Научная статья на тему 'Традиционные ценности российского общества в условиях современной глобализации: угрозы утраты и условия по сохранению'

Традиционные ценности российского общества в условиях современной глобализации: угрозы утраты и условия по сохранению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
традиционные ценности / мировой кризис / глобализация / российская культура / самобытность российской культуры. / traditional values / global crisis / globalization / Russian culture / identity of Russian culture.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андриевская Ж. В.

Целью исследования является прояснение проблемы консервативного сохранения фундаментальных ценностей российского общества, получившей мощную актуализацию в связи с радикализацией тенденций западного ценностного "релятивизма" (небинарный подход к половой или же гендерной принадлежности человека, легализация "однополых браков", легализация усыновления детей для таких "семей" и пр.). Напрямую отталкиваясь от текста Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", выстраивается линия на обоснование необходимости применения комплексного (а не "точечного") подхода к проблеме, решение которой обусловлено активным содействием и сотрудничеством между властями, законодателями, учёными, художниками и людьми искусства, и, что наиважнейшее, традиционных российских религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Андриевская Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional values of Russian society in the context of modern globalization: threats of loss and conditions for preservation

The ultimate goal of this article is to clarify the problem of preservation of the fundamental values of Russian society, which has received powerful actualization because of the radicalization of the tendencies of Western value "relativism" (a non-binary approach to a person's sex or gender identity, the legalization of "same-sex marriages", the legalization of the adoption of children for such "families", etc.). Directly starting from the text of the Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 N 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values", a line is drawn to justify the need to apply an complex (rather than "pointed") approach to the problem, the solution of which is due to the active assistance and cooperation between the authorities, legislators, scientists, artists and people of art, and, most importantly, traditional Russian religious organizations.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности российского общества в условиях современной глобализации: угрозы утраты и условия по сохранению»

Traditional values of Russian society in the context of modern globalization: threats of loss and conditions for preservation

Andrievskaya Zhanna Viktorovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Rostov State University; doctoral student of Saratov State University, Rostov-on-Don

The ultimate goal of this article is to clarify the problem of preservation of the fundamental values of Russian society, which has received powerful actualization because of the radicalization of the tendencies of Western value «relativism» (a non-binary approach to a person's sex or gender identity, the legalization of «same-sex marriages», the legalization of the adoption of children for such «families», etc.). Directly starting from the text of the Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 N 809 «On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values», a line is drawn to justify the need to apply an complex (rather than «pointed») approach to the problem, the solution of which is due to the active assistance and cooperation between the authorities, legislators, scientists, artists and people of art, and, most importantly, traditional Russian religious organizations.

Keywords: traditional values; global crisis; globalization; Russian culture; identity of Russian culture.

Цитировать: Андриевская Ж.В. Традиционные ценности российского общества в условиях современной глобализации: угрозы утраты и условия по сохранению // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 112-116. EDN: GCUFKG. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.19

Андриевская Жанна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Ростовский государственный университет; докторант Саратовского государственного университета, Ростов-на-Дону

Целью исследования является прояснение проблемы консервативного сохранения фундаментальных ценностей российского общества, получившей мощную актуализацию в связи с радикализацией тенденций западного ценностного «релятивизма» (небинарный подход к половой или же гендерной принадлежности человека, легализация «однополых браков», легализация усыновления детей для таких «семей» и пр.). Напрямую отталкиваясь от текста Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», выстраивается линия на обоснование необходимости применения комплексного (а не «точечного») подхода к проблеме, решение которой обусловлено активным содействием и сотрудничеством между властями, законодателями, учёными, художниками и людьми искусства, и, что наиважнейшее, традиционных российских религиозных организаций.

Ключевые слова: традиционные ценности; мировой кризис; глобализация; российская культура; самобытность российской культуры

5.7.7

Андриевская Ж.В.

Традиционные ценности российского общества в условиях современной глобализации: угрозы утраты и условия по сохранению

Радикальное обострение ценностных противоречий в планетарном масштабе, усугубление с новой, возрастающей силой целой цепи мировых кризисов (энергетического, экономического, миграционного, гуманитарного, финансового, продовольственного, – сосредоточенных, к тому же, на узком временном отрезке), эскалация военных действий в самом центре Европы, как и иные события, позволяют говорить о нынешнем моменте как о переломном, поворотном в истории человечества и всей человеческой цивилизации вообще; все эти тенденции связаны как с украинским политическим кризисом, так и рядом иных событий на постсоветском пространстве, помимо этого, с тайваньским кризисом, санкционными войнами против России, Ирана и иных стран и пр. Агрессивность и хищнический характер поведения недружественных по отношению к России государств проявляется в характере избираемых методов, которые часто носят откровенно «грязный» характер. В частности, это отражается в деятельности некоммерческих организаций, прямо и косвенно связанных с западными правительствами, использование формата энциклопедии «Wikipedia» как инструмента крайне однобокой политизации, попытки насаждения «либерально-ориентированных» ценностей средствами «мягкой силы», кинопродукции, без исключения героизирующих американскую сторону и демонизирующих все остальные – российскую, китайскую, арабскую, как и любую иную.

На первый взгляд, текущее состояние мировых процессов не являет новизны, поскольку события уже имели место ранее – в период Карибского кризиса, поставившего мир на порог ядерной войны, а также санкционные войны и попытки экономических блокад. Однако в данном случае неявно, как бы подтекстом, читается, что происходящие события – отнюдь не схватка за ресурсы или территории (хотя и в этом проявляются те самые глубинные процессы), не столько «война» за политическое влияние (в узком смысле понимания природы политического), сколько за самые фундаментальные, предельные начала и источники человеческого бытия – за традиционные ценности, являющие собой сильнейшее «штормовое предупреждение» в адрес незыблемых основ существования.

Это «штурмовое предупреждение», этот комплекс «вызовов и угроз» не мог не вызвать реакции со стороны высшего руководства нашего государства; в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], с момента подписания вступил в свою силу Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2]. Текст этого Указа одновременно не содержит каких-либо специальных терминов и определений, но с другой – ясно и отчётливо даёт понять, о круге каких именно «социокультурных феноменов» в нём идёт речь. Между тем, в нынешнем западном дискурсе прослеживается устойчивый нарратив «ЛГБТ-культуры», выносящий ее из контекста общечеловеческой культуры в раздел дополнительной, отделенной и стоящей «над», и тем самым призванной к удовлетворению потребностей, не соприкасающейся с общечеловеческими запросами.

Актуальность вопроса, не вызывающая сомнения, «поскольку единые скрепы для народного единства, общность ценностей и, в конечном счете, самоидентификация являются обязательным условием стабильного развития государства» [9, С. 159], критически возрастает ввиду того, что обсуждаемые ценности затрагивают глубинное начало, а именно - сохранение исторической памяти и торжество исторической правды, и прежде всего направлено против действий деструктивной идеологии. Эти направления обозначены в Указе Президента от 9 ноября 2022.

Будучи глубоко определённым в предметности своих границ, но в то же самое время вполне гибким в них же, текст этого Указа Президента охватывает и покрывает собой целое множество, казалось бы, разнородных социальных явлений (как то попирание исторической правды или пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений). В конечном счёте, все эти явления ассоциированы с одним и тем же началом, которое проявляется в различных категориях угроз национальной безопасности России, – а именно началом предельных ценностных оснований человеческого бытия россиян, как на защиту которого, собственно, и направлено действие данного Указа Президента.

Так, в пункте 5 Указа содержится открытый перечень таких фундаментальных традиционных ценностей россиян, как то: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Понятно, что в данном случае не требуется особой проницательности, чтобы в порядке экспертной или же непосредственно судебной практики квалифицировать то или иное социальное явление или же отдельное событие (высказывания, манифестации, лозунги, призывы, тексты транспарантов) в терминах этого перечня. Очевидно, что такой подход к защите традиционных ценностей российского общества является универсальным – ввиду того, что он покрывает все сферы и области жизни человека и ставит их же под свою законодательную защиту.

Одновременно, в пункте 14 этого же Указа зафиксировано, что актами попирания традиционных ценностей и проявлениями деструктивной идеологии считаются действия, направленные на «культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности; отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру; разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» (вместе с тем допустимо робкое предположение, что с позиций первой четверти XXI века в этот список проявлений деструктивной идеологии следует добавить такие элементы, как эстетизация насилия, агрессии, предательства и манипулятивности – как прямых следствий безнравственности; девальвация ценностей и смысла дружбы и товарищеских отношений, травля и «буллинг» – как продолжение эгоизма; патологический карьеризм – как прямая противоположность созидательному труду, где ответственность за выполнение рабочих обязанностей подменяется ложными активностью и целеустремлённостью, выдающих следы гонки за «формальными» показателями их имитацию и симуляцию работы.

Небезосновательно, что «без идеологии как способа организации идей, символов, традиций, ценностей не существует ни одна социальная система. Кажущееся отсутствие идеологии тоже идеология» [8, С. 44.]. Показательно при этом, что употреблённое в тексте Указа словосочетание «деструктивная идеология», вбирающая вышеприведённый список «анти-ценностей» (п. 14 Указа), уже по самому названию противопоставляется некоторого рода «конструктивной идеологии» (понятно, что имеется ввиду п. 5 Указа); вместе с тем, в соответствии с пп. 1-2 ст. 13 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», что обнаруживает некий элемент противоречивости в современной политической ситуации, разрешить который представляется достаточно просто, противопоставив «идеологии» как таковой (тут – в её «конструктивном» смысле) некий «свод» или «кодекс» традиционных ценностей, попросту избегая употребления самого слова «идеология» (а статус и значение такого «свода» или «кодекса» следовало бы закрепить конституционно) – ведь само «свод» означает некоторую конвергенцию, обобщение, собственно «сведение» – напр., обобщение традиционных ценностей, которые специфичны для всех этнических и религиозных традиций России (т.к., ценность продолжения рода представлена как в ценностных приоритетах христианства, так и ислама и иудаизма).

Такой «свод» или «кодекс» общенациональных ценностей, разделяемых как в среде верующих, так и в среде неверующих, а в среде первых – как христиан, так и мусульман, как иудеев, так и буддистов – должен охватывать как ценности, определённые самой же природой (такие ценности, как крепкая семья, продолжение рода, запрет на агитацию смены пола среди несовершеннолетних), так и определённые в некотором более узком, «социокультурном», смысле (напр., «приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость» – прямо по тексту п. 5 Указа Президента N 809). При этом в проработке такого «свода» или «кодекса» ценностей было бы логично дифференцировать их перечень по различным категориям в том же смысле – определённые со стороны самой природы вещей (напр., бинарной половой определённости, семейной плодовитости и пр.), со стороны социального и государственного порядка (защита Отечества, единство народов России), со стороны культуры (историческая память и преемственность поколений) и пр.

Наиболее опасной угрозой утраты традиционных ценностей российского общества является нарушение, деформация и искажение российской ментальности, рациональности и национальной психологии. [4; 7] Более того: «поскольку коллективная идентичность всегда базируется на индивидуальном осознании социокультурной принадлежности, понятие «коллективная идентичность» обозначает представления отдельных людей о собственном сходстве по отношению к другим» [6, С. 12-13.], а отравленная в своих ценностных основаниях, примитивная и предельно упрощённая культура, которую пытаются навязать России (как и всему остальному миру) со стороны т. н. «коллективного запада», эта культура разрушает и подрывает представления человека о своей социокультурной принадлежности, и о более широком мире, нежели внутренний мир отдельного индивида. Так, «принцип соборности неразрывно связан с принципом коллективизма» [3, С.38], и оба эти принципа противостоят атомизации (расщеплению) социума и призваны оградить российское общество от распада, фрагментации на множество индивидов, отдельных и разделённых самыми различными «перегородками» (как классовыми и имущественными, так и этно-религиозными, географическими – вплоть до противостояния жителей Москвы и населения провинциальных городов), не имеющих осознания этой своей более широкой социокультурной принадлежности. «Форматирование» сознания, разума и психики россиян, опасное как для каждого отдельного человека, так и для всего современного российского общества, причём «форматирование», осуществляющееся на уровне примитивных «зрелищных» форм (рассматривая, напр., артефакты «мягкой силы» США), осуществляет подмену собой подлинно-аутентичных глубинных смыслов российской культуры, и, как следствие, является, скорее, некоторого рода «переформатированием»: уничтожая накопленный в культуре коллективный опыт бытия российского общества и заменяя его на нагромождение «клиповых» структур, бессвязных, заведомо полу-распавшихся, чаще всего абсурдных, бессмысленных предметов для внимания, это переформатирование опасно выхолащиванием логики и логической последовательности из мышления.

В этом смысле духовные скрепы, призванные цементировать российское общество (а ведь одни из важнейших с философской точки зрения понятий рассматриваемого Указа Президента – это «духовный потенциал» и «духовность», которые там же приоритетным путём противопоставляются «материальным» аспектам жизни человека), эти скрепы не могут носить материальный характер, ведь «ценность имеет не предметный, а бытийный характер. Хайдеггер утверждает, что ценность не является предметной характеристикой, а является модусом бытия» [5, С. 72.]. И в этом смысле «материальные ценности» никогда не были, не являются и не станут предметом аксиологии. Как следствие, эта функция цементирующих ценностных основ духовных скреп всегда преодолевает и превозмогает всякую материальность вообще, и, как следствие, угрозы утраты традиционных ценностей российского общества следует усматривать не в материальном мире, а в сфере духовного, в подрыве основ взаимопонимания между россиянами, взаимоуважения, отзывчивости, чуткости, доверия, сострадания, сопереживания, сочувствия.

Итак, в числе важнейших условий, методов и средств сохранения традиционных ценностей российского общества (и соответствующих «инструментов реализации» Указа) числятся следующие категории: правовые, организационные, научно-аналитические, информационные, диагностические (осуществляющие «мониторинг достижения целей») и, наконец, финансовые (см. пп. 25-30 Указа Президента N 809). Последнее составляет формальную сторону дела; при этом в своей содержательной части оно ещё не имеет определенности.

Защита и сохранение традиционных ценностей российского общества (как перечисленных в Указе, так и иных) предполагает формирование системы архетипов, в которых эти ценности персонифицированы – прежде всего, в лице Христа-Спасителя и иных фундаментальных религиозных личностей, и образах, образцах и идеалах, которыми полнится славная история России – от образа Минина и Пожарского как героев, спасших Отечество, так образа Суворова, образа Сусанина и пр. Ценности прививаются, сохраняются и укрепляются не в безличном порядке, а всегда носят персонифицированный характер, их манифестация и репрезентация всегда связаны с некоторым человеческим образом, и более того – даже некоторым образцом, и в том числе – образцом для подражания. Показательно, что если в Советском Союзе в качестве образцов и идеалов для подражания были избраны космонавты и балерины, то с распадом Советского Союза, в начале 90-х гг. XX в. их место заняли антиподы, что было напрямую связано с социокультурной ситуацией в стране. Очевидно, что теперь, – по прошествии двух десятилетий, – российскому обществу требуется обратиться к культурным истокам с тем, чтобы нащупать «родные образы», возродив их в их же вневременном значении. Так, например, подвиг Сусанина едва ли может носить преходящий характер, историчный – но, напротив, содеянный им акт самопожертвования универсален, и ценен во все времена.

Заключение

Таким образом, проблема сохранения традиционных ценностей российского общества в угрожающих условиях современной глобализации, а, по сути, – в условиях ценностного противостояния «коллективного запада» и нашей страны, является проблемой, требующей для своего преодоления крайне активного содействия и сотрудничества между властями, законодателями, научным сообществом (как с «фронта» философской аксиологии, так и культурологии, психологии, антропологии и т. д.), художников и «людей искусства» в широком смысле (силами которых создаются продукты «мягкой силы», в том числе в литературе и кинематографе), и, что наиважнейшее, традиционных российских религиозных организаций, которые выступают своего рода «маяками», на которые ориентируется человек, и к которым как к цели жизни движутся целые народы. Именно базовые религиозные символы, в которые концентрированно вложены духовные ценности, образцы и идеалы, которые вбирают (абсорбируют) и сохраняют и накапливают традиционные, а потому уже всегда консервативные, ценности. Но ведь более того: все последующие пласты в культуре интерпретируются на основании этих первичных религиозных смыслов – напр., жертвенный подвиг Сусанина в российском сознании волей-неволей, так или иначе, интерпретируется в свете Новозаветной логики, в свете сакрализации всякого акта самопожертвования.

Как следствие, система российской культуры, и все те глубинные ценностные пласты, которые заложены в её основание с целью её сохранения, должна раскрыться в своей целостности – в содействии властей, законодателей, учёных и художников, представителей религиозных структур – соответственно в сфере государственной политики, законодательной базе, философских идей и концептов, продуктах художественного творчества, ортодоксальных интерпретациях Священных Писаний.

Литература:

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Указ Президент Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранении и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Москва, Кремль, 9 ноября 2022 года, №809.

3. Безвесельная, З.В. Фундаментальные ценности русской культуры: история и современность // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – №8. – С. 34-43.

4. Благовещенская А.А., Хазиев А.Х., Шафигуллин В.А. Постсоветская Россия в поисках идентичности // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 121-124. EDN: GKDLBW.

5. Казаков А.А. Ценностный анализ как методологическая проблема (на материале творчества Ф.М. Достоевского) // Сибирский филологический журнал. – 2012. – №3. – С. 72-80.

6. Николаев Р.М. Традиционные ценности как концептуальная основа культурной идентичности (на артефактах Великой отечественной войны 1941-1945 гг.): автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Р.М. Николаев ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: [б. и.], 2011. – 25 с.: ил. – Библиогр.: с. 24-25 (10 назв.).

7. Павлова Е.Л. Духовная культура в современной России VS западноевропейские ценности: уйти нельзя остаться // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 209-215. EDN: JPHDES.

8. Рассадина Т.А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1. – С. 44-58.

9. Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России // Власть. – 2017. – Том. 25. – №1. – С. 159-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.