УДК 94(470.392)
Д. А. Акирейкин
ТРАДИЦИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ «ЦАРСКИХ ДНЕЙ» В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
В статье освещается вопрос о праздновании «царских дней» в Вятской губернии во второй половине XIX в. На основе архивных источников и периодических изданий автор раскрывает историю государственных праздников и их влияние на духовную и культурную жизнь губернии.
The article is concerned with celebrating the "Tsar's days" in Vyatka province during the second half of the XIX century. Relying on archival sources and periodicals, the author reveals the origin of these festivities and their impact on the spiritual and cultural life of the province.
Ключевые слова: Российская империя, «царские дни», праздники, коронация, Николай II.
Keywords: The Russian Empire, the Tsar's days, holidays, coronation, Nicholas II.
В последнее десятилетие в российской исторической науке все активнее складывается новое направление - микроистория. Объектом ее исследования становится прежде всего повседневная жизнь и ментальность «маленького человека», обычно теряющегося в череде масштабных событий эпохи. Большое внимание уделяется повседневной жизни различных классов: дворян, купцов, интеллигенции, крестьянства и т. д. Тем не менее их политические взгляды, социокультурный облик и ценностная ориентация до сего дня остаются малоизученными. Рассматривая историю повседневности российской провинции второй половины XIX в., нельзя обойти стороной такую ее важную сторону, как общественно-политическая жизнь. Изучение образа мыслей людей, их мировосприятия, ментальности и мотивации их поступков позволяет исследовать исторический процесс во всем его многообразии, понять эпоху изнутри. Именно ментальность представляет собой тот уровень общественного сознания, на котором мысль неотделима от эмоций. Менталитет теснее всего связан с действиями различных социальных групп, обусловлен различными событиями. Менталитет русского народа коренится в традиционной крестьянской культуре, так как именно она лежала в основе массового сознания. Высокие нравственные принципы, воспитанные прежде всего на христианской вере, чувстве верности долгу, Родине и царю, приобретенные за столетия, стали характерными признаками менталитета русского народа.
© Акирейкин Д. А., 2012
Одной из сторон, наиболее полно отражающих эти принципы, можно считать и традицию празднования так называемых «царских дней», зародившуюся еще во времена Древней Руси. К XIX столетию традиция празднования «царских дней», почитавшихся как важнейшие государственные праздники, окончательно устоялась. «Царские дни» - это дни, установленные в память событий из жизни царствующего дома [1]. В конце XIX - начале XX в. они разделялись таким образом.
1. Высокоторжественные: день восшествия на престол царствующего монарха; день коронации; день рождения и тезоименитства императора; дни рождения и тезоименитства цесаревича и цесаревны; дни рождения и тезоименитства царствующей и вдовствующей императриц.
2. Торжественные, к ним относились рождения и тезоименитства прочих особ царствующего дома Романовых.
Сама традиция празднования «царских дней» уходит своей историей во времена Древней Руси, когда тезоименитства князя отмечались как государственный праздник. Празднование дня рождения монарха ставилось на второй план после крещения и впервые было объявлено «царским днем» только при Федоре Алексеевиче. А традиция отмечать дни коронации пошла от Указа Петра I от 16 мая 1721 г., где он повелевал торжествовать помазание на царство молебном «ко Всеблагому Богу нашему, равно как торжествуют день Его Величества рождения и день Его же Величества тезоименитства» [2]. Но при этом «царские дни» являлись не столько светскими, сколько религиозными праздниками, тем самым подтверждая главенство Божьей воли над фактом естественной смены правителя. В указанные дни в храмах служился особый молебен, являющийся основной частью празднования любого «царского дня». В дни рождения совершался общий благодарственный молебен, а в день тезоименитства - молебен одноименному святому. В день восшествия на престол государя-императора и его коронования служились молебны по особому чину. Остальные, не высокоторжественные дни, переносились на ближайшее воскресенье. В случае если «царский день» выпадал на первую неделю Великого поста, он переносился на неделю Православия. В случае выпадения на Страстную неделю (последнюю неделю Великого поста) или первый день Пасхи «царский день» переносился на понедельник Светлой седмицы. Если праздничные события не совпадали с траурными днями или Великим постом, они сопровождались разнообразными светскими увеселениями. Траур прерывался «царским днем», но в этом случае каких-либо увеселительных мероприятий не проводили или делали их весьма скромными.
Празднование «царских дней» сопровождалось обязательной благотворительностью, в ходе которой малоимущие, вдовы и старики получали единовременные выплаты из государственной казны. Традиция попечения об общественном благе, возникшая в начале XIX в., получила наибольшее развитие к концу столетия, приобретя особое значение. Так, фонды Государственного архива Кировской области сохранили наряд о выдаче соответствующих единовременных пособий в Вятской губернии, приуроченных к коронации императора Николая II в 1896 г. [3]
Благотворительностью занималось не только государство в лице царствующего монарха или его родственников, но и частные лица, жертвовавшие средства на открытие часовен, храмов, богаделен и школ. Так, в ноябре 1896 г. в селе Полом Глазовского уезда на деньги волостного схода был открыт сад в «ознаменование Священного коронования Их Императорских Величеств» [4]. Летом 1897 г. жители починка Кодочигова Яранского уезда открыли часовню во имя Святого Николая Чудотворца и Святомученицы Александры и организовали при ней школу грамоты. Позже там была построена деревянная церковь в честь Святого Николая Чудотворца [5]. В июне 1898 г. в селе Богородицком Нолинского уезда открыта богадельня для женщин [6]. Учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав Вятской губернии, благотворительностью занимались не только русские, но и представители других наций. Так, проживавшие в городе Малмыже домовладельцы-мусульмане Музафа-ров и Хамидуллин в 1896 г. в ознаменование коронации императорских особ попытались передать принадлежащий им дом в ведение земства для открытия в нем татарской начальной школы. Но из-за бюрократических проволочек, связанных с открытием в этом же доме при школе мусульманской молельни, их предложение было отклонено хозяйственным департаментом министерства внутренних дел [7]. Кроме того, на средства волостных и земских властей в день коронации для церквей, храмов и часовен были приобретены иконы Святого Николая Чудотворца и Святомученицы Александры [8].
Коронация была одним из самых главных, высокоторжественных государственных праздников, наиболее полно отражавших истинное отношение населения к персоне императора. 20 октября
1895 г. министр внутренних дел И. Л. Горемыкин в циркуляре вятскому губернатору указывает: «Государю Императору благоугодно было высказать предложение о назначении Св. Коронования Их Императорских Величеств в мае месяце
1896 г. и об издании Высочайшего Манифеста о Св. Короновании 1 января 1896 г. Вместе с тем Его Императорское Величество Высочайше со-
изволил на вызов в Москву, к торжествам Св. Коронования, по примеру предшествовавших Коронаций, депутатов сословных, городских и земских» [9]. К торжествам Св. Коронования в Москву были вызваны представители: от дворянства, земства, городского и сельского населения. Согласно циркуляру, дворяне, председатели земских управ, главы городов, а также их ассистенты должны быть в соответствующих мундирах либо во фраках, подобающих торжественным событиям. Волостные старшины и представители от сельского населения в приличной обычной одежде, а инородческие депутаты в одежде их племени с должностными знаками и знаками отличия.
Порядок празднования дня Св. Коронования был высочайше утвержден 25 апреля 1896 г. и опубликован во всех периодических изданиях империи, в том числе и «Вятских губернских ведомостях», и предусматривал следующее:
1. Накануне дня коронации 13 мая в 6 часов вечера совершается всенощное бдение в кафедральном соборе губернского города и в прочих городских и сельских церквях губернии.
2. В день коронации 14 мая в кафедральном соборе и церквях городов и сел губернии проходила Божественная литургия.
3. По получении губернатором телеграммы от министра внутренних дел или военного министерства с извещением о произошедшем в Москве высокоторжественном событии во всех церквях совершается благодарственное молебствие, по окончании которого и возглашения многолетия их императорским величествам проводился церковный парад и колокольный звон, продолжающийся три дня.
4. Жителям предоставлялась возможность украшать и иллюминировать свои дома, а вечером в день коронации устраивать народные праздники и гуляния [10].
На торжественную церемонию коронации Николая II в Москву была отправлена депутация из представителей всех сословий, проживавших в Вятской губернии [11]. Во время молебна в честь торжественного въезда в Москву императора и императрицы, проходившего 9 мая 1896 г. на площади перед кафедральным собором Московского Кремля, присутствовали губернатор Вятской губернии Ф. Ф. Трепов и чины различных ведомств г. Вятки. В самой Вятке по данным «Вятских губернских ведомостей» на площади перед Кафедральным собором было проведено молебствие, на котором присутствовали вице-губернатор, чины различных ведомств и масса горожан и простого народа [12].
Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Федоровны прошла в Московском Кремле 14 мая 1896 г. Торжественные мероприятия прошли и в самой столи-
це губернии, они описаны в двух главных периодических изданиях губернии. В «Вятских епархиальных ведомостях» вышла совсем небольшая заметка о проведенных в этот день богослужениях:
«День Священного Коронования Их Императорских Величеств ознаменован был в г. Вятке торжественным Богослужением. Накануне этого дня во всех церквях города были всенощные бдения, а в сам день Коронования обедни. В Кафедральном соборе, при пении соединенного хора из архиерейских певчих, воспитанников Семинарии и воспитанниц Епархиального женского училища, литургию совершал Его преосвященство, Преосвященный Сергий. Затем, по получении телеграммы из Москвы о благополучно состоявшемся Короновании Их Императорских Величеств, в церквях города, во втором часу дня, отправлены были благодарственные молебствия. Торжественное Богослужение в Кафедральном соборе, в присутствии властей и народа, совершено было Преосвященным Сергием и Варсоно-фием» [13].
Более подробно произошедшие в дни коронации события описывают «Вятские губернские ведомости»:
«Никогда город не украшался как в день коронации. Каждый дом был убран флагами, во многих окнах были выставлены вензеля и портреты Их Императорских Величеств. Особенно выдавались по украшению: дом, занимаемый господином начальником губернии, железнодорожное управление, присутственные места на берегу (Вятки), гимназии, реальное училище, дома губернского земства, отделение государственного банка, волжско-камский банк и др. По обеим сторонам подъезда у дома, занимаемого господином начальником губернии, стояли высокие мачты, от которых к земле спускались зеленые гирлянды; в середине мачт были помещены, с одной стороны, государственный герб, с другой -герб Вятской губернии. Над подъездом красовался вензель. Дома, занимаемые железнодорожным управлением, были освещены бесчисленным количеством цветных стаканчиков, на крышах домов помещались: на управлении обыкновенный государственный герб, а на квартире господина Быховца художественно написанный двуглавый орел, держащий в лапах зеленую ветвь. Крыши домов были соединены проволокою, на которой навешаны флаги. Перед театральным садом возвышалась в высшей степени красивая арка с тысячами стаканчиков. Хорошо были украшены здания присутственных мест, где кроме нескольких вензелей были выставлены портреты Их Императорских Величеств. Отделение государственного банка было очень красиво увешано зелеными гирляндами. Вообще трудно перечислить все украшенные дома.
Около 9 час 30 мин вечера началась иллюминация. Погода была плохая, шел дождь, но это не помешало быть на улицах такому количеству народа, которого нам не случалось видеть. По улицам Московской и Спасской нельзя было пройти. Громадная толпа народа скопилась у железнодорожного управления и перед общественным собранием, где играла музыка, сначала в типографии Огородникова, а потом в клубе. После каждого исполнения народного гимна народ кричал "ура!", бросал вверх шапки и требовал повторения. Таким образом "Боже, Царя храни!" было сыграно больше пяти раз. Затем оркестр сыграл попурри из "Аскольдовой могилы" и "Камаринскую". Нужно было видеть, как при исполнении последней пьесы сотни человек пустились по грязи "в присядку", поощряемые одобрительными возгласами нескольких тысяч зрителей. Затем народ снова стал просить сыграть "Боже, Царя храни!", но музыка уже ушла с балкона в комнаты общественного собрания. Но еще долго раздавались крики "ура!" перед освещенными вензелями Их Императорских Величеств.
В среду, 15 мая, по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств у Его Превосходительства господина начальника губернии был устроен для чинов различных ведомств г. Вятки завтрак, на котором присутствовало до двухсот человек. В помещении казенной палаты состоялся завтрак для канцелярских служителей и писцов различных учреждений Министерства внутренних дел, казенной палаты, правления государственными имуществами. Завтрак, на котором присутствовало около 130 человек, был устроен по инициативе господина начальника губернии. Точно так же по инициативе Его Превосходительства был устроен в губернской типографии завтрак для 100 человек рабочих типографии и сторожей. Его Превосходительство господин начальник губернии и господин вице-губернатор почтили своим присутствием завтрак в казенной палате и губернской типографии и выпили по бокалу шампанского за здоровье Их Императорских Величеств, причем провозглашенные господином начальником губернии заздравные тосты были покрыты троекратными восторженными "ура" присутствующих» [14].
Кроме того, по случаю празднования коронации совет Вятского благотворительного общества объявил о предоставлении бесплатных обедов для малоимущих жителей Вятки 14, 15 и 16 мая [15].
За десять дней до коронации во всей Российской империи отмечали другое высокоторжественное событие - день рождения Николая II. По сообщениям «Вятских губернских ведомостей», «в понедельник, 6 мая, в день рождения Его Императорского Величества Государя Импе-
ратора Николая Александровича, в Кафедральном соборе была отслужена божественная литургия, а после нее молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому» [16]. В тот же день на военном манеже был устроен бесплатный военный спектакль: «Божье наказание» - драма в трех действиях - и «Вот так выручил из беды» - комедия-шутка в одно действие. Перед началом спектакля оркестр исполнил гимн «Боже, Царя храни!». В дни рождения императорская фамилия получала на свое имя телеграммы и письма с поздравлениями со всей империи. Поздравления отправляли не только чиновники и дворяне, но и простое население. Так, крестьянин Сарапуль-ского уезда Яков Вахрин в ноябре 1885 г. отправил на имя императрицы Марии Федоровны (супруги императора Александра III) соответствующую телеграмму с поздравлениями и выражением верноподданнических чувств [17].
Таким образом, можно сказать, что «царские дни» оказывали существенное влияние на духовную, религиозную, нравственную и культурную жизнь общества Вятской губернии, что выражалось в открытии часовен, церквей, школ и богаделен, благотворительной деятельности, проповедях церковных деятелей. Светская и церковная власти всячески подчеркивали главенство Божьей воли, православия и духовности над мирскими ценностями, что позволяло сохранить их иерархию в стремительно меняющихся условиях общественно-политической жизни Российской империи в целом и Вятской губернии в частности. Желание оправдать в массовом сознании необходимость сохранения существующего политического строя приводило к тому, что власть императора воспринималась в народной среде как данная Богом. Выражение этих чувств получило в историографии название «общественного», или «народного», консерватизма, вобравшего в себя традиционные для XIX столетия идеи об уникальности и самобытности русского народа, православия и абсолютизма, веру в справедливую, сильную власть царя как гаранта стабильности и целостности России. Несмотря на постепенное падение авторитета царской власти в конце XIX в. не только в среде образованного общества, но и в народе, население в своей массе еще крепко веровало в идею самодержавной власти.
Примечания
1. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900 г. URL: http://dic.academic.ru.
2. «Царские дни» и их влияние на религиозную жизнь Петербурга первой четверти XIX века. URL: http://ricolor.org.
3. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 9.
4. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 154. Л. 1, 4, 4об.
5. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 184. Л. 6-7, 7об.
6. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 158. Л. 2-3.
7. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 133. Л. 3, Зоб., 25, 25об.
8. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 33-а.
9. ГАКО. Ф. 582. Оп. 41. Д. 111. Л. 1.
10. Вятские губернские ведомости. 1896. № 36. С. 11.
11. ГАКО. Ф. 582. Оп. 41. Д. 111.
12. Вятские губернские ведомости. 1896. № 37. С. 5.
13. Вятские епархиальные ведомости. 1896. № 10, ч. неофиц. С. 515.
14. Вятские губернские ведомости. 1896. № 38. С. 3-4.
15. Вятские губернские ведомости. 1896. № 37. С. 5-6.
16. Вятские губернские ведомости. 1896. № 36. С. 5.
17. ГАКО. Ф. 582. Оп. 33. Д. 170.
УДК 94(470.51)«18»
Т. А. Васина
КАМСКО-ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (ПО МАТЕРИАЛАМ «ВЯТСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ»)
В статье на примере Камско-Воткинского завода показана специфика крупного промышленного центра Вятской губернии в пореформенный период. Страницы периодической печати осветили сложность социальной структуры, занятость и досуг населения, градостроительные традиции, систему учреждений социальной и культурной сферы. Проведенный анализ общественно-культурной среды позволил сопоставить заводские и городские поселения.
The author analyzes the specifics of a large industrial center of the Vyatka province in the postreform period on the example of the Votkinsk plant. The periodical publications make it possible to show the complexity of the social structure, employment and recreation of the population, urban traditions and level of infrastructure development, system of institutions of culture and social sphere. The study of the socio-cultural environment has contributed to comparing the factory and urban settlements.
Ключевые слова: горнозаводской центр, общественно-культурная среда, региональная печать.
Keywords: industrial center, socio-cultural environment, regional press.
«Вятские губернские ведомости» (далее -ВГВ), газета, выходившая в г. Вятке в 18381917 гг., состояла из двух частей: официальной, в которой печатались правительственные постановления, распоряжения местных властей и казенные объявления, и неофициальной, содержащей материалы о внутренней жизни губернии.
© Васина Т. А., 2012