культурным истокам. Завершает философский цикл «Обереги» автопортрет художника. На портрете мы видим немолодого, уже седого человека, в лице, глазах которого читается мудрость прожитых лет. «Дон Кихот», так назвали журналисты портрет художника [7, с. 76]. Действительно, как и Дон Кихот борется художник за свои идеалы, за души, потерянные в круговороте жизни. В серии «Обереги» отражены еще бытующие у татар представления об окружающем мире, в котором мирно сосуществуют Аллах и языческие боги. И, обращаясь с почтением к этим до сих пор живущим в сознании народа духам-оберегам, Фатхутдинов преследует цель возродить истинные ценности жизни, по-новому осознать природу, возвратить божественное почитание ее человеком.
Список литературы:
1. Татар халык ижаты. Риваятьлэр легендалар. - Казань, 1987. - С. 269.
2. Тукай Г. Татар 'д'бияты. - Казань, 1946. - С. 45.
3. Тукай Г. Татар 'д'бияты. - Казань, 1946. - С. 26.
4. Фатхутдинов А. Все хорошее в человеке от природы / из записной книжки художника // Идель. - 1989. - № 3. - С. 64.
5. Валеева М. Поклонение истине // Идель. - 1991. - С. 56.
6. Шагеева Р. Фонограмма души в мифологическом театре // Известия Татарстана. - 1993. - 20 апреля. - С. 22.
7. Шагеева Р. Вселенная, уместившаяся в одной душе // Татарстан. -1993. - № 11. - С. 76.
ТРАДИЦИОННАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РОССИИ
© Буксикова О.Б.*, Веневцева С.П.
Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород
Данная статья посвящена вопросам генезиса танцевальной культуры стран Персидского залива и их развитию в России на современном этапе. В нашей культуре восточный танец воспринимается как публичное зрелище, в исламском мире, данный подход является недопустимым. Поэтому возникает религиозно-историческое противоречие, которое приводит к развитию своеобразной танцевальной формы восточного танца в России существующей на сегодняшний день.
Ключевые слова: культура востока, восточный танец, музыка, бел-лиданс, «Халиджи», «Бандари», «Ираки».
* Заведующий кафедрой Теории и методики хореографического искусства, профессор кафедры Теории и методики хореографического искусства, доктор искусствоведения, профессор.
Регион прибрежных стран Персидского залива неизменно привлекает исследователей культуры, но изучать этот регион в культурном отношении достаточно сложно из-за ряда барьеров - языковых, социальных, географических и т.д. Особенно мало исследований, посвященных танцевальной культуре Востока. И это, на наш взгляд, является определенной проблемой, поскольку Россия занимает первое место по развитию этого вида танца среди славянских народов.
В 1994 году был проведен первый международный фестиваль по восточному танцу в Москве. В России за короткий период, в последние 15-20 лет, в нашей стране появилось множество школ и студий восточного танца, отличающихся техникой, методикой обучения и мастерством. Особое распространение получило направление восточного танца беллиданс (Belly Dance) - танец живота.
В настоящее время, данное танцевальное направление развивается на территории России в трех направлениях: фитнес-беллиданс, танцевально-двигательная терапия (ТДТ) с элементами беллиданса и профессиональный беллиданс.
Беллиданс, адаптированный в формат фитнес-тренировки получил широкое распространение в России. Его цель - оздоровление, поддержание хорошей физической формы. Такой подход дает хорошую базовую танцевальную, точнее физическую подготовку, однако он не может рассматриваться как вид искусства.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) с элементами беллиданса -направление не дает танцевальной подготовки, но совершенствует понятия о танце с точки зрения психологии, искусства, философии, энергетики, помогает раскрыться индивидуальности.
Эволюционируя и развиваясь, арабский танец в нашей стране был официально признан. В 2001-м году беллиданс влился в структуру Объединенного Российского Танцевального Общества, сформировалась федерация беллиданса, которая стала проводить ежегодные конкурсы. В 2005-ом году из федерации выделилась Лига профессионалов беллиданса, произошло разделение на любителей и профессионалов [6]. Профессиональный белли-данс в настоящее время завоевывает все большую популярность. В разных регионах России регулярно проводятся региональные и международные конкурсы, однако исполнительский уровень нередко оставляет желать лучшего.
В России в настоящее время сложилось много известных, школ имеющих компетентных преподавателей, сложились определенные традиции. Это позволяет констатировать, что в России к настоящему времени сложилась собственная интерпретация восточного танца.
Именно поэтому, на наш взгляд актуально обратиться к поиску сущности восточного танца, его философских и этнических основ, ориентируясь на традиционную философию и культуру Востока.
Вся восточная философия развивалась на протяжении веков в тесном взаимодействии с религией. Религия пронизывает все пространство стран Персидского залива: она формирует и определяет культурную и художественную жизнь страны. Особенный колорит Востока передает, ярче всего традиционное танцевальное искусство. Восточный танец - это загадка древней культуры, глубокой и философски сложной, одновременный мышечного контроля тела, интерпретация непривычных ритмов музыки с ее полутонами и экзотическими инструментами. Необходимо отметить, что восточная музыка очень ритмична и мелодична и женская тема чаще всего отражается в мелодической музыкальной структуре, а мужская в ритмической. Это позволяет исполнителям слиться с волшебной, божественной восточной музыкой, раскрыть в танце свой индивидуальный «энергетический потенциал».
Несмотря на «блага цивилизации» и «технический прогресс», почти во всех странах Персидского залива, к которым относятся такие государства, как Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак и Иран достаточно стабильно сохраняется и развивается традиционная культура, которая обнаруживает значительное сходство в разных странах. Эти страны различаются между собой по площади территории, природным богатствам, уровнем социально-экономического развития, формой государственного устройства. Различия между странами особенно резко проявились после Второй мировой войны, когда усилилась неравномерность их политического и социально-экономического развития [2, с. 36].
Традиционно с древнейших времен на Востоке существует практика приобщать к танцу живота девочек с раннего возраста, тренировать их брюшные мышцы, что имело большое значение впоследствии, когда подросшая девочка готовилась стать женщиной и матерью. Арабские женщины знали, что тренированные брюшные мышцы, были лучшим механизмом предотвращения боли во время родов. В течение какого-то периода, женщины танцевали с другими женщинами в священных церемониях и готовились к родам. Другая трактовка, генезиса этого танца состоит в том, что танец появился в церемониях посвященных поклонению богини плодородия и исполнялся в храмах.
Философия восточных танцев имеет свое неповторимое своеобразие, ее истоки закладывались в древности, с первыми движениями и эмоциями человека. На протяжении своего развития, восточные танцы наполнялись новыми смыслами и значениями. Многие танцовщицы отмечают, что во время исполнения восточных танцев они физически чувствуют энергию, которую дают те или иные движения и ощущают вибрации вселенной. И это неудивительно, ведь каждое движение восточного танца формировалось веками, исполнялось целыми поколениями, вбирало в себя память об исторических событиях, обрядах и ритуалах, совмещало в себе традицию и индивидуальное исполнение каждого танцовщика.
В странах Персидского залива основной религией является ислам. Это религия не запрещает пение и танцы, но порицает все то, что возбуждает сексуальные желания. Женщины должны придерживаться хороших манер, если они танцуют перед другими женщинами. Они не должны выходить за рамки, совершая то, что подстрекает к греху. Мужчинам и женщинам запрещено танцевать вместе. Это строго запрещено исламом, дабы преградить путь к греховным действиям.
В исламской традиции жена должна ухаживать за собой, выглядеть как можно более привлекательно для мужа. Лучшей женщиной считается та, что может быть целомудренной в обществе и страстной с мужем. Танец жены перед мужем ислам одобряет, не запретно также обучение танцам и танец женщин среди женщин [1, с. 43]. Публичное исполнение танца живота -это нарушение правил шариата. Смотреть на чужую танцующую женщину мусульманину также запрещается. Восточная культура предполагает танец для единственного зрителя - супруга, а не для посторонних глаз.
Огромный по протяженности регион Персидского залива очень богат традиционными стилями танца. Для этого региона характерны как особый ритм музыки, так и собственные танцевальные традиции. Они отличаются от танцев египетского стиля, как характером движений, так и костюмом, по своей структуре очень необычны и необыкновенно притягательны.
Основной танец этой группы называется «Халиджи» (в переводе - «залив»), что связано с местонахождением его распространения. Как правило, «Халиджи» исполняют в женской компании на праздниках [3, с. 62]. Мужчины на подобных праздниках не присутствуют, однако, выступление перед мужчинами возможно, если возраст танцовщицы не превышает 12 лет. При исполнении сценического варианта этого танца танцовщица одета в просторное длинное платье с вышивкой и очень широкими рукавами (тобу). Данная одежда обусловлена религиозными воззрениями жителей Персидского залива. Ислам запрещает оголять те части женского тела, которые недопустимы для взгляда других мужчин [4].
Основную роль в танце играют движения рук, махи распущенными волосами, манипуляции с рукавами тобы. Несмотря на то, что танцовщица практически скрыта одеждой, танец «Халиджи» выглядит очень женственно и завораживающе. В течение всего танца зритель словно наблюдает вслед за исполнительницей жизнь пустыни: вот пролетеласвященная птица Гаруду (Га-руди), вот змея, скорпион, варан и, конечно же, королевский верблюд - священное животное для бедуинов. Акцентируются движения рук - они одновременно подвижные и плавные. Основное содержание песен «Халиджи» -любовь и счастье. Философское содержание его направлено на внутреннюю гармонизацию самой исполнительницы и всего окружающего мира.
Данное направление танца появилось по большей части для проведения обряда сватовства, чтобы женщины-матери смогли подобрать достойную
жену для своего сына. Восточный танец позволяет танцовщице без риска показать всё то, что не может быть выражено словом. Он может не только стимулировать, но и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, в образной форме демонстрируя внутренние переживания. Поскольку восточный танец использует естественные положительные эмоции, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует пониманию себя, своей сущности и как следствие, раскрепощает и снимает зажимы, таким образом, служит терапевтическим средством на эмоциональном и телесном уровне.
Большое значение в исполнении восточных танцев придается костюму. Каждый танец характеризуется определенным кроем костюма, аксессуарами, цветом ткани, украшениями и другими внешними атрибутами. Традиционно у каждого вида восточного танца свой собственный своеобразный костюм.
Еще одним из наиболее распространенных стилей восточного танца на территории Персидского залива является стиль «Бандари», в нем так же как и в «Халиджи» отражены основные черты философии восточного мира. В переводе с персидского «бандар» означает «гавань». Этот фольклорный танец из Персидского Залива отражает не только глубокую взаимосвязь культурных традиций народов, населяющих страны Персидского Залива, но также этот танец впитал в себя африканские традиции трансовых танцев, привнесенных в Персию с развитием работорговли. Его ритм напоминает ритм халиджи, но носит более веселый характер, а сам танец выглядит несколько простонародным, сопровождается голосовыми акцентами. Кроме движений рук, плеч и головы, в нем используют круговые движения бедрами, резкие движения, махи волосами на четвереньках с хлопками по земле. Движения танца похожи на движения халиджи, но более энергичные, даже немного грубоватые - растопыренные пальцы рук, кисти при этом должны быть расслаблены, никаких восточных вращений руками и изгибов, активная тряска плечами и грудью, большие шаги. В групповом танце используется движение по кругу или по двум кругам со встречным направлением.
Традиционный костюм для этого стиля это шальвары халат (тоба), длиной ниже колен с разрезами, с длинными рукавами, воротником стойкой либо маленьким вырезом у горла, закрытую обувь, что говорит о невозможности демонстрации тела для посторонних глаз. Данное танцевальное направление при исполнении требует наличия платка у танцовщицы [5].
Распространенным стилем восточного танца на территории Персидского залива является танец «Ираки», который также очень похож на танец «Халиджи». Танец распространен среди сельских жителей Ирака и является очень энергичным и динамичным. Много разнообразных прыжков и резких движений волосами. В отличии от «Халиджи» движения в этом танце направлены больше вверх.
Музыка этого танцевального стиля очень энергичная, и ее довольно несложно идентифицировать. Сначала идет, как правило, медленная вступи-
тельная часть, затем быстрый ритм, и довольно продолжительные характерные барабанные вставки, которые свойственны только для иракской музыки -это звучит арабский инструмент хишба, специальный барабан, который создает нечто похожее на автоматную очередь. Барабан для базовых ритмов в иракском танце называется кассара (или замбур). Мелодия обычно исполняется на музыкальном инструменте рабаб. Ритмический рисунок может быть очень разнообразным.
Что касается одежды для танца «Ираки», есть аутентичный вариант и сценический. Во время торжеств женщины надевают хашмию - это богато расшитое платье, слегка приталенное, с длинными рукавами. У многих европейцев создалось впечатление, что арабские женщины всегда носят чёрное, Чёрную абаю (длинное традиционное арабское женское платье с рукавами) надевают только при выходе на улицу.
Традиционная танцевальная культура стран Персидского залива вобрала в себя характерные черты восточной философии. Если говорить конкретно о танцевальной культуре то и по сей день, она сохраняет характерные черты исламского мира. Поэтому если в западной культуре восточный танец является публичным зрелищем, то в странах Персидского залива, и во всем остальном исламском мире, данный подход является недопустимым. Отсюда и своеобразие танца. Несмотря на все препоны и противоречия, восточный танец в настоящее время - один из самых распространённых видов танца и на Западе и на Востоке, так как является воплощением природного естества женщины и её самореализацией через искусство.
Сегодня в России существует два вида профессиональных школ восточного танца. В первой категории школ занимаются современным стилем танца живота, адаптированной и модернизированной его версией. Это восточный танец, измененный в соответствии с нашим европейским образом мышления и восприятия, подогнанный под наш образ жизни. В таких школах классические движения танца живота сочетаются с классической хореографией и заимствованиями из других современных танцевальных стилей.
В школах второго типа преподается классический стиль арабского танца и их фольклорные варианты. Это классический Ракс эль Шарки, танцы «Саи-ди», «Халиджи», «Филахи», «Хагалла», «Беледи» и другие. На занятиях в таких школах уделяется очень большое внимание специфическим жестам, мимике, и традиционной арабской манере исполнения.
Освоение базовых движений - это важнейшая часть обучения, но не только разучивание танцевальных композиций и их техничное усвоение позволят исполнительницам, данного танцевального направления, перевоплотиться в обворожительную восточную женщину. На наш взгляд необходимо глубоко изучать и понимать менталитет, философские концепции и самобытную культуру стран Востока.
Список литературы:
1. История восточной философии: учеб. пособие. - М., ИФРАН., 1998 -342 с.
2. История Древнего Востока: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; под ред. В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 462 с.
3. Лавриненко Л.Б. Арабские танцы: самоучитель / Л.Б. Лавриненко. -Минск: Соврем, шк., 2006. - 207 с.
4. Танец в культуре востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeffstride.net (дата обращения: 12.02 2015).
5. Центр восточного танца «DIVA S» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vostokzapad-dance.ru (дата обращения: 12.02.2015).
6. Арабский культурный центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://poxe.ru/other/1166336220-belly-dance.html (дата обращения: 12.02.2015).
МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ СИБИРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
© Васильева Т.А.*
Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск
В статье анализируются камерно-инструментальные сочинения для детей композиторов Сибири разных поколений, отмечается индивидуальный стиль композиторов, жанровое разнообразие и широта эмоционального содержания пьес, акцентируется нравственно-воспитательная функция повышения роли регионального компонента в педагогическом репертуаре по фортепиано.
Ключевые слова: региональный компонент в учебном репертуаре, сочинения красноярских композиторов Ф. Веселкова, О. Проститова, И. Юдина, В. Пономарёва и др. для скрипки, ансамбля флейт, гобоя, домры с фортепиано, гитары, аккомпанемент в курсе фортепиано.
За тридцать лет существования Красноярской организации «Союз композиторов России» сибирскими авторами создано огромное количество произведений самых различных жанров - от песен, пьес-миниатюр до симфонических, кантатно -ораториальных, оперных полотен. Они звучат на фестивалях и конкурсах, на престижных концертных сценах и в театрах, а также в отдалённых уголках красноярского края, в городах всего сибирского региона, России и зарубежья. В этом стилевом и жанровом разнообразии прочное место занимает музыка для детей, к которой обращаются все красноярские композиторы. Опытные мастера, они понимают всю ответствен-
* Доцент кафедры Общего фортепиано, доцент.