^ Образование в сфере культуры
гические ориентиры, методические задачи, практические проблемы. Это, в свою очередь, потребует дальнейшего совершенствования методологической и теоретико-методической составляющих образовательного процесса в вузе, обогащения практического компонента методики и технологии обучения студентов, в частности профессиональной подготовки му-
Примечания
1. Горбаткин И. М. Формирование готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в условиях вариативного образования : дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. Москва, 2003. 168 с.
2. Деза Е. И. Индивидуальные траектории фундаментальной подготовки учителя математики в условиях вариативного образования : автореф. дис. на соиск. учен. ст. д-ра пед. наук. Москва, 2012. 50 с.
3. Мансурова А. П. Модульный подход к музыкально-педагогической подготовке: статья // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 56—62.
4. Черватюк П. А. Инновационные методики развития профессионального мастерства музыканта в вузе: статья // Искусство и образование. 2011. № 3. С. 48—52.
зыкантов-педагогов — бакалавров и магистров педагогического образования музыкальных профилей. В то же время мы уверены, что решение новых задач будет проходить намного продуктивнее с учетом результатов, достигнутых в процессе современной перестройки музыкально-педагогической деятельности в вузе.
РАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРНЫЕ ВУЗЫ
УДК 72.013:37.047
Ф Л. А. Кольстет, О. А. Кольстет Ф
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
Одной из наиболее актуальных проблем современной высшей школы является определение критериев и системы оценки знаний абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения. Особую сложность представляет система отбора в узконаправленные, профильные вузы, для которых, зачастую, необходимо разрабатывать особые, специализированные системы и принципы оценки. Одной из таких специфических сфер образования, требующих специальных подходов, является сфера обучения архитектурным и строительным специальностям. В данной отрасли среди прочих используется такой критерий оценки, как умение создавать композицию. В статье представлен анализ подходов различных архитектурных вузов России и зарубежья к вступительному экзамену по композиции. Рассмотрены критерии оценки при проверке работ. Сделаны выводы по наиболее перспективному методу обучения для достижения наилучшего результата. Ключевые слова: архитектурные вузы, творческие вступительные испытания, композиция, критерии оценки, рисунок по представлению.
КОЛЬСТЕТ ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры и градостроительства Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
KOL'STET LIUDMILA ANATOL'EVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of Architecture and Urban Planning, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
КОЛЬСТЕТ ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
KOL'STET OL'GA ANATOL'EVNA - senior teacher of Department of Architecture and Urban Planning, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected], [email protected] © Кольстет Л. А., Кольстет О. А., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
L. A. Kol'stet, O. A. Kol'stet
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
TRADITIONAL APPROACHES TO TEACHING COMPOSITION FOR ADMISSION TO ARCHITECTURAL COLLEGES
One of the most urgent problems of modern higher education is the definition of criteria and evaluation system of knowledge of applicants for admission to higher education. Of particular difficulty is the selection system in narrowly focused, specialized high schools, which often need to develop specific, specialized systems and valuation principles. One of these specific areas of education, require special approaches is area of study architectural and construction trades. In the industry, among other uses such evaluation criteria as the ability to create a song. The paper presents an analysis of the approaches of different architectural schools in Russia and abroad for the entrance exam for the composition. Evaluation criteria considered when checking the work. The conclusions for the further training the most promising methods to achieve the best result.
Keywords: architectural universities, creative entrance test, composition, evaluation criteria, drawing on the proposal.
В архитектурных вузах нашей страны и странах ближнего зарубежья представлены различные подходы к вступительному испытанию по композиции для направления «Архитектура» (бакалавриат).
Первый подход подразумевает под понятием «композиция» натурный рисунок натюрморта из геометрических тел, что не дает возможности увидеть и раскрыть творческий потенциал абитуриента. Второй был впервые введен в 1980-х годах, это была композиция на за дан ную тему по представ лению из геометрических тел. Акцент переносится с академического рисунка на изучение пропедевтических заданий из области объемно-пространственной композиции [1]. Композиционные задания важны для формирования психологической характеристики профессио-наль ного соз на ния архи тек тора, так как развивают творческое пространственное мышление и воображение. Поэтому возникает необходимость вводить в методику обучения упражнения формальной тематики, которые раскрывают основы композиции, через отвлечен ные эле мен ты без кон крет ного при зна ка сти ля.
Обобщение имеющегося методического опы та отдельных архитектурных школ в построении композиционных заданий является эмпирическим и не способно избежать случай но стей, ис хо дя из это го, лю бая тео рия требует научных обоснований. Абстрактно-
образные обобщения и являются основным дидактическим материалом архитектурной пропедевтики. Методика с самого начала предусматривает формирование общих понятий и закономерностей архитектурных композиций, которые присущи всем без исключения проектным объектам, без учета их конкретного функционального назначения. В худо-же ст вен ном про цес се важ ную роль иг ра ют образные обобщения. Образные обобщения проявляют себя как образы памяти, как оперативные единицы творческого действия и формы визуализации найденных композиционных идей. Источниками создания таких отвлеченных образов могут служить изображения в виде рисунка, схемы, объемно-графической модели. Наиболее ценной в этом ряду является объемно-графическая модель, так как в ней наиболее ярко отображена наглядность формообразования при изложении теоретических положений композиции. Поэтому на первом эта пе ус вое ния в до про фессио наль-ном периоде действия должны выполняться в материализованной форме (объемно-графических моделях) и лишь затем действия абстрагируются от предметной чувственности, обобщаются, свертываются, переходят в план идеальный. Этим оптимальным инструментом высту пает объем но-пространст вен ная композиция, которая, согласно теории поэтапного формирования нового умственного действия, является допрофессиональным
ф
Рисунок 1. Примеры работ по «Композиции» и критерии оценки ведущих архитектурных вузов России
МАРХИ (МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ)
СООТВЕТСТВИЕ ВЫПОЛНЕННОГО РИСУНКА ЗАДАНИЮ;
КОМПОЗИЦИОННАЯ ИДЕЯ В ЦЕЛОМ, ГАРМОНИЧНОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ; [ КОМПОНОВКА ЛИСТА;
ГРАМОТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ, ПРАВИЛЬНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ И ВРЕЗОК; [ СЛОЖНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ; г ГРАФИКА, ТОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ; ЗАВЕРШЕННОСТЬ РАБОТЫ
Ростовская архитектурная школа
^МЕНИЕ ПОДРОБНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОРМУ (ВЕЛИЧИНУ, ПРОПОРЦИИ, ПОЛОЖЕНИЕ И ВЗАИМНОЕ ^РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ); ^УМЕНИЕ ОПЕРИРОВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОБРАЗАМИ ПРИ СОЗДАНИИ КОМПОЗИЦИИ НА I ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМАТИКУ;
I УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ; ' КОМПОНОВКА РАБОТЫ НА ЛИСТЕ ЗАДАННОГО ФОРМАТА;
' ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ТЕЛ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ЗАДАННЫМ ПРОПОРЦИЯМ; ВРЕЗАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ДРУГ В ДРУГА; ПЕРЕДАЧИ СВЕТОТОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ.
$
УРАЛГАХА (УРАЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
ГАРМОНИЧНОСТЬ ФОРМЫ, ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ; ВЫЯВЛЕНИЕ УКАЗАННОГО В БИЛЕТЕ ВИДА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ;
ГРАМОТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ; I СООТВЕТСТВИЕ ПЛОСКОСТНОГО И ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ; Нр КАЧЕСТВО РИСУНКА - ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ; Г КОМПОНОВКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ПОЛЕ.
СПБГАСУ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИИ ГОС. АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫИ УНИВЕРСИТЕТ)
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ СОЧЕТАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И УЧЕТ ИХ РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ^ПЛАСТИЧЕСКОЙ И СИЛУЭТНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИИ;
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНЧЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ;
I | СООТВЕТСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСХОДНОЙ КОМБИНАЦИИ ФИГУР ТРЕБОВАНИЯМ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА;
|■ ГРАМОТНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ЛИНИЙ ВРЕЗОК;
КАЧЕСТВО ГРАФИЧЕСКОЙ ПРОРАБОТКИ ОБЪЕМНОЙ МОДЕЛИ; >
КОМПОНОВКА ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЛИСТ.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
способом развертывания предметно-знакового материала архитектуры.
Перевод сознания от обыденного в направлении к профессиональному состоит в обращении к понятию архитектурного пространства как центральной категории профессионального сознания и его композиционному развертыванию, для чего необходимо развитие мышления как одной из форм ориентировки, осуществляющихся на основе понятий и категорий. Напрямую воздействовать на мышление невозможно, можно влиять только кос вен но, соз да вая ус ловия для раз вития че рез по ста новку оп ре де лен ных за дач, где объекты выступают в материализованной форме [2]. Следовательно, главное внимание должно быть направленно на совершенствование конкретных приемов и способов осуществления композиционного практикума -на постановку, формулирование условий заданий, обеспечение необходимой творческой об ста нов ки, форм взаи модей ст вия пре пода-вате ля и уча щихся.
Рассмотрим несколько примеров заданий и их результатов, предлагаемых рядом вузов, использующих различные методики подготовки к вступительному экзамену по композиции, представленные на рисунке 1.
Так, например, в архитектурных вузах Ук-раи ны эк за мен по ком пози ции пред став лен в виде натюрморта из геометрических тел, в ко-неч ном сче те это при водит к дуб ли ро ва нию вступительного испытания по рисунку.
В МАРХИ (г. Москва) же во время вступительного испытания абитуриенту выдается кар точ ка с те ла ми, пред став лен ны ми в ор то-тональных проекциях. На проекциях точно ука за ны их пропорции, а ря дом да на общая схема, по которой можно определить соотношение различных тел между собой. Конкретной темы композиции не ставится. Абитуриенту предлагается связка двух тел, представлен ных в оп ре де лен ных про ек ци ях, на ко то-рых стрелками задается точка зрения на эти элементы [3]. Автор лишается определенной степени свободы и уже не имеет права выбирать наи более ин терес ную для сво ей рабо ты точку зрения. Другой проблемой является отсутствие конкретно поставленной темы ком-
по зи ции, так как аби ту риент может про работать и под го то вить зара нее лю бую те му с раз-лич ны ми вида ми связок.
В УралГАХА (г. Екатеринбург) требуется разработать композицию и представить ее в двух проекциях: плоскостная композиция и объемно-пространственная композиция, соответствующая плоскостной композиции. В экзаменационном билете указываются два пункта задания: набор геометрических тел для дальнейшего их преобразования, а также один из ви дов про странст вен ной ком по зи-ции (открытое пространство, открытое пространство с центральной формой, полуоткрытое пространство, закрытое пространств) [4]. Дан ные виды ком позиции имеют ассоциативную связь с ти па ми ре аль но го ар хи тек тур но-го пространства: открытое пространство - с площадью, сквером, двором, полуоткрытое - с бе сед кой, на ве сом, за кры тое - с ин терь ером здания. Так же как и в МАРХИ, композиция должна обладать качествами гармоничной архи тек тур но-про стран ст вен ной фор мы (целостностью, выразительностью, устойчивостью, динамичностью, наличием композиционного центра). Для выполнения работы используются средства композиции. Проблемой в постановке такого задания является отсутствие навыков восприятия абитуриентом раз лич ных ти пов про странств, ко торые они приобретают в процессе дальнейшего обучения в вузе.
В Ростовский архитектурной школе вступительный экзамен по композиции основной за дачей ста вит про вер ку творче ских спо соб-ностей и навыков у абитуриента. Задания выглядят следующим образом: экзаменуемому выдается билет, содержащий набор геометрических тел с указан ны ми пропорция ми. Возможно использование врезок тел друг друга. Задается конкретная тема композиции. Темы бывают в двух вариантов: абстрактная (ассоциативно-образная - ускорение, равновесие и т.д.) и предметная (на архитектурную тематику: аэропорт, мост и т.д.). Точка зрения и линия горизонта выбираются самостоятельно. При соз да нии рабо ты аби ту риент дол жен оперировать такими понятиями и категориями, как средства композиции (статика, дина-
Ф
^ Образование в сфере культуры
ми ка, рит мы, мет ры, сим мет рия, асим мет рия, дисимметрия и т.д.), знать теорию построения гео мет ри че ских тел в про стран ст ве, оперировать про странствен ны ми образ ами при создании композиции на определенную тематику, принимать нестандартные решения на предложенную тему.
В СПбГАСУ (г. Санкт-Петербург) в качестве экзаменационного задания предлагается составить объемную композицию, в основе которой лежит комбинация из четырех объемных элементов, состоящая из кубов и параллелепипедов, связанных между собой определенным пропорциональным строем. Далее эта комбинация развивается абитури-ен том в це ло ст ную объ ем ную ком по зи цию путем добавления геометрических тел. Композиция изображается в виде перспективного рисунка со светотеневой проработкой. Линия горизонта может иметь верхнее или ниж нее положение (по от но ше нию ко все му объему), которое задается экзаменационным билетом, как и положение точки зрения [5].
Поэтому пропадает момент творческого выбора той точки зрения, которую аби ту ри-ент считает наиболее интересной для своей работы. Так же отсутствует тема композиции. В ре зульта те че го все ра бо ты по своему строю но сят од но тип ный мо но лит ный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку только выполнение заданий по формальной композиции позволяет выявить креативные способности абитуриентов, сле-до ва тельно, имен но этот пред мет дол жен быть профилирующим испытанием в архитектурные вузы. Наряду с существующими подходами, опыт Ростовской архитектурной школы, с ее поставленными задачами и критериями оценки, представляет композицию как систему, которой предоставлена оптимальная степень свободы. Это дает возможность испытуемому находить нестандартные решения, благодаря которым определяется его профпригодность к обучению в архитектурном вузе.
Ф
Примечания
1. Кольстет Л. А. История архитектурного образования в России : автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
2. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика). Москва : Эдиториал УРСС, 2000. 312 с.
3. Осмоловская О. В., Мусатов А. А. Рисунок по представлению : учебное пособие. Москва : Архитектура-С, 2012.412 с.
4. Сайт Уральской государственной архитектурно-художественной академии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.usaaa.ru.
5. Сайт Санкт-Петербургского гос. архитектурно-строительного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spbgasu.ru.
Ф
Ф