Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Фельдман В. Р. Традиционное общество народов Центральной Азии: пространственновременные характеристики, механизмы организации и самоорганизации. Кызыл, 2009.
Н. В. Абаев1
TRADITIONAL SOCIETY OF THE PEOPLE OF CENTRAL ASIA
Feldman V R. Traditional society of the people of Central Asia: existential characteristics, organisation and self-organising mechanisms. Kyzyl, 2009.
N V Abaev
Монография В. Р. Фельдмана посвящена очень важной и актуальной теме - комплексному философско-методологическому, историко-философскому и культурологическому исследованию традиционного общества тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Алтае-Байкальского региона, этнокультурных традиций этих народов в контексте проблем социальной организации и самоорганизации. Особое внимание в данной монографии уделяется изучению духовно-культурных аспектов экологической культуры тюрко-монгольских народов, а также анализу космологических пространственно-временных характеристик культурно-экологических традиций и
1 Абаев Николай Вячеславович - доктор исторических наук, профессор кафедры философии Тывинского государственного университета.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_3/475-abaev2.html
241
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
роли мировоззренческих, в частности религиозных, механизмов организации и самоорганизации.
Работа В. Р. Фельдмана представляет собой системное, социально-философское исследование сущности, генетической структуры и процессов развития (восходящего и нисходящего) традиционного центрально-азиатского «кочевого» (точнее, полукочевого) общества. Новизна проведенного автором исследования заключается в том, что оно осуществлено на методологической основе теории социальной самоорганизации, которая, с точки зрения В.Р. Фельдмана, является развитием идей диалектики и принципа системности. Научно-практическое значение исследования В. Р. Фельдмана связано с возможностью использования монографии в процессе преподавания в университете курсов по социальной философии и в целом дисциплин социально-гуманитарного блока, а также истории и теории культуры народов Саяно-Алтая.
Таким образом, актуальность содержания монографии В. Р. Фельдмана несомненна, и данная работа безусловно имеет большое практическое значение. В ней предлагается анализ конкретных социокультурных механизмов поддержания устойчивости общества, организации системы отношений общества к внешней природной среде, рассматриваются факторы дезорганизации, деградации и кризиса традиционного общества тюрко-монгольских народов центральной части Евразии, обращается самое пристальное внимание на необходимость сохранения и реализации в современных условиях традиционных ценностей тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Алтае-Бай-кальского региона.
В целом работа написана на высоком философско-методологическом уровне, выводы автора хорошо аргументированы и вполне логичны. Для монографии В. Р. Фельдмана характерна четкая
242
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
и стройная структура изложения материала, достаточно прозрачная логика и убедительная аргументация, хороший литературный язык.
В качестве критического замечания следует отметить, что в монографии недостаточно полно отражены результаты совместных исследований по роли тэнгрианской религии и метафизики в синергетических процессах в «кочевой» цивилизации тюрко-монгольских народов, озвученные в докладе Н. В. Абаева на пленарном заседании Первой Международной конференции «Кочевые цивилизации Центральной и Северной Азии» (Кызыл, сентябрь 2008г.).
243