Научная статья на тему 'Традиционное хозяйство Якутии и АПК "Север": организационно-управленческие решения второй половины 1980-х - 1991 гг'

Традиционное хозяйство Якутии и АПК "Север": организационно-управленческие решения второй половины 1980-х - 1991 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / АПК «СЕВЕР» / СЕВЕРНЫЕ РАЙОНЫ ЯКУТИИ / TRADITIONAL ECONOMY / THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX “SEVER” / YAKUTIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санникова Яна Михайловна

На основе архивных документов, вводимых в научный оборот, автор рассматривает региональный опыт организационно-управленческой деятельности по отношению к хозяйствам Севера Якутии специально созданного агропромышленного комбината. На освещаемый период управленческой деятельности АПК «Север» в 1989-1991 гг. определяющими в развитии северных хозяйств стали организационные процессы разукрупнения совхозов и начала реорганизации форм хозяйствования. В конце 1990 г. были официально впервые официально декларированы решения комбината о переходе хозяйств на рыночные отношения. В то же время реальное социально-экономическое положение хозяйств уже стало иметь тенденцию к ухудшению положения дел, в том числе к уменьшению количественного показателя сокращению поголовья в хозяйствах изучаемых районов. Как видно из документов, особенную обеспокоенность справедливо вызывало состояние домашнего оленеводства ведущего хозяйственного направления на Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditional economy of Yakutia and AIC "Sever": organizational and managerial decisions of the second half of the 1980s - 1991

On the basis of archival documents, entered into scientific circulation, the author considers the local experience of organizational and management activities in relation to the farms of the North of Yakutia within a specially created agro-industrial complex (AIC). In the considered period of the AIC “Sever” activities, in 1989-1991, organizational processes of unbundling of state farms and the beginning of reorgani-zation of management were decisive. At the end of 1990s, for the first time, decisions on transition to market relations were officially declared by the AIC. At the same time, the real social and economic situation of farms had already begun to show the deterioration, incl. a decrease in the quantitative indicator reduction in the number of farms in the studied areas. As it is in the documents, the state of home reindeer husbandry, the leading economic sector in the North, was of a particular concern.

Текст научной работы на тему «Традиционное хозяйство Якутии и АПК "Север": организационно-управленческие решения второй половины 1980-х - 1991 гг»

УДК [94(571.56)"198011991":338.436.33](045) DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.40

Традиционное хозяйство Якутии и АПК «Север»: организационно-управленческие решения второй половины 1980-х — 1991 гг. *

© САННИКОВА Яна Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник E-mail: sannikowa@mail.ru

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Россия

Аннотация. На основе архивных документов, вводимых в научный оборот, автор рассматривает региональный опыт организационно-управленческой деятельности по отношению к хозяйствам Севера Якутии специально созданного агропромышленного комбината. На освещаемый период управленческой деятельности АПК «Север» в 1989-1991 гг. определяющими в развитии северных хозяйств стали организационные процессы разукрупнения совхозов и начала реорганизации форм хозяйствования. В конце 1990 г. были официально впервые официально декларированы решения комбината о переходе хозяйств на рыночные отношения. В то же время реальное социально-экономическое положение хозяйств уже стало иметь тенденцию к ухудшению положения дел, в том числе к уменьшению количественного показателя — сокращению поголовья в хозяйствах изучаемых районов. Как видно из документов, особенную обеспокоенность справедливо вызывало состояние домашнего оленеводства — ведущего хозяйственного направления на Севере.

Ключевые слова: традиционное хозяйство, АПК «Север», северные районы Якутии.

The traditional economy of Yakutia and AIC "Sever": organizational and managerial decisions of the second half of the 1980s — 1991

© Yana M. SANNIKOVA, Cand. Sci. (Hist.), senior researcher E-mail: sannikowa@mail.ru

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, SB RAS, Yakutsk, Russia

Abstract. On the basis of archival documents, entered into scientific circulation, the author considers the local experience of organizational and management activities in relation to the farms of the North of Yakutia within a specially created agro-industrial complex (AIC). In the considered period of the AIC "Sever" activities, in 1989-1991, organizational processes of unbundling of state farms and the beginning of reorganization of management were decisive. At the end of 1990s, for the first time, decisions on transition to market relations were officially declared by the AIC. At the same time, the real social and economic situation of farms had already begun to show the deterioration, incl. a decrease in the quantitative indicator — reduction in the number of farms in the studied areas. As it is in the documents, the state of home reindeer husbandry, the leading economic sector in the North, was of a particular concern. Keywords: traditional economy, the agro-industrial complex "Sever", Yakutia.

* Для цитирования:

Санникова Я.М. Традиционное хозяйство Якутии и АПК «Север»: организационно-управленческие решения второй половины 1980-х — 1991 гг. // Арктика и Север. 2018. № 33. С. 40-55. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.40 For citation:

Sannikova Ya.M. The traditional economy of Yakutia and AIC "Sever": organizational and managerial decisions of the second half of the 1980s — 1991. Arktika i Sever [Arctic and North], 2018, no. 33, pp. 40-55. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.40

Введение

Проблема изучения исторического опыта развития традиционного хозяйства коренных народов Арктики и Севера актуальна как в силу необходимости дальнейших исследований стратегий его адаптации в современной аграрной системе [1, Иванов В.А.; 2, Перевалова Е.В.], так и для раскрытия самоценности традиционного хозяйственного образа жизни коренного населения региона [3, Кирко В.И., Захарова К.Н.; 4, Vinokurova L., Filippova V., Sul-eymanov A., Grigorev S.; 5, H. Takakura; 6, Filippova V.V., Vinokurova L.I., Sannikova Ya.M., Grigo-rev S.A.]. В этом плане более подробное освещение отдельных вопросов региональных особенностей управленческих решений периода конца 1980-х — начала 1990-х гг. по отношению к северным хозяйствам позволит учитывать при исследовании изучаемой проблемы те исторические реальности, которые привели к последующим трансформациям в традицион-

W W и n w /"

ной хозяйственной деятельности коренного населения в целом. В данной статье обращено внимание на локальный пример деятельности специально созданного агропромышленного комбината «Север» для управления северными хозяйствами Якутии и отражён опыт реальных организационных хозяйственных изменений в их развитии в изучаемый период.

Со второй половины 1980-х гг., как и в других отраслях народного хозяйства, в аграрном секторе экономики тогда ещё огромной страны начались изменения в организации управления [7, Крестьянство и сельское хозяйство Сибири; 8, Алексеев А.И.; 9, Вербицкая О.М.]. Каждый регион имел свои особенности сельскохозяйственного развития, в Якутии, с точки зрения комплекса всего народного хозяйства и производства, данная отрасль считалась отстающей, в то время как сельское хозяйство, традиционные отрасли являлись исконным занятием коренного населения края [10, Ковлеков С.И.; 11, Винокурова Л.И.]. В условиях сложившейся за советские годы системы централизованной экономики страны констатировалось, что из-за незавершённости структуры управления агропромышленным комплексом на союзном и республиканском уровнях не было достигнуто необходимой интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью, не произошло существенных изменений в экономическом механизме взаимоотношений колхозов, совхозов и обслуживающих организаций [10, Ковлеков С.И., с. 12].

Попыткой решить данную проблему стало решение образовать союзно-республиканский Государственный агропромышленный комитет (Госагропром СССР), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о котором вышло 14 ноября 1985 г. В том же месяце был образован Госагропром РСФСР. Приказом Госагропрома РСФСР от 25 февраля 1986 г. на базе ликвидированного Министерства сельского хозяйства Якутской АССР, Министерства пищевой промышленности Якутской АССР, Государственного комитета Якутской АССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства и производственного управления «Якутсельстрой» был создан Агропромышленный комитет Якутской АССР. Согласно Положению, Госагропром ЯАССР являлся органом государственного управления агропромышленным комплексом республики. В его состав вошли 438 совхозов, предприя-

тий и учреждений, в том числе мясомолочный комбинат, объединение «Сельхозхимия», Госплемобъединение, птицефабрика, филиал института «Дальгипрозем», некоторые предприятия Министерства пищевой промышленности. В систему агропромышленного комплекса также вошли Министерство мелиорации и водного хозяйства, Министерство лесного хозяйства, объединение «Якутрыбпром», Управление охотничье-промыслового хозяйства, Управление хлебобулочной и макаронной промышленности, респотребсоюз «Холбос» с сохранением функций и прав, предусмотренных его Уставом.

Создание АПК «Север»

В ходе последовавших вскоре управленческих решений северные хозяйства Якутии были отнесены к ведению нового агропромышленного комбината — самостоятельного образования, отдельного от Госагропрома ЯАССР. Приказом № 770 Госагропрома РСФСР от 1 ноября 1988 г. был создан агропромышленный комбинат «Север» в Якутской АССР с обособленным аппаратом управления1. В своей деятельности новый АПК подчинялся Госагропрому РСФСР и Совету Министров Якутской АССР. Вначале в состав АПК «Север» вошли 77 подразделений (совхозы, группы по племенной работе, ветеринарные станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, мясокомбинаты, межхозяйственные передвижные механизированные колонны) 13 районных управлений сельского хозяйства Севера Якутии, в том числе 30 совхозов, восемь предприятий республиканского и городского значения2. Также в ведение Госагропрома РСФСР для включения в состав АПК «Север» ЯАССР были переданы от Минрыбхоза РСФСР объединение «Якутрыбпром» в составе шести рыбзаводов, в том числе «Колымский», «Индигирский», «Быковский» и рыболовецкий колхоз «Арктика», от Минместпрома — сувенирная фабрика «Сардана», г. Якутск. Позже, в декабре 1988 г., в состав АПК «Север» были включены совхозы «Кировский» Кобяйского района и «Томпон-ский» Томпонского района3. Интересно отметить, что, как и в приказе о создании, в положении об агропромышленном комбинате «Север» Госагропрома РСФСР было сказано, что АПК «Север» организован в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1988 г. № 378 «О дополнительных мерах по ускорению экономического и социального развития агропромышленного комплекса Якутской АССР на период до 2000 года» в порядке опыта, исходя из экономической целесообразности, на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 июня 1984 г. № 549 «О создании агропромышленного комбината «Кубань» в Краснодарском крае». В целом же вышеуказанное постановление о развитии агропромышленного комплекса автономной республики было названо примером заботы, постоянного внимания партии и правительства к «вопросам социально-экономического развития районов проживания народностей Севера», а также было отмечено, что АПК «Север» был создан в порядке реализации одного из пунктов данного по-

1Национальный архив Республики Саха (Якутия), далее — НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.1. Л.1.

2НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.1. ЛЛ.3-6.

3НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.1. Л.7.

становления, который должен был поднять социальный уровень населённых пунктов Севера

4 г,

и содействовать ускорению экономического развития северных совхозов . В свою очередь во исполнение вышеуказанного решения Совет Министров ЯАССР вынес постановление № 370 от 16 декабря 1988 г. «О создании агропромышленного комбината «Север». Основной задачей в деятельности агрокомбината было заявлено — на основе широкой кооперации сельскохозяйственных, перерабатывающих, межхозяйственных предприятий — увеличение производства сельскохозяйственной продукции и высококачественных продовольственных товаров на базе современной техники и технологии осуществления производства, заготовок, переработки и реализации продукции на основе хозрасчёта, самоокупаемости и самофинансирования5. Было обращено внимание на то, что в деятельности АПК «Север» будет иметь место ряд особенностей, которые раскрывают перед комбинатом хорошие перспективы. Основными из них были названы: право выхода комбината на внешний рынок для реализации продукции оленеводства, пушнины, в котором большое значение придавалось заготовке пантов оленей; совхозам комбината разрешалась реализация до 30% плановой, всей сверхплановой и внеплановой продукции по договорным ценам как на рынке, так и торговым и другим предприятиям; комбинат должен был оказывать помощь своим совхозам и предприятиям в вопросах укрепления материально-технической базы — был определён порядок бюджетного финансирования строительства объектов производственного назначения, жилья и объектов соцкультбыта в совхозах и предприятиях комбината. В отличие от других совхозов республики, северным хозяйствам Госагропром РСФСР ежегодно должен был выделять определённый объём бюджетных средств, было отмечено, что это большое преимущество АПК «Север», оно установлено в виде исключения, в целях оказания помощи в социальном развитии сёл республики, расположенных за полярным кругом6. Было реализовано управленческое решение объединить под общей структурой совхозы, перерабатывающие, обслуживающие предприятия и организации Севера Якутии.

Высшим органом управления комбината являлся Совет, который созывался по мере необходимости, но не реже двух раз в год, а внеочередные собрания были возможны по требованию не менее 1/3 членов Совета. Заседание Совета правомочно было при присутствии не менее 3/4 его состава. В Совет АПК «Север» в начале его деятельности к 1989 г. входило примерно 60 участников, в том числе генеральный директор АПК «Север», пять его заместителей, управляющий трестом «Североагропромстрой», руководители северных хозяйств и работники хозяйств — по одному представителю из отраслей: оленевод, рыбак, охотник, зверовод. Также в заседаниях Совета комбината принимали участие приглашённые руководители хозяйств и работники республиканских органов.

4НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.3. Л. 4.

5НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.8. Л.2.

6НА РС (Я). Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3. Л. 5.

К середине 1989 г. АПК «Север» объединял уже 102 организации, в том числе 33 совхоза из 15 районов7. Для оперативного решения вопросов деятельности комбината в период между заседаниями Совета создавался Президиум Совета, который избирался на заседании Совета. Председателем Президиума становился Председатель Совета. Президиум созывался по мере необходимости и был правомочен при 3/4 своего состава. Для руководства повседневной деятельностью комбината путём найма создавался обособленный аппарат управления. Предельная численность аппарата АПК была утверждена в количестве 65 человек с годовым фондом оплаты труда 8 500 тыс. руб., который возглавлял генеральный директор комбината, он избирался и освобождался от должности Советом комбината с последующим утверждением Госагропрома РСФСР. Первым генеральным директором АПК «Север» был назначен Климент Егорович Иванов. С сентября 1989 г. им стал Сидор Афанасьевич Филиппов.

К 1 октября 1989 г. в состав АПК входили 110 хозяйствующих субъектов, в том числе 44 совхоза и предприятия, организации, обслуживающие сельскохозяйственное производство, рыбзаводы, мясомолкомбинаты, межхозяйственный трест «Северагропромстрой» — добровольно, по решению общих собраний уполномоченных. Все предприятия сохраняли хозяй-

8 о

ственную самостоятельность и права юридического лица . В экономическом плане сельскохозяйственная, промышленная продукция, изделия народных промыслов, продукция собственного производства в свежем или переработанном виде, в том числе пушнина, реализуемая через собственную торговую сеть и на рынке, засчитывалась комбинату как выполнение плана. Комбинат выполнял функции заготовительной организации, заключал договоры контрактации, договоры на покупку у населения излишков сельскохозяйственной и другой продукции. Совет комбината определял и утверждал объёмы капитальных вложений, их направление и титульные списки на строительство объектов сметной стоимостью от одного до четырёх млн руб. Комбинат имел право выхода на осуществление сотрудничества и налаживания контактов с фирмами капиталистических и развивающихся стран в области науки, техники, международного кооперирования производства и разделения труда в целях реализации заданий государственных планов. Реализация всей произведённой предприятиями, организациями и хозяйствами, входящими в состав комбината, сельскохозяйственной и промышленной продукции в республиканский фонд в соответствии с плановыми заданиями производилась по утверждённым государственным ценам и по ценам кооперативной торговли. Реализация продукции через собственную торговую сеть производилась по ценам, установленным Советом комбината с учётом качества продукции и потребительского спроса, а реализация на рынке и другим потребителям производилась согласно договорённости. Цены, установленные Советом комбината, должны были возмещать затраты по производству, хранению, переработке, расфасовке, транспортировке, реализации продукции, а также обеспечивать необходимые накопления для расширения производства.

7НА РС (Я). Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3. ЛЛ.4-5.

8НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.8. ЛЛ. 2-3.

Характеристика основных организационно-управленческих решений

Решения по управлению и организации деятельности всех подведомственных предприятий АПК «Север», в первую очередь, касались хозяйств, совхозов, они как основные производители продукции, были ключевым звеном в деятельности всего комбината. В 19891990 гг. определяющими в развитии северных хозяйств стали организационные процессы 1) разукрупнения совхозов и 2) начала реорганизации форм хозяйствования.

Разукрупнение самих совхозов — создание новых совхозов шло как постоянный, плановый процесс. Так, по данным комбината, в 1989 г. на базе отделений крупных совхозов северных районов были организованы семь новых совхозов АПК «Север»: четыре хозяйства с оленеводческим производственным направлением — «Кыстатемский» Жиганского, «Березовский» Среднеколымского, «Бытантайский» Эвено-Бытантайского, «Майорский» Абыйско-го и три хозяйства с коневодческим производственным направлением — «Алеко-Кюельский», «Сватайский», «Эбяхский» Среднеколымского.Например, создание последних трёх хозяйств началось на основе разукрупнения совхоза «Алазейский». Данный реорганизационный процесс начался в августе 1989 г. Все расчёты велись по балансу на 1 сентября текущего года в пределах установленных нормативов по труду и финансам. Кроме вышеуказанного коневодческого производственного направления теперь уже в четырёх совхозах района дополнительной товарной продукцией в животноводстве были молоко, говядина, а в звероводстве и охотничьем промысле — пушнина. Для проведения непосредственно самого процесса разукрупнения и организации новых совхозов была образована комиссия АПК, в которую вошли председатель — первый заместитель гендиректора комбината, члены — ведущий специалист, главный бухгалтер, ведущий экономист комбината, директор, главный бухгалтер совхоза «Алазейский», главный землеустроитель Среднеколымского района9. 8 декабря 1989 г. в продолжение решений по поводу вновь организованных совхозов, а также совхоза «Березовский», отделившегося от совхоза «50 лет СССР», вышел приказ в АПК «Север» об экономическом и социальном развитии новых совхозов Среднеколымского района на период 1990-1992 гг. Речь шла о том, что центральные усадьбы новых совхозов в социальном плане находятся на низком уровне, экономический потенциал, особенно совхозов «Сватайский» и «Эбяхский», был оценён как маломощный. Поэтому в управленческо-организационном плане комбинат проводил работу по планированию, как было сказано, коренного подъёма экономики и социального уровня развития сел — центров совхозов. Как первые меры к действию были приняты утверждения показателей экономического и социального развития совхозов и плана направления руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства на учёбу для повышения их деловой квалификации10.Тем не менее, спустя более полугода, 22 августа 1990 г. ревизия финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Березовский» при подведении итогов в хозяйственной части сделала вывод о

9НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.5. ЛЛ. 39-40.

10НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.5. Л. 72-79.

том, что совхоз не был укомплектован специалистами, в течение года привлекались временные работники; не было базы оленеводства, охотники не обеспечивались средствами промысла, меховой спецодеждой; некачественно велось строительство на участках Уродан и Киллем, строительные работы принимались прорабами без составления актов; связь с районным центром, г. Среднеколымском, для перевозки пассажиров и почты осуществлялась на

11

вертолёте только за счёт средств совхоза .

В 1990 г. был разукрупнён совхоз «Адычинский» Верхоянского района, созданная 26 января 1990 г. исполкомом Верхоянского райсовета народных депутатов комиссия из 13 человек до 20 марта должна была предоставить необходимые материалы в райисполком и АПК «Север» с привлечением для расчётов научных институтов ЯАССР. 11 апреля 1990 г. вышел приказ № 1/1 о разукрупнении совхоза «Адычинский». В нём говорилось, что, учитывая неоднократные просьбы и ходатайства партийных советских органов, и на основании решения сельских сходов сёл Бетенкес, Томтор, Улахан-Кюель, сельский исполком Верхоянского Совета народных депутатов решил разукрупнить совхоз «Адычинский» и на базе отделений совхоза образовать три совхоза: совхоз «Табалахский» на базе Табалахского отделения с центром в с. Улахан-Кюель, совхоз «Адычинский» на базе Кировского отделения с центром в с. Бетенкес, совхоз «Борулахский» на базе Борулахского отделения с центром в с. Томтор. Технико-экономическое обоснование было составлено Институтом экономики КОПРС ЯНЦ

СО РАН, и границы совхозов утверждались согласно представленным схематическим картам

12

на основании постановления Совета Министров ЯАССР от 1975 г.

На примере совхозов двух районов показана общая логика процесса разукрупнения северных хозяйств в 1989-1990 гг., курируемых в организационно-хозяйственном плане АПК «Север». До сентября 1990 г. порядок кураторства был определён закреплением специалистов по хозяйствам. Руководство комбината сочло данный порядок не в полной мере оправдавшим себя, 11 сентября 1990 г., как было сказано в приказе, «для повышения взаимной ответственности работников аппарата и специалистов совхоза и улучшения общей организации работы хозяйств и аппарата комбината было решено распределить районы только по отраслевым отделам». Всего 44 совхоза 17 районов были распределены между девятью от-

13

делами аппарата АПК «Север» .

Первыми новыми формами хозяйствования в изучаемых районах стали два конезавода и община в начале 1990 г. Коневодческие предприятия имели в обосновании своего создания скорее только производственную и племенную специализацию. Президиумом АПК «Север» 2 февраля 1990 г. было принято постановление о создании конных заводов табунного метода содержания лошадей якутской породы. И 11 марта была создана комиссия, которая должна была работать по образованию конезаводов «Сартанский» Верхоянского рай-

11НАРС (Я). Ф.1500. Оп.1. Д.9. Л. 152.

12НА РС(Я). Ф.1500. Оп. 1. Д.52. Л. 1.

13НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.9. Л. 165-167.

она и «Алеко-Кюельский» Среднеколымского района. Одноимённые совхозы были реорганизованы по приказу АПК «Север» с 1 сентября в конные заводы табунного содержания14.

Община создавалась также на основе производственной специализации базового хозяйства, в то же время из документов видно, что определяющее значение имел процесс возрождения традиционных форм хозяйствования коренных народов Севера. Так, 14 августа 1990 г. вышел приказ АПК «Север» об организации самостоятельного хозяйства на базе кооператива «Оетунг» при совхозе «Аллаиховский». Была создана комиссия, которая должна была изучить предложение «оетунгцев» и представить технико-экономическое обоснование для перевода кооператива в коллективное предприятие с прямым подчинением АПК «Север» до 1 сентября 1990 г. Общим обоснованием явилось то, что в ходе перестройки определяются поиски новых форм хозяйствования, возрождение и развитие национальных населённых пунктов и формирование специализированных производственных единиц. Было подчёркнуто, что в адрес комбината обратились бывшие рабочие и коренные жители с. Оетунг — отделения совхоза «Аллаиховский» вместе с представителями республиканской ассоциации народов Севера с просьбой о создании самостоятельного предприятия на базе их бригады с учётом особенностей их условий и создавшегося положения коренных жителей, оетунгских эвенов, для организации самостоятельного хозяйства на базе кооператива «Оетунг» при совхозе «Аллаиховский»15. В результате приказом комбината от 22 ноября 1990 г. было создано малое предприятие «Оленеводческо-промысловая община оетунгских эвенов» при АПК «Север» для обеспечения трудозанятости и производства продукции оленеводства, охотничьего промысла (добычи пушнины, диких северных оленей) и рыболовства общиной оетунгских эвенов Аллаиховского района на их родовых угодьях. Директором был назначен Владимир Николаевич Слепцов. Данным же приказом на основании решения Аллаиховского районного Совета народных депутатов от 11 октября 1990 г. № 158 п. 2. совхоз «Оленегорский» (директор С.В. Шахов) был обязан с 1 января 1991 г. безвозмездно передать малому предприятию 3 000 оленей, ранее переданных от Оетунгского отделения совхоза «Аллаиховский» при организации совхоза «Оленегорский» в 1972 г. Совхоз «Аллаиховский» (директор А.Л. Долинин) до 20 декабря 1990 г. должен был провести разделение материально-технических средств и базы и представить комбинату на утверждение. Также должна была быть произведена комплектация нового предприятия кадрами руководителей и специалистов.

О переходе на рыночные отношения

16 октября 1990 г. состоялось заседание Совета АПК Север Якутской — Саха ССР, на котором были обозначены вопросы перехода к рыночным отношениям: возникающие трудности в развитии сельскохозяйственного производства, ориентация на многоукладную экономику и развитие разнообразных форм собственности в аграрном секторе, разгосударств-

14НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д. 9. Л. 50. Л. 134.

15НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.9. ЛЛ. 150, 193.

ление и приватизация средств производства, решение проблем земельной реформы, изменение банковской и финансово-кредитной систем, ценообразование с учётом региональных особенностей сельскохозяйственного производства в Якутии. Было официально принято постановление «О подготовке к переходу комбината «Север» на рыночную экономику», в котором были определены направления его дальнейшей деятельности. Так, если обобщить, то кроме совхозов в равноправном положении должны были быть и другие формы хозяйствования как национально-территориальные образования крестьянских, родовых общинных, фермерских хозяйств, кооперативов при совхозах, арендных и подсобных хозяйств и частного сектора; в экономическом плане в условиях переходного периода должен был сохраниться порядок планирования производства и закупок сельскохозяйственной продукции на 1991 г. по действующей системе с учётом возможностей договоров контрактации на объём производства на все виды продукции и установления натурального налога (республиканского госзаказа) на 1991 г. в размере 80% достигнутого среднего уровня 12 пятилетки на закупку и поставку мяса и мясопродуктов, молока и молочной продукции при условии подтверждения материально-технического снабжения, а также рыбы и рыбной продукции, пушнины и кожмехового сырья по усмотрению хозяйств при условии республиканской дотации по этим продуктам; предлагалось внести на рассмотрение Верховного Совета и Совета Министров Якутской — Саха ССР вопросы о выделении дотаций на покрытие транспортных расходов, предоставлении прав лицензирования продажи на внешнем рынке, выделении дополнительных финансов для землеустроительных и других работ, списании долгосрочных и краткосрочных кредитов в целом по АПК «Север», выделении дотации на покрытие расходов по содержанию совхозами жилищно-коммунального хозяйства, заведений здравоохранения, культуры и просвещения и последующей передачей их на коммунальную собственность местных Советов. Отдельно было сказано о том, что в хозяйствах комбината, где представители малочисленных народов и коренные жители Севера занимаются традиционными отраслями — оленеводством, охотпромыслом и рыболовством, следует установить границы территорий так, чтобы вернуть этим народам их рядовые и общинные оленеводческо-промысловые и рыболовные угодья16.

Также из постановляющего документа Совета комбината видно, что в организационном плане речь шла об обеспечении улучшения материально-технического снабжения совхозов, сохранении централизованных поставок материально-технических ресурсов в республике; создании совместных предприятия с зарубежными партнёрами и собственных перерабатывающих предприятий и объединений; изыскании возможности получения иностранного кредита на расширения поставки на внешний рынок и переработки внутри республики сопутствующей продукции оленеводства (панты, экстракт пантов, железы эндокринной секреции и т.д.); создании при АПК «Север» резервного валютного фонда для решения общих социально-экономических и хозяйственных вопросов; предлагалось даже предусмотреть рес-

16НА РС(Я). Ф.1500. оп. 1. Д. 3. Л. 71-73.

публиканскую дотацию для успешной конкуренции с теневой экономикой по закупке пушно-мехового сырья. Также в управленческой деятельности кроме прямых производственных стояли и другие задачи различного организационного и финансового характера: работа по сохранению АПК «Север» как крайне необходимой хозяйственной экономической единицы, в срок до 15 декабря 1990 г. необходимо было разработать и предоставить на рассмотрение Совета новую структуру управления комбината, отвечающую условиям рыночных отношений с обязательной договорной работой каждого отдела с хозяйствами комбината; работа совместно с ассоциацией народов Севера (в том числе разработка законодательных инициатив в сфере традиционных отраслей); работа по учредительству комбината в малой авиации по созданию коммерческих банков и членства в них хозяйств и предприятий комбината в связи с предстоящим резким повышением тарифов; материальное стимулирование работников аппарата комбината. Также отдельно было сказано о том, что средства, предназначенные для отчисления в МСХ РСФСР за 1990 г., в порядке оказания помощи следует перераспределить на покрытие стихийного бедствия совхозов бассейнов рек Индигирки, Колымы и Яны.

В целом на организационно-управленческие решения АПК «Север» также влияли: первоочередные задачи новой экономической политики в агропромышленном комплексе республики, принятые на расширенном заседании Госагропрома Якутской — Саха ССР 27 октября 1990 г. в виде перечня мероприятий на октябрь — декабрь 1990-1991 г.17и принятие Примерного Положения о кочевой родовой общине малочисленных народов Якутской — Саха ССР, одобренного постановлением СМ ЯАССР от 29 января 1991 г. № 24, ставшего знаковым для создания новых форм хозяйствования как для процесса возрождения традиционного уклада коренных народов Севера.

25 февраля 1991 г. Президиум Совета АПК «Север» утвердил перечень мероприятий по внедрению первоочередных задач новой экономической политики в АПК «Север» 1991 г., среди которых первой была организация разнообразных форм хозяйствования: начать практическую работу по организации арендных, общинных предприятий, родовых хозяйств и агрофирм, отвечающих условиям рыночной экономики и занимающихся законченным циклом: производством, переработкой и торговлей, в том числе пантоведческих хозяйств; по переводу внутрихозяйственных подразделений на самостоятельные товаропроизводители — арендные коллективы при совхозе с правом владения продукцией и доходом. Также нужно было разработать предложения по определению путей дальнейшего ведения убыточных и низкорентабельных предприятий и внести их в Минсельхозпрод РСФСР; развивать сельскохозяйственные связи по переработке меха, организовать в совхозах пошивочные мастерские из мехового сырья, обеспечить их специальным оборудованием, добиться создания собственной системы торговли; признать целесообразным экспортные виды пушнины, с

17НА РС(Я). Ф.1500. Оп. 1. Д. 4. ЛЛ. 56-60.

участием экспертов принять их для реализации в экспорт, довести до совхозов задание на

18

комплектование и т.д.

Экономическое состояние хозяйств

1989 г. был практически первым в деятельности АПК «Север». По состоянию на 1 января 1989 г. на хозяйства АПК «Север» — на 33 совхоза в 15 районах — приходился 91% оленей (303 тыс. голов), 17% лошадей (29 тыс. голов), 7,6% крупного рогатого скота (22 тыс. голов) республиканского поголовья домашних животных, 52,5% промысловой и 47% клеточной пушнины. В совхозах республики имелись 332 тыс. голов оленей, в том числе, как было указано выше, 303 тыс. голов, или 91% — в 32 северных совхозах АПК «Север». Из них 22 совхоза специализировались в оленеводстве, где в 265 бригадах работали 1 950 оленеводов. Руководство комбината подчёркивало, что Якутия является крупным оленеводческим регионом страны. По данным комбината, в годовом госзаказе мясо оленины составляло 50%, выручка от продажи мяса оленины и его продукции — 37-40 млн руб., при этом от реализации оленины совхозы получали около 4 млн руб. чистой прибыли. Значение северных хозяйств было выделено в следующем тезисе отчётных документов АПК «Север»: в хозяйственном и социально-экономическом плане домашнее оленеводство является основной отраслью, от которой зависит финансово-хозяйственная деятельность всей системы АПК «Север» и с которой непосредственно связано повышение культурно-бытовых, жилищных условий народностей Севера. На этот комплекс вопросов, связанных с развитием оленеводства, улучшением социально-бытовых условий оленеводов, должно было быть направлено внимание аппарата АПК «Север», руководителей предприятий на местах19.

В августе 1989 г. предприятия (хозяйства) комбината за семь месяцев текущего года официально предоставили следующие показатели: выполнили госзаказ по продаже молока на 100%, мяса — на 14%, заготовки пушнины — на 126%; промышленные предприятия комбината выпустили на сумму 4 млн 936 тыс. руб., выполнив план производства цельномолочной продукции на 107%, мяса — в 2,3 раза. За полгода 1989 г. план капитального строительства по всем источникам был выполнен на 103%, освоено 20 млн руб. капитальных вложений; за полгода 1989 г. предприятиями комбината было получено прибыли в сумме 26 млн 245 тыс. руб. На арендном подряде работали 277 подразделений или 23% всех предприятий комбината20. Результативной была признана деятельность 12 оленеводческих совхозов, перешедших к прямой сдаче продукции животноводства непосредственно торговле, а также расширение внешнеэкономических связей комбината с иностранными фирмами. К серьёзным упущениям и неиспользованным резервам в деятельности предприятий комбината в реализации планов социально-экономического развития были отнесены следующие: за семь месяцев 1989 г. продажу молока не выполнили 13 совхозов, в том числе наибольшее отста-

18НА РС(Я). Ф.1500. Оп. 1. Д. 4. Л. 104.

19НА РС(Я). Ф.1500. Оп. 1. Д. 3. ЛЛ. 5-6.

20НА РС(Я). Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3. Л. 48.

вание было за совхозами «Абыйский», «Арылахский», «Алазейский», «50 лет СССР», «Оймя-конский», «Кировский»; низкие качественные показатели оленеводства как основной отрасли были в совхозах «Анабарский», «Усть-Янский», «Таймылырский», «Жиганский», «Булун-ский». В целом совхозы комбината в сравнении с 1988 г. недополучили 12 тыс. голов молодняка оленей. В результате создались серьёзные трудности в выполнении плана сдачи мяса и молока.

Как видно из постановления Совета АПК от 17 августа 1989г., основными проблемами в текущей хозяйственной деятельности комбината за первые полгода были названы следующие: медленными темпами решались вопросы создания базы переработки продукции животноводства, перехода на безотходное производство, установки холодильных камер, современной технологии, переработки кожевенного и пушно-мехового сырья; имелись определённые сложности и в материально-техническом обеспечении предприятий комбината и в особенности комплектации объектов строительства хозяйственным способом; имелись серьёзные недостатки в учёте и отчётности, из-за неукомплектованности центрального ревизионного отдела в течение восьми месяцев не была проведена ни одна ревизия; медленными темпами шла перестройка работы в новых условиях экономических взаимоотношений в аппарате комбината и в его отделах21.

Ещё через полгода, 2 февраля 1990 г., Совет комбината подводил итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК «Север» за 1989 г. и принял очередное постановление, в котором говорилось о том, что государственный заказ по закупкам скота был выполнен на 111,6%, молока — на 99,6%, рыбы по договору — на 100%, пушнины — на 117%. Сверх плана были сданы 1 577 тонн мяса, 1 053 тыс. руб. пушнины, 87 тонн рыбы. С планом госзаказа по мясу не справились три совхоза: «Северный», «Оймяконский», «50 лет СССР». С планом госзаказа по молоку не справились 14 совхозов, в том числе допустили снижение против прошлого года и не выполнили госзаказ по молоку совхозы Среднеколымского района, «50 лет СССР», «Абыйский», «Оймяконский». В совхозах комбината был перевыполнен план по поголовью крупного рогатого скота на 689 голов, свиней — на 420 голов, план поголовья лошадей не был выполнен на 1 435 голов, в том числе в совхозах Верхоянского района — на 951 голову22.

Было также отмечено, что в результате недостаточной организаторской работы со стороны руководителей оленеводческих совхозов и отделов комбината по реализации постановления ОК КПСС и Совета Министров ЯАССР «О неотложных мерах развития оленеводства в 1984-1985 годы и на период до 2000 года» качественные показатели основной отрасли — оленеводства — не улучшаются, имеются серьёзные проблемы и недостатки в организации условий труда и быта оленеводов. По итогам года план выходного поголовья оленей выполнен на 97,2%, непроизводительный отход оленей составил 44,29% голов. Вызывало

21НА РС(Я). Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.

22НА РС(Я). Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3. Л. 63.

серьёзную озабоченность состояние оленеводства в совхозах из изучаемых районов: «Бу-лунский», «Анабарский», «Усть-Янский», «Силянняяхский».

Несмотря на общее выполнение плана освоения госкапвложений (по всем источникам финансирования) на 104,5%, в т.ч. СМР 100%, недоосвоили средства совхозы из изучаемых районов: «Усть-Янский», «Жиганский», «Олеринский», «Анабарский», «Северный», «Адычинский», «Верхоянский», «Искра», «Силянняхский», «Кировский». Как было заявлено, в результате ослабления организаторской работы и недоучёта экономических методов руководства многие совхозы недополучили плановые прибыли за 1989 г.: «Абыйский» — 40%, «Индигирский» — 76%, «Адычинский» — 54%, «50 лет СССР» — 86%, «Оймяконский» — 67%. Было заключено, что в комбинате неудовлетворительно была поставлена организаторская работа по переходу на безотходное производство, переработки продукции оленеводства, пушно-рыбодобычи23. Не принесли ожидаемого результата и экономические методы, внешнеэкономическая деятельность предприятий комбината. Имелись серьёзные недостатки в материально-техническом снабжении северных совхозов.

Всего в изучаемых 15 арктических и северных улусах за 1985-1991 гг. поголовье оленей сократилось с 344 117 голов до 279 405 голов, т.е. на 18,8%, крупного рогатого скота — с 35 380 голов до 347 87 голов или на 1,7%, поголовье лошадей относительно увеличилось — с 34 936 голов до 38 255 голов — на 8,7%. За один год, с 1990 г. по 1991 г., объёмы мяса в живом весе уменьшились с 13 660 тонн до 12 173 тонн, т.е. на 10,9%; объёмы производства молока относительно выросли — с 26 863 тонн до 27 765 тонн или на 3,2%24.

Дополнительно нужно отметить, что на этом фоне социально-экономическое развитие хозяйств на местах пытались усилить такими мерами, как перевод хозяйств на прямую сдачу продукции, ревизия финансово-хозяйственного состояния хозяйств, оказание помощи хозяйствам районов, оказавшихся в чрезвычайной ситуации вследствие стихийных природных бедствий, анализ социально-экономического развития традиционных отраслей комбинатом «Север»... Несмотря на то, что все эти процессы имели очень большое значение в целом в процессе начальной трансформации традиционного хозяйства конца ХХ в., его реальное состояние показано на основе количественных показателей как основных критериев благосостояния хозяйств: численности поголовья в оленеводстве, скотоводстве, коневодстве и объёмов добычи в рыболовном и охотничьем промыслах.

23НА РС(Я). Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3. Л. 64.

24Основные показатели агропромышленного комплекса РС(Я) за 1999-2004 гг. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РС(Я). Якутск, 2005. С. 66; Республика Саха (Якутия) за годы суверенитета (1990-2000 гг.). Госкомстат РС(Я). Официальное издание. Якутск, 2000. С. 27; Экономика улусов и городов РС(Я) 1985-1999гг. Госкомстат РС(Я). Официальное издание. Якутск, 2000; Экономика районов и городов РС(Я). Госкомстат РС(Я). Официальное издание. Якутск, 2002.

Заключение

В контексте исследования проблемы развития традиционного хозяйства Арктики и Севера рассмотренные отдельные вопросы управленческих решений в Якутии относительно северных хозяйств в лице специально созданной структуры управления — агропромышленного комбината «Север» показывают, что необратимые социально-экономические трансформационные процессы, необратимые начались в 1989 г. И в 1990-1991 гг. происходили активные организационно-управленческие и социально-экономические изменения, которые привели хозяйства к коренным преобразованиям в последнем десятилетии ХХ в. Если выделить основные из них, то они заключались в следующем.

В организационно-управленческом плане совершенно новым было создание в конце 1988 г. агропромышленного комбината «Север» при Госагропроме РСФСР с достаточно широкими полномочиями в своей деятельности, в том числе в социально-экономическом развитии арктических и северных хозяйств, тогда ещё совхозов. Организация комбината была связана с управленческим стремлением сверху, практически на примере союзного уровня, создать объединение, что немаловажно, с планово-финансовым подкреплением по руководству хозяйствами в сфере традиционных отраслей Севера. При этом структура официального функционирования комбината была такова, что главным органом управления являлся Совет, состоящий в том числе из представителей, в основном руководителей, хозяйств, с избираемым Президиумом, а аппарат комбината нанимался для повседневной текущей работы с хозяйствами и предприятиями.

В плане конкретных организационно-управленческих решений по отношению к хозяйствам необходимо выделить то, что в 1989 г. начались процессы разукрупнения совхозов и реорганизации форм хозяйствования некоторых совхозов, пока ещё в рамках хозрасчёта, в частности, арендных производственных отношений. В этот период начало укрепляться социально-политическое обоснование экономического развития представителей коренных народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйства. Поэтому все организационно-хозяйственные действия имели не только экономическое, но общественное значение. Так, процесс разукрупнения совхозов шёл как процесс создания новых самостоятельных хозяйств на базе бывших отделений, хотя организационные трудности существовали на местах, и в реальности состояние дел в новых совхозах было достаточно сложным. Первыми новыми формами хозяйствования, в отличие от совхозов, стали конезавод и община, которые основывались как на традициях коневодческой и оленеводческой специализации хозяйств, так и на возрожденческом потенциале родового объединения оетунгских эвенов.

Подготовка перехода непосредственно к рыночным отношениям в северных хозяйствах, которые находились в ведении комбината, была для них впервые официально декларирована в октябре 1990 г. Основной акцент был сделан на активном продолжении создания первых родовых общин, конезаводов, крестьянских хозяйств, коллективных предприятий на основе меняющихся форм собственности, характерном процессе до конца 1991 г.

Практически все вопросы касались расширения хозяйственной деятельности с точки зрения новых экономических возможностей и в силу только начинающихся изменений имели, можно сказать, достаточно декларативный характер.

В экономическом состоянии хозяйств при всех активных действиях в свете принимаемых решений комбината и верном позиционировании Якутии как одного из ведущих оленеводческих регионов страны, видимой проблемой стало некоторое снижение количественных и качественных показателей. Если говорить о главном показателе благополучия северного хозяйства, количестве поголовья, то за 1985-1991 гг. в изучаемых северных районах сократилась численность оленей и крупного рогатого скота, при этом поголовье лошадей ещё сохраняло положительную динамику. В объёмах производства основной продукции производство мяса снизилось, но при этом сохранялись объёмы производства молока.

Таким образом, рассматриваемые последние годы советской экономики совершенно своеобразно отразились на развитии северных хозяйств Якутии, специально созданный управленческий орган — АПК «Север» — в своей деятельности руководил социально-экономическими процессами в хозяйствах посредством организационно-управленческих решений, которые не всегда могли претендовать на конкретную отдачу в виде улучшения состояния дел в традиционных отраслях, но были характерными для начала трансформационного периода в развитии хозяйств, что важно показать на конкретных примерах и документах изучаемого периода. Литература

1. Иванов В.А. Специфика, тенденции и направления аграрного сектора Печорско-Уральской Арк-

тики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 2. С. 39-57.

2. Перевалова Е.В. Интервью с оленеводами Ямала о падеже оленей и перспективах ненецкого

оленеводства // Уральский исторический вестник. 2015. № 2 (47). С. 39-49.

3. Кирко В.И., Захарова К.Н. Традиционная хозяйственная деятельность — этносохраняющий об-

раз жизни // Арктика и Север. 2013. № 12. С. 24-31.

4. Vinokurova L., Filippova V., Suleymanov A., Grigorev S. Rural Yakutia in the late of XIX-XX centuries:

traditional economy in the mirror of time // Былые годы. Российский исторический журнал.

2015. № 37 (3). С. 576-585.

5. Takakura H. Arctic Pastoralist Sakha. Ethnography of Evolution and Microadaptation in Siberia. Trans

Pacific Press, 2015. 254 p.

6. Filippova V.V., Vinokurova L.I., Sannikova Ya.M., Grigorev S.A. Rural Kolyma of Yakutia: social pro-

cesses of XX-th century //3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences

& Arts SGEM 2016 Conference Proceedings. 2016. Pp. 517-522.

7. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960-1980-е гг. / Под ред. Н.Я. Гущина. Новоси-

бирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 493 с.

8. Алексеев А.И. Многоликая деревня (население и территория). М.: Мысль, 1990. 266 с.

9. Вербицкая О.М. Сельская семья на этапе социально-экономических трансформаций 1985-2002

гг. Москва, 2002. 408 с.

10. Ковлеков С.И. Сельское хозяйство Якутии (1971-1985 гг.). Якутск, 1993. 120 с.

11. Винокурова Л.И. Трудовая нравственность якутов: трансформация в советское время // Духовная культура в жизни этноса. Якутск, 1991. С. 82-91.

References

1. Ivanov V.A. Spetsifika, tendentsii i napravleniya agrarnogo sektora Pechorsko-Ural'skoy Arktiki [The specifics, trends and directions of the agricultural sector of the Pechora-Ural Arctic]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 2, pp. 39-57.

2. Perevalova E.V. Interv'yu s olenevodami Yamala o padezhe oleney i perspektivakh nenetskogo olenevodstva [Interviews with Yamal reindeer herders about deer mortality and prospects for Nenets reindeer herding]. Ural'skiy istoricheskiy vestnik, 2015, no. 2 (47), pp. 39-49.

3. Kirko V.I., Zakharova K.N. Traditsionnaya khozyaystvennaya deyatel'nost' — etnosokhranyayushchiy obraz zhizni [Traditional economic activity — ethno-preserved life style]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2013, no. 12, pp. 24-31.

4. Vinokurova L., Filippova V., Suleymanov A., Grigorev S. Rural Yakutia in the late of XIX-XX centuries: traditional economy in the mirror of time. Bylye gody. Rossiyskiy istoricheskiy zhurnal, 2015, no. 37 (3). pp. 576-585.

5. Takakura H. Arctic Pastoralist Sakha. Ethnography of Evolution and Microadaptation in Siberia. Trans Pacific Press Publ., 2015, 254 p.

6. Filippova V.V., Vinokurova L.I., Sannikova Ya.M., Grigorev S.A. Rural Kolyma of Yakutia: social processes of XX-th century. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM 2016 Conference Proceedings, 2016, pp. 517-522.

7. Krest'yanstvo i sel'skoe khozyaystvo Sibiri. 1960-1980-e gg. [Peasantry and agriculture of Siberia. 1960-1980s]. Ed by. N.Ya. Gushchin. Novosibirsk: Nauka Publ., 1991, 493 p. (In Russ.)

8. Alekseev A.I. Mnogolikaya derevnya (naselenie i territoriya) [Many-sided village (population and territory)]. Moscow: Mysl' Publ., 1990, 266 p. (In Russ.)

9. Verbitskaya O.M. Sel'skaya sem'ya na etape sotsial'no-ekonomicheskikh transformatsiy 1985-2002 gg. [Rural family at the stage of socio-economic transformation 1985-2002]. Moscow, 2002, 408 p.

10. Kovlekov S.I. Sel'skoe khozyaystvo Yakutii (1971-1985 gg.) [Agriculture of Yakutia (1971-1985)]. Yakutsk, 1993, 120 p. (In Russ.)

11. Vinokurova L.I. Trudovaya nravstvennost' yakutov: transformatsiya v sovetskoe vremya [Labor morality of the Yakuts: transformation in the Soviet era]. Dukhovnaya kul'tura v zhizni etnosa [Spiritual culture in the life of the ethnic group]. Yakutsk, 1991, pp. 82-91. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.