ПЕДАГОГИКА
УДК 377.5:378:7
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Х.А. Есенова
Обсерватория ЮНЕСКО по межкультурному и творческому образованию, 050000, г. Алматы,
Республика Казахстан
Автор статьи рассматривает вопросы развития современного художественного образования. На примере художественного образования Казахстана показано, как важно активно использовать потенциал традиций в воспитании системы ценностей, этнокультурной адаптации и готовности к диалогу культур в условиях информационного общества. Автор показывает, что через понимание эстетических ценностей и традиций приходит постижение этических норм, воспитывается бережное отношение к прошлому, к культуре своей страны.
Ключевые слова: художественное образование, республика Казахстан, традиции, ценности, адаптация, народное искусство, диалог культур
TRADITIONAL VALUESAS THE BASIS THE REPUBLIC OFKAZAKH-STANART EDUCATIONDEVELOPMENT
Kh.A. Yesenova
UNESCO Observatory on intercultural and creative education, 050000, Almaty, Republic of Kazakhstan
The author examines the development ofcontemporary art education. On the example of art education in Kazakhstan author shows the importance of active using the tradition potential in the system of values' study, ethno-cultural adaptation and readiness for culture dialogue in the information society. The author shows that by understanding the aesthetic values and traditions comprehension of ethics, respectful of the past, to the culture of their country comes.
Keywords: art education, Kazakhstan, traditions, values, adaptation, folk art, cultures dialogue.
В настоящее время становятся актуальными вопросы, связанные с осмыслением роли традиций в современном художественном образовании, а также возможностей их продуктивного сочетания с процессами информатизации, глобализации, с влияни-
ем мультикультурализма. Древняя культура казахского народа создала множество традиций, в которых запечатлелись ключевые духовно-нравственные ценности индивидуального и социального бытия. Многие традиции имеют корни в религиозных воззрени-
ях культа Тенгри, которые зафиксированы орхонскими надписями: «Вначале было вверху голубое небо, а внизу темная земля; появились между ними сыны человеческие»; Кок-Тенгри (Го -лубое небо) - это небо не материальное, противопоставленное обычному, видимому небу»[1; 2].
Первобытные религиозные представления постепенно были вытеснены исламскими ценностями, но многое переплелось между собой. Безусловно, в процессе воспитания и образования детей эти ценности становились главной духовной опорой, которая позволяла формировать в растущем человекеуважительное отношение к старшим, их опыту и мудрости. Не случайно у казахского народа принято считать своим долгом знать предков до седьмого колена. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, пищей для которой является дух предков Аруах. Если человек предает честь своих предков, то он оскорбляет Тенгри. Поэтому человек четко осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих поколениях. Но если человек прожил достойную жизнь, то верховные силы будут благосклонны и к его потомкам.
Таким образом, в коллективном сознании возникает глубоко ощущаемая, хотя и невидимая, неразрывная связь поколений. Эта связь является основой социального бытия, сильнейшим сдерживающим механизмом и одновременно стимулирующим личность к духовному саморазвитию и культуротворческой самореализации. Такая связь рождает мотив к совершению высоконравственных поступков, к созданию ярких творческих работ,
способных прославить не только отдельного человека, но и весь его род.
Очевиден педагогический потенциал формирования данной ценности в художественном образовании. Помимо мотивации к совершенствованию, эта ценность является основой для обращения юных художников, музыкантов, актеров, танцовщиков к культурному наследию своего народа. В течение многих лет в Казахстане проходит Республиканский детский пленэр-мастер-класс, инициированный Алма-атинской школой изобразительного искусства и технического дизайна им. А. Кастеева - Клубом ЮНЕСКО. Этот фестиваль стал подлинным ежегодным творческим форумом детских художественных школ, школ искусств и изостудий. Этот проект укрепляет свои позиции в связи с созданием Национальной Федерации Клубов ЮНЕСКО Республики Казахстан в 2009 г.
Благодаря тесному творческому сотрудничеству учреждений дополнительного образования Республики Казахстан, работающих с художественно одаренными детьми, число школ, заслуживших статус Клуба ЮНЕСКО, ежегодно растет. Среди педагогических задач Пленэр-мастер-класса значатся:
1. Расширение творческих возможностей учащихся художественных школ Республики Казахстан путем изучения более широкого круга изобразительно-декоративных средств.
2. Освоение различных технических приемов и технологий в декоративном искусстве.
3. Возрождение древних видов ремесел.
4. Развитие детского направления глобальной программы ЮНЕСКО по ремеслам.
5. Организация мастер-классов с участием прославленных казахстанских мастеров и мастеров из стран Центральной Азии.
Участники этого представительного форума имеют возможность освоить различные креативные техники в декоративных работах - такие, как керамика, войлоковаляние, традиционная вышивка и т.д.
Таким образом, юные художники приобщаются к существующим культурным традициям через освоение глубинной символики, заложенной в народном искусстве, через понимание опыта художественного труда, значения подлинного мастерства, тонкостей создания произведения народного промысла, в котором, с одной стороны, заключен историко-культурный опыт сотен поколений, а с другой - отражается индивидуальность мастера [3]. Через эстетическое, создается система духовно-нравственных ценностей, воспитывается бережное отношение к прошлому, к культуре своей страны. Понимание этого способствует позитивному процессу возрождения многих национальных ремесел (валяние шерсти, ювелирное мастерство, выделка кожи, изготовление музыкальных инструментов ит.д.), росту живого интереса молодого поколения к истории своего народа.
Одним из важнейших направлений художественного образования современного Казахстана можно назвать взаимодействие с художественными школами и мастерами из разных стран мира. В различных проектах,
проводимых педагогами Казахстана, постоянно участвуют международные мастера, художники, педагоги искусства, учащиеся, которые смогли поделиться своим опытом с другими участниками проекта. Созданные в реальности условия для открытого доброжелательного конструктивного общения помогают учащимся глубоко проникнуть в ценности гостеприимства, осознать значение межкультурного диалога для саморазвития и развития общества в целом. Традиционно в казахском воспитании большую роль играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. Одной из важнейших традиций казахского народа являлось и является гостеприимство [4]. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством у казахов очень много. Существуют множество пословиц, например, «Если гость приходит, счастье в дом приводит!». У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни.
Опора на фольклорные произведения также является одной из основ художественного образования Казахстана. Ведь именно в фольклоре в образной форме сохраняются нравственные нормы и идеалы общественной и хозяйственной жизни, ключевые ценности - такие, как взаимовыручка и взаимопомощь, готовность к коллективному труду, такт, уважение к другим людям. В то же время художественное образование Казахстана не должно оставаться в стороне от процессов модернизации, которые происходят в обществе - информационном
и технологичном, поликультурном и быстро глобализирующемся. В этом контексте разработка основ реформирования художественного образования должна проходить на основе очень тщательного и внимательного осмысления закономерностей развития традиционных и инновационных элементов культуры Казахстана, который, как известно, является многонациональным государством [5].
Современная общественно-политическая ситуация диктует также и значимость опоры на принципы диалога культур, в котором есть место и возрождению национальной культурной идентичности, и поиску так называемых «этномаркеров», способствующих формированию поликультурной общности. Особенности исторического пути Казахстана, несомненно, оказали влияние и на развитие традиционного народного творчества, и на современное искусство, создающее культурно-эстетическую среду, влияющее на формирование системы ценностей молодежи. Определение подходов и направлений модернизации художественного образования Казахстана связано также и с выявлением принципов этнокультурной адаптации, воспитанием толерантности.
Решение всех этих многогранных целей и задач в динамической ситуации все более ускоряющейся информатизация культуры и повышения интенсивности межкультурных коммуникаций еще более осложняется. Организация художественного образования в этих условиях предполагает конструирование нового содержания художественно-творческой деятельности, определение четких концепту-
альных принципов приоритета ценностных оснований и отношения к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников [6].
В целом, можно заключить, что формирование новой модели художественного образования Республики Казахстан связано с всеобщим возрождением культурно-исторических типов развития, которое должно сохранить все наиболее значимое и глубоко отражающее национальные достижения, при этом выдержать прессинг трансформации общества в результате действия процессов глобализации, стандартизации и унификации, что наиболее остро отражается именно в системе художественного образования, так как данные процессы значительно влияют на развитие системы художественной подготовки и ее роль в процессе осмысления национальных традиций и сближения культур.
Сегодня педагогам, работающим в системе художественного образования Казахстана, необходимо акцентировать внимание на вопросах сохранения культурного и природного наследия страны - поскольку именно молодое поколение является ответственным за будущее Казахстана. Важно отметить, что перспективы развития художественного образования Казахстана активно исследуются научными, социальными и общественными организациями. Одной из целей художественного образования видится, прежде всего, «содействие выражению культурного разнообразия», как средства передачи культурных знаний. «Многообразие культур и их художественные произведения пред-
ставляют современные и традиционные формы творчества людей, которые вносят уникальный вклад в высокие достижения, наследие, красоту и целостность цивилизаций. Знакомства с достижениями культуры и формами творчества, а также знание их укрепляют личностную и коллективную самобытность людей и их ценности и способствуют сохранению и расширению культурного разнообразия» [7].
Таким образом, реформирование художественного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурной толерантности, сочетающих высокий уровень мировой технической и информационной оснащенности с традиционными культурными ценностями всех народов, населяющих Казахстан с учетом концептуальных принципов этнокультурной адаптации [7]. Выявленные цели и задачи реформирования содержания художественного образования определяют необходимость сохранения всего многообразия культурно-духовного наследия, художественных традиций в процессе определения основ художественной подготовки, способствующей воспитанию культурной толерантности, осмыслению национальных традиций и сближению культур средствами художественного образования.
Источники:
1. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. [Gumilyov L.N. Ethno genesis and the Earth's biosphere. Saint Petersburg: Kristall, 2001. (In Russ.)]
2. Банзаров Д., Черная вера. СПб., 1891. [Banzarov D. Black faith. Saint Petersburg, 1891. (in Russ.)]
3. Шевцова А.А. Казахский народный орнамент как этнографический источник: На материалах XIX-начала XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.00, 07.00.07 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М, 2004. 22 с. [Shevtsova A.A. Kazakh national ornament as an ethnographic source: On materials of the XIX-early XX centuries: author thesis Cand. Sc. History: 07.00.00, 07.00.07 / Moscow state university named by M.V. Lomonosov. Moscow, 2004. 22 p. (In Russ.)]
4. Мейрманова Г.А. Культура общения у казахов: трансформация традиционного этикета: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2008. 28 с. [Meirmanova G.A. Communication culture among the Kazakhs: transformation of the traditional etiquette: author thesis Cand.Sc. History: 07.00.07 / Institute of Ethnology and Anthropology named by N.N. Miklukho-Maclay RAS. Moscow, 2008. 28 p. (In Russ.)]
5. IV Республиканский научно-практический коллоквиум «Художественное образование в Республике Казахстан: национальные традиции и сближение культур». Программа. 29-31 марта 2010 г. Шымкент, 2010. 24 с. [IV Republican Scientific and practical Colloquium «Arts Education in the Republic of Kazakhstan: national traditions and cultures rapprochement». Program. 29-31 March 2010. Shymkent, 2010. 24 p. (In Russ.)]
6. Бережная М.С. Концепция социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности // Институт художественного образования РАО. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2008. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/ new-magazine-2-2008.htm. [Berezhnaya M.S. The concept of socio-cultural adaptation of young people in artistic and creative activity // Institute of Art Education RAE. Electronic scientific journal «Pedagogy of art» 2008. No. 2. [Electronic resource]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2008.htm. (In Russ.)]
7. Дорожная карта художественного образования: Создание творческого потенциала для XXI века // Всемирная конференция по образованию в области искусств. 6-9 марта 2006 г. (Лиссабон, Португалия). [Электронный
ресурс]. URL: http://www.unesco.org/culture/lea. [Road Map for Arts Education: Building Creative Capacities for the XXI century // World Conference on Arts Education. 6-9 March 2006 (Lisbon, Portugal). [Electronic resource]. URL: http://www. unesco.org/culture/lea. (In Russ.)]
References:
1. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera Zemli. SPb.: Kristall, 2001.
2. Banzarov D, Chernaya vera. SPb., 1891.
3. Shevtsova A.A. Kazakhskiy narodnyy ornament kak etnograficheskiy istochnik: Na materialakh XIX-nachala XX vv.: avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.00, 07.00.07 / Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova. M, 2004. 22 s.
4. Meyrmanova G.A. Kul'tura obshcheniya u kazakhov: transformatsiya traditsionnogo etiketa: avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskikh nauk:
07.00.07 / In-t etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya RAN. M., 2008. 28 s.
5. IV Respublikanskiy nauchno-prakticheskiy kollokvium «Khudozhestvennoe obrazovanie vRespublikeKazakhstan:natsional'nye traditsii i sblizhenie kul'tur». Programma. 29-31.03. 2010g. Shymkent, 2010. 24s.
6. Berezhnaya M.S. Kontseptsiya sotsio-kul'turnoy adaptatsii molodezhi v protsesse khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel'nosti // Institut khudozhestvennogo obrazovaniya RAO. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Pedagogika iskusstva». 2008. № 2. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2008.htm.
7. Dorozhnaya karta khudozhestvennogo obrazovaniya: Sozdanie tvorcheskogo potentsiala dlya XXI veka // Vsemirnaya konferentsiya po obrazovaniyu v oblasti iskusstv. 6-9 marta 2006 g. (Lissabon, Portugaliya). [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.unesco.org/culture/lea.
Зарегистрирована: 23.01.2015
Есенова Ханзада Азимхановна (г. Алматы), Обсерватория ЮНЕСКО по межкультурному и творческому образованию, глава Первого Казахстанского Клуба ЮНЕСКО, руководитель. E-mail: artschool@bk.ru
Yesenova Khanzada Azimkhanovna (Almaty), UNESCO Observatory on intercultural and creative education, the head of the First Kazakhstan UNESCO Club. E-mail:artschool@bk.ru
УДК 004.891
МЕТОДЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ ЗНАНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ
Т.Ш. Шихнабиева
Федеральное государственное научное учреждение «Институт информатизации образования» РАО (ФГНУ ИИО РАО), 119121, г. Москва, Российская Федерация
В статье приведен обзор существующих методов структуризации знаний и их применение при разработке интеллектуальных обучающих систем. Предлагаемые подходы основаны на структуре человеческих знаний, принципах разработки систем искусственного интеллекта и информационных семантических систем, объединяют процедурный и декларативный подходы к представлению знаний, базируются на теории семантических сетей и продукционных правил.
Ключевые слова: поле знаний, понятия, метапонятия, детализация понятий, концептуальный анализ знаний, критерии и принципы структуризации знаний, модели представления знаний.