Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КУРС: ВАРИАНТ ОБНОВЛЕНИЯ'

ТРАДИЦИОННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КУРС: ВАРИАНТ ОБНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Любовь Николаевна Шабатура

Рецензия на курс лекций «Онтология и теория познания: аксиологическое введение». Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2023. 278 с. ISBN978-5-7271-1942-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL PHILOSOPHY COURSE: UPDATE OPTION

Review of the course of lectures “Ontology and theory of knowledge: an axiological introduction.” Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. State Univ., 2023. 278 p. ISBN978-5-7271-1942-6.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КУРС: ВАРИАНТ ОБНОВЛЕНИЯ»

РЕЦЕНЗИИ REVIEWS

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 2 (484). С. 117-119. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(2(484):117-119. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Рецензия

УДК 101.1

doi: 10.47475/1994-2796-2024-484-2-117-119

ТРАДИЦИОННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КУРС: ВАРИАНТ ОБНОВЛЕНИЯ Любовь Николаевна Шабатура

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, [email protected], ORCID: 0000-0001-9426-9614

Аннотация. Рецензия на курс лекций «Онтология и теория познания: аксиологическое введение». Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2023. 278 с. ISBN978-5-7271-1942-6.

Для цитирования: Шабатура Л. Н. Традиционный философский курс: вариант обновления // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 2 (484). С. 117-119. doi: 10.47475/1994-2796-2024-4842-117-119

Review

TRADITIONAL PHILOSOPHY COURSE: UPDATE OPTION Lyubov N. Shabatura

Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia, [email protected], ORCID: 0000-0001-9426-9614

Abstract. Review of the course of lectures "Ontology and theory of knowledge: an axiological introduction." Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. State Univ., 2023. 278 p. ISBN978-5-7271-1942-6

For citaton: Shabatura LN. Traditional philosophy course: update option. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(2(484):117-119. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2024-484-2-117-119

В конце 2023 года в издательстве Челябинского государственного университета был опубликован курс лекций Анатолия Борисовича Невелева под названием «Онтология и теория познания: аксиологическое введение» для студентов, специализирующихся в области философии, для всех интересующихся онтологической и гносеологической проблематикой. Как следует из названия, традиционная онто-гносеологическая проблематика в курсе лекций подается под аксиологическим углом зрения, который предстает в качестве введения к обычному по содержанию курсу.

Из разъяснений автора следует, что необычность применяющегося в лекционном курсе методологического подхода заключается во введении в сферу рассмотрения, кроме обычного предметного содержания по курсу онтологии и теории познания, ещё и так называемой энергийной

© Шабатура Л. Н., 2024

компоненты, которая и призвана взять на себя сопутствующий предметному аксиологический (энергийный) аспект. Энергийность определяется как деятельная способность, которую, по его мнению, следует учитывать наряду с тем, что в формальной логике включается в логическую структуру понятия. Это два элемента логической структуры понятия, в каждый из которых входит свое множество: объем понятия (множества мыслимых в понятии предметов) и содержание понятия (множество мыслимых в понятии признаков предмета).

Используя только эти элементы (объем и содержание) структуры понятия, философы, по мысли автора, остаются сугубо в русле предметной специфики бытия, при этом теряется из виду то, «что движет» (Аристотель). В связи с этим ключевая методологическая мысль автора состоит в том, что следует привлекать к рассмотрению и то объективное обстоятельство, что между

Шабатура Л. Н.

вещью, обладающей предметной формой и предметной мыслью, мыслительной формой («мысле-формой») следует встроить действующую форму, предметную деятельность, которая в качестве актуальной и потенциальной деятельности человека всегда как энергийность присутствует в бытии. То есть между массивом вещей и массивом мыслей присутствует всегда массив действий, «деятельностей», на которые также распространяется обратная зависимость, известная в логике как закон обратного отношения между объемом и содержанием.

Только теперь, по мысли автора, речь идет о метаморфозах самой деятельной способности («энергийности»), которая тоже стоит в обратном отношении, но теперь к самой предметности бытия. А. Б. Невелев полагает, что уместно даже говорить о законе обратного отношения между предметностью и энергийностью, когда нарастание (увеличение) предметной определенности бытия влечет за собой уменьшение энергийно-сти, его деятельной насыщенности (деятельной способности человека) и, наоборот, уменьшение предметной определенности (например, в ходе абстрагирования и идеализации) влечет за собой усиление, увеличение энергийной (духовной) мощи. Именно энергийность, по мнению автора, и является ценностно образующим началом в силу ее интенциональности, заинтересованной направленности на предмет. Слабым местом аксиологических теорий он полагает непрояснен-ность вопроса о природе самого ценностно образующего основания, каковым, по мысли автора курса, и выступает энергийность как таковая, не утрачивающая, впрочем, своей предельно предметной определенности.

Речь, как можно понять из текста курса лекций, идет о светском понимании духа и души человека. На них автор пытается выйти «в обход», предмет-но-энергийным путем, разрабатывая онтологическую гипотезу предметного строения бытия человека и привлекая для этого определение культуры как универсального средства отношения человека к миру в целом. К рассмотрению при этом привлекается учение Н. Гартмана о слоях бытия, разработанное в русле его «новой онтологии».

Слои бытия понимаются Анатолием Борисовичем Невелевым в зависимости от внутренней объективной градации культуры (универсального средства) на внутри ее исторически возникшие группы средств — они условно названы «группа орудий», «группа символов», «группа знаков», «группа категорий, универсалий». Кроме того,

бытие, таким образом, градуировано по предметным слоям: орудийный слой, символический слой, знаковый слой и предельно знаковый слой (категориальный, универсальный), каждый из названных предметных слоев еще и по-своему энер-гиен, одушевлен и одухотворен, является живым на свой лад. Предметные слои предстают еще и как «энергемы» (А. Ф. Лосев), то есть как пред-метно-энергийные, как предметно оформленная живая деятельность людей, изменяющаяся от слоя к слою предметного бытия.

Так, например, ценностное переживание орудийного слоя бытия качественно другое, чем ценностное переживание символического слоя бытия; ценностное переживание знакового слоя бытия качественно иное, нежели орудийного и символического. Строя логику становления бытия и его ставшей единой предметной формы, автор руководствуется принципом «исчезающей предметности» (К. Ясперс). И предметность в конечном счете на уровне «безотносительного не» (Г. Гегель), «нетости» (М. Хайдеггер), на уровне предельной предметной категории (универсалии), сходит на нет. Предметность сведена (минимизирована), таким образом, к «ничтойному» предельно абстрактному, но все же предмету, а энергийность достигла своего едва человечески выдерживаемого максимума. А. Б. Невелев склонен считать, что таким образом он предметно-обходным путем вышел к теоретическому, и вместе с тем экзистенциальному понимаю духа, который и есть ценностно образующее основание. Предельная предметная не-определенность духа все же определена этим «не», и в светском понимании из-за этого «не» не совсем непредметна. Автор рассматриваемого курса лекций полагает, что на уровне предельной предметности возникает демаркация, максимальное отделение энергий-ной составляющей бытия (духа) от предметной составляющей.

Анатолий Борисович Невелев склонен называть, на манер Тейяр де Шардена («Феномен человека»), эту энергийность энергией универсальной любви и рассматривать ее в качестве ценностно образующего основания. То, с чем, по мнению автора, сцепляется «Солнце» энергийности, дух универсальной любви, как ценностно образующего основания, то и становится душевной предметно конкретизированной ценностью из совокупности рассмотренных автором предметных слоев бытия. Все эти слои теперь «взвешены в эфире духа и души, ценности предстают в качестве любимых предметов».

118

Lyubov N. Shabatura

Традиционный философский курс: вариант обновления

Заслуживает внимания стремление автора обосновать логику обнаружения ценностно образующего основания, по аналогии, логикой детально рассмотренных «формы стоимости» и «формы прибавочной стоимости» в «Капитале» К. Маркса. Опыт аксиологического обновления традиционно-

го университетского философского курса во всяком случае, по нашему мнению, заслуживает внимания и после изучения основных ходов мысли автора может быть рекомендован в той или иной степени к использованию в учебном процессе вузов, факультетов, философских отделений и групп.

Информация об авторе

Л. Н. Шабатура — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий.

Information about the author

Lyubov N. Shabatura — Doctor Sci. (Philosophy), Professor, Professor of the Department of Humanities and Technologies.

Статья поступила в редакцию 05.02.2024; одобрена после рецензирования 18.02.2024; принята к публикации 18.02.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 05.02.2024; approved after reviewing 18.02.2024; accepted for publication 18.02.2024.

The author declares no conflicts of interests.

Traditional philosophy course: update option

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.