5. Belenov N.V. Moksha-mordovskaya toponimiya Samarskoj Luki. - Samara: Porto-print, 2018. - 200 s.
6. PMA - polevye materialy avtora, sobrannye v techenie polevyh sezonov 2017, 2018, 2019 i 2020 godov v moksha-mordovskih i russkih syolah Volzhskogo, Stavropol'skogo i Krasnoyarskogo rajonov Samarskoj oblasti.
БЕЛЕНОВ НИКОЛАИ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент Самарского государственного социально-педагогического университета ([email protected]). SPIN-code: 4471-6087 ORCID: 0000-0002-4415-5966 BELENOV, NIKOLAY V. Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Samara State University of Social Sciences and Education.
УДК 394.2+7+9 DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-177-183
КАРДАНОВА-КАРАСОВА Б.Б., ЗИНЕЕВА З.З. ТРАДИЦИОННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ НОГАЙЦЕВ
Ключевые слова: традиционная культура, ногайцы, подвижные игры, конные состязания, единоборства, боевые искусства
В статье рассматриваются традиционные игры и состязания ногайцев. Прослеживается связь спортивной и развлекательной культуры ногайцев с историческим прошлым степняков, особенностями их преимущественно скотоводческого уклада. Статья в значительной степени основывается на результатах собственных полевых исследований, проведенных авторами в среде кубанских, ставропольских и дагестанских ногайцев. Основной вывод статьи состоит в том, что физическое воспитание у ногайцев, часто осуществлявшееся в игровой форме, всегда носило общественный характер, обеспечивая тем самым устойчивость традиционной культуры данного этноса.
KARDANOVA-KARASOVA, B.B., ZINEEVA, Z.Z.
TRADITIONAL SPORTS GAMES AND COMPETITIONS OF NOGAIS
Key words: traditional culture, Nogais, outdoor games, horse racing, martial arts, martial arts.
The article deals with traditional games and competitions of the Nogais. The connection between the sports and entertainment culture of the Nogai people is traced with the historical past of the steppe people, the peculiarities of their cattle breeding, predominantly way. The article is largely based on the results of their own field studies carried out by the authors among the Kuban, Stavropol and Dagestan Nogais. The main conclusion of the article is that physical education among the Nogais, often carried out in a playful form, has always been of a social nature, thereby ensuring the stability of the traditional culture of this ethnic group.
На протяжении многих столетий в общественной жизни ногайцев большое место занимали традиционные спортивные игры и состязания, направленные на формирование физической силы, выносливости, необходимых в условиях кочевого быта. К самым ранним и универсальным средствам физической культуры ногайского народа относились ходьба, бег, прыжки, метание различных предметов, поднятие тяжестей, стрельба из лука, упражнения, связанные с владением мечом, кинжалом, секирой, арканом, а также обычная борьба и борьба-поединок, акробатика, ходьба на ходулях, джигитовка и скачки на лошадях, плавание (включая переправу вплавь с конем) и т. д.
Однако эта область жизни степняков до настоящего времени не получила всестороннего освещения в научной литературе. Описание некоторых спортивных игр и состязаний ногайцев встречается в публикациях XIX в.: В.В. Мошкова [1] и Н.Ф. Дубровина [2]. Среди исследователей, изучавших этот вопрос в XX в., следует назвать прежде всего И.Т. Мутенина [3; 4], Я. Шерфединова [5], Б.Х. Калмыкова [6; 7; 8], В.Х. Аюбова [9; 10], И.Б. Мусакаева [11], С.И. Капаева [12].
Спортивные игры ногайцев возникли и развивались в связи с кочевым образом жизни. Они готовили степняков, прежде всего подростков и молодежь, к труду, охоте, защите от врагов, преодолению различных трудностей. Часть развлечений и игр связана с земледельческой культурой ногайцев (например, состязания пеших). Особое внимание в жизни ногайцев уделялось физическому развитию детей и подростков, о чем свидетельствует огромное количество сохранившихся в народной памяти и распространенных в настоящее время в детской среде игр, предназначенных для разных возрастных групп. Учитывая возрастные группы (традиции), спортивные игры ногайцев делятся на детские, подростковые, молодежные и т.д. По форме исполнения игры можно разделить на подвижные, речевые, хороводные, ролевые; по количественному составу - на парные и командные. В большинстве случаев мальчики и девочки играли в эти игры раздельно.
Молодежь, вышедшая из детского возраста, также участвовала в играх, но эти игры были сложнее и иногда восходили к каким-либо древним культурным практикам. Так, например, распространенным видом командного состязания было перетягивание аркана арканман тартысув
/ аркан тартув. В состязании участвовали команды, представлявшие отдельные фамилии тукъум, кварталы, аулы. Количество участников не ограничивалось, но соблюдалось равенство количества человек в командах. Победителем считалась команда, перетянувшая другую на определенное расстояние. Игра сокыр теке /сохыртыкы описана В.В. Мошковым следующим образом: «вбивают в землю кол, берут длинную веревку, на середине её делают петлю и этой петлей надевают на кол. На концах веревки делают две петли; двое играющих надевают их себе на плечи, как бурлаки свои лямки. Обоим завязывают глаза. Один из них берет в руки жгут из полотенца сок-бакане, а другой - какую-нибудь дудочку. Играющий со жгутом подкрадывается к другому и бьет его, а другой старается от него уйти, давая о себе знать звуками дудочки» [1, с.61].
Практиковалось и лазание по шесту курыккаминуьв, иногда обмазанному жиром [8, с.132]. Подобные состязания присутствовали и в родильной обрядности ногайцев. В прошлом в доме роженицы односельчане устраивали ночные развлечения агаш ат («деревянный конь») -шумные состязания, разыгрываемые в первые дни после ее родов, целью которых было не подпустить к новорожденному и матери злых духов [13; 14]. Цель игры - поддержание равновесия на качающейся палке длиною 200-300 и диаметром 5-10 см. Верхний (наиболее толстый) конец палки закрепляется на высоте 100 см от пола, а нижний - свободно упирается в землю. Участник принимает следующее исходное положение: садится на подвесную палку, ноги вытянуты и направлены в сторону нижнего конца, палки, левой рукой игрок страхуется, держась за веревку, крепящую верхний конец палки к потолку, суку дерева и т.п. В правой руке держит хворостину или плеть. Установив равновесие, освобождает левую руку и пытается трижды ударить плетью (хворостиной) по палке спереди, сзади, слева и справа. Выигрывает тот, кому удается после этой процедуры усидеть на палке [15]. Такие игры, по сути, были разновидностью обряда шаьвшеке, устраиваемого кубанскими ногайцами у постели тяжелобольного или раненного человека [16].
Большой популярностью пользовалось лазание по канату май ягылган арканга минуьв. Ходьба на ходулях нередко сопровождалась единоборством какез ойын, при котором соперники стремились стащить друг друга с ходулей. От игроков требовались ловкость, сила, умение крепко стоять на ходулях и держать равновесие. Большое прикладное значение имел бег на различные дистанции, прыжки в длину, в том числе с шестом, эстафеты с различными предметами или преодолением препятствий. Так, игра в чехарду бири биринин уьстинен каргув заключалась в перепрыгивании друг через друга. Еще одна игра - улак тартыс («козлодрание»). В середине поля размером 500x250 м очерчивался финишный круг диаметром 2 м, на который участники стремились забросить тушу козла - улак. В начале игры улак находился в 400 м от центра. Участники выстраивались на стартовой линии вблизи финишного круга и по сигналу судьи скакали кулаку, стремясь в силовой борьбе завладеть им [7; 11]. Канат из бычьей шкуры крепился на высокой перекладине, наверху устанавливался приз коьз борк (что значит «ореховая шапка»), внутри которой лежали всевозможные лакомства. Умение состязаться в йинъишке бурыста юруьв («хождение по тонкому бревну») развивало чувство равновесия, необходимого при прохождении речек и оврагов, приучало к согласованности, взаимопомощи и взаимостраховке [10, с.18].
Командные игры с мячом проводились по заранее определенным правилам и на специальной игровой площадке. Примером такой игры служит ак-бор / акх-бор («белый мел»): «Играющие разделяются не две партии. Один берет в руки кусок извести или мела (бор) величиною в кулак и кидает его как можно дальше, а все остальные закрывают в это время свои глаза. Когда они откроют глаза, то рассыпаются во все стороны и ищут брошенный кусок мелу. Та партия, которая найдет его, едет на спинах другой с того места, где найден, до того места, откуда брошен» [1, с.62-63]. В игре орныньдан каткып-шабысув («прыжок-преследование») участвуют две или несколько команд, каждая из которых разделена на две половины. Все прыгуны имеют порядковые номера. Прыгает первый номер. Нужно заметить следы, оставленные его пятками. Второй номер прыгает, поставив носки своих ног у следов, оставленных на земле пятками прыгнувшего перед ним участника и т.д. Для прыжков в обратном направлении командам следует поменяться местами, чтобы предоставить преимущества той команде, которая опередила своего противника при движении вперед. Побеждает команда, которая ближе подойдет к линии старта или дальше перейдет за эту линию [10, с.20-21]. К другим, появившимся уже в советское время, играм относятся: сигналды кара
(«следи за сигналом»), тыньланъыз («внимание!»), топ уьшин ымтылысув («рывок за мячом»), командаман оравлыкты енъип шабув («бег командами с преодолением препятствий»), таякпан узакка каткув («прыжки в длину с шестами») и др. [10]. С другой стороны, у этих игр имеется историческая основа - состязание яяв шабысув («состязание бегунов»). О бытовании этого вида спорта у оренбургских и астраханских ногайцев пишет В. Мошков: «Бегают сначала старики, потом молодые и наконец дети. Наградой победителю в этого рода состязании бывают обыкновенно крашенные яйца и шишара» [1].
Боевые состязания. Редкий праздник у ногайцев проходил без национальной борьбы куърес, которая получила широкое отражение в фольклоре, художественной и научной литературе. Встречаются упоминания о куьресе, как одном из видов рукопашного боя. В соревнованиях могли принимать участие, как местные, так и приезжие прославленные борцы пелуаны, а также любой из присутствующих зрителей. Борцовским ковром служил войлочный ковер кийиз, разостланный на травяной площадке. Спортивная одежда участников состязания обычно состояла из шаровар, длиной ниже колен, и кожаного пояса кайыс бельбев. В. Мошков дает ценную информацию о правилах боя, уточняя, что «дозволяется один только способ одолеть противника, - это на подъем кутэрип, т.е. более сильный из борющихся поднимает другого на воздух и тогда роняет на землю. Все другие способы считаются неправильными» [1, с.48-49]. Исследователь Н.Дубровин, описывает соревнование борцов следующим образом: «На середину выходят двое состязающихся, сбрасывают с себя лишнюю одежду, и даже обувь, чтобы тверже опираться об землю. Взявшись за ремни, которыми каждый из борющихся крепко опоясан, они стараются повалить друг друга. При равной силе это состязание продолжается довольно долго, пока один не повалит другого при одобрительных криках зрителей. Сев на середину круга, победитель вызывает новых желающих на состязание с собою, если ему удается побороть двух или трех, то получает приз. В случае сомнения, кто остался победителем, ведется спор, разрешаемый общим советом» [2, с.274]. Победитель байры, поборовший всех остальных, получал в приз от отца жениха деньги от 3 до 10 руб., шелковый халат или барана. Следующий за ним тоже получал. Бойцовские состязания и кулачные бои устраивались во время проведения свадеб и разных общественных праздников призы [1, с.50-51].
Помимо борьбы, силачи могли состязаться в толкании камня тас атув и поднятии тяжести аурлыкты коьтерув [8, с.132]. У крымских ногайцев в первый день свадьбы в доме родителей жениха проводятся боевые состязания: «...жених вместе с музыкантами отправляется на более просторное место, где должна начаться борьба. Впереди несут длинный шест, увешанный платками, шарфами и вышивками - презентами для будущего победителя. Жених участвует в качестве зрителя. Во время борьбы оркестр исполняет особый мотив - куреш авасы («танец борьбы» <...>). Борьбу открывают дети, затем в нее включаются взрослые. По окончании борьбы победителя торжественно - на коне, под музыку - сопровождают во двор жениха. <...> Затем он со всеми прощается и, забрав подарки, уходит домой» [5, с.49].
Конные состязания. Верховая езда оставалась на протяжении столетий главным направлением физической культуры ногайцев. Уже сам процесс социализации у ногайцев был сопряжен с приобщением к верховой езде и уходу за лошадями. Освоению навыков, необходимых конному воину, служили такие виды состязаний, как скачки, борьба всадников, вольтижировка, метание аркана, стрельба из лука и т.д. Все разновидности конных игр и состязаний можно было видеть на различных семейных и свадебных пиршествах, во время земледельческих праздников. В скачках могли участвовать мужчины разных возрастных групп - от подростков (с 14 лет) до стариков. Для участия в состязаниях на праздник съезжались гости из окрестных селений. Победителям состязаний вручались призы [17].
Спортивные состязания проводили по поводу первого бритья волос ребенку бас кетеруьв по исполнении ему одного года; на празднике в честь обрезания суннут-той, которое как писал В. Мошков, «производится ребятам не старше семилетнего возраста. Тот хозяин, у которого в доме бывает обрезание, должен дать приз на скачки и приз бывает хороший: иногда дают быка или лошадь. Приз этот называется бангэ. Праздник суннут-той считается преимущественно стариковским» [1, с.51].
Об особенностях их проведения на празднике сабантой оренбургскими ногайцами писал В. Мошков: «В день празднества утром джигиты, участвующие в состязательных скачках,
собираются в условленном пункте, откуда под управлением надежного человека, выбранного муллой, направляются к назначенному для скачки месту. Едут туда, то шагом, то рысью. Приехавши на место, старший выстраивает всех участвующих в скачках в одну линию, и по команде: «раз, да, три» начинается скачка. Дистанция для скачек около 20 верст; часть их проходится рысью, часть в карьере. Цель скачущих - станица и то место в ней, где назначена раздача призов. Призы для победителей заготовлены заранее. Для этого втыкается ряд высоких кольев, на которые привязываются призы <...>. При раздаче призов присутствует обыкновенно вся станица от мала до велика с муллой во главе» Этот же автор отмечал: «Призы для победителей заготовлены заранее. Для этого втыкается ряд высоких кольев, на которые привязываются призы: 1-ый, 2-ой и т.д. 1-ый приз обыкновенно составляют 20-30 ар. ситцу, 2-ой около 15 ар., 3-ий - 10 ар., 4-ый -ар. Остальным раздаются платки. При раздаче призов присутствуют обыкновенно составляют 20-30 ар. ситцу, 2-ой около 15 ар., 3-ий - 10 ар., 4-ый - 5 ар. Остальным раздаются платки» [1, с.48]. Н. Дубровин дополняет: «Женщины и девушки принимают участие и стекаются со всех сторон на праздник. Им предоставляется право присуждать победителям и удальцам премии и призы, добровольно жертвуемых в подобных случаях. Призы эти состоят из шелковых и бумажных поясов, платков, шапок и красных сафьяновых, остроконечных башмаков без подошвы, а богатые дарят баранов, коров и даже лошадей» [2, с.273].
О значении конных скачек для ногайцев Северного Кавказа можно судить по следующей заметке, опубликованной в 1877 г.: «Скачка состоялась в Ставрополе при многочисленном стечении народа в 28 день мая, <...>, скакало всего 47 лошадей, принадлежащих к различным местным породам, между которыми были и лошади трухменских, ногайских и других местных производителей. Действительными соперниками, однако, на скачке оказались только три лошади: гнедая 5 лет кобылица караногайца Абусалема Муталемова (Муталимов - Б. К.; З. З.), ездок караногаец-же Абдул-Гане, 2) мерин рыжий 6 лет ногайского завода, ездок кизлярский ногаец -Сара Кармалеев и 3) серый жеребец 10 лет завода Исакой Муллы, <...>, ездок ногай Салдыбай Джанибегов. Пальма первенства осталась, однако, за наездником Абдулом Ганом, который и получил первый Имп. приз на перескачку <...>. Во вторую шестиверстную дистанцию, первый Императорский приз взял Абусалем Муталемов, кобылица которого проскакала это расстояние в 91/2 минуты, причем все соперники остались за флагом <...>. Приз состоял из серебряной вазы. В заключение, автор заметки указывает на то, что скорость езды на скачке 1851 года превосходит скорость 1850 г., когда выигравшая лошадь проскакала первую дистанцию в 11 мин. 20 сек, а последнюю в 10 мин. 32 сек.» [18, с.48-49]. В этих же известиях находим другую информацию о скачках: «17 мая 1855 года состоялась <...> конская скачка на Императорские призы; состязавшихся было до 40, большею частью из ногайцев, кочующих по Ставропольской губернии. Императорский приз взят лошадью караногайца Муталимова. Замечательно, что лошадь эта и до 1855-го года, со дня основания скачек, почти ежегодно брала призы. На то чтобы проскакать двенадцативерстную дистанцию было употреблено времени 19 мин. 27 саж.» [19, с.161].
Исключительное значение верховой езды в жизни ногайцев предопределило необычайное разнообразие конных состязаний. Приведем самые распространенные из них.
У крымских ногайцев участники свадебного поезда устраивают конные состязания: «На остановке в степи или на окраине города вокруг повозок начинаются состязания на лошадях, джигитовка и танцы, сопровождаемые музыкой» [5, с.49]. К древним спортивным состязаниям кубанских ногайцев, проводившимся по случаю заключения брака, восходят скачки кыз куу -погоня за девушкой (невестой). На старт вызывались девушка (кыз) и джигит (йигит), причем йигит отводился на некоторое расстояние назад (гандикап), а после старта старался догнать девушку и сорвать с ее головы платок (яулык), чтобы доказать свою победу. А девушка, наоборот, старалась уйти от преследователя и стать первой на финише[8, с.131]. Проводились скачки, приуроченные к последующим дням свадьбы: «На второй день <...> является к невесте отец жениха и приносит с собою штук 15 платков, которые будут выданы в виде призов состязающимся в скачках. Собирается туда же 20-30 молодых джигитов, желающих состязаться на лошадях верхом. Отец жениха берет один из принесенных платков и дает одному из состязающихся парней. Последний скачет с своей добычей на утек, держа платок за один конец в вытянутой правой руке. Все остальные парни скачут вслед за ним и стараются вырвать платок из его рук. За тем парнем, которому удается вырвать платок, бросаются все остальные и т.д. до тех пор, пока кому-нибудь не
посчастливится ускакать с платком, который и становится для него наградою. Та же история повторяется со вторым платком, с третьим и т.д.» [1, с.50-51].
Узакка шабысув - скачки на длинные (и сверхдлинные) дистанции. С данного состязания обычно начинались все спортивные праздники. Скачки проходили на пересеченной местности, изобиловавшей различными естественными препятствиями. Побеждал не тот, у кого более резвая и выносливая лошадь, а тот, кто умел быстро оценить обстановку, правильно распределить силы лошади на дистанции. Къуланлар шабысы - скачки на короткие дистанции на трехлетних лошадях, которыми управляли молодые и легкие, но уже опытные наездники. «Кроме больших скачек с дистанцией 20 верст бывают еще и малые скачки в 10 верстной дистанцией.» [1, с.48].
Он же пишет о скачках у астраханских ногайцев, проводимых «весною на новый год Амель 10-го Марта. Дистанция для них назначается 3-4 версты, потому что дальше местность не позволяет, иногда же скачут несколько раз вокруг одного и того же бугра» [1, с.50].
Йорга шабыс - скачки на иноходцах, проводимые на короткие дистанции. Йорга — это иноходец, движения которого отличались мягкостью и ритмичностью. При беге правая передняя и правая задняя (левая передняя и левая задняя) ноги лошади выносились вперед одновременно. Во время состязаний хорошие йорга никогда не переходили на обычный бег. За каждое нарушение этого правила участники состязаний штрафовались, после третьего нарушения снимались с дистанции.
Многие виды состязаний требовали от наездников особой смелости и ловкости, поэтому в нем участвовали молодые люди, достигшие 18 лет. Наездничество йигитлик включало в себя различные упражнения: всадники на скаку поднимали с земли платок, мелкие предметы, стреляли из лука в мишень, метали аркан на лошади, выполняли различные элементы джигитовки. Во время скачек куъмис алув (букв. - «получение серебра») всадник на полном скаку, наклонившись вниз, поднимал небольшие призы, лежавшие на расстоянии друг от друга. Победителем считался наездник, поднявший с земли наибольшее количество призов [11]. Большая физическая сила, ловкость и умение обращаться с конем требовалась от участников конных единоборств: авдастырув, когда всадники стремились стащить один другого с коня и ат омырауластырув -вытеснение на конях из круга. В состязании на быструю упряжку атегу, по команде стартера участники выстраивались в одну линию с определенным интервалом. По команде «атларды егинъиз!» быстро запрягали лошадей и начинали скачку. Победителем считался тот, кто быстрее доехал до финиша. Атлы ман яув шабысув («состязания в беге пеших с всадниками») - скачки, проводимые на дистанции до 1 км, причем пеший получал фору в половину дистанции. По сигналу стартера (выстрел из пистолета или ружья) оба устремлялись к финишу. Побеждал тот, кому удавалось достичь финиша первым [11]. Не разрешалось пользоваться кнутом, наносить какие-либо удары противнику и его лошади, побеждал тот, кто умел быстро и точно привести в движение своего коня.
Улак тартыс - «козлодрание». В середине поля размером 500x250 м очерчивался финишный круг диаметром 2 м, на который участники стремились забросить тушу козла. В начале игры улак находился в 400 м от центра. Участники выстраивались на стартовой линии вблизи финишного круга и по сигналу судьи скакали к улаку, стремясь в силовой борьбе завладеть им. В стрельбе из лука на дальность и меткость ок атув мог участвовать любой мужчина, без ограничения возраста. Стрельбище, как правило, располагалось за аулом на ровной площадке. В почете была стрельба из лука у всадников, которые должны были на скаку лошади поразить цель. На расстоянии 70-80 метров вешали войлок кийиз, на котором чертили мишень, в других случаях мишенью служила доска [8; 11].
Необходимо отметить, что и в ХХ в. состязания в дисциплинах конного спорта у ногайцев во многом остаются достаточно популярными, хотя их этнографический характер постепенно уступает место более современным формам спортивных состязаний. В этом отношении продолжателем традиций ногайских наездников стал Анвар Эрежепович Зекашев (1929-2009), жокей, мастер международной категории. Он объехал весь мир, высоко держа марку советского конного спорта, А. Э. Зекашев оставил целую плеяду учеников Зекашева, перечислить которых не представляется возможным. За ним стоят множество рекордов, достичь которых больше не удалось никому - в один день выиграл 13 скачек из 13 в которых участвовал, - это в Алма-Ате. Шесть международных скачек из шести разыгрываемых - в Праге. В его послужном списке
имеются награды, врученные С.М. Будённым, К.Е. Ворошиловым. В составе советской команды жокей А.Э. Зекашев был на приёме у президента США Р. Никсона, во дворце английской королевы Елизаветы II [20].
Туйе шабысы (букв. - «верблюжьи бега»). Этот вид спортивных состязаний был известен у животноводов ещё с древних времён. Богатые кочевники-ногайцы устраивали на праздниках верблюжьи бега. Это завораживающая картина, когда грациозные, крупные, благородные животные, состязаются в скорости и выносливости. К скачкам готовили юношей с лёгким весом. Если верблюд владельца побеждал на скачках, то к нему сразу выстраивалась очередь из желающих купить себе такого бегуна. Быть владельцем верблюда-победителя было очень почетно и выгодно.
Отдавая дань традициям предков, в Астраханской области верблюжьи бега проводятся и в настоящее время. В состязании участвуют двугорбые верблюды, бактрианы, самые крупные в мире. В Астраханской области их больше пяти тысяч. В бегах 2006 г. принимали участие 40 животных от трех лет и старше; в бегах-2009 г. принимали участие животные хозяйств Красноярского, Наримановского, Харабалинского, Енотаевского районов Астраханской области. Проводились верблюжьи бега и в 2019 г. В финальных забегах победитель удостоился приза министра сельского хозяйства РФ [21].
В народных играх ногайцев нашли отражение в опосредованной форме исторический путь, труд, досуг, обряды и менталитет степняков. Они представляют собой целостную систему, в которой каждая группа имеет своё функционально-бытовое назначение, обусловливающее специфику игр и состав участников каждой из них.
Помимо рассмотренных игр у ногайцев бытовало большое количество детских игр, которые являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания детей и молодежи. Многие игры к настоящему времени забыты, многие видоизменились, но некоторые из них сохранились в традиционной форме и продолжают бытовать в настоящее время. Народные игры ногайцев составляют ценный, неповторимый игровой фольклор, органичную часть уникальной национальной культуры, которые призваны служить целям физического и духовного воспитания подрастающего поколения. Таким образом, физическое воспитание, у ногайцев часто осуществлявшееся в игровой форме, всегда носило по преимуществу общественный характер, а его цели обусловливались потребностью общества в физически и духовно развитой молодежи, способной и далее воспроизводить культурный тип степняков.
Литература и источники
1. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края // Изв. общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском ун-те. - Казань, 1894. - Т.12. - Вып. 1-2. - С. 1-67.
2. Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кавказ. -СПб., 1871. - Т.1. - Кн. 1. - 640 с.
3. Мутенин И.Т. Ачикулакские ногайцы. Махачкала, 1928-1930 гг. // Институт истории, археологи и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. Ф.5. Оп.1. Д.67.
4. Мутенин И.Т. Исторические сведения о ногайцах и караногайцах, населяющих Грозненскую область // Известия Грозненского областного научно-исследовательского института и музея краеведения. Вып.1. - Грозный, 1948. - С. 129-135.
5. ШерфединовЯ. Звучит кайтарма. - Ташкент, 1978. - 231 с.
6. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1988. - 232 с.
7. Калмыков БХ. Ногай бала ойынлары // Ногай давысы. - 1992. - 8 августа.
8. Калмыков Б.Х. Самобытные физические упражнения и игры у тюркских народов // Половецкая луна. - 1994. - № 1(8). - С. 129-134.
9. АюбовВХ. Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа. Дисс. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. - 174 с.
10. Аюбов ВХ. Физические упражнения и игры тюркских народов, и их значение и влияние на учебный процесс. Методическое пособие. - Черкесск: КЧГТА, 2009. - 44 с.
11. Мусакаев И.Б. Ногайлар // Ногай давысы. - 1992. - 27 мая. - № 61-62 (5683).
12. Капаев С.И. Ногайдынъ уйи (Ногайский дом). Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1995. - 216 с.
13. Информант Карагулова М. С., 1905 г.р. // Полевые записи (далее - ПЗ) Зинеевой З.З. в 1990 г., с. Терекли-Мектеб, Ногайский район, ДАССР.
14. Информант Зинеева К.Т.-А., 1949 г.р. // ПЗ Зинеева З.З. в 2019 г. с. Червленые-Буруны, Ногайский район, РД.
15. Информант. Аюбов В. Х., 1953 г.р. // ПЗ Зинеева З.З. в 2019 г., г. Черкесск, КЧР.
16. Информант Капаев С. И. 1927 г.р. // ПЗ Зинеева З.З. в 1999 г., г. Черкесск, КЧР.
17. Информант Рахмедов С.К., 1935 г.р.// ПЗ Зинеева З.З. в 1999 г., г. Черкесске, КЧР.
18. Конская скачка на Императорские призы // Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Т.4. - Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1875-1877. - С.37-55.
19. Конская скачка в Ставрополе // Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Т.4. -Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1875-1877. - С. 157-174.
20. Информант Зекашев А.А., 1963 г.р. // ПЗ З.З. Зинеевой в 2020, г. Минераловодский район, Ставропольский край.
21. Информант Э.Д. Хасанова, 1965 г.р., ПЗ Зинеевой З.З. в 2020 г., г. Астрахани.
References and Sources
1. Moshkov V. A. Materialy dlya harakteristiki muzykal'nogo tvorchestva inorodcev Volzhsko-Kamskogo kraya // Izv. obshchestva arheologii, istorii i etnografii pri imperatorskom Kazanskom un-te. - Kazan', 1894. - T.12. - Vyp. 1-2. - S. 1-67.
2. Dubrovin N. F. Istoriya vojny i vladychestva russkih na Kavkaze. Ocherk Kavkaza i narodov ego naselyayushchih. Kavkaz. - SPb., 1871. - T.1. - Kn. 1. - 640 s.
3. Mutenin I.T. Achikulakskie nogajcy. Mahachkala, 1928-1930 gg. // Institut istorii, arheologi i etnografii Dagestanskogo federal'nogo issledovatel'skogo centra RAN. F.5. Op.1. D.67.
4. Mutenin I.T. Istoricheskie svedeniya o nogajcah i karanogajcah, naselyayushchih Groznenskuyu oblast' // Izvestiya Groznenskogo oblastnogo nauchno-issledovatel'skogo instituta i muzeya kraevedeniya. Vyp.1. - Groznyj, 1948. - S. 129-135.
5. SHerfedinov Ya. Zvuchit kajtarma. - Tashkent, 1978. - 231 s.
6. Kalmykov I.H., Kerejtov R.H., Sikaliev A.I.-M. Nogajcy. Istoriko-etnograficheskij ocherk. - Cherkessk, 1988. - 232 s.
7. Kalmykov B.H. Nogaj bala ojynlary // Nogaj davysy. - 1992. - 8 avgusta.
8. Kalmykov B.H. Samobytnye fizicheskie uprazhneniya i igry u tyurkskih narodov // Poloveckaya luna. - 1994. - № 1(8). - S. 129-134.
9. Ayubov V.H. Istoriko-pedagogicheskie predposylki formirovaniya tradicionnoj fizicheskoj kul'tury nogaj skogo naroda. Diss. ... kand. ped. nauk. -Karachaevsk, 2006. - 174 s.
10. Ayubov V.H. Fizicheskie uprazhneniya i igry tyurkskih narodov, i ih znachenie i vliyanie na uchebnyj process. Metodicheskoe posobie. - Cherkessk: KCHGTA, 2009. - 44 s.
11. Musakaev I.B. Nogajlar // Nogaj davysy. - 1992. - 27 maya. - № 61-62 (5683).
12. Kapaev S.I. Nogajdyn" uji (Nogajskij dom). Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1995. - 216 s.
13. Informant Karagulova M. S., 1905 g.r. // Polevye zapisi (dalee - PZ) Zineevoj Z.Z. v 1990 g., s. Terekli-Mekteb, Nogajskij rajon, DASSR.
14. Informant Zineeva K.T.-A., 1949 g.r. // PZ Zineeva Z.Z. v 2019 g. s. Chervlenye-Buruny, Nogajskij rajon, RD.
15. Informant. Ayubov V. H., 1953 g.r. // PZ Zineeva Z.Z. v 2019 g., g. Cherkessk, KCHR.
16. Informant Kapaev S. I. 1927 g.r. // PZ Zineeva Z.Z. v 1999 g., g. Cherkessk, KCHR.
17. Informant Rahmedov S.K., 1935 g.r.// PZ Zineeva Z.Z. v 1999 g., g. Cherkesske, KCHR.
18. Konskaya skachka na Imperatorskie prizy // Izvestiya Kavkazskogo otdela Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. T.4. - Tiflis: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Namestnika Kavkazskogo, 1875-1877. - S.37-55.
19. Konskaya skachka v Stavropole // Izvestiya Kavkazskogo otdela Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. T.4. - Tiflis: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Namestnika Kavkazskogo, 1875-1877. - S. 157-174.
20. Informant Zekashev A.A., 1963 g.r. // PZ Z.Z. Zineevoj v 2020, g. Mineralovodskij rajon, Stavropol'skij kraj.
21. Informant E.D. Hasanova, 1965 g.r., PZ Zineevoj Z.Z. v 2020 g., g. Astrahani.
КАРДАНОВА-КАРАСОВА БЭЛА БАУБЕКОВНА - кандидат искусствоведения, независимый исследователь (г. Черкесск, Россия).
ЗИНЕЕВА ЗАИДА ЗАЛИМХАНОВНА - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии и искусства народов КЧР, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований.
KARDANOVA-KARASOVA, BELA B. - Ph.D. of Arts, Independent Researcher (Cherkessk, Russia) ([email protected]).
ZINEEVA, ZAIDA Z. - Ph.D. in History, Leading Researcher of the Department of of Ethnology and Art of the Peoples of the KChR, Karachay-Cherkess Institute for Humanities Research (Cherkessk, Russia) ([email protected]).
УДК 93(571.56):725.94 DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-183-192
ХОХОЛОВА И.С., ПЕСТЕРЕВА К.А., КЫСЫЛБАИКОВА М.И. ПАМЯТНИКИ В СЕМИОТИКЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ3
Ключевые слова: Южная Якутия, промышленные города, семиотика, памятник, символическое пространство города, история.
В статье изучены особенности символического пространства промышленных городов Южной Якутии. Предметом исследования послужили памятники в семиотике городского пространства промышленных городов Южной Якутии, таких как Алдан, Томмот, Мирный, Ленск, Удачный и Нерюнгри. В рамках исследования использованы метод декодирования города в рамках материального символизма, метод-опроса, историко-генетический метод, обусловленный принципом историзма. Обобщенная авторами классификация памятников по назначению, символическое декодирование города и символические памятники-маркеры в восприятии когнитивной модели городского пространства жителями промышленных городов Якутии легли в основу статьи. Выявлена специфика в символическом пространстве промышленных городов Южной Якутии в функциональной семиотике памятников, посвященных: 1) историческим событиям города, связанным с освоением Южной Якутии, покорением таежных дебрей, строительством дорог, созданием населенных пунктов, открытием природных недр и ресурсов, 2) героям, посвятившим себя покорению тайги, строительству дорог, открытию недр.
KHOKHOLOVA, I.S., PESTEREVA, K.A., KYSYLBAIKOVA, M.I. MONUMENTS IN THE SEMIOTICS OF THE URBAN SPACE OF INDUSTRIAL CITIES IN SOUTH YAKUTIA
Key words: Southern Yakutia, industrial cities, semiotic, monument, symbolic space of the city, history.
3 Работа выполнена в рамках проекта РФФИ №20-011-31324 «Символическое пространство северных городов Республики Саха (Якутия) в контексте социально-политических процессов».