УДК 391.2(=511.132)
ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЛУЗСКО-ЛЕТ-СКИХ КОМИ
Ю.И. БОЙКО
Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
boyko yulia@mail.ru
В статье на основе музейных коллекций, архивных данных, материалов полевых исследований рассматриваются основные типы, способы ношения, ареалы распространения одного из важнейших элементов женского традиционного костюмного комплекса - головных уборов, бытовавших у лузско-летских коми в конце XIX - первой половине XX в.
Ключевые слова: лузско-летские коми, головные уборы, локальные традиции
YU.I.BOYKO. TRADITIONAL WOMEN'S HEADWEAR OF THE LUZA-LETKA KOMI
On the basis of museum collections, archive data, materials of field studies the basic types, symbolic functions, ways of wearing of one of the most important elements of traditional costume - women's headwear that was common in the late XIX - first half of XX century in the southern most ethnographic groups of the Komi (Zyryans) living in the basins of Luza and Letka (in the modern administrative division - Priluzsky region of the Komi Republic) are considered. In villages of the Letka Komi golovedets - crown on the basis of birch bark covered with red cloth and embroidered with multicolored beads was distributed as maiden headdress. Luza girls covered their heads with headkerchiefs. Everyday and festive women's headwear soroka being a soft headband decorated with embroidery, spread only in the Letka Komi, had the highest specificity. This headdress was multipartite and included samshura - support for soroka in the form of a solid circle from coarse motley - and a soft cap povoy. They could be worn alone or in various combinations. Thus, povoy was considered primarily a headdress of young women of first year of marriage. The most common among Luza women was "Russian shawl" russka being a red calico headscarf that tightly clasped the head, pulled over the forehead, the ends were tied at the nape. Mandatory was also the top scarf tied under the chin. They began to wear russka every day only after the birth of their first child. Around the mid of XX century both girls and women began to use cotton, wool, calico headscarves, shawls for different occasions as the main headdress. Currently Letka folklore groups use original and modern stylized soroka; stage women's costume of the Luza Komi includes a variety of traditional scarves, shawls. Traditional headdress as the most ritualistic element of women's clothes remained in wedding, holiday, funeral clothes for the longest time.
Keywords: Luza-Letka Komi, headwear, local traditions
Введение
Одним из приоритетных направлений в отечественной этнографии является исследование локальных культур и традиций. Вопросы, связанные с изучением локальных и этнографических групп коми-зырян, впервые начали разрабатываться с середины XX в. этнографами Л.П. Лашуком и Л.Н. Жеребцовым [1-3]. На основе хозяйственного уклада, культуры, следуя за лингвистами, исследователи определили восемь этнографических групп народа коми. Самая южная группа получила название прилузской (луздорса). Вместе с тем, в Прилу-зье четко выделяются две традиции, территориально локализованные в бассейнах рек Луза и Летка: лузская и летская.
В данной статье рассматриваются основные типы, знаковые функции, способы ношения, ареалы распространения одного из важнейших элементов женского традиционного костюмного комплекса -головных уборов, бытовавших у лузско-летских коми в конце XIX - первой половине XX в.
В исследованиях, посвященных народной одежде коми-зырян, отмечается яркое своеобразие костюма южных коми, однако детального изучения прилузского комплекса традиционной одежды в целом, в том числе головных уборов, не проводилось [3-8]. Декоративная сторона художественного оформления женского костюма лузско-летских коми подробно исследовалась Г.Н. Климовой [5]. В частности, в контексте изучения летской вышивки особое внимание было уделено традиционному жен-
скому головному убору - сороке, определен основной ареал его распространения, выявлены наиболее близкие аналогии с марийской сорокой.
Источниками настоящей работы послужили полевые материалы автора, архивные данные, музейные коллекции Национального музея Республики Коми (НМ РК), районного краеведческого музея с. Объячево Прилузского района.
Рассматриваемые головные уборы делятся на две группы: девичьи и замужних женщин.
Девичьи головные уборы. В селениях лет-ских коми в качестве девичьего головного убора был распространен головедец, представлявший собой венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером [8, с. 177-178]. Ширина берестяного обруча составляла примерно 2 см, на затылочной части крепилась петля, сшитая из ткани или из шерстяной тесьмы, в которую продевали заплетенные в косу волосы. Схема рисунка на таких головных уборах была примерно одинакова: узор состоял из полос и ромбов с радиально отходящими лучами; использовались одни и те же цвета бисера: белый, зеленый, черный, синий, красный (фото 1). Н. Добро-творский данный убор летских коми назвал «лучшей и красивейшей частью костюма<...>может быть потому, что никогда не требует стирки, вечно оставаясь белым, т.е. сплошь унизан бисером. Издали он кажется венком из белых полевых цветочков и придает лицу благородное выражение невинности и простоты» [9].
Фото 1. Девичий головной убор головедец. Фонды НМ РК (КП 6909/2).
Photo 1. Girls headdress golovedets. Funds of the National Museum of the Komi Republic (KP 6909/2).
Исследователями отмечалось, что: «раньше головедец носили все девушки, причем имели один для повседневной носки и другой - более яркий -для праздников; теперь же головедец надевает только невеста за несколько дней до свадьбы» [2, с.102]. По воспоминаниям современных информантов, головедец являлся, прежде всего, необходимым атрибутом просватанной девушки: «До свадьбы может еще две недели, а всё она носит -ленты и головедеч носит»; «После рукобитья головедец с лентами носила невеста, по родст-
венникам ходила, на свадьбу приглашала»; «Кор ся верэс саяд муноны, сэк головедеч-то новлоны. Верос саяс ме в 43 году мун\ дак, ме эшшо ена новлым головедеч-то, чунькытшъясто, мольяс-то...» (Когда замуж выходят, тогда головедец носят. Я замуж в 1943 году вышла дак, тогда мы еще очень носили головедец, кольца, бусы.) [Полевые материалы автора (ПМА): З.М.Попова; Е.Н.Потапова; Т.Е.Потапова] (фото 2).
Фото 2. Летская девушка-невеста. Фото 1950-х гг. из личного архива О.А. Мусановой (с. Слудка, При-лузский район).
Photo 2. Girl-bride from the village Letka. Photos of the 1950s from the personal archive of O.A. Musano-va (Sludka, Priluzsky region).
Согласно этнографическим материалам, в прошлом головедцу придавалось большое значение не только в предсвадебных обычаях, но и в ключевых моментах свадебного обряда. В день свадьбы невеста встречала жениха в ветхой одежде, в головедце без лент и в меховой шапке, позднее в мужской шапке-ушанке. Девушку переодевали только после поднесенного ей крестным жениха подарка, головедец и шапку снимали и передавали младшей сестре невесты г0л0ведеч кутысь 'держащая головедец' или специально выбранной для этого девочке «Köca кутысь» 'держащая косу': «Невеста дорын эшш0 пукал0 нылка, uuyöHö "Köca кутысь" nö, и Köca кутысьыдл0 сет0н0 лентат0 да головедечт0, кор нин невестат0 сыналасны да мыссь0дасны» (Рядом с невестой еще девочка сидит, «держащая косу» называют, и держащей косу отдают ленты и головедец, когда уже невесту при-
чешут и умоют) [ФА СыктГУ: 1345:13]. Согласно архивным данным, в головедце и меховой шапке невеста также отправлялась в церковь на венчание [10].
В лузских селениях в праздничные дни девушки обычно вплетали в косу разноцветные ленты, покрывали голову платком.
Женские головные уборы летских коми
Среди традиционных женских головных уборов наибольшей спецификой отличались повседневные и праздничные сороки, представлявшие собой нарядную холщовую повязку с вышитым очельем-налобником, с двумя боковыми «крыльями» -завязками и «хвостом» (фото 3).
Фото 3. Женский традиционный головной убор сорока. Фонды НМ РК (КП 12933).
Photo 3. Women's traditional headdress soroka. Funds of the National Museum of the Komi Republic (KP 12933).
Налобник сороки состоял из двух частей: нижней, представляющей собой широкую красно-черную горизонтальную полосу, и верхней - серо-дома 'середина', в которой выделялся центральный белый прямоугольник, вышитый счетной гладью белым шелком по белому холсту и обрамленный красно-черными полосами вышивки.
К бокам передней части пришивались завязки сорока кок 'ноги сороки', при помощи которых сороку завязывали сзади поверх позатыльника. Завязки свадебных и праздничных сорок были длинными (до полуметра), декорированные вышивкой, полоской кумача, бахромой. Повседневные сороки имели более короткие завязки с простой вышивкой, браным тканьем в виде чередующихся полос.
К теменной части убора пришивалась широкая полоса холста, полностью покрывавшая затылок сорока бож 'хвост сороки', украшенная по цен-
тру вышивкой, а также нашивкой из кумача и бахромой. Орнамент состоял из широких узорных полос с очень плотной вышивкой набором, косым стежком и крестом, скрещенным и двусторонним швом; использовались мотивы геометрических и сильно геометризованных изобразительных элементов [5, с. 58-60].
Рассматриваемый головной убор был многосоставным и включал в себя самшуру (шамшуру) -подставу под сороку, в виде плотного обруча (11-13 см в диаметре), сшитого из нескольких слоев пестрядинной ткани, оканчивающегося на затылке пришивными клинышками, к нижним концам которых привязывалась петля из льняных нитей для укрепления убора на голове (фото 4). В Вятской и Перм-
Фото 4. Подстава под сороку - самшура. Фонды НМ РК (КП 1376).
Photo 4. Support for soroka - samshura. Funds of the National Museum of the Komi Republic (KP 1376).
ской губерниях самшурой назывались головные уборы с твердым плоским верхом, имевшим круглую или овальную форму, с нешироким мягким околышем, который завязывался на затылке тесемками [11, с. 235]. Частью женского головного убора сороки был также сшитый из ткани или связанный чепец повой/сетка, полностью закрывавший волосы.
Отдельные компоненты многосоставного головного убора могли надеваться самостоятельно или в разных сочетаниях. Так, по сведениям информантов, повой носили преимущественно молодые женщины, надевая сороку только по праздникам [ПМА: Е.Н.Потапова].
Сведения о головном уборе сорока содержатся в этнографических описаниях конца XIX в.: «Головной убор пермячек* <летских коми> составляет предмет их гордости и постоянных забот. У
* Летские коми в силу административного деления, по которому до 1929 г. большая часть населенных пунктов входила в состав Вятской губернии (селения от Прокопьевки до Чере-муховки по р. Летка), долгое время были отделены от основной массы коми-зырян и развивались в тесных контактах с русскими и коми-пермяками. Они сохраняли в качестве самоназвания термин «пермяки», а термин «зыряне» использовался ими по отношению к представителям других групп коми. Русские, отмечая языковое и культурное сходство летчан с коми-пермяками, также относили их к пермякам.
замужней женщины он состоит из сороки: это кичка из грубого толстого холста с широкой лопастью, закрывающей весь затылок. Спереди она старательно расшита разноцветными бумажными, а иногда и шерстяными нитками<...>Снизу сороки надевается повой - сетка из суровых посконных ниток, сплетенная на манер рыболовных сетей. Под повоем лежит шамшура<...>Каждая девушка должна приготовить себе к свадьбе непременно две сороки, три повоя и две шамшуры. Поверх сороки надевается обыкновенно платок (чишьян), пестрядинный или ситцевый, смотря по состоянию»; «женщины волос не заплетают в косы, а зачесавши со всех сторон кверху и свивши их жгутом, скручивают на темени в виде конуса, на голову надевают особого рода убор - "сороку"<...>голова женщин в этом уборе имеет вид конуса; если у кого волосы не велики, то подкладывают что-нибудь под "сороку"» [10, 12].
Головной убор сорока широко встречался у летских коми еще в начале XX в. К примеру, собранная финским этнографом У.Т. Сирелиусом в 1907 г. в с. Летка коллекция народного костюма включает в себя более 40 праздничных и повседневных женских головных уборов [13].
Г.Н. Климова ограничила ареал распространения сороки у лузско-летских коми в конце XIX -начале XX в. бассейнами Летки и верховьев Лузы (район Верхолузье), поскольку данный головной убор не был зафиксирован на территории средней Лузы [5, с. 50]. Сорока, а также используемая на ней вышивка не зафиксирована больше нигде у коми-зырян. Аналогичный головной убор встречался только в верховьях р. Сысолы (Койгородский район), однако здесь он назывался юркортод 'повязка на голову', имел иную конструкцию, украшался вышивкой крестом и отделкой из цветных лоскутков и парчи.
Сорока относится к старинным головным уборам, известным как среди русских, так и большинства финно-угорских народов: в частности, марийцев, карел. Внешне сороки отличались формой, конструктивными особенностями, цветом, декором, манерой ношения [11, с. 228-230; 14, 15]. Исследователи сходятся во мнении, что покрой и декоративное оформление летского головного убора, цветовая гамма, техника вышивки имеют наиболее близкие параллели с марийской сорокой, и свидетельствуют об общей основе в оформлениях лет-ской и марийской сорок [4, с. 281; 5, с. 59-62].
Женские головные уборы лузских коми
Согласно архивным данным, еще в конце XIX в. замужние женщины на Лузе носили сборник -головной убор в виде мягкого чепца с твердой подковообразной основой, спереди декорированный широкой полоской кумача [16]. В современных полевых записях информация о данном типе головного убора практически отсутствует, что свидетельствует об утрачивании традиции ношения сборника уже к началу XX в. Информантами отмечается, что в качестве повседневного и праздничного головного убора среди лузских женщин распространен был
русский платок русска чышъян, русска, представлявший собой кумачную косынку. Косынкой, скрученной в виде ленты, плотно обхватывали голову, надвигали на лоб, концы завязывали на затылке. Сверху повязывали платок, сложенный на угол: «горд плат наперво, а сэсся любой чышъян» (красный платок наперво, а затем любой другой платок <поверх>) [ПМА: В.Е.Костылева]. Верхний платок носился по-особому: среднюю линию платка, которая располагалась надо лбом, запрессовывали так, чтобы она была приподнята вверх, образуя острый угол: «сначала шмак спереди заплетут, красной полоской голову обвяжут, а как сверху платок наденут, то чтобы хохолок красиво поднимался, над макушкой платок прихлопывают. Вот я даже помню этот хлопок» [ПМА: М.Ф.Чукилева] (фото 5).
Фото 5. Женщина в русске. Фото 1930-х гг. из семейного альбома М.Ф.Чукилевой (с. Объячево, При-лузский район).
Photo 5. A woman dressed in russka. Photos of the 1930s from the family album of M.F. Chukileva (Ob-yachevo village, Priluzsky region).
Русска, являясь женским головным убором, тем не менее, не сразу входила в состав традиционного костюмного комплекса замужней женщины. До рождения первого ребенка либо в течение трех
первых лет замужества носили в качестве головного убора платок, русску же надевали исключительно по праздникам [ПМА: А.А.Ульянова].
Традиция носить два платка: первый меньшего размера, второй - большего, была известна населению Европейской России, в частности Архангельской, Вологодской, Вятской губерний [17].
Ритуальный акт надевания женского головного убора повсеместно впервые проходил после венчания, когда крестная жениха заплетала невесте волосы, делая прическу замужней женщины во-дзын шмак 'шмак спереди' - волосы укладывались в пучок на темени. Зафиксировано также название прически - куколь «волосы заплетали в две косы от затылка ко лбу, и на темени их свертывали в ком» [2, с. 101]. Перемена прически и головного убора являлась ключевым элементом свадебного обряда, маркирующим смену социального статуса девушки-невесты: «А сэсся мунан венчайччыны, сэсся нин гартасны шмак, мича сорокаон кортасны, сэсся нин баба лоан» (А венчаться поедешь, тогда уже шмак заплетут, сорокой красивой завяжут, уже бабой станешь); «Водзон верос саяссо мунасны да молодкато вочодасны, водзын шмаксо вочасны, эся сороканад и кортасны. Сйо важъяджык йозыс сорокаяс новлсны пыр» (Раньше замуж выходили да молодку делали, шмак сделают, этой сорокой и завяжут); «Если невестаыс мунас верос сайо, вот уже с\я важон том ныв заводито пыр с\я новло старухаодзь сэтшом русска» (Если невеста выходит замуж, вот уже раньше она, молодая девушка, начинает и постоянно носит до старости такую русску); «Как к жениху едут, так невеста голович снимала и сороку ей надевали уже» [ФА СыктГУ: 1326:31; ПМА: Т.Е.Потапова; М.И.Шаглеева; З.М.Попова].
В первой половине XX в. в традиции ношения головных уборов у лузско-летских коми произошли изменения. Так, на Лузе молодые женщины полностью заменили русску на фабричный платок. В Спаспорубском кусте лузских деревень вместо традиционной русски распространены были холщовые косынки, которые носили, завязывая узлом под подбородком. Косынки шили из браного холста или пестряди в красную клетку, угол оформлялся рюшем (фото 6). Подобные косынки были особенно характерны для севернорусского костюмного комплекса (Вологодская губерния), относились, прежде всего, к наплечным украшениям, носившим название «косяк» [15, с. 300-303].
На Летке повседневным головным убором стала кумачная (красная) косынка, известная у лузских коми под названием русска, у летчан именовалась сорока пыдди чышъян 'вместо сороки платок', гордыд сорока 'красная сорока'. Традиционный убор сорока стал принадлежностью исключительно праздничного костюмного комплекса. Этнографами Л.П. Лашуком и Л.Н. Жеребцовым в конце 1950-х гг. было зафиксировано, что «сорока уже не находится в повседневном употреблении, а хранится в сундуках старух, которые лишь в большие праздники надевают ее» [2, с. 102]. Со сменой головных уборов
Фото 6. Женский головной убор. Фонды Прилуз-ского районного краеведческого музея.
Photo 6. Women's headdress. Funds of Priluzsky regional Local History Museum.
изменилась и прическа: женщины стали убирать волосы в «шмак» на затылке мышкын шмак 'шмак сзади'.
Повсеместно основным головным убором как девушек, так и женщин становится фабричный платок. Распространены были хлопчатобумажные, шерстяные, ситцевые платки, полушалки, шали. Праздничными считались хлопчатобумажные пестрые платки, обозначавшиеся лузскими коми «заграни-шной чышъян» 'заграничный платок', летчанами -«франтшужской чышъян» 'французский платок'; их носили, сложенными на угол, завязывая узлом под подбородком. Шерстяные, полушелковые или хлопчатобумажные шали с кистями «тугъя шаль» 'шаль с кистями' с набивным многоцветным узором также береглись для особых торжеств. Как правило, покрывая голову шалью, один ее конец обматывали вокруг шеи, а другой оставляли выпущенным на груди.
Выводы
Анализ музейных коллекций, архивных данных, материалов полевых исследований показал, что у лузско-летских коми в конце XIX - начале XX в. фиксировались различия в традиции ношения головных уборов. Об этом же свидетельствуют этнографические описания второй половины XIX в.: «В праздничное время богатая ношулка <лузские коми с. Ношуль > надевает <...> парчовый юр-дора или сборник, род повойника, обшитый по краям красной лентой, завязываемой сзади, причем концы этой ленты украшаются разноцветными кистями стекляруса; большой платок шелковый или шерстяной, но всегда красный полосатый, повязывается сверх сборника<...>Пермячки Орловские <летские коми>, не столько достаточные, одеваются бедно. У них шелковые материи и платки заменяются бумажными и шерстяными. Обыкновенный же головной убор каждой пермячки - "сорока". Это род чепчика из домашнего тонкого холста, у которого налобник вышивается разноцветными шерстями и шелком <...>Этот убор служит большею частью и праздничным и ценится от 3-х до 5 руб. серебром <...> Девицы ношульские<...>покрывают голову платком и выпускают косу, в которую вплетаются узкие и широкие разноцветные ленты. Орловские же пермяц-
кие девушки не покрывают головы платком в праздничное время, а надевают особенный убор, называемый "головедец"» [18].
Традиционные головные уборы и прически были ярким локальным индикатором лузко-летских коми и отражали основные возрастные и социальные изменения в жизни женщины. Важно отметить, что даже с появлением новых «городских» форм одежды, головной убор долгое время оставался неизменным. Дольше всего девичьи и женские головные уборы, как наиболее ритуализированные элементы одежды, сохранялись в свадебном, праздничном, погребальном костюмах.
Вышедшие из повседневного употребления головные уборы в настоящее время представлены в костюме участников художественной самодеятельности. Летскими фольклорными коллективами, наряду с другими элементами традиционного костюмного комплекса, используются подлинные и современные стилизованные сороки; сценический женский костюм лузских коми включает в себя различные традиционные платки, шали.
Сокращения
ФА СыктГУ - Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета. ПМА - Полевые материалы автора, экспедиции в Прилузский район Республики Коми (информанты с. Летка: З.М.Попова, 1925 г.р.; с. Ношуль: А.А.Ульянова, 1924 г.р.; с. Объя-чево: М.Ф.Чукилева, 1935 г.р.; с. Прокопь-евка: Е.Н.Потапова, 1930 г.р.; Т.Е.Потапова, 1930 г.р.; с. Черныш: В.Е.Костылева, 1925 г.р.; Е.А.Сердитова, 1926 г.р.; с. Чи-таево: М.И.Шаглеева, 1931 г.р.)
Литература
1. Лашук Л.П. Принципы историко-этнографи-ческого районирования Коми АССР // Известия Коми филиала ВГО. Вып. 6. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. С. 97-105.
2. Лашук Л.П., Жеребцов Л.Н. Отчет Прилуз-ской этнографической экспедиции в 1959 г.// Архив Коми научного центра УрО РАН.
3.
4.
5.
6.
пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. С. 91-107.
8. Уткина И.М. Национальный головной убор// Родники пармы. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. С.176-178.
9. Добротворский Н. Пермяки. Бытовой и этно-
графический очерк// Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. Т. II. Кн. 3. 1883. С. 247.
10. Попов СА Фольклор коми Летского района. 1928-1929 гг. // Архив Национального музея РК. Д. 199. С. 109.
11. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в. // Русские: Историко-этнографический атлас. М.: Наука, 1967. С. 193-267.
12. Среди пермяков//Волжско-Камское слово. По-
литическо-общественная газета. 1882. №187.
13. Рукописная опись предметов: Sirelius U.T. Permalainen, 1907 // Kultuurien museo / Suomen Kansallismuseo: Suomalais-ugrilai-nen. Permalaiskokoelma SU 4815: 1-317.
14. Соснина И., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1998. С. 306.
15. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX в. в собрании Архангельского музея изобразительных искусств. М.: Северный паломник, 2012. С. 41.
16. Воздвиженская О.Н. Материалы этнографической экспедиции 1950 г. в южные районы Коми АССР // Архив Коми научного центра УрО РАН. Ф. 1. Оп. 13. Д. 8.
17. Тазихина Л.В. Север европейской части РСФСР (Олонецкая, Архангельская, Вологодская, Пермская, Вятская, Петербургская губернии) // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - начало XX в.). Определитель. М., 1971. С. 151.
18. Косарев М.С. Пермяки Вятской губернии, преимущественно Орловского уезда // Государственный архив Кировской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 130. 18-19 лл.
References
Lashuk L.P. Principy istoriko-jetnografiches-kogo rajonirovanija Komi ASSR [The principles of historical and ethnographic zoning of the Komi ASSR] // Proc. of Komi Branch of the Russian Geogr. Soc. Issue 6. Syktyvkar: Komi Book Publ., 1960. P. 97-105. Lashuk L.P., Zherebtsov L.N. Otchet Priluzskoj jetnograficheskoj jekspedicii v 1959 g. [Report of Priluzsky ethnographic expedition of 1959]// Archive of Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. F.1. Op. 13. D. 48. Zherebtsov L.N. Jetnokul'turnaja specifika pri-luzskih komi [Ethnocultural specificity of the Priluzsky Komi] // Krest'janstvo Komi kraja (dosovetskij period) [The peasantry of Komi (pre-Soviet period)]. Syktyvkar, 1986. P. 97107. (Proc. of Inst. of Language, Liter. and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, issue 38).
Belitser V.N. Ocherki po jetnografii narodov komi XIX- nachalo XX v. [Essays on the eth-
Ф.1. Оп. 13. Д. 48. 1.
Жеребцов Л.Н. Этнокультурная специфика прилузских коми // Крестьянство Коми края (досоветский период). Сыктывкар, 1986. С. 97-107. (Тр. / ИЯЛИ Коми НЦ УрО АН СССР, вып. 38).
Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов 2. коми Х1Х-начало XX в. // Труды Института этнографии. Т. 45. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 257-268.
Климова Г.Н. Вышивка летских коми // Этнографические исследования Северо-Запада 3. СССР. Л.: Наука, 1977. С. 49-62. Кольчурина Т.С. Традиционная летняя женская одежда коми конца XIX - начала XX в.// Генезис и эволюция традиционной культуры коми. Сыктывкар, 1989. С. 90-102. (Тр. / ИЯЛИ Коми НЦ УрО АН СССР, вып. 43).
Шарапов В.Э. Одежда и обувь // Народы По- 4. волжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-
nography of the Komi peoples of XIX - beginning of XX century]. // Ethnography Inst. Proc. Vol. 45. Moscow: USSR Ac. Sci. Publ., 1958. P. 257-268.
5. Klimova G.N. Vyshivka letskih komi [Embroidery of the Letka Komi] // Jetnograficheskie issledovanija Severo-Zapada SSSR [Ethnographic studies of the North-West of the USSR]. Leningrad: Nauka, 1977. P. 49-62.
6. Kol'churina T.S. Tradicionnaja letnjaja zhens-kaja odezhda komi konca XIX - nachala XX vv. [Traditional summer Komi women's clothing of late XIX - early XX centuries] // Gene-zis i jevoljucija tradicionnoj kul'tury komi [Genesis and evolution of the traditional culture of Komi]. Syktyvkar, 1989. P. 90-102. (Proc. of Inst. of Language, Liter. and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, issue 43).
7. Sharapov V.E. Odezhda i obuv' [Clothing and Shoes] // Narody Povolzh'ja i Priural'ja. Ko-mi-zyryane. Komi-Permiaki. Mariicy. Mordva. Udmurty [The peoples of the Volga and Urals regions. Komi-Zyryans. Komi-Permians. Mari. Mordovians. Udmurts]. Moscow: Nauka, 2000. P. 91-107.
8. Utkina I.M. Nacional'nyj golovnoj ubor [National headdress] // Rodniki Parmy [The springs of Parma]. Syktyvkar: Komi Book Publ., 1990. P. 176-178.
9. Dobrotvorsky N. Permjaki. Bytovoj i jetnogra-ficheskij ocherk [The Permians. Household and ethnographic essay] // Vestnik Evropy. Zhurnal istorii, politiki, literatury [Herald of Europe. J. of history, politics and literature]. Vol. II. Book 3. 1883. P. 247.
10. Popov SA. Fol'klor komi Letskogo rajona. 1928-1929 gg. [Folklore of the Komi of Letka district. 1928-1929] // Arhiv Nacional' nogo muzeja RK [Archive of the National Museum of the Komi Rep.]. D. 199. P. 109.
11. Lebedeva N.I., Maslova G.S. Russkaja krest'-janskaja odezhda XIX - nachala XX veka [Russian peasant clothes of XIX - early XX century] // Russkie: Istoriko-jetnograficheskij atlas [The Russians: Historical and Ethnographic atlas]. Moscow: Nauka, 1967. P. 193-267.
12. Sredi permjakov [Among the Permians] // Volzhsko-Kamskoe slovo. Politichesko-obshhe-stvennaja gazeta [Volga-Kama word. Political-public newspaper.]. 1882. № 187.
13. Rukopisnaja opis' predmetov [Handwritten inventory items]: Sirelius U.T. Permalainen, 1907 // Kultuurien museo / Suomen Kansal-lismuseo: Suomalais-ugrilainen. Permalaisko-koelma SU 4815: 1-317.
14. Sosnina I., Shangina I. Russkij tradicionnyj kostjum. Illjustrirovannaja jenciklopedija [Russian traditional costume. Illustrated encyclopedia]. St.Petersburg, 1998. P. 306.
15. Kislukha L.F. Narodnyj kostjum Russkogo Severa XIX - nachala XX veka v sobranii Ar-hangel'skogo muzeja izobrazitel'nyh iskus-stv [Russian folk costume of the Russian North of XIX - early XX century in the collection of the Arkhangelsk Museum of Fine Arts]. Moscow: Severnyj palomnik [Northern pilgrim], 2012. P. 41.
16. Vozdvizhenskaya O.N. Materialy jetnografi-cheskoj jekspedicii 1950 goda v juzhnye rajo-ny Komi ASSR [Materials of ethnographic expedition of 1950 in the southern regions of the Komi Rep.] // Arhiv Komi Nauchnogo centra UrO RAN [Archive of Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS] F. 1. Op. 13. D. 8.
17. Tazikhina L.V. Sever evropejskoj chasti RSFSR (Oloneckaja, Arhangel'skaja, Vologodskaja, Permskaja, Vjatskaja, Peterburgskaja guber-nii) [North of the European part of the RSFSR (Olonets, Arkhangelsk, Vologda, Perm, Vyatka, St.Petersburg province)] // Krest'janskaja odezhda naselenija Evropejskoj Rossii (XIX -nachalo XX v.) [Peasant clothing of population of the European Russia (XIX - early XX centuries)]. Opredelitel'. Moscow, 1971. P. 151.
18. Kosarev M.S. Permjaki Vjatskoj gubernii, preimushhestvenno Orlovskogo uezda [The Permians of Vyatka province, mainly of Or-lovsky district] // Gosudarstvennyj arhiv Ki-rovskoj oblasti [State archive of the Kirov region.]. F. 170. Op. 1. D. 130. P. 18-19.
Статья поступила в редакцию 20.10.2016.