в этой сфере предпринимательства, то есть, государственные средства из бюджета направляются на реализацию экологически направленных программ и проектов и осуществляют различные мероприятия. (Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства»). Согласно федеральному закону от 01.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» вводится широкий спектр экологических видов предпринимательства, но все они не очень эффективны, поскольку законы Российской Федерации являются неполными для регулирования этой отрасли, поскольку они не могут поддерживать этот вид предпринимательства с помощью субсидий, налоговых льгот и своевременной амортизации оборудования [6].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
В России имеется огромный центр содействия экологическому предпринимательству, внедрению новых экологических технологий и инновационной инфраструктуры, привлечению субъектов к экологическому предпринимательству, инвестициям (http://www.ecobiz-center.ru/ru/main). В центре есть много программ в области экологии, таких как программа ЦСЭП для предоставления бесплатных консультаций эко-предпринимателям. Программа была одобрена представителями Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и получила поддержку благодаря президентскому грантовому фонду.
Однако самым сложным видом государственной поддержки, конечно, является финансовая, имущественная или материальная поддержка. Улучшение состояния природы и экологии может быть сделано путем предоставления финансовых льгот, правовые и налоговые не только экологически направленным организациям, но также малому и среднему бизнесу, (например, занятых в разделении и утилизацией отходов, в переработке), которые вносят вклад в улучшение окружающей природной среды. Конечно, утилизация отходов требует соответствующей лицензии, но реализация такой экологической деятельности требует участия малых и средних предприятий. Любая страна должна не только заботиться об окружающей среде, но и осуществлять восстановление естественно важных объектов и предотвращать возникновение негативных последствий по отношению к природной среде [2].
Таким образом, можно выделить следующие преимущества экологического предпринимательства, это: небольшой стартовый капитал; прямые контакты с клиентом; высокая мотивация труда (ведь это образ жизни); поддержка региональных и местных органов власти; низкая конкуренция; имидж; использование и разработка инноваций;перспектива роста до уровня большого бизнеса; возможность занять лидирующие позиции на рынке; реализация федеральных, региональных и местных программ и проектов, связанных с сохранением природных ресурсов.
Недостатками данного вида предпринимательства являются: нехватка квалифицированных кадров; недостаток финансовых и материальных ресурсов; ограничения возможности для диверсификации бизнеса; низкая эффективность государственной инновационной политики; проблема сертификации продукции; отсутствие нормативной и законодательной базы для экологического предпринимательства; высокая вероятность разорения; нестабильная экономическая ситуация; проблема сбыта продукции; более высокая стоимость продукции по сравнению с традиционными продуктами.
Из вышесказанного мы видим важность развития экологического предпринимательства не только для защиты здоровья населения, но и окружающей среды людей. Помимо совершенствования закона, следует обратить внимание на практику, в том числе на предоставление средств государственного бюджета для совершенствования технологий, необходимых в этой области, налоговых льгот для малых и средних экологических проектов и т. д.
Список литературы:
1. Арент К. П. Пути развития экологического предпринимательства в сельском хозяйстве // Природообустройство. 2014. С. 96.
2. Демченко М. В. Исследование эволюции экологического предпринимательства в зарубежных странах как объекта правового обеспечения и оригинала конструируемой социально-правовой модели // Инноватика и экспертиза. 2018. №4 (25). С. 61.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
3. Филичева Т. П. Проблемы развития экологического предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. С. 51.
4. Бобылев С. Н., Григорьев Л. М. Цели устойчивого развития ООН и Россия: Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. М., 2016.
5. Шокиров Р. С., Махмудов М. К. Возможности использования зарубежного опыта формирования рынка экологически чистой продукции в республике Таджикистан // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019. №4 (81). С. 54-64.
6. Эколого-экономические аспекты устойчивого развития региона: коллективная монография / под общей ред. Е.С. Ловковой. Нижневартовск: Наука и практика, 2021 150 с. https://doi.org/10.33619/pcps2021-06
References:
1. Arent K. P. Puti razvitiya ekologicheskogo predprinimatel'stva v sel'skom khozyaistve // Prirodoobustroistvo. 2014. S. 96.
2. Demchenko M. V. Issledovanie evolyutsii ekologicheskogo predprinimatel'stva v zarubezhnykh stranakh kak ob"ekta pravovogo obespecheniya i originala konstruiruemoi sotsial'no-pravovoi modeli // Innovatika i ekspertiza. 2018. №4 (25). S. 61.
3. Filicheva T. P. Problemy razvitiya ekologicheskogo predprinimatel'stva // Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2018. S. 51.
4. Bobylev S. N., Grigor'ev L. M. Tseli ustoichivogo razvitiya OON i Rossiya: Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiiskoi Federatsii. M., 2016.
5. Shokirov R. S., Makhmudov M. K. Vozmozhnosti ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta formirovaniya rynka ekologicheski chistoi produktsii v respublike Tadzhikistan // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya obshchestvennykh nauk. 2019. №4 (81). S. 54-64.
6. Ekologo-ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiya regiona: kollektivnaya monografiya / pod obshchei red. E.S. Lovkovoi. Nizhnevartovsk: Nauka i praktika, 2021 150 s. https://doi.org/10.33619/pcps2021-06
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.05.2022 г. 15.05.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Ловкова Е. С. Траектории развития экологического предпринимательства // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 532-539. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/53
Cite as (APA):
Lovkova, E. (2022). Trajectories of Environmental Entrepreneurship Development. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 532-539. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/53