J
3. Куликова Г.Г. Основные геоботанические методы изучения раститель- х ности / Под ред. А.К. Тимонина. М., 2006. <5
4. Методические указания по обследованию памятников природы и государст- g венных природных заказников: Справочное пособие // Федеральная служба £ лесного хозяйства России. URL: http://docs.cntd.ru/document/9014277 (дата 1 обращения: 08.05.2015). %
5. Природные экскурсии // Полистовский государственный природный заповед- | ник. URL: http://polistovsky.ru/tourism/ecopath (дата обращения: 08.08.2015).
6. Стандарт отрасли ОСТ 56-100-95 «Методы и единицы измерения рекреаци- б онных нагрузок на лесные природные комплексы». Утв. приказом Рослесхо- £ за от 20 июля 1995 г. № 114. М., 2006. |
7. Чижова В.П. Рекреационные ландшафты: устойчивость, нормирование, 5 управление. Смоленск, 2011.
8. Чижова В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. М., 1977.
К.В. Куксин, З.И. Гордеева
Традиционные жилища кочевых народов и их адаптация к ландшафтным условиям (на примере юрт монголов и казахов)
В статье рассматриваются жилища кочевников как особый вид архитектуры, который создавался в тесной связи с ландшафтом формирования этноса. Ключевые слова: традиционное жилище, кочевые народы, влияние ландшафта на традиционное жилище, юрта, традиционное жилище казахов, традиционное жилище монголов, монгольская юрта, казахская юрта.
Сегодня, в начале XXI в., мир кочевых народов для многих еще остается terra incognita. При этом часто даже из уст образованных людей можно услышать фразы о дикости и жестокости кочевников (номадов), об отсутствии у них какой бы то ни было культуры. Знания россиян о кочевых народах нередко ограничены школьным курсом истории, где создан образ свирепых татаро-монгольских завоевателей, чье нашествие отбросило Русь на 300 лет назад. Все это определяет негативное или в лучшем
случае снисходительное отношение к кочевым народам. Одной из причин подобного отношения является также и практически полное отсутствие у кочевников монументальной архитектуры, обширных библиотек, измененной и покоренной природы - всего того, что мы привыкли считать символами цивилизации [3].
Но культура не определяется размерами дворцов и толщиной книг, не ограничивается полями и дамбами. Кочевники Центральной Азии, Северной Африки, приполярных районов Евразии и Северной Америки за тысячи лет накопили огромный культурный пласт, не уступающий по своему значению культурным достижениям величайших цивилизаций планеты [4].
Одной из особенностей кочевых культур является то, что существуют они в суровых, а часто и экстремальных природных условиях, т.е. в наиболее хрупких и уязвимых экосистемах планеты.
Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. - сер. II тыс. н. э.). Имея за плечами тысячелетний опыт традиционного природопользования, кочевые цивилизации практически не наносят ущерба окружающей среде. Человек в мировоззрении кочевника - неотъемлемая часть этого мира, вся жизнь его подчинена природным ритмам и потому находится в гармонии с природой. Сейчас, когда решение экологических проблем нередко становится первоочередной задачей, опыт жизни в хрупких экосистемах, накопленный кочевыми народами, должен быть востребован.
Одним из величайших достижений кочевой цивилизации стало создание мобильных, легких и комфортных сборно-разборных жилищ - юрт, яранг, чумов и шатров. Идеально приспособленные к суровым условиям пустыни, степи и тундры, они верно служат своим хозяевам более пяти тысяч лет, с эпохи первых кочевников-скотоводов. Сегодня, когда человечество становится все более мобильным, в век «туристического бума», традиционные жилища кочевников обретают новую жизнь.
Многолетние исследования в экспедициях по тундре Ямала и Чукотки, степям Монголии и Казахстана, пустынях Ливии и Египта, показали, что существует очень тесная связь между ландшафтами и традиционными жилищами кочевников. В данной статье приведен только один пример такого влияния - влияния природы на жилища казахов-кочевников и монголов.
Традиционное жилище казахов, как и монголов, в русской литературе называется «юрта». Казахи юрту называют «кииз юй» (войлочный дом), монголы - «эсгийн гэр» (войлочный дом). Но на этом сходство
практически заканчивается. Технология изготовления юрты, выбор мате- | риала, сама форма жилища определяются традициями, которые насчиты- | вает более 1500 лет, и достаточно сильно различаются у тюркских и мон- | гольских номадов. |
Поскольку казахи переселились на Монгольский Алтай сравнитель- & но недавно, традиция изготовления юрты диктовалась условиями лан- о дшафтов формирования этноса. Для современных казахов Монгольского § Алтая (как и для казахов Западного Китая), это Центральный и Восточ- § ный Казахстан [1]. |
Степи и полупустыни Казахстана сильно отличаются от аналогичных 5 ландшафтных зон Монголии, что связано, прежде всего, с климатическими условиями, в частности, с характером увлажнения [2].
В районах формирования монгольских этносов (междуречье Онона и Керулена) увлажнение преимущественно летнее (90% осадков), с частыми грозами, сопровождаемыми ураганным ветром. Зимой Монголия попадает в зону действия Азиатского максимума, поэтому зимы очень холодные и малоснежные (4-7 мм осадков в зимний период).
Необходимость создания ветроустойчивого и теплого жилища привела к тому, что монгольская юрта невысокая и с покатой крышей. При этом практически полное отсутствие снежного покрова позволяет не опасаться того, что крыша жилища проломится под тяжестью выпавшего снега.
В районах формирования казахского этноса (Центральный и Восточный Казахстан) увлажнение зимнее (летом степь полностью выгорает), в зимний период атлантические циклоны несут много влаги, выпадает достаточно большое количество снега. Это привело к созданию островерхого жилища с достаточно крутой крышей. Изменилась сама форма жердей, образующих крышу юрты. В монгольской юрте жерди унь прямые, веретенообразной формы, и нагрузка на стены, состоящие из решеток хан, распределяется горизонтально. Это позволяет юрте выдерживать очень сильные порывы ветра, но никак не защищает от вертикальных нагрузок, вызываемых выпавшей массой снега (в условиях монгольской зимы это не нужно). Крышу казахской юрты образуют жерди уук, вырезанные из побегов ивы кёк тал. Ууки имеют изгиб в нижней части, примыкающей к решеткам кереге, образующим стены юрты. За счет этого изгиба нагрузка распределяется вертикально, и юрта выдерживает вес выпавшего снега. Помимо этого, ууки достаточно гибкие (в отличие от монгольских унь). Прогибаясь под массой снега, они слегка пружинят, но не ломаются.
Другим немаловажным отличием казахской юрты от монгольской является наличие в первой травяной циновки чий. Ее делают из чия -
жестких высоких злаков, переплетая ости нитью из овечьей шерсти, нередко украшают ярким орнаментом. Циновка находится между решеткой кереге (стеной юрты) и войлочным покрытием. Монголы вместо чия используют шелковую или хлопчатобумажную ткань.
Как выяснилось, чий жизненно необходим казахам. Дело в том, что среднеазиатские степи и полупустыни изобилуют ядовитыми змеями (степная гадюка, гюрза, эфа, щитомордник), и ядовитыми членистоногими (тарантул, фаланга). В Монголии в аналогичных ландшафтах ядовитые змеи и членистоногие практически не встречаются.
Летом, когда температура воздуха поднимается до + 40°С, кочевники (и казахи, и монголы) приподнимают нижние края войлоков для улучшения аэрации жилища. Чий препятствует проникновению в юрту ядовитых животных (за счет плотно пригнанных друг к другу стеблей травы и нитей из овечьей шерсти, которой боятся змеи, пауки и насекомые), и в то же время свободно пропускает свежий воздух. В юрте постоянно находятся маленькие дети, стоит колыбель бешик, поэтому чий является необходимой частью казахской юрты. Казахи, живущие в Западной Монголии, используют чий по традиции, принесенной с исторической родины, и чий выполняет скорее декоративно-ритуальную функцию, нежели утилитарно-защитную.
Особенности ландшафтов оказали влияние и на выбор дерева, из которого изготовлены каркасы юрт. Монголия, особенно ее северная часть, представляет собой горную страну, покрытую тайгой из лиственницы сибирской. На склонах северной экспозиции лиственничные леса заходят довольно глубоко в степную зону Монголии. Так, северные склоны Хангая, Хэнтэя покрыты лиственничным лесом. Поэтому монголы никогда не испытывали трудностей с древесиной для изготовления юрт, телег, традиционной мебели. Лиственница (хар мод - «черное дерево») расщеплялась вдоль волокон, и из одного ствола можно было изготовить более 10 унь или 15 заготовок для решеток. Наличие древесины привело к появлению достаточно массивных дверей «хаалга», с цельной дверной коробкой высотой в 1,5 м и шириной около 2 м, с пазами для закрепления решеток-стен.
В Центральном Казахстане массивы лесов не встречаются, и только по берегам рек можно встретить заросли ивы, ольхи, тополя. Поэтому казахи традиционно экономили древесину, а юрту делали из ивовых прутьев. Дверь в казахской юрте разборная, состоит из четырех достаточно узких брусков, соединяемых встык. Двери двустворчатые, открываются внутрь. Однако деревянные двери у простых кочевников появились не так давно (до этого они занавешивали вход плетеной циновкой, нашитой на кусок
толстого войлока, а иметь резную деревянную дверь было признаком бо- g гатства). §
Поскольку решетка неплотно прилегает к дверной коробке, сама дверь | двустворчатая, из тонких досок. Поэтому, а также за счет большей высо- | ты жилища, казахская юрта несколько хуже хранит тепло. Но и зима & в центральном Казахстане гораздо мягче, чем в Монголии. Поэтому каза- о хи традиционно не используют кроватей, табуретов, высоких столов - § вся жизнь в юрте проходит на кошмах, на полу. Количеством прошитых § войлочных и валяных ковров определяется богатство хозяина юрты. Если | монголы традиционно украшают резьбой (с XIX в. росписью) сундуки, S столы, кровати, то казахи богато орнаментируют именно ковры.
Выводы
1. Жилища кочевников - не временные укрытия от непогоды, а особый вид архитектуры, который создавался в тесной связи с ландшафтом формирования этноса. За несколько тысяч лет развития кочевой цивилизации номады научились жить в этих ландшафтах, не нарушая экологического равновесия.
2. Традиционные жилища кочевников не только достаточно комфортабельны, но и идеально «вписаны» в ландшафт. Поэтому они лучше всего подходят для создания баз отдыха, этнографических лагерей и экологических поселений в тундровых, степных и пустынных ландшафтах обитания кочевых народов.
Библиографический список
1. Алтай - сокровище культуры. СПб., 2004.
2. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира. Ландшафты. М., 1989.
3. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Мироздания. М., 2006.
4. Phillips D.J. Peoples on the move. London, 2001.