Научная статья на тему 'Традиционная семья: проблема информационной безопасности'

Традиционная семья: проблема информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЬЯ / БРАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная семья: проблема информационной безопасности»

А.В. Артамонова, Г.М. Пурынычева

Таким образом, советский опыт создания вузовской учебной литературы по истории стран Азии и Африки является первым в отечественной истории и остается актуальным до сих пор.

^ Примечания

1 Базиянц А.П., Гринкруг И.М. Три проекта организации изучения восточных языков и Востока в России в XVIII-XIX столетиях / / Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1917 года) / под ред. Н.А. Халфина. — М.: Наука, 1984. — С. 33.

2 Чапкевич Е.И. К истории становления марксистского востоковедения в России (марксистская публицистика о «пробуждении Азии») / / Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1917 года) / под ред. Н.А. Халфина. — М.: Наука, 1984. — С. 7.

3 Там же. - С. 8.

4 Гневушева Е.И. Академик Александр Андреевич Губер. - М.: Наука, 1987. - С. 107.

5 Бомсдорф Ф., Бордюгов Г.А. Учебники истории: носители стереотипов, памяти о конфликтах или источник для взаимопонимания? / / Мир истории. — 2004. — №1.

6 Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. — М.: Наука, 1982. — С. 3.

7 См. подробнее: Гневушева Е.И. Академик Александр Андреевич Губер. — М.: Наука, 1987.

8 Там же. — С. 117.

9 Гневушева Е.И. Академик Александр Андреевич Губер. — М.: Наука, 1987. — С. 120.

10 Там же. — С. 127.

11 Там же.

12 Там же. — С. 126.

А.В. Артамонова, Г.М. Пурынычева

Традиционная семья: проблема информационной безопасности*

Колыбелью личностного развития является семья, которая воспитывает из биологического существа субъекта социальных отношений. Но в настоящее время традиционная семья и ее устои подвергаются ожесточенным нападкам со стороны средств массовой информации, которые искажают или отрицают ее социальные функции и ценности. В современном мире, вступающем в эпоху информационного общества, информация является не только набором фактов и сведений о событиях, объекте или субъекте. Она становиться мощнейшим орудием (оружием) воздействия на человека, социальные институты, даже государства. В связи с этим встает проблема информационной безопасности и, в первую очередь, безопасности личности. Воздействие информационной лавины, которую выплескивают СМИ на человека, справедливо получило название «промывание мозгов», так как огромное количество новых разнородных сведений ломает логику традиционных ценностей. При помощи психотехник в сознание человека внедряются новые модели поведения в определенных житейских и профессиональных ситуациях, подменяется содержание понятий традиционных ценностей (например, польза = выгода). Активная работа СМИ идет по нескольким направлениям, по которым внедряются деструктивные установки и модели поведения. Одним из приоритетных направлений разрушительного воздействия СМИ представляются традиционные супружеские отношения, которые объявляются нецелесообразными и даже старомодными. В качестве альтернативных предлагаются модели гомосексуальных связей, полигиния и полиандрия, групповой брак, вплоть до коммун. В ситуации относительной доступности Интернет-ресурсов СМИ перспективой видят виртуальные

ж

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект №06-03-00549а от 02.03.2007 г.

131

Новая и новейшая история

супружеские отношения, не предполагающие общения и взаимодействия «супругов» в реальности. Вся жизнь такой «семьи» интерактивна, с помощью многочисленных технических средств может симулироваться даже сексуальное общение «супругов». Но предлагаемые новшества не выполняют основных функций супружества: воспроизводство детей, социализация, способствующих выживанию общества как такового, то есть не являются социально приемлемыми. Следующим направлением воздействия СМИ выступают взаимоотношения родителей и детей. В материалах газет, журналов, программах телевидения часто встречаются образцы деструктивного поведения детей, которые моделируют и корректируют схему взаимоотношений детей с родителями в сторону неуважения и агрессии (мультсериалы «Симпсоны», «Гриффины» и т.д.). Еще губительнее последствия влияния на детскую психику «детских» голливудских фильмов («Один дома», «Ден-нис-мучитель», «Трудный ребенок», «Дети шпионов» и т.д.), которые дезинформируют детей в вопросах адекватного отношение к взрослым. Последние предстают как глупые, злые и жестокие существа, стремящиеся нанести вред ребенку: ограничить его свободу, насоветовать глупостей и принудить к полезному труду. Идеализируются и преувеличиваются реальные интеллектуальные возможности детей (дети «способны» к сложным мыслительным конструкциям, жесткому логическому анализу ситуации, отсутствию эмоциональных переживаний своих решений - сомнения, неуверенности). Физическая гиперактивность экранных детей направлена на деконструкцию, разрушение мира взрослых, пропагандируются жестокость (садизм), вследствие чего страдания других людей (живых существ) воспринимаются как развлечение, повод для шутки. Такие матрицы поведения, внедряющиеся в сознание ребенка, снимают с него ответственность за подобные поступки в реальном мире, поэтому за последние двадцать лет, как в России, так и в других странах, наблюдается рост тяжких преступлений, совершенных детьми. Подросток, находящийся под информационным давлением СМИ, предпочитает скорее следовать новым веяниям и тенденциям, чем проверенному временем и родителями опыту. Эрих Фромм, анализируя западный социум, пришел к выводу, что «родители больше не распоряжаются: они советуют, чтобы ребенок «захотел» сделать то или иное. Но родители старше и поэтому не в курсе «новейших» веяний; вот почему, они зачастую узнают от детей, какая установка требуется»1. Такая направленность межпоколенных отношений актуальна и для современного российского общества, но не является характерной. Для России национальные обычаи семьи и стиль поведения домочадцев многие века определялись Домостроем: почитание старших, добродетельность, совестливость, трудолюбие, уважение к традициям, служение семье, общине, государству. Патриархальность семьи была нормой жизни, которая эффективно регулировала межличностные и межпоколенные отношения, практически исключала межпоколенные конфликты, стабилизировала институт семьи изнутри.

Анализ повседневного общения с молодежью показывает, что старшее поколение, а особенно люди пожилого возраста, воспринимаются в деловой сфере как конкуренты, необоснованно занимающие место, в частной жизни -как обуза и источник постоянных нравоучений. Этому немало способствуют СМИ, где образ человека среднего и старшего поколений значительно искажен. Человек среднего поколения представлен как недовольный собой, ищущий омоложения и исцеления от всех болезней (реклама), обремененный семьей и проблемами на работе (сериалы, фильмы), имеющий пробле-

132

А.В. Артамонова, Г.М. Пурынычева

мы в интимной сфере (ток-шоу, печатные СМИ, фильмы) субъект, которому либо некогда радоваться жизни, либо не из-за чего. Представитель старшего поколения наделяется следующими типичными чертами: физическая дряхлость, недееспособность, отсутствие интереса к жизни, сварливость, некомпетентность в вопросах морали, политики, экономики, культуры («отсталость» от жизни), старческая глупость. Поэтому социологические опросы в США и России выявили тенденцию негативного отношения к людям среднего и старшего возраста со стороны молодежи, отсутствие мотивации для межпоколенного общения.

Эта ситуация, на наш взгляд, может привести к катастрофическим для личности и общества последствиям. Люди среднего и старшего поколения являются носителями и трансляторами ценностей, жизненных ориентиров и опыта, многих навыков и умений, знаний, моделей коммуникации. Именно эти ценности, модели поведения, знания и навыки позволили им выжить, сохранить и развить личностный потенциал, добиться определенного положения в социуме и в целом, сохранить государство и общество как таковые. Оскудение информационного потока между поколениями уже сейчас приводит к тому, что молодое поколение движется преимущественно к рыночным жизненным ориентациям: создание и накопление материальных средств, обладание определенным набором вещей, эгоцентризм и т.д. Духовная составляющая жизни оттесняется или исключается вовсе. СМИ и массовая культура стимулируют эти процессы вместо того, чтобы пресекать. Э. Фромм заметил по этому поводу: «Основное зло современной культуры состоит именно в том, что она раскалывает на отдельные части различные жизненные сферы. Путь к оздоровлению общества - в преодолении этого раскола, в движении нового единения и интеграции общества и индивида»2.

Дезориентация человека средствами массовой информации по вопросам семьи и брака касается не только проблем межпоколенной коммуникации, но и мотивации вступления в брак, моделей супружеских взаимоотношений. По результатам анализа телепрограмм (сериалов, фильмов), а также материалов периодической печати России нами были выявлены следующие мотивы вступления в брак, представленные СМИ в виде норм (выстроены в иерархической последовательности): 1) сексуальная совместимость, проверенная сожительством различной продолжительности; 2) материальная заинтересованность одного или обоих партнеров; 3) любовь одного из партнеров к другому; 4) взаимная любовь. Исходя из мотивов заключения брака взаимоотношения супругов могут развиваться по различным сценариям. Сериалы и фильмы любовной и семейной тематики, транслируемые ведущими российскими телеканалами дают богатый материал по этой проблеме. Анализ показывает, что преобладающей моделью телесемейных отношений является традиционная семья в стадии разрушения (развода), которая характеризуется холодностью супругов друг к другу, адюльтером, постоянными скандалами и неудовлетворенностью. Чаще всего неудовлетворенностью сексуальной, т.к. представляется, что секс в браке пресный, скучный и является пресловутой супружеской обязанностью (сериалы «Санта-Барбара», «Династия», «Возвращение в Эдем», «Отчаянные домохозяйки» и другие). В противовес внебрачные и добрачные сексуальные отношения окружаются ореолом романтики, праздника и эмоциональной насыщенности (сериалы «Любовь и тайны Сансет Бич», «Саша + Маша», «Секс в большом городе», фильм «Дневник Бриджит Джонс 1, 2»). Очень редко адюльтер предстает в свете негативной моральной оценки. А ведь адюльтер - это измена, а измена - это

133

Новая и новейшая история

прелюбодеяние, а прелюбодеяние - это нарушение седьмой заповеди и один из семи смертных грехов в христианской традиции, на фундаменте которой стоит европейская цивилизация. Вся классическая литература дает пример осуждения адюльтера и возмездия за него (древнегреческие мифы о Зевсе и Гере, произведения У. Шекспира, О. де Бальзака, Л.Н. Толстого...), супружеская верность предстает как одна из высших ценностей брака. В наши дни идеал супружеской верности оттесняется призывом к свободе отношений, бесконечному поиску подходящего по всем параметрам партнера (супруга).

Часто в сериалах изображаются неполные семьи («Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?»), в которых с легкостью решаются проблемы воспитания и посторонние люди (няня, домохозяин) включаются в состав семьи. Здесь присутствует идеализация жизни неполной семьи, которая также является в определенной мере дезинформацией. Пропагандируются так называемые гражданские браки, пробные браки - если дать объективное название - сожительство (сериалы «Друзья», «Саша + Маша», «Татьянин день», фильм «Питер FM» и т.п.), в которых законный брак партнеров возможен только после проверки друг друга на совместимость в бытовых условиях, сексуальных предпочтениях.

На наш взгляд, современные СМИ ведут себя некорректно по отношению к семье и личной жизни человека, стремятся вынести наружу все сокровенные тайны и перипетии взаимоотношений людей. Здесь возникает еще одна немаловажная проблема - соотношение частной и публичной жизни, и границы их освещения в СМИ.

Частная жизнь, полагает Арнольд Гелен, есть «сфера непосредственного общения людей»; главное ее прибежище - это семья, «единственный противовес всякой публичности» в современном обществе3. По мнению историка частной жизни Ж. Дюби, публичное - государственные институты, а также то, что открыто и доступно всем; приватное - это дом и семья, то, что сокрыто от посторонних, принадлежит частному лицу4. А как выделить личную жизнь из частной? На мой взгляд - личная жизнь - это состояния человека, связанные с эмоциональными переживаниями своего внутреннего мира, мира, сконструированного собственным сознанием; частная жизнь - состояния человека, связанные с межличностным взаимодействием в кругу близких, родных и друзей; публичная жизнь - состояния человека, связанные с его профессиональной, общественной деятельностью, с осуществлением им социальных функций и это сфера формальных взаимоотношений людей, их социальных ролей.

Анализ современной информационной ситуации в России показывает, что частная и публичная жизнь поменялись местами. Мы отлично осведомлены о том, какие проблемы существуют в семьях известных людей, какого размера они носят одежду, какие скандалы и на какой почве возникают в среде шоу-бизнеса, кто, когда и с кем вступал в интимные взаимоотношения и чего ему за это было, какие пристрастия и слабости они питают, в каком ночном клубе были вчера и т.д. Но замалчиваются успехи в деловой и профессиональной сфере, если они не связаны со скандалом, общественная деятельность и упорный труд для достижения положительных результатов, наличие искренней дружбы между известными людьми и т.п. Создается впечатление, что вся творческая интеллигенция и представители шоу-бизнеса только отдыхают и прожигают жизнь, сплетничают, ходят по магазинам и салонам красоты. Нет сомнения в том, что определенная

134

А.В. Артамонова, Г.М. Пурынычева

часть богемы так и делает и она, к сожалению, диктует моду на такой образ жизни. Это один срез проблемы.

Другим аспектом является вынесение на суд общественности сферы, которая всегда была окружена табу и возрастным цензом, - сексуальных взаимоотношений. В традициях отечественной культуры вопросы пола исследовались в работах В.С. Соловьева «Смысл любви», Н.А. Бердяева «Метафизика пола и любви», В.В. Розанова «Уединенное», но они не были агрессивны и не уходили в вопросы физиологии. В современных СМИ все запреты сняты, так как ограничивают свободу слова, поэтому даже в изданиях, которые по определению являются общедоступными, семейными, появляются откровенные фотографии или целые колонки, посвященные теме секса. На телевидении сексуальную подоплеку имеют многие программы прайм-тайма (ток-шоу, сериалы, фильмы, реалити-шоу) и, конечно же, реклама (от средств для улучшения потенции, дезодорантов до шоколада и бытовой техники). Также на некоторых общедоступных каналах ежедневно или еженедельно выделяется время для трансляции передач эротико-порнографической направленности (ТНТ, РЕН-ТВ, ДТВ).

Интернет-ресурсы содержат массу информации по этому вопросу, доступ к которой не ограничен ничем, кроме надписи «Если вам нет 18 лет -немедленно покиньте этот сайт». Все попытки общественности воззвать к морали тщетны, наталкиваются на псевдодемократические лозунги свободы слова и печати, которые законодательно закреплены в нашей стране. Отметим, что в Америке свобода слова по вопросам секса значительно ограничена. Журналам, газетам, Интернет-ресурсам, телеканалам, содержащим такую информацию, присваивается маркировка «только для взрослых», доступ регламентируется внесением дополнительной платы и предъявлением документа, удостоверяющего личность и возраст потребителя. Эти меры были приняты после того, как на Америку лавиной обрушились негативные последствия сексуальной революции: детская проституция, ранний сексуальный опыт, детская беременность, распространения венерических заболеваний, СПИДа среди детей и подростков, рост преступлений на сексуальной почве и т.д. В современной России наблюдаются сходные «постреволюционные» процессы, так как частная жизнь людей напрямую зависит от социума и его устоев.

На наш взгляд, препарирование СМИ частной жизни человека ведет к духовному обнищанию, потере человеком жизненных ориентиров и утрате индивидуальности. Все тайны взаимоотношений полов известны с младенчества и стремиться к знаниям и житейскому опыту не имеет смысла. Выступая в роли нравственных наставников и учителей, СМИ забывают о гражданской ответственности, которую они должны нести за каждое слово, каждый кадр. Представляется, что это связано не только с понижением уровня нравственности в журналистской среде, но и с коммерциализацией СМИ, увеличивающейся дистанцией между журналистом и обществом, борьбой за рейтинг любыми средствами.

Важно отметить, что, дезинформируя население о семье как социальном институте, СМИ разрушают общество и государство изнутри, способствуют разобщению населения (традиционно родственные связи являются самыми прочными), ухудшению демографической ситуации, прямо и косвенно стимулируют случаи подросткового насилия на сексуальной почве, развивают агрессивность. Если эту проблему не решать сейчас, то можно упустить еще несколько поколений, которые будут находиться в таком же дезориен-

135

Новая и новейшая история

тированном состоянии, как и современные молодые люди 15-25 лет, которые попали в сходную ситуацию в начале 1990-х годов. На наш взгляд, это можно объяснить политическими интригами части элиты страны и проникновением западного капитала в индустрию СМИ. Прозападная ориентация некоторых чиновников способствует распространению негативных тенденций в сфере семейно-брачных отношений, насаждению нехарактерных для России ценностей семьи. В первую очередь, необходимо выделить гипертрофированное внимание к материальной обеспеченности супругов, возведение в доминанту сексуальных отношений (т.н. сексуальной совместимости), а также сведение всех функций семьи только к одной - социализации. Все эти компоненты важны в семейной жизни, но их влияние на супругов не столь велико. В русских семейно-брачных традициях, основанных на Домострое, одними из главных элементов-ценностей семьи (дома) были: любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, терпение, смирение и кротость, забота, взаимопомощь, дети. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. А материальная (хозяйственная) сторона семейной жизни упоминается лишь как работа, средство поддержания физического существования членов семьи, а не в качестве смысла и цели брачного союза.

Опыт повседневной жизни подтверждает второстепенность материальной сферы семейной жизни, когда число неудачных браков в среде материально обеспеченных людей неуклонно растет. Причем именно такие истории СМИ воспринимают с большим энтузиазмом и злорадством, публикуя материалы под заголовками «Богатые тоже плачут» и т.п. Некоторые неудавшиеся жены и невесты олигархов даже получают коммерческую выгоду, публикуя скандальные мемуары или руководства для невест (О. Роб-ски, К. Собчак и т.д.). Многие процессы разрушения традиционной семьи, национального менталитета, оскудения культуры и духовной жизни в России вызваны еще и пропагандой доктрины «золотого миллиарда», где Россия выступает как сырьевой придаток. Такая ситуация должна спровоцировать ответную защитную реакцию. Необходимо выработать четкую программу совместных действий общества, государства и СМИ. Единая линия поддержки традиционной семьи должна быть на всех уровнях власти.

На наш взгляд возможным решением проблемы был бы следующий комплекс мер по обеспечению информационной безопасности традиционной культуры семейных отношений:

- повышение уровня ответственности СМИ за предоставляемые читателям, слушателям, зрителям и пользователям материалов, касающихся семьи и частной жизни, вплоть до введения уголовной ответственности за попытку манипуляции общественным мнением, сознанием;

- тесное сотрудничество СМИ и государственных структур, а также общества в целях решения проблем традиционной семьи (например, через Общественную палату);

- СМИ должны вести внутренний контроль над содержанием материалов, представляемых различным возрастным категориям граждан, оправдано будет применение общественной цензуры, а также необходимо возрождать «нравственный кодекс» журналиста. Недопустимо в детских и подростковых программах, материалах печати использование сексуальной символики, физиологической конкретики и намеков, так как это наносит непоправимый ущерб детской и подростковой психике, формирует нездоровый преждевременный интерес к проблемам пола. К тому же, разбуженный раньше времени сексуальный инстинкт у детей и подростков не находит должного

136

А.В. Артамонова, Г.М. Пурынычева

выхода и трансформируется в агрессию и деструктивное поведение. Это напрямую отражается на уровне детской и подростковой преступности, который за последнее десятилетие вырос многократно;

- создать платные кабельные каналы для взрослых, где возможна трансляция программ эротико-сексуального содержания.

Таким образом, в современной России назрела проблема информационной безопасности традиционной семьи, межпоколенного взаимодействия, регулирования отношений между СМИ и обществом. По мере возрастания влияния СМИ на повседневную жизнь человека, претензиями на общедоступность информации, СМИ должны пропорционально повышать уровень ответственности за представляемые аудитории материалы, чего в настоящий момент не происходит. Вмешательство СМИ в частную жизнь людей ведет к редукции духовных и нравственных событий, сведению их к удовлетворению естественных потребностей, что способствует возникновению духовного вакуума. Человеку некуда спрятаться от общественности, он ощущает себя в качестве экспоната на всемирной выставке, где каждый его шаг, любая мысль, чувство, действие мгновенно превращаются в повод для (психо)анализа, суждения, аналогии и т.д. (например, реалити-шоу «За стеклом»). Раньше прибежищем служила семья, где человек мог найти утешение, покой, внимание к его внутренней сущности. Но и этот последний приют человека отнимают и разрушают СМИ, «освобождающие» человека от неполной информации, осуществляющие свободу слова, а точнее «словоблудие».

Представляется, что нападки на семью не обоснованы с точки зрения логики, антропологии и этики. Традиционная семья защищает развивающуюся личность от разрушающих влияний, формирует здоровую матрицу взаимоотношений и препятствует развитию патологий в области психики. Традиционная семья способствует трансляции ценностей и моделей поведения, функционирующих в обществе, обеспечивает конструктивную межпоколенную коммуникацию, передачу опыта и не препятствует развитию гармонически развитой личности. Делом государства и общества, если оно нацелено на развитие, а не на регресс, должно стать формирование положительного образа традиционной семьи в сознании людей, всемерная поддержка этого института в деятельности СМИ. * 1 2 3 4

Примечания

1 Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. - М., 2005. - С. 179.

2 Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. — М., 2005.

3

Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени/ под ред. Ю.Л. Бессмертного. — М., 1996. — С. 13.

4

Человек в кругу семьи. — М., 1996. — С. 21.

Методологические и философские проблемы исторической науки

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.