А. М. Лебедева
(Якутск)
ТРАДИЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО КОЧЕВЬЯ
Проанализированы основные методы народного воспитания в семьях народов Севера, принципы социализации ребенка, реализуемые в совместных игровой и трудовой деятельности в условиях кочевья
Сущность процесса воспитания жизнеспособной личности состоит в психолого-педаго-гическом сопровождении личностного роста человека в течение всей жизни и создании условий для этого роста и развития [3].
«Качество жизни человека» и «качество жизни» становятся взаимосвязанными понятиями. Понять «качество жизни человека» -это значит, постичь суть современного воспитания и образования с выдвигаемой целевой установкой - сформировать личность, способную преодолевать жизненные невзгоды, выживать, саморазвиваться и достигать успеха, быть готовой к безболезненной социализации и адаптации в современном обществе.
Сегодня детей необходимо подготовить к тому, чтобы они могли действовать самостоятельно и принимать решения в условиях, каких заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей [3, с. 11].
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития.
Народы Севера - дети природы, они издревле тесно связаны с ней. Их благосостояние всегда зависело от погоды, состояния
земли, воды. Поэтому и отношение их к окружающему миру всегда было очень глубоким и мудрым. В работе по воспитанию детей в духе народной культуры обязательно необходимо учитывать, что отношение народа к природе непосредственно влияет на формирование личности ребенка.
Организация государственной системы обучения и воспитания детей малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, требует учета специфических особенностей их жизнедеятельности. Одним из особых требований в образовании и воспитании детей народов Севера является соблюдение принципа сохранения целостности народа в условиях полиэтнической среды обитания. Этот принцип может быть реализован посредством создания отдельных программ воспитания и обучения для учащихся с максимальным учетом традиционных видов занятий населения. Для народов Севера место расположения школы становится принципиально важным в реализации идей их возрождения.
Воспитание личности из маленького живого существа - ребенка представляет собой сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта народа, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями разного уровня и семьей. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [2, с. 94].
Кочевой образ жизни предполагает простые методы, унаследованные от древних предков и усовершенствованные образом жизни, природно-климатическими факторами. Основное требование к такому воспита-
нию - его постоянство, а отсюда его архаичность [7, с. 5].
Социализация и адаптация детей коренных малочисленных народов Севера является основной проблемой в семье и образовательной сфере, где первичной ячейкой социализации является семья, вторичной - школа, третичной - профессиональная сфера (в том числе и во время обучения в средних и высших учебных заведениях].
Суровые условия жизни в тундре и тайге оказывают сильное влияние на воспитание ребенка. Он с детства осознает, что его жизнь и благополучие семьи, отца и матери могут зависеть от его знаний, а также подчиненности законам жизни этноса в экстремальных условиях их среды обитания. Появление ребенка - это следствие брака. Брак в наших условиях - это обретение экономической, личностной свободы от опеки родителей [7, с. 3].
Изучая этнографию детства северных народов, исследователи отмечают большую привязанность детей к своим родителям. Особой мягкостью отличались отношения родителей к детям в кочевой семье. В семье детей любили, не деля на своих и чужих. Поэтому не было такого взрослого, который не поласкал бы ребенка. Дети не изолировались от взрослых, они постоянно находились под присмотром кого-нибудь из старших членов семьи, бабушки и дедушки. От детей ничего не таили и по возможности их ни в чем не ограничивали. В то же время привыкший к матери и отцу, а также к другим членам семьи ребенок с пеленок делит людей на «своих» и «чужих». И стоит взять его на руки другому человеку, как он начинает выражать свое недовольство брыканием и плачем. Воспитанные таким образом дети (в кругу своего дома] остро воспринимают разрыв с семьей, трудно привыкают к другой среде.
Северяне чадолюбивы, они избегают физических наказаний, поэтому ребенок чувствует себя свободным и вполне самостоятельным. Единственное, что он должен замечать, это нахмуренные брови матери или отца и других людей. Наказывать чужого ребенка никто не смеет, ни чужой, ни родственник.
В семье северян большое положительное влияние на психику ребенка оказывает поощрение, которое облегчает процесс социализации, подготовки к жизни в условиях Севера. Поощрение играет огромную роль в суровом и неприветливом мире, где нужно вырастить
в течение десяти лет знающего начальную основу приспособления и умеющего использовать знания предков ребенка [9, с. 105].
Ребенок пользовался относительно большой свободой, мог свободно ходить около стойбища, даже далеко уйти в горы или в лес. Грубое обращение с детьми осуждалось обычаем. Родители никогда не применяли наказания.
В кочевой семье дети проходили жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях Севера, и усваивали хозяйственные, охотничьи навыки, выработанные веками. Воспитанием девочек занимались мать и взрослые сестры. Мальчики до 78 лет оставались с девочками дома. С 7-8 лет старшие брали их с собой на ближнюю охоту и пастьбу оленей. Начиная с 14-15 лет мальчики могли ходить на промысел самостоятельно - ставить петли на зайцев и куропаток. Наглядно это описывает в своей повести «Мое детство» Н. Тарабукин: «Дедушка, ставя петли на куропаток, брал меня с собой и давал нести куропаток. Я был очень доволен. И когда добирался до дому, мать очень радовалась: как мой сын заботится о дедушке!» [10].
Воспитание детей в кочевой семье идет во время повседневной хозяйственной деятельности и во время охоты как-то незаметно и для самих детей.
В зависимости от успехов в охоте авторитет мальчика в семье рос. Успехи отмечались лестными, хотя и краткими похвалами, в то же время слабости детей, лень, упрямство постоянно порицались и вышучивались. Провинившимся давали обидное прозвище. Ребенок, получивший такое прозвище, всеми силами старался избавиться от него. Задевая самолюбие ребенка, большинство воспитательных мероприятий сводилось именно к этому, родители добивались ревностного отношения к порученным делам.
Большую роль в формировании мировоззрения детей играли различные запреты, связанные с обычаями и верованиями. Из этих запретов незаметно слагался своеобразный кодекс поведения человека тайги и тундры.
Подготовку к будущей жизни оленевода ребенок приобретал посредством игр, особенно физических, подвижных. Все подвижные игры с предметами (копья, аркан и др.] являются видами физической подготовки и необходимы в повседневной жизни [9, с. 105].
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28] 2011
171
Труд - сама жизнь северных народов, их неотъемлемый способ существования. Кочевая семья - семья трудовая. Трудовое воспитание, вместе с методом подражания, бесспорно, самое действенное практическое воспитание, поскольку только в труде можно выжить в экстремальных условиях. Трудовое воспитание - основное ядро семейной системы воспитания, определяющее все взаимоотношения в семье. Воспитание в духе трудовой деятельности - одна из главных прогрессивных традиций в семейной культуре народов Севера. Поэтому трудовые традиции - это те порядки и обычаи, которые связаны с организацией труда, с его видами, способами выполнения, изготовлением орудий труда и их использованием [5, с. 52]. Итак, сознательно передавая свой промысловый опыт детям, родители внушали им свои представления о мире, обычаях, верованиях.
Трудовая деятельность при воспитании детей у народов Севера является неотъемлемой частью воспитания. Обучение детей в естественных условиях облагораживало их, воспитывало в них бережное отношение к природе. Как первые кочевые школы, так и современные создают идеальные условия для воспитания детей с помощью трудовой деятельности. «Основой воспитания в кочевой школе была трудовая деятельность. Обучение детей в естественных условиях облагораживало их, формировало бережное отношение к природе, поскольку жизнь северянина тесно с нею связана» [5, с. 106]. Специальные беседы, нравоучения не проводятся.
В повседневной жизни ребенок получает конкретные знания, умения, навыки, учится самостоятельному труду, взаимопомощи, ответственности.
В условиях работы оленеводческих и рыболовецких бригад по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа.
С открытием школ одновременно решаются вопросы производственно-жилищных проблем охотников, оленеводов, рыбаков, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует укреплению последней. Кочевая школа является для всех членов оленеводче-
ской бригады центром просвещения и культуры.
Как заметил социолог и этнограф И. С. Кон, по мере усложнения трудовой и прочей общественной деятельности, в которую должен быть включен индивид, увеличивается объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются. Если на ранних стадиях общественного развития преобладает непосредственное практическое включение ребенка в деятельность взрослых, опыт которых он усваивает главным образом путем примера, то в дальнейшем все большую роль приобретает систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то срока вовсе не связано с производительным трудом [8, с.107].
Так, успешное использование народных традиций воспитания в деятельности школы зависит от тесного взаимодействия школы и семьи, школы и общественности. Семья является хранительницей народных педагогических традиций. В семейной педагогике ярче, чем в других звеньях воспитания ребенка, проявляются основные черты этнопедагоги-ки. В условиях семьи воспитывается человек, принадлежащий той или иной национальности. В своей концепции семейного воспитания Б.Н. Попов пишет: «Цель семейного воспитания - содействовать тому, чтобы ребенок стал мудрым и самостоятельным, и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Механизм достижения цели - создание воспитывающей семейно-бытовой микросреды и педагогизация семейно-бытового окружения». На моральном здоровье семьи строится мудрость школы [5, с. 42].
Таким образом, в социализации детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, огромную роль выполняли народные методы в игре, в труде. Для разных народов одинаково важна роль соответствующей социализации детей - подготовка к будущей жизни в обществе, главными источниками ее являются уклад жизни сообщества и накопленный им опыт в течение многовековой истории его развития.
Институтом национальных школ Республики Саха (Якутии] разработана модель «Единая территория развития ребенка в условиях кочевья». Модель основана на представлениях о традиционной жизнедеятельности кочевых малочисленных народов, у кото-
рых ребенок является центром трех взаимосвязанных, взаимопроникающих элементов среды: семьи, природы и социума. Модель предусматривает обеспечение дошкольного образования в условиях самой семьи. Поэтому наряду с существующими кочевыми школами коренных малочисленных народов Севера можно поддержать организацию семейной формы получения дошкольного образования. В данной модели основным остаются принцип преемственности и этнокультурной направленности регионального образования,
принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях семьи и образовательного учреждения, как сохранение культуры, традиций народов и образовательной системы [4] .
Методы воспитания в семье и образовании должны быть неразрывно связаны с этническими и этическими нормами, нравственностью, сохранением языка и фольклора, традиций и обычаев, трудовых навыков, морально-психологического отношения в семье.
Литература
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов : Мысль в слове. -М.: АСТ, 2003.
2. Винокурова М. Е, Борисов П. П. Модернизация системы общего и среднего образования в местах компактного проживания народов Севера. - Якутск, 2006. - С. 94.
3. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М., 2005. - С. 16-17.
4. Ефимова Д. Г. О единой территории развития дошкольников в условиях кочевья // Дошкольное воспитание. - 2010. -№1. - С. 32-35
5. Егоров В., Неустроев Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. - М.: Academia, 2003. - 107 с.
6. Иванов М. Р., Кириллина И. Е. Этнопедагогика образования и воспитания детей малочисленных народов // III научная экспедиция «Образование за сохранение и развитие культурного наследия малочисленных народов РС (Я)» / Сост. А. П. Оконешнико-ва. - Якутск: Бичик. - 2003. - С. 42-67.
7. Курилов Н. Н. Ребенок - корень жизни. - Якутск, 2001. -С. 3 ; 30-31.
8. Кон И. С. Социологическая психология. - М. ; Воронеж, 1999. - С. 442.
9. Оконешникова А. П., Романов Е. Н. Этнография детства : учебное пособие. - Якутск, 2008. - С. 105-107.
10. Тарабукин Н. С. Мое детство : повесть : пер. с эвенск. - Л., 1936. - 57 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28) 2011
173