УДК 94(510)
Королева Н. А.
ТРАДИЦИОННЫЕ И ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВЕРОВАНИЯ В КИТАЕ: АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ПРОТИВОБОРСТВО, СОТРУДНИЧЕСТВО (ХІХ-ХХ вв.)
История формирования китайской нации и национального характера китайцев связаны с существованием в Китае различных религиозных верований. Попытки христианских миссионеров обратить китайцев в христианство в течение ХУП-ХГХ вв. встречали противодействие со стороны чиновничества и обывателей. В книге Линь Юйтана (1895-1976), писателя, философа и общественного деятеля, с позиций этнопсихологии объясняется приверженность китайцев традиционным религиям.
Ключевые слова: Линь Юйтан, этнопсихология, конфуцианство, христианство, тайпины, буддизм, толерантность.
В течение первого десятилетия XXI в. опубликован на русском языке ряд исследований, посвящённых изучению роли в истории страны конфуцианства, даосизма, буддизма, а также распространению ислама и появлению различных течений христианства. Хорошо известно, что на китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы издревле расселились ханьцы, основой самобытной культуры которых являлись вера во всемогущее Небо, а позже конфуцианство и даосизм. На рубеже нашей эры в Китае появляется буддизм, процесс адаптации которого к китайской культуре «...продолжался несколько столетий и привёл к возникновению самобытных форм буддийской филосо-
фии и культовой практики»1. Включение в пределы Цинской империи в XVIII в. Халхи, Кашгарии, Джунгарии2 привело к распространению на территории Китая ислама. История проникновения и попыток распространения в Китае различных течений христианства обстоятельно представлена в исследовании А. В. Ломанова, в котором впервые в отечественной историографии не только излагается история деятельности миссионерских организаций, но и содержится источниковедческий и историографический анализ вероучения тайпинов3. Выход в свет работы А. В. Ломанова имеет огромное значение для истории отечественного тайпиноведения, так как впервые на русском языке появилось столь обстоятельное изложение учения Хун Сюцюаня. Вместе с тем, мы не можем согласиться, что движение тайпинов «было одним из прямых последствий развернувшейся с начала века (XIX в. — Н. К.) проповеднической деятельности протестантских миссионеров»4. В работах, опубликованных в отечественной историографии в предшествующий период5, на наш взгляд, убедительно был представлен ряд причин социально-экономического и политического характера, вызвавших крестьянскую войну тайпинов.
Деятельность христианских миссионеров в Китае встречала противодействие со стороны чиновничества и населения Китая. Известно, например, о нападении на французское консульство в Тяньцзине 21 июля 1870 г., ещё большего масштаба нападения
1 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 29.
2 История Китая. М., 2002. С. 273.
3 Ломанов А. В. Христианство и китайская культура. М., 2002. С. 330-376.
4 Там же. С. 330.
5 См., напр.: Илюшечкин В. П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967; Королева Н. А. Тайпинские источники: история открытия, интерпретация содержания / / Метаморфозы истории. 2003. Вып 3. С. 38-59; Новая история Китая. М., 1972. С. 122-136.
378
на миссионеров и обращённых в христианство имели место в годы восстания ихэтуаней в 1898 г. Политики и историографы видели причины случившегося в подстрекательской деятельности Цинов, в грабительской политике по отношению к Китаю иностранных держав. Европейские миссионеры полагали, что все дело в ненависти аборигенов к иностранцам. Несомненно, в период народных, антифеодальных движений действия китайских повстанцев сопровождались жестокостями и миллионами жертв6. Но в основе взаимоотношений между иностранными миссионерами и китайцами были различающиеся этнопсихологические стереотипы, незнание и непонимание которых «затрудняют общение между народами», по мнению Н. А. Спешнева7.
Линь Юйтан (1895-1976) — известный китайский писатель, переводчик, лингвист, философ и общественный деятель. Его книга «Китайцы. Моя страна и мой народ» была опубликована в 1935 г. на английском языке в Нью-Йорке. В 1994 г. она была издана на китайском языке в КНР шанхайским издательством. В 2010 г. книга была переведена на русский язык известным китаистом, доктором филологических наук, профессором Николаем Алексеевичем Спешневым.
Линь Юйтан родился в семье сельского католического священника, который воспитывал детей в лучших традициях конфуцианства. Линь Юйтан тоже готовился стать священником, но закончив Гуманитарный факультет в университете Сент-Джонс, становится преподавателем английского языка в Пекинском университете, университете Цинхуа. В 1919 г. уезжает в США, где живёт с перерывами до 1966 г. В 1923-1936 гг. он жил в Китае, это годы буржу-
6 Дельнов А. А. Китай: большой исторический путеводитель. М., 2008. С. 579.
7 Линь Юйтан. Китайцы. Моя страна и мой народ / Пер. с кит. Н. А. Спешнева. М., 2010. С. 3.
азно-национальной революции и вторжения Японии в Маньчжурию. В 1966 г. Линь Юйтан из США переехал на Тайвань, где и скончался.
В книге Линь Юйтана рассказывается об отношении китайцев к традиционным религиям, при этом они руководствуются собственными жизненными идеалами. Автор отмечает, что китайский гуманизм означает «ясное понимание жизни, действие во имя достижения этой цели; способ действия: спокойствие и выдержка, то есть следование принципу «золотой середины», который можно также характеризовать как преклонение перед здравым смыслом»8. Для европейских философов земная жизнь — это подготовка к жизни после смерти. Для китайца истинный смысл жизни состоит в «простых радостях жизни как таковой, прежде всего в радостях семейной жизни, в достижении гармоничных отношений с обществом»9. И далее, отмечает автор, «сосредоточенность усилий на земных радостях объясняет отсутствие у нас подлинной религии. Если человек не верит, что вслед за земной жизнью последует другая, он будет изо всех сил наслаждаться этой жизнью, пока она не закончится»10. Конфуцианский здравый смысл отвергает христианские верования, по этой причине китайцу трудно стать христианином.
Другие религии, существующие в Китае, удовлетворяют другие желания китайцев. Так, даосизм «подарил людям детский мир чудес, ...воспевает возврат к природе, .Простые китайцы всегда в душе лелеяли мечту о бессмертии. Даосизм это медицина, физиология, магия, заклинания, астрология, физическая культура, ушу»11. Буддизм, считает автор, это единственная иностранная религия, ставшая неотъ-
8 Линь Юйтан. Указ. соч. С. 104.
9 Там же. С. 105.
10 Там же.
11 Там же. С. 117-118, 123.
емлемой частью китайской жизни: философия, храмы, пагоды, скульптура — все эти явления китайской материальной и духовной культуры связаны с буддизмом.
Таким образом, психический склад и этническое сознание китайской нации сформировались под влиянием китайских традиционных религий. Отсюда и характерные черты китайской нации, которые отмечены Линь Юйтаном: здравомыслие, простота, любовь к природе, терпеливость, бесстрастие, хитрость, лукавство, плодовитость, трудолюбие, бережливость, любовь к семейной жизни, миролюбие, удовлетворенность жизнью, юмор, консерватизм, чувственность.
В современном Китае мусульманское население проживает главным образом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В промышленном и сельскохозяйственном отношении это бурно развивающийся регион, но существует острая проблема — быстрый рост численности китайского населения, которое селится в городах, уйгуры и казахи живут и работают на селе12. На особом положении в Китае находится и Тибет, основная религия в котором — ламаизм. Что же касается христианского населения, то оно проживает в городах на восточном и южном побережьях Китая и в процентном отношении составляет незначительную часть населения. Но в современном деловом мире китайцы и европейцы-христиане успешно сотрудничают и толерантны во взаимоотношениях.
12 Гельбрас В. Г. Китай. Чем недовольны уйгуры. Противоречивые итоги развития Синьцзяна / / Азия и Африка сегодня. 2010. № 6. С. 49-54.
Литература
Гельбрас В. Г. Китай. Чем недовольны уйгуры. Противоречивые итоги развития Синьцзяна / / Азия и Африка сегодня. 2010. № 6. С. 49-54.
Дельнов А. А. Китай: большой исторический путеводитель. М., 2008.
Илюшечкин В. П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967. История Китая. М., 2002.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
Королева Н. А. Тайнинские источники: история открытия, интерпретация содержания / / Метаморфозы истории. 2003. Вып. 3. С. 38-59.
Линь Юйтан. Китайцы. Моя страна и мой народ / Пер. с кит. Н. А. Спешнева. М., 2010.
Ломанов А. В. Христианство и китайская культура. М., 2002. Новая история Китая. М., 1972.
N. A. Korolyova Traditional and Borrowed Beliefs in China: the Area of Distribution, Confrontation, and Cooperation (XIX-XX centuries)
The history of formation of the Chinese nation and the Chinese national character is associated with the existence of various religious beliefs in China. The efforts of Christian missionaries to convert the Chinese to Christianity during the XVII-XIX centuries were opposed by bureaucracy and townsfolk. The book of Lin Yutang (1895-1976), who was a writer, a philosopher and a public figure, explains the adherence of the Chinese to their traditional religions from the standpoint of ethnic psychology.
Key words: Lin Yutang, ethnic psychology, Confucianism, Christianity, the Taipings, Buddhism, tolerance.